Для чего нужен план текста – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе «Для чего нужен план?» (по УМК В.В. Бабайцевой)

Зачем нужен план / Habr

Сначала я хотел назвать этот текст «Зачем нужен бизнес-план», но к чему себя ограничивать? План — он и в Африке план, не важно для чего. Тот, что для бизнеса, называется бизнес-планом. Тот, что для эвакуации, называется, как ни странно, планом эвакуации. И так далее.

Но идея текста таки пришла из области, где актуальны бизнес-планы. Часто стал встречаться с высказываниями о том, что «бизнес-план, конечно, нужен, но вот конкретно в нашем случае он пользу не принесёт потому, что»:

  1. у нас слишком большая неопределённость, будет гадание на кофейной гуще;
  2. и так всё предельно ясно, план — лишняя трата сил.

Сам я тоже страдал этими тараканами, но так получилось, что периодически разного рода планы составлять всё-таки приходилось. И хочу вам сказать — планы делать полезно и нужно.

Но сначала…


Добровольно человек может делать дело только в двух случаях: когда ему важен результат и когда важен процесс.

Так вот, если для вас процесс важнее результата, то на план можете забить — получайте удовольствие. В случае главенства процесса, автоматически отпадают все ограничения, какие можно наложить на вашу работу, поскольку достигать результата необходимости нет — ваша цель уже достигнута.

Если же вы, как я, получаете удовольствия от достижения цели (или не получаете, но НАДО), то остро встаёт вопрос контроля множества нюансов: расхода времени, денег и прочих ресурсов, соблюдения всяческих критериев и так далее. Тут нам на помощь и приходит планирование.


Во-первых, важно понимать, что план состоит не только из списка пунктов от 1 до 100, которые нужно выполнить по порядку. Более того, в нём есть части куда более важные.

Цель — самый важный элемент любого плана, то для достижения чего он создаётся. Цель задаёт точку (или область) в пространстве событий, в которую мы хотим попасть. По сути она описывает суммарный вектор усилий, которые необходимо приложить. Чем точнее она сформулирована (чем лучше мы видим цель), тем сложнее нам будет совершить действия, уводящие нас от неё.

Критерии достижения цели — формальные условия, выполнение которых определяет наше приближение к цели. Если цель — это точка в многоразмерном пространстве, то критерий — одна из координат этой точки (или интервал координаты). Чем больше критериев мы можем выделить и чем точнее они, тем лучше мы видим цель.

Ресурсы — время, деньги, сотрудники, друзья (ага!), кирпичи на складе — всё, что можно использовать для достижения цели. Важно определить несколько множеств ресурсов:

  • все ресурсы, которые понадобятся для достижения цели;
  • ресурсы, которые есть изначально;
  • ресурсы, которые мы получим в процессе выполнения плана.

Риски — то, что может пойти не так. На самом деле, пойти не так может всё, но некоторые неприятности склонны случаться чаще других. Такие лучше определить заранее и иметь варианты поведения на их случай. Самый простой пример риска — запой у бригады ремонтников или потеря кошелька при отдыхе за границей.

Программа действий — то, что обычно и называют планом — упорядоченный список мероприятий, необходимых для достижения цели. Предполагается, что если сделать как в ней будет написано, то всё обязательно получится. На самом деле не обязательно — программа не просто должна быть, она должна быть объективной и многовариантной, поскольку риски и ограниченность ресурсов никто не отменял. Для этого нам надо провести…

Анализ области, в которой мы будем действовать, выделив всё вышеперечисленное. После чего сформировать программу так, чтобы каждый следующий шаг логично вытекал из предыдущего. В частности, чтобы на каждом шаге у нас хватало ресурсов для реализации следующего.

Полезным ходом при анализе бывает создание модели изменений количества ресурсов во время выполнения плана. В бизнес-плане, как минимум, следует описать финансовую модель — расчёт количество средств на балансе в каждый месяц исполнения плана.

Полезно сделать несколько планов, для разных условий. Обычно их делают три: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.


Самая главная задача плана — продемонстрировать, что его цель хотя бы теоретически достижима. Особенно важно об этом помнить стартаперам — на пути великой идеи часто встаёт не менее великая математика и оказывается, что даже сверхоптимистичный план даёт убытки на протяжении первых 100 лет.

План очерчивает границы реальности, в которых достижение цели возможно, тем самым сокращая область поиска решений.

Вторая его задача — экономить наши силы и время — раз обдуманное и записанное не нужно обдумывать и записывать повторно. По крайней мере не так часто. Без плана, после завершения очередной задачи, вы будете снова и снова заниматься планированием и перепланированием вместо того, чтобы сразу перейти к следующему этапу. Имея карту чёткой дороги к цели, мы не будем сходить с неё и тратить ресурсы на решение задач, которые неожиданно показались нам важными.

Поэтому даже худой план лучше его отсутствия.


Это утверждение встречается чаще всего и с его посылом поначалу спорить сложно. Когда начинаешь новое дело, с большой вероятностью не обладаешь почти никакой достоверной информацией. Но так ли никакой?

Сразу отбросим случаи профессиональных открывателей ресторанов и клепальщиков сайтов-визиток — у них-то чёткие планы есть — уже открыто 100500 кафе и сделано 100500 сайтов. Нас интересуют ситуации, когда опыта действительно нет.

Вместо опыта у нас есть знания (и умение гуглить).

Мы можем определить цель и критерии её достижения. Причём «создание нового уникального продукта» — цель так себе, поскольку критерии у неё расплывчатые. А вот «создание продукта с чистой прибылью 500$/месяц через 6 месяцев и 10 000$/месяц через год» — куда лучше.

Даже если у вас нет опыта, чтобы определить реалистичные критерии, всегда есть информация, чтобы определить их пессимистичный вариант.

Просто спросите себя: «в каких случаях я откажусь от достижения цели?» В нашем примере, это доход менее 500$/месяц через полгода работы. А в каких условиях вы будете готовы продолжать идти к цели без груза сомнений за душой?

Мы можем определить ресурсы, которые есть изначально. В худшем случае других ресурсов и не будет. Чего можно достичь, опираясь только на них?

Большинство рисков можно определить с помощью простой логики и широкого кругозора. Их обычные источники: государство, люди, природа, неизвестность. Подумайте: какую гадость можно ожидать от каждого из них?

Этих соображений вполне хватит для анализа и выработки даже двух планов: пессимистичного и удовлетворительного. Полезным подспорьем будут истории людей, которые уже делали то же самое (или часть того же самого) — из них можно выудить верхние и нижние оценки многих параметров. Если же таких нет совсем, то вы точно делаете что-то стрёмное.


Вторая крайность, встречается реже, но тоже бывает. Характерна, для людей, не имеющих опыта решения комплексных задач. Например, для школьников с gamedev.ru, кода те начинают разработку своей первой игры.

Как гарантировано объяснить человеку, что далеко не всё бывает ясно, даже когда так кажется, я не знаю. Тут всё зависит от опыта человека: принимает он факт того, что все ошибаются (включая его) или ещё нет.

Куда лучше действует проверка практикой. Если всё и так ясно, то на документирование ясности на бумаге потребуется максимум день. И наверняка эта попытка провалится, что станет лучшим свидетельством в пользу планирования.


Не ленитесь и не бойтесь заниматься планированием. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Неплохо будет и потренироваться на паре своих идей, даже не очень хороших. Когда потребуется, набитая рука очень облегчит работу.

Урок развития речи в 5 классе «Для чего нужен план?» к УМК под ред. Бабайцевой — К уроку — Русский язык и литература

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 256 ЗАТО город Фокино»

Приморский край

Урок развития речи в 5 классе по теме:

«Для чего нужен план?»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна

2010 г.

Конспект урока « Для чего нужен план?

Цель: познакомить учащихся с планом как средством внутренней организации текста, учить составлять план, продолжить работу над темой и основной мыслью текста.

Ход урока:

1. Краткая беседа по личным наблюдениям и впечатлениям учащихся.

— Любите ли вы бывать в лесу?

— Кому из вас приходилось собирать грибы?

Знаете ли вы, что по мнению лингвистов, слово «гриб» происходит от древнеславянского «гърыбъ», то есть «горб», поэтому грибами называли только тех представителей этого рода, которые имели шляпку в виде горба – белые, подосиновики, подберезовики…

Края шляпок груздей, рыжиков похожи на губы, поэтому их называли «губы»(Слайд № 2)

— Какими вы представляете боровик, подосиновик, масленок, сыроежку, опенок?

— Почему эти грибы получили такие названия? ( Слайд № 3)

2. Понаблюдаем, как они описаны в сказке современного детского писателя Эдуарда Юрьевича Шима «Храбрый опенок». Чтение текста упр. 55

3. Определение темы и основной мысли:

— О чем рассказал писатель? (О грибах в осеннем лесу)

— В чем он нас убедил? («Хорошие грибы! Один другого краше!» (Слайд № 4)

4.Словарная работа. (Слайд № 5)

— Значение каких слов в тексте вам непонятно?

  • Кафтан (тюрк.-перс.), верхняя мужская и женская двубортная одежда с глубоким запахом. В допетровской Руси К. был распространённой одеждой различных слоев населения. Шился с удлинёнными рукавами: у богатых — из бархата, парчи, лучшего сукна, на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; у малоимущих — из простых тканей и дешёвого меха с медными и оловянными пуговицами.

Картуз — головной убор с козырьком, неформенная фуражка.

— Почему автор использует такие сравнения в своем тексте?

— Какие еще элементы одежды использует автор? С какой целью?

5. Работа над планом.

— Обратимся к упр. 56.

— Чем различаются представленные здесь незаконченные планы?

— Составление плана сказки в 2-х вариантах:

1 в. – план, конкретизирующий тему текста;

2в. – план, конкретизирующий основную мысль текста

Проверка работы (слайд № 6)

— По какому из планов пересказать текст легче? Почему?

— Какой вывод из этого следует?

( При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль, надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана)

6. Пересказ текста.

7. Обсуждение возможных вариантов продолжения сказки.

8. Проверка индивидуального задания (Сокращенный пересказ продолжения сказки

Э. Шима «Храбрый опенок»)

… И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб – опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, голова не покрыта – белобрысые кудерки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы и ну – смеяться.

— Глядите, неприбранный какой! Куда же ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится!

Опенок тряхнул кудрями и отвечает:

— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.

И вот от студеной росы, от злых дождей, от снежной крупы сошли деды – боровики, сошли отцы-подосиновики, сошли братцы-маслята и сестрицы- сыроежки.

Бредут по лесу грибники с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти.

Увидали опенка да так обрадовались.

— ах ты, милый! – говорят.- Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дождался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!

И низко-низко поклонились опенку.

9. Беседа по вопросу, которым озаглавлен урок: для чего нужен план?

— На страницах каких учебников вы уже встречали планы?

(Слайд № 7)

— Один школьник сказал: « Планы есть в каждом учебнике, по любому предмету» Прав ли он?

( Да, т.к. оглавление в учебнике – это его план)

— Как планы помогали вам в работе? Что значит «работать над планом»?

— Прочитаем, как ответила на этот вопрос Мария Александровна Рыбникова (упр. 54)

10. Коллективное составление плана сказки по серии сюжетных рисунков (упр. 57)

Автомобиль кота Леопольда (Слайд № 8)

  1. У Леопольда – свой автомобиль

  2. 1. В своей машине – на этюды

2. Автомобиль на обочине дороги

3. Мышата в кабине «Туриста»

4. «Спасите! Помогите!»

5. Леопольд остановил свою машину.

III. «Ребята! Давайте жить дружно!»

11. Устный рассказ по плану.

12. Д/з: упр. 57 (письменно) (слайд № 9)

Используемая литература:

Русская речь: Развитие речи 5 класс: Учебник для общеобразоват. Учрежд. М.: Дрофа, 2001;

Уроки развития речи 5 класс Е. И. Никитина. ООО Дрофа, 1998

Справочные материалы: www.interfax.by

Как составить план статьи

план статьи

Сегодня мы с вами поговорим о том, как составить план статьи и какое это имеет значение для работы копирайтера. Зачем же нужен план? Ну напишите себе статью, набор посетивших голову хаотических мыслей, и пусть себе посетители читают.

Но такой подход к делу не предвидит никаких перспектив. Искатели полезной информации не станут перечитывать бредовые, невнятные постовые от начала и до конца, если нет зацепки, изюминки. Талантливый автор всегда найдет чем заинтересовать читателя.

Для чего нужно составлять план статьи?

Просмотрев беглым глазом на рождённые в принужденных потугах письмена, читатели могут и не уловить сути изложенного материала. Чтобы это предупредить, нужно составить план статьи.

Если у вас есть чем поделиться, тематика определена, а информация по теме хорошо изучена, пора составить план. Он является неким каркасом, который остается наполнить содержимым. Его значение невосполнимо в тех случаях, когда в вашей голове отсутствуют идеи и вы не знаете, как начать статью.

Для создания качественного контента без плана не обойтись. Его написание поможет организовать мысли, отбросить ненужное, отобрать наиболее подходящий материал.

Что же такое план, какое его значение, какие его составляющие?

Что такое план статьи?

План статьи — это сокращенно и конспективно записанные на бумагу или в текстовом блокноте структурированные мысли, которые в скором времени превратятся в грамотно написанную статью.

Это что-то наподобие маяка, направляющего мысли по основных этапах пути, где есть начало, развитие и завершение.

Спустя некоторое время структура плана плотно осядет в вашей голове, а до этого от его составления не стоит отказываться.

Как же написать развернутый план статьи?

Для этого можно использовать школьные знания. Вспомните, что при написании сочинения неизменными остаются три части плана:

  1. Вступление. Этот элемент статьи еще называют лидом. Он увлекает и рекламирует основную часть, намечает главную мысль. В нем задается общее настроение всей статьи, это место для выражения эмоциональной составляющей, которая интригует и дает понять, что это именно то, что искал читатель.
  2. Основная часть. Раскрывает тему и связанные с ней вопросы логично, аргументировано и динамично. Основная часть всегда разделяется на подпункты.
  3. Заключение. То к чему в конечном итоге надо прийти. Оно подводит итоги, содержит аргументированные выводы и оценки. Заключение должно быть небольшим, но основательным. Его задача — завершить текст и акцентировать еще раз внимание на самом главном.

Естественно все эти три части должны иметь названия (заголовки и подзаголовки), которые призваны сделать материал более привлекательным для поисковых систем и для человеческого глаза.

В качестве заголовков в план вносятся словосочетания с использованием ключей, которые представляют собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде о содержании каждой части статьи.

Необходимо отдать должное правильно составленным заголовкам, так как, цепляя своей оригинальностью, заголовок является практическим гарантом прочтения опубликованного материала.

План статьи — образец

Пример составления плана для статьи о «Заработке в интернете»

  • Какие преимущества этого вида деятельности (Почему необходимо стремиться зарабатывать в интернете и какие это даст возможности?)
  • Перечисление способов заработка в интернете (Какие существую способы заработка в интернете?)
  • Преимущества и недостатки каждого вида (Какой вид заработка в интернете является более прибыльным?)
  • Полезные рекомендации из личного опыта (С чего начать и как преуспеть?)

Итог

Грамотно составленный план — это основа статьи. Если мысли излагаются с помощью заранее написанного плана, успех гарантирован.

Спасибо за внимание и до скорого на страницах Stimylrosta.

сообщить об ошибке

Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter

 

Не ленитесь, поделитесь!

Понравилась статья? Угостите админа кофе.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе «Для чего нужен план?» (по УМК В.В. Бабайцевой)

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №1 Г. Пушкино

 Демьянко Ольга Петровна

e-mail:[email protected]

Урок развития речи в 5 классе

«Для чего нужен план?» (по УМК В.В. Бабайцевой)

Цель урока: научить детей составлять план.

Задачи урока:

  1. Показать деление текста на смысловые части.
  2. Учить озаглавливать части текста.
  3. Развитие речи учащихся путем составления окончания сказки.
  4. Работа над словарными словами.
  5. Показать богатство и образность языка на примере сказки «Храбрый опенок»

Оборудование:

  1. Проектор
  2. Мультимедийная презентация
  3. Рисунки учащихся
  4. Выставка книг Э.Ю. Шима

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы урока, целей и задач (слайд №1).

Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель. За окном уже настоящая зима. Земля покрыта снегом. А у всех в памяти —  теплое лето. Ребята, были ли вы летом в лесу? А кто собирал грибы? Расскажите, какие грибы вы собирали?

Теперь давайте посмотрим, как вы представляете грибы, растущие в наших лесах.

Ученики выходят к доске, крепят свои рисунки и объясняют, почему грибы получили такие названия (боровик, подосиновик, масленок, сыроежка, опенок).

Учитель. (слайды 2 – 6). Давайте посмотрим, как выглядят нарисованные вами  грибы в реальном лесу,  и узнаем, откуда они получили свои названия.

Боровик, или белый гриб — Этот гриб — царь всех грибов. Так он называется потому, что трубчатый слой нижней поверхности шляпки у молодых грибов белый и остается таким после сушки.

 Подосиновик в народе называют еще осиновиком, или красноголовиком. Каждый грибник рад найти такого красавца, ибо после белого гриба подосиновик — наиболее ценный объект сбора среди трубчатых грибов.

Маслёнок — это семейный гриб. В настоящем лесу, если найдёшь одного маслёнка, можно не вставая срезать целое ведро. Шляпка у маслёнка маслянистая, отсюда и название.

Свое название сыроежки получили, вероятно, потому, что после засолки очень скоро становятся пригодными к употреблению (иногда через одни сутки).

Некоторые виды сыроежек (зеленые, белые и розовые) грибники съедают с солью в свежем виде.

Осенние опята, может быть, самые массовые грибы в округе. Красивые, глаз не оторвать! Растут чаще группами, стайкой, парами, одиночно – на почве, в корнях деревьев, у пеньков…

Учитель. Работа над упражнением 56. Прочитаем  I часть  сказки «Храбрый опенок», автором которой является известный советский писатель Эдуард Юрьевич Шим (слайд №7). Посмотрите на книги, автором которых является Э.Ю. Шим (выставка книг).

  • Давайте сравним описание грибов в сказке с теми грибами, которые вы уже видели
  • С кем автор сравнивает грибы? (с молодцами)
  • С кем сравнивается боровик? (солидные богатые деды)
  • Подосиновик? (серьезные отцы)
  • Маслята? (братцы, маленькие ребята)
  • Сыроежки? (сестрицы, которые водят хоровод)

Учитель. Давайте вспомним, что такое тема текста?  (слайд №8) Тема текста – это то, о чем говорится в произведении.

  • Какова тема данного текста? (Грибы в осеннем лесу)
  • А что такое основная мысль текста? Основная мысль текста– это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
  •  Какова основная мысль прочитанного текста?  (Хороши грибы в осеннем лесу! Один другого краше!)

Учитель. На сколько частей можно разделить текст и почему?

Работа над упражнением 57.

Сравните начало двух планов. Чем они отличаются? (один соответствует теме, а другой – основной мысли)

Продолжить составление обоих планов. (Слайд № 9). Запись планов в тетрадях.

Грибы в осеннем лесу.

1. Боровики.

2. Подосиновики.

3. Маслята.

4. Сыроежки.

Грибы – один другого краше.

1. Деды-боровики. Загляденье!

2. Отцы-подосиновики. Красота!

3. Братцы-маслята. Хороши!

4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохи!

Учитель. По какому из этих планов легче пересказывать текст?

  • Почему (потому что второй план более подробный)
  • Какой вывод из этого следует?  (при составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль, надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана)

По составленному плану учащиеся пересказывают текст (несколько человек).

Учитель. Какие слова были для вас непонятными? В каком словаре мы можем узнать значение непонятных слов (в толковых). 

На парты раздаются толковые словари, в которых учащиеся находят значение слов кафтан, бархат, картуз.

Теперь пришло время обсудить возможные варианты продолжения сказки.

Учащиеся представляют свои варианты продолжения сказки «Храбрый опенок».

Учитель. На страницах каких учебников вы уже встречали планы? (в любом учебнике, по любому предмету. Оглавление любого раздела в любом учебнике – это его план)

  • Так для чего же мы составляем план художественного произведения?
  • Что значит работать над планом?  Работа над упражнением 55  

(Мария Александровна Рыбникова – крупный ученый-филолог, талантливый учитель)

Запись текста упражнения в тетрадь.

Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы.

Знакомство с памяткой «Как составлять план текста» (раздается каждому ученику)

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Учитель. Опираясь на эту памятку, вы сможете правильно составить план любого текста.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание. Записать продолжение сказки «Храбрый опенок».  

Список использованной литературы:

  1. http://ya-gribnik.ru/syedobnye-griby/borovik.php
  2. http://www.po-gribochki.ru/sedobnye/borovik.php
  3. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. пособию «Русская речь.5-7 классы»: 5 класс/Москва «Дрофа»/2000г.
  4. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Москва. Дрорфа/2008г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *