Употребление слов иной стилевой окраски примеры – Слова с шутливой окраской примеры. Стилистическое расслоение русской лексики эмоционально-экспрессивная окраска слов. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей

Типы речевых ошибок и их исправление

>Типы речевых ошибок и их исправление Типы речевых ошибок и их исправление

>  Употребление слова в несвойственном ему значении 1. Мы были шокированы  прекрасной Употребление слова в несвойственном ему значении 1. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на продолжении всего текста.

>1. Мы были очарованы прекрасной  игрой актеров. 2. Мысль развивается на протяжении 1. Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на протяжении всего текста.

>  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1. Мое отношение Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1. Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.

>1. Мое отношение к этой  проблеме не изменилось.  2. Были приняты эффективные 1. Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.

>Неразличение синонимичных слов 1. В конечном предложении автор  применяет градацию. 2. Старик трудился

Неразличение синонимичных слов 1. В конечном предложении автор применяет градацию. 2. Старик трудился поставить телегу на колеса.

>1. В последнем предложении автор  применяет градацию. 2. Старик старался поставить телегу 1. В последнем предложении автор применяет градацию. 2. Старик старался поставить телегу на колеса.

> Употребление слов иной   стилевой окраски 1. Автор, обращаясь к этой Употребление слов иной стилевой окраски 1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2. Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель захлебывается во множестве примеров.

>1. Автор, обращаясь к этой  проблеме, пытается направить  людей немного в другое 1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2. Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель утопает во множестве примеров.

>Неуместное употребление эмоционально  -окрашенных слов и фразеологизмов 1. Астафьев то и дело Неуместное употребление эмоционально -окрашенных слов и фразеологизмов 1. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

>1. Астафьев постоянно прибегает  к употреблению метафор и  олицетворений. 2. Реальные ужасы

1. Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

> Неоправданное употребление  просторечных слов 1. Таким людям всегда удается  объегорить других. Неоправданное употребление просторечных слов 1. Таким людям всегда удается объегорить других. 2. Петя шел взади. 3. На вратаре майка, напяленная на рубашку.

>1. Таким людям всегда удается  обмануть других. 2. Петя шел сзади. 3. На

1. Таким людям всегда удается обмануть других. 2. Петя шел сзади. 3. На вратаре майка, одетая на рубашку.

> Нарушение лексической   сочетаемости 1. Автор увеличивает  впечатление. 2. Автор использует Нарушение лексической сочетаемости 1. Автор увеличивает впечатление. 2. Автор использует художественные особенности. 3. У девочки были коричневые глаза. 4. Дешевые цены.

>1. Автор усиливает впечатление. 2. Автор использует художественные  средства. 3. У девочки были 1. Автор усиливает впечатление. 2. Автор использует художественные средства. 3. У девочки были карие глаза. 4. Низкие цены.

>  Употребление лишних слов, в  том числе плеоназм 1. Красоту пейзажа автор Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2. Молодой юноша, очень прекрасный.

>1. Красоту пейзажа автор передает  с помощью художественных  приемов. 2. Это был 1. Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2. Это был прекрасный юноша.

>Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1. В этом рассказе рассказывается  о

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2. В рамках исторического развития русского общества развивается и "личность человека. "

>1. В этом рассказе повествуется о  реальных событиях. 2. В рамках исторической эволюции 1. В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2. В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека» .

> Неоправданное повторение слов 1. Герой рассказа не задумывается  над своим поступком. Герой Неоправданное повторение слов 1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется "Собачье сердце".

>1. Герой рассказа не  задумывается над своим  поступком и даже не 1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется "Собачье сердце".

>  Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1. Когда писатель пришел в  редакцию, Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

>1. Когда писатель пришел в  редакцию, его принял главный  редактор. Поговорив с 1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

> Неудачное употребление  местоимений 1. Данный текст написал  В. Белов. Он относится Неудачное употребление местоимений 1. Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

>1. Данный текст написал В. Белов. Это произведение относится к  художественному стилю. 2. 1. Данный текст написал В. Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2. Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

3 - Лексическая стилистика

  1. Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи.

Лексическая стилистика – это раздел науки о языке; лексический означает словарный (этот термин в переводе с греческого означает «относящийся к слову»). Лексическая стилистика дает оценку использованию слова в различных ситуациях, определяет, насколько оправдано его применение в каждом конкретном случае, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять.

Перечень наиболее распространенных в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приведен в таблицах 1 и 2.

Таблица №1

Вид ошибки

Примеры

1.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3.

Неразличение синонимичных слов.

В конечном предложении автор применяет градацию.

4.

Употребление слов иной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6.

Неоправданное употребление просторечных слов.

Таким людям всегда удается объегорить других.

7.

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление

Автор использует художественные особенности.

8.

Употребление лишних слов, в том числе и плеоназм.

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный.

Таблица №2

Вид ошибки

Примеры

1.

Ошибочное словообразование.

Трудолюбимый

Надсмехаться

2.

Ошибочное образование формы существительного.

Многие чуда техники

Не хватает время

3.

Ошибочное образование формы прилагательного.

Более интереснее, красивше

4.

Ошибочное образование формы числительного.

С пятистами рублями

5.

Ошибочное образование формы местоимения.

Ихнего пафоса, ихи дети

6.

Ошибочное образование формы глагола.

Они ездиют, хочут

Пиша о жизни природы

7.

Нарушение согласования.

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8.

Нарушение управления.

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей

9.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10.

Нарушение способа выражения сказуемого.

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Читая текст, возникает такое чувство…

13.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14.

Ошибки в построении простого и сложного предложения.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15.

Смешение прямой и косвенной речи.

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

16.

Нарушение границ предложения.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

1.1Лексическая сочетаемость.

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.

При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.

Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Нет, конечно. Такого не бывает и не может быть: мы специально для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Такое явление называют семантической несочетаемостью слов. Определение семантический образовано от слова семантика – так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным.

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).

Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).

Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими их значение, обязательна (вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; впадать куда? – в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? – другом, успехами; одержать что? – победу), для других – необязательна (ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.

Нарушение лексической и грамматической сочетаемости является речевой ошибкой.

Тренировочные упражнения.

№1.Подчеркните сочетание слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант.

1.Вода у нас всегда несчитана была.

2.Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

3.Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.

4.Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.

№2.Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики.

2.Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить.

3.Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.

4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

6.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

5

Неразличение синонимичных слов. — Студопедия.Нет

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексические нормы.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

2) Замена.
"Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения:

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.

 

ТЕОРИЯ


Типы ошибок

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

1) Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

 

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Паронимы
– слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).

Неразличение синонимичных слов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.
Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Помогите найти и определить характер речевых ошибок

1. Учитель написал на доске план выполнения работы. 2 Он был веселый парень, как начинал смеяться, так не мог остановиться. 3.На улицах, площадях, переулках, скверах, учреждениях города была широко развернута рекламная кампания 4.Фирма традиционно занимается изготавлением ювелирных изделий, но может заняться изготовлением и другой продукции 5 Она сидела как мумия, уставившись в одну точку, и, подперев подбородок, рукой 6.Через три года она опять встретит Онегина. 7. Голова у него "золотая". Ничто его не берет. 8. Голова закружилась, и она опять потеряла сознание. 9. Ленский жил недолго, погиб на дууэли.

Ну и бред. . никогда таких оборотов речи не встречала. Надо заново составлять все фразы, будет полегче, чем искать ошибки

1.изобразил=нарисовал (стилист. ошибка) 2.временная. как начинал смеяться 3развернута=др. сл 5.у женщины борода? словесная ошибка. 6.возможность=вероятность 7обратно =снова 9голова потеряла сознание? она=человеек

I. Употребление слова в несвойственном ему значении. 1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю. 2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ. II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. 1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”. 2. Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга. III. Неразличение синонимичных слов. 1. Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах. 2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится) . IV. Употребление слов иной стилевой окраски. 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно. 2. А. С. Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса. V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. 1. Этому, безусловно, талантливому писателю М. Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. 2. Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище. VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов. 1. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу) . 2. Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”. VII. Нарушение лексической сочетаемости. 1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция - это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной. ) 2. Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста) , писатель создал один из лучших своих романов. VIII. Употребление лишних слов (плеоназм - от греческого “излишество”). 1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию) . 2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию) . Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине. IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”). 1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости. 2. В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне. X. Неоправданное повторение слов. 1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям. 2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге рассказывается… XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. 1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

1. Учитель нарисовал на доске план выполнения работы. 2. Он был смешной парень, как начинал смеяться, так не остановишь. 3. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама. 4. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может изготовить и другую продукцию. 5. Подперев бороду рукой, уставившись в одну точку, она сидела как мумия. 6. Возможны тяжелые осложнения 7. Через три года она снова встречает Онегина. 8. Голова у него золотая. Ничто ее не берет. 9. Голова закружилась и она опять потеряла сознание. 10. Ленский жил, но умер не своей смертью, а умер от дуэли.

Стилистически окрашенная и нейтральная лексика. 9-й класс

Ключевые слова: слово, лексика, книжная и разговорная лексика , стилистические синонимы

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;
  • метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового; планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать текстовую информацию,организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; записывать лекционный материал;
  • личностные: стремление к речевому самосовершенствованию,умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

1. Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?

- Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Какую роль при этом может играть слово?

- Для чего нужны слова в языке?

Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.

Вывод: Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, –предлоги, союзы, частицы, например.

Но только ли?

2. А.И. Герцен в статье “Призыв к стыдливости” (1858 г.) анализировал язык периодических изданий, среди них - известного в 19 веке издания “Пчела”. Герцен говорил, в частности, о необходимости сохранения в языке газет “благопристойности, здравого смысла и человеческого достоинства”. Манера изъясняться напомнила писателю родительский дом и старого лакея Бакая.

“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка” (см. Приложение 3 [1]).

- Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?

Вывод: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Работа по группам. Вам предложены карточки с набранным текстом. Выберите себе одну. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику?)

1.— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он, — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)

2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы... Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи...

Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.

— Они должны уметь плакать... — говорила Алена. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)

3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек...” — “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос...” — “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)

4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.

Посмотрим.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)

5. Работа над стилем произведения – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л.Н.Толстой; шутя, писатель заметил: “Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог”

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)

Ученики делятся своими открытиями и выдвигают свои версии.

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

III. Обобщение и систематизация знаний и умений (лекция с элементами беседы)

- Вы правы, дополнительная информация, которую несёт слово, может быть различна. Приведём в систему наши наблюдения. Сравните две группы слов:

1) влезать – вторгаться’, высыпать – ‘появиться толпою’, застрять плотно попасть во что-н. так, что трудно высвободиться’, натянуть надеть с усилием, надвинуть что-н.’, отвязаться избавиться’, примоститься поместиться в неудобном для этого месте’;

2) возложить, вследствие того что, вышеуказанный, ибо, конфигурация, опознать, потреблять, предумышленно, изъявлять, произрастать, с тем чтобы, супруги, указанный, эквивалентный, ковроткачество.

– При каких условиях можно употребить приведенные слова?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *