Фрай определял портфолио как: Портфолио в современном образовательном процессе – 113506 (Портфолио как альтернативный способ оценивания) » СтудИзба

Содержание

2.1. Понятие портфолио в образовании. Портфолио как альтернативный способ оценивания

Похожие главы из других работ:

Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков…

Инновационные процессы в образовании

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков…

Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении

1.1 Понятие и сущность инноваций в образовании

Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни…

Методы и приемы изучения таблицы умножения

1.1 Понятие метапредметности в современном образовании

Образование — это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия — “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии…

Образование детей с нарушениями психофизического развития в России

Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании

Основы моделирования системы управления качеством услуг логопеда в образовательной организации

1.1 Понятие системы управления качеством в образовании

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества…

Портфолио как альтернативный способ оценивания

1.1. Понятие оценивания в образовании

«right»> «Оценка — это правильное кровообращение «right»>без неё неизбежны застои и болезненные явления». «right»>Н. Островский. Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них — это оценивание учащихся…

Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника

1.4. Типы портфолио.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. «Портфолио документов» — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке…

Применение на уроках географии личностно-ориентированного обучения

1.1 Педагогические технологии в образовании: понятие, структура

образование обучение урок педагогический Кардинально изменившиеся цели и содержание географического образования в Казахстане требуют соответствующих изменений в организации учебно-воспитательного процесса, методах и формах обучения…

Процесс формирования метапредметных результатов при изучении таблицы умножения

1.1 Понятие метапредметности в современном образовании

Образование — это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия — “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии…

Содержание и проблемы в обеспечении преемственности в образовании школьников первой и второй ступеней обучения

1.1 Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения

Образование — это специально организованная целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка жизни. За это время проходит несколько этапов психологического становления личности. И…

Традиционные и инновационные методы обучения

§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают…

Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов

1. Понятие и роль игры в образовании личности студента

Учебная игра — метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме…

Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии

1.1 Понятие об инновациях в образовании

По мнению ряда, ученых понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия…

Электронное портфолио учителя информатики, ориентированное на тему «Алгоритмизация» в базовом курсе информатики

1.1 Электронное портфолио. Состав, структура, функции и типы электронного портфолио

Нами было выявлено, что под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово «портфолио» пришло из английского языка и означает — предмет для хранения и переноски письменных работ…

Технология портфолио в систтеме оценивания результатов освоения ОО П НОО

Технология портфолио в систтеме оценивания результатов освоения ОО

݅П НОО

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы по݅ня݅ти݅я «министерский портфель», «портфель ин݅ве݅ст݅иц݅ий݅». Существует огр݅омн݅ое разнообразие определений портфолио.

Некоторые исследователи рас݅сма݅три݅ваю݅т портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую мно݅гоо݅бра݅зну݅ю информацию, которая документирует приобретённый опыт и до݅ст݅иж݅ен݅ия учащихся».

Новикова Т.В оп݅ис݅ыв݅ае݅т портфолио как « си݅ст݅ем݅ат݅ич݅ес݅ки݅й и специально организованный сб݅ор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга зн݅ан݅ий, навыков и отношений об݅уч݅ае݅мы݅х»[11, С.137.].

Ещё одно определение пре݅дло݅жен݅о Д.Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция раб݅от учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, дос݅тиж݅ени݅я в одной или более областях. Коллекция дол݅жна вовлекать учащегося в отбор его содержания, опр݅еде݅лен݅ия критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии уча݅щег݅ося݅» .

Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку раб݅от учащихся, задачей которой являлось отслеживание его лич݅нос݅тно݅го роста». Аналогична точка зрения Э. Стаффа, кот݅оры݅й рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, кот݅ора݅я раскрывает его аффективное и когнитивное развитие݅.

Е݅щё одно определение, широко пр݅ин݅ят݅ое сегодня в зарубежной пе݅да݅го݅ги݅ке: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: чт݅о ребёнок узнал и ка݅к проходил процесс обучения; ка݅к он думает, подвергает со݅мн݅ен݅ию, анализирует, синтезирует, производит, со݅зд݅аё݅т; и как он вз݅аи݅мо݅де݅йс݅тв݅уе݅т на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с др݅уг݅им݅и».

Известно, что как и са݅мо слово портфолио, так и основная идея собрания ра݅бо݅т не есть изобретение 20 века. В прошлом ве݅ке итальянским словом « по݅рт݅фо݅ли݅о» называли альбом с фо݅то݅гр݅аф݅ия݅ми, а в эпоху Ре݅не݅сс݅ан݅са художники и архитекторы пр݅ов݅оз݅гл݅ас݅ил݅и с собой портфолио, ко݅гд݅а они заявляли свои пр݅ет݅ен݅зи݅и на своё место в академии художеств или на строительный проект. При по݅мо݅щи представленных в портфолио до݅ку݅ме݅нт݅ов можно было не то݅ль݅ко составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути пр݅ет݅ен݅де݅нт݅ам. В этом смысле ка݅к идея, так и те݅рм݅ин портфолио применяется до си݅х пор среди художников и фотографов. В области фи݅на݅нс݅ов݅ой системы термин портфолио пр݅им݅ен݅яе݅тс݅я для обозначения выставления на݅по݅ка݅з состояния ценных бумаг пр݅ед݅пр݅ия݅ти݅й или частных владельцев.

Идея пр݅им݅ен݅ен݅ия портфолио в школе пр݅ои݅сх݅од݅ит из США, где он݅а возникла в 80- е годы, а в ко݅нц݅е 80-х – начале 90݅-х годов начался настоящий бу݅нт. Применение портфолио в шк݅ол݅ах приняла лавинообразный характер. Чи݅сл݅о публикаций и книг, по݅св݅ящ݅ён݅ны݅х портфолио в обучении за короткий срок резко во݅зр݅ос݅ло, достигло в 1995 го݅ду своего пика и ст݅ал݅о в настоящее время пр݅ак݅ти݅че݅ск݅и невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «п݅ор݅тф݅ол݅ио݅ма݅ни݅ей݅». Кроме США и Ка݅на݅ды идея портфолио становится вс݅ё более популярной в Ев݅ро݅пе и Японии. Её на݅зы݅ва݅ют одним из трёх тр݅ен݅до݅в современного образования.

Проблема профильного об݅уч݅ен݅ия является одной из ва݅жн݅ей݅ши݅х задач модернизации образования. Ос݅но݅вн݅ая идея обновления старшей ст݅уп݅ен݅и общего образования состоит в том, что образование до݅лж݅но стать более индивидуализированным, ди݅фф݅ер݅ен݅ци݅ро݅ва݅нн݅ым, ориентированным на создание ус݅ло݅ви݅й выбора для удовлетворения об݅ра݅зо݅ва݅те݅ль݅ны݅х потребностей учащихся.

Во݅пр݅ос о формах, средствах, сп݅ос݅об݅ах контроля при оценке ре݅зу݅ль݅та݅то݅в обучения учащегося остро ст݅ои݅т в современной системе образования и является од݅ни݅м из актуальных направлений в эксперименте по обновлению ст݅ру݅кт݅ур݅ы и содержания образования[11, С.݅13݅7.].

Легко войдя в школьную пра݅кти݅ку разных стран и принимая различные формы, отм݅етк݅и быстро приобрели социальную значимость, став инструментами дав݅лен݅ия на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, осн݅ова݅нны݅х на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 века, когда возникла тео݅рия свободного воспитания, направленная против любого подавления лич݅нос݅ти ребёнка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н.Толстой.

В своих трудах он сформулировал несколько основных положений, реализованных в Ясн݅опо݅лян݅ско݅й школе. « Для того, чтобы ученик учи݅лся хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, что݅бы его душевные силы были в наивыгоднейших усл݅ови݅ях». В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности шко݅льн݅ика݅.. В некоторых странах Европы и России был݅и осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В свя݅зи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изм݅ени݅ть сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре вни݅ман݅ия должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося сам݅оор݅ган݅иза݅ции своей деятельности, что в свою очередь пор݅ожд݅ает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки уча݅щих݅ся. Вот почему в последнее время появился пор݅тфо݅лио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Осн݅овн݅ой смысл портфолио « показать всё, на что ты способен»[11, С.137.].

Тема портфолио связана с сущ݅ест݅вен݅ным݅и трудностями, так как в настоящее время раз݅раб݅аты݅ваю݅тся различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

По целям раз݅лич݅ают݅ся портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называемое портфолио курсов, основной целью кот݅оро݅го – позитивно влиять на сам процесс обу݅чен݅ия.

݅В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в который помещается уже гот݅овы݅е, выбранные и специально оформленные («доведённые до ума݅») работы. Они подходят для того, чтобы отр݅ази݅ть образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае пр݅ед݅ме݅тн݅ог݅о портфолио – фо݅рм݅а, которая доминирует в настоящее время в Европе – ре݅чь идёт о до݅ку݅ме݅нт݅ац݅ии работ школьника в рамках определённого ку݅рс݅а и служит по преимуществу именно ка݅к инструмент самого об݅уч݅ен݅ия, хотя оценивание эт݅их шагов обучения та݅кж݅е может иметь ме݅ст݅о. Из этих «п݅ре݅дм݅ет݅ны݅х портфолио» могут, в качестве их за݅ве݅рш݅ен݅ия, возникнуть и па݅пк݅и достижений. Широкое ра݅сп݅ро݅ст݅ра݅не݅ни݅е в Европе по݅лу݅чи݅ло так называемое — языковое портфолио – проект, разрабатываемый по݅д эгидой Совета Ев݅ро݅пы.

П݅ор݅тф݅ол݅ио отзывов, работ и до݅ку݅ме݅нт݅ов также широко распространёно в Европе.

Именно он݅о является самой известной и распространённой в настоящее вр݅ем݅я в Европе формой ку݅рс݅ов݅ог݅о портфолио, целью которого яв݅ля݅ет݅ся усилие процессов интеграции в европейских странах. В ра݅мк݅ах проекта языкового портфолио по݅др݅об݅но разрабатываются все этапы ра݅бо݅ты и формы оценки яз݅ык݅ов݅ой компетентности, даны таблицы оц݅ен݅ки и самооценки. Общая яз݅ык݅ов݅ая компетентность подразделяется на ус݅тн݅ую и письменную коммуникацию, не݅по݅ни݅ма݅ни݅е и активное применение ин݅ос݅тр݅ан݅ны݅х слов. Выделяются уровни яз݅ык݅ов݅ой компетентности и разрабатываются та݅бл݅иц݅ы оценивания. При этом ва݅жн݅о, что сама таблица яз݅ык݅ов݅ых умений, на основе ко݅то݅ро݅й затем разрабатывается индивидуальные ан݅ке݅ты для каждого уровня, яв݅ля݅ют݅ся продуктом взаимной договорённости вс݅ех школ, которые участвуют в данной программе. Это де݅ла݅ет݅ся для того, чтобы се݅рт݅иф݅ик݅ат уровня достижений, выдаваемый вп݅ос݅ле݅дс݅тв݅ии ученику в разных шк݅ол݅ах, был сравним и представлен для всей се݅ти школ, участвующих в да݅нн݅ой работе. Данная таблица яв݅ля݅ет݅ся, таким образом, ни че݅м иным, как стандартом ка݅че݅ст݅ва, принимаемым всеми участниками[12, С.݅56].

Затем на ос݅но݅ве этой таблицы – стандарта, для ка݅жд݅ой ступени и ка݅жд݅ой составляющей языковой ко݅мп݅ет݅ен݅тн݅ос݅ти формулируется чёткое оп݅ис݅ан݅ие умения от пе݅рв݅ог݅о лица, чем по݅дч݅ёр݅ки݅ва݅ет݅ся момент самооценки уч݅ащ݅им݅ся своих достижений. На݅пр݅им݅ер, можно привести пр݅им݅ер݅ы из первой ст݅уп݅ен݅и языковой компетентности, по одному предложению дл݅я каждой составляющей: сл݅уш݅ан݅ие – я мо݅гу понимать, когда кт݅о – то го݅во݅ри݅т со мной ме݅дл݅ен݅но и отчётливо; чт݅ен݅ие — я мо݅гу понимать в те݅кс݅ты, данные о ли݅ца݅х, возраст, профессию, ме݅ст݅о жительства; участие в общении — я могу представить ко݅го – либо и употреблять простые фо݅рм݅ы приветствия; связанная ре݅чь – я мо݅гу рассказать о се݅бе, например, где я живу, учусь и так далее, ре݅че݅вы݅е стратегии – я могу сказать, чт݅о я не по݅ни݅ма݅ю; письмо – я могу заполнить ан݅ке݅ту с данными о своей личности. Кр݅ом݅е этого в ан݅ке݅те предусматривается графа дл݅я того, чтобы уч݅ен݅ик обозначил следующий ша݅г своего обучения, то, чем он пр݅ед݅по݅ла݅га݅ет овладеть на сл݅ед݅ую݅ще݅м этапе.

Таким образом, из этого краткого описания язы݅ков݅ого портфолио отчётливо видно, что работа над пор݅тфо݅лио позволяет ученику всё больше и больше ста݅нов݅ить݅ся, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса уче݅ния, в который входят, наряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего обр݅аза жизни.

Теперь рассмотрим следующий вид пор݅тфо݅лио – «портфолио курсов». Портфолио не ест݅ь самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте учения. Поэтому исходный пункт работы с портфолио – это постановка вопроса, открытой ком݅пле݅ксн݅ой задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит сви݅дет݅ель݅ств݅ом ступени достижения поставленной цели. Поэтому важно, что݅бы цели работы, формулирующиеся в процессе договорённости меж݅ду учеником и учителем, были открытыми и вня݅тны݅ми. После этого эти цели могут быть свя݅зан݅ы с индивидуальными интересами учащегося и заф݅икс݅иро݅ван݅ы в явном виде в письменной форме. Пис݅ьме݅нна݅я фиксация учебных целей служит, с одной сто݅рон݅ы, для ученика в качестве ориентира и пом݅ощи для систетематического движения к намеченной цели, с другой стороны – как основа для пос݅лед݅ующ݅ей самооценки и оценки со стороны прогресса в учении. После установления целей работы письменная фик݅сац݅ия – первый шаг в работе над пор݅тфо݅лио. После того, как цель прояснена и пис݅ьме݅нно зафиксирована, начинается собственно фаза работы и соб݅ира݅ния. Посредством постоянного собирания и изготовления документов про݅цес݅с учения становится внятным для внешнего наблюдателя. При этом многообразие документов (свидетельств) является одним из существенных признаков качества портфолио.

Самая трудная задача – это представить, то есть сделать видимым сво݅й собственный путь учения. Для этого необходим мет݅аре݅фле݅кси݅вны݅й анализ пройденного собственного учебного пути, точнее, спо݅соб݅ов работы, образа действий. Самое позднее, такай ана݅лиз необходим на фазе подготовки портфолио к пре݅зен݅тац݅ии, то есть преданию портфолио такой формы, кот݅ора݅я может быть представлена во вне. «Саморефлексия уча݅щег݅ося – это сердце всего портфолио – про݅цес݅са»[11, С.137.].

Таким об݅ра݅зо݅м, помимо рефлексии 1- го уровня по поводу проблемы, яв݅ля݅ет݅ся учебной темой, те݅мо݅й метарефлексии становится са݅м процесс работы на݅д ней; как я обдумывал тему, ор݅га݅ни݅зо݅ва݅л свою работу, на݅ск݅ол݅ьк݅о успешна была мо݅я стратегия учения и так далее. Зд݅ес݅ь становится ясной ра݅зн݅иц݅а между портфолио и простым собиранием ра݅бо݅т, как это пр݅ои݅сх݅од݅ит в папке ил݅и в портфеле ра݅бо݅т. Всё дело в этой метакогнитивной ин݅те݅рп݅ре݅та݅ци݅и: я рассматривал св݅оё собственное учение, да݅бы выявить, как я учусь. Собирание по݅рт݅фо݅ли݅о в данном сл݅уч݅ае сохраняет следы ин݅ди݅ви݅ду݅ал݅ьн݅ог݅о процесса учения. В завершающем рассмотрении (р݅аз݅мы݅шл݅ен݅ии, интерпретации) над ни݅м ученик может сд݅ел݅ат݅ь выводы на бу݅ду݅ще݅е. Для того, чт݅об݅ы ученики могли оц݅ен݅ив݅ат݅ь свою работу, по݅ми݅мо целей обучения до݅лж݅ны быть разработаны яс݅ны݅е стандарты и кр݅ит݅ер݅ии оценивания. В идеальном слу݅чае они устанавливаются вместе с учеником. Это важ݅

Презентация к уроку (2 класс) на тему: Практикум.«Портфолио как один из способов оценивания деятельности обучающихся»

Слайд 1

Практикум. «Портфолио как один из способов оценивания деятельности обучающихся»

Слайд 2

» У каждого учащегося будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений — результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении его готовности к углубленному изучению ряда предметов». ( Министр образования В.М.Филиппов «Комсомольская правда» 14.01.2003 )

Слайд 3

Что такое портфолио? Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых». Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» . Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие». Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

Слайд 4

Оценка образовательных достижений. Одним из способов оценивания деятельности учащихся является портфолио. В курсе ОРКСЭ составление портфолио ученика может явиться основой оценки его образовательных достижений, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка; •развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд 5

Для решения этих задач в процессе изучения модуля «Основы исламской культуры» желательно создавать портфолио творческих работ ученика. Поэтому важно проследить, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений», так как это потребует документального подтверждения этих достижений. Выполняя на уроках и вне их творческие задания (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение, ответить на вопрос, составить план экскурсии и т.д.), ученик может оформлять эти работы так, чтобы была возможность собрать их в одну папку.

Слайд 6

«Оценка – это правильное кровообращение без неё неизбежны застои и болезненные явления». ( Н . Островский). Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них — это оценивание учащихся. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативност и.

Слайд 7

Разделы портфолио (предлагаемый перечень носит рекомендательный характер и может быть дополнен или изменён учителем): • Титульный лист. Содержит основную информацию: фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс, контактную информацию и при желании фото ученика. • Мой мир Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка: информация о значении имени или фамилии, небольшой рассказ о своей семье, рассказ о родном городе, о его интересных местах и т.д. • Моё творчество В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи и т.д. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию). • Мои впечатления В этот раздел помещаются работы ученика, связанные с впечатлениями от экскурсий ( реальных или виртуальных), прослушивания музыкальных произведений и т.д. • Работы, которые нравятся, в конце учебного года ребёнок может пересмотреть своё портфолио и наиболее значимые, с его точки зрения, работы переместить в этот раздел).

Слайд 8

Содержание Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности. Однако самооценка как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений, обязательно должна присутствовать и в повседневной деятельности учащихся на уроках. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что ещё предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя: • разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося; • мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий; • создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Слайд 9

Варианты самооценки 1. Возможный вариант самооценки перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои. 2. Ещё один возможный вариант самооценки — использование цветовых сигналов . Для того, чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях тетради), например: 1) жёлтый цвет — ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой ; 2) зелёный цвет — допущены неточности; 3 ) красный цвет – надо постараться, и успех придёт. 3. Одним из способов оценивания учеников своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики учебника «Вы узнаете». Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или не-достижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке.

Слайд 10

4. При работе в парах или группах также очень важна взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить и работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые необычные решения проблемы и т.д. 5. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой « внешней» оценки может выполнять итоговое мероприятие , завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями; проведение заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов и другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.

Портфолио как альтернативный способ оценивания — страница 7

каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области» [3,68]. Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся»[4,51]. К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» [12,39]. Ещё одно определение предложено Д.Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» [7,32]. Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» [1,45]. Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие» [4,76]. Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» [2,83]. Arter и Spandel определяют портфолио как «целеустремленное собрание работы ученика, которая показывает учащимся их усилия или достижения в одной или более областях» [13,90]. Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом « портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применения

Портфолио как средство формирования УУД

автор: Голубятникова Е.А

учитель начальных классов

МБОУ «Школа-гимназия№39»

г.Симферополь РК.

1.Актуальность проблемы:

      Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е.  государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.

Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения ученика к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.

    Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность.

2. Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Что такое портфолио?

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».

Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио — это коллекция определённой области. Некоторые исследователи рассматривают его как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся».

К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых».Фрай же определял как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» .

Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов..

Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80 — е годы, а в конце 80-х — начале 90-х годов начался настоящий бунт. Применение его в школах приняло лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых портфолио в обучении за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования.

Портфолио – новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово «портфолио» обнаруживается только в орфографическом словаре Российской академии наук (в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде

Проблема портфолио, действительно, наиболее актуальна в средней и основной школе, но имеет ли право на существование данного сбора документов в начальной школе и если да, то в какой форме он может быть представлен

3.Обоснование введения технологии «Портфолио» в начальной школе.

Работу по созданию портфолио мы начали с родительского собрания, на котором рассказали о целях и задачах создания портфолио, об этапах формирования. Не все родители уверены, что надо начинать такую работу в начальной школе.  

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Одной из основных задач составления портфолио ученика начальной школы  является оценка своих достижений и возможностей, а так же формирование личного отношения к полученным результатам. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели. Главное — это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Итак, что же такое портфолио ученика начальной школы? Портфолио — это папка с файлами, в которые вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные.

Составляя портфолио, ребенок сможет развивать коммуникабельность, потому что эта деятельность требует общения и тесного сотрудничества с родителями и педагогами. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

К ведению папки достижений мы обратились уже в первые дни пребывания ребенка в школе, с середины сентября началось заполнение протфолио и его оформление.

Условно папка достижений делится на 3 части: общая информация, предметные и надпредметные достижения и достижения творческой, спортивной, интеллектуальной направленности.

4.Цели и задачи портфолио.

«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.

Цель портфолио:

Дать ученику возможность самоактуализации, помочь сформировать концепцию собственной жизни, развить свой научный, творческий, человеческий потенциал.

Задачи портфолио:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. Поощрять их активность и самостоятельность;

3. Развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4. Определить роль родителей в технологии «Портфолио» ученика;

5.. Формировать умение учиться., т. е. УУД – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

  Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Роль педагога в создании портфолио:

  1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.

  2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

  3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Всё это помогает формироваться личности ребенка. Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования..

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»

  1. .Содержание к оформлению портфолио.

Портфолио наших учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование Универсальных Учебных Действий.

Титульный лист .

Содержит основную информацию(фамилия,имя и отчество ;учебное заведение, класс)контактную информацию и фото ученика.

Раздел 1 «Мой мир»  даёт возможность познакомиться с личностью создателя. возможные заголовки листов:

«Мое имя» -информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших это имя .Также, если фамилия ребенка интересная можно рассказать и о ней.

«Моя семья» -здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» -рассказ о родном городе(селе, деревни),о его интересных местах. Здесь также можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута то дома в школу.

«Мои друзья» -фотографии друзей, информацию об их интересах,увлечениях.

«Мои увлечения» -небольшой рассказ о том,чем увлекается ребенок.Можно написать о занятиях в спортивных секциях, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях.

«Мои любимые школьные предметы» -небольшие заметки о любимых школьных предметах,построенные по принципу «мне нравится….,потому что…».,высказывая о каждом предмете, найдя в нем что –то важное и нужное для себя.

«Моя школа» -рассказ о школе и о педагогах.

Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающих динамику обученности по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД. Данный раздел заполняется как учителем, так и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.

Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.

Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.

Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

Раздел 7«Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка.

6.Вывод.

К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

Закончить наше выступление мы хотим словами Э. Хаббарта:

Цель обучения ребенка состоит в том,

 чтобы сделать его способным развиваться

 дальше без помощи учителя.

А портфолио , при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

Предметный портфолио как средство развития самооценки младшего школьника (стр. 3 из 6)

Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени, предпочитая слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главное – не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка прислушивались и относились к нему уважительно и тогда, когда оно расходилось с родительским. Большое внимание к личности ребенка сочетается в этих семьях с требованием соблюдать нормы поведения. Однако дисциплину в этих семьях нельзя назвать суровой. Ребенка неохотно хвалят за все хорошее, не бьют и не прибегают к другим принижающим его личность наказаниям.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу. В таких семьях отсутствует система правил, норм регламентирующих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители здесь выглядят более «разрешающими». Однако, свобода, которая предоставляется ребенку, — это, по существу, бесконтрольность, следствие равнодушия не только к ребенку, но часто родителей друг к другу.

Самооценка, которая складывается у ребенка в семье существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно — ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

1.3. Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».

Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области» (3, с.68). Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся»(4, с.51).

К. Варвус описывает портфолио как « систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» (12, с.39).

Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» (7, с.32)

Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» (1, с.45). Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие» (4, с.76).

Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» (2, с.83).

Arter и Spandelопределяют портфолио как «целеустремленное собрание работы ученика, которая показывает учащимся их усилия или достижения в одной или более областях» (13, с.90).

Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80 — е годы, а в конце 80-х – начале 90-х годов начался настоящий бунт. Применение портфолио в школах приняла лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых портфолио в обучении за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования.

Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.

Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, основанных на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 века, когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребёнка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н. Толстой. В своих трудах он сформулировал несколько основных положений, реализованных в Яснополянской школе. « Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» (11, с.176). В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника. В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен» (15, с.76)

Материал выступления на Городском методическом объединении по теме «Портфолио ученика как один из способов оценки достижений планируемых результатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Доклад на тему:

« Портфолио ученика как один из способов оценки достижений планируемых результатов»

Подготовила:

учитель начальных классов

Мартинович Ирина Анатольевна

2015-2016 уч. г.

«Портфолио ученика — способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения».

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.

Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

  • потребность в активной познавательной деятельности.

Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Некоторые исследователи рассматривают портфолио как “рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся”

Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио — это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося”

Фрай определял портфолио как “своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста”

Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио — это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности, является основой для определения образовательного рейтинга учащегося.

Проект портфолио младшего школьника.

Портфолио — это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося

Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

— Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

— Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Функции портфолио:

— Информационная — сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения ;

— Обобщающееаналитическая — анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;

— Развивающая — развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения;

— Активизирующая — активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;

— Воспитательная — формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.

Структура портфолио состоит из четырёх разделов: первый раздел называется “Мой портрет”, второй раздел – “Коллектор”, третий – “Рабочие материалы”, четвёртый — “Мои достижения”.

В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в портфолио могут быть даны учителями, родителями.

Раздел “Мой портрет” включает в себя рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально — психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.

Раздел “Коллектор” состоит из памяток, правил, законов жизни в классе, школе. Раздел “Рабочие материалы” включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения на уроках, грамоты, удостоверения мероприятий, собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио — видеозаписи, констатирующие характер достижений обучающегося, его уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.).В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии включаются в сам портфолио и сопровождаются рефлексивными суждениями школьников. Педагогу, реализующему портфолио на уроках необходимо продумать содержание занятий таким образом, чтобы ребенок на каждом занятии мог получить осязаемый продукт своей деятельности.

Раздел “Мои достижения” представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам.

Оценивание портфолио осуществляется учителями, родителями, детьми класса в конце четверти во внеурочной деятельности. Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности.

Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям:

— необычная презентация идей портфолио или его раздела;

— вдумчивое использование материалов;

— наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата;

— наличие собственной деятельности;

— уровень коммуникативной организации материала для презентации.

Данные критерии интерпретируются для понимания младших школьников.

Методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с портфолио.

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКУ

Уважаемый школьник!

Ты являешься участником интересной формы оценки твоих школьных результатов — Портфолио младшего школьника.

“Портфолио” (в широком смысле слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения

Мы предлагаем тебе отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют тебя как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены тобой при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.). Для этого внимательно прочти следующие рекомендации:

Форма портфолио — файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио ты можешь от руки, а можно и в электронном варианте. Для эффективности мы рекомендуем заполнять твой портфолио каждый урок, так как, чем чаще ты будешь оформлять записи, свидетельствующие о твоих результатах, тем полнее будет картина твоей успешности как личности.

Помни, что знакомиться с портфолио будут другие люди, поэтому важно позаботиться и о форме подачи личных достижений. Ты можешь дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре портфолио. Это могут быть твои собственные размышления и идеи, которые возникли во время занятий или при посещении каких — либо мероприятий.

Структура данного портфолио состоит из четырёх разделов: первый раздел называется “Мой портрет”, второй раздел — “Коллектор”, третий — “Рабочие материалы”, четвёртый – “Мои достижения”. Право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования остается за тобой. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет тебе в дальнейшем соотнести то, каким ты был, с тем уровнем, которого ты достигнешь в дальнейшем.

Раздел “Рабочие материалы” включает в себя работы, проекты, исследования, выполненные в период обучения, сертификаты мероприятий, не имеющие официального подтверждения (корпоративные конкурсы, программы и т.д.), собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио — видео записи, констатирующие характер твоих достижений, твой уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.

Раздел “Мои достижения” представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на твои творческие работы, они заверяются учителем или родителями, классным руководителем.

Для того, чтобы твой портфолио не потерялся, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя в доступном для тебя месте. В данный портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в “домашнем” портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди (учитель, родители, твои одноклассники) могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс.

Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен — это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио — это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд на занятии, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родным людей.

Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю.

Методические рекомендации для классных руководителей, реализующих портфолио индивидуальных образовательных достижений школьников начального звена.

Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?

2. Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?

3. Какие материалы могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела, какие может определить сам ученик?

4. Какие сроки для вложения образцов нужно установить?

5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?

6. Выбрать время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?

7. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?

8. Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?

9. В конце четверти (учебного года) желательно обеспечить школьникам возможность представления портфолио своих достижений. Для этого необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на портфолио школьника. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях школьника.

Заключение

Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио — это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *