Что такое по русскому языку план – Что такое изложение ℹ️ как правильно писать сжатое изложение, виды, основные правила и алгоритмы написания по аудиозаписи, требования к составлению плана, цели

Содержание

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 / Блог :: Бингоскул

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

 

Максимальный балл за 27 задание – 24.

 

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

 

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

 

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

 

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

 

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого комментария, так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

 

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

 

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

 

Пример иллюстрации с пояснением:

  1. «Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

 

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

 

Клише для связи:
  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

 

Клише для написания мнения автора:
  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

 

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

 

Клише для собственного мнение:
  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

 

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

 

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

 

Клише для вывода:
  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».


 

Дополнительные материалы:

 

План сочинения-рассуждения по русскому языку: основные правила написания

Сочинение-рассуждение – тот вид творческой работы, который необходимо выполнить при сдаче обязательного экзамена по русскому языку в 9-м и 11-м классах. Это задание помогает понять, насколько хорошо учащиеся владеют письменной речью, как они умеют размышлять на общечеловеческие или лингвистические темы, ориентироваться в прочитанном тексте и делать выводы по нему. Именно поэтому, начиная с 5 класса, ребята знают, что представляет собой план сочинения-рассуждения по русскому языку. Конечно, в зависимости от возрастных особенностей, части немного разнятся между собой, однако основа одна. Разберемся, какой он, план сочинения-рассуждения по русскому языку, которое выносится на школьный выпускной экзамен.

Что такое сочинение-рассуждение?

Для начала разберемся, что такое сочинение-рассуждение. Это тот вид работы, когда необходимо доказать или опровергнуть какую-либо мысль. Кроме того, в подобном сочинении размышляют о каком-либо явлении, деятеле, историческом событии.

план сочинения-рассуждения по русскому языку

Что же отличает сочинение-рассуждение от других творческих письменных работ? Особая структура. Дело в том, что, составляя текст-описание или повествование, можно идти различными путями, применять, например, кольцевую композицию, менять структурные элементы местами. План сочинения-рассуждения по русскому языку всегда неизменен. Не допускается перестановка его элементов. В этой работе, вне зависимости от темы, всегда должны присутствовать выдвижение некоего постулата, тезиса. После этого следует его доказать, приводя весомые аргументы. Вывод является заключительной частью, в нем кратко излагается вся основная мысль.

Сочинение формата ЕГЭ

Хоть тексты сочинений-рассуждений схожи по своей структуре, однако они отличаются на экзаменах в 9-м классе и в 11-м (ГИА и ЕГЭ соответственно).

Что касается творческой работы части С на ЕГЭ, то тут она более объемна. План, хоть он и структурно схож с классическим, все же претерпевает некоторые изменения. Все исходит из типа работы. Что же выпускникам предлагается выполнить?

план сочинения-рассуждения по русскому языку ЕГЭ

Их вниманию представляется текст, где нужно не только выявить авторскую позицию, сформулировать идею текста, но и выдвинуть свой тезис. Согласие и несогласие необходимо подкреплять с помощью аргументов. Причем больше всего оцениваются те, которые приведены не из своего жизненного опыта, а из произведений литературы.

Итак, план сочинения-рассуждения по русскому языку ЕГЭ выглядит следующим образом:

  1. Выдвижение проблемы прочитанного текста.
  2. Комментарии учащегося.
  3. Основная мысль прочитанного текста.
  4. Выдвижение собственной позиции учащегося по данной проблеме (соглашение с автором либо полемика с ним).
  5. Аргумент № 1 (лучше из произведений художественной литературы).
  6. Аргумент № 2 (из собственного жизненного опыта).
  7. Вывод.

Самые сложные пункты плана, от которых зависит вся творческая работа, касаются определения проблематики текста и отражения его идеи. Так, многие выпускники начинают в третьем пункте пересказывать действия героев, таким образом, формулируя тему. Задача же состоит в другом: определить то, что является авторской мыслью, формулировка основной идеи. И здесь без навыков читателя не обойтись.

Сочинение формата ГИА

План сочинения-рассуждения по русскому языку ГИА немного отличается, он упрощен. Девятиклассникам предлагается на выбор один из трех видов творческой работы в части С.

Задание 15.1 подразумевает написание сочинения, раскрывающего какое-либо языковое явление. Выпускникам предлагается поразмышлять, так ли необходимы нам пунктуационные знаки, насколько богат наш язык и другие. Тезис здесь уже выдвинут авторами экзамена: можно либо с ним согласиться, либо его опровергнуть. Естественно, свою точку зрения необходимо подтверждать двумя аргументами.

план сочинения-рассуждения по русскому языку гиа

Это достаточно сложный вид работы, ведь ребята не слишком подкованы в лингвистике. Именно поэтому еще в начале обучения в средней школе они вникают в план сочинения-рассуждения по русскому языку (5 класс). Учащиеся знакомятся с данным видом текста, узнают его составные части. Далее, из года в год, навыки написания рассуждений на лингвистическую тему совершенствуются.

Задание 15.2 подразумевает ответ на вопрос по прочитанному тексту. Здесь варианты заданий сводятся к следующему: пояснить смысл названия либо одного из предложений, отражающих основную мысль текста. Составители также могут попросить обоснованно разъяснить концовку отрывка.

Задание 15.3 наиболее приближено к работе ЕГЭ. Здесь необходимо раскрыть какое-либо общечеловеческое понятие: дружба, доброта, милосердие, отвага и другие. Причем аргументы необходимо брать как из прочитанного текста, так и из жизни, художественной литературы.

Таким образом, план сочинения-рассуждения по русскому языку на экзамене в 9-м классе таков:

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Аргумент № 1.
  4. Аргумент № 2.
  5. Вывод.

Основные составные части: тезис

Как писалось выше, учащимся уже знаком план сочинения рассуждения по русскому языку. 9 класс – это не отправная точка его изучения. Работа должна вестись планомерно и последовательно. Разберем основные составляющие элементы.

Как и у любого сочинения повествовательного, описательного характера, у рассуждения обязательно должно быть вступление. Не нужно писать много, достаточно одного-двух предложений, в которых заключается осознание проблематики, ее злободневность, а может, и вовсе сведения об авторе. Последнее – характерная черта сочинений формата ЕГЭ.

план сочинения-рассуждения по русскому языку 9 класс

Далее – тезис. Это предложение, в котором заключена точка зрения самого учащегося. Ею он подтверждает или опровергает сказанное в авторском тексте. Правильно выдвинутый тезис – это залог успеха всей работы, ведь от него зависит дальнейший подбор аргументации.

Правильные аргументы — залог успеха

Что касается аргументов, то и в сочинении ГИА, и в ЕГЭ их требуется не менее двух. Отметим, что они должны не просто отражать суть текста, а комментировать, доказывать именно тезис, с которым неразрывно связаны.

Что касается работы ГИА, то здесь приводятся аргументы из прочитанного текста либо из своего личного жизненного опыта. Причем максимальное количество баллов можно получить именно за корректно приведенные аргументы.

план сочинения-рассуждения по русскому языку 5 класс

Что касается сочинения-рассуждения ЕГЭ, то здесь придется вспомнить произведения классиков, для того чтобы заработать максимум баллов за аргументацию.

Вывод

Вывод – это итог всей работы. В принципе, он сильно перекликается с тезисом. Ведь здесь говорится о том, что удалось сочинением доказать.

Кроме баллов за содержание работы, учащиеся получают дополнительную оценку за грамматическую и речевую составляющие, достоверность изложения сведений (фактические ошибки). Ну и конечно, оцениваются орфографическая и пунктуационная грамотность.

ПЛАН — это… Что такое ПЛАН?

  • план — план, а …   Русский орфографический словарь

  • план — план/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ПЛАН — ПЛАН, плана, муж. (лат. planum плоскость). 1. Чертеж, изображающий на плоскости, обычно в крупном масштабе, какой нибудь предмет, какое нибудь сооружение, какую нибудь местность методом прямой горизонтальной проекции. План здания. План города.… …   Толковый словарь Ушакова

  • План — слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость …   Википедия

  • план — 1. ПЛАН, а; м. [от лат. planum плоскость] 1. Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т.п. с сохранением их реальных пропорций. П. здания. П. города. П. школы. П. космического корабля. Сильно уменьшенный п.… …   Энциклопедический словарь

  • план — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? плана, чему? плану, (вижу) что? план, чем? планом, о чём? о плане; мн. что? планы, (нет) чего? планов, чему? планам, (вижу) что? планы, чем? планами, о чём? о планах 1. Планом называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • планёр — 1) безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом для создания аэродинамической подъёмной силы. Помимо крыла, как и самолёт, имеет фюзеляж, шасси и хвостовое оперение. В свободном полёте движется со снижением (планирует) по наклонной… …   Энциклопедия техники

  • план — Образ действий, порядок, расписание, распределение, роспись, смета, проект, схема, тактика, маршрут, церемониал, чин. Канва для сочинения.. Ср. . См. намерение выставить на первый план, иметь планы, планы, стоять на первом плане, строить планы …   Словарь синонимов

  • ПЛАН — (от лат. planum плоскость) 1) чертеж, изображающий в условных знаках на плоскости (в масштабе 1:10000 и крупнее) часть земной поверхности (топографический план).2) Горизонтальный разрез или вид сверху какого либо сооружения или предмета (см.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • План «Z» — масштабная программа по перевооружению германского военно морского флота, принятая незадолго до начала Второй мировой войны. Содержание 1 Предыстория 2 План «Z» 3 Реализация …   Википедия

  • Как делать анализ текста: план и шаги

    Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

    Что такое анализ текста?

    Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

    Комплексный анализ текста

    Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

    Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

    Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

    В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

    Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

    Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

    По русскому языку и литературе

    И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

    1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
    2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
    3. Какие использованы приемы построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
    4. Использование изобразительных средств
    5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

    Пример

    Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

    Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

    1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
    2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
    3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
    4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
    5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

    План сочинения-рассуждения по русскому языку :: SYL.ru

    Экзамен по русскому языку обязателен при прохождении ГИА. Самое сложное и объёмное задание – творческая работа под номером 25 (ранее – часть «С») по итогам за 11 класс. Количество баллов за неё составляет 30 % от суммарной оценки. Это требует серьёзной подготовки, поэтому вашему вниманию предлагается план сочинения-рассуждения, призванный помочь при выполнении задания.

    Особенности данного вида работы

    В чём главное отличие предлагаемой творческой работы от других письменных заданий? При описании или повествовании автор может по-разному выстраивать композицию, использовать кольцевой метод, менять местами структурные элементы.

    план сочинения-рассуждения

    Доказывая же или опровергая какой-либо тезис, размышляя о конкретном историческом событии или деятеле, вольное использование схемы написания не допускается. План сочинения-рассуждения по русскому языку неизменен.

    Любая тема рассматривается в следующей последовательности:

    • Выдвижение тезиса.
    • Его доказательство с помощью аргументов.
    • Заключительные выводы.

    Что оценивается?

    Проверяющие рассматривают выполнение задания не в целом, а по частям. Максимальная оценка 23 балла будет поставлена тому, чья работа идеально соответствовует следующим критериям:

    • Грамотная формулировка проблемы предлагаемого текста.
    • Наличие комментария к сформулированной проблеме.
    • Выделение позиции автора.
    • Обоснование собственного мнения.
    • Смысловая цельность, последовательность изложения, речевая связность.
    • Выразительность и точность речи.
    • Соблюдение правил орфографии и пунктуации.
    • Соблюдение требований речевых и этических норм.
    • Точность фактов в изложении.

    План сочинения-рассуждения при сдаче ЕГЭ будет несколько более расширенный, чем при сдаче ОГЭ за 9 класс. На его особенностях остановимся чуть ниже.

    план написания сочинения рассуждения

    Экзаменационное задание за 9 класс

    Учащиеся на выбор выполняют любое из трёх заданий под номером 15. Им предлагается порассуждать на лингвистическую (15.1), морально-этическую тематику (15.2) или объяснить значение слова (15.3). Грамматика, лексика, морфология, синтаксис – это составляющие обширного понятия «лингвистика», разбираемого в сочинениях.

    Особенностью первого задания является то, что тезис уже выдвинут автором текста. От учащегося требуется либо согласие с высказыванием, либо его опровержение. Во втором задании следует пояснить название текста, его концовку или определить основную мысль, в третьем – раскрыть общечеловеческое понятие: доброта, мужество, милосердие, дружба. План сочинения-рассуждения в последнем варианте наиболее приближен к работе ЕГЭ. Объём материала должен превышать 70, но не быть более 100–110 слов.

    Задание 15.1: пошаговая инструкция

    Экзаменуемым предлагается цитата известного лингвиста или писателя на тему русского языка и его богатства, состоящей из двух частей. Например, Л. Новиков говорит о том, что слово имеет способность обобщать и одновременно обозначать индивидуальное и неповторимое. Дословный текст представлен на картинке. Каким же должен быть план написания сочинения-рассуждения?

    план сочинения-рассуждения по русскому языку
    • Шаг первый. Необходимо внимательно прочитать высказывание, осмыслить его, выделив ключевые слова: «слово», «речь», «обобщать», «обозначать индивидуальное».
    • Шаг второй. Следует определить главную мысль, раскрывающую свойства языка. (Явление, при котором значение слова зависит от контекста и человеческого восприятия).
    • Шаг третий. Необходимо оформить вступление с обязательным повторением цитаты. (3–4 предложения, где выражается согласие с автором и перебрасывается мостик к основной части словами: «давайте разберёмся», «рассмотрим примеры», «исследуем более детально»).
    • Шаг четвёртый. Требуется аргументировать мнение лингвиста на примере исходного текста со ссылкой на ФИО автора и номер предложения. Аргументов должно быть два, и каждый должен начинаться с красной строки.
    • Шаг пятый. Следует сформулировать выводы. Главное правило любого сочинения – оно должно заканчиваться тем, с чего начиналось.
    план сочинения-рассуждения по литературе

    Особенности задания 15.2 (обсуждение текста)

    Легко определить, что сочинение на лингвистическую тематику будет состоять из 4 абзацев, а его план – выглядеть таким образом:

    1. Тезис автора и отношение экзаменуемого к высказыванию.
    2. Аргументация. Два абзаца с двумя примерами и двумя комментариями.
    3. Вывод.

    Распространяется ли этот вариант на сочинение-рассуждение по тексту? План к заданию 15.2 не будет кардинально отличаться, но усилится роль вступления. Ибо тезис, доказательством или опровержением которого займётся экзаменуемый, сформулировать предстоит ему самому. Это обязательно должно быть спорное суждение, требующее аргументированных доводов из текста.

    При формулировании тезиса используются вводные слова: «по моему мнению», «я полагаю», «на мой взгляд». Начало вступления может выглядеть как развёрнутый ответ на поставленный в задании вопрос. Пример: «Я уверен(а), что такой волевой мальчик с крепким словом не испугается более серьёзных вещей, потому что…» («Честное слово» Л. Пантелеева).

    Задание 15.3 (объяснение понятия)

    Толкование слова носит понятийный, описательный, синонимический и комбинированный характер. Какой для этого должен быть план? Как писать сочинение-рассуждение, например, на тему: «Что такое совесть?». Экзаменуемому предлагается текстовый фрагмент, где просматривается мнение автора по существу заданного понятия. Порядок изложения материала ничем не отличается от ранее изложенного. Единственным отличием станет второй пункт плана, где в основной части предстоит выдвинуть два аргумента в поддержку своего тезиса. Если в задании 15.2 оба они берутся из текста, то в данном случае требуется один пример из жизни.

    сочинение-рассуждение по тексту, план

    Более ценно, когда экзаменуемый приводит его не из жизни своих знакомых, а из истории или реальных событий известных людей. В сочинении-рассуждении потребуется:

    • Раскрыть значение понятия «совесть».
    • Прокомментировать определение, выдвинув основной тезис.
    • Аргументировать его двумя способами (из текста и жизненного опыта).
    • Обосновать вывод.

    Соразмерность частей во всех трёх вариантах заданий одинакова. Вводная часть и заключение состоят из одного абзаца по 3–4 предложения, а наиболее значительна по объёму – основная часть (два солидных абзаца). В чём особенности экзамена в 11 классе?

    ЕГЭ: план сочинения-рассуждения по литературе

    25-е задание предлагается на экзамене по русскому языку, но разбирается фрагмент литературного текста. К 11 классу учащиеся подходят с определённым багажом знаний и пониманием, как строится рассуждение. Им предстоит:

    • Выдвинуть проблему исходного текста. Как правило, их несколько, но экзаменуемому следует сосредоточиться на одной, наиболее близкой для него.
    • Дать свои комментарии по проблеме. Подчеркнуть актуальность, описать, как она раскрывается в тексте.
    • Выделить основную мысль автора.
    • Выдвинуть собственный тезис, согласившись или полемизируя с писателем.
    • Подтвердить тезис примером из литературы (аргумент № 1).
    • Подтвердить тезис примером из жизни (аргумент № 2).
    • Сформулировать вывод.

    В результате более развёрнутого плана работа будет состоять из 7 абзацев.

    план как писать сочинение рассуждение

    Выводы

    План сочинения-рассуждения остаётся стабильным, независимо от задания, возраста экзаменуемых и требуемого объёма.

    ОГЭ ( 15.1)ОГЭ (15.2)ОГЭ (15.3)ЕГЭ
    1. Введение1. Тезис автора1. Собственный тезис

    1.1 Раскрытие понятия

    1.2. Личный комментарий

    1.3. Собственный тезис

    1.1. Выдвижение проблемы

    1.2. Личный комментарий

    1.3. Авторская позиция

    1.4. Собственный тезис

    2. Основная часть

    2.1. Аргумент 1 (текст).

    2.2. Аргумент 2 (текст)

    2.1. Аргумент 1 (текст)

    2.2. Аргумент 2 (текст)

    2.1. Аргумент 1 (текст)

    2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)

    2.1. Аргумент 1 (текст)

    2.2. Аргумент 2 (жизненный опыт)

    3. Заключение3. Выводы3. Выводы3. Выводы3. Выводы

    Он состоит из трёх элементов, представленных в сравнительной таблице выше.

    особенности написания, требования и рекомендации :: SYL.ru

    Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

    егэ план сочинения

    Суть задания

    Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

    В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

    В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

    • Формулировка проблемы.
    • Её комментарий.
    • Позиция автора.
    • Собственная позиция.
    • Первый аргумент (пример из литературы).
    • Второй аргумент (пример из опыта).
    • Заключение.

    С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?

    план написания сочинения по русскому егэ

    Введение

    Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

    Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

    План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:

    • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
    • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
    • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

    Комментарий

    Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:

    • По структуре авторского текста.
    • Через анализ актуальности поднятой темы.план написания сочинения по русскому языку егэ

    В первом случае предстоит ответить на вопросы:

    • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
    • На каком материале её раскрывает?
    • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
    • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

    Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

    • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
    • Насколько она сегодня актуальна?
    • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
    • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

    План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».

    Авторская и собственная позиция

    Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

    • «Писатель считает, что…»
    • «По мнению автора…»
    • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

    Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.

    план сочинения егэ по русскому

    Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

    • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
    • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
    • «Я согласен с автором, что…»

    При иной точке зрения, допустимы обороты:

    • «Мнение автора интересно, но…»
    • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
    • «Нельзя не согласиться с писателем, что <…>, однако…»

    Аргументация позиции

    Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

    • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя <…>»
    • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
    • «Об этом говорил в своей поэме…»
    • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
    • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
    • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

    Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

    план написания сочинения егэ

    Заключение

    План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

    • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
    • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
    • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
    • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

    Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?

    План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

    Как написать сочинение. Школьный помощник

    • Вступление,
    • Содержание,
    • Заключение.

    В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.

    Пишем сочинение правильно:Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
    Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.

    Вступительная часть

    Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

    Допустим, пишется сочинение на тему «Природа родного края». Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.

    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой «Ё»!

    Как писать школьные сочинения

    Как написать сочинение рассуждение?

    Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например «Мое любимое время года», «Наша планета — Наш дом» и т.п.

    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе — свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? — Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.

    Как подготовить сообщение на заданную тему? — Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.

    Как написать сочинение на лингвистическую тему? — Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский».

    Как написать сравнительную характеристику двух героев? — В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.

    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? — Сочинение на ЕГЭ — значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами.

    Как правильно написать соч

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *