Википедия профессия учитель: Учитель — Википедия – Учитель (значения) — Википедия

Учитель Википедия

Учитель и ученики (средневековая миниатюра)

Учи́тель, учи́тельница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).

Конфуций писал:

«Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика.Конфуций[1]»

История профессии[ | ]

«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.Александр Пушкин
»

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (например: дисциплина) , так и отрицательные стороны (например: избиение детей). А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и толь

Учитель Википедия

Учитель и ученики (средневековая миниатюра)

Учи́тель, учи́тельница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).

Конфуций писал:

«Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика.Конфуций[1]»
«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.Александр Пушкин
»

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (например: дисциплина) , так и отрицательные стороны (например: избиение детей). А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).

В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К. Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным (и приводил в качестве примера Чичикова):

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и

совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»[2].

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о в

Педагог Википедия

Учитель и ученики (средневековая миниатюра)

Учи́тель, учи́тельница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся).

Конфуций писал:

«Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика.Конфуций[1]»

История профессии[ | ]

«Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.Александр Пушкин
»

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (например: дисциплина) , так и отрицательные стороны (например: избиение детей). А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) ил

Учитель, Константин Александрович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Учитель.

Константин Александрович Учитель (род. 31 июля 1968, Кривой Рог) — российский историк театра, педагог, продюсер.

Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне Российский государственный институт сценических искусств) окончил по двум специальностям: как театральный менеджер и историк музыкального театра. С 1998 года преподает в институте дисциплины, связанные с продюсерской деятельностью в сфере исполнительских искусств, историей оперы, методологией научного исследования. Доктор искусствоведения[1][2]. В период с 2007 по 2008 год работал заместителем директора Михайловского театра по репертуару и исследовательской деятельности

[3]. Профессор кафедры продюсерства в области исполнительских искусств.

Объекты исследовательского интереса Учителя: история русского оперного театра; музыка, литература и театр русского авангарда; театральный и музыкальный менеджмент; современная академическая и новая импровизационная музыка; сценография. Автор книг «Михайловский театр. Сюжеты. Имена», «МАЛЕГОТ. 1918–1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент», соавтор-составитель (с Валерием Полуновским) издания «Геннадий Сотников» и др. В 1991–2007 в качестве музыкального критика сотрудничал с газетами «Вечерний Петербург», «Коммерсант-Daily», «Невское время», «Час пик», журналом «Театральный Петербург».

Продюсер музыкальных фестивалей, в том числе «Гений места» (2012–2013), «Часы Хармса» (2016). Автор сценария спектакля «Silentio. Диана Вишнёва» (Мариинский театр, совместно с Андреем Могучим, 2006) и других реализованных либретто и сценариев. Выступает как музыкант-импровизатор; первый исполнитель ряда сочинений Юрия Красавина, Анатолия Королева и других современных авторов; в 2009 году представил на фестивале «Театральное пространство Андрея Могучего» «действо, которое пока не имеет аналогов и названия. В сопровождении музыкальной группы «Борщ Капелла» он прочел собравшимся записки своих друзей из социальной сети „ВКонтакте“»

[4].

Автор и продюсер ряда художественных акций, сочетающих элементы театра, концерта и перформанса, в их числе: «Хармс в филармонии» (2006), спектакль-путешествие по Д. И. Хармсу «Маршрут „Старухи“» (2013–2017), «Путь „Весны священной“» (2013–2017, с Сергеем Старостиным и ансамблем «Виртуальная деревня»)[5], «Александр Введенский. Опыт взирания» (с Владимиром Кузнецовым, 2014–2015).

Постановка Учителя «Разговоры беженцев» (2016, фестиваль «Точка доступа» по Бертольту Брехту, совместно с Владимиром Кузнецовым) была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска»[6]. Спектакль был показан в Петербурге, Москве, Челябинске, Новосибирске, участвовал в "Днях Брехта" в Берлине[7]. «Путь „Весны священной“» в сентябре 2017 года был представлен на сцене Парижской филармонии (Франция)[8], прошел в городах России и Украины, в Лионе и Женеве.

Проекты[править | править код]

Книги и монографии[править | править код]

  • Учитель К. А. Михайловский театр. Сюжеты. Имена. — СПб.: ЛИК, 2009. — 176 с. — ISBN 978-5-86038-162-9.
  • Полуновский В. И., Учитель К. А. Геннадий Сотников. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2010. — 247 с. — ISBN 978-5-88689-046-4.
  • Учитель К. А. МАЛЕГОТ, 1918-1948. Организация творческого процесса и художественный эксперимент. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2014. — 146 с.

Статьи[править | править код]

Учитель - это... Что такое Учитель?

  • УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую …   Толковый словарь Ушакова

  • учитель — Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Мы взяли к детям мамзель Ср. . См …   Словарь синонимов

  • учитель —     УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод     УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ, я, мн. я, ей и и, ей, муж. 1. (мн. я, ей). Лицо, к рое обучает чему н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к рый учит (научил) чему н. (высок.).… …   Толковый словарь Ожегова

  • УЧИТЕЛЬ — Ефим Юльевич (1913 88), оператор, режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в создании фильмов Ленинград в борьбе (1942), Парад победы (1945). Поставил фильмы: Русский характер (1957), Мир дому твоему (1960), Граница… …   Русская история

  • УЧИТЕЛЬ — «УЧИТЕЛЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1939, ч/б, 103 мин. Киноповесть. О молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье. Яркая актерская работа Тамары Макаровой в роли Груни… …   Энциклопедия кино

  • Учитель — см. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную,… …   Официальная терминология

  • учительё — сущ., кол во синонимов: 1 • учителье (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ. Педагогическая профессия и должность в системе образования. ЮНЕСКО приняла (1966) «Рекомендацию о положении учителей», охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • учитель — учитель, род. учителя, мн. (в знач. «преподаватель») учителя, род. учителей. В знач. «глава учения, имеющий последователей») учители, род. учителей …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Учитель, Ефим Юльевич — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Ефи́м Ю́льевич Учи́тель (1913—1988) — советский кинооператор и кинорежиссёр документального кино, кинодокументалист, фронтовой кинооператор, сценарист. Народный артист СССР (1976).

    Ефим Учитель родился 15 (28) октября 1913 года одним из пятерых детей в еврейской семье в Тирасполе Херсонской губернии, Российской империи[2][3][4]. Его отец работал наборщиком в типографии газеты «Днестровский край»[5]. Семья жила на Часовенной улице. В 1918 году отец умер и семья оказалась на иждивении старшего брата[6]. Старшая сестра работала кассиршей в кинотеатре, и Ефим вскоре увлёкся кинематографом, затем фотографией. После окончания седьмого класса в Тирасполе был направлен по путёвке на учёбу в ФЗУ в город Ленинград.

    С 1930 по 1935 год учился на операторском факультете Ленинградского института киноинженеров.

    С 1935 года работал ассистентом оператора, в 1937—1988 годах — оператор и режиссёр киностудии «Ленкинохроника» (с 1968 года — Ленинградская студия документальных фильмов). С 1964 года — художественный руководитель Первого творческого объединения «Ленкинохроника».

    Первый снятый им фильм — «Праздники в тундре» (1937). В 1940 году с другими операторами снял фильм «Линия Маннергейма».

    В годы Великой Отечественной войны — фронтовой оператор (снимал героическую оборону Ленинграда). Съёмки кинорежиссёа вошли в фильмы «Берлин» и «Парад Победы» (1945) и другие.

    В 1942 году как режиссёр-постановщик снял фильм «Ленинград в борьбе»; тему Ленинграда продолжил в фильме «Прорыв блокады Ленинграда» (1944), «Ленинград» (1947, с Романом Карменом), «Подвиг Ленинграда» (1959), «Встреча с Ленинградом» (1970), «Ленинград. Годы и свершения» (1974), «Ленинград — город-герой» (1975).

    Разрабатывал также тему России, русского характера, создал кинопортреты современников.

    Снял более 50 документальных фильмов, сюжеты для киножурналов, специальные выпуски кинохроники.

    Член ВКП(б) с 1940 года.

    Умер 18 августа 1988 года в Ленинграде. Похоронен на Серафимовском кладбище.

    Семья[править | править код]

    • Жена — Нина Константиновна Войцеховская (1922—1995), редактор издательства «Искусство».

    Операторские работы[править | править код]

    • 1937 — Праздник в тундре
    • 1940 — Эстонская земля
    • 1940 — Линия Маннергейма (совм. с другими)
    • 1941 — Эстонская земля
    • 1942 — Ленинград в борьбе (совм. с другими)
    • 1943 — Комсомольцы
    • 1944 — Прорыв блокады Ленинграда
    • 1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией (совм. с другими)
    • 1944 — Лагерь смерти Клоога
    • 1945 — Берлин
    • 1945 — Парад Победы
    • 1947 — Ленинград (совместно с Р. Л. Карменом) (режиссёр и главный оператор)

    Режиссёрские работы[править | править код]

    • 1942 — Ленинград в борьбе (совм. с другими)
    • 1949 — Сибирь Советская
    • 1952 — Путь к морю
    • 1954 — В долине Сусамыра
    • 1956 — Концерт артистов ленинградской эстрады и театров (фильм-спектакль)
    • 1957 — Русский характер
    • 1959 — Дочери России
    • 1959 — Подвиг Ленинграда (совместно с В. М. Соловцовым)
    • 1960 — Мир дому твоему
    • 1963 — Песни России
    • 1963 — Есть такой городок
    • 1965 — Рассказы рабочих
    • 1966 — Дело Эрвина Шуля
    • 1967 — Твое щедрое сердце
    • 1970 — Встреча с Ленинградом
    • 1970 — Встречаются ветераны
    • 1971 — Вилегодские мужики
    • 1972 — Граница
    • 1974 — Большой хлеб России
    • 1974 — Ленинград. Годы и свершения
    • 1975 — Ленинград — город-герой
    • 1975 — Памятник
    • 1976 — Ленинград, годы и свершения
    • 1977 — Как дела, товарищ председатель ?
    • 1978 — Ирина Колпакова
    • 1979 — Валдай: лирический репортаж
    • 1979 — Мои комиссары
    • 1981 — Доброе утро, люди!
    • 1982 — Наш Фриц
    • 1984 — Мы из блокады
    • 1987 — Хранитель. Из биографии академика Орбели

    Сценарист[править | править код]

    • 1952 — Советская Бурят-Монголия
    • 1956 — Концерт артистов ленинградской эстрады и театров (фильм-спектакль)
    • 1981 — Доброе утро, люди!
    • 1982 — Наш Фриц
    • 1984 — Мы из блокады

    В 1992 году на здании Студии документальных фильмов (набережная Крюкова канала, 12), где Е. Ю. Учитель работал с 1935 по 1988 год, была установлена мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович, скульптор Л. К. Лазарев).

    Учитель года России — Википедия

    Учитель года России — ежегодный всероссийский конкурс, который проводится Министерством образования и науки Российской Федерации, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.

    Конкурс проводится с 1992 года. В предшествующие два года, до роспуска СССР, проводился аналогичный конкурс всесоюзного масштаба. Аналогичные конкурсы проводятся в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, на Украине, а также в Австралии, Великобритании и США[1].

    В 2011 году очный финал конкурса проводится в сентябре-октябре и проходит в три этапа. На первом этапе конкурсантам предстоит выполнить следующие задания:

    • Интернет-ресурс: размещение на веб-сайте или в блоге учебных, методических или других авторских разработок, отражающих новаторский опыт работы и демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете
    • Методическое объединение: устное представление своего профессионального опыта как продукта взаимодействия с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и работниками других сфер хозяйства и культуры
    • Учебное занятие
    • Разговор с учащимися (обсуждение актуального для учащихся вопроса в течение 20 минут в режиме импровизации)
    • Беседа с родителями: обсуждение (до 20 минут) с родителями учащихся педагогической ситуации, требующей решения, с формированием решения в конце обсуждения

    Второй этап включает в себя проведение мастер-класса и участие в открытой дискуссии по общественно значимой проблеме с участием общественности. Третий, заключительный этап, представляет из себя «„круглый стол“ образовательных политиков» на актуальную тему с участием Министра образования и науки Российской Федерации.

    По итогам первого этапа финала определяются 15 лауреатов конкурса, по итогам второго тура — пять победителей (суперфиналистов) и по сумме баллов, набранных во втором и третьем турах, — абсолютный победитель конкурса. Абсолютный победитель получает сроком на один год должность общественного советника Министра образования и науки Российской Федерации.

    1989—1991[править | править код]

    В СССР идея проведения всесоюзного учительского конкурса, по примеру американского аналога, проводившегося к тому времени уже несколько десятилетий (с 1952 года), обсуждалась с начала перестройки, озвучивалась на учредительном съезде Союза учителей. Весной 1989 года редактор школьного отдела «Учительской газеты» В. Жуков предложил идею её главному редактору Г. Селезневу, и в июне на страницах газеты открылось обсуждение проекта конкурса[2][3]. После одобрения в ЦК КПСС — «Учительская газета» с 1 января 1989 года была его органом — 30 декабря 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года»: предусматривалось, что организатором станет редакция «Учительской газеты» при поддержке Госкомитета СССР по народному образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, Академии педагогических наук, ЦК ВЛКСМ и общественных педагогических объединений. Определено было и общее задание для финалистов: проведение открытого урока в одной из московских школ (класс по выбору) с получением темы урока за два часа до его начала.

    В заочном туре конкурса 1990 года приняли участие 99 человек (при этом следует отметить, что конкурс проводился далеко не во всех регионах страны). Из этого числа жюри отобрало шесть финалистов, представлявших Москву, Сумы, Челябинскую и Тульскую области, Красноярский край и Казахстан. Первый абсолютный победитель конкурса был объявлен 6 июня, им стал Александр Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Тульской области. Некоторое время спустя учреждённый специально для конкурса приз — «Хрустального пеликана» — Сутормину вручил президент СССР Михаил Горбачёв.

    В финале 1991 года были представлены шесть республик СССР — Белоруссия (В. Гербутов), Киргизия (О. Абдувалиева), РСФСР (А. Яранцев), Таджикистан (Ю. Рустамов), Узбекистан (А. Суюнов) и Украина (А. Шапиро). В силу дезинтеграционных процессов некоторые из других республик не пожелали принять участия в конкурсе. Так, к примеру, замминистра культуры и образования Литовской республики прислал письмо в «Учительскую газету», в котором мотивировал отказ от участия тем, что в Литве началась реформа просвещения, которая должна была полностью вывести республику из образовательного поля Союза[4].

    Помимо показательного урока, в конкурсные задания финалистов были включены также собеседование и тест на компьютере. Вторым и последним Учителем года СССР стал преподаватель физики из Минска Валерий Гербутов; его «Хрустальный пеликан» оказался единственным, покинувшим пределы России. Награду победителю 20 сентября 1991 г. в последний раз вручил глава Союзного государства М. С. Горбачёв.

    1992—1999[править | править код]

    В 1992 году конкурс «Учитель года» стартовал уже не как всесоюзный, а как всероссийский. Участие в нём приняли 118 кандидатов, а финалисты проводили не импровизированные, а заранее подготовленные уроки. Песня нового абсолютного победителя конкурса, учителя музыки Артура Зарубы, на слова Р. Рождественского «Школьным учителям» стала гимном конкурса, с тех пор каждый год исполняемым на его открытии. Второе место занял учитель немецкого языка из Белгородской области Виктор Сумин, а третье — учитель физкультуры из Барнаула Василий Табышкин.

    В августе 1993 года приказом Министерства образования России был учреждён нагрудный знак «Учитель года» («Золотой пеликан»), вручаемый победителю конкурса (в последние годы этот знак утратил официальный статус, но продолжает вручаться). 15 финалистов, собравшихся в Москве, судили три жюри — детское, учительское и общественное, — а критерии оценок вырабатывали с жюри сами конкурсанты. В список заданий добавилась «защита педагогической идеи». В суперфинал, транслируемый по телевидению из концертной студии «Останкино», вышли пять учителей, а победа досталась словеснику из Брянска Олегу Парамонову. На следующий день после суперфинала сторонниками Верховного Совета России была предпринята попытка штурма телецентра «Останкино».

    В марте 1994 года в сургутской Гимназии-лаборатории Салахова открылся первый слёт участников конкурса «Учитель года», с тех пор ставший традиционным. Осенью в Москву на финал были приглашены победители всех региональных отборов — 54 человека, хотя показательные уроки в московских школах по-прежнему давали только 15 человек. Молодые журналисты «Учительской газеты» на время проведения финала организовали выпуск информационного издания «ПеликантЪ-дейли», распространявшегося каждое утро бесплатно среди участников.

    В марте 1995 года Президент России Борис Ельцин, согласившийся возглавить попечительский совет конкурса, учредил премию, вручавшуюся с этого года всем 15 лауреатам конкурса вплоть до 2004 года, когда она была отменена Владимиром Путиным. Осенью в Москву собрались 63 финалиста, в отличие от прошлого года соревновавшиеся во всех конкурсных дисциплинах. 15 лауреатов в отдельных номинациях были определены малыми жюри, а большое жюри, которое с этого года возглавляет ректор МГУ В. А. Садовничий, отобрало из их числа пятерых суперфиналистов, а затем и абсолютного победителя — учительницу младших классов из Рязани Зинаиду Климентовскую. В 1996 году в список конкурсных заданий был добавлен урок-импровизация (на подготовку даются сутки) для взрослой аудитории, обеспечивающий преподавателю полноценную обратную связь. Аудиторию составляли другие лауреаты конкурса. Кроме того, конкурсантам было предложено написать эссе «Моя педагогическая философия». Абсолютной победительницей второй год подряд стала представительница Рязани, Екатерина Филиппова.

    Финал 1997 года посетили победительница аналогичного конкурса в США, педагог и писательница Шэрон Дрейпер (англ. Sharon Draper), и координатор американского конкурса Джон Куэм. Дрейпер особо отметила сложность конкурсной программы в России и заявила, что в США стать Учителем года проще. В финале 1997 года впервые победил москвич, учитель труда Александр Глозман.

    На следующий год от участников конкурса впервые требовалось прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. По итогам региональных отборов в финал прошли 74 педагога, а в 1999 году в нарушение традиции помимо 15 лауреатов право провести открытый урок-импровизацию получила ещё одна участница, самая молодая за историю конкурса: Марии Филиппенко, преподавательнице латыни и дочери актёра Александра Филиппенко, в этот момент было только 23 года.

    2000—2004[править | править код]

    В 2000 году к числу учредителей конкурса, наряду с министерством образования, профсоюзом учителей и «Учительской газетой», добавилась Федерация Интернет Образования. На её базе уже в марте состоялись курсы обучения пользованию Интернетом и Microsoft Windows, а также основам создания веб-сайтов для участников конкурса. Место проведения финала было перенесено из Юго-Западного округа Москвы, где он проходил уже несколько лет, в Западный. На следующий год организации-учредители конкурса при поддержке Российского Союза Молодёжи, Московского городского педагогического университета и издательского центра «Владос» учредили новый некоммерческий Фонд поддержки российского учительства, который с этого момента отвечает за проведение конкурса. В октябре абсолютным победителем стал конкурсант с неоконченным высшим образованием — учитель труда из Екатеринбурга Алексей Крылов.

    В 2002 году начал работу Межрегиональный клуб «Учитель года», в задачи которого входят поддержка талантливых педагогов, обмен опытом и повышение престижа профессии школьного учителя. Под эгидой клуба проводятся межрегиональные экологические экспедиции учащихся старших классов; целью первой такой экспедиции в 2002 году стало озеро Байкал. 78 финалистов конкурса 2002 года были распределены по 10 проблемным номинациям, среди которых «Активные формы обучения», «Традиции в образовании», «Учитель-воспитатель». Во второй круг финала малые жюри отобрали не 15, а 26 наиболее достойных кандидатов, на этот раз продолжавших борьбу в рамках мастер-классов вместо уроков-импровизаций. В начале октября все 26 участников второго финального тура были приглашены в Кремль на встречу с Президентом России Путиным.

    В 2003 году в финал вышли 80 победителей региональных отборов. Финалисты давали по два открытых урока в московских школах и соревновались в двух номинациях проблемной («творческая мастерская», продолжительность 30 минут) и предметной (20 минут, на основе домашних разработок). Церемония чествования победителей конкурса с участием звёзд российской эстрады впервые транслировалась Первым каналом из Государственного Кремлёвского дворца.

    Финал конкурса 2004 года был разделён на четыре этапа. Жюри, в состав которого входили, в частности, ведущий передачи «Умницы и умники» Юрий Вяземский и школьники-победители передачи, оценивало работы под кодовыми номерами, не зная, кому из 76 конкурсантов принадлежит конкретный номер. До этапа мастер-классов «Учитель учителей» дошли 39 участников, выбывшие же присоединились к судейской коллегии. В четвёртый, финальный тур, как и раньше, вышли 15 человек, которые должны были прочитать публичную лекцию и участвовать в «Педагогическом ринге». В пятёрку суперфиналистов вошли Людмила Правдина (физика, Саратов), Наталья Кирилюк (математика, Владикавказ), Александр Рахно (история, Омская область), Андрей Лукутин (история, Москва) и Евгений Славгородский (русский язык и литература, Калининградская область), ставший абсолютным победителем всего в 25 лет.

    2005—2010[править | править код]

    С 2005 года по решению министра образования финал Всероссийского конкурса проводится на родине предыдущего абсолютного победителя. Таким образом, финал 2005 года с участием 77 конкурсантов прошёл в Калининградской области, основной площадкой стала гимназия № 1 Калининграда, где также преподаёт абсолютный победитель конкурса 2000 года — словесник Владимир Морар. В число лауреатов вошли 17 участников, а суперфинальную пятёрку составили Юлия Марчук (русский язык и литература, Москва), Ирина Ломакина (Ульяновск), Владимир Лысогорский (литература, Саратов), Татьяна Сараева (учитель начальных классов, Липецкая область) и будущий абсолютный победитель, физик Иван Иоголевич из Челябинска.

    Финал 2006 года прошёл в Челябинске при участии 53 конкурсантов. В суперфинал вышли Сергей Букинич (Санкт-Петербург, Игорь Апольский (Ростовская область, Екатерина Уба (Ульяновск), Ольга Ковалева (Тюмень) и Андрей Успенский (Череповец). Интересно, что четверо из пяти суперфиналистов, за исключением историка Сергея Букинича, были преподавателями языка и литературы. Имя абсолютного победителя — Андрея Успенского — объявили министр образования и ректор МГУ в ноябре в Большом Кремлёвском дворце в рамках программы Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Финал 2007 года, в котором соревновались 68 участников, прошёл в школе № 37 Череповца, где преподаёт Успенский. В рамках мероприятий министр образования и науки России, губернатор Вологодской области и директор школы поставили свои подписи под сертификатом, удостоверяющим тот факт, что она стала первой «цифровой школой» России. Суперфиналистами 2007 года стали Дмитрий Гущин (математика, Санкт-Петербург), Анастасия Комарова (русский язык, Мурманская область), Сергей Маринченко (мировая художественная культура, Ростовская область), Марина Мельникова (русский язык, Ярославская область) и Анна Мехед (математика, Москва). В октябре в Москве впервые в истории конкурса абсолютными победителями были объявлены сразу двое — Дмитрий Гущин и Анна Мехед, набравшие одинаковое число голосов членов жюри.

    Конкурсные мероприятия 2008 года прошли в Санкт-Петербурге. Конкурс открывала в выставочном комплексе «Ленэкспо» губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, являющаяся членом Межрегионального клуба «Учитель года», а сами конкурсные задания участники проходили в гимназии № 56, дважды признававшейся «Лучшей школой России». В конкурсной программе приняли участие 74 финалиста, разбитых на четыре тематических группы (гуманитарно-общественная, естественно-научная, искусство и культура, начальное образование). Победителями конкурса были объявлены 15 участников, получивших малых Хрустальных пеликанов, семь специальных призов были также вручены по отдельным номинациям: «Открытие», «Первый учитель», «Через тернии к звездам», «Технология», «Мастер», «Обыкновенное чудо» и приз зрительских симпатий детского пресс-центра. Абсолютного победителя снова объявляли в Москве, и им второй год подряд стал представитель столицы — учитель музыки Михаил Стародубцев.

    Вручение «Хрустального пеликана» в 2010 году

    С 2009 года для финалистов, на сей раз представлявших 68 регионов, были введены новые конкурсные правила. Первый тур включал пять конкурсных заданий, второй — мастер-класс и открытые дискуссии, третий — «„круглый стол“ образовательных политиков». Суперфиналистами стали Нина Заварыкина (русский язык и литература, Владимирская область), Владимир Кружалов (история и обществознание, Москва), Вадим Муранов (физика и информатика, Ногинск), Светлана Прокофьева (немецкий язык, Псков) и Наталья Никифорова (математика, Магнитогорск), ставшая абсолютной победительницей 2009 года. Суперфиналисты и лауреаты конкурса были приглашены на приём к президенту Дмитрию Медведеву.

    В 2010 году, объявленном Годом учителя, отдельные призы вручались конкурсантам за лучшие веб-сайты. В основном финале в Магнитогорске собрались 76 региональных победителей. Со всех конкурсных мероприятий велась Интернет-трансляция, а первый очный тур проходил в родной школе Натальи Никифоровой — школе № 5. В пятёрку суперфиналистов вошли Михаил Случ (математика, Москва), Гульнара Сабитова (русский язык и литература, Челябинск), Вячеслав Вахрамеев (русский язык и литература, Вологодская область), Андрей Гарифзянов (биология и химия, Тульская область) и Роза Халадова (химия, Грозный)[5]. Абсолютный победитель объявлялся в Москве. Как и в 2007 году, их оказалось двое — Михаил Случ и Андрей Гарифзянов. Впервые за историю конкурса появилось среднее общеобразовательное заведение, в котором преподают сразу два Учителя года России — им стала московская Школа № 1060, учителем которой, помимо Михаила Случа, является абсолютный победитель 2008 года Михаил Стародубцев. В итоге «Хрустального пеликана» после церемонии увёз в Тульскую область Гарифзянов, а второй экземпляр приза месяц спустя вручил Михаилу Случу премьер-министр России Владимир Путин[6].

    2011—2014[править | править код]

    Финальная часть конкурса 2011 года проходила в Туле и Москве — прямое следствие двойной победы в прошлом году. В Тулу приехали 73 победителя региональных конкурсов, из которых после недели мастер-классов, открытых уроков и дискуссионных клубов Большое жюри отобрало 15 финалистов, перебравшихся в Москву. В Москве была определена пятёрка суперфиналистов: Татьяна Усова (история, Саратов), Хеди Солсанова (физика, Грозный), Алексей Осипов (физкультура, Тольятти), Антон Молев (история и обществознание, Москва) и Алексей Овчинников (биология, Липецкая область)[7], ставший абсолютным победителем.

    В финале 2012 года, прошедшем в Липецке, из числа 77 участников в пятёрку победителей вошли представители Тюмени (учитель физики и физической культуры Дмитрий Коляденко), Ставрополя (учитель русского языка и литературы Наталья Малахова), Санкт-Петербурга (преподаватель математики Вадим Соломин), Москвы (учитель русского языка и литературы Вита Кириченко) и Московской области (учитель мировой художественной культуры, драматург Александр Демахин). Последние двое и разделили между собой звание абсолютного победителя[8].

    В финале 2013 года были представлены Дагестан (учитель истории Ахбердило Ахбердилов), Ростовская область (словесница Светлана Колесниченко), Самара (завуч по воспитательной работе Владимир Кильдюшкин), Томск (учитель физики Сергей Колпаков и Мытищинский район Московской области (ставший абсолютным победителем[9] преподаватель информатики Андрей Сиденко)[10]. Финалистами конкурса 2014 года стали педагоги из Москвы (учитель испанского языка Екатерина Новикова), Ленинградской области (преподаватель немецкого языка Денис Рочев), Самарской области (учитель информационно-коммуникационных технологий Алексей Фоломкин), Челябинской области (преподаватель литературы и основ религиозных культур и светской этики Анна Стельмахович) и Татарстана (будущая «Учительница России-2014», преподаватель биологии Алла Головенькина)[11].

    По данным на 2011 год 83 % победителей конкурса за более чем 20 лет его существования — мужчины, несмотря на то, что в городских и сельских школах РФ на 2008 г. женщины составляли 91,2 % и 82,7 % работающих соответственно[12].

    Учитель года СССР[править | править код]

    Учитель года России[править | править код]

    • 1992 — Заруба, Артур Викторович, учитель музыки, Детгородковская средняя школа Волоколамского района Московской области
    • 1993 — Парамонов, Олег Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Брянск)
    • 1994 — Нянковский, Михаил Александрович, учитель литературы, Провинциальный колледж (Ярославль)
    • 1995 — Климентовская, Зинаида Викторовна, учитель начальных классов, Школа-лицей № 4 (Рязань)
    • 1996 — Филиппова, Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, Школа № 34 (Рязань)
    • 1997 — Глозман, Александр Евгеньевич, учитель технологии, Школа № 293 (Москва)
    • 1998 — Ильин, Владимир Леонидович, учитель математики, Гимназия № 30 (Санкт-Петербург)
    • 1999 — Шилов, Виктор Васильевич, учитель музыки, Школа № 138 (Челябинск)
    • 2000 — Морар, Владимир Алексеевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Калининград)
    • 2001 — Крылов, Алексей Валентинович, учитель технологии, Школа № 67 (Екатеринбург)
    • 2002 — Смирнов, Игорь Борисович, учитель немецкого языка, Школа № 9 (Гатчина)
    • 2003 — Карачевцев, Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания, Гимназия № 166 (Санкт-Петербург)
    • 2004 — Славгородский, Евгений Игоревич, учитель русского языка и литературы, Средняя школа (Крылово) Правдинского района Калининградской области
    • 2005 — Иоголевич, Иван Александрович, учитель физики, Лицей № 31 (Челябинск)
    • 2006 — Успенский, Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Школа № 37 (Череповец)
    • 2007 —
    • 2008 — Стародубцев, Михаил Леонидович, учитель музыки, Школа № 1060 (Москва)
    • 2009 — Никифорова, Наталья Сергеевна, учитель математики, Школа № 5 (Магнитогорск)
    • 2010 —
    • 2011 — Овчинников, Алексей Васильевич, учитель биологии, средняя школа села Баловнево Данковского муниципального района Липецкой области
    • 2012 —
    • 2013 — Сиденко, Андрей Григорьевич, учитель информатики, школа № 29 деревни Беляниново Московской области
    • 2014 — Головенькина, Алла Николаевна, учитель биологии, школа № 1 (Нурлат, Татарстан)
    • 2015 — Кочережко, Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания, гимназия № 1 (Самара)
    • 2016 — Шагалов, Александр Михайлович, учитель русского языка и литературы, школа № 7 им. Г. К. Жукова (Армавир)
    • 2017 — Демаков, Илья Сергеевич, учитель истории, права и обществознания, гимназия № 116 (Санкт-Петербург)
    • 2018 — Динаев, Алихан Мавладиевич[13], учитель обществознания и права, математическая школа № 1 им. Х. И. Ибрагимова (Грозный)
    • 2019 — Арачашвили, Лариса Гивиевна - учитель русского языка и литературы школа № 55 «Долина знаний» (Волгоград) .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *