Государственная поддержка безработных без регистрации по месту жительства: нет прописки, нет и пособия по безработице?
К Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову обратился за содействием зарегистрированный в городском центре учета лиц БОМЖ Артур Ш., которому в 2020 году выплачивали пособие по безработице, а в 2021-м – прекратили и потребовали вернуть произведенные выплаты. Причина — отсутствие регистрации по месту жительства. Оказывая помощь Артуру, сотрудники аппарата Уполномоченного выяснили, что с подобной проблемой столкнулись и другие граждане без штампа о месте жительства в паспорте, в прошлом году дистанционно зарегистрированные в качестве безработных через портал «Работа в России». До вмешательства омбудсмена Центр занятости населения Санкт-Петербурга настаивал на возврате по ошибке выплаченных им пособий.
Артур Ш. сообщил Уполномоченному, что ранее служил в МВД, является ветераном боевых действий, несколько лет назад лишился жилья и был вынужден зарегистрироваться в Санкт-Петербургском центре учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства, а во время пандемии коронавируса остался без работы и средств к существованию.
«Реалии жизни таковы – регистрации нет и человека нет! Если у него нет прописки, то и прав у него никаких нет, ни на биржу встать, ни на работу устроиться», — было написано в обращении к Уполномоченному. Инициированная Александром Шишловым проверка, которую провел Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (Комитет), к сожалению, подтвердила это эмоциональное высказывание Артура.
Комитет сообщил омбудсмену о «несовершенстве» портала «Работа в России» в период запуска: для ускорения ввода системы в эксплуатацию в связи с пандемией был пропущен этап тестирования, в результате чего не были урегулированы многие технические и правовые вопросы, в частности, вопрос о постановке гражданин на учет в качестве безработных. По информации Комитета, наличие постоянной регистрации является в настоящее время одним из обязательных требований для назначения пособия по безработице, но изначально это нечетко было сформулировано на портале «Работа в России», что привело к случаям ошибочного признания безработными граждан, которые как Артур Ш. вместо адреса регистрации указали в заявлении адрес фактического проживания. В ведомстве констатировали, что прекращение выплаты пособия по безработице Артуру и другим людям без регистрации по месту жительства, оказавшимся в аналогичной ситуации, и снятие их с учета в качестве безработных было обоснованным, нарушений в действиях Центра занятости населения Санкт-Петербурга не выявлено.
При этом Комитет поручил Центру занятости приостановить работу по взысканию пособия по безработице, выплаченного гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства. В ведомстве также согласились с позицией омбудсмена, что отсутствие постоянной регистрации не должно лишать граждан права на государственную поддержку в виде пособия по безработице и помощи в поиске работы. Комитетом были разработаны рекомендации Министерству труда и Федеральной службе по труду и занятости РФ, направленные на обеспечение трудовых прав граждан без регистрации по месту жительства. Согласно этим предложениям, поддержанным Уполномоченным, решение о признании безработными граждан без регистрации по месту жительства должно приниматься по месту их пребывания (после подтверждения, что они не зарегистрированы в качестве безработных в других регионах). Комитет сообщил, что вопрос находится на стадии межведомственного согласования.
По информации, полученной омбудсменом от Артура Ш. , ему подтвердили, что полученное пособие по безработице не подлежит возврату. Артур поблагодарил Уполномоченного за помощь ему и содействие в восстановлении прав лишившихся работы людей без регистрации на получение государственной поддержки. Он также сообщил, что самостоятельно нашел работу и уже трудоустроился. В настоящее время Артур занимается решением жилищного вопроса. Сотрудники аппарата Уполномоченного оказывают ему правовую помощь.
Социальное обеспечение и пособие в России: ставки и пособия
Имеете ли вы право на социальное обеспечение в России? Узнайте о российской системе социального обеспечения и взносах, а также о том, как получить российский номер социального страхования и претендовать на социальное обеспечение в России.
Система социального обеспечения России находится в ведении государства. Министерство труда и социальной защиты курирует большинство его аспектов. В некоторых случаях иностранцы с видом на жительство могут претендовать на льготы по социальному обеспечению в России, если они уплатили необходимые платежи в государственные фонды.
Если вы проживаете в России или работаете в России более 183 дней в календарном году, вы обязаны платить взносы в российскую систему социального обеспечения. Средства, которые вы платите, дают вам право претендовать на определенные социальные пособия в России, такие как пособие по безработице, базовое медицинское обслуживание в России, пособия по беременности и родам и пенсии в России, хотя существуют определенные условия.
В этом справочнике разъясняется система социального обеспечения в России для иностранцев:
- Кто должен платить социальное обеспечение в России?
- Социальные отчисления в России
- Пособия по безработице в России
- Пособия по беременности и родам в России
- Пенсионные выплаты в России
- Российское здравоохранение и медицинское страхование
- Пенсионные в России Пособия
- Другие виды страхования на детей в России2 Образование и страхование в России2 в России
Россия-Украина война
В настоящее время Россия находится в состоянии войны с Украиной.
Ситуация меняется ежедневно и влияет на многие аспекты жизни в России, включая банковское дело, стоимость жизни и иммиграцию.
По этой причине имейте в виду, что цены и опции могут отличаться от информации на этой странице.
Объявление
Кто должен платить российское социальное страхование?
Существуют два основных фонда, финансирующих систему социального обеспечения в России:
- Фонд социального страхования
- Пенсионный фонд Российской Федерации
Оба фонда получают поддержку в виде обязательных социальных выплат в России из вашей брутто-зарплаты, хотя и некоторые расходы и бонусы не облагаются. Вы также можете сделать дополнительные добровольные взносы на пенсию в России или запланировать лучшую пенсию в России.
Иностранцы обязаны платить российские налоги и социальные отчисления как резиденты только в том случае, если они находятся в стране не менее 183 дней в течение календарного года. Ваш работодатель, как правило, организует вашу регистрацию в российской налоговой инспекции и присваивает вам номер социального страхования. Самозанятым работникам необходимо будет самостоятельно оформить налоговую регистрацию и российский номер социального страхования.
Работодатели также несут ответственность за удержание обязательной суммы из заработной платы работников и выплаты государству. Невыполнение этого требования до 15 числа следующего месяца влечет за собой штраф в размере 20%. Если работодатели уклоняются от уплаты налогов, им грозит штраф в размере 40% от общей суммы заработка.
Работники не платят взносы на социальное страхование в России. Скорее, бремя ложится на работодателя, включая фрилансеров или любого, кто нанимает третье лицо по трудовому договору.
Российские социальные отчисления
С 2017 года российские налоговые органы вместо социальных фондов будут нести ответственность за администрирование большинства социальных выплат. Ставки взносов на социальное страхование в России в 2017 году относятся к следующим категориям:
- пенсионные отчисления – 22% от заработной платы работника, но не более 876 000 рублей, плюс 10% сверх этой суммы;
- взносы на социальное страхование – 2,9% от заработной платы работника, но не более 755 000 рублей, или 1,8% для иностранцев, временно пребывающих в России;
- медицинская страховка – 5,1–5,9% от оклада.
Кроме того, уплачиваются взносы на обязательное страхование от несчастных случаев в размере от 0,2 до 8,5 % от заработной платы работника в зависимости от уровня оцениваемого риска профессиональной деятельности работника. Это оплачивается отдельно от вышеупомянутых взносов на социальное обеспечение и по-прежнему находится в ведении социальных фондов.
В определенных ситуациях российское социальное обеспечение может быть освобождено; например, доход, полученный иностранными работниками, нанятыми по схемам высококвалифицированных мигрантов, может быть освобожден от уплаты взносов, хотя взносы в связи с несчастным случаем по-прежнему будут обязательными. Однако большинство иностранцев в России, включая граждан ЕС, будут платить те же обязательные взносы, что и граждане России.
Ознакомьтесь с руководствами Expatica для получения дополнительной информации о налогах в России и российских ставках подоходного налога.
Пособие по безработице в России
Чтобы претендовать на пособие по безработице в России, вы должны быть старше 16 лет, иметь трудоспособность, активно искать подходящую работу и не иметь никакого дохода или пенсии в России. В Москве заявления следует подавать в Департамент труда и занятости города Москвы, а в ближайшую Федеральную службу по труду и занятости необходимо обратиться, если вы проживаете в другой части России.
Для подачи заявления на получение пособия по безработице в России вы должны проживать в стране более 183 дней в течение любого 12-месячного периода и предоставить следующие документы:
- трудовая книжка
- паспорт
- документ о заработной плате за последние три месяца
- документ о профессиональной квалификации.
Выдающее учреждение должно заверить все документы. Тем, кто никогда не работал, нужны только паспорт и свидетельство об образовании с указанием достигнутого уровня квалификации.
После подачи заявления вы пройдете процедуру повторной оценки, которая поможет вам найти подходящую работу в России. Если это все равно не поможет человеку найти работу, то он будет зарегистрирован как безработный и получит право на получение российского пособия по безработице в течение максимум 12 месяцев. Если вы по-прежнему не работаете по прошествии 12 месяцев, вы можете повторно подать заявление на получение пособия.
Пособие по безработице в России обычно выплачивается ежемесячно и рассчитывается в процентах от прошлой средней заработной платы, которая уменьшается в течение 12-месячного периода. Ежемесячные платежи составляют от 850 до 4900 рублей в зависимости от ваших сбережений. Семьи с низким доходом также могут претендовать на скидки на лекарства.
Пособия по беременности и родам в России
В соответствии с российским трудовым законодательством работники могут требовать большей защиты, чем в большинстве других европейских стран. Отпуск по беременности и родам в России является хорошим примером этого, поскольку беременные женщины с трудовыми договорами могут претендовать на 140 дней отпуска по беременности и родам — 70 дней до родов и 70 дней после родов — и имеют право на получение 100% своей заработной платы. В случае осложнений или при рождении двойни и тройни количество дней увеличивается максимум до 19. 4 дня.
При рассмотрении отпуска по беременности и родам общая сумма заявленной заработной платы не должна превышать 34 583 руб. Пособия по беременности и родам также предоставляются парам, усыновившим ребенка в возрасте до 16 лет. Подробнее читайте на веб-сайте правительства.
Если у вас трудовой договор с иностранцем на условиях, отличных от российского Трудового законодательства, вы не можете иметь право на все льготы гражданина России. Хотя это случается нечасто, обратите внимание на расхождения перед подписанием трудового договора в России и проверьте условия на соответствие вашим правам. Если у вас возникнут какие-либо проблемы или для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Фонда социального страхования (на русском языке). Эта организация отвечает за отпуск по беременности и родам и соответствующие пособия в России. Российский пенсионный фонд предоставляет информацию на английском языке.
Существует несколько единовременных выплат по беременности и родам для беременных при следующих условиях:
- при регистрации беременности в первые 12 недель;
- после родов, выдается каждому ребенку, родившемуся (или усыновленному) в одной семье;
- , если вы усыновили ребенка или беременную супругу военнослужащего;
- Если ребенок военнослужащего родился во время службы родителя, семья получает особое пособие.
Прочтите руководство Expatica для получения дополнительной информации о декретном отпуске в России.
Пенсионное обеспечение в России
В 2002 году в России была утверждена реформированная пенсионная система, которая включает три вида пенсий: государственную, обязательную профессиональную пенсию и негосударственную пенсию. Обязательная пенсия вознаграждает работников по трем категориям – по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Прежде чем вы получите право на получение российской пенсии, вы должны вносить взносы в обязательный Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) не менее восьми лет.
После двух повышений цен в 2017 году национальная пенсия в России по состоянию на апрель 2017 года составляет 13 655 рублей. В предыдущие годы средняя пенсия в Москве составляла около 13 470 рублей, а в Санкт-Петербурге — 13 600 рублей.
Лица с инвалидностью, вызванной общим заболеванием, производственной травмой, профессиональным заболеванием или военной службой, имеют право на пенсию по инвалидности. Чтобы иметь право на трудовую пенсию по инвалидности, вы должны иметь работу.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается: вдовам старше 55 лет (или вдовцам и родителям старше 60 лет) или безработным, ухаживающим за ребенком до 14 лет или инвалидом; дети до 18 лет; сестры и братья от 18 лет; и бабушки и дедушки в возрасте 60 и 55 лет и старше или инвалиды.
Дополнительные пенсии выплачиваются через негосударственные негосударственные пенсионные фонды. Чтобы стать бенефициаром, необходимо заключить договор с фондом и делать добровольные взносы на протяжении всей карьеры.
Для получения дополнительной информации о видах пенсий, доступных в России, и вашем праве на пособия, прочитайте руководство Expatica по российской пенсионной системе.
Здравоохранение и медицинское страхование в России
Российские власти вводят обязательные платежи по медицинскому страхованию в России в систему социального обеспечения. Это дает право каждому на получение базовой медицинской помощи, включая службы неотложной помощи, и является бесплатным для всех, кто живет в России.
Качество здравоохранения в России низкое по сравнению с другими европейскими странами. В России не хватает англоговорящих врачей, хотя есть много частных медицинских центров, предоставляющих медицинские услуги на уровне международных стандартов. Узнайте больше о российской системе здравоохранения и российском медицинском страховании из полезных руководств Expatica.
Иностранцы, посещающие Россию или пребывающие в ней на короткий срок, должны иметь частную туристическую страховку перед въездом в страну. Если вы планируете остаться на длительный срок и подать заявление на получение временной или постоянной визы, иностранные резиденты по закону обязаны приобрести медицинскую страховку. Без него вы не сможете получить российскую визу. Тогда экспаты могут пользоваться тем же доступом к общественному здравоохранению, что и местные жители.
Пенсия в России
Россия – одна из лучших стран для выхода на пенсию. Пенсионный возраст в России для мужчин составляет 60 лет, а для женщин — 55 лет, хотя эти возрасты будут пересмотрены в 2018 году. Средняя пенсия по России также в настоящее время составляет 12 400 рублей, в то время как в Москве средняя пенсия составляет 13 470 рублей и 13 рублей. 6000 в Санкт-Петербурге.
Пенсионный фонд Российской Федерации имеет около 2500 региональных отделений в стране. Чтобы узнать, какие у вас есть варианты, прочитайте руководства Expatica по выходу на пенсию в России и написанию завещания в России.
Другие виды страхования в России
Помимо обязательного медицинского страхования в России существуют и другие виды страхования, о которых следует знать эмигрантам. Например, страхование бизнеса имеет основополагающее значение, если вы являетесь владельцем бизнеса. Полисы охватывают транспортные средства, персонал, гражданскую ответственность, а также страхование зданий и содержимого.
Если вы планируете ездить по России, вы должны застраховать автомобиль. Также желательно иметь личную страховку, чтобы покрыть вас на случай причинения вреда себе и другим. Вам также следует подумать о страховании дома, которое покрывает пожар, повреждение водой, кражу и вандализм, будь то аренда в России или покупка российской недвижимости. В некоторых случаях это может быть условием получения российской ипотеки.
Для личного страхования существует множество страховых компаний для иностранцев. Основные страховые компании России включают Ингосстрах, Росгосстрах и Ресо Гарантия.
Образование и пособия на детей в России
В России есть несколько пособий на образование, на которые стоит обратить внимание. Например, Россия входит в число немногих стран, предлагающих бесплатное обучение для иностранных граждан. Каждый год правительство выделяет несколько тысяч российских стипендий иностранным студентам, желающим учиться в России.
После рождения ребенка российские детские пособия выплачиваются при определенных обстоятельствах, например, малообеспеченным семьям, детям, рожденным во время прохождения родителем военной службы, или родителям, находящимся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком (хотя родители которые возвращаются на работу, могут получать более высокую сумму до 40% от средней заработной платы).
Малообеспеченные семьи могут претендовать на другие пособия при определенных условиях. Размер вознаграждения будет основан на ваших заявлениях о заработной плате за предыдущие три месяца. Вместе с людьми, получающими пособие по инвалидности, вы можете претендовать на определенные юридические и медицинские льготы.
Органы социальной защиты России (Москва и Санкт-Петербург)
- Министерство труда и социальной защиты
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Департамент труда и занятости населения г. Москвы
- Департамент труда и занятости населения г. Санкт-Петербург
- Социальная касса г. Москвы
- Социальная касса г. Санкт-Петербурга
- ФОМС г. Москвы
- Территориальная ФОМС г. Санкт-Петербурга
БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПЕНСИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ В РОССИИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ
В 1990-е годы экономический переход и конец советской системы социального обеспечения привели к тому, что больше россиян оказались за чертой бедности, поскольку государственные программы социальной поддержки не удовлетворяли социальные потребности новая экономическая система. Большинство предприятий обеспечивают своим работникам обширную систему социальной защиты, включая отпуск по беременности и родам, детские пособия, жилье, оплачиваемый отпуск и медицинское обслуживание. Пенсии рабочих финансируются работодателями за счет единого социального налога и прямого налогообложения самозанятых работников и независимых фермеров. Однако многие работники вынуждены откладывать выход на пенсию, потому что постсоветская пенсионная система, которая представляет собой крупнейшую статью расходов на социальное обеспечение в России, не обеспечивает адекватного обеспечения пенсионеров. Когда снижение соотношения активных работников и пенсионеров поставило под угрозу жизнеспособность системы, в 2002 г. в России была введена новая система, согласно которой часть обязательных пенсионных взносов работодателей инвестируется в пенсионные фонды, поступления от которых направляются на пенсии работников, родившихся после 19 лет.67. Ожидается, что к 2010 году участие в частных пенсионных фондах быстро возрастет. В период с 2002 по 2004 год среднемесячные выплаты увеличились с 45 до 58 долларов США. [Источник: Библиотека Конгресса, октябрь 2006 г. **]
В 2005 г. началась крупная программа реформы системы социального обеспечения с весьма непопулярных монетизаций таких привилегий, как бесплатный транспорт и медицина. Впоследствии монетизация стала необязательной, и в 2006 г. менее половины получателей приняли денежное вознаграждение. В начале 2006 года около 52 миллионов россиян получали какую-либо помощь. В 2006 г. официально 15% населения находились ниже прожиточного минимума. Однако, по независимым оценкам, они составляли 25 процентов и выше, а доходы 80 процентов россиян, как сообщается, падали. Географическое распределение бедности было очень неравномерным; в одних регионах этот показатель был ниже 10 процентов, а в других достигал 70 процентов. *
Меры правительства по борьбе с бедностью были подорваны продолжающейся высокой инфляцией. В 2006 году министр экономики Герман Греф призвал к коренной перестройке российской системы государственного социального обеспечения. Большинство социальных агентств работают на местном или региональном, а не на национальном уровне, и страдают от неадекватного финансирования и коррупции. Ни одно ведомство не работает специально с бездомными, число которых с 1991 года выросло. Фонд социальной поддержки, осуществляющий ряд программ социальной помощи, пострадал от коррупционных скандалов. Частные благотворительные организации действуют не так свободно и активно, как на Западе; в 2005 году общий объем благотворительных пожертвований оценивался в 1,5 миллиарда долларов США. Пытаясь остановить демографический кризис в России, в 2006 году правительство удвоило выплаты алиментов до 55 долларов США в месяц и предложило единовременную выплату в размере 9 долларов США.200 к женщинам имели второго ребенка. *
Советское социальное обеспечение и социальное обеспечение
«Социальный зонтик» социалистической системы Советского Союза номинально гарантировал всем гражданам занятость, здравоохранение, уход за детьми, пенсии и всеобщее качественное образование. Он гарантировал всем еду, жилье и социальные пособия и съедал до 30 процентов государственного бюджета. Льготы были особенно хороши для людей, которые работали непосредственно на государство. Многие люди держались за низкооплачиваемую государственную работу после краха коммунизма не столько из-за зарплаты, сколько из-за льгот.
С колыбели до могилы система социального обеспечения государства обеспечивала бесплатное образование, дешевое жилье, послешкольный отдых; гарантированные пожизненные рабочие места, пенсии, рабочие лагеря отдыха, бесплатная медицинская и стоматологическая помощь. Женщинам был предоставлен годовой оплачиваемый отпуск по беременности и родам, доступ к бесплатным детским садам и бесплатный аборт по требованию.
Правительство субсидирует театры и концерты; фабрики и больницы организуют экскурсии и поездки и предоставляют рабочим жилые дома, детские сады, спортивные стадионы, дома отдыха, детские летние лагеря, дома культуры, спортивные сооружения, санатории отдыха и реабилитации с вихревыми ваннами, массажами, иглоукалыванием, кислородными коктейлями. , и напитки, обогащенные глюкозой, витаминами и чистым кислородом. Частная благотворительность была запрещена в Советском Союзе, потому что государство должно было удовлетворить все потребности рабочих.
При советской системе социального обеспечения ни предпринимательство, ни трудолюбие не поощрялись. К 1980-м годам многие из более чем 200 миллионов граждан, охваченных этой системой, стали получать меньше пособий или пособий более низкого качества. Советские системы образования и здравоохранения, которые предлагали высококачественные услуги только политической, научной и культурной элите страны, были подорваны инфраструктурными и организационными недостатками, присущими таким централизованно планируемым системам. Советская концепция гарантированной занятости подрывала национальную экономику, поощряя небрежный труд и симуляцию. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
Социальные пособия после краха коммунизма
Щедрые социальные пособия сократились или исчезли с распадом Советского Союза. Жизнь матерей с маленькими детьми стала сложнее. Двадцать процентов детских садов были закрыты в начале 1990-х годов после распада Советского Союза.
Правительство продолжало выплачивать детские пособия при всех доходах. Многие люди продолжали ходить на работу, несмотря на то, что им платили очень мало или вообще не платили, поэтому они продолжают получать социальные пособия. Заводы, учебные заведения и профсоюзы продолжают предоставлять своим работникам социальные льготы, такие как субсидирование жилья, садовые участки, продукты со скидкой, детские сады, спортивные сооружения и медицинские льготы, даже несмотря на то, что зарплата часто задерживалась на несколько месяцев.
Законодательство установило многочисленные защитные устройства на уровне предприятия для обеспечения сети социальной защиты, которая особенно приспособлена к потребностям женщин детородного возраста. Таким образом, семейная политика и политика занятости неразрывно связаны между собой. Помимо основных пособий для всех работающих существуют специальные пособия на детей военнослужащих, детей незамужних, разведенных и овдовевших матерей, детей-инвалидов. [Источник: Библиотека Конгресса США, июль 1996 г. *]
После распада Советского Союза балетные труппы, музеи, летние лагеря, цирки, детские дома, команды по плаванию и тому подобное лишились государственных субсидий. Тысячи пионерских лагерей были проданы или сданы в аренду в качестве коммерческих курортов для взрослых.
Социальное обеспечение после распада Советского Союза
В 1990-х годах государственная система социального обеспечения сохранила бюрократические сложности советской эпохи, но не успевала за потребностями общества. Поскольку безудержная инфляция обесценила фиксированные выплаты пенсионной системы, многие граждане, зависящие от фиксированных доходов, оказались за официальной чертой бедности, которая в конце XIX в.96 стоил около 67 долларов США в месяц. По оценкам, в 1996 г. к этой категории относились 30 процентов лиц с фиксированным доходом и около 24 процентов всего населения. Неспособность правительства проиндексировать программы социального обеспечения также снизила ценность множества других пособий, которые давали советским рабочим существенную экономию на стоимости жизни. Тем не менее, советские программы, такие как отпуск по беременности и родам, уход за детьми, бесплатное медицинское обслуживание и жилищные субсидии, в середине XIX века практически не изменились.90-е годы, продолжающиеся ожидания, которые все больше напрягали федеральный бюджет. [Источник: Гленн Э. Кертис, Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]
Такие реформы, как индексация пенсий и дифференциация индивидуальных отчислений в пенсионные фонды, только начали появляться в середине 1990-х годов. К тому времени неспособность правительства собирать налоги и другие обязательные средства оказала серьезное влияние на социальные программы. Осенью 1996 года просрочены пенсионные выплаты на сумму около 3 миллиардов долларов США. На тот момент Пенсионный фонд, находящийся в ведении Министерства социальной защиты населения, имел задолженность в размере 8,5 миллиардов долларов США от предприятий, которые являются основными вкладчиками. Федеральный бюджет также имел задолженность перед фондом, который к середине 19Россия исчерпала свои кредиты в коммерческих банках, взяв ссуды для выплаты пенсий. *
Социальное обеспечение в России
граждан приобретает все большую актуальность. В отчете Всемирного банка за 1994 год нынешняя система социальной защиты описывалась как несоответствующая рыночной экономике, к которой якобы стремилась Россия. Среди основных недостатков, отмеченных в отчете, можно отметить сохранение важной роли предприятий в качестве поставщиков социальных услуг, как это было в советский период; отсутствие охвата больших групп населения и недостаточный уровень льгот в некоторых регионах; растущее несоответствие между сокращающейся базой заработной платы и требованиями, предъявляемыми к системе; и неспособность ориентироваться на самых нуждающихся получателей. По мере экономического перехода 1990-е годы загнали в нищету все больше граждан России, государство пыталось сохранить всеобъемлющую советскую систему при сильно ограниченных ресурсах. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]
Неэффективность системы усугубляется ее фрагментарностью. Как и в советский период, надбавки и льготы администрируются и финансируются различными ведомствами, включая четыре внебюджетных фонда, несколько министерств и нижестоящие уровни правительства. Министерство социальной защиты является основным федеральным агентством, занимающимся программами социального обеспечения. Однако это служение сосредоточено почти исключительно на нуждах пенсионеров или инвалидов; другим уязвимым группам уделяется гораздо меньше внимания. Четырьмя внебюджетными фондами, предоставляющими денежные и натуральные социальные пособия на федеральном уровне, являются Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд социальной поддержки. *
Программы социального обеспечения и социального обеспечения обеспечивают скромную поддержку наиболее незащищенных слоев населения России: пожилых пенсионеров, ветеранов, младенцев и детей, будущих мам, многодетных семей, инвалидов и инвалидов. Однако эти программы недостаточны, и растущая часть населения России живет на пороге бедности. Инфляция особенно пагубно сказывается на домохозяйствах, которые полагаются на социальные субсидии. Женщин в таких домохозяйствах традиционно было больше, чем мужчин. *
Фонд социальной поддержки дополняет различные программы социальной помощи в натуральной форме в России. Он финансируется Министерством социальной защиты и дополняет программы социального обеспечения на субнациональном уровне. Федеральное правительство передало большую часть ответственности за программы социального обеспечения, здравоохранения и образования субнациональным органам, но не смогло обеспечить им доступ к адекватным доходам. Суммарное распределение трансфертов из федерального бюджета на места составило менее 2 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) России в 1919 году.92. Таким образом, количество и качество социальных услуг на местном уровне, включая предоставление продуктовых талонов и наличные платежи для покрытия конкретных расходов, таких как счета за отопление, с течением времени далеко не являются определенными. В этих условиях местные юрисдикции стали все больше полагаться на внебюджетные источники, нестабильность которых затрудняет долгосрочное планирование. *
Пенсии в России
Пенсии являются самой крупной статьей расходов программы социальной защиты. На Пенсионный фонд приходится 83 процента внебюджетных отчислений России. В конце 1994, около 36 миллионов граждан, или 24 процента населения страны, получали пенсии, что примерно на 5 процентов больше, чем за первые три постсоветских года. В России выплачиваются две широкие категории пенсий: трудовые пенсии, которые выплачиваются на основе отчислений на заработную плату работника, и социальные пенсии, которые выплачиваются лицам, проработавшим менее пяти лет, необходимых для получения трудовой пенсии. . Все граждане России, проработавшие двадцать лет, имеют право на получение как минимум минимальной пенсии. В 1994 около 75 процентов всех пенсионеров получали трудовые пенсии. Пенсионный фонд также финансирует некоторые детские пособия и другие выплаты. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]
Пенсионный фонд находится в ведении Министерства социальной защиты и финансируется за счет 29-процентного налога на заработную плату и трансфертов из государственного бюджета. В период с 1991 по 1993 год реальный доход пенсионеров сократился вдвое, поскольку цены быстро росли, а индексация пенсий не поспевает за ними. Инфляция также серьезно подорвала стоимость сбережений пенсионеров, и непропорционально большое количество пенсионеров стали жертвами финансовых афер. А 1994 закона требует ежеквартальной индексации пенсий, но в первый год его последовательного соблюдения не было, и в середине 1995 года средний размер пенсии упал ниже прожиточного минимума для пенсионеров. Начиная с 1994 г. несвоевременная выплата правительством пенсий привела к массовым митингам в нескольких городах. В августе 1994 года примерно 10 миллионов пенсионеров не получили свои чеки вовремя, и в последующие два года задолженность по пенсиям увеличилась. К середине 1996 года задолженность по платежам оценивалась в 3 миллиарда долларов США. Нынешняя система включает важное положение, которое удерживает многих пенсионеров выше черты бедности: она позволяет работникам получать пенсию, продолжая работать. В 1927% российских пенсионеров продолжали работать после ухода с основной работы. *
Российские и западные эксперты сходятся во мнении, что пенсионная система нуждается в комплексной реформе, хотя ее нормы выплат предприятиями существенно лучше, чем у ГНС. Наиболее насущными потребностями являются эффективная система индексации пенсий по покупательной способности, механизм страхования, индивидуальные взносы, повышение пенсионного возраста и закрытие лазеек, позволяющих досрочно выйти на пенсию. В 1995 Министерство социальной защиты начало работу над реформой, предусматривающей создание трехуровневой пенсионной системы, включающей базовую пенсию, трудовую пенсию в зависимости от выслуги лет и факультативную частную пенсионную программу. В 1995 году премьер-министр Виктор Черномырдин признал, что в государственном бюджете не хватает денег для продолжения индексации пенсий по прожиточному минимуму. В ноябре 1995 года указом Президента Ельцина «О дополнительных мерах по усилению платежной дисциплины при расчетах с Пенсионным фондом» были установлены более строгие нормы отчетности по платежам в фонд организаций и граждан в целях недопущения неплатежей. В разгар своей кампании за переизбрание на пост президента Ельцин затем одобрил два закона о повышении минимального размера пенсий в три этапа: на 5, 10 и 15 процентов в период с 19 ноября.95 и январь 1996 года. *
Женщины имеют право выйти на пенсию по достижении 55-летнего возраста, а мужчины по достижении 60-летнего возраста. Тем не менее финансовые трудности вынуждают многих женщин оставаться в составе рабочей силы после достижения пенсионного возраста, даже продолжая получать пенсии, чтобы не допустить снижения уровня жизни своих семей. В 1991 году женщины составляли примерно 72 процента пенсионеров. Диспропорция между полами связана с более ранним допустимым пенсионным возрастом женщин и их большей продолжительностью жизни. Помимо пенсий, женщины получают и другие пенсионные льготы. Матери пяти и более детей имеют право на пенсию в возрасте пятидесяти лет. «Матери-героини» — женщины с десятью и более детьми — получают пособие, равное сумме пенсии, а время, проведенное ими в отпуске по уходу за ребенком, засчитывается в счет минимального двадцатилетнего стажа, необходимого для трудовой пенсии. По этим причинам многие женщины уходят на пенсию в возрасте до пятидесяти пяти лет, в то время как большинство мужчин ждут, пока им не исполнится шестьдесят два года. (Многие категории должностей обычно допускают выход на пенсию для представителей обоих полов до достижения стандартного возраста.) *
Пособия работникам в России
Среди других льгот, предоставляемых предприятиями своим работникам, — доступ в специальные магазины по продаже льготного молока для малообеспеченных семей с малолетними детьми и пособие детям на покупку школьной формы при поступлении в школу и снова в возрасте тринадцати лет. Другие правила более конкретно касаются семей с маленькими детьми. К ним относятся защитные законы, запрещающие увольнение беременных женщин или женщин с детьми в возрасте до трех лет, запрещающие работу в ночное время и сверхурочные для матерей с малолетними детьми, предусматривающие льготы по рабочей нагрузке для беременных женщин и матерей с маленькими детьми, а также работа, надомная занятость, перерывы в уходе, дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска матерям по уходу за больными детьми. Многие рабочие места также допускают неофициальный отпуск для покупки продуктов. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
Значительная часть российских работников имеет право на жилье, уход за детьми и оплачиваемый отпуск независимо от занимаемого ими ранга на предприятии. Жилищные права включают либо прямое предоставление квартиры с низкой арендной платой (арендная плата за большинство квартир очень низкая), либо различные формы денежной или натуральной помощи. Кроме того, жильцы получают имплицитное право собственности, выходящее за рамки срока их работы. Они также могут передать право собственности на квартиру на свое имя без уплаты какой-либо покупной цены. *
Помимо жилищных пособий, большинство крупных и средних предприятий предоставляют медицинские учреждения на месте или заключают договоры на предоставление медицинских учреждений для своих сотрудников. Медицинская помощь, предоставляемая через предприятия, бесплатна и зачастую намного более высокого качества, чем помощь, предоставляемая в государственных учреждениях. Наконец, предприятия обеспечивают своих работников разнообразными товарами, от продуктов питания до товаров длительного пользования. Предприятия приобретают эти товары путем прямой закупки, обмена или у своих собственных ферм и предлагают их по ценам ниже рыночных. *
Фонд социального страхования является административным механизмом выплаты работникам пособий по рождению, материнству и болезни, а также детских пособий на детей в возрасте от шести до шестнадцати лет. Фонд управляется крупнейшей профсоюзной организацией России — Федерацией независимых профсоюзов России (Федерация независимых профсоюзов России — ФНПР) и служит хранилищем взносов предприятий, составляющих 5,4% от общего фонда оплаты труда. Номинально независимое учреждение с момента его создания в 1991, ФСС фактически несет ответственность перед ФНПР. *
В 1993 году началась перестройка административной структуры фонда в результате низкого уровня соблюдения предприятиями требований по взносам, обвинений в серьезных злоупотреблениях со стороны профсоюзных чиновников и стремления правительства способствовать демократической подотчетности. С 1993 года система управления находится в постоянном движении, и качество управления значительно различается по стране. Большая часть взносов работников в фонд остается у предприятия для распределения. Около половины денег уходит на оплату больничных и пятая часть на субсидирование лечения в санаториях. Поддержка семьи включает пособия по рождению и материнству, предназначенные для замены потерянной заработной платы, но пособия на детей не решают проблемы бедности напрямую, поскольку выплаты не пропорциональны доходу семьи. *
Отпуск по беременности и родам и детские пособия в России
Женщины, имеющие трудовой договор, имеют право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам за семьдесят дней до родов и до семидесяти дней после них. Однако пособия по беременности и родам основаны на минимальной заработной плате, а не на текущей заработной плате женщины. Россия также предоставляет пособие по беременности и родам, которое представляет собой единовременную выплату в размере трехкратной минимальной заработной платы или 45 процентов минимальной заработной платы для матерей, проработавших менее одного года. Для получения пособия по беременности и родам (или пособия по болезни) женщина должна иметь трудовой договор. Пособие по беременности и родам составляет 100 процентов заработной платы матери, независимо от стажа ее работы. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
Пособие по беременности и родам в России сопровождается ежемесячным пособием на ребенка в размере 80 процентов минимального размера оплаты труда на детей в возрасте до восемнадцати месяцев. Это пособие может быть дополнено пособием по уходу за ребенком в размере 35 процентов от минимальной заработной платы для возмещения заработка, утраченного в связи с уходом за детьми в этой возрастной группе. Последнее пособие выплачивается матерям старше восемнадцати лет, проработавшим не менее одного года. Дополнительное компенсационное пособие по уходу за ребенком, эквивалентное 35 процентам минимальной заработной платы, предоставляется матерям или другим лицам, осуществляющим уход за детьми в возрасте до трех лет. *
В России также действует расширенное детское пособие в размере 45 процентов от минимальной заработной платы (60 процентов на детей военнослужащих, детей, проживающих с опекунами или в детских домах, и детей, больных СПИДом) для оказания помощи семьям, осуществляющим уход за детьми в возрасте от возраст восемнадцати месяцев и шести лет. Одинокие матери и те, кто не получает алименты от отца своего ребенка, могут получить дополнительно 45 процентов минимальной заработной платы до шестилетнего возраста их ребенка; эта цифра затем увеличивается до 50 процентов и остается в силе, пока ребенку не исполнится шестнадцать. 19 мая№ 92 были введены специальные компенсации прожиточного минимума для покрытия возросших расходов на удовлетворение основных потребностей детей. Эти компенсации варьировались от 30 процентов минимальной заработной платы для детей в возрасте до шести лет до 40 процентов для детей в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет. *
В России также действует общая система семейных пособий. Их можно сгруппировать в три широкие категории: выплаты всем семьям с детьми, независимо от дохода или других квалификационных условий; выплаты работающим матерям; и те, которые выплачиваются малообеспеченным семьям. *
Пособие по безработице в России
Коммунистическая система, при всех ее экономических и моральных уродствах, обеспечивала практически всеобщую занятость, так что каждый трудоспособный гражданин имел возможность получать доход и, следовательно, социальное обеспечение. В посткоммунистической России явление безработицы открыто признается и растет. В конце 1995 года в качестве безработных было зарегистрировано около 8,2 миллиона человек, что свидетельствует о гораздо большем фактическом числе. Тремя годами ранее было зарегистрировано около 5 миллионов. «Новые бедняки», по выражению Всемирного банка, существенно истощили имеющиеся в России ресурсы для социального обеспечения. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]
Было выдано относительно мало пособий по безработице, потому что люди остались на своих старых работах, даже если им не платили. Официально россияне, проработавшие 12 недель подряд и потерявшие работу, в течение 12 недель получают 75 процентов своей средней заработной платы за предыдущие два месяца, а затем 60 процентов в течение следующих четырех месяцев; затем 45 процентов на следующий год. Еще 10 процентов предусмотрено на каждого иждивенца. Они имеют право на минимальную ежемесячную заработную плату за год, оплачиваемую с 2-процентным налогом на заработную плату. Немногие безработные видели эти преимущества.
Находящийся в ведении Министерства труда Фонд занятости, который финансируется за счет 2-процентного налога на заработную плату со всех предприятий, выплачивает компенсацию безработным. Ожидается, что уровень компенсации, который уже был низким в 1995 году, еще больше упадет в случае роста безработицы. В рамках своего пакета помощи России Всемирный банк предоставляет компьютеризированную систему, которая поможет стране регистрировать претендентов на пособие по безработице и выплачивать соответствующие пособия. *
Минимальный прожиточный минимум Министерства труда основан на стоимости девятнадцати предметов первой необходимости, которые считаются достаточными для обеспечения выживания, плюс расчетная минимальная стоимость коммунальных услуг, транспорта и других предметов первой необходимости. Расчет варьируется в зависимости от возрастной группы и региона; профсоюзы используют другие формулы, которые обычно расширяют число людей, идентифицированных как живущие за чертой бедности. В начале 1996, Государственная Дума рассмотрела закон, согласно которому показатель Минтруда станет правовой основой для установления минимального размера оплаты труда, пенсий и других уровней социальной поддержки. В отсутствие такого законодательства прожиточный минимум не имеет юридического статуса.