Автор какой – Ликбез по авторскому праву, часть первая. Кто такие автор и исполнитель с точки зрения закона

Содержание

Автор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 августа 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 августа 2019; проверки требуют 3 правки.

А́втор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Автор (лат. auctor) — творец всякого литературного, музыкального или любого художественного произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством. Помимо этого, под автором понимают создателя чисто научных работ, кода программного обеспечения, а также любых иных текстов.

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Кратко: Об авторском праве и его истории есть отдельная статья. Авторское право принадлежит обычному автору, или какому‐то особому?.

Авторское право называлось когда-то не вполне точно умственной собственностью (proprieté d’intelligence), в Германии императорским законом 11 июня 1870 года этой собственности было присвоено название Urheberrecht. В России в начале XX века этому понятию наиболее соответствовала литературная собственность.

Первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, являющаяся до настоящего времени одним из основных источников международного авторского права, — была подписана 9 сентября 1886 года. Главным вдохновителем создания Бернской конвенции, проделавшим огромную подготовительную работу, был Виктор Гюго[1].

Кроме авторского права, существуют смежные права и другие права «интеллектуальной собственности», не относящиеся к автору.

Каждый автор обладает своим неповторимым авторским стилем. Например при издании классических литературных произведений часто сохраняют авторские неологизмы и даже явные грамматические и орфографические ошибки автора для максимально полной передачи авторского стиля. Иногда впоследствии они даже становятся новой литературной нормой.

Правовые акты России[править | править код]

автор — Викисловарь

автор I

Морфологические и синтаксические свойства

а́в-тор

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также устаревший вариант склонения по схеме 1c(1): мн. ч. автора́, -о́в, -а́м, -а́ми, -а́х. ◆ Коль верить словарю, то сколько есть дворов, / Столь много на Руси великих авторо́в. В. П. Петров, «К… из Лондона», 1772 г. (Еськова, 2008↓, с. 130).

Корень: -автор-.

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈaftər]  мн. ч. [ˈaftərɨ]

Семантические свойства

Значение
  1. создатель, сочинитель или разработчик чего-либо (художественного произведения, идеи, технического решения и т. п.) ◆ Аграновский мастерски владеет пером, он автор более 120 публикаций в газетах "Советская Россия" и "Завтра".
    Андрей Андреев, «Будущее принадлежит нам!» // «Завтра», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1. создатель, творец, сочинитель
Антонимы
  1. разрушитель, уничтожитель
Гиперонимы
  1. создатель
Гипонимы
  1. разработчик, сочинитель

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-автор⁽ʲ⁾-» [править]
  • существительные: автор (авторша), авторизация, авторские, авторство, автура, соавтор, соавторство
  • прилагательные: авторизационный, авторизованный, авторский, безавторский, соавторский, авторско-правовой
  • глаголы: авторизовать, авторизоваться, авторизовывать, авторизовываться
  • причастия: авторизовавший, авторизовывавший
  • наречия: авторски, по-авторски

Этимология

Происходит от польск. autor «автор, создатель, творец» через зап.-рус. посредство, из ранненововерхненем. Autor (с XV в.), из ст.-франц. autor (с XII в.), из лат. auctor «создатель, творец», далее из augere «умножать, увеличивать», далее из праиндоевр. *aug- «увеличивать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Анаграммы

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.
  • Еськова Н. А. Нормы русского литературного языка XVIII–XIX веков. — М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2008. — ISBN 978-5-9551-0280-1.

автор II

Морфологические и синтаксические свойства

а́втор

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -автор-.

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈaftər]  мн. ч. [ˈaftərɨ]

Семантические свойства

  1. жарг. глава преступной группировки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    авторитет

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — ISBN 978-5-86007-637-2.

Морфологические и синтаксические свойства

Ед. а́втор
Ед. об. а́втора
Ед. суб. а́вторът
Мн. а́втори
Мн. сов. а́вторите
Числ. а́втора
Зв. а́вторе

автор

Существительное, мужской род, одушевлённое, склонение 7a.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. автор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. творец, създател, изобретател, съчинител, съставител, писател
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от польск. autor «автор, создатель, творец» через зап.-рус. посредство, из ранненововерхненем. Autor (с XV в.), из ст.-франц. autor (с XII в.), из лат. auctor «создатель, творец», далее из augere «умножать, увеличивать», далее из праиндоевр. *aug- «увеличивать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Морфологические и синтаксические свойства

автор

Существительное.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. автор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от польск. autor «автор, создатель, творец» через зап.-рус. посредство, из ранненововерхненем. Autor (с XV в.), из ст.-франц. autor (с XII в.), из лат. auctor «создатель, творец», далее из augere «умножать, увеличивать», далее из праиндоевр. *aug- «увеличивать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Морфологические и синтаксические свойства

автор

Существительное.

Корень: --.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. автор ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от польск. autor «автор, создатель, творец» через зап.-рус. посредство, из ранненововерхненем. Autor (с XV в.), из ст.-франц. autor (с XII в.), из лат. auctor «создатель, творец», далее из augere «умножать, увеличивать», далее из праиндоевр. *aug- «увеличивать».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

автор — Толковый словарь Дмитриева

а́втор

сущ., м., употр. часто

(нет) кого? автора, кому? автору, (вижу) кого? автора, кем? автором, о ком? об авторе; мн. кто? авторы, (нет) кого? авторов, кому? авторам, (вижу) кого? авторов, кем? авторами, о ком? об авторах

1. Автор какого-либо художественного произведения, научного труда, изобретения и т. д. — это тот человек, который их создал. Автор книги, музыки, монумента. | Автор научной гипотезы, открытия, теории. | Известный, популярный, молодой автор.

2. Когда человек пишет какой-либо текст для широкой аудитории, он может называть себя в нём

автором этих строк. Автор этих строк регулярно наблюдал подобное явление.

3. Автором называют того человека, который совершил какое-то действие или организовал что-либо. Мне нужно знать, кто всё это придумал. Ищите автора!

авторский прил.

авторство сущ., с.

Источник: Толковый словарь Дмитриева на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. автор — автор м. Создатель какого-либо произведения (литературно-художественного, музыкального, научного и т.п.), проекта, изобретения. Толковый словарь Ефремовой
  2. автор — Немецкое – Autor. Французское – auteur. Английское – author. Латинское – auctor (творец, автор сочинения). Слово «автор» известно и широко употребляется в русском языке с конца XVII... Этимологический словарь Семёнова
  3. автор — АВТОР -а; м. [от лат. auctor — писатель, художник]. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т.п. Популярный, начинающий а. А. повести, картины, памятника. А. научного открытия. Толковый словарь Кузнецова
  4. Автор — (от лат. auctor — виновник, учредитель, основатель, податель мнения или совета, сочинитель), авторство — термины, выражающие специфическое отношение к письменному тексту как собственному, лично «сотворенному» самим «творцом». Словарь по культурологии
  5. автор — ’АВТОР, автора, ·муж. (от ·лат. autor). Творец чего-нибудь, составитель, создатель какого-нибудь научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Пушкин — автор "Евгения Онегина". Толковый словарь Ушакова
  6. Автор — (лат.) в тесном смысле — сочинитель какого-либо письменного произведения, то же, что писатель, поэтому говорят, напр., о классических авторах. В обширном смысле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. автор — (иноск.) — виновник, зачинщик (сочинитель) Ср. Autor (augeo, auctum — ращу, увеличиваю) — автор. Ср. αύξω, прибавляю, увеличиваю. Фразеологический словарь Михельсона
  8. автор — По законодательству РФ об авторском праве физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. а. принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Большой юридический словарь
  9. автор — Заимств. из польск. яз. в начале XVIII в. Польск. autor «создатель, творец» восходит к лат. autor (< auctor), суф. производному от augeo «умножаю, содействую росту». Первоначальное значение, по мнению некоторых ученых, — «меценат, покровитель», затем — «тот, кому покровительствуют». Этимологический словарь Шанского
  10. автор — I. АВТОР I а, м. auteur m. < , лат. auctor. 1. Зачинатель, основатель. Это заведение <�больница> весьма хорошо и делает великую честь той, кот<�орая> была автором онаго. 1817. Н. Тургенев Дн. 21. Словарь галлицизмов русского языка
  11. автор — Сочинитель, составитель, писатель, компилятор, композитор, виновник, творец ср. !! писатель см. >> виновник, сочинитель Словарь синонимов Абрамова
  12. Автор — [лат. au(c)tor], создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д. Большая советская энциклопедия
  13. автор — Автора, м. [от латин. autor]. Творец чего-н., составитель, создатель какого-н. научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Пушкин – автор “Евгения Онегина”. Симфония будет исполнена под управлением автора. Большой словарь иностранных слов
  14. автор — АВТОР, а, м. Создатель какого-н. произведения. А. проекта. А. романа. | ж. авторша, и (прост.). | прил. авторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  15. автор — АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. Толковый словарь Даля
  16. автор — орф. автор, -а Орфографический словарь Лопатина
  17. автор — Заимствовано в XVII в. из польского, где autor ("создатель, творец") восходит к латинскому autor с таким же значением. Этимологический словарь Крылова
  18. автор — -а, м. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п. Автор повести. Автор симфонии. Автор проекта. [лат. auctor] Малый академический словарь
  19. автор — автор, авторы, автора, авторов, автору, авторам, автора, авторов, автором, авторами, авторе, авторах Грамматический словарь Зализняка
  20. автор — а́втор с 1611 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 361; Смирнов 29. Через польск. autor из лат. auctor "тот, кто содействует, помогает" к augeo "умножаю". Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. автор — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  22. автор — А́втор/. Морфемно-орфографический словарь
  23. автор — АВТОР, -а, м. Человек, пользующийся авторитетом. Толковый словарь русского арго

Русская литература — Википедия

Ру́сская литерату́ра — совокупность литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языках. Временем зарождения принято считать вторую половину X века[1][2][3]. Является одной из важнейших составляющих культуры России[3][4][5].

Ряд исследователей (В. А. Истрин[6], Л. П. Якубинский, С. П. Обнорский, Б. А. Ларин, П. Я. Черных, А. С. Львов) высказывали предположение о существовании дохристианской некириллической письменности у восточных славян[7]. Об этом косвенно свидетельствуют упоминания в ряде исторических источников: в «Житиях Мефодия и Константина»[8], записях Ибн Фадлана[6] и Мубарак-шаха Марварруди[9][10], «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима[6], книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди[6][11]. Однако сами литературные памятники этой письменности не обнаружены[12].

Древнейшими известными русскими памятниками письменности являются договоры с Византией X века. Они свидетельствуют о знакомстве руси с кириллицей ещё до Крещения. Однако их подлинники не сохранились. Известны только списки в составе «Повести временных лет»[13][6][14].

Периодизация[править | править код]

Различные авторы предлагают разные варианты периодизации истории русской литературы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в конце XIX века, выделил три периода в истории русской литературы: от первых памятников до монголо-татарского ига, от монгола-татарского ига до конца XVII века, и с XVIII века до времени издания словаря (то есть, до конца XIX века)[15]. Д. С. Святополк-Мирский, издавший в 1927 году в Лондоне двухтомный труд по истории русской литературы, выделил в ней следующие периоды: древнерусский (XI—XVII века), переходный, период классицизма, золотой век поэзии, эпоха Гоголя, период реализма и современный ему период с 1881 года (после смерти Достоевского)[16]. Изданная примерно в это же время в СССР, Литературная энциклопедия разделила периоды русской литературы на следующие этапы: древнерусская литература, литература XVIII века, литература XIX века, литература XX века до Октябрьской революции и литература XX века после Октябрьской революции[17].

Современная электронная энциклопедия «Кругосвет» разделяет историю русской литературы на следующие периоды: древнерусская литература, литература XVIII века, литература XIX века, литература после 1917 года и новая русская литература[18].

Древнерусская литература[править | править код]

Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения[3][4][5]. Создававшейся на Руси христианской церкви понадобилась письменность и церковная литература[1][15][18][19][16][17][19].

Древнейшими сохранившимися русскими памятниками письменности являются Новгородский кодекс (Псалтирь и другие тексты) конца X — начала XI века, «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов.

Приняв христианство от Византии, Русь была включена в духовном отношении в сферу её влияния, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были болгарами и греками. Так как много религиозной литературы уже было переведено с греческого на болгарский (близкий славянский язык), то болгарский язык и литература оказали серьезное влияние на развитие древнерусской литературы. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого, произведённых в южнославянских странах или на Руси (книги Священного Писания, творения святых отцов, жития святых, сборники мудрых изречений и тому подобное)[1]. Древнерусская литературная традиция стала, таким образом, тесно связана с византийской и болгарской литературными традициями. Она была частью Slavia Orthodoxa, литературной общности православных славян, существовавшей с IX века до начала Нового времени в условиях единой языковой среды (церковнославянский язык, его изводы, а также близкие к ним национальные литературные языки) и имевшей единый литературный фонд[20].

Древнерусская литература характерна аскетической христианской направленностью. Русь усваивала аскетическую византийскую традицию и не приобщалась к столичной константинопольской культуре, воспринимала только собственно христианскую литературу, исключая античную, имевшую широкое распространение в Византии. Одна из причин этого заключается в том, что схожая ситуацию уже была создана в южнославянской литературе, ставшей для русской образцом. Античное наследие, ставшее в Византии основой светской образованности, воспринималось на Руси как языческое, а потому вредное для человеческой души и не имеющее культурной ценности[21][22][23].

Литература Руси решала преимущественно внелитературные задачи. Важнейший принцип средневековой культуры «imitatio» (подражание, уподобление) предполагал, что благодатные дары приобретаются на пути приобщения к образцам, в том числе словесным. Поэтому главной задачей для древнерусских книжников виделось спасение души. Почти весь корпус известной литературы имел богословскую и религиозно-учительную направленность, включая летописные памятники. Такой тип православной литературы, как «че́тьи сборники» предназначался для того, чтобы сформировать у читателя навыки христианского служения. История, записанная в летописях, воспринимались в первую очередь как реализация Божьего промысла. Такой подход не предполагал вымысла, художественной фикции. Особняком среди сохранившихся произведений стоит «Слово о полку Игореве»[21].

Привнесённая из Византии и южнославянских стран литературная традиция характеризуется также отсутствием устойчивого авторского текста, высокой вариабельностью одного и того же текста в разных рукописях, коллективностью, традиционностью и любовью к «общим местам». По мнению Н. И. Пруцкова с соавторами и Д. С. Лихачёва, эти черты заимствовались также из традиционного древнерусского фольклора[1][19], а эпические предания о первых киевских князьях были даже включены после обработки летописцев в древнейшие летописи[24][15].

Произведения[править | править код]
XI—XIII века

«Великое зерцало», «Моление Даниила Заточника», «История о Казанском царстве», «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Цветник», «Слово о погибели Русской земли»[3][4][5].

XIV—XVII века

«Азбука о голом и небогатом человеке», «Вертоград многоцветный», «Временник», «Домострой», «Звезда Пресветлая», «Повесть о бесноватой жене Соломонии», «Повесть о Бове королевиче», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о купце, купившем мёртвое тело и ставшем царём», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о царице и львице», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», «Повесть об Ульянии Осорьиной», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», «Слово о некоем старце», «Служба кабаку», «Хожение за три моря»[3][4][5].

Известные авторы[править | править код]

Русская литература XVIII века[править | править код]

В начале XVIII века произведения русской литературы были довольно пестры по своим жанрам и содержанию и носили в основном переводной характер, но создавались и оригинальные произведения. Затем наступает период эпохи классицизма в русской литературе, на смену которому в конце столетия пришёл сентиментализм, немногим ранее возникший в странах Запада[3][4][5].

Авторы[править | править код]

Золотой век русской литературы[править | править код]

Термин применяется к классической литературе XIX века. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце»[25].

Писатели[править | править код]

Русская литература Серебряного века[править | править код]

Эпоха рубежа XX и XIX веков получила название — Серебряный век. Понятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с Золотым веком русской литературы, ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры[3][4][5].

Поэзия[править | править код]
Проза[править | править код]

Русская литература советского периода (в том числе русская литература зарубежья)[править | править код]

20 — 30-е годы[править | править код]

Николай Островский, Иван Бунин, Александр Куприн, Аркадий Гайдар, Владимир Набоков, Шмелёв, Георгий Адамович, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов, Александр Блок, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Борис Пильняк, Максим Горький, Александр Серафимович, Алексей Толстой, Владимир Арсеньев, Михаил Пришвин, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Бабель, Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Юрий Олеша, Михаил Зощенко, Евгений Замятин, Илья Эренбург, Ильф и Петров, Леонид Добычин, Валентин Катаев, Борис Пильняк, Юрий Тынянов, Алексей Новиков-Прибой, Александр Грин, Всеволод Иванов, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий.

40—50-е годы[править | править код]
Поэзия[править | править код]

Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Александр Твардовский, Константин Симонов, Ярослав Смеляков, Дмитрий Кедрин, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Семён Гудзенко, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Михаил Луконин.

Проза[править | править код]

Константин Симонов, Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Паустовский, Леонид Леонов, Вениамин Каверин, Виталий Бианки, Гайто Газданов, Марк Алданов, Николай Шпанов, Иван Соколов-Микитов.

60—80-е годы[править | править код]
Проза[править | править код]

Иван Ефремов, Анатолий Кузнецов, Василий Шукшин, Александр Солженицын, Василь Быков, Виктор Астафьев, Алесь Адамович, Василий Ажаев, Светлана Алексиевич, Григорий Бакланов, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев[28], Борис Васильев, Константин Воробьёв, Эммануил Казакевич, Вячеслав Кондратьев, Виктор Курочкин, Виктор Некрасов[29], Борис Полевой, Анатолий Приставкин, Юлиан Семёнов, Василий Гроссман, Валентин Распутин , Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виль Липатов, Борис Можаев, Евгений Носов, Владимир Чивилихин, Сергей Залыгин, Владимир Крупин, Юрий Трифонов, Чингиз Айтматов, Валентин Пикуль, Братья Стругацкие, Юрий Герман, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Вениамин Каверин, Владимир Маканин, Юрий Нагибин, Юрий Поляков, Александр Рекемчук, Владимир Тендряков, Татьяна Толстая, Анатолий Рыбаков, Юрий Домбровский, Владимир Дудинцев, Валентин Катаев, Андрей Битов, Венедикт Ерофеев, Виктория Токарева, Владимир Орлов, Сергей Довлатов, Василий Аксёнов, Владимир Войнович, Георгий Владимов, Юрий Мамлеев, Эдуард Лимонов.

Поэзия[править | править код]

Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Михаил Анчаров, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юз Алешковский, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Арсений Тарковский, Борис Слуцкий, Леонид Филатов, Геннадий Шпаликов, Александр Межиров, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Виктор Кривулин, Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Наум Коржавин, Игорь Губерман, Юз Алешковский, Айги, Генрих Сапгир, Солнцев Роман Харисович, Римма Казакова, Юнна Мориц, Юрий Кузнецов, Юлий Ким, Андрей Дементьев, Николай Рубцов.

Направления современной прозы[править | править код]

Военная проза[править | править код]

Виктор Астафьев — «Прокляты и убиты», Олег Ермаков — «Афганские рассказы», «Знак зверя», Александр Карасёв — «Чеченские рассказы»,

Писатель одной книги — Википедия

Писатель одной книги — писатель, из всего литературного наследия которого известность получило одно произведение, в тени которого остаётся всё остальное творчество.

Понятие о писателе одной книги как об авторе ряда произведений, из которых лишь одно получило широкое признание, не следует смешивать с авторством одной книги как фактическим положением дел (писатель не написал других): такие случаи также известны в истории литературы (например, Харпер Ли с романом «Убить пересмешника» или Маргарет Митчелл, которая написала только «Унесённые ветром», если не считать написанной в подростковом возрасте повести «Lost Laysen», изданной только через полвека после её смерти).

А. С. Грибоедов

Наиболее часто писателем одной книги в русской литературно-критической традиции называют Александра Сергеевича Грибоедова с комедией «Горе от ума» (помимо неё, Грибоедов написал ещё несколько пьес, часто в соавторстве, и стихотворений, но с художественным уровнем «Горя от ума» они в сравнение не идут)[1][2].

Л. Е. Пинский характеризует как писателя одной книги Эразма Роттердамского с его «Похвалой глупости»[3], А. Д. Михайлов — Эдмона Ростана с пьесой «Сирано де Бержерак»[4]; Ростану принадлежит также ряд достаточно известных пьес — «Принцесса Грёза», «Орлёнок», «Шантеклер». Эдуард Лимонов даже называет автором одной книги — романа «Лолита» — Владимира Набокова, полемически заявляя, что предыдущие девять книг Набокова — «обычные эмигрантские романы»[5].

Нередко репутация писателя одной книги закрепляется за автором многочисленных произведений для взрослого читателя, добившимся исключительного успеха в детской литературе: в частности, речь может идти о Лазаре Лагине (в связи с повестью-сказкой «Старик Хоттабыч»), Алане Милне (авторе Винни-Пуха) и Петре Ершове (создателе «Конька-Горбунка»)[6], а также об Андрее Некрасове («Приключения капитана Врунгеля»)[7] и Рувиме Фраермане («Дикая собака Динго…»)[8].

За пределами художественной литературы автором одной книги называют, например, таких учёных, как Эвклид («Начала») и Леонтий Магницкий («Арифметика»)[9].

В современной критике понятие «писатель одной книги» иногда переосмысляют, применяя к молодому или начинающему автору, у которого хватает личного опыта и творческой энергии только на одну книгу, основанную на собственных переживаниях, — независимо от того, последовали ли за этой книгой другие: по словам критика Юлии Качалкиной,

Человек на пороге совершеннолетия пишет отчёт о своей молодой жизни (наркотики, взросление, первый сексуальный опыт) и на этом останавливается. Такая книга интересна как человеческий документ, и она публикуется огромными тиражами. Люди старшего поколения используют её, как, извините, ведьмы используют кровь девственниц для омоложения, ещё раз переживают, казалось бы, навсегда ушедшие эмоции. Бенжамин Леберт написал свой первый (и единственный) роман в 16 лет, Анн-Софи Брасм — в 17, наша Ирина Денежкина — в 18. Все они затрагивают специфические молодёжные темы, то есть пишут о себе[10].

В близком значении использовал выражение «писатель одной книги» А. Л. Бём, отмечая, что после выхода первой книги поэта Николая Гронского он

боялся, что Н. Гронский — писатель одной книги. Думал, что «Белладонна» и является такой единственной пьесой, в которой вся поэтическая сила поэта себя исчерпала. К счастью (хотя и писатели одной книги часто имеют в общем ходе литературного развития очень большое значение, вспомним хотя бы Грибоедова и его «Горе от ума») опасения мои не подтвердились[11].

Некоторые другие критики также считали необходимым защищать автора от незаслуженной репутации писателя одной книги — как это, в частности, делает Е. Вайнер, обращая внимание на то, что Дж. Д. Сэлинджер написал далеко не только «Над пропастью во ржи»[12].

Нередко писателями одной книги становятся люди, пережившие войны и изложившие свои воспоминания в виде художественных произведений[13] — например, партизанский командир П. П. Вершигора как писатель получил известность прежде всего своим произведением «Люди с чистой совестью», а участник русско-японской войны Алексей Новиков-Прибой — романом-эпопеей «Цусима».

  1. Мирский Д. Грибоедов // Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года ([1926]) / Пер. с англ. Р. Зерновой. — L.: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 174—180.
  2. Благой Д. Грибоедов // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 2. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. — Стб. 756—768.
  3. Пинский Л. Е. Эразм и его «Похвала глупости» Архивная копия от 16 мая 2008 на Wayback Machine // Эразм Роттердамский. Похвала глупости. — М.: ГИХЛ, 1960.
  4. Михайлов А. Драматургия Эдмона Ростана // Эдмон Ростан. Пьесы. — Самара: АВС, 1997.
  5. Лимонов Э. Набоков: отвращение к женщине Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Лимонов Э. Священные монстры. — М.: Ad Marginem, 2003. — С. 61.
  6. Данилейко К. Пять ложек эликсира // «Книжная витрина», 8 декабря 2003.
  7. Окулов В. Жив курилка! Мифаго Врунгель (недоступная ссылка) // «Литературная Россия», № 21, 25.05.2007.
  8. Марина Балина. Воспитание чувств à la sovietique: повести о первой любви // «Неприкосновенный запас», вып. 58.
  9. Смирнов Сергей. В этот год различных дат // «Знание — сила», 2003, № 4.
  10. Валерия Пустовая, Юлия Качалкина. Сейчас нет борьбы течений и школ, побеждает личность (неопр.). Архивировано 4 августа 2012 года. // «Культура», № 26 (7485), 7—13 июля 2005.
  11. Бем А. Л. Поэзия Николая Гронского (Ко второй годовщине его смерти, 21-го ноября 1934 года) // «Меч», 22 ноября 1936.
  12. Вайнер Е. Сэлинджер Дж. Д. Сочинения в двух томах: Рецензия. // Русский журнал, 28.02.1998.
  13. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 285.

это кто? Значение, примеры, синонимы и толкование

Автор - это популярное слово сейчас. Оно играет в раскрутке важную роль. Нужно быть востребованным, модным, в тренде. Но остановимся пока и проясним его значение.

Смысл

автор это

Авторством наполнен мир, именно поэтому стоит разобраться в сущности понятия. Кто такой автор? Кого можно так назвать? Обратимся, конечно, в первую очередь к толковому словарю. Книги редко подводят, а наш вечный спутник в языковых странствиях – это надежный партнер в столь нелегком деле. Итак, лексическое значение слова автор такое: «создатель какого-нибудь произведения».

Казалось бы, ясное определение. Беда только в том, что слово «произведение» крепко-накрепко связано в сознании с художественной литературой. Например, автор романа “Отцы и дети”. Но, как нам говорит современный мир, автор – это не только литература, сфера творчества, это почти все, что сделано человеком: начиная от беспорядка в комнате и заканчивая блестящими художественными творениями.

Например, если мама зашла в комнату сыновей, а у них там снова бардак, она может спросить сурово: «Ну и кто автор всего этого безобразия?». У кулинарного блюда тоже есть создатель.

Правда, существует одно «но». Когда, к примеру, человек хватается за батарею в надежде обнаружить в ней немного горячей воды, то он не может считаться автором этого движения, ибо когда лето холодное, отчаянные попытки получить хотя бы немного тепла свойственны многим людям. Если только человек не запатентовал какой-то особенный хват своего имени. Но в это трудно поверить.

Параметры авторства

лексическое значение слова автор

Автор – это создатель, творец. А значит, нужны какие-то характеристики, которые отличали бы его от своей противоположности, самозванца или подражателя. Введем параметры авторства, которые характерны для каждого произведения, изделия, проекта:

  1. Оригинальность.
  2. Возникновение того, чего не было в реальности до акта творения.

Конечно, наверное, параметров может быть и больше, но для наших целей достаточно и этих. И тут надо объяснить пункты. Под оригинальностью здесь понимается нечто такое, что может создать только конкретный человек. Возьмем, к примеру, статью об авторстве. Наверное, их существуют миллионы, но только эта, написанная конкретным творцом, хранит в себе отпечаток его личности. Да, у нее есть источники, основа, но сам продукт оригинален, потому что он не копия чего-то и даже не пересказ. Перед читателем полноценное авторское творение. Причем оно не обязательно претендует на новизну. Последнее понятие – это сложная категория как в литературе, так и в публицистике.

Второй пункт тоже выполняется. До того как создатель приступил к работе, именно такой статьи не было в реальности, а после того как он закончит, она станет частью действительности. Причем совершенно все равно, кто ознакомится с творением, может быть, и никто, но это неважно.

Синонимы

После того как мы поняли сущность авторства, можно и подобрать к этому слову аналоги, то есть определения, которые могли бы заменить объект исследования. Итак, вот список:

  • создатель;
  • творец.

Если не впадать в тавтологию и избыточность (например, перечислять в синонимах все профессии, которые мало-мальски связаны с творчеством), то замен наберется всего-то две, к сожалению.

Но если посмотреть с другой стороны, то так и должно быть, ведь даже самый маленький и незначительный автор – это вспышка оригинальности, конечно, графоманы и подражатели не в счет.

Жажда авторства и поглощающая сила анонимности

значение слова автор

В нашу эпоху, когда у каждого есть компьютер, творцом может почувствовать себя любой. Человек написал мнение о фильме, книге где-то на форуме, все – он автор! Теперь никто не сможет этого оспорить.

Раньше, когда печатный текст был не неотъемлемой частью быта, а почти сакральным явлением, жизнь текла по-иному. А теперь, даже если «писателя» не хотят публиковать злые издатели, он может завести свою страницу где угодно и безостановочно ваять тексты. Многие хотят, и многие пишут, а значение слова «автор» истирается, превращается в малосущественный фактор, главное - это сам текст, а кто его создатель - уже не так важно.

Творческий порыв, отданный массам, теряет свою остроту и главную характеристику – штучность, уникальность. И если через 20 или 30 лет место популярных авторов женских романов и детективов займут машины, никто не поразится, напротив, удивятся другому – прозорливости Джорджа Оруэлла.

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть книги, названия которых так прочно впечатались в нашу память, что даже тяжело представить, что авторы всерьез рассматривали совершенно другие заголовки.

AdMe.ru собрал 14 произведений, которые были переименованы авторами и издателями практически в последний момент.

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Габриэль Гарсиа Маркес планировал назвать один из своих главных романов довольно невзрачно — «Дом». Но чтобы избежать аналогий с книгой «Большой дом» его друга Альваро Самудио, вышедшей несколькими годами ранее, он изменил название на хорошо нам знакомое.

Источник: Jeff Browitt — The carribean in one hunfred years of solitude

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

По поводу названия главной книги эпохи джаза у Фицджеральда была много сомнений. Рассматривались варианты «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник» и множество других. А за неделю до публикации был утвержден заголовок «Пир Трималхиона», который отсылал к древнеримскому роману «Сатирикон» и его герою, освобожденному и разбогатевшему рабу. В последний момент писатель уже почти остановился на фразе «Под красным, синим и белым», намекающей на американский флаг, но, как мы все знаем, и эта версия не была финальной.

Источник: todayinliterature.com

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Рабочее название одной из самых известных антиутопий всех времен — «Последний человек в Европе», но оно изначально не нравилось даже самому Оруэллу, уже не говоря об его издателе. Поэтому предложение последнего сменить заголовок на более коммерческий было одобрено автором и на обложке появились те самые четыре цифры.

Источник: The Guardian

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Незамысловатым было изначальное название и у этого всемирно известного романа. За несколько недель до публикации Стокер с издателем сократили его до «Не-мертвый», а в последний момент и вовсе заменили на «Дракулу» как более интригующее.

Источник: Nicolas Michaud,Janelle Pštzsch — Dracula and Philosophy

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Оригинал рукописи, которую автор преподнес Алисе Лидделл, дочери его друга и прототипу образа Алисы, был озаглавлен немного проще, нежели печатная версия, которая вышла несколькими годами позднее.

Источник: British Library

14 легендарных книг, которые авторы собирались назвать совсем по-другому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *