Что такое план текста и как его составить: План текста — урок. Русский язык, 2 класс.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Коррекционное развитие речи

25.11 Тема урока: Составление плана текста с обозначенными частями.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке я продолжу знакомить вас с таким понятием, как «план текста», а также научу составлять простые и сложные планы:

Для начала поговорим о том, что такое план:

План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

  • Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.

  • Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Для чего нужно уметь составлять план текста?

«…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М. А. Рыбникова


В основном планы делятся на два типа:

Планы бывают

Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:

1.

2.

3. и т.д.

Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:

1.

1.1.

1.2.

2. и т.д.

Как составить план текста

Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

— отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

— помогут ли твои заголовки.

А теперь давайте на примерах попробуем составить план:

Прочитайте текст всем известной детской сказки:

Колобок

Жили-были старик со старухой. Однажды просит старик:

Испеки, старуха, колобок.

Из чего испечь-то? Муки нет.

Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки две пригоршни. Замесила на сметане, пожарила в масле и положила на окошечко остудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!. .

Катится колобок, а навстречу ему волк:

Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

Колобок, колобок! Я тебя съем.

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький!

А колобок запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!

Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык.

Колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! — и скушала.

  • Составляем простой план, то есть план, включающий название частей текста, в которых содержится главный смысл. Чтобы не выписывать просто предложения из текста, мы придумываем заголовки к каждой части, которую выделили.

Например, к данной сказке можно составить такой простой план:

  1. Появление Колобка

  2. Бегство Колобка

  3. Встреча с зайцем

  4. Встреча с медведем

  5. Встреча с лисой

  6. Гибель Колобка

  • А теперь попробуем составить сложный план, то есть план в котором содержание темы поделено на разделы (пункты), подразделы (подпункты)

Например, к данной сказке можно составить такой сложный план:

  1. Появление Колобка:

1. Жизнь деда с бабкой до появления Колобка

2. «По сусекам помела» — рецепт появления новой формы жизни

  1. Бегство Колобка

  2. Встречи Колобка

1. С зайцем

2. С медведем

3. С Лисой

а) приветствие…

б) хитрость лисы

IV. Гибель Колобка

Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с такими типами планов текста как простые и сложные, попробовали на примере сказки составить и простой и сложный план.

Домашнее задание: составьте простой план к данному рассказу:

План рассказа Листопадничек (Соколов-Микитов) 3 класс

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План рассказа Листопадничек (Соколов-Микитов)

План

  1. У зайчихи родились зайчата-листопаднички.
  2. Журавли улетают на зиму в теплые страны.
  3. Маленький зайчонок отправляется за журавлями.
  4. Зайчонок остается зимовать у бобров.
  5. Листопадничек возвращается в родное гнездо.

Краткий пересказ

Когда с деревьев осыпались листья, зайчиха родила трех зайчат. Охотники зовут таких зайчат, рожденных осенью, листопадничками.

Поздней осенью журавли попрощались со своей родиной и с зайчатами, и улетели на юг.

Самый маленький зайчонок испугался, что замерзнет зимой в гнезде, и отправился искать теплые страны, в которые улетели журавли.

По дороге он встретил бобров и решил остаться на зиму в их теплой хатке. Но у них оказалось темно и сыро. Хотел зайчонок уйти от них, но не смог. Выход их домика остался только под водой, а листопадничек плавать не умел.

Зайчонок всю зиму присматривал за бобрятами, кормил их. Сам он питался ивовой и осиновой корой, которая была у бобров, и очень скучал по сладкой репке.

Однажды весной выдра испортила бобровую плотину, и вода стала затапливать хатку. Листопадничек испугался прыгать в воду и бобр, усадив его на свой хвост, нырнул. А зайчонок соскочил с хвоста и пришлось ему самому плыть к берегу.

Зайчонок вернулся в свое гнездо к матери. С тех пор все в лесу стали считать его храбрецом.

Нет места лучше родного дома, надо ценить его и уважать своих родных.

Также читают:

← План рассказа Чудесная лодка Снегирева ← План Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу (Мамин-Сибиряк)↑ ДругиеПлан рассказа Хоббит или туда и обратно → План рассказа Тайное становится явным Драгунского →

Картинка к сочинению План рассказа Листопадничек (Соколов-Микитов)

Популярные сегодня темы

  • Что помогает человеку совершенствовать себя сочинение

    Наша жизнь полна событий, информации и каких-то дел. Некоторые моменты мы совершенно не замечаем, а какие-то заставляют задуматься о многом. Какие из них помогают совершенствоваться? Как выбрать лучший путь из всех, что есть?

  • Анализ произведения Ворон (Эдгар По)

    Поэма «Ворон» стала одним из важнейших произведений в творчестве Эдгара Аллана По. Будучи написанной во время, когда жена автора болела смертельной в те времена чахоткой, но посвященная другой женщине,

  • Куприн

    Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

  • Сочинение Лето на море. Как я провел лето на море

    Лето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море

  • Сочинение Кто он, Печорин? (9 класс)

    Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

ПЛАНИРОВАНИЕ + НАПИСАНИЕ — Набор инструментов для учителя SRSD Стратегии

Что: Эта стратегия письма предоставляет мнемонический прием для организации мышления учащихся при написании эссе.

PLAN + WRITE — написание эссе по мнемонической стратегии. Эта стратегия предназначена для обучения студентов стратегиям планирования, составления и редактирования текста, а также знаниям и навыкам, необходимым для поддержки этих процессов. (ДеЛаПаз и Грэм, 2002). Эта стратегия организует и направляет процессы планирования и написания эссе.  

Почему:  Умение эффективно писать является важным навыком для академической успеваемости. Однако прежде чем начать писать, студенты должны уметь планировать свое письмо. Планирование является критическим элементом в квалифицированном письме. Студенты колледжей посвящают планированию около четверти своего письменного времени (Kellogg, 1987). Опытные писатели планируют не только то, что они будут писать, но и то, как они это будут писать. Они устанавливают цели для своего письма, структурируют свои идеи и учитывают свою аудиторию (DeLaPaz & Graham, 2002).

Согласно DeLaPaz and Graham (2002), дети школьного возраста не тратят много времени на тщательное планирование того, что они напишут заранее, и даже когда они это делают, эти планы обычно несложны.

«Квалифицированные писатели активируют и координируют впечатляющий набор умственных операций, навыков и знаний, когда они составляют планы, черпают идеи из памяти, развивают концепции, систематизируют идеи, создают письменные черновики, реконцептуализируют планы, редактируют текст и т.

д. ( Грэм и Харрис, ДеЛаПаз и Грэм, 2002).

С кем:  Доказано, что стратегии письма SRSD эффективны для всех учащихся-подростков. (Graham & Perin, 2007). Было также специально продемонстрировано, что они оказывают положительное влияние на учащихся с трудностями в обучении и эмоциональными расстройствами. (Гувер и др., 2007). Студенты должны были предварительно ознакомиться с эссе из 5 абзацев.

Когда: Стратегии, которые преподаются с использованием структуры SRSD, как правило, не предназначены для использования в специально разработанных задачах в учебной среде. Скорее, цель состоит в том, чтобы учащиеся применяли эти стратегии вне непосредственной учебной среды. Следовательно, эту стратегию следует преподавать в условиях SETSS, во время периодов AIS или в качестве альтернативной стратегии обучения во время занятий по ИКТ. Цель состоит в том, чтобы учащиеся обобщили свое понимание стратегии и применяли ее в различных условиях обучения в течение дня.

Как/процедура:  ПЛАН + НАПИСАТЬ особенно эффективен для планирования и написания описательных эссе.

Используя стратегию обучения SRSD, студентов научат как планировать, так и писать эссе. Шаги для ПЛАН следующие:

1.     P обратите внимание на подсказку (это поможет учащимся полностью обдумать подсказку – укажите и подчеркните, о чем их просят написать)

2.     L основные идеи

3.     A dd вспомогательные идеи

4.     N пронумеруйте основные пункты (или идеи)

Вторая мнемоника, НАПИСАТЬ, помогает учащимся продолжать процесс планирования при написании своего эссе.

1.    

W исходите из вашего плана разработки тезисов 

2.     R помните свои цели (цели включают в себя сохранение контроля над темой, обеспечение четкой организации и т. д. – эти цели должны быть предоставлены студенту и студент должен выбрать, над какой целью он работает)

3.      I включить переходные слова (список переходных слов может быть предоставлен учащемуся)

4.     T попытаться использовать разные виды предложений

5.     E интересно, миллион долларовые слова

Риски:  Важно напомнить учащимся, что эти стратегии служат руководством, которое поможет им улучшить свои навыки письма. Студенты должны быть осторожны, пытаясь использовать захватывающие, интересные слова на миллион долларов», чтобы быть уверенными, что смысл не потерян. 9

Загрузить файл Электронные письма клиентам, отчеты о результатах, обмен обновлениями о прогрессе, предложения отзывов, написание предложений, создание маркетинговых копий и технических инструкций — это лишь некоторые из бесчисленных способов, которыми письменное слово помогает бизнесу общаться.

Ясность является ключом к пониманию, а качество и профессионализм дают читателю ощущение вашей компетентности и отношения. Отправляя клиентам небрежную работу с большим количеством ошибок, они заставят их задуматься о том, какие еще ошибки вы совершите, если будете работать с ними.

Хорошо написанное эффективное деловое письмо не бывает само собой. Существует процесс планирования, создания и обеспечения качества. Как и в случае со всеми навыками, некоторые люди сначала находят это проще, чем другие, но, следуя этим шагам, каждый может создавать высококачественные письменные работы.

 

1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Знайте свое предназначение
Прежде чем вы приблизитесь к клавиатуре (или ручке, если вы все еще увлекаетесь классикой), задайте себе несколько вопросов. Первый и самый важный: чего вы пытаетесь достичь? Что вы хотите, чтобы читатель получил от вашей работы?

Ваша цель информировать, инструктировать, объяснять, убеждать или что-то еще? Это может радикально изменить то, что и как вы пишете. Это влияет на содержание, длину, тон и стиль. Это ваша дорожная карта для всего, что вы собираетесь написать. Без этого вы настраиваете себя на неудачу.

Если кто-то просматривает формальный отчет, он ожидает определенного уровня детализации. Однако коллеге, получающему краткую внутреннюю информацию о проекте, вероятно, не нужно ничего, кроме нескольких строк, описывающих, что было сделано и что будет дальше.

 

Знай свою аудиторию

Аудитория очень тесно связана с целью. Задайте себе аналогичный набор вопросов – для кого вы пишете? Что они хотят получить от этого? Каковы их ожидания? Кто еще может это прочитать?

Подумайте, кто они, их уровень понимания темы и жаргона, почему они это прочитали и каковы их приоритеты. Важно определить соответствующий тон и уровень формальности.

Эти первые два шага — это то, что большинство из нас постоянно делает подсознательно. Мы постоянно меняем то, как мы говорим и пишем. Например, вы, вероятно, не станете писать другу, чтобы составить план общения, тем же тоном, что и потенциальному клиенту с просьбой о встрече.

 

Соберите свой контент
Теперь вы можете начать собирать контент. Если это что-то короткое и простое, вы можете просто подумать о нескольких быстрых пунктах. Если это более длинный и сложный документ, вам может потребоваться значительное время, чтобы собрать воедино все ваши исследования и информацию. Это могут быть грубые рукописные заметки или полный документ с цитатами, данными и результатами мозгового штурма.

Пробуйте разные методы, пока не найдете лучший для себя. Эта неорганизованная масса контента не обязательно должна быть красивой, она предназначена только для ваших глаз и впоследствии будет отсортирована в правильном порядке. А пока просто соберитесь воедино.

На протяжении всего этого процесса продолжайте возвращаться к предполагаемым результатам и существующим знаниям вашей целевой аудитории, думая о том, какой контент необходим и не требуется для удовлетворения их потребностей. Если вы информируете или объясняете, убедитесь, что вы включили соответствующую информацию, не добавляя ненужных деталей, которые разбавляют ваше сообщение. Если ваша цель — проинструктировать, убедитесь, что вы указали четкие пункты действий и следующие шаги.

 

Создать структуру

Когда вы знаете, что собираетесь включить, вам нужно придумать, как скомпоновать это четким и логичным образом. Ваша структура служит основой путешествия ваших читателей, доставляя их из точки А в точку Б таким образом, чтобы им было легко следовать.

Определитесь с ключевыми моментами и центральными темами, а также с правильным порядком представления информации, чтобы ваши читатели не были перегружены или не предполагалось, что они знают что-то, что будет объяснено позже. Не бросайте слишком много на вашего читателя сразу. Независимо от того, решите ли вы разбить свою работу на абзацы, разделы, главы или на несколько документов, разбивка содержимого на управляемые фрагменты поможет людям все усвоить.

Используйте это время, чтобы также спланировать свое начало, которое задает тон, привлекает внимание и обрисовывает в общих чертах основные сообщения, и окончание с кратким изложением основных выводов.

 

2. ПИСЬМО

Напишите свой первый черновик

Наконец-то пришло время писать. Спланировав контент и структуру, вы сможете создать нечто последовательное и эффективное.

Хорошей формулой для написания является то, что каждый ключевой момент должен быть подкреплен доказательствами и объяснением того, почему это важно для общей цели документа.

Магия современных технологий в том, что вам не нужно работать по порядку. Если пустой белый экран на вашем ноутбуке пугает, и вы не знаете, как его запустить, не бойтесь прыгнуть в середину с тем разделом, который вам кажется проще всего. Ваша структура поможет вам привести ее в порядок в конце.

Помните, что ваш первый набросок не обязательно должен быть окончательным. Будет время вычитывать, редактировать, вынимать и вставлять обратно. А пока просто напишите свои слова на странице.

 

Не усложняйте понимание

Вы могли бы сказать, что очень важно, чтобы ваша документация письменных слов была понятной, недвусмысленной и увлекательной для каждого потенциального человека, который воспринимает вашу композицию. Или вы можете просто сказать, что читателям важно понять вашу работу. Обращение к тезаурусу или использование высокоуровневого жаргона может показаться улучшением вашего письма, хотя на самом деле все, что он делает, — это заставляет ваших читателей работать усерднее.

Лучший текст, независимо от контекста или содержания, должен мягко направлять читателя, облегчая ему задачу. Вы не пытаетесь похвастаться своим словарным запасом, и они не сдают экзамен на понимание, им просто нужна информация. Если вы сомневаетесь, прочитайте его вслух, чтобы увидеть, как он проходит и правильно ли обозначены ваши ключевые моменты.

 

Взаимодействуйте с читателями

То, что он написан профессионально, не означает, что он должен быть скучным. Сделайте его привлекательным, чтобы он удерживал внимание. Тон, который вы используете, имеет большое значение для того, как он воспринимается читателем, например, напористый язык, такой как «я буду», а не «я мог бы», создает более активный голос.

Описательные прилагательные могут оживить данные. Контролируйте темп, используя короткие, отрывистые предложения и более длинные. Используйте абзацы и подзаголовки, чтобы разделить разные пункты. Даже потенциально довольно сухой отчет, полный данных, при правильном подходе можно превратить в увлекательное чтение.

Даже то, как вы используете один и тот же метод связи, может меняться в зависимости от того, с кем вы разговариваете. Вы, вероятно, примете более семейный тон при обмене сообщениями с близкими друзьями, но вы не должны быть настолько небрежными, отправляя сообщение своему руководителю в Teams.

 

3. ОБЗОР

Проверьте свою работу
Конец первого черновика — это не конец процесса написания. Рецензирование — это важный метод, позволяющий убедиться, что ваша работа достигает желаемой цели, является точной и не содержит мелких ошибок или опечаток. Есть несколько вопросов, которые нужно задать себе:

Все ли верно по факту? Вы включили все, что хотели? Нужно ли что-то удалять? Что-то нуждается в ссылках или дополнительных пояснениях?

Вспомните свою цель и свою аудиторию. Достигает ли то, что вы написали, цели информирования/убеждения/сообщения/развлечения и т. д.? Подходят ли язык и стиль для людей, которые его читают? Это правильный уровень формального или случайного? Ясно и логично ли структура и ход ведут читателя от А к Б?

 

Подарите это красиво

То, как представлена ​​ваша работа, влияет на отношение к ней вашей аудитории. Открытие документа и просмотр огромного количества текста вызывает совсем другие чувства, чем когда он разбит на заголовки, диаграммы и изображения.

Выберите четкий и подходящий шрифт, размер и цвет для текста и заголовков. Затем рассмотрите макет на странице. Еще раз, пусть ваша цель и аудитория ведут вас. Использование слишком большого количества шрифтов и цветов может сделать официальный документ детским, но черно-белый флаер, вероятно, не привлечет ваших клиентов.

Проверьте, есть ли в вашей организации шаблоны или собственные стили для использования. Вероятно, будет руководство по стилю для шрифтов, фирменных бланков, подписей в электронной почте и многого другого.

 

Внимательно проверьте

Хотя многие считают корректуру утомительной частью процесса, которую легко пропустить, она абсолютно необходима. Даже если ваш контент и дизайн потрясающие, небрежные ошибки и опечатки подрывают вашу работу, подсознательно заставляя читателей сомневаться в ваших способностях или приверженности делу. Вычитка означает медленное и внимательное чтение вашей работы, чтобы проверить все языки, грамматику и пунктуацию.

Подумайте об уровне формальности. В официальных документах обычно не используются сокращения (такие как «не следует» или «это»), хотя многие организации в настоящее время придерживаются более спокойного подхода к этому более дружелюбному стилю — что бы вы ни использовали, будьте последовательны!

Если у вас есть время, рекомендуется сделать перерыв, чтобы просмотреть документ (особенно более длинный) свежим взглядом. Кроме того, попросив коллегу или друга прочитать его, вы получите второе мнение, и они могут заметить что-то, чего вы не заметили.

Полный контрольный список по языку и грамматике занял бы целую статью (или несколько лет занятий английским в старшей школе), но вот несколько распространенных ошибок, о которых следует знать.

Апострофы

• Чтобы показать владение. Например. — Это ноутбук Шэрон.
• Чтобы показать совместное владение несколькими людьми или группой. Например. «Я прислушивался к идеям менеджеров».
• Для обозначения сокращения. Например. «Не/не буду/не сделал»

 

Это/Это

• «Его» — притяжательное. Например. «Компания и ее сотрудники».
• «Это» — это сокращение от «Это». Например. «Приятно видеть тебя.»

 

Ваш/вам

• «Ваш» является притяжательным. Например. — Я прочитал ваш отчет.
• «Ты есть» — это сокращение от «Ты есть». Например. — Дай мне знать, когда освободишься.

 

Там/Их/Они

• «Там» относится к месту. Например. — Он сидит вон там.
• «Их» — притяжательное. Например.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *