Что необходимо поэту для творчества: Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам – Краткий анализ стихотворения «Поэту» по плану

Содержание

Как писать сильно и стильно: советы начинающим поэтам

Александра Ардова

Поэтесса, автор сборника «Счастье. Отрочество. Юность».

Что значит «сильно» и «стильно»

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Марина Цветаева

Стильно — это примерно как с одеждой. Такое стихотворение подходит темпераменту и жизненному опыту автора, описанный образ — целостный, ничто из него не выбивается. Его приятно читать другим, и другие хотят написать так же. Стильные стихи соответствуют времени, но останутся актуальными и в «следующем сезоне». В общем, вы или в леопардовых лосинах, или в добротном пальто.

Текст регистратора в загсе про «корабли любви» и «два хрупких сосуда» не стильный. Стихи с открыток к юбилею — в большинстве случаев тоже.

Потому что такие строки должны быть универсальны, обращены одновременно ко всему населению РФ. А стильный текст можно составить лишь для более узкой аудитории. (К слову, если слова и стильные, и «для всех» — это уже гениально, классика.)

А ещё мне нравится фраза, которая встречается в соцсетях: «Есть только один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Всё. И так во всём».

Что необходимо для создания хороших стихов

Как и любому профессионалу, поэту необходимо владеть «матчастью». Что можно сделать, чтобы ваши стихи не пролистнули в ленте?

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

  • «Ходила — заводила» — не очень хорошо.
    «Ходила — кадило» — хорошо.
  • «Мурлыча — хныча» — не очень хорошо.
    «Мурлыча — добыча» (как у Марины Цветаевой) — хорошо.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

Возьмём два блока рифмующихся слов: «Простого — пустого — холостого» и «Простого — из Ростова — Льва Толстого». В обоих случаях рифмы точны (совпадают звуки не только начиная с ударного, но и до него). Но второй пример интереснее из-за того, что употреблены разные части речи или разные падежи.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Вера Полозкова

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

Когда человек рассказывает вам о том, как прошёл его день, сразу понятно, рисуется он или говорит искренне. Ведёт себя излишне пафосно или приветлив с вами. В стихах это тоже заметно. Метафора должна быть «вынута» изнутри, а не взята со стороны. Она должна быть уникальной, ненадоевшей. Должна дарить приятную прохладу или тёплую надежду.

  • «И воск слезами с ночника на платье капал» (Борис Пастернак).
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Эльдар Рязанов).

В обоих случаях метафора легко «вдыхается», а ещё передаёт атмосферу происходящего: от освещения и температуры воздуха до глубоких чувств героев.

4. Подружить язык и замысел

Есть такое упражнение для графических дизайнеров (дизайн — мой основной род деятельности): например, курсивным шрифтом с завитками набрать слова «с юбилеем» и «терминатор».

как писать стихи

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

Убедитесь сами 📚

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

Необходимо знать значения основных заимствованных корней, чтобы не попасть впросак. Начинающие поэты с пеной у рта рассказывают, как плохо рифмовать «ботинки» и «полуботинки», и тут же рифмуют «вояж» и «саквояж».

Выберите подходящий 💬

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

Для начала достаточно пары ваших лучших стихотворений на личной странице. Если строки удачные, обязательно найдутся люди, которые скажут: «Да это же гениально, я буду про тебя всем рассказывать». Ведите свой блог аккуратно и с уважением к читателю.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?


Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

как писать стихи

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Краткий анализ стихотворения «Поэту» по плану

 

1. История создания

Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года.

Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года).

В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта.

Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.

 

2. Литературное направление

Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.

 

3. Род

По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.

 

4. Жанр

Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.

 

5. Проблематика

В произведении затрагивается целый ряд проблем:

  • проблема отношения поэта и общества
    ;
  • проблема самооценки художника;
  • проблема творческой свободы.

 

6. Тематика

В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

 

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.

Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).

 

8. Пафос

Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной».

 

9. Система образов

Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы».

Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник».

Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник».

Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.

 

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.

Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.

Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».

 

11. Лирический герой

Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя.

В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.

 

12. Сюжет

В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной».

Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.

В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд».

В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.

 

13. Композиция

Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.

В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания.

Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.

В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).

 

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Оно сочетает разные виды рифмовки:

  • 1 строфа — перекрёстная,
  • 2 строфа — кольцевая,
  • 3 и 4 строфы — параллельная с взаимной рифмовкой последней строки каждой из терцин.

Схематически это выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.

Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы.

Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит».

 

15. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует средства художественной выразительности:

  • эпитеты («взыскательный художник», «толпы холодной»),
  • метафоры («алтарь, где твой огонь горит», «треножник»)
  • и сравнения («ты – царь»).

 

16. Значение произведения

Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.

При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.

 

17. Актуальность

Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.

Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

 

18. Моё отношение

Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.

Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.

 

19. Чему учит

Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.

Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.

Десять советов начинающему поэту

kak_pisat_stihiОпределенные критерии позволяют отличить поэзию от прозы и оценить написанное. Наши 10 советов начинающему поэту  позволят понять, что помогает тексты превращать в стихотворения, притом хорошего качества.

Совет 1. В основе стихотворения должна лежать идея, мысль. Если сказать нечего, то незачем и растекаться мыслию попусту. Писатель всегда должен знать, что именно хочет сказать читателю и зачем.

Совет 2. Содержание поэтического произведения должно быть в балансе с его формой. Иначе говоря, подумайте «на берегу», в каком жанре собираетесь изложить свои новые, незатасканные, оригинальные идеи. Или же под каким новым ракурсом стараетесь взглянуть на старые, как мир, ситуации.

Совет 3. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться, особенно начинающим авторам. Ясность изложения – важнейшая составляющая. Не надо прикрывать нечеткость мысли якобы возникающими в голове образами. Образ – это образ, а ясность мысли – ясность мысли: два совершенно разных понятия. Можно не владеть языком виртуозно, зато ясно мыслить. Грамматические и синтаксические ошибки – исправимы, а отсутствие чёткой мысли в произведении ничем не исправишь. Хотя желательно все же уделять достаточное внимание и грамотности.

Совет 4. Только самые талантливые люди могут обойтись без элементарных правил теории стихосложения. И то, считаю, они с детства осваивают эти правила – через чтение стихов других поэтов. Остальным все же советую почитывать учебники по стихосложению, авторитетные материалы в тему Благо, сейчас такую информацию найти не сложно.

Совет 5. Важный признак поэзии – рифма. Благодаря ей строки объединяются в строфы, и читателю проще воспринимать стихотворение. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, одна и та же не должна кочевать из одного произведения в другое.

В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако рифмы бывают разные, и не каждая считается удачной или полноценной. Ряд рифм в среде опытных авторов считаются «плохими», «избитыми». Например:

  • Тривиальные рифмы – самые банальные из всех существующих. Например, «любовь – кровь – вновь», «розы – слезы» «мне – себе» и другие. Подобные созвучия чаще употребляют новички.
  • Глагольные рифмы. Например, «придет – найдет», «читать – знать». Такие рифмы требуют минимума авторских усилий и, как правило, не новы. Глагольные рифмы можно использовать, даже классики ими не брезговали, но ими нельзя злоупотреблять. Глагольные рифмы особенно хороши в пародиях, стилизациях.
  • Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С подобными рифмами начинающему поэту надо обращаться предельно аккуратно.

Совет 6. Основой основ в поэтическом произведении можно назвать ритм – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. На нем основаны  все системы стихосложения у всех народов. Что такое ритмические единицы, стопы, строфы?.. В поэзии есть свои понятия, которые начинающему поэту лучше знать, чтобы умело ими пользоваться.

Совет 7. Если не получается найти нужную рифму, лучшее созвучие? Или «хромает» ритм? Не жалейте своих трудов, смело перестраивайте всю фразу, переписывайте строку или несколько строк заново, меняйте их местами. Не ленитесь работать над своими текстами.

Можно выражать свои мысли и свободным стилем, в вольной форме. Хотите писать «белые» стихи? Пишите. Только это вовсе не значит, что ритм в таком стихотворении отсутствует. Он будет просто другим и чаще меняться. Чего нет в поэзии – так это хаоса.

Совет 8. Новичку в поэзии советую использовать строгую классическую форму стихотворений. Экспериментировать с рифмами, формами, стилями еще успеете. Не зря говорят: чтобы отступать от правил, надо знать эти правила.

Совет 9. Начинающему поэту (и не только начинающему!) желательно как можно больше читать произведения классиков и современных авторов. Чтение обогащает духовно, помогает познать богатство языковых средств, учит искусно владеть языком.

Совет 10. Если велико желание стать поэтом, важно снова и снова пробовать силы в стихосложении. И помнить: нет на пути совершенствования ошибок – есть попытки познать, как лучше использовать те или иные средства на пути к достижению цели.

В тему:

Думаю, эти 10 советов помогут начинающему поэту со временем стать поэтом-мастером. Успехов!

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями!

30 заповедей творческих людей | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес — живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день — творческий блокнот «1 страница в день». Источник — творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар — видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса — его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь — все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

@miftvorchestvo

5. Творчество — не проблема, решение проблем — не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же проблемы, кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них — острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни — заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники — люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали — или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

@miftvorchestvo

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что вы пишете. Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше — прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал — и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы — начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.

@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу — вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное — да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям — уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.

Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех — определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы — женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники — отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику — по артбуку

Ваш артбук — это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение — пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.

@miftvorchestvo

17. Заниматься творчеством ради творчества, а не ради денег

Пообещайте заниматься тем, что любите, и увидите, что все нужные ресурсы сами идут вам в руки. Когда мы занимаемся творчеством ради творчества, то в итоге, как правило, начинаем и зарабатывать на этом. Деньги — это энергия, и они текут тем маршрутом, который мы для них прокладываем. Когда мы обещаем что-то сделать, обязательно появляются и необходимые финансовые возможности. Данное нами обещание привлечет нужные ресурсы. Это сверхъестественный закон, хотя нас и не учили в него верить.

Когда мы инвестируем в мечту свою энергию, кто-то другой оказывается готовым инвестировать в нее деньги. Одаренный юный пианист вдруг получает годовую стипендию от пожилой пары из родного города: они готовы сделать ставку на его талант. Кто-то неожиданно выделяет молодому актеру, прозябающему в безвестности, деньги на поездку в консерваторию для прослушивания, и он неожиданно проходит по конкурсу и даже получает стипендию. Если мы посвящаем себя мечте, получаем взамен какие-то блага. Благоприятным совпадениям нет конца.

18. Устраивайте творческие свидания с собой

Метод, жизненно необходимый для творческого развития, — это творческое свидание. Оно основано на стремлении к приключениям и автономии и представляет собой еженедельную часовую одиночную экспедицию ради исследования чего-то яркого или интересного для творческой составляющей вашей личности.

«Я отправляюсь в магазин, где продают ткани. Или пуговицы. Проскальзываю в пыльную букинистическую лавку. Забредаю в отдел с птицами зоомагазина, где зяблики, волнистые попугайчики и кореллы пытаются привлечь внимание меланхоличного и неторопливого африканского серого попугая.»

19. Хотя бы иногда ничего не делайте

Включите музыку, лучше одновременно и спокойную, и жизнерадостную. Лягте на пол. Выпрямите спину, сложите руки, как вам удобно, и отпустите свое воображение. Закройте глаза и позвольте мыслям течь свободно в каком угодно направлении — в прошлое, будущее, в какие-то моменты настоящего, которые вы из-за занятости не смогли до конца осознать. Слушайте музыку, следите, как лениво разворачиваются мысли, и время от времени повторяйте простую фразу: «Я достаточен… я достаточен…»

Перестаньте стремиться к чему-то большему и примите себя таким, какой вы есть.

20. Творчество исключает позицию жертвы

Перемены начинаются в сердце. Начиная изнутри и двигаясь наружу, выражая свою любовь и свои ценности, мы улучшаем собственную жизнь, чувствуем себя лучше, и мир в целом становится здоровее. Именно из-за необходимости снова и снова делать выбор творчество исключает позицию жертвы. Когда жизнь кажется несправедливой, на вопрос «Ты хочешь что-то сделать с этим?» правильный творческий ответ — «Да».

21. Центр сцены принадлежит тем, кто готов там оказаться, независимо от уровня их таланта

Главная сложность творческой жизни заключается не в описании знакомой территории, а в тех пространствах, которые никто, кроме нас, не видел. Человеческие истории стары как мир, но сознание всегда нацелено на границы изученного мира, словно мощные телескопы — в глубины космоса. Мы, художники, постоянно делаем шаг за пределы видимого, напрягаем глаза, чтобы различить и зафиксировать движение теней, рождающихся во мраке.

22. Чем легкомысленнее мы ведем себя в творческой жизни, тем более серьезную работу можем выполнить

Вот такой парадокс. А чем большее бремя на себя взваливаем, чем более ограниченными чувствуем себя, тем более уязвимыми становимся перед лицом творческих неудач. При виде слова «совершенство» дух спонтанности вылетает в окно. Начинаешь думать, что нельзя считаться великим композитором, если позволишь себе сочинить детям простенькую колыбельную или дурачиться, импровизируя на фортепиано. Мы так преклоняемся перед «великим» искусством, что всегда, хронически недооцениваем себя. Мы так беспокоимся о том, сможем ли играть в высшей лиге, что не играем вовсе.

Все, что стоит делать, нужно делать, пускай даже плохо. Чем сильнее ваш аппетит к приключениям, тем более авантюрный набор творческих элементов окажется в руках, когда вы приступите к работе.

23. Сбавьте скорость

Скорость создает ощущение неуязвимости. Мы стремительно мчимся по жизни и лишаемся возможности почувствовать ее глубину. Понимая это, лишь пришпориваем себя, чтобы жить интенсивнее, вместо того чтобы жить медленнее и осознаннее. Снижению оборотов хорошо помогает мантра, которую следует регулярно повторять про себя: «Никакой срочности нет».

Если никакой срочности в вашей жизни нет, в чем она могла бы развиваться более размеренно? Возьмите ручку. Проставьте на листке цифры от 1 до 5. Перечислите пять областей своей жизни, в которых чувствуете спешку и давление. Спросите себя, оправданно ли это. Часто мы тревожимся о том, что разворачивается вполне естественным образом. Торопим свой рост, словно мы тепличные помидоры, вместо того чтобы позволить дозреть ситуации — и самим себе. Снова вернитесь к пяти областям спешки, которые отметили. Можете ли в каждой из них растянуть график так, чтобы жизнь стала бы более комфортной?

Сбавьте скорость и побудьте в зоне комфорта. @miftvorchestvo

24. Ведите себя «как будто»

Простой способ развить в себе креативность и творческую уверенность — вести себя «как будто». Рисуйте, как будто вы Ван Гог, пишите — как будто Киплинг. Действуйте, как будто заслуживаете работу, на которую хотите устроиться. Работайте так, как будто вы первоклассный сотрудник.

25. Очень маленькое обязательство на месяц

Правила просты: каждый день в течение получаса делайте что-нибудь, пока у вас не начнет получаться хорошо. Не важно что: готовьте омлеты, приседайте, пока живот не станет плоским, или учитесь жонглировать. Но делайте это каждый день и старайтесь добиться успеха. Повторяйте одно и то же снова, и снова, и снова, пока не заметите результаты.

Вам необходимо усвоить следующее: упорно занимаясь каким-то делом, вы научитесь тому, чему нельзя научиться по-другому. Занимаясь (не бросая) одним простым и небольшим проектом в течение месяца, вы наверняка поймете то, что может изменить вашу жизнь: преданность делу и мастерство не закрывают двери, а открывают их. Сделав выбор, вы не загоняете себя в рамки, а освобождаетесь, чтобы полностью развить свои дарования.

26. Вы принадлежите только себе

Тренируйте автономность. Что это вообще такое? Не будучи автономным, вы рассуждаете так: начальнику понравится (не понравится) этот доклад; семья одобрит (не одобрит) эту работу; терпеть не могу, когда меня заставляют делать неинтересные мне вещи. Если вы автономны, вы мыслите по-другому: мне нравится (не нравится), как я справился с докладом; если родственникам не понравится моя работа, это их проблема; мне интересно все, чего я еще не знаю.

Всякий раз, когда вы чувствуете недостаток автономности, записываете это, и сразу же подумайте над ответом — мыслью, которая будет вас вдохновлять. Предположим, слева вы написали: «Из-за слов брата я почувствовала себя глупой». Тогда отреагировать можно так: «Позволять другим решать, что ты за человек, — признак пассивности. Активная позиция — не слушать, что говорят другие».

27. Понойте и возьмите себя в руки

Если вы хотите посетовать на нынешнюю жизнь, пожалуйста. Не всегда удается отогнать негативные чувства волевым усилием, да это и не нужно. Жалобы, если вы жалуетесь правильно, — здоровый и естественный способ справиться с негативными чувствами. Засеките десять минут и выдайте все самое ужасное, что думаете о своей жизни. Попросите друзей послушать и поаплодировать. Будьте невыносимы. Рычите и войте. Оттянитесь на славу. А потом прекратите. Потому что у вас есть дело поважнее.

28. Окружите себя творчеством

Для любого творческого человека очень важно окружать себя книгами, красивыми вещами, посещать всевозможные выставки и пересматривать работы других одаренных людей.

29. Нельзя получить все, что хочет ребенок внутри вас

Вы не сможете заставить злодеев отменить несправедливость многолетней давности, не сможете утолить печали родителей, не сможете получить любовь, недоданную вам в детстве. Не получится вылечить больную маму. И даже если бы вам дали именно такую любовь, какую вы хотели в детстве, вы уже не способны принять ее. Вы никогда не измените финал очень старой драмы и не исправите очень старое зло.

Но…

30. Все, о чем вы мечтаете как взрослый человек, можно получить

Можно найти хорошую работу. Можно заниматься любимым делом, стать известным и уважаемым, многого достичь, радоваться. Можно совершить великие дела, увидеть далекие земли, найти пару, завести семью, быть звездой. Любая прекрасная мечта, которая придет вам в голову, доступна.

По книгам: «Профессия-иллюстратор», «О чем мечтать», «Литературный марафон», «Долгие прогулки», «Взлом креатива», «Путь наименьшего сопротивления», «Между надо и хочу».

Обложка поста: Лина Жолобова

Советы начинающему поэту: что лучше избегать при написании

Начинающий поэт должен осознавать, что поэзия оцениваются по определенным критериям. Самое главное – стихотворение должно содержать в себе новаторство, новые мысли, изложенные в стихотворной форме. В первую очередь, в стихотворении должны гармонировать как форма, так и содержание. И то, и другое важно соблюдать. Любой язык оперирует своими правилами, которые всегда надо исполнять, в том числе и новичкам. Зачастую начинающие поэты не владеют языком в полной мере, но они должны придерживаться основного правила – стихотворение должно быть понятно и грамотно написано, чтобы читатель не испытывал проблем с восприятием текста.

Также начинающий поэт не должен забывать про рифму. Она способствует не только объединению строк в строфы, но и тому, чтобы читатель легко смог прочитать стихотворение. Кажется, что это все легко. В русском языке рифма – это совпадение ударных звуков. Но в поэзии существуют рифмы, которые опытные поэты называют «клишированными», «избитыми». Ниже будет приведен список таких рифм, которых в стихотворении нужно избегать.

  • Тривиальная рифма. Обычно начинающие поэты злоупотребляют ими. Пример: «кровь-любовь», «тебя-меня», «сложно-возможно» и др.
  • Глагольная рифма. Типичные примеры – «жить-любить», «терять-знать», «жить-быть». Исключение – поэтическая классика. Такие рифмы следует употреблять только в сатирических, пародийных стихах. Но нельзя ими злоупотреблять.
  • Приблизительная, неточная рифма. В этой рифме нет ничего плохого, но ее особенность заключается в том, что ей нужно владеть в совершенстве, а этот навык есть только у профессиональных поэтов. В противном случае – они будут неуместны в тексте.

Существует негласное правило: рифма должна быть исключительной и не употребляться в последующих текстах.

У каждого поэта есть свои «фишки». Начинающему автору нужно найти свои. Но не стоит переусердствовать, ибо краткость – сестра таланта. Также не стоит зацикливаться и на сверхновых рифмах. Если не получается зарифмовать строку, нужно перестроить фразу, перефразировать собственную мысль, начать писать строчку сначала, поменять какие-то строки местами.

Новичку советуется писать стихи в строгой классической форме. У него еще будут возможности для экспериментов с жанрами, созвучиями, размерами.

Но не стоит забывать, что тексты без всего вышеперечисленного тоже могут считаться стихами – они называются либо верлибрами, либо белыми стихами. Мораль такова, что поэзия безгранична, лишь бы она была не «избитой».

Как стать известным поэтом: пример Тины Бем

Мы сидим в английской пекарне за чаем. Тина лучится энергией, несмотря на то, насколько выложилась предыдущим вечером на сцене, ее концертный директор Надежда серьезна и внимательна.

— Есть множество поэтов, которые хотели бы выйти на сцену, но часто не уверены в своих силах или не знают, с чего начать. С чего начался твой путь, и как ты решила, что хочешь и можешь быть на сцене?

— Я писала стихи лет с четырнадцати, но никогда не относилась к этому всерьёз. Тогда мне казалось, что это полнейшая ерунда, какие-то мысли, которые никогда не будут интересны другому человеку. Но однажды пришлось придумывать, что подарить другу, у которого уже всё есть, и я решила, что подарю стихотворение. Это было страшно. Я была абсолютно неуверена в себе по поводу своего творчества и показала получившееся Наде — моей подруге (а ныне ещё и моему концертному директору) — с вопросом «это вообще имеет право называться подарком?». И услышала от неё, что это очень круто и обязательно надо показывать людям. 

Так впервые в жизни я показала свое стихотворение кому-то — и получила позитивный отклик. И это первый важный этап на пути к тому, чтобы стать «публичным» поэтом. 

После этого возникла шальная мысль — а почему бы не начать показывать людям свои стихи? Я начала постепенно выкладывать их в социальные сети. И тут можно отметить второй очень важный фактор, который влияет на то, чтоб пройти путь от поэта «в стол» до публичного поэта — не бояться критики. Потому что мы все разные, нам нравятся разные вещи и когда начинаешь выкладывать что-то в социальные сети, то получаешь как позитивную реакцию, так и негативную. И многие боятся негативной реакции. Например, кто-то может сказать:

 «Ты же вроде серьезный человек, а занимаешься всякой фигней». 

Вот это довольно часто становится стопором для начинающих свой путь в публичном пространстве поэтов. Я рекомендовала бы этого не бояться по одой простой причине — чтобы ты ни делал, всегда есть люди, которые поддержат это начинание и те, кто скажут, что ты не прав. 

Ну и третий шаг на этом пути — выйти на сцену. Это, конечно, самая сложная история, потому что, например, для меня чтение — это обнажение себя. Я довольно часто после выступлений пишу в коротких четверостишиях свои ощущения и каждый раз в них присутствует какой-то намек на то, что я была нага. И это на самом деле так, потому что ты обнажаешь свою душу. Но я хотела испытать себя. И на первом выступлении после первого же стихотворения — все самые большие страхи испарились, и я почувствовала себя живой. 

Третий шаг — выйти на сцену.Третий шаг — выйти на сцену.

— А с чего началась плотная концертная деятельность?

— Если говорить о частых концертах, то перескажу для примера один диалог. Как-то говорю я Надежде, своему концертному директору: «Слушай, Надь, ну невозможно, я уже не могу, я хочу выступать, я очень давно не выступала». Надя мне говорит: «Так, подожди. Три недели назад мы были в Красноярске, 15 дней назад у тебя был концерт в Москве, 13 дней назад ты выступала в хосписе, на прошлой неделе у тебя было выступление перед студентами. В чем проблема?»

А у меня ощущение, что всё это было тысячу лет назад. Поэтому мы стараемся делать минимум 2-3 концерта в месяц. Только на сцене я чувствую себя живой и счастливой, и мне постоянно нужны новые места, новые концерты, новые люди, которым я смогу рассказывать свои истории. 

А решение расширить географию путешествий — это вопрос целеполагания. Давно, когда я только начала выступать, мы с Надей сели и написали для себя конкретные цели: в 2017 году у нас должны пройти туры в таких-то городах, мы должны сделать столько-то выступлений. Когда мы посмотрели на этот список в начале 2017 года, решили, что это невозможно. 

Но вот, например, есть одна довольно известная современная поэтесса, которая выступает на сцене уже более шести лет — и у нее не было концертов в таком количестве городов, в каком было у нас. Поэтому дело не в популярности или деньгах — только в целеполагании. Да, поначалу это страшно, и мы сами испугались своих планов. Но сейчас подходит к концу 2017 год, и мы понимаем, что наш план действий выполнен. И ставим новые цели, еще более амбициозные. 

Я очень надеюсь, что кому-то мой опыт, моя история поможет решиться начать свой путь в этой сфере. Это для меня будет самая лучшая награда.

— Насколько я понимаю сейчас концертная деятельность — твой основной заработок. Как сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги?

— Есть старый стереотип о том, что на поэзии невозможно зарабатывать и поэт — это какой-то нищий маргинал, которому иногда подкидывают копейку. Я хочу бороться с этим стереотипом.

Относиться к поэзии можно и нужно не только как творчеству, но и как к достойной профессии. Честно скажу: до того как я начала профессионально этим заниматься, мне казалось, что деятельность поэтов, артистов, певцов — это сплошные развлечения и тусовки, там нет никакой работы.

Это оказалось далеко не так. Как строится, например, моё расписание: первое — это регулярные репетиции 3-4 раза в неделю, работа с голосом, работа над уровнем актерского мастерства, различные тренинги, мастер-классы. Второе — нужно много писать, а также правильно все это выкладывать в социальные сети. Потому что люди любят не только хорошие тексты, но и красивые картинки, любят, чтобы попали в их настроение, чтобы с ними общались — и это тоже ежедневная и достаточно объемная работа. Третье — это подготовка к концертам. Часто поэты выходят и читают «с листа», но мне кажется, что поэт — это все-таки артист, и люди приходят на концерт и платят. Поэтому я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе. Соответственно, мне нужно выучить огромное количество материала. И четвертое — это график. Например, мы прилетели во Владивосток вчера, у нас было два часа на сон, потом много репетиций, концерт (потом, к счастью, мы смогли съездить на море), сегодня у нас встреча с вами, потом еще одна встреча, потом переезд в другой город и там все тоже самое. 

Я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе.Я не позволяю себе читать по листочку, я должна давать эмоции и не в листочке быть, а в зрителе.

Для того чтобы все это начало приносить какие-то финансовые возвраты, очень важна работа концертного директора, это колоссальный труд. Одно дело — работа поэта над собой, и другое дело — сделать так, чтобы поэзия начала приносить деньги. Потому что это подписчики, реклама везде и всюду, это различные партнерские проекты. Потому что очень важно, читаешь ты для почти пустого зала или, как вчера, для полного. Это совершенно разные ощущения и эмоции. И здесь огромная заслуга концертного директора. Я хочу переименовать ее в ангела-хранителя, потому что ее задача — сделать, чтоб нам было на чем лететь, как передвигаться, где жить, что есть, чтобы на концерт пришли люди, чтобы были фотографы — продумать абсолютно все мелочи. И это огромная работа.

Мы узнали у концертного директора Тины, какие задачи стоят перед ней каждый раз при планировании вечера. Советуем тем, кто хочет сам выходить на сцену — сделайте себе из этого списка чек-лист и не забывайте им пользоваться.

• Составьте красивую презентацию с информацией о том, кто вы, ссылками на публикации о ваших выступлениях, фотографиями с мероприятий.

• Выбрав место, в котором хотели бы выступить, пришлите им письмо с вашими условиями и не забудьте проверить, получили ли его.

• Определившись с площадкой, активно подключайте социальные сети, находите тематические сообщества и пробуйте договориться с ними о взаимовыгодном сотрудничестве.

• Устройте какую-то дополнительную активность (розыгрыш, конкурс), чтобы распространить информацию о вечере. В нашем случае это были конкурсы в сообществе, под одним из которых Тина даже устроила небольшой поэтический баттл, пока мы ждали самолет.

• Найдите фотографа — это важно для последующего пополнения вашей презентации. Отлично, если это будет фотограф из СМИ — дополнительный пиар и материалы о вас.

Небольшой эксклюзив — Тина рассказала нам об одном своем будущем проекте и даже показала его на примере.

Представьте себе: картинная галерея, белые стены, высокие потолки. Комната залита светом. В середине стоит стол, два стула друг на против друга, на столе — печатная машинка. На одном из стульев сидит поэт. К нему подходит незнакомый человек. Пошел отсчет времени — у них есть 10 минут, чтобы поговорить. Человек на другом конце стола рассказывают любую историю из своей жизни, абсолютно любую: интересную, смешную, трагичную, забавную, грустную. Ещё через 10-15 минут начинает стучать печатная машинка — появляется стихотворение на эту историю. Поэт приклеивает листок со стихотворением на стену. Человек уходит, на его место садится другой человек. И так происходит до тех пор, пока все стены галереи не будут оклеены такими листками. 

Я не боюсь рассказывать об этой идее, потому что это очень большой вызов самой себе, и для него нужно иметь отвагу и самоуверенность. У многих, особенно в России, есть ощущение, что если рассказать идею, то кто-то ее обязательно украдет и реализует. Если эту мою идею кто-то реализует — хорошо. Потому что такой проект похож на психотерапию, и это очень важно. Те люди, которые будут приходить и садиться напротив меня, будут рассказывать истории, которые на самом деле тревожат их, даже счастливые. Я могу и готова стать тем проводником, который поможет поделиться счастливыми историями и выслушает истории грустные. Если появится человек, который готов такое повторить — от этого мир станет только лучше. 

Для нас Тина устроила мини-репетицию этого проекта и по истории автора материала написала стихотворение за 15 минут. Мы не будем приводить саму историю, пусть каждый из вас сам представит её по написанному стихотворению:

Белые стены. Падает потолок.

Узкие коридоры. Крики хмурых смурных.

Шаг, взгляд. Шаг, в лицо плевок.

Есть только белые стены. Не будет иных?

Есть только горсть пилюль. Стакан, глоток.

Есть только гул в ушах. Взгляд — укор.

Есть только чертов падающий потолок.

Что за отсутсвие смысла? С каких пор?

Мне и не вспомнить в упор,

Как там в прошлом, во снах

Я — покоритель гор.

Счастье — лептоп в руках.

Пальцы плетут слова,

Истин узор плетут.

Он прочтёт. Голова

Встанет на место: Ждут!

Вылезет из петли:

Страхи? Отныне — нет.

Сделай шаг и живи,

И жизни спасай, поэт.

Как стать поэтом: рекомендации

Что такое человек? Это существо, которому под силу все, и единственный, кто в это не верит – он сам. Да, иногда действительно рождаются гении, у которых есть способности к чему-то, но за любым гением стоит титанический труд. Говорят, что поэтами рождаются, а не становятся. Это неправда. Чтобы стать поэтом, нужно просто много над собой работать, и тогда мечта превратится в реальность.

Первый пошел!

Итак, как стать поэтом? В это, конечно, сложно поверить, но для становления поэтом достаточно всего лишь усвоить один простой принцип. В творчестве, как и в любой другой деятельности, действуют свои законы. Сегодня множество ходов и приемов изучено, разложено по полочкам и записано в соответствующей литературе. О чем вообще говорить, если даже в школьной программе изучаются правила стихосложения.

как стать великим поэтом

По сути, человеку еще с малых лет дают специальные знания, чтобы стать поэтом. Как он их будет использовать – это уже другой вопрос.

Но вернемся к текущему вопросу. Что такое простой стих? Четыре стопы по два слога. 4х2 – вот и вся арифметика. Стоит только напомнить, что нежелательно использовать рифмы на одних и тех же частях речи, в одной и той же форме. В первую очередь это касается глаголов. Вот, к примеру:

С днем рожденья поздравляем, счастья, радости желаем.

Так себе рифма, на искусство она точно не потянет.

Желание

Стать поэтом, как уже говорилось, может каждый. Было бы желание. Овладеть техникой стихосложения не сложно. Даже когда человек просто гуляет, он может упражняться, сочиняя стихотворения о чем угодно.

как стать известным поэтом

Поначалу не стоит особенно задумываться о смысле. Главное, чтобы соблюдался размер и рифмы. Постепенно процесс будет проходить все быстрее и быстрее, а после и вовсе войдет в привычку.

Первое — не всегда лучшее

Начинающие поэты очень часто совершают одну и ту же ошибку. Пытаясь вместить в форму стиха что-то, как им кажется, важное и ничем не заменимое, они придумывают к этому слову рифмы, которые, как говорится, ни к селу ни к городу.

Вторая ошибка – автор перестает искать альтернативу. Как только строчка кое-как сложилась, он переходит к составлению следующей, даже не задумываясь о том, что можно было бы найти более подходящие и красочные слова.

открытая книга

Итак, как стать поэтом? Овладеть формой и рифмой. Предложенное упражнение как раз этому способствует. После постоянных тренировок неожиданные стихотворные повороты и хитросплетения слов станут естественными.

Еще один маленький нюанс. Важно понимать разницу между поэтом и хорошим поэтом. После серьезных эмоциональных потрясений большинство людей пытаются выразить свои переживания в прозе или стихах. Да, действительно, в некоторых случаях из-под пера новичка выходят настоящие шедевры. Но это явление временное, пока эмоции не перегорят.

Поэт – это человек, который пытается втиснуть свои мысли в рифмованные строки, а хороший поэт – это автор, которому рифма подсказывает развитие мысли. Вот как стать хорошим поэтом. Но это еще не все.

как стать поэтом

Помимо рифмы и формы, существует еще и содержание. Казалось бы, поэзия должна быть легко предсказуемой, ведь строки известны заранее, так как они рифмуются с предыдущими. Но поэзия – самый неожиданный вид речи. Вот, к примеру, есть строка: «Я давно живу на свете». Ее, рядовые поэты обычно могут дополнить такими банальными вещами, как:

  • «Мне уже за шестьдесят».
  • «Много видел на веку».
  • «Слишком много знаю я» и т. д.

Важно помнить, что первая рифма, которая приходит на ум, не всегда лучшая. В действительности вторая строка такая: «Мне уже семнадцать лет». С одной стороны, она противоречит первой, но с другой – срок и правда немалый. И неожиданно, и не возразить — все логично.

Общие рекомендации

Для тех, кто еще не отказался от мысли стать великим поэтом, существует несколько общих полезных рекомендаций:

  1. Нужно решить, какое стихотворение вы хотели бы написать.
  2. Когда тема и идея выбраны, необходимо найти источник вдохновения. Обычно это может быть природа, сильные эмоции, красивые образы. Даже кризисный период в жизни может стать источником вдохновения, если воспринимать его как полезный опыт, а не конец света.
  3. Слово и тема. Выбранную тему нужно описать одним словом и выписать к нему все связанные слова и фразы, которые приходят на ум.
  4. Не только эмоции. Не стоит писать исключительно об эмоциях. Читателю надоест такое читать. Необходимо рассказать о том, что вы сделали, увидели или вспомнили. Для более сильного эффекта — провести сравнение с природой, миром, политикой, в конце концов.
  5. Сильные образы. Вот, к примеру, гуляя на природе, вы увидели, как из гнезда выпал птенец и безуспешно пытается взлететь. Можно описать эту ситуацию и добавить, что она напоминает собственную жизнь.
  6. Тезаурус. Чем больше слов вы знаете, тем легче вам будет. В поэзии нужно использовать мало слов, но они должны быть уместными и точными.
  7. Редактирование. Чтобы стать хорошим поэтом, одним черновиком не обойтись. Перечитайте все написанное, удалите повторы, передвиньте части и посмотрите, какой вариант будет лучше.

Полезные советы

Если не удается придумать название, то можно оставить как есть. Существует много хороших стихов без названия. Стоит помнить, что поэзия – это эмоциональный и психологический труд, поэтому крайне важно из всего происходящего извлекать опыт.

блокнот и кофе

Для начала можете попытаться подражать стилю любимого поэта. Со временем у вас появится свой собственный. И нельзя прятать свои произведения, иначе известным поэтом не стать.

На пути к славе

Итак, что нужно делать, чтобы научиться писать стихи, уже понятно, но как стать известным поэтом – этот вопрос еще открыт. Творчество – это хорошо, но кушать тоже нужно. Хорошо, что в современном мире, больше не нужно обивать пороги издательств, пробиваться в газеты, журналы и постоянно слышать насмешки людей, далеких от творчества.

Сегодня каждый поэт может создать свой сайт или завести блог, собрать единомышленников и постоянно находиться в центре внимания. Да, в этом сегменте большая конкуренция, но если поэт хороший, его обязательно оценят и заметят. Не стоит забывать про литературные конкурсы. Многие из них тоже проходят в режиме онлайн, так что для участия не придется даже из дому выходить. Достаточно заполнить заявку и отправить свое стихотворение. В случае победы автор не только получает приз, но его публикуют в альманахе, газете или другом периодическом издании.

книги, чернильница и перо

Цицерон однажды сказал, что поэтами рождаются, а ораторами становятся. В этом великий мыслитель ошибся – поэтами становятся день ото дня. Может, что-то и закладывается с детства, но без желания ничего достичь нельзя. 99 % упорства и 1 % таланта – вот и все составляющие успешной деятельности. Не нужно думать, что, если чего-то не дано природой, то от этого стоит отказаться. Хочешь — пробуй! А если не получается, тогда пробуй еще. Учиться, экспериментировать и совершенствоваться — это нужно делать круглосуточно. Только тогда бессмысленное барахтанье принесет свои плоды, потому что нет вершин, которых взять нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *