В каком размере из заработной платы взимаются взносы по охране труда: Удержания из заработной платы | Виды удержаний из заработной платы и вычеты — Контур.Бухгалтерия – Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Содержание

Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

- добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Ст. 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

См. все связанные документы >>>

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Взыскиваемые средства используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.

2. В соответствии с ГК (ст. 115) казенное предприятие - это унитарное предприятие на праве оперативного управления имуществом.

Федеральное учреждение - организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (ст. 120 и ст. 214 ГК).

Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК относятся к учреждениям (ст. 120), осуществляющим деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов РФ) на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 214, 294, 296). Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов РФ - на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин "бюджетные организации". Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен.

Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.

Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин "затраты на производство продукции (работ, услуг)", используемый в ст. 226 ТК, является синонимом понятий "фактическая себестоимость" или "себестоимость готовой продукции". Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

3. Номенклатура мероприятий по охране труда приведена в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11.

4. Комментируемой статьей установлено, что в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда.

Кроме того, в субъектах РФ фонды охраны труда могут формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

В законах об охране труда, которые принимаются в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе от 7 августа 1997 г. N 814-121 "Об охране труда в Пермской области" в ст. 20 ("Фонды охраны труда") указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут образовываться фонды охраны труда. Областной фонд (ныне - Пермский край) охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными (краевыми) законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В этот фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным (краевым) законодательством.

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ может регулироваться законами. Например, ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" предусматривает следующее. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в рамках областных целевых программ и муниципальных программ, осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством Московской области.

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6. Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. N 43н.

«пряник и кнут» от государства

Можно ли уменьшить затраты на охрану труда? Как это сделать?

Какие меры воздействия на организации и их руководителей использует государство для того, чтобы реализовывались мероприятия по охране труд?

Как мотивировать работодателя своевременно выделять деньги на охрану труда?

 

Работодатели начинают думать об охране труда только тогда, когда произошел несчастный случай или ГИТ собирается проверить организацию. Только после проверки или произошедшего несчастного случая руководители понимают, что профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний обходится дешевле, чем устранение последствий и реабилитация пострадавших работников

Государство, чтобы мотивировать работодателя выполнять мероприятия по охране труда, использует тактику «кнута и пряника». «Пряник» — это меры финансового стимулирования, которые позволяют уменьшать расходы, связанные с охраной труда, «кнут» — напротив, увеличение ставок в ФСС и штрафы ГИТ при проверке за невыполнение требований по охране труда.

 

Сначала о «пряниках».

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Конкретный перечень мероприятий по охране должен определить сам работодатель исходя из специфики своей деятельности.

Проведение инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда организационные мероприятий по улучшению условий труда (разрабатываются на основе результатов СОУТ), производственный контроль или оценка профессиональных рисков — все эти мероприятия не требуют от работодателя значительных финансовых затрат и, как правило, выполняются собственными силами сотрудников организации и могут носить исключительно организационный характер. Остальные мероприятия требуют различных по величине финансовых затрат, но и их можно сократить.

КАК СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА С ПОМОЩЬЮ ВЗНОСОВ В ФСС РФ?

Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами[1].

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года.

Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Объем финансовых средств, которые будут «возмещены» за счет перечисленных страховых взносов, можно узнать по-разному:

Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования.

Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью. В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов. Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях.

К СИЗ также есть дополнительные требования. Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[2].

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы. За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации.

Страховой тариф определяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[3].

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

 

[1] Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 (далее — Правилах установления скидок и надбавок к страховым тарифам).

[3] Утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

Н. В. Елис,
эксперт по контролю и независимой экспертизе условий труда на соответствие требованиям охраны труда

Статья ТКРФ 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

Комментарий к статье 138

1. Данная статья устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы, ограничивая его определенной долей выплачиваемого заработка. Эти ограничения имеют целью обеспечить особую охрану заработной платы, являющейся основным или даже единственным источником средств к существованию не только работника, но зачастую и членов его семьи, и тем самым гарантировать выполнение заработной платой ее социально-экономической функции.

2. По общему правилу при каждой выплате заработной платы из нее может быть удержано не более 20% в общей сумме по всем видам удержаний. Это ограничение размера удержаний применяется во всех случаях, когда в федеральных законах не установлено иное.

Удержания на основании распоряжения работодателя ни при каких условиях не могут превышать 20%.

3. Размер удержаний не должен превышать 50% заработной платы в случаях, если удержания производятся на основании исполнительного документа. Под исполнительными документами понимаются документы, указанные в ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве": исполнительные листы, выдаваемые судами; судебные приказы; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; постановления судебного пристава-исполнителя.

4. Часть 2 ст. 138 ТК вводит дополнительное ограничение: если удержания производятся на основании нескольких исполнительных документов, то общая сумма удержаний все равно не может превысить 50% заработка работника.

5. Размер удержаний не должен превышать 70% заработной платы в случаях, если удержания производятся при:

- отбывании исправительных работ на основании приговора суда;

- взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

- возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица;

- возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;

- возмещении ущерба, причиненного преступлением.

6. В соответствии со ст. 50 УК при назначении наказания в виде исправительных работ с заработка осужденного производятся удержания в размере от 5 до 20%. Если наряду с этим производятся удержания и по другим основаниям, то общий размер удержаний не может превышать 70% заработка.

7. В соответствии со ст. ст. 80 и 81 СК, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются в судебном порядке, при этом размер алиментов определяется либо долей заработка (одна четверть на одного ребенка, одна треть - на двух и половина - на трех и более, причем эта сумма может быть увеличена и уменьшена судом с учетом материального положения должника, детей, на содержание которых взыскиваются алименты, и других его несовершеннолетних детей), либо, при отсутствии у должника регулярного дохода, твердой суммой. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 100 и 103 СК возможно заключение нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, в котором должен быть установлен размер алиментов на несовершеннолетних детей не меньше, чем предусмотрено ст. 81 СК. Таким образом, сумма алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, может оказаться равной 50% заработка. Если при этом производятся и другие удержания, то общая их сумма не может превышать 70% заработка.

Повышенный размер ограничений на удержания из заработной платы касается взыскания алиментов только на несовершеннолетних детей. При взыскании на основании исполнительных документов алиментов на содержание других лиц (нетрудоспособных родителей, супругов, совершеннолетних, но нетрудоспособных детей и пр.) общая сумма удержаний не может превышать 50% заработка.

8. В соответствии со ст. 1085 ГК при причинении гражданину увечья или повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный им доход и дополнительно понесенные в связи с этим расходы. Возмещение этого ущерба производится ежемесячными платежами (ст. 1092 ГК), что возможно только путем удержаний из заработной платы. Общая сумма удержаний при этом не может превышать 70% заработка.

9. В случае причинения смерти гражданину в соответствии со ст. 1088 ГК право на возмещение возникшего при этом имущественного вреда имеют лица, состоявшие на его иждивении, и некоторые другие лица. Возмещению подлежит та доля дохода умершего, которую иждивенцы получали или имели право получать на свое содержание при его жизни (ст. 1089 ГК). Общая сумма удержаний из заработной платы причинителя вреда в этом случае также может составлять до 70% заработка.

10. Если ущерб причинен преступлением, что должно явно следовать из содержания исполнительного документа, удержаниям подлежит также до 70% заработка.

11. В соответствии со ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" удержания производятся из заработной платы, причитающейся к выдаче на руки должнику, т. е. после удержания налогов.

Если суммы заработной платы должника недостаточно для удовлетворения требований всех взыскателей, она распределяется между ними в очередности, установленной ст. 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве": в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а затем - все остальные требования. Если подлежащей удержанию суммы заработной платы недостаточно для удовлетворения требований взыскателей одной очереди, то она распределяется между ними пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

12. Аналогичный порядок удержаний распространяется и на иные виды доходов должника, в том числе и на те, которые выплачиваются работодателем (денежное вознаграждение по договорам подряда, авторское и иное вознаграждение, доходы от ценных бумаг и пр.).

Обращение взысканий на пособия по социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в период отпуска до достижения им возраста полутора лет) производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении ущерба, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

13. Часть 4 ст. 138 ТК содержит дополнительное ограничение для удержаний из заработной платы, запрещая производить их из тех выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. Перечень таких выплат установлен ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Ряд из них относится к заработной плате или выплачивается работодателем. К ним относятся:

- выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

- выплаты в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; потерпевшим от несчастного случая на производстве на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними;

- выплаты за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС;

- выплаты, производимые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

- выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Издательский Дом "Городец", 2007

Источник: СПС Консультант

Финансирование мероприятий по охране труда

Содержание страницы

Охрана труда предполагает обеспечение всех оптимальных условий работы на предприятии. За ее организацию отвечает сам работодатель. Он не имеет права требовать денег от своих сотрудников. В обратном случае будет зафиксировано нарушение.

Особенности финансирования охраны труда (ОТ)

Средства, выделенные на охрану труда, нельзя тратить на другие цели. Компании, которые направили средства не по назначению, должны вернуть использованные средства в фонд ОТ в объеме 100%. Также компания должна выплатить штраф в Федеральный фонд ОТ. Расходование средств контролируется самим трудовым персоналом. Его представители должны реагировать при обнаружении нарушений. Организация некоторых мер может исполняться за счет взносов, выплачиваемых при несчастных случаях и профессиональных недугах.

Куда направляются средства? Финансирование нужно компании для того, чтобы обеспечить адекватные условия труда. Перечень их оговорен в статье 163 ТК РФ:

  • Нормальное состояние помещений и оборудования.
  • Своевременная поставка документации, нужной для работы.
  • Нормальное состояние инструментов.
  • Безопасность.

Обеспечение вышеуказанных условий финансируется за счет денег, которые относятся на производственные траты.

Определение объема финансирования

В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.

Источники финансирования охраны труда

Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:

  • Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
  • Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
  • Средства работодателя.

ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.

Налоговый учет охраны труда

Траты на ОТ предполагают налогообложение. Компания должна вести соответствующий учет.

Налог на прибыль

При определении налога на прибыль требуется принимать во внимание положения Письма Минфина №03-03-06/1/568 от 14 августа 2007 года. В акте указано, что при наличии всех этих условий дохода для налогообложения не образуется:

  • Меры предпринимались для уменьшения травматизма и болезней.
  • Меры финансируются за счет страхвзносов.

Траты при реализации этих мер не будут учитываться при вычислении налога на прибыль. Траты на охрану труда самого работодателя в рамках нормы будут учитываться при определении налога. Относятся они к конкретным направлениям расходов в зависимости от вида затрат.

В статье 254 указано, что к материальным относятся эти траты:

  • Покупка одежды и обуви, инструментов для защиты (перчатки, маски и прочее).
  • Покупка мыла и антибактериальных средств.
  • Специальное питание для сотрудников, которые работают при вредных условиях.
  • Покупка молока.
  • В структуру прочих расходов входят траты осмотры. Актуальны они, как правило, в транспортных фирмах.

В статье 255 НК РФ указано, что траты работодателя на оплату труда включают в себя любые начисления сотрудникам. Поэтому выплата компенсаций за работу в сложных и вредных условиях будет облагаться налогами на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ.

Налоги на доходы физлиц

В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.

Бухгалтерский учет охраны труда

В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:

  • Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
  • Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».

Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.

В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.

Используемые проводки

При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:

  • ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
  • ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
  • ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
  • ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
  • ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
  • ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
  • ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.

Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.

ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.

Можно ли учитывать траты на воду?

В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.

Что думает по этому поводу Минфин? В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.

В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ. Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.

Страховые взносы и удержание из заработной платы — Контур.Бухгалтерия

Страховые взносы не относятся непосредственно к зарплате сотрудников, т.к. они не удерживаются из зарплаты, как, например, НДФЛ. Их платит работодатель. Но по действующему законодательству нужно рассчитывать страховые взносы и отображать в отчетности в Пенсионный фонд по каждому сотруднику отдельно. Поэтому бухгалтер занимается и их расчетом.

На данный момент работодатель выплачивает взносы в следующие фонды:

  • ПФР (взносы делятся на страховую и накопительную часть),
  • Фонд медицинского страхования,
  • Фонд социального страхования (уплачиваются взносы на страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством и взносы на страхование от несчастных случаев (на травматизм).

Расчет взносов в фонды и их тарифы установлены главой 34 НК РФ. Страховые взносы начисляются на все выплаты, связанные с трудовыми отношениями, а также выплаты физическим лицам по договорам подряда. Необлагаемые выплаты четко перечислены в статье 422 НК РФ.

Основной тариф страховых взносов составляет 30%. 22%  в ПФР, 2,9%  в ФСС и 5,1% — в ФОМС. Кроме того, законом установлены предельные базы для начисления страховых взносов в пенсионный фонд и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Предельная база для начисления взносов на ВНиМ

624 000

670 000

718 000

755 000

815 000

865 000

Предельная база для начисления взносов на ОПС 624 000 711 000 796 000 876 000 1 021 000 1 150 000

В пределах базы взносы в ПФР выплачиваются в полном размере. Если доход сотрудника превышает базу, то с суммы превышения уплачиваются только взносы в ПФР в размере 10%. Это правило применимо для работодателей, которые платят взносы по основному тарифу, льготники после достижения предельного уровня дохода перестают платить взносы за сотрудника. Доход, полученный сверх базы по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства не облагается взносами. Для взносов на ОМС, а также для взносов от несчастных случаев лимит базы не устанавливается — этими взносами облагается весь полученный за год доход работника.

В статье 427 НК РФ перечислены льготные категории и установлены льготные тарифы для некоторых категорий плательщиков. Например, для благотворительных организаций, которые находятся на УСН, установлен тариф страховых взносов 20%. Они платят страховые взносы только в ПФР.

Отдельным федеральным законом 125-ФЗ регламентируются расчеты уплаты страховых взносов на травматизм в ФСС. Для каждой организации устанавливается свой тариф страховых взносов в соответствии с классом профессионального риска. Тариф может быть от 0,2% до 8,5%. Его организация узнаёт, когда становится на учет в ФСС и подтверждает свой вид деятельности.

Вам будут интересны статьи по теме «Зарплата»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *