Система адаптивных цветов rgb используется для передачи цвета в случае – Цветовые модели. Аддитивные и субтрактивные цвета. ‹ Виртуальная школа графического дизайна

2.1. Система аддитивных цветов – цветовая модель rgb

Если с близкого расстояния (а ещё лучше с помощью лупы) посмотреть на экран работающего монитора или телевизора, то нетрудно увидеть множество мельчайших точек красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue) цветов. Дело в том, что на поверхности экрана расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек, которые бомбардируются электронами с большой скоростью. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры этих точек очень малы (около 0,3 мм в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки, например:

красный + зелёный = жёлтый,

красный + синий = пурпурный,

зелёный + синий = голубой,

красный + зелёный + синий = белый.

На рисунке (рис. ) вы видите получение различных цветов в системе RGB.

Компьютер может точно управлять количеством света, излучаемого через каждую точку экрана. Поэтому, изменяя интенсивность свечения цветных точек, можно создать большое многообразие оттенков.

Таким образом, аддитивный (add — присоединять) цвет получается при объединении (суммировании) лучей трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трёх цветов даёт чёрный цвет. Систему аддитивных цветов, используемую в компьютерных мониторах, принято обозначать аббревиатурой RGB.

2.2. Система субтрактивных цветов – цветовая модель

В процессе печати свет отражается от листа бумаги. Поэтому для печати графических изображений используется система цветов, работающая с отраженным светом — система субтрактивных цветов (subtract — вычитать).

Белый цвет состоит из всех цветов радуги. Если пропустить луч света через простую призму, он разложится в цветной спектр. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета образуют видимый спектр света. Белая бумага при освещении отражает все цвета, окрашенная же бумага поглощает часть цветов, а остальные — отражает. Например, листок красной бумаги, освещённый белым светом, выглядит красным именно потому, что такая бумага поглощает все цвета, кроме красного. Та же красная бумага, освещённая синим цветом, будет выглядеть чёрной, так как синий цвет она поглощает.

В системе субтрактивных цветов основными являются голубой (Cyan), пурпурный(Magenta) и жёлтый(Yellow).Каждый из них поглощает (вычитает) определённые цвета из белого света, падающего на печатаемую страницу. Вот как три основных цвета могут быть использованы для получения чёрного, красного, зелёного и синего цветов:

голубой + пурпурный + жёлтый = чёрный,

голубой + пурпурный = синий,

жёлтый + пурпурный = красный,

жёлтый + голубой = зелёный.

Смешивая основные цвета в разных пропорциях на белой бумаге, можно создать большое многообразие оттенков.

Белый цвет получается при отсутствии всех трёх основных цветов. Высокое процентное содержание голубого, пурпурного и жёлтого образует чёрный цвет. Точнее, чёрный цвет должен получиться теоретически, в действительности же из-за некоторых особенностей типографических красок смесь всех трёх основных цветов даёт грязно-коричневый тон, поэтому при печати изображения добавляется ещё чёрная краска (Black) .

На рисунке (рис. ) вы видите получение различных цветов в системе CMYK.

Система CMYK по своей природе не может отобразить все оттенки, как это «умеет» модель RGB. Поэтому не ругайте принтер, напечатавший блеклую картинку вместо цветной и яркой, как она была на мониторе. Перевод изображения в эту цветовую модель также требует некоторых знаний в области полиграфии. Одна и та же картинка, конвертированная с различными параметрами, выглядит по-иному.

Систему субтрактивных цветов обозначают аббревиатурой CMYK (чтобы не возникла путаница сBlue, для обозначенияBlack используется символК).

Система аддитивных цветов – цветовая модель RGB — Мегаобучалка

Если с близкого расстояния (а ещё лучше с помощью лупы) посмотреть на экран работающего монитора или телевизора, то нетрудно увидеть множество мельчайших точек красного (Red), зелёного (Green)и синего (Blue)цветов. Дело в том, что на поверхности экрана расположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек, которые бомбардируются электронами с большой скоростью. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры этих точек очень малы (около 0,3 мм в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки, например:

красный + зелёный = жёлтый,

красный + синий = пурпурный,

зелёный + синий = голубой,

красный + зелёный + синий = белый.

На рисунке (рис. ) вы видите получение различных цветов в системе RGB.

 

Компьютер может точно управлять количеством света, излучаемого через каждую точку экрана. Поэтому, изменяя интенсивность свечения цветных точек, можно создать большое многообразие оттенков.

Таким образом, аддитивный (add — присоединять) цвет получается при объединении (суммировании) лучей трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трёх цветов даёт чёрный цвет. Систему аддитивных цветов, используемую в компьютерных мониторах, принято обозначать аббревиатурой RGB.

Система субтрактивных цветов – цветовая модель

В процессе печати свет отражается от листа бумаги. Поэтому для печати графических изображений используется система цветов, работающая с отраженным светом — система субтрактивных цветов (subtract — вычитать).

Белый цвет состоит из всех цветов радуги. Если пропустить луч света через простую призму, он разложится в цветной спектр. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета образуют видимый спектр света. Белая бумага при освещении отражает все цвета, окрашенная же бумага поглощает часть цветов, а остальные — отражает. Например, листок красной бумаги, освещённый белым светом, выглядит красным именно потому, что такая бумага поглощает все цвета, кроме красного. Та же красная бумага, освещённая синим цветом, будет выглядеть чёрной, так как синий цвет она поглощает.



В системе субтрактивных цветов основными являются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta)и жёлтый (Yellow). Каждый из них поглощает (вычитает) определённые цвета из белого света, падающего на печатаемую страницу. Вот как три основных цвета могут быть использованы для получения чёрного, красного, зелёного и синего цветов:

голубой + пурпурный + жёлтый = чёрный,

голубой + пурпурный = синий,

жёлтый + пурпурный = красный,

жёлтый + голубой = зелёный.

Смешивая основные цвета в разных пропорциях на белой бумаге, можно создать большое многообразие оттенков.

Белый цвет получается при отсутствии всех трёх основных цветов. Высокое процентное содержание голубого, пурпурного и жёлтого образует чёрный цвет. Точнее, чёрный цвет должен получиться теоретически, в действительности же из-за некоторых особенностей типографических красок смесь всех трёх основных цветов даёт грязно-коричневый тон, поэтому при печати изображения добавляется ещё чёрная краска (Black).

На рисунке (рис. ) вы видите получение различных цветов в системе CMYK.

Система CMYK по своей природе не может отобразить все оттенки, как это «умеет» модель RGB. Поэтому не ругайте принтер, напечатавший блеклую картинку вместо цветной и яркой, как она была на мониторе. Перевод изображения в эту цветовую модель также требует некоторых знаний в области полиграфии. Одна и та же картинка, конвертированная с различными параметрами, выглядит по-иному.

Систему субтрактивных цветов обозначают аббревиатурой CMYK(чтобы не возникла путаница с Blue, для обозначения Blackиспользуется символ К).

Система аддитивных цветов

Цветовая модель RGB (red, green, blue — красный, зеленый, синий) используется в таких светящихся устройствах, как телевизионные кинескопы и компьютерные мониторы. Для создания всех цветов, встречающихся в природе, они смешивают три первичных цвета RGB. Смесь 100% всех трех цветов дает белый, N% (N≠0 иN≠100) дает оттенки серого, а смесь 0% всех трех цветов дает черный.

к

расный + зелёный = жёлтый,

красный + синий = пурпурный,

зелёный + синий = голубой,

красный + зелёный + синий = белый.

Таким образом, аддитивный (add — присоединять) цвет получается при объединении (суммировании) лучей трёх основных цветов — красного, зелёного и синего. При полном отсутствии цветов получается черный цвет (соответственно – отсутствует источник света).

На слайде – рисунок, иллюстрирующий смешение основных цветов. Подразумевается, что цвета имеют максимальную яркость. Если же взять основные цвета в разных пропорциях, мы можем получить самые разнообразные цветовые оттенки.

Если проследить по красной линии, мы увидим, что цвета вдоль нее соответствуют порядку цветов в радуге. На главной диагонали куба располагаются оттенки серого цвета.

В большинстве программ для создания и редактирования изображений пользователь имеет возможность сформировать свой собственный цвет в формате RGB (в дополнение к предлагаемым палитрам), используя красную, зелёную и синюю компоненты. Как правило, графические программы позволяют комбинировать требуемый цвет из 256 оттенков красного, 256 оттенков зелёного и 256 оттенков синего. Как нетрудно подсчитать, 256 х 256 х 256 = 16,7 миллионов цветов.

Задача. Даны несколько цветов, представленные в цветовой модели RGB в десятичной записи. Напротив каждого укажите, оттенком какого именно цвета он является (например, «255,0,0» — спектральный красный, «125, 0, 0» – темный оттенок красного и т.п.)

«255, 0, 255»

«255, 255, 0»

«182, 182, 0»

«182, 182,182»

«0, 135, 255»

Решение задачи нужно будет проиллюстрировать затем в Photoshop в диалоге выбора цвета

«255, 0, 255». Посмотрим на модель цветового пространства RGB. Указанный цвет сформирован максимальным содержанием спектральных красного и синего цветов, без участия спектрального зеленого. Это – пурпурный цвет.

«255, 255, 0» — это желтый цвет цвет.

«182, 182, 0» — ясно, что это оттенок желтого цвета. Так как основные цвета взяты не с максимальной яркостью, то это более темный оттенок желтого цвета.

«182, 182,182» — эта точка лежит на главной диагонали куба. Соответственно, это оттенок серого (средне-светло-серый – в промежутке между светло-серым и средне-серым (128,128,128)).

«0, 135, 255». Будем размышлять так. 0,0,255 – это чистый синий цвет. Цветовая компонента красного равна нулю, рассмотрим следующую схему:

Красным кружком отмечена искомая точка. Видно, что она расположена примерно посередине между спектральным синим цветом и голубым цветом. Соответственно, это некий сине-голубой оттенок (его можно воспринимать, как темно-голубой).

Так как бумага не излучает свет, цветовая модель RGB не может быть использована для создания изображения на печатаемой странице.

Цветовые модели. Аддитивные и субтрактивные цвета. ‹ Виртуальная школа графического дизайна

Даже вполне опытные дизайнеры постоянно сталкиваются с проблемой отличия между цветами изображения на мониторе компьютера и на бумаге.

Нередко приходится долго и нудно разъяснять недоверчивому заказчику почему один и тот же цвет выглядит по-разному на сайте и на визитке.

Иногда никакие разъяснения не помогают. Клиент продолжает тыкать пальцем в экран компьютера, требуя, чтобы везде был «вооооот такой» цвет…

Скажу вам заранее, что добиться стопроцентного соответствия цветов экрана и полиграфии практически нереально,  но можно здорово сократить эти расхождения, заранее зная все ограничения, возникающие при печати и, таким образом, прогнозируя результат.


Для того, чтобы понять причину этого несоответствия надо знать, как и каким образом мы воспринимаем цвета

Почему, например, белый лист мы видим именно белым? Что на это влияет?

Дело в том, что одни предметы и их цвета — излучают свет, а другие его отражают.

Излучаемый свет — это свет, который исходит из какого-либо активного источника: лампочки, экрана монитора, телевизора.

Отражаемый свет — это свет, который «отскакивает» от поверхности объекта, отражается от него.

Белый лист мы видим белым именно потому, что он отражает все цвета, и ни одного не поглощает. Например, если его осветить зелёным или синим светом, то он приобретет цвет соответствующего освещения.

А вот если вы возьмете лист синей бумаги и осветите его белым светом, лист так и будет выглядеть синим, потому что он поглощает все  цвета, кроме синего.

Зная эти нехитрые  принципы, мы можем назвать два способа синтеза цвета:


Аддитивные цвета (от англ. add — добавлять)

В этой модели мы образуем белый цвет, заполняя черное пространство разными смешанными цветами т.е. идем от чёрного к белому. За основу здесь берется полное отсутствие света (темнота, черный монитор компьютера, экран телевизора и т.д)

Монитор компьютера создает цвет непосредственно излучением света и использует, таким образом, систему цветов RGB.

Эти цвета  всегда выглядят ярче, насыщеннее и контрастнее цветов печати.

Система RGB адекватна цветовому восприятию человеческого глаза, рецепторы которого тоже настроены на красный, зеленый и синий цвета.

rgb


Субстрактивные цвета (от англ. substract- вычитать)

В этой модели  мы получаем любой цвет, вычитая другие цвета из общего луча отражаемого света, т.е. здесь происходит обратный процесс: от белого цвета к черному. Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например, от листа бумаги.

Такой способ цветообразования действует при работе с физическими пигментными красками, в живописи или в полиграфии. За точку отсчета здесь берется белый лист бумаги. Чем больше красок мы смешиваем на листе, тем темнее полученный результат.

В системе субтрактивных цветов основными являются голубой, пурпурный и желтый цвета (CMY) — противоположные красному, зеленому и синему. Когда эти цвета смешиваются на белой бумаге в равной пропорции, получается черный цвет. Точнее, предполагается, что должен получиться черный цвет.

В действительности типографские краски поглощают свет не полностью и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневой. Чтобы это исправить в полиграфии добавляют немного черной краски. Систему цветов, основанную на таком процессе четырехцветной печати, принято обозначать аббревиатурой CMYK.

color-model-subtractive

Цвета CMYK всегда будут выглядеть менее яркими и насыщенными, чем цвета экрана RGB.

Вот вам и весь фокус!

В дальнейшем, когда мы будем говорить об основных цветовых моделях в графике, мы ещё обратимся к принципу аддитивных и субстрактивных цветов.


Выбери свой путь

Поделиться в соц. сетях:

Цветовые системы

CIE LAB — объединяет RGP и CMYK.

RGP (проходящий свет) — синий, красный, зеленый.

CMYK (отраженный свет) — пурпурный, желтый, голубой, черный.

По цветовому охвату CMYK — шире, чем RGP. Чтобы получить наиболее точное изображение, нужно перегнать RGP в цветовую систему CMYK. Для этого RGP переходит через цветовое пространство CIE LAB, редактируется, а затем уже выходит в CMYK.

По цветовому охвату CIE LAB — шире их обоих (RGP и CMYK).

GCR — вычитание серого цвета; UCR (Under color remove) — вычитание из-под черного.

HiFi = RGP + CMYK = пурпурный, желтый, голубой, черный, синий, зеленый.

В теории цвета существует несколько цветовых систем, ос­новными из которых являются RGB и CMYK.

СИСТЕМА RGB

В RGB-системе все опенки спектра получаются из сочета­ния трех основных цветов: красного, синего и зеленого (Red, Green и Blue), заданных с разным уровнем яркости. Эта систе­ма является аддитивной, то есть в ней выполняются правила сложения цветов. Сумма трех основных цветов при макси­мальной насыщенности даст белый цвет, а при нулевой — чер­ный. Красный и зеленый цвета образуют желтый, а зеленый и синий — голубой.

Эта система применима для всех изображении, видимых в проходящем или прямом свете. Она адекватна цветовому вос­приятию человеческою глаза, рецепторы которого тоже «наст­роены» на красный, синий и зеленый цвета. Поэтому построе­ние изображения на экранах мониторов, в сканерах и других оптических приборах соответствует системе RGB. В компьютерной RGB-системе каждый основной цвет может иметь 256 градаций яркости. (Это связано с особенностями обработки ин­формации в компьютере. 256 градаций соответствуют 8-бито­вому режиму.)

СИСТЕМА CMYK

В полиграфии приходится иметь дело с красками, наложен­ными на бумагу — то есть видимыми в отраженном свете. Здесь цвета взаимодействуют уже по другим закономерностям.

В системе CMYK в качестве составных или триадных цве­тов выбраны голубой, пурпурный и желтый. Они поочередно наносятся на бумагу, создавая (в принципе) любой нужный от­тенок. Эта система является субтрактивной, или поглощаю­щей. На практике, однако, при наложении трех составных цве­тов получается не черный, а темно-коричневый оттенок. Поэтому к триадным цветам был добавлен четвертый, черный (black), называемый также Key color, а вся система получила название CMYK — Cyan, Magenta, Yellow и Key color. Белым в данном случае является цвет бумаги или того материала, на который наносится краска. Насыщенность цвета в системе CMYK измеряется в процентах, так что каждый цвет имеет 100 градаций яркости. Составные краски, применяемые в раз­ных странах, различаются оттенками. В Европе принята сис­тема Euro-standart, в США — SWOP.

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ, ИЛИ КОНВЕРТАЦИЯ RGB — CMYK

Цветоделением называется разложение цветного изобра­жения из режима RGB на четыре составные краски CMYK, которые затем соединяются при печати, образуя многоцветное изображение.

Многие оттенки, созданные цветовой системой RGB, не удается передать при печати. Поэтому нередко прекрасные краски рисунка на мониторе после печати оказываются блек­лыми. Переход из RGB в CMYK осуществляется через специ­альные программные фильтры, где учитываются все будущие установки печати: система основных триадных красок, коэф­фициент растискивания точки, баланс красок, способ генера­ции черного цвета, а также максимальный уровень краски и другие установки. Цветоделение — очень сложный процесс, по­этому качество готового изображения во многом зависит от опыта оператора, правильной калибровки всей системы и мас­терства печатника.

ПРОСТЫЕ ЦВЕТА

Как уже отмечалось, при печати триадными красками вос­производятся не все оттенки. Поэтому для более точной пере­дачи какого-либо оттенка применяются так называемые «про­стые» (Spot) цвета, полученные путем предварительного простого смешивания красок в смесителе. Существует не­сколько систем простых цветов, наиболее распространенной из них является система PANTONE, в которой каждая краска имеет свой цифровой код. Выпускаются каталоги простых цве­тов, помогающие пользователю подобрать нужный оттенок, а затем, воспользовавшись кодом, заказать нужную краску.

Так, в частности, печатается золотой или серебряный цвет. При цветоделении пленки с простыми цветами выводят до­полнительно к четырем основным. Сами Spot-цвета тоже мож­но подвергать цветоделению, однако в этом случае они утратят первоначальный вид. В PANTONE-каталогах для каждого Spot-цвета приводится его четырехкрасочное представление, что позволяет определить, как будет выглядеть данный цвет при цветоделении.

Изучить статью В. Скоробогатько «Журналы: мир особых интересов». (Журналист. 2005. № 11).

Воспиятие информации, восприятие цвета

Эксперимент не ставил задачу определения общественной значимости художников и их картин, тем более что представленные репродукции имели разное качество исполнения и разные размеры. Интересовал сам принцип оценивания: если художник — это источник информации, а зритель (реципиент) — приемник, то картина — средство передачи информации, реализуемое с помощью языка живописи. И художник, и реципиент — личности, и в зависимости от личностных особенностей может передаваться и получаться разная информация.

Оказалось, что одним из индикаторов возраста является цвет: более светлые тона, яркие и спорные сочетания чаще нравятся молодым.

Биологи больше предпочитают природные краски и формы, чутко реагируют, когда «в природе так не бывает», и не признают прямого заимствования изобразительных средств как из природы, так и из техники; кроме того, они испытывали несколько большие трудности при расстановке.

Физикам и математикам нравятся сложные, запутанные композиции; при этом как личности они обнаруживали самую большую несхожесть во взглядах.

Техники склоняются к строгим геометрическим формам, любят чистые цвета, плохо разбираясь в полутонах и сложных цветовых гаммах, и чаще голосуют за картины с инженерным звучанием.

Гуманитарии обычно ищут хотя бы иллюзию предметности и труднее всего идут на ассоциации. Лица, относящиеся по склонностям, образованию и опыту работы сразу к нескольким из этих категорий, обнаруживали соответствующее смешение при расстановках; при этом у них проявлялась такая же, как у физиков и математиков, личностная индивидуальность.

Женщины-ученые, выполняющие рутинную работу, наряду с естественниками испытывали большую трудность и нерешительность при оценке.

Творческих личностей явно привлекают картины, заставляющие думать и вызывающие неожиданные ассоциации. Не говорит ли это о том, что среди гуманитариев меньше лиц такого склада?

Творческие работники, а также в целом женщины и молодые ученые более эмоционально воспринимают живопись. Среди тех, кто после расстановки выразил желание иметь у себя некоторые репродукции (необязательно для того, чтобы повесить на стену, а просто изредка смотреть на них) — больше творческих работников, а также в целом мужчин и молодых.

Итак, личность, несмотря на свою неповторимость, в чем-то обнаруживает сходство с другими личностями и входит с ними в разные социально-демографические группы. Все свойства личности тесно связаны между собой: структура интеллекта, психика, характер, культурно-образовательный уровень, вкусы.

Существуют люди, представляющие закрытую (интроверсную) информационную систему: внутренние потоки информации преобладают над внешними и захватывают прямую долговременную или ассоциативную память. К ним относятся многие специалисты. Тезаурус у них стабильный, то есть почти не перемещающийся в информационном пространстве и потому предрасположенный к вырождению.

Существуют идеальные специалисты — социальные амбаверты (то есть не интраверты и не экстраверты): внешние и внутренние информационные потоки уравнены, при этом, как правило, доминирует ассоциативный тип памяти. Тезаурус их интересов постоянно перемещается в информационном пространстве. В искусстве они ищут решение жизненных проблем и придают значение его экспериментальной роли.

Есть культурные дилетанты — экстраверты — открытые информационные системы, но потоки информации обычно не заходят глубже прямой долговременной памяти. В искусстве им нравится модная дискуссионность.

И наконец, есть обыватели: информационная система у них не развита, по мощности внешние и внутренние потоки хотя и уравнены (амбавертная система), но мощность явно мала для удовлетворения естественных информационных потребностей. Это объясняется тем, что процессы не заходят глубже внешней, оперативной памяти, и пока человек «ест» — он «сыт». Характерным примером служит пресловутый образ старушки, которую можно встретить в любом городе и на любой улице и которая прекрасно знает, кто где живет и что в каждой семье делается. Эта старушка обрабатывает объемы информации, эквивалентные тому, что делает главный инженер какого-нибудь завода. И налицо все основные информационные процессы: она более или менее активно собирает информацию, хранит в своей оперативной памяти, немножко видоизменяет (творческое отношение?) и активно передает другим.

Если вы присмотритесь к обывателям в кино, то выделите несколько их типов — сентиментальных, развлекающихся, патетиков и эклектиков.

Сентиментальность чаще проявляется у молодежи и женщин с начальным и средним образованием. Развлекающиеся — чаще рабочие-мужчины.

Патетики — люди пожилого возраста со средним образованием, пенсионеры, домохозяйки, сельские жители; их страсть — фильмы о необыкновенных людях и экзотика.

Эклектики — тоже большей частью пожилые крестьяне и рабочие, пенсионеры, с небольшим образованием; им нравятся почти все фильмы.

Здесь важно сделать следующий вывод: если специалист чаще находится под угрозой информационных перегрузок и интуитивно старается оградить себя от лишней информации, то обыватель чаще испытывает информационный голод и вынужден прибегать к искусственно создаваемым информационным ситуациям. Это особенно удается игрокам в настольные игры.

К сожалению, мы еще очень плохо знаем людей, с которыми живем и работаем.

Удивительно, но мы мало знаем самих себя. И что самое удивительное: не испытываем слишком большого желания знать о себе побольше. Это порою вопиющее незнание людей становится тормозом нашего движения вперед.

Не следует распространять принцип социальною равенства на равенство психологическое, интеллектуальное.

Люди не делятся также на плохих и хороших. В большинстве своем они обыкновенные, но очень разные. И это разное нужно уметь видеть, уметь уважать и уметь им административно пользоваться. Знаете ли вы, что нет неспособных людей, а есть те, кто работает не по способностям? За редким исключением, талант не раскрывается сам собой — его нужно распознать, разрыть и развить …

«Человек-человек» М., 1970

Цвет в жизни и деятельности человека имеет огромное значение. Он присутствует везде и воздействует на все окружающее. Например, окраска стен помещения влияет на настроение находящихся в нем людей, а красный свет вызывает ощущение тревоги и опасности. Понимание природы цвета и способов его использования, является исключительно важным. Цвет является важной характеристикой предмета и часто кажется таким же неотъемлемым его свойством, как и форма. Описывая знак остановки, Вы, скорей всего, скажете, что это красный восьмиугольник с белой надписью. Он красный всегда, потому, что окрашен красной краской. На самом же деле это не так. Присмотритесь, как выглядит этот знак ночью, в свете зеленого светофора, и увидите, что красное стало почти черным, а белое позеленело. Эта метаморфоза происходит потому, что Вы видите не собственный цвет поверхности, а цвет отраженного ею света. Белый дневной свет содержит все цвета радуги, а пигмент, которым окрашен знак, поглощает все цвета спектра, кроме красного. Отраженный красный свет попадает в глаза и мозг решает, что красен сам знак. Зеленый же свет не содержит красной составляющей, поэтому красное поле знака ничего не отражает и выглядит черным. Зато белые буквы способны отразитъ любой цвет, а так как в падающем свете имеется только зелень, они и становятся зелеными. На рисунке показаны схемы отражения белого света от знака остановки. Белые буквы и окантовка знака остановки отражают весь спектр падающего на него белого света и выглядят белыми. Красный фон знака отражает только красные лучи и выглядит красным. В условиях повседневной жизни мы без особого ущерба довольствуемся упрощенными представлениями о природе цвета, не подозревая о том, что цвет — это отраженный свет. Мы не обращаем особого внимания на то, что изменение освещения меняет и цвета предметов. Это происходит главным образом из-за того, что мы почти всегда имеем дело с белым или слабо окрашенным светом. Бытовые представления о цвете ограничиваются понятием «цвет краски» или «цвет пигмента» (основного компонента краски, придающего ей определенный цвет при нормальном освещении). Только благодаря относительной стабильности цвета окружающего освещения нам удается достаточно удачно подбирать и согласовывать цвета при ремонте жилья, приобретении украшений или одежды. Особенно, если весь наш жизненный опыт в области колористики основывается на наблюдениях взаимодействия цветных пигментов во время приготовления пищи, смешивании напитков и стирке белья. В компьютерной графике, где и сам монитор, и изображения на его экране, являются источниками света, прежний опыт и бытовые представления о цвете совершенно непригодны. Компьютер признает только истинное учение о цвете, поэтому компьютерному художнику прежде всего нужно понять, что только цвет света, отражаемого пигментом, и является тем цветом, который видят глаза. Скорее всего, понадобится некоторое время на то, чтобы свыкнуться с новым понятием. Но если Вы поймете, что такое цвет, разобраться в тонкостях вопроса будет намного проще. Пигментные цветовые модели Неоднозначные и противоречивые представления о цвете всегда вызывали множество споров. Многочисленные попытки создания единой универсальной теории чаще всего приводили лишь к появлению более или менее практичных цветовых моделей, справедливых только в определенных пределах. Одна из таких моделей, знакомая Вам с детства, основана на цветах пигментов, содержащихся в красках, чернилах и цветных карандашах. Вы, вероятно, помните о том, что существуют три первичных цвета: красный, желтый и синий, которые считаются чистыми, потому, что не содержат других цветов. Все остальные, или вторичные цвета, могут быть получены путем смешивания только этих трех пигментов. В самом деле, если на белую поверхность нанести тампоном три частично перекрывающихся круга, окрашенных в основные цвета, то в зонах их наложения образуются три дополнительных цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый, как в правой части рисунка. Цветовой круг RYB и результат наложения пигментных красок в модели RYB. Нетрудно представить, что между основными и дополнительными цветами может существовать бесконечное количество переходных оттенков. Впрочем, если вместо тампона Вы воспользуетесь аэрографом, создающим красочное пятно с размытыми краями, то без труда сможете убедиться в наличии плавных цветовых переходов. Удалив центральную и периферийную области полученной композиции, Вы получите традиционный цветовой круг, окрашенный во все цвета радуги, изображенный в левой части рисунка. По первым буквам названий трех основных цветов, эту цветовую модель часто называют моделью КЖС (Красный-Желтый-Синий), или RYB в английской транскрипции. Цветовая модель RYB и смешивание пигментных цветов Цветовой круг является традиционным образом модели КЖС или RYB. Основные цвета располагаются на вершинах вписанного равностороннего треугольника, а дополнительные v на вершинах перевернутого треугольника. Порядок следования цветов соответствует их расположению в радуге. Для быстрого и предсказуемого смешения цветов, художники часто раскладывают краски на палитрах именно по этому принципу. Модель RYB широко распространена и достаточно практична, хотя и не совсем верна, поскольку на практике не все цвета удается получить смешением трех основных. Кроме того, на цветовом круге нет черного цвета. Попытка его получения посредством смешивания всех остальных цветов приводит к созданию грязно-коричневого, а не черного цвета (см. правую часть рис. 2.2). Возможность использования готовой черной краски позволяет начинающим художникам воспринимать ее в качестве одного из основных цветов, внося неопределенность в толкование модели. Трактовка белого цвета в качестве чистого, неокрашенного холста, так же накладывает определенные ограничения. Однако основная парадоксальность модели RYB заключается в том, что палитра, организованная в соответствии с аддитивным световым спектром, применяется для смешивания субтрактивных пигментов. Аддитивные и субтрактивные модели В цветовой модели RYB (КЖС) принято белым считать чистый холст. Перекрывающиеся слои краски, по мере их нанесения, все более затемняют его, в пределе приближая результирующий цвет к черному. Таким образом, для того чтобы вернуться к первому слою с основными цветами, мы должны удалить все последующие, или вычесть их из результирующего цвета. Такая модель называется субтрактивной (от subtraction v вычитание). Она справедлива для пигментных красок. Для цветных источников света используется противоположная по характеру аддитивная (от add v добавление) модель. В ней черным цветом является отсутствие света, или темнота. Добавление цветных световых пятен делает изображение все более светлым, дающим в пределе чисто белый свет. Первичные пигменты Строго говоря, выбор в качестве основных цветов красного, желтого и синего, не бесспорен. Этим и объясняется несовершенство модели RYB. Если в группе основных цветов желтый заменить зеленым, а затем сделать вторичные цвета первичными, то получится цветовая модель CMY (ГФЖ). Здесь в качестве основных цветов выбраны голубой, желтый и фуксин. Красный представлен смесью фуксина и желтого, синий — смесью голубого и фуксина, а цвет, который считался желтым в модели КЖС, стал желтым с добавлением фуксина. Это довольно точная, хотя и не очень распространенная субтрактивная модель. Одна из причин не слишком широкой популярности цветовой модели CMY заключается в том, что ее первичные цвета в чистом виде практически не встречаются в природе. ПРИМЕЧАНИЕ. Хотя природа и не терпит пустоты, она, по крайней мере, недолюбливает первичные пигменты. Трудность получения чистых пигментов голубого, фуксина и желтого цветов явилась одной из причин столь длительного использования модели RYB в качестве основной. Настоящего желтого цвета не было до 1800 года, а чистый фуксин появился только к 1850 году. Художники прошлого были вынуждены использовать известные в то время субтрактивные пигменты, ошибочно считая их основными цветами. Ярким примером этого служат палитры старых мастеров, использовавших смешивание красок по модели RYB. Цвета на их картинах выглядят плоскими и грязноватыми из-за присутствия черных пигментов, используемых для утемнения слишком ярких спектральных тонов. Нехватка насыщенных основных цветов, а не тяжелая моральная атмосфера «мрачного средневековья» стала одной из причин некоторой сумрачности колорита их полотен. Тем не менее, мастерство и опыт старых мастеров живописи заслуживают уважения и изучения, а не огульного отрицания из-за несоответствия их представлений современному уровню науки о цвете. Цветовая модель CMY В цветовой модели CMY основными цветами являются голубой, фуксин и желтый, а дополнительными v красный, зеленый и синий. Такой расклад гораздо лучше соответствует характеру субтрактивной модели, в которой сумма основных цветов дает практически черный цвет. Парной ей моделью, первичными цветами которой служат вторичные цвета CMY, является аддитивная модель RGB. Обе эти модели показаны на рисунке. Результаты наложения световых (RGB) и пигментных (CMY) цветов. Четырехцветная печать и CMYK Важным достоинством CMY является то, что смесь первичных цветов дает настоящий черный, а не грязно-коричневый цвет, получаемый смешиванием красного, желтого и синего цветов. Основная область применения этой модели v цветная типографская печать, из-за чего ее часто называют пигментной цветовой моделью. На практике чаще используется не оригинальная модель CMY, а ее четырехцветная модификация CMYK, включающая кроме триады основных цветов еще и черный. На практике смешанный черный цвет является очень интенсивной смесью голубого и фиолетового, но выглядит всегда черным цветом. Несмотря на то, что все черные печатные цвета можно получить методом смешивания, в печатной промышленности используется отдельная черная типографская краска. Это делается для упрощения печати текста и черно-белой графики, составляющих немалую часть самого многоцветного издания. Поэтому современная печать считается четырехцветным процессом, в котором черный цвет является дополнительным цветом — как буква К в названии CMYK. ПРИМЕЧАНИЕ. При синтезе цвета смешиванием пигментов в модели CMY, доли составляющих цветов часто выражаются в процентных отношениях (например, 50% желтого, 45% голубого и 5% фуксина дают цвет зеленого оттенка). Такая форма описания цвета довольно близка к используемой в компьютерной графике. Цвет как отраженный свет Как мы уже установили, цвет пигмента обусловлен цветом света, отраженного объектом. Цветной свет — свет, отраженный от объектов, ? это именно то, из чего состоит наш видимый мир. Объект выглядит красным потому, что он поглощает зеленую и голубую части спектра и отражает оставшийся красный свет. На рисунке 2.4 этот процесс показан на примере двух вариантов освещения знака остановки. Первый знак освещен белым светом, красная поверхность которого отражает только красную составляющую, а белая надпись v все три, то есть, красную, зеленую и синюю. Второй знак освещен сине-зеленым светом. Поскольку падающий свет не содержит красных лучей, то красное поле остается черным, поглощая и зеленый, и синий свет. Белая надпись отражает весь спектр падающего света и кажется сине-зеленой. Схемы отражения света от красно-белого знака остановки при белом и цветном освещении. Каждый пигмент поглощает определенную часть спектра и отражает соответствующий его цвету свет. Смешанные пигменты субтрагируют различные цвета спектра, образуя новый смешанный цвет. Синий (не отражающий красного или желтого), смешанный с желтым (не отражающим красного или синего), образует зеленый цвет, полностью поглощающий красные лучи. Модель RGB Различие коэффициентов преломления световых лучей разного цвета позволяет им разделиться при прохождении через призму. Полученная радуга представляет собой видимый спектр белого света, то есть цветовой диапазон, доступный восприятию глаз человека. Цвета в спектре следуют в известном порядке: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий и Фиолетовый. (Для его запоминания дети используют присказку «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», в которой первая буква каждого слова соответствует первой букве в названии цвета. По первым буквам названий основных цветов, цветовая модель для света по-русски называется КЖС, или RGB по-английски. ПРИМЕЧАНИЕ. Небелый свет имеет собственный спектр преломления, поскольку часть общего (белого) спектра в нем отсутствует, придавая ему цветной оттенок. Обратите внимание на то, что белый цвет характеризуется отсутствием пигмента в модели CMY и ассоциируется с цветом чистого холста. Черный цвет в модели RGB представляет собой отсутствие света и может считаться истинной темнотой. Смесь всех трех первичных светов образует белый свет. Попарное смешивание основных цветов модели RGB порождает триаду дополнительных — голубого, желтого и фуксина — которые одновременно являются первичными цветами пигментной модели CMY. Дихотомия света и пигмента является важным элементом, связывающим изменение цвета материала с изменением цвета освещения. Свет и пигмент являются взаимодополняющими противоположностями. В самом деле — основные цвета одной модели являются дополнительными для другой; RGB излучает свет, а CMY отражает его. Пигмент невидим без света, а окраска самого света становится видна только при его отражении от поверхности пигмента. Сумма всех цветов света дает белый цвет, а сумма цветов пигментов — черный. RGB смешивает цвета методом сложения, а CMY — методом вычитания

Цветовой круг демонстрирует соотношение между тремя первичными цветами красным, зеленым и синим и тремя первичными цветами голубым, пурпурным и желтым.

Например, пурпурный можно получить из двух соседних цветов — красного и синего. Аналогично желтый при смешивании с голубым дает зеленый.

Цвета, расположенные друг напротив друга, называются дополнительными цветами. Например, дополнительным цветом к зеленому является пурпурный. Если вы сделали фотографию, в которой избыток зеленого цвета, то этот эффект можно подавить, добавив соответствующий дополнительный цвет, пурпурный (смесь красного и синего согласно модели RGB). И напротив, вы можете усилить красный цвет, если уменьшите голубой (смесь зеленого и синего согласно модели RGB).

Цветовая модель RGB

Цветовая модель RGB (red, green, blue — красный, зеленый, синий) используется в таких светящихся устройствах, как телевизионные кинескопы и компьютерные мониторы. Для создания всех цветов, встречающихся в природе, они смешивают три первичных цвета RGB. Смесь 100% всех трех цветов дает белый, а смесь 0% всех трех цветов дает черный.

Модель RGB распространена очень широко, но она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор. Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый).

Три первичных цвета аддитивного смешения

Глаз человека воспринимает длины волн в диапазоне 400 — 500 нм., как синий цвет, в диапазоне 500 — 600 нм., как зеленый цвет и в диапазоне 600 — 700 нм., как красный цвет. В компьютерной промышленности эти цвета называются тремя первичными цветами. Для их обозначения используется аббревиатура RGB.

Все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая свет трех этих длин волн, варьируя их интенсивности. Смесь, состоящая из 100% каждого цвета, дает белый свет. Смесь 0% от каждого цвета дает отсутствие света или черный свет.

Искусство воспроизведения цвета путем сложения в различных пропорциях трех первичных RGB цветов называется аддитивным смешением. Этот принцип используется для воспроизведения цвета в видео и в компьютерных мониторах.

Три первичных цвета субтрактивного смешения

Белый свет создается при смешивании 100% от каждого из трех первичных цветов. Вычитание красного создает голубой (смесь синего и зеленого). Вычитание зеленого создает пурпурный, а вычитание синего создает желтый. Когда объект поглощает красный и отражает синий и зеленый, то мы воспринимаем этот объект как голубой.

Выражение цвета путем вычитания из белого света одной из компонент называется субтрактивным смешением.

Краски или красители создают цвет субтрактивным методом: когда краситель или пигмент поглощает красный и отражает зеленый и синий свет, мы видим голубой. Когда он поглощает зеленый и отражает синий и красный, мы видим пурпурный. Когда он поглощает синий и отражает красный и зеленый, мы видим желтый. Голубой, пурпурный и желтый являются тремя первичными цветами, используемыми в субтрактивном смешении.

При создании субтрактивных цветов часто добавляют черный цвет, поэтому получается четырехцветная модель, называемая CMYK.

Аддитивное смешение цветов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 марта 2019; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 марта 2019; проверки требуют 10 правок. Аддитивное смешение цветов по RGB-модели

Аддитивное смешение цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении цветов непосредственно излучающих объектов. Аддитивное смешение соответствует смешению лучей света. Не стоит путать его с субтрактивным смешением, которое соответствует смешению красок.

Метод аддитивного смешения основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия. Сетчатка человеческого глаза содержит три типа колбочек, воспринимающих свет в фиолетово-синей, зелёно-жёлтой и жёлто-красной частях спектра.

Современным стандартом для аддитивного смешения цветов является модель цветового пространства RGB, где основными цветами являются красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue). Аддитивное смешение по модели RGB используется в компьютерных мониторах и телевизионных экранах, цветное изображение на которых получается из красных, зелёных и синих точек люминофора или светоматрицы. При отсутствии света нет никакого цвета — чёрный, максимальное смешение даёт белый.

В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза. Субтрактивное смешение соответствует смешению красок. В этом случае цвет формируется за счёт вычитания определённых цветов из белого света. Тремя типичными базовыми цветами явлются сине-зелёный (Cyan), маджента (Magenta) и жёлтый (Yellow). Модель субтрактивного синтеза CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) широко применяется в полиграфии.

Системы цветов в компьютерной графике

В этом разделе:   

  • излучаемый и отражённый свет в компьютер­ной графике;

  • формирование   цветовых оттенков   на   экране монитора;

  • формирование   цветовых   оттенков   при  печати изображений.

Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроиз­ведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специа­льные средства — цветовые модели (или системы цветов). Чтобы успешно применять их в компьютерной графике, необходимо:

  • понимать особенности каждой цветовой модели

  • уметь   определять  тот  или   иной   цвет,   используя  различные цветовые модели

  • понимать, как различные графические программы решают во­прос кодирования цвета

  • понимать, почему цветовые оттенки, отображаемые на монито­ре, достаточно сложно точно воспроизвести при печати.

Мы видим предметы потому, что они излучают или отражают свет.

Свет  электромагнитное излучение.

Цвет характеризует действие излучения на глаз человека. Та­ким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета.

Излучаемый свет  это свет, выходящий из источника, напри­мер, Солнца, лампочки или экрана монитора.

Отражённый свет  это свет, «отскочивший» от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо пред­мет, не являющийся источником света.

Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к гла­зу, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении от объекта (рис. 1).

Рис. 1. Излучение, отражение и поглощение света

Подобно Солнцу и другим источникам освещения, монитор излучает свет. Бумага, на которой печатается изображение, отражает свет. Так как цвет может получиться в процессе излучения и в про­весе отражения, то существуют два противоположных метода его описания: системы аддитивных и субтрактивных цветов.

Система аддитивных цветов

Если с близкого расстояния (а ещё лучше с помощью лупы) посмотреть на экран работающего монитора или телевизора, то нетрудноувидеть множество мельчайших точек красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue) цветов. Дело в том, что на поверхности экранaрасположены тысячи фосфоресцирующих цветовых точек, которые бомбардируются электронами с большой скоростью. Цветовые точки излучают свет под воздействием электронного луча. Так как размеры этих точек очень малы (около 0,3 мм в диаметре), соседние разноцветные точки сливаются, формируя все другие цвета и оттенки, например:

красный + зелёный = жёлтый,

красный + синий = пурпурный,

зелёный + синий = голубой,

красный + зеленый + синий = белый.

Компьютер может точно управлять количеством света, излучае­мого через каждую точку экрана. Поэтому, изменяя интенсивность свечения цветных точек, можно создать большое многообразие от­тенков.

Таким образом, аддитивный (add — присоединять) цвет получает­ся при объединении (суммировании) лучей трёх основных цветов —красного, зелёного и синего. Если интенсивность каждого из них до­стигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трёх цве­тов даёт чёрный цвет. Систему аддитивных цветов, используемую в компьютерных мониторах, принято обозначать аббревиатурой RGB.

В большинстве программ для создания и редактирования изоб­ражений пользователь имеет возможность сформировать свой собст­венный цвет (в дополнение к предлагаемым палитрам), используя красную, зелёную и синюю компоненты. Как правило, графические программы позволяют комбинировать требуемый цвет из 256 оттен­ков красного, 256 оттенков зелёного и 256 оттенков синего. Как не­трудно подсчитать, 256 х 256 х 256 = 16,7 миллионов цветов. Вид диалогового окна для задания произвольного цветового оттенка в разных программах может быть различным.

Таким образом, пользователь может выбрать готовый цвет из встроенной палитры или создать свой собственный оттенок, указав в полях ввода значения яркостей R, G и В для красной, зелёной и синей цветовых составляющих в диапазоне от 0 до 255.

Далее вновь созданный цвет может быть использован для рисования и закрашивания фрагментов изображения.

В программе CorelDRAW! цветовая модель RGB дополнительно представляется в виде трёхмерной системы координат, в ко­торой нулевая точка соответствует чёрному цвету. Оси координат соответствуют основным цветам, а каждая из трёх координат в диа­пазоне от 0 до 255 отражает «вклад» того или иного основного цве­та в результирующий оттенок. Перемещение указателей («ползун­ков») по осям системы координат влияет на изменение значений в полях ввода, и наоборот. На диагонали, соединяющей начало коор­динат и точку, в которой все составляющие имеют максимальный уровень яркости, располагаются оттенки серого цвета — от чёрного до белого (оттенки серого цвета получаются при равных значениях уровней яркости всех трёх составляющих).

Так как бумага не излучает свет, цветовая модель RGB не мо­жет быть использована для создания изображения на печатаемой странице.

Система субтрактивных цветов

В процессе печати свет отражается от листа бумаги. Поэтому для печати графических изображений используется система цветов,работающая с отраженным светом — система субтрактивных цветов (subtract — вычитать).

Белый цвет состоит из всех цветов радуги. Если пропустить луч света через простую призму, он разложится в цветной спектр. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолето­вый цвета образуют видимый спектр света. Белая бумага при осве­щении отражает все цвета, окрашенная же бумага поглощает часть цветов, а остальные — отражает. Например, листок красной бума­ги, освещённый белым светом, выглядит красным именно потому, что такая бумага поглощает все цвета, кроме красного. Та же крас­ная бумага, освещённая синим цветом, будет выглядеть чёрной, так как синий цвет она поглощает.

В системе субтрактивных цветов основными являются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Каждый из них поглощает (вычитает) определённые цвета из белого света, падаю­щего на печатаемую страницу. Вот как три основных цвета могут быть использованы для получения чёрного, красного, зелёного и си­него цветов:

голубой    + пурпурный + жёлтый = чёрный,

голубой + пурпурный = синий,

жёлтый + пурпурный = красный,

жёлтый + голубой = зелёный.

Смешивая основные цвета в разных пропорциях на белой бума­ге, можно создать большое многообразие оттенков.

Белый цвет получается при отсутствии всех трёх основных цве­тов. Высокое процентное содержание голубого, пурпурного и жёлто­го образует чёрный цвет. Точнее, чёрный цвет должен получиться теоретически, в действительности же из-за некоторых особенностей типографских красок смесь всех трёх основных цветов даёт гряз­но-коричневый тон, поэтому при печати изображения добавляется ещё чёрная краска (Black).

Систему субтрактивных цветов обозначают аббревиатурой CMYK (чтобы не возникла путаница с Blue, для обозначения Blackиспользуется символ К).

Процесс четырёхцветной печати можно разделить на два этапа.

1.      Создание на базе исходного рисунка четырёх составляющих изображений голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного цветов.

2.      Печать каждого из этих изображений одного за другим на одном и том же листе бумаги.

Рис. 2. Цветовой круг показывает взаимосвязь моделей RGB и CMY

Разделение цветного рисунка на четыре компоненты выполняет специальная программа цветоделения. Если бы принтеры использо­вали систему CMY (без добавления чёрной краски), преобразование изображения из системы RGB в систему CMY было бы очень про­стым: значения цветов в системе CMY — это просто инвертированные значения системы RGB. На схеме «цветовой круг» (рис. 2) по­казана взаимосвязь основных цветов моделей RGB и CMY. Смесь красного и зелёного даёт жёлтый, жёлтого и голубого — зелёный, красного и синего — пурпурный и т. д.

Таким образом, цвет каждого треугольника на рис. 2 определя­ется как сумма цветов смежных к нему треугольников. Но из-за не­обходимости добавлять чёрную краску, процесс преобразования ста­новится значительно сложнее. Если цвет точки определялся сме­сью цветовRGB, то в новой системе он может определяться смесью значений CMY плюс ещё включать некоторое количество чёрного цвета. Для преобразования данных системы RGB в систему CMYK программа цветоделения применяет ряд математических операций. Если пиксель в системе RGB имел чистый красный цвет (100% R, 0% G, 0% В), то в системе CMYK он должен иметь равные значе­ния пурпурного и жёлтого (0% С, 100% М, 100% Y, 0% К).

В приведённой здесь таблице для примера представлено описа­ние нескольких цветов с использованием моделей RGB и CMYK(диапазон изменения составляющих цвета — от 0 до 255).

Таблица 1

Цвет

RGB

CMYK

золотой

202R, 153G, 51В

38С, 105М, 204Y, ЗК

тёмно-фиолетовый

102R, 51G, 104В

97С, 183М, 67Y, 67К

оранжевый

255R, 102G, 0В

ОС, 187М, 253Y, ОК

коричневый

153R, 102G, 51В

58С, 134М, 174Y, 29К

 

Важно то, что вместо сплошных цветных областей программа цветоделения создаёт растры из отдельных точек , причём эти точечные растры слегка повёрнуты друг относительно друга так, чтобы точки разных цветов не накладывались одна поверх дру­гой, а располагались рядом.

Маленькие точки различных цветов, близко расположенные друг к другу, кажутся сливающимися вместе. Именно так наши глаза воспринимают результирующий цвет.

Таким образом, система RGB работает с излучаемым светом, а CMYK — с отражённым. Если необходимо распечатать на принтере изображение, полученное на мониторе, специальная программа выполняет преобразование одной системы цветов в другую. Но в сис­темах RGBи CMYK различна природа получения цветов. Поэтому цвет, который мы видим на мониторе, достаточно трудно точно по­вторить при печати. Обычно на экране цвет выглядит несколько ярче по сравнению с тем же самым цветом, выведенным на печать.

Всё множество цветов, которые могут быть созданы в цветовой модели, называется цветовым диапазоном. Диапазон RGB шире диа­пазона CMYK. Это означает, что цвета, созданные на экране, не всегда можно воспроизвести при печати. Поэтому в некоторых гра­фических программах предусмотрены диапазонные предостерегаю­щие указатели. Они появляются в том случае, если цвет, созданный в модели RGB, выходит за рамки диапазона CMYK.

Существуют программы (например, CorelDraw! и Adobe Pho­toShop), которые позволяют создавать на экране рисунки не только в системе RGB, но и в цветах CMYK. Для создания произвольного цвета в системе CMYK необходимо указать процентное содержание каждого основного цвета аналогично тому, как это делается при ра­боте с RGB-моделью. Тогда, глядя на экран, пользователь сможет увидеть, как рисунок будет выглядеть при печати.

Система «Тон — Насыщенность — Яркость»

Системы цветов RGB и CMYK базируются на ограничениях, на­кладываемых аппаратным обеспечением (мониторами компьютеров и типографскими красками). Более интуитивным способом описа­ния цвета является его представление в виде тона (Hue), насыщен­ности(Saturation) и яркости (Brightness). Для такой системы цве­тов используется аббревиатура HSB. Тон — конкретный оттенок цвета: красный, жёлтый, зелёный, пурпурный и т. п. Насыщен­ность характеризует «чистоту» цвета: уменьшая насыщенность, мы «разбавляем» его белым цветом. Яркость же зависит от количества чёрной краски, добавленной к данному цвету: чем меньше черноты, тем больше яркость цвета. Для отображения на мониторе компью­тера система HSB преобразуется в RGB, а для печати на принте­ре — в систему CMYK. Можно создать произвольный цвет, указав в полях ввода Н, S и В значения для тона, насыщенности и яркости из диапазона от 0 до 255.

Кроме того, пользователь может выбрать цветовой тон, щёлкнув мышью в соответствующей точке цветового поля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *