Вертикаль горизонталь – Вертикаль, горизонталь и арка – первоэлементы архитектуры. помогите найти ответ: 3

Горизонталь против вертикали | Colta.ru

В клуб «Мутабор» через промзону по улице Машиностроения ползли прогрессивные силы современного танца, искусства, музыки, а также сотни московских бездельников, которые остро чувствуют все, что must see. В этом случае событие было крупным — и как бы соответствовало цеховой повестке, велевшей современному танцу выйти из подвалов на большую сцену. Публика час шаталась в промзоновском ночном саду среди диджея, чаев пуэр и чилаутов. Наконец впустили — десять танцовщиков в широких штанах хакама сосредоточенно совершали обороты вокруг своей оси, двигаясь по сцене, пока публика занимала места в трех ярусах, сидя и стоя. Зрители сосредоточенно фотографировали: танцовщики были по пояс голыми. Оркестром из тринадцати музыкантов руководил композитор Антон Светличный.

«Крик о тишине» был заявлен как синтез хореографии и музыки, но разговор о нем нужно начать с нескольких слов о театре. Современный танец, соседствуя с драматическим театром и создавая ему некую угрозу непрерывным сближением или просто соседством, сегодня размывает границы драмы, ее этические нормы, коммуникацию внутри групп, эстетику, наконец. В спектаклях то и дело появляются перформеры — и эти спектакли получают «Золотую маску», как «Родина» Андрея Стадникова, Дмитрия Власика и Шифры Каждан. В спектаклях, где поработал хореограф, актеры странно дышат, странно присутствуют и странно свободны. В спектаклях появились «перформативные практики» — такая же характерная черта времени, как пометка «веганское» в ресторанных меню. Или вместо режиссуры появляется партитура — как форма свободы, закона, возникающего здесь и сейчас и дающего зрителю ощущение живого искусства. Современный танец воспринимается и как мода, и как потребность — в более свободной, менее консервативной институции. Как если бы рядом с монархией появилась географически очень близкая республика и все время выпячивала свои демократические нормы. Одновременно и раздражая, и интригуя — постоянно совершая набеги на монархическую территорию либо обучая и вербуя в свою веру имперских жителей и отправляя их обратно в их дремучий, консервативный театр. Современный танец театр очень интригует: даже в репертуарных театрах появляется все больше спектаклей, где требуется присутствие хореографа как гаранта этой самой современности. С другой стороны, у хореографов тоже появилось клише — мол, вот пойдешь в театр, и тебя там «используют», «заставят обслуживать», ставить хореографический номер либо делать «застройку. Все это для верующих с той стороны звучит так же пронзительно, как хроники

#metoo. Но так или иначе интерференция происходит: они идут к нам, а мы идем к ним. Или на них — как в случае с «Криком о тишине».

Ольга Цветкова — танцхудожник, который живет как художник. И это важно: события жизни становятся актами искусства. Цветкова живет в Алтуфьеве, ставшем частью ее мифологии: в съемной квартире, в коммуне, вместе с режиссером документального кино Яной Исаенко и художницей Татьяной Подкорытовой. Жизнь в спальном районе они превратили в серию домашних и районных перформансов: зимняя йога в сугробах разошлась по сети с миллионом просмотров на

YouTube. Цветкова и Co расшатывают повседневность Алтуфьева факельными шествиями или шокирующими купаниями в надувном бассейне — прямо во дворе в демисезонную пору. Периодически приходит полиция: на надувного розового фламинго у подъезда поступают жалобы. Серия перформансов с привидениями в простынях и музыкальными инструментами в руках, мигрирующих по городу и стране, тоже стала визитной карточкой Цветковой. Опыт ее рефлексий, создание текстов, проза, цитаты, видеоперформансы в соцсетях — все эти следы художника, осмысляющего себя во времени и в пути, делают ее заметным мыслителем движения современного танца. Путь большой — и по фактам вполне мифологический. Большой творческий тандем с гуру танцтеатра Александром Пепеляевым, учеба в SNDO (Академии театра и танца в Амстердаме) на двух факультетах — хореографическом и режиссерском, жила на лодке, лодку эту драила, была матросом и официанткой, поработала актрисой в парижском театре
Nanterre
Amandiers у Филиппа Кена, потом вернулась в Россию, сделала ряд независимых проектов, почувствовала интерес к современной музыке, работая с композитором Владимиром Горлинским, наконец, стала чиновником — куратором фонда V-A-C, где Цветкова работает с десяти до семи в офисе над изменением российского культурного ландшафта.

Ольга Цветкова — танцхудожник, который живет как художник.

«Из гастрольной жизни с Сашей Пепеляевым по всему миру, когда по утрам в гостинице можно было пить шампанское, я уехала учиться в Голландию — и денег не стало настолько, что мои друзья воровали для меня еду в магазинах. У меня есть подруга, у которой есть замок, другая — бомж, а у друга — небольшая улица в Париже, но для меня важно, что стоит за человеком: мне Алтуфьево сейчас больше дает, чем что-либо. Я-то дорожку большую уже прошла и в передвижениях по миру, и в танце: от желания быть виртуозным танцовщиком, поиска техничности, отказа от танца, настоящей невозможности танцевать — до желания переосмыслить современный танец. И поэтому сегодня проект “Дао дэ цзин” — как раз про меня, стоящую на распутье. Мне интересно, как можно, находясь в парадигме коллективной силы, силы целого движения, быть способным на свое собственное соло. Если все детство мы боролись в подвале в Ебурге за то, кто стоит в первой линии и на кого посмотрит препод, то в

SNDO у меня появилась потребность быть аутсайдером, а потом — быть собой».

Вот в этом, наверное, и заключается отличие современного танца — Цветкова, как и все в горизонтали современного танца, топит за ценности движения. В этом смысле ее нежелание встроиться в иерархии созвучно действиям десятков хореографов — навскидку назову несколько имен, хотя их много больше: Татьяна Гордеева, Александр Андрияшкин, Татьяна Чижикова, Дина Хусейн, Аня Кравченко, Александр Любашин, Тарас Бурнашев, Альберт Альбертс и Александра Конникова, Вера Приклонская, Алена Папина, Костя Челкаев, Вика Брызгалова.

Желание Цветковой — не стать звездой, а своими проектами привлечь внимание к танцу. Довольно честное и последовательное: создавать танец вне иерархий, поддерживать этические нормы — например, в оплате и оценке труда перформеров. Найти поддержку институций. Поднять танец из подвалов на большие сцены.

Помню, как я пришла как-то на мастер-класс Цветковой в «ЦЕХ»: «мы садимся в круг с перформерами перед проектом и обмениваемся инструментами друг с другом, устанавливаем договор». Я вернулась на свою репетицию, была полна решимости сесть в круг с актерами и вообще была полна к ним лояльности, но актер Х опоздал, был обруган, а также принес авоську с вином, хлебом и колбасой — и репетиция пошла торопливо, все косились на авоську, установить договор опять не удалось. В драматическом театре еще не все слава богу.

Что же получилось в этом «биг ивенте» в «Мутаборе»? В какой-то момент Цветкова пришла на встречу и лихорадочно говорила о даосизме как о руководстве к жизни — прямом и непосредственном. Я уже привыкла, что Оля ищет подтверждений в философии или художественных произведениях — так, говорит, я спасаюсь, нахожу что-то, что помогает мне жить. Потом Лао-цзы спустя месяцы цитирования вылился в проект — техно-бит с оркестром. В минувшем августе Цветкова набрала для него перформеров по open сall.

В сочетании музыки Светличного, партитуры движения, существования перформеров и даосистской философии я увидела борьбу вертикали и горизонтали. Музыка была совершенно европейская — симфоническая, в ней было все, что мы любим: воля к жизни, саспенс, нарастание, нибелунги, удары и паузы, напряжение, тамтамы, колокола, лирика — и, конечно же, нарратив. То есть все то, чего совершенно лишен даосизм — с его неделанием, приходящим и уходящим. Перформеры вращались, совершали повороты, было видно, какой это марафон выносливости. Потом замирали в паузе. Совершали микродвижения по совершенно непонятным законам. Совершали броски через голову. Неистово плясали на рейве. Снова замирали. Музыка задавала, гнала, диктовала — это действительно уже было похоже на впечатляющий шаолиньский тренинг. Я спросила Олю, почему некоторые перформеры были настоящими крутыми и техничными танцовщиками с опытом учебы в той же

SNDO, работы в труппе — а некоторые были не столь физически крепки.

Даосизм подходит современному танцу как символ веры.

«Мне не нужны были совершенные швейцарские часы или десять размноженных меня. Я поняла, что хочу совместить супертехничных и суперчувствительных перформеров, которые способны понять практику, не знать, что они делают, и без ведома хореографа что-то делать: например, в паузах они ждали импульсов от собственного тела. Часто виртуозные танцовщики не способны чувствовать так остро. Я верю, что перформеры — это не какие-то чудаки, которые ходят там-сям и бесплатно принимают участие в чем угодно. Эти люди действительно живут странно по общим меркам — но они и меняют мир своей чувствительностью. Я верю, что через наше тело кто-то или что-то говорит. Художник понимает свое произведение, когда с ним встречается: не ты создаешь, а через тебя создается. И здесь то же самое: тело тебя ведет, а не ты ведешь. А не то что “как мы классно двигаемся — посмотрите на нас!”».

Ей интересно найти отказ от эго и быть уже не Олей Цветковой, а чистым движением. Поэтому Цветкова работает с сильной, вертикальной, европейской музыкой Светличного — чтобы танцовщик мог выстоять с ней рядом, не иллюстрируя и не делая танец подпоркой музыкальной партитуры.

Почему, спрашиваю я, танцовщики голые — точнее, полуголые? Полумеры?

«Часть перформеров ушла, не получив от меня внятного ответа, — отвечает Цветкова. — Я полагалась на иррациональное. Для меня был важен сам эффект мерцания голой кожи в промзоне — а одних голых рук у девочек было мне недостаточно. Да весь мир уже разделся и оделся обратно, это не вопрос. Профессиональные штаны хакама на голое тело — верная схема для работы с Лао-цзы про соединение вещей: вы не можете увидеть мягкое или супержесткое по отдельности, мы можем воспринимать только мир в диалектике, в сочетании низкого и высокого».

Этого в перформансе было предостаточно: тишина и рейв, пот и паузы, груди и бешеные движения, струнные и техно-бит (Цветкова дала задачу танцевать так, будто ты в клубе уже шесть часов, так, чтобы менять своим танцем несправедливость мира, которая возмущает, — танец превращается в социальный протест). Скрипачи, лежащие на полу. Врезающиеся друг в друга в кувырке перформеры — незапланированно, до синяков.

Все это было и впрямь похоже на Шаолинь и боевые искусства. Борьба с европейскими векторностью, ницшеанством, волей, иерархией и желанием победы, которая проступала в музыке. Диалог с театром — который похож на пищевую пирамиду, где вчерашние молодые бунтари и соискатели театрального счастья быстро социально жиреют, — и впрямь делает современных танцовщиков шаолиньскими монахами. Практики смирения, коллективная этика, совместные действия и непримиримые кодексы превращают комьюнити в завидную молодую силу — в этом смысле даосизм подходит современному танцу как символ веры. Драматический театр давно напоминает католическую мессу — с сановитыми канониками, разобранными тучными епархиями, пышными литургиями. И, возможно, драме тоже пойдет на пользу топить за общее дело, а не взрыхлять почву каждый в своей обители.

«Сегодня нельзя уже просто выйти на сцену и танцевать модерн как ни в чем не бывало, потому что за тобой тянется шлейф культурно-исторический, — говорит Цветкова. — Но этот виток завершится — и танец позволит себе быть на сцене снова, выйдя в большие пространства. Пора сменить географию “высокого” искусства и авангарда, который ютится в подвалах. Мне было бы интересно увидеть, например, Костю Челкаева и Аню Кравченко на сцене Большого — если бы они там делали что-то свое, то, что они делают в танцзалах. Это уже сто раз сделал Жером Бель — он разрушил этот барьер, а нам еще только предстоит».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Help_leftПонравился материал?Like_materialпомоги сайту!Help_right

Вертикаль и горизонталь Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Вертикаль.
Mail-mark-junk red.svgЭта статья предлагается к удалению.Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 октября 2019.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.
Последнее изменение сделано участником Мурад Зиналиев (вклад, журналы) в 21:42, 25 ноября 2019 (UTC; около 59 дней назад).
Ссылки сюда, история, журналы. Администраторам: удалить.
Mail-mark-junk red.svgВозможно, эта статья содержит оригинальное исследование.Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.
Mail-mark-junk red.svg Рис. 1. Схематическое изображение отвесной линии (направления «зенит» и «надир»), а также горизонта («астрономический горизонт» и «видимый горизонт»).

Вертика́льная линия (или вертикаль) — линия, параллельная направлению вверх-вниз в выбранной точке. За направление вниз (надир)[1] принимают направление силы тяжести (то есть ускорения свободного падения g→{\displaystyle {\vec {g}}} )[2], а за направление вверх — противоположное силе тяжести (зенит)[3].

Вертикальная плоскость — это плоскость, которая параллельна вертикали.

Горизонта́льная плоскость или линия — это плоскость или линия перпендикулярная вертикали[4] и параллельная плоскости астрономического горизонта[5].

В практической деятельности вертикальность или горизонтальность определяется при помощи таких приборов как теодолит, отвес, уровень, угломер.

История[

Горизонталь и вертикаль | Директор информационной службы

Каждый ИТ-руководитель по-своему представляет образ своей успешной карьеры. Существует два крайних и поэтому наиболее иллюстративных варианта — «тихая гавань» и «жизнь на гребне волны». Первый вариант подразумевает выстроенное и отлаженное ИТ-подразделение, спокойно выполняющее свои функции и не рвущееся в новые ИТ-проекты. Его сторонники не склонны ни к смене компаний, ни к радикальным изменениям сферы деятельности.

«Отличительной особенностью многих успешных ИТ-директоров является высокая исполнительская дисциплина, организаторские качества и наличие за плечами опыта по реализации действительно сложных проектов. Такие менеджеры могут стать и становятся руководителями бизнес-проектов, не связанных с ИТ», Константин Ольшанский, ИТ-директор компании Teleperformance Russia & Ukraine

Второй вариант — «жизнь на гребне волны» — заключается в динамичной работе совместно с бизнесом по решению новых задач, зачастую в авральном режиме. Люди, выбирающие этот вариант, готовы к резким движениям в своей карьере, в том числе к радикальной смене деятельности.

Разумеется, выбранный подход и идеалы полностью зависят от характера человека и его мотивации — желания доказать что-либо себе, коллегам, начальству, профессиональному сообществу. Именно это во многом определяет выбранный карьерный путь.

«Экстремальные варианты хороши как иллюстрация примеров ИТ-образов, но никак не являются распространенными», — считает Константин Ольшанский, ИТ-директор компании Teleperformance Russia & Ukraine. Впрочем, ИТ-сфера сама по себе очень противоречива, и такие образы только подчеркивают это. С одной стороны, вряд ли в какой-то другой сфере можно найти столько изменений за единицу времени, как в ИТ. С другой стороны, консерватизм и бюрократизм ИТ-специалистов, а особенно желание все систематизировать и регламентировать, уже давно стали темой для анекдотов.

«Я согласен с разделением образа ИТ-департамента как ИТ, живущего с бизнесом, и ИТ, существующего отдельно от бизнеса, — говорит Ольшанский. — Но, как ни странно, варианты успешной карьеры могут быть как в первом, так и во втором варианте. Я в школьные годы был пионером, поэтому «всегда готов» и, конечно же, придерживаюсь первого варианта».

Существует еще и третий образ: ИТ-директор как посредник между ИТ и бизнесом, некий переводчик «с человечьего на ИТ и обратно». Однако сейчас он не показателен и встречается все реже.

Следующий шаг

Диаграмма
Диаграмма

Большинство ИТ-директоров не видят возможностей для продолжения карьеры в той же роли. В опросе CIO Agenda survey, проведенном Gartner, приняло участие более 2,3 тыс. руководителей ИТ-служб, 55% из них заявили, что при следующем шаге в карьере вряд ли займут эту должность. При этом 20% опрошенных полагают, что перейдут на бизнес-позицию, 18% — видимо, из числа наиболее пожилых — намереваются выйти в отставку, а 17% планируют заняться консультированием или преподавательской деятельностью. При этом из 14% опрошенных, максимально высоко оценивающих свои профессиональные качества, почти две трети думают, что в будущем отойдут от работы ИТ-директора.

 

 

 

 

 

 

«В каждом из вариантов развития ИТ-департамента существует смысл. Я пытаюсь сочетать лучшее из них», — утверждает Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование». Есть желание создать стандартизированное, эффективно функционирующее ИТ-подразделение, которое работает на гребне волны, совместно с бизнесом решая актуальные для него задачи, в том числе реализуя инновационные проекты. Как и в любой деятельности, на этом пути, разумеется, есть и успехи, и провалы.

«Только жизнь на гребне волны позволяет не терять интереса к работе и жизни в целом. Других вариантов для себя просто не вижу», — говорит Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит».

Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование»
«Классические функции ИТ действительно «перетекают» в бизнес. Но у нас они носят характер больше функциональный, нежели политический», Андрей Педоренко, директор департамента ИТ компании «АльфаСтрахование»

Принцип единой команды

Отдельным фактором, оказывающим влияние на карьерные планы и притязания, является изменение роли ИТ-директора. В компаниях происходит передел сфер влияния, напрямую затрагивающий интересы ИТ-руководителей. Речь идет не только о перетекании ИТ-бюджетов в бизнес-подразделения, но и о появлении новых топ-менеджеров (например, директор по инновациям, директор по цифровым технологиям), размывающих влияние и сферу ответственности ИТ-руководителей.

«Такие процессы имеют место. Но у нас они носят характер больше функциональный, нежели политический», — отмечает Педоренко. Например, организацией интернет-канала продаж страховых договоров ведает департамент маркетинга и развития, а алгоритмы тарификации создают сотрудники департамента андеррайтинга. То есть классические функции ИТ действительно «перетекают» в бизнес.

В любом случае между подразделениями не должно быть войны. В конце концов, они решают общие задачи, стоящие перед компанией.

«Разделение на ИТ и «не-ИТ» искусственное, а с точки зрения реального бизнеса оно просто вредно», — подчеркивает Ольшанский. Любая коммерческая компания в первую очередь нацелена на получение прибыли, и ИТ-директор — всего лишь один из команды.

«Внешние ИТ-сервисы, специфичные для какого-либо отдельного под­разделения предприятия и не интегрирующиеся во внутреннюю ИТ-инфраструктуру компании, вполне можно отдать не только под ответственность, но и в бюджеты бизнес-под­разделений», — считает Леонид Хлопин, директор департамента ИТ компании «Информационные технологии и системы». Уже классический пример — развитие и сопровождение внешнего сайта компании для подраз­деления маркетинга. Техническое сопровождение в большинстве случаев осуществляется по схеме внешнего аутсорсинга с размещением на внешних площадках. Посредническая роль ИТ-директора здесь не нужна.

По другим подобным задачам такой подход тоже вполне оправдан и не уменьшает роли ИТ-директора в компании. Более того, он избавляет его от посреднических, непродуктивных задач», — говорит Хлопин.

«Противостояние с другими руководителями не является исключительной прерогативой ИТ-директора, если в компании выстроена модель, когда идет разделение на отделы, приносящие прибыль и на отделы, требующие затрат», — отмечает Ольшанский. В такой компании ИТ-подразделение почти всегда вынуждено оправдываться. Очень часто бывает, что ему отводится незавидная роль чернорабочего.

«Я считаю, что в любом случае нужно придерживаться принципов единой команды. Если бизнес-модель компании не предусматривает вас в роли форварда, то нужно искать славу на других позициях», — продолжает Ольшанский. По его мнению, лет через двадцать такое понятие, как ИТ-директор, просто исчезнет. Бурное развитие ИТ и внедрение их во все сферы нашей жизни приведет к тому, что понятие «ИТ-директор» станет чрезвычайно широким и расплывчатым.

На самом деле роль и статус ИТ-директора в организациях даже сейчас могут радикально различаться, что стимулирует людей к поиску своего идеала.

Другое дело, что, достигнув его, человек часто осознает, что эта должность, к которой он так долго шел, на самом деле не является пределом мечтаний. Происходит серьезная пере­оценка, и многие уходят, например, в проектную деятельность или на бизнес-позиции.

«Можно сказать, что многие мечтают о переходе на бизнес-позицию. Для такого перехода внутри компании необходимо выстроить деятельность ИТ, приобрести серьезный авторитет и постепенно начать подключаться к решению все более сложных бизнес-задач», — считает Евтушенко.

Некоторые ИТ-руководители представляют собой менеджеров весьма высокого уровня и вполне способны удовлетворить амбиции. Однако, по мнению Ольшанского, отличительной особенностью многих успешных ИТ-директоров является высокая исполнительская дисциплина, организаторские качества и наличие за плечами опыта по реализации действительно сложных проектов, затрагивающих все сферы деятельности компании. Такие менеджеры могут стать и иногда действительно становятся руководителями новых бизнес-проектов, не связанных с ИТ.

Карьера в пяти измерениях

Поговорка «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» хорошо

характеризует вертикальный принцип построения карьеры. Специалист повышает уровень квалификации, занимает все более высокие позиции, растут его статус и уровень оплаты труда, увеличивается количество подчиненных. На вершине такой карьеры — глава компании. Как подчеркнул Андрей Давыдов, управляющий партнер консалтинговой компании Alpha Personnel Executive Search, в ходе дискуссии «Карьера ИТ-специалиста в 5D» (www.globalcio.ru/workshops/102/), такой «дву­мерный» подход к построению карьеры является классическим и до сих пор актуален. По данным HeadHunter, 45% работоспособных граждан именно так и видят свою карьеру. Однако в ИТ эта цифра несколько меньше — 37%, потому что именно ИТ-специалисты чаще находят выход своим амбициям в развитии «горизонтальной» карьеры.

При горизонтальном карьерном пути появляется третье измерение: специалист постепенно охватывает смежные области, наращивает свой профессиональный уровень и становится гуру в своей области. Такое встречается все чаще и не вызывает удивления. Эксперт может получать зарплату больше, чем генеральный директор. Среди ИТ-специалистов горизонтальную карьеру выбирают около 20% опрошенных. Тем не менее пока горизонтальный путь не победил карьерную вертикаль.

Существуют в карьере ИТ-специалиста и иные измерения. Например, переход на бизнес-позицию или такой вариант, как построение за профессиональную деятельность нескольких карьер.

Выбирают престиж

Вертикальная карьера интересует сотрудников сильнее, нежели профессиональное развитие в рамках одной должности. Как выяснили в HeadHunter, сотрудники уверены, что в первом случае можно зарабатывать гораздо больше, нежели во втором. Развитие «вверх» дает возможность раскрыть свои таланты, реализовать притязания и решать более амбициозные задачи.

Среди поклонников горизонтальной карьеры бытует мнение, что она позволяет чувствовать себя увереннее, поскольку специалисты становятся ценными и востребованными кадрами. Такой рост, в отличие от вертикального, дает большую свободу приложения своих навыков и способностей, позволяет избежать излишней ответственности, а также статусных осложнений, вызванных конкурентной гонкой за руководящую позицию.

Только каждый второй считает достойными оба типа карьеры. Примерно треть опрошенных придерживается мнения, что движение по горизонтали не так заметно и престижно.

«Правильнее поставить вопрос: сколько времени потратить на вертикальный рост и что делать дальше?» — полагает Александр Щетинин, начальник отдела ИТ компании «Тюмень­нефтегазпроект». Период вертикального роста у каждого свой. Кто-то действительно может вырасти до высококлассного специалиста за два-три года, а кому-то и 20 лет мало. Кто-то хочет расти и требует повышения, демонстрируя свой интеллектуальный рост, а кому-то и на средней должности вполне комфортно. Можно с уверенностью утверждать, что для многих специалистов вопрос перехода в менеджмент без потери квалификации является болезненным, не каждый хочет и может стать руководителем. И это правильно: не каждый классный ИТ-специалист может стать таким же классным ИТ-руководителем.

«В настоящий момент передо мной стоит вопрос, куда двигаться: или периодически менять место работы на аналогичное, или менять сферу деятельности», — делится Щетинин.

ИТ-директор, проработавший в организации более десяти лет, лучше многих знает, как протекают в ней процессы. Как следствие, он может стать уж если не первым лицом компании, то его правой рукой. Не секрет, любая организация — это потоки информации, а именно их настоящий ИТ-руководитель организует и, следовательно, отлично знает, что и как влияет на те или иные процессы или показатели.

Разумеется, знание процессов — необходимое, но отнюдь не достаточное качество. Как минимум руководителю компании необходимы еще незаурядные лидерские качества и умение рисковать, а с этим у ИТ-менеджеров традиционно существуют проблемы.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не все бизнес-руководители сами соответствуют озвученным критериям. Практика назначения на руководящие должности «своих людей» является демотивирующим фактором для карьерных амбиций многих специалистов.

«Людей, получивших образование по специальности «управление ИТ», крайне мало, не говоря уже о низком качестве самого образования, а молодежь, выпущенная по этим специальностям, слабее разбирается в технологиях», — констатирует Марк Шварц­блат, директор департамента ИТ группы компаний «Квадрат». Именно поэтому подавляющее большинство ИТ-руководителей выходят из программистов и инженеров. Однако в условиях нашей плохо предсказуемой бизнес-среды логичность ИТ-специалистов — скорее, их недостаток как руководителей, а текущий имидж ИТ-специалистов не способствует их продвижению собственниками к верхним постам иерархии.

«Можно сделать вывод: вертикальная карьера имеет заметный предел», — отмечает Шварцблат. Требуется горизонтальное развитие, хотя с течением времени учиться новому становится все сложнее.

«Многие выбирают ИТ не от безвыходности, а из интереса к этой области. Первый опыт и интересы остаются с тобой всю жизнь и оказывают влияние на дальнейшее развитие», — уверен Михаил Муравьев, ИТ-директор компании «Омега». Полностью перестроиться действительно нелегко, да и не всегда нужно, поэтому так много специалистов растут «по горизонтали»: им нравится то, что они делают, остальное — частности.

Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит»
«Только жизнь на гребне волны позволяет не терять интереса к работе и жизни в целом. Других вариантов для себя просто не вижу», Алексей Евтушенко, директор по ИТ банка «Хоум Кредит»

Вставая на путь руководителя, специалист перестает глубоко вникать в технологии и начинает заниматься другими задачами. После нескольких лет подобной работы формируется уже другой угол зрения и новые подходы к решению технических задач. Они решаются не технологиями, а ресурсами; на данном этапе руководитель начинает развивать уже управленческие компетенции, чтобы делать свою работу более продуктивно. Естественно, что некая техническая база остается на всю жизнь, и иногда можно даже поучаствовать в решении задач в роли «играющего тренера», но приоритеты становятся другими.

«ИТ-специалист, выросший в руководителя, — лицо предвзятое, и это накладывает большие ограничения на его менеджмент, особенно в России. Он по определению чрезмерно лоялен к ИТ, хотя решать проблемы исключительно с помощью ИТ не всегда правильно», — признает Муравьев.

«Так получилось, что карьера развивается горизонтально: слишком много интересных специализаций сейчас есть в ИТ, — говорит Наталья Волканина, начальник ИТ-отдела СМК «Астра-Металл». — Возможно, глубокое погружение в смежные темы помешало развитию вертикальной карьеры, но иногда приятно осознавать, что окружающие ценят тебя как профессионала».

К сожалению, редкие работники, будучи узкими специалистами, способны быстро найти понимание проблемы. Бывает, что такой специалист долго возится с проблемой, а обладай он знаниями в смежной области, решение лежало бы на поверхности.

«Что касается качественного роста по вертикали, то в первую очередь для этого надо выращивать замену», — считает Волканина.

«Я попробовала все: и горизонталь, и вертикаль. Было время, когда мне, специалисту, платили индивидуальную зарплату, которая была выше, чем у руководителя всей нашей структуры, — вспоминает Татьяна Орлова, менеджер по международным проектам компании «ЕС-лизинг». — Потом пошла в вертикаль, однако в какой-то момент вертикальный рост стал скучен. Сейчас выбранную стратегию можно описать как «комплексное наклонное поступательное движение вверх», которое доставляет удовольствие. Сейчас все больше увлекаюсь той областью, которая относится к развитию личности».

У «технарей» шансов достичь высот в карьерной лестнице много, и они очень разнообразны. Ключ к успеху — соотносить свои амбиции, свои знания с бизнес-целями компании.

На определенной стадии личностного развития потребности во власти и признании начинают доминировать, и это нормально. «Золотой серединой» удовлетворяются далеко не все. Тем не менее поговорку «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» можно прочитать и наоборот: «Плох тот генерал, который не понюхал пороху». Для того чтобы эффективно руководить, надо прежде научиться работать самому. А лучшая школа — это профессиональная деятельность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Журнал Владимира Рокитянского — LiveJournal

Начнем, пожалуй. Будет много цитат и мои небольшие комментарии. Цитаты – курсивом, выделения везде мои.

Одному лишь человеку дано понимать не только красоту, но и трудные, темные стороны жизни. И одному лишь ему доступна мечта и сила сделать жизнь лучше!

Это то, о чем я писал в прошлом посте как о необходимом условии существования в культуре идеала: наличие «вертикали». Без которой невозможна мечта о совершенстве, о развитии как самоцели, а не только ради решения насущных проблем.
Два основных мотива деятельности человека: служение и творчество, творчество в служении и саморазвитие и приносимое им счастье в творчестве.

Эрг Hoop [командир звездолета «Тантра»] впервые подумал о прекрасной родной планете как о неисчерпаемом богатстве человеческих душ, утонченных и любознательных, освобожденных от тяжких забот и опасностей природы или примитивного общества. Прежние страдания, поиски, неудачи, ошибки и разочарования остались и теперь, в эпоху Кольца, но они перенесены в высший план творчества в знании, искусстве, строительстве. Только благодаря знанию и творческому труду Земля избавлена от ужасов голода, перенаселения, заразных болезней, вредных животных. Спасена от истощения топлива, нехватки полезных химических элементов, преждевременной смерти и слабости людей. И те крохи знания, что принесет с собой «Тантра», тоже вклад в могучую лавину мысли, с каждым десятилетием совершающую новый шаг вперед в устройстве общества и познании природы!

Он же любимой женщине:

Чем прекраснее и любимее моя планета, тем больше хочется послужить ей. Сажать сады, добывать металлы, энергию, пищу, создавать музыку – так, чтобы я прошел и оставил после себя реальный кусочек сделанного моими руками, головой. Я знаю только космос, искусство звездоплавания и этим могу служить моему человечеству. Но ведь цель – не самый полет, а добыча нового знания, открывание новых миров, из которых когда-нибудь мы сделаем такие же прекрасные планеты, как наша Земля. А вы, Низа, чему вы служите? Почему и вас так влечет тайна звездолета-диска? Только ли одно любопытство?

Мечты о тихой бездеятельности рая не оправдались историей, ибо они противны природе человека-борца. Были и остались свои трудности для каждой эпохи, но счастьем для всего человечества стало неуклонное и быстрое восхождение ко все большей высоте знания и чувств, науки и искусства.

В эпоху Великого Кольца считалось неполезным держать людей подолгу на одной и той же работе. Притуплялось самое драгоценное – творческое вдохновение, и только после большого перерыва можно было вернуться к старому занятию.

Главные занятия людей коммунизма – наука и искусство. Об искусстве и эстетизме людей Эпохи Великого Кольца позднее, а вот – о науке.

Эрг Hoop припомнил, что в старину, когда учеными было не большинство населения Земли, а лишь ничтожная по численности группа людей

Автоматизация производительных сил общества … позволила множеству людей заниматься тем, что является основным делом человека, – научными исследованиями.

В этом месте попытаюсь перебросить мостик между идеалом «Великого Кольца» и советской реальностью 1960-х, когда, можно предположить, «Туманность Андромеды» особенно много читали. Фильм «Девять дней одного года», популярность книг об ученых. Возрождение театрального новаторства («Современник», Эфрос, Любимов). Вечера поэзии. И споры между «физиками» и «лириками» (не между адвокатами и бизнесменами).
Это так, заметка на полях.

Конспект занятия «Горизонталь и вертикаль» (1 класс)

3. Тема занятия «ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Горизонталь и Вертикаль».

Дата проведения

Состав учебной группы (1 класс)

Цель учебного занятия – знакомить детей с миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Задачи:

Знакомство детей с новыми понятиями «Горизонталь» и «Вертикаль». Повторить понятия «Шахматная доска», черные и белые поля, правильное расположение шахматной доски. Закреплять название шахматных фигур и их начальное расположение на шахматной доске, развивать умение передвигать шахматную ладью;

Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, выполнять задания педагога в парах;

Воспитывать выдержку, уверенность в своих силах, интерес к шахматам, желание действовать совместно в парах.

Форма учебного занятия (кружок /урок по шахматам)

Форма организации работы (фронтальная, в парах)

Образовательные технологии: игровое обучение.

Методы: наглядный, эвристический, словесные

Материально-техническое оснащение занятия (ПК, мультимедийное оборудование (проектор и экран/ мультимедийная доска), презентация, демонстрационная шахматная доска, мягкий мяч, игровые наборы шахмат для учащихся, полоски: вертикали и горизонтали (нераскрашенные), фигуры лежат в холщовых непрозрачных мешочках, смайлики).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, садитесь.

  1. Разминка. // Слайд 2//

— Сегодняшнее занятие мы с вами начнем с игры «Найди отличия». Вам надо будет найти 10 отличий… Молодцы!

А теперь давайте вспомним, что мы с Вами делали на прошлом занятии, а для этого мы сыграем в игру с мячом. Я буду спрашивать, а вы отвечать.

// Слайд 3// Вопросы:

  1. В какой стране появилась шахматная страна. (Индия)

  2. А сколько на шахматной доске клеток? (64)

  3. Какой формы шахматная доска? (Квадратная)

  4. Как называется клетка шахматной доски? (Поле)

  5. Какого цвета левый нижний угол шахматной доски? (черный)

  6. Каких полей на шахматной доске больше: белых или черных? (Поровну/ Одинаково)

  7. Какого цвета правый нижний угол шахматной доски? (белый)

  8. Сколько на доске белых пешек? (Восемь)

  9. Какого цвета правый верхний угол шахматной доски? (черный)

  10. Сколько на шахматной доске ладей? (четыре)

Молодцы у Вас все получилось. Попробуйте расставить фигуры на своей доске. Проверяем. Молодцы.

  1. Основная часть.

Сегодня мы с Вами продолжим путешествие по шахматной доске, а поможет нам в этом шахматная фигура. Попробуйте отгадать загадку:

По углам доски стоят

Украшают войска ряд

(Ладьи)

//Слайд 4// Правильно – это ладья.

Помните, как ходила ладья? //Слайд 5// (Ладья передвигается по доске Вперед (вверх), назад (вниз), Вправо, Влево.)

А сегодня мы с вами узнаем, как называются дорожки шахматной доски, по которым двигалась ладья!

Объясняем, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо.

Задаем вопрос, а с право налево это? (Горизонталь)

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?….(4/4)

А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?….(8)

А теперь покрасьте горизонталь правильно

Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.

Правильно, и как называются эти линии……

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифрами, а вертикальные линии?

Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h).

Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть.

У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Жа-ш.

Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

А теперь покрасьте Вертикаль правильно

Д.И. на демонстрационной доске «Горизонтально-вертикальная игра». Поставим белую ладью на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть ладью на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: «Направо по горизонтали», «Вниз по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали». (Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.) (Можно так же поиграть в «Чудесный шахматный мешочек», если остается время.)

  1. Рефлексия.

Я узнал… Я научился…У меня сегодня получилось…

Скажите, что же нового вы узнали сегодня?

Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх (Вертикаль)

Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

На этом наше шахматное путешествие подошло к концу. До свидания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *