Что такое план текста это: План текста — урок. Русский язык, 2 класс.

Содержание

Как сделать план текста: рекомендации и примеры

Написание материала большого объема — непростая задача. Основная сложность в том, с чего начать и о чем писать. Чтобы упростить процесс, нужно разбить основную тему на элементы. И здесь на помощь приходит создание плана текста.

Создание плана — это разработка предварительного проекта статьи. С его помощью автор углубится в тему, видит структуру и может сразу предположить, как будет выглядеть итоговая работа и какой материал ему нужно собрать. В этой заметке мы расскажем, как составить план текста и оформить документ при помощи бесплатного лицензионного российского  ПО «МойОфис Текст». 

Каким может быть план статьи? 

Каждую статья предусматривает четыре важных элемента. Речь идет о заголовке, введении, основной части текста и заключении. Как правило, при написании структуры используют одну из пяти разновидностей: назывной план, вопросный, опорный, тезисный и комбинированный — он же смешанный.

Рассмотрим как сделать план текста с помощью этих видов.

Назывной план

Его главная особенность — опорные сочетания слов или сами слова. Они могут обозначать как процесс, так и его качество. Содержание каждого пункта описывается сочетанием существительных и прилагательных. Например:


Вопросный план

Структуру статьи в этом случае составляют вопросы, которые задаются к определенным частям текста.  Они могут звучать следующим образом: почему, зачем, сколько, как и так далее. Автор, в свою очередь, дает в тексте ответы на эти вопросы. Такой план особенно хорошо подходит для написания обучающего материала или руководства пользователя.

Вопросный план может выглядеть следующим образом:


Опорный план

Здесь автор использует главные мысли, ключевые фразы или отрывки из текста, которые будут содержаться в итоговой работе.

Преимущество опорного плана — наличие тезисов, которые удобны для оттачивания устного выступления, его анализа и подготовке презентации. Авторы часто используют такой план при работе с новостями, анонсами событий.


Тезисный план

Тезисный план схож с предыдущим типом. Каждый из его пунктов содержит ключевые тезисы и содержание абзацев или разделов итогового материала. 

Специалисты «МойОфис» советуют составлять текст таким образом, чтобы каждый пункт включал текст примерно на 1000 символов без пробелов. В противном случае, получится сложный план, который будет не особо удобен в использовании. 

Приведем пример такого плана, взяв за основу наш текст:


Смешанный план

Нет необходимости пытаться разработать план текста, чтобы он точно попадал под один из перечисленных типов. В некоторых случаях лучшая тактика — составить комбинированный план, который будет включать и назывные предложения, и вопросы, и основные тезисы.

Требования к созданию плана текста и практические советы

При любом из выбранных типов, у плана должна быть четкая структура, логично связывающая разные элементы теста. Каждый пункт статьи должен быть последовательным и иметь взаимосвязь, полностью раскрывая суть материала. При составлении структуры рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:

  • Исключайте повторение материала. Не стоит создавать два пункта, которые будут содержать в себе примерно одно и тоже.
  • Также не пытайтесь раскрыть в одном пункте сразу несколько вопросов. Один заголовок — одна тема.
  • Максимально раскрывайте суть статьи. Информации в плане должно быть достаточно, чтобы раскрыть все вопросы, которые могут интересовать читателя.
  • Старайтесь создать лаконичный план. Ориентируйтесь на 1000 символов в каждом из пунктов готового текста. Обычно достаточно плана из 5–7 заголовков.


Форматирование плана текста после создания

Благодаря форматированию план текста можно сделать более удобным для восприятия. Специальные инструменты помогут выделить пункты, на которых вы собираетесь расставить акценты. Рассмотрим, как осуществить форматирование при помощи редактора «МойОфис Текст». 

В текстовом редакторе есть функция, которая позволяет удобно и быстро устанавливать заголовки различных уровней для разделов и подразделов статьи.

Для того, чтобы применить определенный стиль к тексту, выделим курсором название пункта и применим для него стиль «Заголовок 2». Подпункты можно, например, выделить маркированным списком и применить для них нижнее подчеркивание.

Вы можете задать свой шрифт, размер и цвет для каждого типа заголовков. Для этого выделите текст, задайте нужные параметры и обновить стиль Заголовка:


 

Кроме того, вы можете создавать свои собственные стили форматирования для разных задач. Это позволит вам быстро применять уникальные стили для разных форматов и типов документов, с которыми вы работаете.


Заключение

Создание плана текста — важный процесс при работе над материалом. Как и любая задача, у разработки плана есть свой алгоритм, который в дальнейшем упростит работу над текстовыми материалами, особенно большого объема.

Создание плана текста можно сравнить с ремонтом. Прежде чем отправиться в магазин за обоями и мебелью, мы делаем план расстановки и создаем дизайн интерьера. Так же и при работе с текстом, необходимо поработать над его структурой, прежде чем браться за написание. Это упростит начало работы, даст понимание основ будущей статьи и позволит избежать рисков упустить важную для раскрытия темы информацию.

Авторский план текста | это… Что такое Авторский план текста?

совокупность фрагментов текста, содержанием которых являются авторские отступления, ассоциации, оценки, психологические экскурсы, биографические и исповедальные мотивы. В более широком смысле к А. п. т. относят все, что связано с образом автора. Литературоведческим аспектом образа автора в произведениях художественной литературы занимались М. М. Бахтин, Д.С. Лихачев, В.М. Эйхенбаум и др., лингвистическим (стилистическим и переводческим) аспектом — М. П. Брандес, которые ввели в научный обиход данные о языковой структуре образа автора-наблюдателя, автора-писателя и автора-рассказчика.

Преобладание в тексте автора-наблюдателя, по мнению М.П. Брандеса, в качестве основной композиционной формы выдвинуло форму кинематографического повествования, показ, а не рассказ. Например: «Выйдя из пещеры, Вася выпрямляется. На поясе у него пистолет комиссара. Вася вытаскивает из плошки горячий фитиль и отбрасывает его в сторону. Потом …» И т. д. (Эпизод из сценария В. Горриша «Пять патронов».)

Автор-писатель для читателя пишет. Не рассказывает, не показывает, а пишет. В результате, как отмечает М.П. Брандес, появляются психологические экскурсы в состояние героев, описание пейзажей, выступающих в качестве аккомпанементов к состоянию героев, и т. д.

Автор-рассказчик легко узнается по устно-монологической форме речи. В роли рассказчика автор сближается со своими героями, часто выступает в роли передатчика их мыслей, чувств. В результате — обилие авторских партий в тексте в форме несобственно-прямой речи:

«Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, какие смушки! Сизые с морозом! Я ставлю Бог знает что, если у кого-нибудь найдутся такие!…» (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

В речеведении А. п. т. рассматривается главным образом в линг-вометодическом аспекте. Так, например, обучая сочинению, учитель-словесник рекомендует разграничивать общепринятое и индивидуальное — авторское понимание, видение, представление предмета речи уже на предтекстовом этапе. На этом же этапе рекомендуется выбрать позицию, подход, аспект осмысления, точку обзора всего, что относится к теме. Естественно, что все это отрабатывается сначала в процессе формирования умений анализа Найдите и определите границы фонового, сюжетного и авторского планов в тексте…; Определите, фоновым, сюжетным или авторским фрагментом начинается текст… И т.

п.), а затем в заданиях на конструирование фрагментов к текстам разных школьных жанров

(1. Подготовьте к предстоящему сочинению на тему «Мой Севастополь» фрагменты, представляющие а) сравнение того, что вы слышали и знали о Севастополе, и того, что вы увидели и прочувствовали, б) воспоминания (может быть — сны) о Севастополе, в) обсуждение некоторых эпизодов экскурсии в Севастополь в связи с тем или иным событием в классе. 2. Составьте план своего сочинения и определите место заготовленных фрагментов).

Лит.: Брандес М. П. Стилистический анализ.— М., 1971; Мещеряков В.Н. Методики описания текстов в учебных целях. — М., 1984.

В.Н. Мещеряков

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.

Как написать план за пять простых шагов

Назад к обзору
  • Тексты
питаться от Язык Инструмент

Мы рассмотрим, почему написание плана полезно, и дадим вам пять простых шагов, которые помогут вам его составить.

Думайте о наброске как о плане.

Написание плана

Написание плана — один из многих приемов, которые писатели используют для повышения уровня своего письма. схема полезна, потому что она помогает организовать ваши мысли, а также потому, что она служит планом для вашего большого текста.

Знание общей идеи того, что вы собираетесь написать, и того, как вы собираетесь это выразить, поможет вам избежать писательского ступора. Вот почему важно знать, как написать план .

Многие писатели предпочитают писать наброски, прежде чем приступить к работе над первым наброском.

Как написать план

1. Выберите тему

Прежде всего: выберите то, о чем вы будете писать. Если вы пишете для учебы или работы, тема может быть выбрана за вас. Но если нет, попробуйте выбрать тему, которая вам нравится, актуальную или важную.

2. Определите цель

Тогда спросите себя, какова цель вашего текста? Это чтобы убедить или убедить других? Информировать или обучать? Это для анализа? Знание своей цели важно, потому что это поможет вам сделать следующий шаг.

3. Исследуйте и записывайте заметки

Теперь вы можете начать исследовать и записывать заметки. Поскольку вы знаете свою цель, вы должны точно знать, какую информацию искать. Ваши заметки не обязательно должны быть сложными — они могут быть фрагментами идей и служить напоминанием о том, что должен включать ваш окончательный текст. Помните, заметки можно писать от руки или в любом другом текстовом редакторе.

4. Разделите примечания на «основные идеи» и «вспомогательные идеи»

После того, как вы закончите свое исследование, прочитайте свои записи и решите, какие основные идеи и какие вспомогательные идеи . Основные идеи — это то, о чем вы будете писать в каждом абзаце, а вспомогательные идеи помогут донести ваше сообщение.

5. Определите последовательность и систематизируйте заметки

Последним шагом будет решение о том, как вы хотите представить свою информацию. Будет ли это в хронологическом порядке? В порядке важности? Вы представите проблему, а затем решение? Существует множество способов структурировать текст. Как только вы решите, вы можете организовать свои заметки и разместить их в правильном порядке.


Пример плана

Если вам интересно, как структурировать план, вы можете использовать приведенный ниже пример в качестве руководства.

Планы, как правило, следуют одному и тому же формату, но если вы пишете их только для себя, вы можете организовать их по своему усмотрению.

Преимущества написания плана

Если вы пишете план для себя, он может быть несколько запутанным и включать фрагменты предложений, если вы понимаете, что пишете. Но если вы пишете план для школы или работы, вы хотите убедиться, что он безупречен. LanguageTool может помочь! Эта многоязычная проверка орфографии и грамматики может гарантировать, что ваш текст безупречен.


Джина

Редактор контента в LanguageTool

Нам важно ваше мнение

Мы ошиблись, забыли о важной детали или не смогли донести суть? Давайте поможем друг другу усовершенствовать наше письмо.

Outlining – Advanced English

Prewriting: Организация и Outlining

Outlining — полезный инструмент перед написанием, когда вы хорошо знаете свою тему или, по крайней мере, знаете области, которые хотите изучить.

План можно написать до того, как вы начнете писать, и он может варьироваться от формального до неформального. Многие писатели лучше всего работают со списком идей или фрирайтингом, но у вас может быть задание, которое состоит исключительно в создании плана.

(Примечание. Обратный план может быть полезен после того, как вы написали черновик, в процессе редактирования. Дополнительную информацию об обратном наброске см. в разделе «Редактирование».)

Традиционный план использует схему нумерации и отступов, чтобы помочь организовать ваши мысли. Как правило, вы начинаете с основного пункта, изложенного в виде тематического предложения или тезиса (см. «Поиск тезиса» в «Черновике»), и размещаете подтемы — основные опоры для вашего тематического предложения / тезиса — и, наконец, заполняете подробности под каждой подтемой. Каждая подтема пронумерована и имеет одинаковый уровень отступа. Детали в каждой подтеме имеют различный стиль цифр или букв и имеют отступ дальше вправо. Ожидается, что каждая подтема будет содержать как минимум две детали.

Большинство приложений для обработки текстов включают возможности структурирования. Попробуйте создать схему с вашим.

Вот пример:

  1. Основная точка
    1. Подтема
      1. Детали/Доказательства/Поддержка
      2. Поддержка/пример/деталь
    2. Поддерживающая идея
      1. Доказательства/Поддержка/Пример
      2. Детали/Доказательства/Поддержка
      3. Пример/Поддержка/Доказательства

Шаг 1: Создайте тезис

Если вы пишете эссе или исследовательскую работу, вы начнете с написания черновика тезисов. Тезис — это краткое изложение основного аргумента, который вы будете развивать в своей статье. Напишите тезис в верхней части вашей статьи. Вы можете пересмотреть это позже, если это необходимо.

Остальная часть вашего плана будет включать основной пункт и подпункты, которые вы будете развивать в каждом абзаце.

Шаг 2. Определите основные идеи, относящиеся к вашему тезису

Основываясь на уже прочитанном и изученном материале, перечислите основные моменты, которые вы планируете обсудить в своем эссе. Тщательно обдумайте наиболее логичный порядок и то, как каждый пункт поддерживает ваш тезис. Эти основные идеи станут ключевыми предложениями для каждого абзаца основной части.

Шаг 3. Определите аргументы и доказательства для каждой основной идеи

Каждый основной пункт будет подкреплен дополнительными пунктами и доказательствами, которые вы собрали из других источников. Каждая часть информации из другого источника должна быть процитирована, независимо от того, цитировали ли вы ее напрямую, перефразировали или резюмировали.

Шаг 4: Создайте свой план

Наброски обычно создаются с использованием структуры, которая четко указывает основные идеи и вспомогательные моменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *