Что указывают в техническом задании: Требования к техническому заданию по 44-ФЗ

Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания

Техническое задание: что из себя представляет

В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки. 

От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.

При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
  • техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.

Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.

Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.

2. В восстановительные соки допускается добавление лимонной кислоты в дозировке не более 3 г/л (в соотв. с тех. регламентом). Заказчик может уточнить этот показатель, уменьшив ее содержание, например, до 2 г/л. Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.

08.2016 № ОГ-Д28-9745).

В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей.

  При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару. В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции,
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении. В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ. Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Рекомендации к составлению ТЗ

  1. При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
  2. Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).
  3. Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции. Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
  4. Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

 

Техническое задание ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий).

Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя.

Если в закупочной документации отсутствует техническое задание, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

 

Основные требования к техническому заданию в Государственных закупках

Требования к техническому заданию по 44-ФЗ, формальный вид и содержательная часть документа не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов.

Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.

 

Терминология техзадания

Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.

В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.

Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.

В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.

Техзадание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ. Запрещено в описании объекта закупки указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. в Государственных закупках.

Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками. Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты. При отсутствии ГОСТов и регламентов на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016).

В том случае, если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта. Далее представим образец формы технического задания по 44-ФЗ.

 

Как составить техническое задание

Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать: отраслевые нормативы; технико-технологические условия; госстандарты; методические разработки министерств и ведомств. Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий. Так как техническое задание (образец) по ФЗ-44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам. Техническое задание — это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры: Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору.

 

Сведения о закупке

В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования. Описание ОЗ. Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа. Сроки поставки ТРУ. Гарантийный срок. Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости). При разработке условно можно выделить три этапа. На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа. Второй этап — основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ. На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.

 

Рекомендации по составлению технического задания

Содержательная часть ТЗ напрямую зависит от объекта закупки и от конкретных потребностей организации-заказчика. После изучения технического задания каждый участник торгов должен четко понимать значения показателей, необходимых заказчику. Такие данные он и должен отражать с своей заявке. Предлагаем специалистам организаций-заказчиков свод базовых рекомендаций, которым можно следовать для подготовки корректного ТЗ.

Техзадание должно быть тесно взаимосвязано с инструкцией по заполнению заявки. Все термины, которые включены в техническое задание, должны быть упорядочены, а инструкция по составлению заявок должна легко читаться и адекватно восприниматься потенциальным поставщиком. При этом судебная практика расценивает заявки, затрудняющие восприятие и не содержащие соответствие объекта закупки и инструкции по формированию заявок, как ограничивающие конкуренцию. Специалисту надлежит указывать, когда значение диапазонного показателя не должно изменяться.

Диапазонные показатели должны быть максимально приближены к реальности. Заказчик может определить диапазонный показатель как набор из минимального и максимального значений, а участник заказа выбирает конкретное значение в указанных рамках. Либо же заказчик должен определить, что значение диапазонного показателя не может изменяться, а потенциальный поставщик указывает в заявке диапазон в неизменном виде. Ошибки при установлении диапазонных показателей сводятся к неправильному или недостаточно четкому выбору между указанными альтернативами. При этом вариант «по умолчанию» — это первый вариант, когда участнику закупки нужно указать в заявке конкретное значение показателя. Все альтернативные значения показателей должны быть реальными.

По общему правилу не стоит устанавливать требование о соответствии техническим условиям, это также признается судами ограничением конкуренции. Если заказчик устанавливает требования к цветовым характеристикам товара, то они должны быть обоснованными и целесообразными. Запрещается устанавливать требования к участнику заказа и его ресурсам (ч. 3 ст. 33).

Запрещается закупать ТРУ, которые не соблюдают законодательные требования к энергоэффективности. Это грозит заказчику штрафными санкциями. Если в заказе присутствует необходимость изображения или эскиза, то лучше его предоставить в составе ТЗ. Главное, что должен помнить заказчик, — все показатели ТЗ должны позволить потенциальным поставщикам, участвующим в торгах, определить реальные потребности организации в определенных товарах, работах, услугах. Государственные закупки.

 

Установление технического задания

Установление технического задания

Техническое задание (ToR) — это документ, который можно использовать для перечисления и описания ролей, ожиданий и целей отдельных лиц, комитетов, организаций или учреждений, участвующих в разработке и/или реализации Национального плана обеспечения безопасности воды. .

ТЗ могут быть написаны для различных целей. Может быть полезно установить ТЗ для заинтересованных сторон, участвующих в комитете по разработке плана обеспечения безопасности воды, разъяснив их ожидаемый вклад и обязательства с течением времени. Также может быть полезно разработать ТЗ с организациями или группами, которые будут участвовать в реализации плана обеспечения безопасности воды, с указанием обязанностей и ожидаемых результатов от их участия.

Инициирование этапов разработки и реализации плана обеспечения безопасности воды с четким ТЗ является эффективным способом обеспечения того, чтобы все заинтересованные стороны знали, что от них ожидается и как их участие будет способствовать достижению целей плана. Хорошее ТЗ должно позволять читателю понять «кто, что, почему, когда, где и как» их участия. Техническое задание каждого проекта будет отличаться, но оно должно следовать следующей базовой структуре: 

  • Фон: опишите контекст, в котором будет реализован план обеспечения безопасности на воде, и почему он необходим 
  • Цель/задачи: резюмировать основные цели плана  
  • Объем работ: определение основных компонентов плана и описание целевой группы населения
  • Методология: описать структуру плана, как план будет реализован и как он будет оцениваться  
  • Управление и подотчетность: перечислите необходимые утверждения и наметьте планируемую структуру управления 
  • Квалификация: перечислить опыт, необходимый для реализации плана  
  • Результаты: перечислите результаты, которых план должен достичь, чтобы считаться успешным.
    — Включите подробную информацию о реализации любых вмешательств, любом запланированном сборе данных, запланированном выпуске отчетов и других материалов для распространения.
    — Включите сроки и вехи.
    — Включите планы встреч и консультаций.
  • Бюджет и оплата: укажите, кто за что будет платить
  • Уровень усилий: расчетное время, необходимое для разработки и реализации плана  
  • Дополнительные ссылки и ресурсы  

Преимущества

  • Эффективный способ убедиться, что все заинтересованные стороны осознают свои индивидуальные и совместные обязанности и ожидания.
  • Объединяет заинтересованные стороны общей целью и общими целями.
  • Подписание ТЗ всеми заинтересованными сторонами может повысить соответствие требованиям и подотчетность.
  • Четко излагает основу и цель Национального плана обеспечения безопасности воды.

Недостатки

  • Заинтересованные стороны могут не согласиться с ТЗ, и потребуется внести изменения.
  • Создание большого количества конкретных подТЗ может занять много времени, если проект или исследование является большим и сложным.

Контекст

ТЗ

должны быть доработаны и распространены на ранних этапах разработки и реализации Национального плана обеспечения безопасности воды. Это позволяет всем вовлеченным лицам просматривать, обсуждать и пересматривать ТЗ до начала работы. Может оказаться целесообразным создать более короткие и более конкретные ТЗ для отдельных лиц и конкретных мероприятий проекта.

 

Примеры

Шаблон ТЗ (PDF, 64 КБ)

Пример ТЗ для должности руководителя группы (PDF, 120 КБ)

Пример ТЗ для руководящей группы (PDF 112 КБ)

Дополнительная информация

Руководство по написанию ТЗ (PDF 505 КБ)

Базовая структура ТЗ

Руководство по ТЗ проекта

обратно наверх

Техническое задание

1. Цели

  1. Поощрять наличие и использование услуг доступа с учетом потребностей всех пользователей, делая «доступность для всех» принципом универсального дизайна в соответствии с Конвенцией ООН о Права инвалидов.
  2. Определить, как вовлечь все заинтересованные стороны, включая потенциальных пользователей, в разработку систем цифрового аудиовизуального доступа. Для пользователей принцип «ничего о нас без нас» должен применяться к любой разработке системы.
  3. Выявление пробелов в существующих спецификациях, которые поддерживают установленные требования к услугам в системах, определенных как ITU-T, так и ITU-R.
  4. Выявление проблем с функциональной совместимостью и доступом к требованиям функциональной совместимости служб. Также следует уделить внимание тестированию и другим механизмам соблюдения.
  5. Активно продвигать использование систем для услуг доступа, которые применяют согласованные на международном уровне стандарты для данной платформы доставки.
  6. Соберите реальные проблемы людей с ограниченными возможностями и лиц с возрастными функциональными нарушениями.
  7. Сбор вопросов и проблем, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах инвалидов.
  8. Предложите действия, которые необходимо предпринять для решения проблем, связанных с доступом, если они входят в мандат МСЭ.
  9. Подготовить четкие инструкции по применению Конвенции ООН о правах инвалидов к доставке цифровых аудиовизуальных материалов.
  10. Соберите примеры передовой практики с помощью тематических исследований и других средств и подготовьте рекомендации по включению услуг доступа во все новые цифровые пользовательские устройства AV.
  11. Предложите действия, которые необходимо предпринять для повышения осведомленности о доступности и концепциях универсального дизайна.

2. Дополнительные цели

  • Поощрять участие людей в работе МСЭ по обеспечению доступности.
  • Поощряйте участие людей с ограниченными возможностями.
  • Поощрять участие университетов.
  • Поощряйте участие отделов доступности компании.

3. Отношения внутри и вне ITU-T
ОГ установит свои собственные отношения. Предлагается следующий неполный список: Q26/16, Q4/2, SG12, SG9, JCA-AHF, ITU-R SG6, ITU-R SG6 WP6C,ITU-D SG1 Q20/1, ISO/IEC JTC1 SWG-A, ISO/IEC JTC1 SC35, W3C/WAI, IPForum, WBU, EBU, ETSI HF .

4. Результаты

  • Различные отчеты на основе вышеуказанного технического задания.
  • Отчет о передовом опыте.
  • Руководство по осуществлению Конвенции ООН о правах инвалидов

5. Основная группа
В соответствии с Рекомендацией МСЭ-Т A.7, основной группой является 16-я Исследовательская комиссия.

6. Руководство

Председатель: г-н Питер Олаф Лумс (Европейский вещательный союз и Дания)

Заместители председателя:

  • г-н Масахито Кавамори (NTT, Япония)
  • Мистер Клайд Смит (Turner Broadcasting System, США)
  • Г-н Аксель Леблуа (G3ict)

7. Участие
В соответствии с пунктом 3 Рекомендации МСЭ-Т A.7 участие в этой ОГ открыто для любого лица из страны, являющейся членом МСЭ. Список участников будет вестись для справочных целей и доводится до сведения родительской группы (ИК16).

8. Административная поддержка
Секретариат БСЭ обеспечит поддержку TIES и возможности веб-сайта из штаб-квартиры МСЭ, любая другая поддержка должна предоставляться в соответствии с пунктом 5 Рекомендации МСЭ-Т A.7.

9. Общее финансирование ОГ Как указано в пунктах 4 и 10.2 Рекомендации МСЭ-Т A.7, оперативная группа будет финансироваться за счет собственных средств ее членов.

10. Встречи
Частота и место проведения встреч будут определяться фокус-группой, а общий план встреч должен быть объявлен как можно скорее. Фокус-группа должна в максимальной степени использовать инструменты удаленного сотрудничества и совместную работу с существующими собраниями (например, исследовательскими группами и исследовательской деятельностью).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *