Возможные трудности профессии журналиста: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии – плюсы и минусы, парадоксы профессии :: SYL.ru

Проблемы профессии журналист (стр. 1 из 2)

Содержание Стр.

Введение ………………………………………………………….. 3

Глава I. Профессионально — этические представления, направляющие деятельность журналиста…………………….5

1.1. Профессиональная позиция журналиста……………5

1.2. Профессиональный долг журналиста ……………….5

Глава II. «За что ругают журналистов?» Профессиональная этика журналиста…………… ………………………………………… 9

2.1. Причины неэтичности прессы……………….…………9

2.2. Кодекс принципов ……………………………………….10

Заключение ……………………………………………….………12

Список литературы ………………………………………………13

Введение

В современных условиях «свободы слова» общественность всё чаще берёт на себя право выступать с суждениями относительно качества журналистики.

На разнообразных сайтах, форумах, по переписке с друзьями и коллегами представители Интернет — сообществ высказывают негативное мнение о работе современной прессы, СМИ, радио и т.д.

Эти суждения в большинстве случаев не отличаются разнообразием и сводятся к упрёкам журналистов в продажности, некомпетентности, «заказухе», нечестности, клевете, бестактности и т.п.

Однако оживлённые и повторяющиеся дискуссии о качестве современной журналистики явно намекают на необходимость попробовать немного отвлечься от конкретных разборов конкретных публикаций (которые, что называется, делаются «для тех, кто понимает») и обратиться к некоторым сугубо теоретическим проблемам. В частности, проблеме критерия качества публикаций и собственно журналистской работы.

Существует серьезная общественная необходимость в том, чтобы журналистика жила и работала по своим внутренним законам. По правилам чести.

Накопилось много представлений о правилах чести. Не хватает только одного: чтобы идея чести «овладела массами» российских журналистов.

Однако она наталкивается на стену сопротивления, поскольку в нашей стране в пользу «правил чести» нет того аргумента, который существует у большинства цивилизованных народов мира: «по чести и почет».

Исторический опыт показывает: эффективны те корпоративные кодексы чести, которые способствуют улучшению состояния человека – его благосостояния и состояния души. В таких обстоятельствах пренебречь профессионально-нравственными стандартами – значит, многое потерять и в моральном, и в материальном плане. Признак цивилизованных отношений – их гармоничность. Это распространяется и на область профессионально-нравственных отношений.

Что нам делать для того, чтобы в журналистской корпорации сложился достойный нравственный климат?

Практическая значимость и актуальность проблемы определила выбор темы реферата: «За что ругают журналистов?».

Цель данной работы – изучить и проанализировать профессионально-этические представления, направляющие деятельность журналиста.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать понятия «профессиональный позиция журналиста» и «профессиональный долг журналиста».

3. Выявить причины неэтичности прессы.

4. Определить основные критерии «кодекса чести» журналиста.

5. Сформулировать выводы.

Глава I. Профессионально-этические представления, направляющие деятельность журналиста

1.1. Профессиональная позиция журналиста

Специалисты по профессиональной этике говорят о профессиональной позиции журналиста, имея в виду конкретизацию его позиции как автономной личности в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная позиция в целом оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки. В их ряду – и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессионально-нравственных представлений тем представлениям, которые аккумулированы в профессионально-нравственном сознании группы.

Профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста, выступают в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь». Первая из перечисленных категорий играет особую, ключевую роль, причем не только в теоретическом, но и в практическом плане.

В чем причина такой значимости категории «профессиональный долг»? В чем сущность профессионального долга?

1.2. Профессиональный долг журналиста

Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчетливое указание на определенную зависимость. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг.

И. Кант считал долг главным проводником нравственного закона. Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми, с обществом в целом направляется голосом долга, идущим из глубины души. Этот голос несет в себе самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем. Ориентация на такие действия возникает уже в первые годы жизни, если у ребенка успешно решаются его возрастные задачи, т.е. формируются чувство базисного доверия к миру, чувства автономии, инициативности.

Профессиональный долг входит в жизнь человека намного позже, когда начинается его профессиональный путь. Понятие о нем в индивидуальном сознании складывается в процессе взаимодействия с профессиональной общностью благодаря освоению представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризация, «присвоение» индивидом содержания профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.

Профессиональный долг журналиста — это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности. Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями, которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе, поскольку только так журналистика может выполнить свое предназначение, ответить на общественные потребности, вызвавшие ее к жизни. Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии, с тем, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике. Так же добровольно, в конечном счете, осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей, образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации. Наконец, объем задач, решение которых берет на себя журналист, отвечая на требования профессионального долга, тоже у каждого свой, так как видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны.

В соответствии с этим процесс формирования профессионального долга у каждого конкретного журналиста также имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих представлений профессионального сознания, вторую – интериоризация тех из них, которые относятся к существу журналистской работы и непосредственно к области избираемой специализации – желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внутренних побуждений, устойчивых профессиональных установок.

Содержание профессионального долга современного журналиста описано, в частности, в «Международных принципах журналистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Однако, согласно «Принципам…», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений, а именно:

· заботиться о том, «чтобы общественность получала достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире»;

· способствовать «общедоступности в работе средств массовой информации»;

· выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;

· всемерно противодействовать «тираническим режимам, колониализму и неоколониализму, а также другим бедствиям, причиняющим человечеству страдания, таким, как нищета, недоедание, болезни»;

Скрытая угроза в работе журналиста. Опасность

Замечание 1

По данным мировой статистики, представленной в Женеве на всеобщем обозрении, в мире погибает два журналиста в неделю. Каждый год в мире погибает более ста журналистов по самым различным причинам. Чаще всего именно после приведенной статистики у общественности возникают вопросы: почему так много приходится профессиональных смертей в обычной деятельности? Стоит отметить, что даже в мирное время эта статистика не снижается. Здесь можно сделать вполне логичные выводы о том, что журналистика является опасной профессией.

Причины, говорящие об опасности профессии журналиста

Чаще всего журналисты находятся там, где «закипают» страсти, ведутся военные действия, проводятся дебаты и митинги. Журналист может попасть в накал страстей даже сам автор, этого не желая, что в результате попадает в очаг конфликтных или боевых или прочих действий.

Опасными регионами, которые относятся к наиболее негативным территориям для профессии журналиста, сегодня являются:

  • Россия
  • Азия
  • Латинская Америка
  • Грузия
  • Европа
  • Ближний Восток
  • Африка
  • Хорватия

Журналисты довольно часто погибают и в результате террористических актов, что составляет тридцать процентов от общего количество гибелей. Здесь можно говорить и о том, что журналистов похищают, требуя выкуп. Журналисты могут получать серьезные и смертельные ранения, а также попадать в аресты. Самыми распространенными территориями сегодня можно назвать: Мексика, Конго, Афганистан, Ирак и Сомали.

Прочие трудности работы журналиста

Замечание 2

Современный журналист должен помимо написания журналистских материалов, иметь различные представления о той или иной теме. Бывает довольно трудно выполнить редакционное задание, если не иметь представления о теме материала. Журналист должен тщательно подготовиться к написанию материала, при необходимости прочитать дополнительную информацию, прочитать предыдущие материалы на заданную тему.

Довольно часто бывает так, что журналист получает задание, которое нужно выполнить оперативно в короткие сроки. В этом случаи, журналисту могут помочь навыки использования Интернета. Быстрый доступ в Интернет позволит журналисту оперативно решать свои потребности.

Современные журналисты довольно часто вынуждены отправляться в командировки, и тогда им требуется не только собрать свои вещи, но и не забывать про важные гаджеты, зарядные устройства для телефонов и диктофонов. Стоит отметить, что не всегда редакция того или иного издания готовы обеспечить своего сотрудника надлежащими условиями проживания в другом городе, селе или деревне. Часто журналист может столкнуться с некомфортабельными условиями проживания, некачественной едой, но в погоне за сенсационным материалом такое может случиться.

Современные журналисты – это не только автору написанного текста, они выполняют и прочие функции: каскадера, альпиниста, хореографа, сценариста и прочих представителей профессий, чтобы в конечном итоге получить интересный, удачный, сенсационный и просто великолепный материала, или фото – видеоматериал.

В Государственной Думе не первый год на рассмотрении лежит законопроект депутатов Михаила Сердюка и Валерия Трапезникова, которые предлагают прировнять журналистскую деятельность к такой же степени опасности, как и работы правоохранительных органов. Кроме того, депутаты предлагают ужесточить наказание за нанесение насилия по отношению к представителям средств массовой информации. А также ввести материальные компенсации за нанесения легкого и среднего вреда здоровью журналиста.

Опасная профессия | «Журналист»

Много лет назад нам, первокурсникам, рассказывали, что журналистика — вторая профессия по уровню риска после испытателей самолётов. Потом приходилось слышать вариации — вторая после шахтеров, каскадёров, подводников… Мы, честно сказать, думали, что это не про нас. Читали Хемингуэя и Кольцова, помнили не столько фронтовые репортажи Симонова и Гроссмана, сколько куплеты военного корреспондента: «Без глотка, товарищ, песни не заваришь». Это все была давняя история, дальние страны… Никто не знал, что совсем скоро наши однокашники попадут на реальную войну, будут прятаться от обстрелов и сдаваться в заложники, чтобы спасти женщин и детей, что наш староста Влад Листьев будет убит в центре Москвы, а фотографии близких и друзей с пугающей регулярностью начнут появляться на Стене памяти погибших журналистов.

Журналистика перестала быть мирной профессией. Сегодня опасность подстерегает не только военного репортёра и не только расследователя. Статистика ЮНЕСКО и Международной федерации журналистов констатирует — никогда ещё в истории СМИ пресса не подвергалась такому давлению и прямому насилию. Почти 3 000 журналистов погибли за последние 20 лет. Не только там, где продолжаются войны или идёт борьба с наркомафией и террористами. Нью-йоркский корреспондент политического журнала The Nation Брюс Шапиро мирно пил кофе в бистро, обдумывая очередную публикацию, когда на пороге появился вооружённый маньяк. Брюс был ранен, чудом выжил и начал работать в Международном Центре журналистики и травмы DART, оказывая помощь журналистам, пережившим травматический опыт. Сегодня Шапиро — директор американского отделения глобальной организации, которая предлагает поддержку мировым и национальным СМИ и журналистам. Крупнейшие вещательные компании используют рекомендации центра DART, обучают своих сотрудников и финансируют сопровождение групп в опасные командировки. Брюс Шапиро приезжал и в Россию, где проводил тренинг. Вместе с нашими корреспондентами из «горячих точек» он разработал учебный модуль для новичков. Оказывается, психологическая подготовка в России — дело будущего, пока нам недостаёт элементарных тренингов по безопасности. Многие корреспонденты, особенно молодые фрилансеры, не имеют никакого представления о том, как вести себя в опасной поездке, не имеют средств защиты и страховки. В 2014 году, после убийства журналистов на востоке Украины, Совет по правам человека РФ инициировал поправки к Закону о СМИ. Они предусматривают ответственность работодателя и заказчика материала за обеспечение подготовки журналиста, его защиты, страхование жизни, вывоз тела в случае гибели и генетическую экспертизу, а также помощь семье в случае трагедии. Поправки были принят на рассмотрение Госдумой, но так и «зависли». В ходе предварительных обсуждений владельцы СМИ высказывали сомнение в целесообразности финансирования тренингов для журналистов. Государственная поддержка тренингов, которую предлагали эксперты, так и не стала реальностью. Не желая тратить средства, многие компании, как российские, так и международные, предпочитают получать из зон конфликта дешёвый материал от фрилансеров и местных стрингеров, которые нередко становятся мишенью.

Безопасности работы журналиста в зоне конфликта посвящены документы ООН, Международной федерации журналистов, других организаций. В 2015 году ЮНЕСКО организовала Всемирную конференцию по безопасности журналистов, в том числе фрилансеров. Был разработан ряд рекомендаций для профессионального сообщества — владельцев СМИ, журналистских сообществ, глобальных сетей.

Отдельный вопрос — соблюдение профессиональных стандартов и этических норм в экстремальной ситуации. Точно так же — участие в гуманитарных миссиях и практической помощи пострадавшим. Ещё недавно мировые издательские компании отвечали однозначно: задача журналиста — донести информацию, а не помогать. Однако трагедии последних лет, как и практика коллег, побудили пересмотреть это мнение. Во многих СМИ сегодня появляются новейшие инструкции на этот счёт.

Как бы то ни было, основным ресурсом для тех, кто готовится к опасной командировке или предполагает столкнуться с нештатной ситуацией, был и остаётся опыт предшественников. Поведение каждого корреспондента в горячей точке — дело не только его личной безопасности, но и безопасности коллег, в том числе совершенно ему незнакомых, на которых может отразиться его беспечность или стремление продемонстрировать свои предпочтения. Важно знать, как себя вести и как в этих условиях выполнить задание. А главное, помнить, что впереди — большая жизнь. Профессиональная и обычная.

9.Условия деятельности журналиста (орудия и средства труда, режим и ритм труда).

Принято делить на две группы. Первая — предметная — включает микроклиматические обстоятельства. Вторая — социальная — объединяет нормативно-законодательные и психологические факторы.

Предметные условия разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Отсутствие устойчивости.

«Испытано на себе» — КП. Марина Кратанчук «Как я работала в фаст-фуде»

Социальные условия отличаются разнообразием и очень высокой динамичностью. Зависит от объектов жур творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологические условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на сознательное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов творчества. Здесь важно и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и корректным при получении сведений.

Что касается режима и ритма труда:

— ненормированный рабочий день

— Высокая оперативность и интенсивность труда

— неравномерность трудового ритма

— высокая степень напряжения

— частые командировки

— работа в «горячих» точках

— стрессовость

— высокий риск опасности для здоровья

— высокая конфликтность

— возможные судебные процессы

А орудия труда тоже делятся на две группы:

Технические средства, такие как: карандаш, остро заточенный, блокнот, телефон, диктофон с запасной кассетой и батарейками, фотоаппарат, видеокамера, автомобиль, компьютер.

Функциональные средства. Это: язык, речь, слово, мимика, жесты, интонация и др.

10. Сложности и трудности, парадоксы профессии.

1)стремление к объективности, защита общ интересов\ выразить свое мнение как личности (этический конфликт)

2) стремление к свободе, независ-ти\зависим от социал.заказа, редакции

3) стремится углубиться в проблему\актуальность, поверхостность, сиюминутность информации

4)Роли проповедника, шоумена – но в то же время он никто. Будучи универсальным, играя роли — никогда не станет целостным.

5) индивид творчество\вынужденная коллектив работа

6)иногда по складу хар-ра интроверт, углублен\по типу деят-ти экстраверт

7)стремление создать новое, оригинальное\выполнение жестких обязанностей

11. Интегральные качества личности журналиста. Мотивации выбора профессии. Саморазвитие личности.

Персонал-творч качества

1)литер-проф: уметь писать текст, образность, своя позиция, коммуник-ть, креативность. Желание что то рассказать + Ораторские навыки и умения. Убедительность, доказ-ть, простота.Налаживать контакты; анализировать события; собирать инфо; проводить исслед-я. Навыки ред-издат работы. Умение работать на компьютере. 2) Психолог: развитая память, внимание, умение найти главное, быстро и четко соображать, воображение, ассоциатив мышление, интуиция, чувство меры, стрессоустойчивость. Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность, артистизм, общительность, лидерство. Коммуникабельность, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, развитость аналитического и образного мышления, креативность,

3) Физич: хорошее здоровье, быстрые ноги, уметь бороться со сном, с утомляемостью, выносливость

4) Морал-гражд: стремление помочь, восст-ть справедливость, уважение к коллегам, людям, чужой т.зрения, соц активность, смелость, неподкупность, принципиальность, готовность идти до конца, наличие идеала, коррекность, деловитость, зажигательность

Знания для саморазвития личности: Теория и история журналистики. Авторское право. Психология общения и влияния. Филология и литературоведение. Риторика. Логика. Издательское дело. Пользовательская компьютерная грамотность. Интересы и наклонности Широкий кругозор, эрудиция, интеллигентность, артистизм, общительность, достаточный уровень активности поведения, лидерство.

Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль.

Универсализм.

Настойчивость, умение «достать материал», оперативность.

Готовность обучаться, расти профессионально.

Практические навыки журналиста.

Талант.

Коммуникабельность.

Профессиональная этика, порядочность.

Жизненный опыт.

Интуиция.

Правовая «подкованность».

Личность журналиста. Тут рисунок: три кружочка: большой, в нем средней, а в среднем маленький. Большой кружочек — ответственность. Средней поделен на 3 части — навыки и опыт, знания и личностные свойства. Маленький кружочек также разделен на 3 части: склонности, способности, позиция.

+В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности.

Саморазвитие личности. Этап 1: Познай себя

Этап 2: Меняйся

*устранение препятствий

*проработай страхи,

*устрани промедление

*Думай о своих целях

Этап 3: Формируй новые эффективные стратегии

*Учись на своих ошибках

*изучай свой и чужой успешный опыт

Секреты профессии журналиста: всё приходит с опытом

13 апреля 2015 года

Андрей Морозов, известный журналист, автор восьми книг, созданных на основе опубликованных или прозвучавших в эфире интервью, 25 марта 2015 года в гостях у студентов КНИТУ-КАИ сам оказался в роли человека, который отвечает на вопросы (Не быть подставкой для микрофона).

В Казань журналист приехал с новой книгой – «Казанские интервью», в которой собрал более 40 бесед с известными казанцами, так или иначе повлиявшими на ход современной истории и Татарстана, и России. Сначала эти интервью были изданы в газетах «Казанский телеграфъ» или «Персона» (Андрей Морозов был их издателем и главным редактором), а потом публиковались в книгах: «Персоны» (Татарское газетно-журнальное издательство, 1998), «Персоны. Избранные интервью» (Йошкар-Ола, 2000), «101 интервью» (Москва, 2007).

У него есть еще одна книга, в основе которой интервью других журналистов, написанные с 1989 по 2008 год, но это полноценное авторское исследование политической биографии первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Можно сказать, о себе рассказывает сам Минтимер Шарипович. Автор оставил себе право на комментарии к цитатам из интервью коллег.

Из Казани Морозов уехал в 2002 году. В Москве работал в таких изданиях, как «Коммерсантъ», «Собеседник», «Новые известия», «Комсомольская правда». В 2009 году переехал в Санкт-Петербург. Он совладелец сайта Dailytalking.ru, на котором можно найти многие его интервью.

Сегодня Андрей работает в редакции журнала «Город 812», серьезном качественном издании, в котором может реализовать свои планы, в том числе и в жанре интервью.

Его встреча со студентами имела учебный характер. Она проходила в рамках курса «Теория и практика массовой информации» и касалась секретов работы журналиста, специализирующегося в жанре интервью. Но содержание монолога Андрея Владимировича, его диалога со студентами вышло далеко за пределы темы мастер-класса и, несомненно, представят интерес для читателей «Казанских историй».

Андрей Морозов (стоит) с теми, у кого брал интервью (справа налево): журналист Любовь Агеева, актеры Качаловского театра Вадим Кешнер, Ирина Чернавина и Геннадий Прытков

– Кто из казанских собеседников, с кем вы общались, был для вас самым интересным, непредсказуемым, непонятным?

– Каждый по-своему интересен, например, муфтий Равиль Гайнутдин. Ему были заданы вопросы, не затрагивающие тему религию, а именно: какой он человек, его хобби, как помогает актерское образование в его работе?

Также можно отметить интервью с поэтом Николаем Беляевым; с одной из самых ярких и искренних лидеров татарского национального движения Фаузией Байрамовой.

– Как вы готовитесь к интервью? Или предпочитаете импровизировать?

– Хочу отметить, что ВСЕГДА нужно готовиться к интервью. Я, например, всегда читаю материалы о человеке, которые только можно найти. Потому что на их базе можно построить интересные вопросы, и, конечно, старайтесь не повторять вопросы других журналистов, так как это очень не нравится собеседникам. Ведь творческие возможности журналистов оцениваются по его работам. Согласитесь, что ни редактору, ни читателям не понравятся скучные и банальные материалы. И иногда можно импровизировать, даже нужно. Все, конечно, зависит от ситуации.

– Вы готовитесь к предстоящим интервью или вопросы рождаются уже в процессе беседы?

– Да, безусловно. Несмотря на большой опыт нельзя идти неподготовленным. Я обязательно открываю Интернет и смотрю о человеке биографические сведения, читаю уже опубликованные с ним интервью, чтобы не повторяться с вопросами. Изучаю, как человек отвечал на различные вопросы, смотрю видеозаписи с ним – и уже потом иду его интервьюировать.

– Подскажите, как вести себя, если вы неожиданно встречаетесь с личностью, которая вам интересна? Как себя вести?

– Конечно, настоящий журналист либо сразу задаст вопрос либо договорится о встрече. Но еще немаловажным является тот момент, что вы должны знать о человеке, быть в курсе последних событий, потому что никому не будет интересно общаться с непросвещенным человеком.

Например, я начинаю свой день с изучения газет: федеральных, затем региональных, потому что без постоянного мониторинга газет, журналов нельзя существовать в современном мире.

Интервью дает поэт Евгений Евтушенко

– Андрей Владимирович, посоветуйте как вести себя во время интервью, например, с известной личностью? Как избежать волнения?

– Главное — понять, что вы такой человек, как и он. Нужно просто успокоиться или просто не подавать виду, что вы волнуетесь. На самом деле, всё приходит с опытом. И помните, что многие известные личности сами бояться журналистов. Также не бойтесь использовать некоторые приемы, например, лесть. Иногда это очень выручает журналистов.

– Часто ли вам приходится писать о людях или событиях, о которых раньше абсолютно ничего не знали?

– Конечно, профессия журналиста предполагает наличие таких моментов, когда тебе нужно сделать материал, а ты никогда раньше не сталкивался или даже не слышал о таком человеке или проблеме. Например, однажды мне нужно было сделать интервью с начальником петербуржской канализации. И после выхода материала мне звонит мой коллега и говорит: « Я просто обалдел от твоей «Канализации»! Так вкусно и интересно». Это было очень приятно, думаю, что я хорошо справился с этим материалом.

– Есть ли у вас какое-то основное правило или совет для будущих работников в этой сфере и для нас?

– Да, есть. Никогда не задавать человеку вопросы по его профессии, например, политику не задавать вопросов о политике. И всегда нужно иметь в виду, что в процессе интервью можно удовлетворить собственное любопытство за чужой счет, воспринимать интервью как небольшой мастер-класс.

И, наверное, еще одно правило, которое следует запомнить: когда спрашиваете авторов песен, поэм, картин и тому подобное, никогда не задавайте им вопроса «О чем ваше произведение?». Человек имеет полное право не отвечать на этот вопрос и даже встать и уйти.

– Андрей, почему из всех жанров публицистики Вы выбрали именно интервью?

– Мне нравится развивать дискуссии, интересно наблюдать за людьми, на то, как они реагируют при ответе на вопросы. Все люди разные, и большую часть информации можно узнать через мимику и жесты.

Но, наверное, интереснее всего в процессе интервью – это раскрывать людей, узнавать их со всех сторон.

Не надо бояться задавать тяжелые вопросы, если вы их будете задавать не с позиции подставки под микрофон, а человек будет видеть ваши горячие глаза, он вам обязательно вам ответит.

Андрей Морозов и известный российский модельер Вячеслав Зайцев

– Какие приемы вы используете для того, чтобы разговорить человека?

– Когда мне необходимо разговорить какого-то человека, я использую любые приемы,

даже лесть. Люди начинают раскрываться, когда им делают комплименты, и можно потихоньку начинать задавать свои вопросы, втираться в доверие.

Мои интервью – они больше психологические. Нужно дать понять собеседнику, что вы такой же человек, как он, что вы похожи.

– Как вы поступаете, если замечаете, что человек лжет?

– Это уже выработалось годами: при постоянном общении с людьми с разу замечаю по каким-либо жестам, что человек врет или недоговаривает. Я поступаю следующим образом: в процессе разговора ухожу от затронутой темы, так сказать, оставляю ее на потом, увожу собеседника в другую тему, а потом, когда он уже забывает об этом вопросе, задаю его снова.

Немного даже смешно, когда на один и тот же вопрос человек отвечает по-разному.

– Почему журналисты, в современном мире, превратились в простых регистраторов событий?

– СМИ превратились в бизнес-проекты, потому что СМИ – это реклама, доход для издателей. А бизнес любит спокойствие, стабильность, тишину. Издатели чаще сами выбирают, войти с властью в конфронтацию или жить мирно.

Журналист – это не просто профессия, как токарь, преподаватель, это образ жизни, он будет делать то, что должен делает.

– Вы довольно долго работали в Казани. Почему решили уехать в Санкт– Петербурге? Какие особенности, на ваш взгляд, присущи журналистике Казани?

– Мне просто стало тесно в Казани, и я понял, что хочу развиваться дальше, а здесь это было невозможно, на мой взгляд. Журналисты Казани – это просто регистраторы событий, которые стараются не тревожить власть. Нужно быть очень смелым журналистом, чтобы, например, нелестно отозваться о Президенте Татарстана. В какой-то момент свобода слова в Казани стала просто невозможна.

– По роду своей деятельности вы часто общаетесь с разными людьми, берете интервью. Часто ли у вас берут интервью? И как вы себя чувствуете при этом?

– Нет, интервью у меня берут нечасто. При этом я испытываю странные чувства. Чем больше вы делаете интервью, набиваете руку, тем больше учитесь общаться с людьми. Меня очень трудно убить каким-то вопросом. Я всегда отвечу. Даже если совру. Но это будет звучать честно. У журналиста должно быть так называемое профессиональное честное лицо.

Я, как профессиональный журналист могу обойти острые углы и выстраивать разговор по удобному для меня направлению.

Эльмира ГАЛИУЛЛИНА, Марина КНЯЗЕВА, Гульназ ТУХВАТШИНА,

студентки КНИТУ-КАИ

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *