Где научиться новой профессии: Как освоить перспективные профессии, которым не учат в вузах — The Village – Профессии, которые можно быстро освоить с помощью курсов

Содержание

6 перспективных профессий для молодежи

Если вопрос «На кого пойти учиться» у вас один из главных, вступайте в наши ряды. Говорю «в наши», потому что для моей семьи эта проблема тоже актуальна.

Знакомьтесь, это моя сестра Алия, ей 15. Через 2 года ей нужно сделать важный выбор и поступать учиться. Если бы она знала, кем хочет стать, то не стала бы героиней этой статьи. Полагаться на волшебника, который появится и скажет: «Быть тебе...», бессмысленно. Поэтому этим магом решила стать я. Правда, вместо волшебной палочки у меня компьютер, а главная моя сила — это интернет. Здесь я найду ответ на вопрос «Какие профессии нужны в будущем?» и помогу своей сестре с выбором ремесла. Предлагаю заодно и вам изучить список профессий, авось захотите выбрать одну из них.

Каждый месяц Алия выбирает новую профессию. Но потом снова сомневается в своем желанииКаждый месяц Алия выбирает новую профессию. Но потом снова сомневается в своем желании.

1. Разработчики. Да, всемирная сеть говорит, что это одна из популярных современных профессий. Работы для этих специалистов много, а вот их самих на один рабочий квадратный метр слишком мало. Нужно больше! И даже девушкам эта профессия подходит (лично знаю такую).

Основная обязанность: написание кода. С его помощью специалисты разрабатывают сайты, сервисы, приложения и т. д.

Разработчик должен:

  • Писать код.
  • Выстраивать масштабируемую архитектуру приложения.
  • Выбирать оптимальные технологии и инструменты для решения задач.
  • Уметь пользоваться документацией.
Если хотите стать разработчиком, нужно учить информатику и английскийЕсли хотите стать разработчиком, нужно учить информатику и английский.

Сейчас многие компании имеют собственные мобильные приложения. Миру нужны разработчики этих приложений, поэтому, если эта профессия вам тоже подходит, подумайте над тем, чтобы уйти в узкую специализацию.

Где обучиться: профессию разработчика можно получить в любом техническом вузе. Чаще всего это такие направления, как «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Фундаментальные информатика и информационные технологии», «Информатика и вычислительная техника» и т.д. Стать разработчиком можно и без высшего образования. В этой профессии свои шаги можно сделать, окончив курсы HTML Academy, «Яндекс. Практикум».

2. SMM-щики. Интернет, как настоящее дерево: глубоко ушел корнями и растет день ото дня. Нужны люди, которые будут работать в этой системе и поливать «растущую зелень». Отличный пример — SMM-щики.

Основная обязанность: продвижение бизнеса в соцсетях.

SMM-щик должен:

  • анализировать статистику и выстраивать стратегию продвижения.
  • писать посты и работать с визуалом.
  • запускать рекламу.
  • сотрудничать с блогерами.
  • придумывать вирусную рекламу и т. д.
Любите социальные сети. Изучайте. Пробуйте. Только тогда получится стать SMM-щиком.
Любите социальные сети. Изучайте. Пробуйте. Только тогда получится стать SMM-щиком.

Где обучиться: чтобы быть SMM-щиком, не обязательно получать высшее образование. Можно для начала окончить курсы Teachline. Если есть желание поступить в университет, рассмотрите такие направления, как «Мультимедийная журналистика», «Контент-менеджмент», «Медиакоммуникации в социальных системах» и т.д.

3. Робототехники. Страшно представить, но скоро (никто не знает, когда это случится) роботы будут полноценными специалистами. Например, в Японии есть отель Henn-na Hotel, в котором часть сотрудников — это роботы.

Чтобы «железные спецы» вступили в ряды рабочих и в нашей стране, их нужно создать. Займутся этим делом робототехники. Не уверена, что это ремесло подходит моей сестре, но советую присмотреться к профессии мальчишкам, которые любят технику.

Основная обязанность: создание роботов.

Робототехник должен:

  • уметь создавать «железных людей».
  • управлять роботами.
  • обслуживать их.
  • модернизировать.
Профессия робототехника очень схожа с программистом. В обоих случаях придется работать с кодом.Профессия робототехника очень схожа с программистом. В обоих случаях придется работать с кодом.

Где обучиться: чтобы стать робототехником, необходимо получить высшее образование по специальности «Мехатроника и робототехника». Удивительно, но есть в интернете и онлайн-курсы. Не уверена, что, окончив их, вы устроитесь в серьезную компанию, но первые знания в этой сфере точно получите. Заодно и проверите: ваше это дело или нет. Доступны курсы на таких платформах, как Сoursera, Edx, «Универсариум», «Лекториум», «Открытое образование».

4. Дизайнер виртуальных миров. Официально такой профессии нет, но полагают, что после 2020 года она появится. Уж очень стремительно развивается виртуальный мир. Скоро будут нужны специалисты, которые придумают новые оформления для игр, симуляторов вождения, парков аттракционов и т. д.

Основная обязанность: проектирование и оформление виртуального мира.

Дизайнер виртуальных миров должен:

  • придумать идею.
  • разработать ландшафты.
  • продумать физические ощущения пользователя во время его нахождения в виртуальном мире и соотнести с законами физики и т. д.
Чтобы стать дизайнером, обязательно нужно иметь чувство вкуса.Чтобы стать дизайнером, обязательно нужно иметь чувство вкуса.

Где обучиться: в вузах рассмотрите такие направления, как «Прикладная информатика в дизайне», «Графический дизайнер», «Дизайн среды», «Компьютерные технологии в дизайне» и т.д. Похожие онлайн-курсы можно пройти в «Нетологии», Contented, на платформе Coursera.

5. Нанобиотехнолог. Еще одна профессия, которая будет популярна в ближайшем будущем. Это специалисты, которые занимаются наукой, связанной и с биологией, и нанотехнологией. Полагаю, тут нужно объяснить, что такое последнее, иначе весь остальной текст будет для вас непонятным. Нанотехнология — это новая отрасль микроэлектроники. Специалисты этой области занимаются созданием микроскопических объектов. Чтобы работать на этой должности, одного желания будет недостаточно. Нужно любить науку и в ней разбираться.

Основная обязанность: применение нанотехнологических устройств и наноматериалов в биотехнологии.

Нанобиотехнолог должен:

  • Исследовать материалы на молекулярном и атомарном уровнях.
  • Создавать объекты из компонентов, обладающих наноразмерами, т.е. очень маленькими размерами.
  • Исследовать влияние объектов определенной молекулярной архитектуры на биологические системы.
Нанобиотехнологи в основном работают в фармацевтике и аналогичных медицинских учреждениях.Нанобиотехнологи в основном работают в фармацевтике и аналогичных медицинских учреждениях.

Где обучиться: профессию можете получить в вузах с направлениями «Биотехнология», «Химическая технология», «Наноинженерия» и т.д. Онлайн-курсы проходить в этой области, как мне кажется, нет смысла. Слишком сложная и тяжелая тема. Лучше пройти курсы повышения квалификации после окончания университета, например, на платформе «Открытое образование».

6. Блогер. Наверняка вы знаете, кто такие блогеры. «Свайпните вверх», «Регистрируйтесь вот здесь», «Оставлю ссылку на профиль» — это все про представителей данной профессии. Блогеры — это люди, которые ведут блог на какой-то площадке. Их заработок — доход с рекламы.

Конечно, если вы хотите стать блогером, не нужно бросать университет и с головой уходить в эти дебри. Лучше, если эту профессию освоить параллельно с учебой в высшем заведении.

Основная обязанность: создание контента на определенную тематику.

Блогер должен:

  • Писать посты и делиться своим мнением, советами.
  • Снимать видео.
  • Постоянно привлекать новую аудиторию и увеличивать охваты.
Удивительно, но блогерами сейчас могут быть даже дети.
Удивительно, но блогерами сейчас могут быть даже дети.

Где обучиться: для блогеров нет никаких факультетов и вузов. Если честно: они и не нужны. Достаточно будет получить азы профессии на курсах. Рассмотрите варианты от Digital Bandito, а также поинтересуйтесь курсами любимых блогеров, возможно, они тоже делятся практикой.

На этом я убираю свою волшебную палочку и закрываю сегодняшнее расследование. Пока моя сестра Алия осмысляет все изученное, дам вам еще один совет напоследок: «Слушайте свое сердце. Оно лучше всяких волшебников подскажет, по какой профессиональной дороге идти».

что будет в 2025 году и позже — Учёба.ру

По мнению специалистов, в число которых вошли ведущие ученые, аналитики и технологи, одними из самых популярных среди выпускников будущего сфер станут космос и виртуальная реальность. Исследователи уверены, что вопреки распространенному мнению роботы не заменят людей, а, наоборот, в эру цифровых технологий появится больше возможностей для карьерного и личностного роста.

«Хотя эти работы кажутся чем-то из области фантастики, они указывают на изменения, которые происходят уже сейчас. Рынок труда меняется быстрее, чем раньше, частично из-за широкого распространения искусственного интеллекта» Райан Асдоуриан, руководитель подразделений Microsoft, занимающихся разработкой Windows и Surface

Авторы исследования также полагают, что 65% тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует. В связи с этим опрошенные компанией эксперты высказались за то, чтобы молодые люди получали целый ряд новых знаний и навыков, стараясь отойти от традиционной модели образования, предполагающей узкую специализацию. «Мы видим, что все больше студентов переживает за свое будущее. Они не чувствуют себя готовыми к работе с современными технологиями, опережающими их», — говорит представитель Microsoft Райан Асдоуриан.

«Все большую важность приобретает наличие навыков сразу из нескольких областей, — продолжает Стив Тоз, редактор The Future Laboratory и один из авторов доклада. — Так, дизайнеру виртуальной среды обитания нужно также обладать компетенциями редактора. А еще эта профессия чем-то похожа на геймдизайн. Я полагаю, что подобному специалисту также потребуется получить квалификации архитектора и психолога, чтобы быть способным ответить на самые актуальные вопросы. К примеру, задумывались ли вы, почему людям нравится сидеть под деревьями? А как перенести это в виртуальную реальность?».

До 2025 года

1) Дизайнер виртуальной среды обитания

Необходимые области знаний: архитектурный дизайн, редакторское дело, психология.

По прогнозам, к 2020 году рынок VR-устройств будет оцениваться в 40 миллиардов долларов, а к 2026 году миллионы людей начнут часами «зависать» в виртуальной реальности нового порядка, работая или обучаясь. Дизайнер виртуальной среды обитания займется проектированием этих миров, создавая подходящие условия для деловых встреч или, скажем, VR-музеи.

Только представьте типичный день в офисе будущего, когда работники встречаются в гиперреалистичном виртуальном пространстве, обсуждая идеи с коллегами со всего мира. А их проектами вполне могут стать, к примеру, модель футбольного стадиона премьер-лиги, в котором геймеры перевоплощаются в любимых игроков, или цифровая копия объекта наследия ЮНЕСКО, созданная ради сохранения оригинала.

Первые шаги в этой сфере уже сделаны. Так, Университет Дикина в Австралии сотрудничает с разработчиками программного обеспечения, чтобы подготовить первых дипломированных специалистов в области виртуальной и дополненной реальности. Занятия по этой программе начнутся в сентябре 2016 года.

2) Адвокат по робоэтике

Необходимые области знаний: коммуникации, философия, этика.

Эксперты полагают, что следующее десятилетие станет эрой роботов: они начнут помогать человеку буквально во всем и смогут занимать как позиции личных ассистентов, так и должности в службе поддержки. А потому увеличится число вакансий в сфере производства «умных машин»: ожидается, что к 2018 году в Великобритании* появится порядка 55,8 тысяч новых рабочих мест, связанных с этой областью. Адвокат по робоэтике выступит в качестве посредника между людьми, роботами и искусственным интеллектом, устанавливая моральные и этические законы, по которым машины будут трудиться среди живых существ.

Эти прогнозы подтверждает инженер из Калифорнийского университета в Беркли Александр Ребен, придумавший робота, способного намеренно причинить боль человеку.

«Я доказал, что „вредный“ робот может существовать. Поэтому в будущем мы будем нуждаться в людях, которые смогут противостоять нашим страхам, что однажды искусственный интеллект выйдет из-под контроля», — говорит Ребен.

3) Digital-комментатор культуры

Необходимые области знаний: история искусств, бизнес, PR и маркетинг.

Через 10 лет в социальных сетях и медиа будет доминировать визуальная коммуникация. Это подтверждает рост Instagram, который, согласно прогнозам, составит 15% к концу 2016 года. Те, кто освоит образный язык digital-сферы, станут очень востребованными специалистами, способными интегрировать цифровую культуру в традиционную. Место применения их навыков — предприятия и учреждения сферы культуры и искусства. Франсес Моррис, директор Современной галереи Тейт, уверен, что подобные профессионалы принесут им неплохой доход. «Digial-комментаторы помогут аудитории будущего понять мировое художественное наследие прошлых веков в максимально доступной форме — с помощью современных технологий», — объясняет Моррис.

4) Биохакер на фрилансе

Необходимые области знаний: биологические науки, медицинская методология, анализ данных.

Долгое время наукой занимались профессиональные ученые, работающие в университетах и исследовательских отделах компаний. Но в Microsoft заявляют, что платформы с открытым исходным кодом способствуют демократизации академического сообщества и увеличению количества биохакеров (энтузиастов любительских исследований в сфере молекулярной биологии. — Прим. ред.).

С помощью инструментов с открытым кодом тысячи ученых со всего мира уже работают над поиском методов для лечения депрессии, аутизма, шизофрении и болезни Альцгеймера. Команды виртуальных биохакеров на фрилансе будут активно помогать им в этом, уверены эксперты компании.

То же самое говорит доктор Даррен Несбет, синтетический биолог Университетского колледжа Лондона. Он полагает, что труд биохакеров станет серьезным подспорьем в крупных исследованиях. Преимущество фрилансеров по сравнению со штатными научными сотрудниками вузов и институтов в том, что они могут вести мозговые штурмы, не отвлекаясь на преподавание и написание статей, и, следовательно, быть более гибкими.

5) Аналитик данных «Интернета вещей»

Необходимые области знаний: инженерное дело, решение проблем, коммуникации и предпринимательство.

«Интернет вещей» начал постепенно входить в повседневную жизнь человека. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что множество устройств, от машин до кухонной плиты, оснащены встроенной электроникой, программным обеспечением и датчиками, благодаря которым техника обменивается данными.

В будущем аналитика big data и «Интернета вещей» создаст более 182 тысяч рабочих мест в Великобритании* и добавит 322 биллиона фунтов стерлингов в экономику страны. Об этом свидетельствуют данные Центра экономических и деловых исследований.

В связи с этим потребуются новые специалисты — те, кто изучат большое количество данных, генерируемых домашней техникой, устройствами из офиса или автомобиля, чтобы понять, что вся эта информация говорит о нас. Полученные данные можно использовать для усовершенствования «Интернета вещей»: к примеру, поиска новых способов взаимодействия между электронными приборами. Навыки, которыми должны обладать подобные эксперты, — способность распознавать паттерны, умение задавать точные вопросы, а также рассказывать истории.

С 2025 года и далее

6) Космический гид

Со второй половины 2020-х годов начнутся путешествия в космос, уверены ученые. В связи с этим возникнет потребность в профессионалах, которые будут делать эти поездки безопасными и увлекательными. Так, специалисты в сфере космотуризма займутся составлением туров за пределами нашей планеты.

7) Куратор личных данных

Интерфейсы «мозг — компьютер» станут распространенными к концу 2020-х гг. Подобные устройства позволят людям читать и фиксировать свои мысли, воспоминания и мечты, а также делиться ими в социальных сетях. Кураторы личных данных помогут пользователям нейроинтерфейсов и интернета адаптировать весь этот информационный поток.

8) Инженер по восстановлению окружающей среды

Из-за того, что к 2025 году население Земли, по предварительным прогнозам, достигнет девяти миллиардов человек, естественных ресурсов может не хватить на всех. Инженеры по восстановлению окружающей среды займутся реабилитацией экосистем в местах с угнетенной экологией, используя образцы флоры и фауны со всего мира. Кроме того, подобные специалисты будут восстанавливать вымершие виды растений и животных.

9) Разработчик средств постоянного питания

Исследователи полагают, что к середине 2020-х человечество перейдет к устойчивой энергетике и начнет использовать энергию солнца и ветра. Основная проблема, которая встанет перед людьми будущего, заключается в том, откуда брать энергию, когда эти источники оказываются недоступны: к примеру, в пасмурную и безветренную погоду. Разработчики средств постоянного питания — это специалисты с познаниями в таких областях, как химия и материаловедение. Под их руководством начнется разработка нового поколения батарей, способных справиться с потребностями населения будущего, все более зависимого от «Интернета вещей».

10) Дизайнер человеческого тела

Технологии развиваются стремительными темпами. Исследователи предполагают, что восстановление тканей и замена органов станут для человека будущего чем-то обыденным. Используя биоинженерию, дизайнеры человеческого тела помогут людям выглядеть такими, какими они хотят быть, моделируя тела или их части. Последнее произойдет в результате широкого распространения протезов — как модных, так и функциональных.

*Данные приведены по Великобритании, так как материал — перевод статьи из британского издания.

куда пойти учиться? / Из рук в руки

Неумолимое время все больше накладывает отпечаток на рынок труда. Благодаря техническому прогрессу многие профессии постепенно становятся неактуальными, а им на смену приходят другие, на первый взгляд, странные и непонятные – но очень перспективные. Мы составили для вас небольшой словарик новых специальностей, и надеемся, что он пригодится старшеклассникам и их родителями при выборе дальнейшего пути.

 

Человек и машина

Это самый быстроменяющийся тип профессий, ведь то, что еще вчера описывали писатели-фантасты, сегодня не удивляет даже детей. Специалисты рынка труда в один голос утверждают: инженеры и IT-специалисты еще долго будут оставаться самыми востребованными специалистами на рынке труда. И пусть вас не пугает то, что компьютерщиков сегодня много: новые специализации в этой сфере появляются практически ежедневно.

BigData аналитик – одно из самых перспективных и активно развивающихся направлений. Мы живем в сети – пишем письма, общаемся с друзьями, делаем покупки, берем билеты, проходим опросы, управляем банковскими счетами. Благодаря этому в интернете скапливаются огромные объемы данных – BigData. Их анализ дает возможность вычислить ряд закономерностей, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Специалисты по  BigData востребованы во многих сферах: в государственном управлении, статистике, социологии, психологии, банковской сфере, hr-менеджменте, маркетинге, в науке, бизнеса и даже на производстве. 

Где учиться: в ряде российских вузов, например, в Высшей школе экономики, уже внедрена магистерская программа «Системы больших данных», на которую можно поступить, закончив бакалавриат или специалитет по программам «Математика», «Модели, методы и программное обеспечение анализа проектных решений», «Прикладная информатика в экономике», «Системный анализ и управление» и аналогичных специальностей. Также освоить это направление можно с помощью специальных программ на Coursera, в Школе анализа данных от Яндекс, курсах от Open Data Science. Для тех, кто хорошо знает английский, оптимальным вариантом будут профильные on-line курсы зарубежных университетов. К примеру, Berkeley или Массачусетского технологического института

Робототехник. По прогнозам футурологов, в недалеком будущем роботы вытеснят ручной труд и заменят людей во многих областях деятельности. Уже сегодня разработчики робототехники востребованы, как никогда – в том числе и в России.

Где учиться: в технических вузах, например, в Московском институте инженеров транспорта, по специальностям «роботы и робототехнические системы», «мехатроника и робототехника», «роботы и робототехнические системы» и тому подобное

Специалисты в сфере 3D-печати – 3D-дизайнеры, 3D-конструкторы, 3D-инженеры, 3D-биотехнологи, 3D-скульпторы, CAD-эксперты, которые будут преобразовывать идеи дизайнеров в цифровые чертежи, необходимые для 3D-принтеров и так далее. Чем больше совершенствуются устройства для 3D-печати, тем больше требуется специалистов в этой области. Они востребованы на производстве, в рекламе, в архитектуре, в строительстве, в космической отрасти и даже в медицине.

Где учиться: зависит от того, какое именно 3D-направление вам по душе. Если вы хотите с помощью этой технологии проектировать и строить дома – нужно для начала закончить архитектурный или строительный вуз. Для того, чтобы выращивать новые органы, надо стать медиком. Если же вы хотите разрабатывать новые материалы для 3D-печати, ваш путь лежит в технические вузы, на специальности «материаловедение», «химия» и «физика». Будущим 3D-дизайнерам и скульпторам нужно художественное образование.  CAD-экспертам пригодится IT образование. Инженерам и конструкторам 3D-печати нужно выбирать специальности «Аддитивные технологии», «Лазерные аддитивные технологии», «Технология машиностроения компьютеризированного производства» и «Цифровое производство» - например, в Московском политехническом университете.

Специалист по blockchain– одна из самых перспективных профессий современности. Сегодня эта система задействована, в основном, в криптовалютных операциях, однако в будущем она будет использоваться для любых блоков информации. У blockchain большие перспективы в сфере обеспечения безопасности при заключении коммерческих контрактов, защиты и передача прав собственности, архивирования документов, защиты интеллектуальной собственности.

Где учиться: пропуск в мир blockchain – хорошее IT-образование. Отдельной специализации «blockchain» в российских вузах пока нет. Пробел можно восполнить на специальных курсах, которые уже работают при самых «продвинутых» университетах – например, при МГТУ им. Баумана.

Человек и природа

Агроинженер – профессия на стыке двух специальностей – агрономии и инженерии. Сегодня, когда сельское хозяйство становится все более автоматизированным, эти специалисты никогда не останутся без работы. Их цель – разработка новых технологических решений для работы на фермах, в полях и садах, техническое оснащение теплиц, внедрение новых способов обработки и хранения урожая и тому подобное.

Где учиться: в аграрных и сельскохозяйственных вузах, по специальности «Агроинженерия».

Биоинженер – еще одна профессия «на грани». На сей раз – инженерии и биологии. Эти специалисты изучают структуру молекул и клеток живых организмов и изменяют их параметры в научных и медицинских целях. Биоинженеры востребованы в медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве, пищевой промышленности. 

Где учиться: в вузах, например, в МГУ, на специальности «Биоинженерия» или в МГТУ им.Баумана, на специальности «Биомедицинские технические системы».

Биоинформатик – специалист, который совмещает информатику и молекулярную биологи. Биоинформатика широко применяется в биотехнологии, генной инженерии, медицине, играет важную роль в создании новых лекарств.

Где учиться: в вузах, например, в РГУ имени Косыгина, на специальности «Биоинформатика», Первом Московском государственном медицинском университете им. Сеченова на специальности «Биоинженерия и биоинформатика»

Человек и бизнес

Сегодня бизнес успешно пользуется новыми технологиями – особенно в сфере менеджмента.

Agile-коуч помогает сотрудникам компании приспособиться к стремительно меняющемуся миру, научиться работать в условиях многозадачности, неопределённости, постоянного внедрения новых технологий. Эти специалисты, которых в России пока еще очень мало, мотивируют сотрудников на обучение и личностный рост, формирует новую корпоративную культуру, объясняет смысл нововведений и помогает организовать работу, исходя из новых реалий.

Где учиться: отдельных вузовских программ по этому направлению в России пока нет, поэтому начать стоит с получения диплома психолога. Дошлифовать профессиональное образование можно на профильных курсах.

Product Owner, или Владелец продукта – важное звено скрам-команды, то есть многофункциональной группы специалистов, работающих над выпуском определенного продукта. Особенность скрам-команды в том, что она самоорганизуется, самоуправляется и ведет продукт с самого начала и до самого конца. Весь этот процесс держит в голове именно Product Owner. Он знает, каким именно должен быть итоговый продукт – и поэтому именно он задает направление работы для всей команды. При этом он не руководит командой – а именно направляет людей в рамках общих требований к продукту.

Где учиться: начальное образование можно получить на экономических или маркетинговых факультетах вузов. А затем – приобрести специализацию на профильных курсах и тренингах.

Scrum Master – главный человек в скрам-команде. Его задача - организовывать эффективную работу всей команды, регулировать процессы изнутри. При этом в саму работу Scrum Master не вмешивается. Он не начальник, а, скорее, координатор и администратор команды, который также анализирует сильные и слабые места участников команды и помогает им расти.

Где учиться: в вузах этому пока не учат, поэтому начать лучше всего с факультетов менеджемента и управления, а затем – доучиться в скрам-школе и получить CSM - сертификат Scrum Master.

Какие новые профессии нужны сегодня рынку (рассказываем, где им можно научиться)

Фото с сайта mospolytech.ru Фото с сайта mospolytech.ru

Вместе с технологиями, которые меняются сегодня со стремительной скоростью, трансформируется и рынок труда — все больше специалистов могут завтра остаться без работы, если не успеют подстроиться под этот темп и получить необходимые знания и компетенции. Тимофей Поломанный, партнер консалтинговой компании «ВИНТ Консалт», представил 9 наиболее перспективных инновационных, на его взгляд, профессий и рассказал, где им учат и сколько готовы платить специалистам.

— Ежегодно в мире появляется множество новых видов и подвидов профессий. Некоторые классические специальности эволюционируют, другие — уходят в небытие. И это вызывает у людей необходимость менять в течение жизни род своей деятельности. Вероятно, уже в ближайшем будущем человек за свою жизнь будет менять несколько профессий — в среднем 7−10 направлений за весь трудовой стаж.


Тимофей ПоломанныйТимофей Поломанный
Партнер консалтинговой компании «ВИНТ Консалт»

Наиболее популярные сегодня направления деятельности: робототехника, блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, big data. Именно на пересечении этих сфер будет возникать большинство новых профессий. И, к счастью, система образования уже адаптируется к тенденциям и предлагает все больше продуктов по переквалификации, освоению новых компетенций.

Мы отобрали 9 профессий, которые, по нашему мнению, являются наиболее перспективными. А также проанализировали зарплаты, которые мир готов платить за новые компетенции, и нашли образовательные учреждения, в которых уже дают знания для инновационных специальностей.

1. Блокчейн-разработчик

Несмотря на спад интереса к криптоактивам, спрос на использование блокчейна в программном обеспечении компаний и создание основанных на нем программных продуктов растет. А вместе с этим растет и средняя зарплата работников блокчейн-индустрии.

Блокчейн-инжиниринг — вторая в списке самых востребованных профессий в мире (после робототехники).

Зарплата блокчейн-разработчиков в 2018 году в среднем по миру составила $ 80 за час. Особенно зарплата таких специалистов высока в Швейцарии (~ $ 95 за час). В США такой специалист получает $ 86 за час.

Ежегодный рост спроса на блокчейн-специалистов измеряется в кратных размерах. Правительство Гонконга внесло блокчейн-девов в список 11 наиболее востребованных профессий Гонконга.

При этом данная профессия (как и любая занятость в сфере информационных технологий) не требует физического присутствия, а соответственно, это хороший шанс для жителей любого государства мира зарабатывать больше.

Фото с сайта googleusercontent.comФото с сайта googleusercontent.com

Следует различать написание блокчейна на уже готовой платформе (к примеру, на Etherium или EOS), которому без труда может обучиться практически любой IT-разработчик, и написание нового блокчейна.

Сегодня существует достаточное количество курсов по блокчейн-технологиям. Они есть как в отдельных учреждениях образования, так и в гигантах индустрии, таких как Стэнфордский университет, Пенсильванский университет, Гарвард, Принстон.

Обучиться блокчейну можно и онлайн. Например, такие известные сайты онлайн-обучения, как Coursera, Udemy предлагают ряд курсов по различным направлениям блокчейн-разработок. В том числе на русском языке.

В Беларуси образование в сфере блокчейна пока существует только в разрезе криптовалют и ICO. Кроме того, Декрет № 8 требует от образовательных учреждений согласования программ в сфере блокчейна с Администрацией Парка высоких технологий.

В России, по последним данным, восемь вузов представили программы обучения блокчейну (бакалавриат или магистратура). Из них технических специалистов готовят: Дальневосточный федеральный университет, Государственный университет «Дубна», Новосибирский государственный университет, Донской государственный технический университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, в университетах России проходят различные курсы, мастер-классы, программы повышения квалификации, которые посвящены блокчейну либо частично его затрагивают.

2. ИИ-разработчик

Продукты, основанные на технологии искусственного интеллекта, могут автоматизировать удовлетворение практически любых человеческих потребностей. Искусственный интеллект уже стал эффективным бизнес-инструментом во многих отраслях: промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, финансах и розничной торговле.

Эксперты прогнозируют, что грамотная интеграция ИИ в максимальное количество сфер жизнедеятельности избавит кардинально важные отрасли (медицина, производство продуктов питания, образование, госуправление) от человеческого фактора, обезопасит все процессы и повысит их качество.

Фото с сайта swissinfo.chФото с сайта swissinfo.ch

Средняя зарплата ИИ-разработчиков в США равна $ 70 за час. В крупных корпорациях она может быть и значительно выше, так как очень грамотных ИИ-разработчиков на сегодняшний день не так много.

Технологии разработки искусственного интеллекта сегодня можно обучиться как онлайн, так и офлайн. В интернете можно найти даже бесплатные курсы. Так, корпорация Microsoft недавно запустила такие — обучение разработке технологии искусственного интеллекта на Python.

На ИИ-разработчиков учат в Стэнфордском университете, Гарварде, Пенсильванском университете и даже Йеле. Лучшим для изучения искусственного интеллекта признан Университет Карнеги — Меллона (Питтсбург, Пенсильвания).

В Беларуси обучиться разработке искусственного интеллекта можно в БГУИР и Брестском государственном техническом университете. Кроме того, есть частные курсы. Например, в Академии БелХард.

В России нам удалось найти около 50 высших учебных заведений, которые предоставляют образование по данному перспективному направлению. Наиболее известные среди них МФТИ, МГУ, ВШЭ — там имеется даже соответствующая кафедра.

3. Инженер робототехники

По оценке многих экспертов, эта специализация возглавляет список самых востребованных профессий в мире. Робототехника как наука пересекается сразу с несколькими другими дисциплинами: электроникой, информатикой, искусственным интеллектом, мехатроникой, нанотехнологиями, биоинженерией и некоторыми иными.

Для того чтобы стать специалистом в робототехнике, необходимо как минимум разбираться в математике и физике и, конечно, иметь представление о компьютерном программировании.

Средний заработок специалиста по робототехнике в США, по данным разных источников, варьируется в пределах $ 47−50 за час. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее — Соединенное Королевство) — около $ 26 за час. В Канаде — $ 27,21 за час.

Робототехнике давно учат во многих учебных заведениях по всему миру. В том числе в Беларуси. К примеру, на факультете информационных технологий и робототехники БНТУ есть специальность «Промышленные роботы и робототехнические комплексы». Также в Белорусско-Российском университете, который находится в Могилеве, можно обучиться мехатронике и робототехнике.

Кроме того, существует масса частных курсов, начиная от школ робототехники для детей и заканчивая курсами переквалификации для взрослых. Такие школы достаточно популярны в странах СНГ.

Фото с сайта newokruga.ruФото с сайта newokruga.ru

Высшее образование по робототехнике в России можно получить примерно в 50 заведениях. В числе наиболее рейтинговых называется МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Онлайн-обучение также представлено достаточно широко. Такие авторитетные университеты, как Вашингтонский, Стэнфордский и Квинслендский представляют свои онлайн-программы, которые входят в различные топы онлайн-курсов по робототехнике. Есть и онлайн-курсы на русском языке.

4. VR- и AR-разработчик

VR-разработчик — специалист, моделирующий искусственную компьютерную среду (виртуальную реальность), которая имитирует полный комплекс реальных ощущений и передается в сознание человека через воздействие на органы чувств.

Дополненная реальность (AR) подразумевает добавление виртуальных объектов в реальный окружающий мир. VR- и AR-разработка подразумевает владение сходными навыками, поэтому мы объединили их в один пункт.

По прогнозам экспертов, к 2020 рынок виртуальной реальности превысит отметку 40 миллиардов долларов США. Крупные корпорации, к примеру Facebook, YouTube, Google, постоянно ищут в свою команду грамотных VR-разработчиков. Сейчас VR-технологии в основном ассоциируются с гейм-индустрией, однако мы видим, что крен таковых уже пошел в сторону традиционной экономики.

В США VR-разработчики в среднем получают $ 57,5 за час, в Канаде — около $ 25, в Германии — более 30 $, в Соединенном Королевстве — 24,3 $.

Обучиться VR и AR, как онлайн, так и офлайн, можно на многочисленных курсах, которые предлагаются по всему миру, в том числе и на постсоветском пространстве. Чаще всего, пожалуй, можно встретить обучение VR-разработчиков на Unity3D — межплатформенной интегрированной среде разработки игр.

Фото с сайта gmbox.ruФото с сайта gmbox.ru

В Беларуси факультет компьютерного проектирования БГУИР предлагает обучение технологиям виртуальной реальности. На факультете дизайна и декоративно-прикладного искусства Академии искусств можно получить специальность дизайнера виртуальной среды.

Есть соответствующее образование и в России. Так, в 2017 году ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) открыл магистратуру по виртуальной и дополненной реальности. В Московском политехническом университете готовят бакалавров по данной специальности.

5. DevOps-инженер

Профессия DevOps известна как «мастер на все руки». Такой специалист должен уметь владеть как основами работы с software, так и c hardware, а еще и разбираться в бизнес-процессах. Эта относительно новая профессия позволяет избавляться от необходимости нанимать огромный штат.

В функционал DevOps-инженера входит много разноплановых задач. В первую очередь это развертывание ПО и приложений, настройка серверов под особенности разрабатываемого продукта, непрерывный мониторинг инфраструктуры. А также выявление и устранение проблем, автоматизация процессов, оптимизация всех видов ресурсов, проектирование стандартов.

Ключевая деятельность «девопса» приходится на стадию поставки продукта заказчику. Во время нее DevOps-инженер контролирует процессы релиза продукта, предотвращает передачу ошибок на следующий этап работ и т.п.

В США таким специалистам платят в среднем $ 71,79 за час, в Канаде и Швейцарии — $ 66,67 и 67,58 $ соответственно. В Европейском союзе средняя зарплата DevOps менее привлекательна, однако тоже на достаточно высоком уровне. К примеру, в Германии она составляет $ 39 за час, во Франции — $ 36, а в Соединенном Королевстве — $ 35,5.

Курсов по DevOps в Беларуси не много. Из того, что удалось нам найти, наиболее известные — курсы Образовательного центра ПВТ. Есть также бесплатные тренинги по данному направлению от Тренинг-центра EPAM. В России и Украине обучение DevOps чаще всего встречается в рамках крупных ИТ-курсов.

Фото с сайта wikimedia.orgФото с сайта wikimedia.org

6. Архитектор интернета вещей

Интернет вещей (IoT), на мой взгляд, — один из столпов четвертой индустриальной революции. Это сеть вещей, содержащих программное обеспечение, благодаря которому они могут обмениваться между собой информацией и данными.

По данным statista.com, к 2025 году количество IoT-девайсов составит 75 миллиардов. По прогнозам International Data Corp., расходы на IoT вырастут до 1,7 триллиона долларов США в 2020 году.

Архитектор интернета вещей — это профессионал в разработке, интеграции и поддержании информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих выполнение ключевых задач IoT. Функциональные обязанности такого специалиста состоят во внедрении IoT-систем в процессы жизнедеятельности (в том числе в бизнес-процессы в случае с B2B), выборе протоколов и проектировании систем для взаимодействия IoT-девайсов между собой и с пользователем.

Специальность архитектора IoT необходима как в стартапах, так и в крупных корпорациях, которые уже активно инвестируют в данную перспективную сферу (IBM, Cisco, Google, Apple, Microsoft). Должность IoT-архитектора имеется, к примеру, в телекоммуникационной компании Vodafone.

Центральный офис Vodafone, Фото с сайта steelcase.comЦентральный офис Vodafone, Фото с сайта steelcase.com

Эта профессия требует знаний по многим направлениям: облачные технологии, области сенсорных данных, сетевые топологии, транспортные протоколы, управление данными, мобильная разработка, кибербезопасность и бизнес-процессы.

В США IoT-архитектор получает в среднем $ 95,51 за час. Для сравнения, в Соединенном Королевстве, где данную профессию также можно назвать очень востребованной, специалист получает более чем в два раза меньше.

При этом нельзя сказать, что существует масса программ по обучению этой специальности. Онлайн-обучение в сфере интернета вещей есть в Массачусетском технологическом институте, есть курсы в Оксфорде.

Есть и российские университеты «в теме» IoT. Например, МИЭМ НИУ ВШЭ давно занимается исследованиями в данном направлении, а с 2017 также запустила магистратуру по специализации «Интернет вещей и киберфизические системы». В различных формах представлено такое обучение и в СПбГУТ, в том числе на английском языке.

Наиболее известные курсы по IoT — в Академии Samsung. К примеру, в России очное бесплатное обучение по данной программе проходит в 10 вузах-партнерах. Ряд курсов различных уровней предложен Сетевой академией Cisco, при этом обучение на начальном уровне компетенций организовано на 16 языках.

7. Нанотехнолог

Нанотехнолог — это инженер, который занимается разработкой и модификацией устройств, состоящих из компонентов размером менее 100 нанометров. Основная работа заключается в исследовании материалов на молекулярном уровне и создании объектов путем воздействия на атомы, молекулы и наночастицы. Важный инструмент для осуществления этой деятельности — сверхточный электронный микроскоп.

Среди необходимых навыков нанотехнолога — знание естественных и формальных наук, в том числе химии, биологии, физики, математики, информатики. Нанотехнолог должен иметь пристрастие к исследованиям, желательно обладать аналитическим складом ума. Профессия сочетает элементы логического и творческого начал. Специалисты востребованы в организациях научной сферы, на промышленных предприятиях, в технологических стартапах.

Средняя зарплата нанотехнолога на постсоветском пространстве составляет $ 5−10 за час. В США она составляет $ 47,72.

Получить соответствующее образование в Беларуси можно на факультете радиотехники и электроники БГУИР — по специализации «Нанотехнологии и наноматериалы в электронике» и на машиностроительном факультете БНТУ — по специализации «Интегральные сенсорные системы».

Фото сайта zanter.deФото с сайта zanter.de

В России нанотехнологии развиваются с 2000 года. В июле 2007 образована государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Сегодня имеется около 90 образовательных программ по этому направлению, обучение по которым проходит более чем в 60 вузах по всей стране. Примерно 2/3 программ готовят бакалавров, остальные предлагаются в рамках магистратуры.

Первая учебная программа, включающая дисциплины по нанотехнологиям в качестве факультативных, была предложена кафедрой инженерных наук университета Торонто. Поскольку нанотехнолог — комплексная профессия, сложно встретить краткосрочные курсы по этой специальности. Тем не менее есть онлайн-обучение, в том числе на таких известных платформах, как Coursera, edX и некоторых других.

8. Специалист по кибербезопасности

Развитие информационных технологий опосредует повышение вероятности киберугроз. По этой причине интерес к специалистам по кибербезопасности постоянно растет. Такие специалисты выявляют, анализируют и предотвращают киберугрозы. Сегодня на рынке есть целые компании, которые предоставляют услуги по обеспечению кибербезопасности.

Оплата труда специалиста по кибербезопасности в Швейцарии, например, составляет $ 65 за час. В США почасовая оплата равна $ 56,12. В Канаде — $ 44,74. В Европейском союзе средняя зарплата такого работника в некоторых странах достигает 50 $ за час.

Этот вид занятости допускает удаленную работу. Соответственно, это хорошая возможность для специалистов из разных стран мира.

В Беларуси получить соответствующее высшее образование можно по следующим специальностям: «Компьютерная безопасность (математические методы и программные системы)» и «Компьютерная безопасность (радиофизические методы и программно-технические средства)» — в ВГУ им. П.М. Машерова, ГрГУ им. Янки Купалы и БГУ. Есть также курсы по кибербезопасности: в Академии БелХард, Сетевой академии Cisco, Компьютерной Академии ШАГ.

В России, по последним данным, 113 высших учебных заведений, предоставляющих обучение по специальности «Информационная безопасность». Лучшим из них, по мнению экспертов, можно назвать НИЯУ МИФИ. Профессия для России весьма популярная, по различным рейтингам, она входит в топ-100.

Многие университеты и колледжи Европы и Северной Америки тоже предлагают обучение кибербезопасности. А в Австралии знаменитый Macquarie University совместно с телекоммуникационной компанией Optus учредили образовательно-исследовательский хаб по созданию средств киберзащиты — Optus Macquarie University Cyber Security Hub.

Фото с сайта edu.auMacquarie University. Фото с сайта edu.au

9. Специалист в облачных технологиях

Если руководствоваться мнением ИТ-ассоциации CompTIA, то облачные технологии — это один из двух ключевых элементов третьей и качественно новой эпохи развития информационных технологий. Кроме того, cloud-технологии можно смело называть флагом четвертой индустриальной революции.

Говоря простыми словами, облако — платформа в интернете на удаленном сервере, на которой могут быть организованы хранение файлов и работа с документами (создание, изменение и т.д.).

Есть три основных вида ИТ-специалистов в сфере cloud: разработчики, администраторы и архитекторы. Разработчик непосредственно проектирует облачные сервисы. Администратор занимается управлением доступа к облаку. Архитекторы отвечают за построение функциональных процессов в облачных сервисах.

Многие современные организации стремятся автоматизировать все процессы с помощью облачных технологий. Это объясняется как желанием снизить издержки, так и удобством и скоростью процессов, организованных в облаке. Организации обращаются к ИТ-компаниям, предлагающим услуги или продукты в сфере облачных технологий, либо вовсе берут себе в штат соответствующих специалистов.

Наиболее высокая зарплата в этой сфере в Швейцарии — $ 88 за час. Достаточно высокая она и в США — $ 61,54. В странах Западной Европы она примерно составляет 30−35 $, в Соединенном Королевстве — 35 $.

Отдельной специализации по cloud-технологиям в белорусских вузах нет, как нет и стационарных курсов по данному направлению. Некоторые облачные дисциплины преподаются в рамках других программ обучения. Есть краткосрочная программа повышения квалификации «Облачные технологии и сервисы Веб2.0 в образовании» в РИВШ.

Получить бакалавра в сфере cloud-технологии в России можно в СПбПУ Петра Великого. Кроме того, месть множество онлайн-курсов от крупных корпораций и известных обучающих онлайн-платформ. В том числе на русском языке.

Для мониторинга зарплат специалистов использовались такие ресурсы, как neuvoo.com, payscale.com, sokanu.com. Вузы в России, где обучают иновационным профессиям, — postupi.online

Читайте также

Профессии в вузах России 2020: список профессий





Выберите город, в который хотите поступатьАбаканАльметьевскАнапаАрхангельскАстанаАстраханьБакуБалашихаБарнаулБелгородБелорецкБиробиджанБлаговещенскБрянскБуденновскВеликий НовгородВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежВыборгВышний ВолочекГеленджикГрозныйДмитровДушанбеЕкатеринбургЕлабугаЕлецЕреванЕссентукиЖелезногорскЗлатоустИвановоИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКаменск-УральскКемеровоКировКирово-ЧепецкКисловодскКонаковоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛипецкМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМинскМичуринскМоскваМурманскНабережные ЧелныНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНовомосковскНовороссийскНовосибирскНорильскОбнинскОмскОрелОренбургОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПодольскПсковПятигорскРжевРостов-на-ДонуРязаньСалехардСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСаяногорскСевастопольСерпуховСмоленскСосновый БорСочиСтавропольСтарый ОсколСтерлитамакСургутСыктывкарТаганрогТамбовТашкентТверьТольяттиТомскТулаТюменьУлан-УдэУльяновскУфаУхтаХабаровскХанты-МансийскХимкиЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧитаЭлектростальЮжно-СахалинскЯкутскЯрославль

Пожалуйста, выберите, кем вы являетесьЯ абитуриентЯ сотрудник ВУЗаЯ родитель абитуриентаСтудент колледжаШкольник до 11-го классаСпециалистБакалаврМагистрЯ учитель в школе


Регистрируясь через данную форму, я соглашаюсь с политикой конфеденциальности и согласен на обработку персональных данных.

Хочу, что вы отправляли мне индивидуальные подборки и лучшие предложения от вузов по нужным мне критериям.

чему учиться тем, кто собирается учить других

Наступление эпохи lifelong education — хорошая новость для тех, кто умеет и любит учить. Так как меняется не только продолжительность образования, но и его механизмы, в этой сфере появляются новые профессии. О них T&P спросили редактора «Атласа новых профессий 3.0», средства на издание которого сейчас собираются через краудфандинг. Научный журналист Дарья Варламова рассказывает о том, как стать валидатором знаний, упаковщиком образовательного контента или тренером коллективных компетенций.

Раз знания устаревают очень быстро, педагогам и всем, кто работает в сфере образования, стоит пересмотреть приоритеты и учиться составлять сложные образовательные треки, курировать творческие проекты и пользоваться последними достижениями ИТ и нейробиологии. Полноценных образовательных программ по новым профессиям немного, но необходимые навыки можно прокачивать уже сейчас.

Валидатор знаний

Мир становится все более изменчивым и непредсказуемым, и узкоспециальные знания все чаще требуется обновлять. Кроме того, их наличие еще не означает успеха в мире, где надо быстро учиться и переучиваться, гибко адаптироваться, импровизировать и много работать в командах (поскольку высокотехнологичные продукты требуют согласованной работы разных специалистов). Это означает, что

прежние способы оценивать знания, в частности ЕГЭ, перестают работать. Надо создавать новые системы оценки,

которые позволяют оценивать и самостоятельность мышления, и устойчивость к неопределенности, и уровень владения гибкими навыками. Причем с учетом контекста и эмоционального состояния студента.

И это не обязательно тесты. Оценивать знания и навыки можно с помощью игры (как в методе iPIPS) или приборов биологической обратной связи — например, нейроинтерфейса, считывающего уровень концентрации или стресса при выполнении того или иного задания (пока возможности нейроинтерфейсов довольно узки, но эти технологии быстро развиваются).

iPIPS
Игровой инструмент диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения — как с точки зрения когнитивных способностей, так и психосоциального развития.

Образовательные сервисы Knewton и Kaplan используют большие данные, собранные об учащихся, а Центр цифрового поведения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA Center for Digital Behavior) ведет разработки по объединению традиционных данных о студентах с данными, полученными с помощью носимых устройств и активности в социальных сетях.

Кроме того, оценка должна давать обратную связь, ведь суть не в том, чтобы просто причислить учащегося к отличникам или отстающим, а в том, чтобы дать подсказку, как лучше использовать сильные и как доразвить слабые стороны. Стэнфордский психолог Кэрол Дуэк ввела концепцию «установок на данность» и «установок на рост», и ее исследования показывают, что люди демонстрируют гораздо лучшие результаты, когда воспринимают ошибки не как доказательство личной несостоятельности, а как возможность чему-то научиться.

А еще системы оценки не должны ограничиваться «официальным» образованием — не случайно уже сейчас в резюме кандидатов на управленческие должности засчитывается за плюс опыт лидерства в онлайн-играх типа Warcraft. В идеале должен получиться общий «паспорт компетенций», отражающий все многообразие личного опыта.

Где учиться

Для разработки, развития и преобразования образовательных компетентностных моделей создаются специализированные онлайн-ресурсы (такие как CBEinfo или Competency Works), а также организации и ассоциации — например, американская «Сеть компетенционного образования». Международное общество майнинга образовательных данных объединяет исследовательские группы, заинтересованные в применении больших данных в аналитике обучения и прогнозировании поведения учащихся. Кроме того, в НИУ ВШЭ есть магистерская программа «Измерения в психологии и образовании».

Распаковщик/упаковщик образовательного контента

Современный мир слишком сложен, чтобы продолжали работать решения «для всех», и у стандартных учебных программ появляются сразу две противоположные проблемы.

С одной стороны, они не удовлетворяют специфические запросы (например, техно-стилисту необходимо обладать знаниями и в фэшн-индустрии, и в IT). С другой — дают только профессиональные навыки и игнорируют метакомпетенции: творческие способности, умение договариваться и работать в команде, эмпатию и т. п.

Это приводит к необходимости переупаковывать контент — разбивать учебные материалы на минимальные блоки знаний и собирать из них учебные курсы и программы под конкретные задачи.

Разбивка способствует мобильному обучению и развитию привычки учиться в целом, потому что знания можно усваивать небольшими порциями и на ходу. А курс, упакованный под индивидуальный запрос, позволяет выстраивать «древа знаний» из сложно связанных между собой знаний, навыков и компетенций.

Где учиться

Навыки распаковки и переупаковки образовательного контента можно освоить на практике, работая с образовательными онлайн-платформами и просветительскими сайтами. Например, такими, как Arzamas и «ПостНаука».

Разработчик образовательных траекторий

В будущем школы и университеты перестанут быть главными ресурсами получения знаний и превратятся лишь в небольшую часть новой системы образования. В нее войдут воспитание, обучение и самообучение на протяжении всей жизни. Причем обучение здесь понимается во всем многообразии: игровые площадки, профессиональные сообщества, терапевтические группы, фитнес-клубы. Подобные образовательные экосистемы уже формируются онлайн-платформами (например, глобальной экосистемой платформ Open edX) и сетями университетов (например, Laureate International Universities).

Чтобы помочь разобраться во всем этом многообразии, появятся специалисты, создающие «маршруты» обучения. Разработчики образовательных траекторий будут оценивать психотип, способности и цели отдельного человека и на их основе подбирать подходящие курсы, тренажеры, симуляторы, стажировки и т. д.

Где учиться

Об индивидуальных образовательных траекториях говорят пока в контексте детей с особенностями развития. Например, при МГППУ действует Институт проблем инклюзивного образования, который может стать отправной точкой в развитии в данной области.

Тренер коллективных компетенций

Важные глобальные проекты возможны только при командной работе, и успех предприятия зависит от умения выстроить отношения внутри группы.

Люди по природе существа социальные, но вся система образования выстроена таким образом, что учащихся поощряют соперничать, а не сотрудничать,

ценить индивидуальный успех и недооценивать коллективный. Сложности во взаимодействии добавляет то, что в современных реалиях важно находить подход к людям разных социальных групп, с разным, часто не похожим на наш культурным бэкграундом.

Для социального и профессионального успеха людям необходимо развивать навыки для продуктивной работы в группе: EQ, выстраивание границ, ассертивность, ненасильственную коммуникацию, эффективное распределение ролей и задач внутри группы и т. д. А для отработки этих навыков понадобится сдвиг с личностно ориентированного образования на командно ориентированное.

Примеры успешной реализации такого подхода уже есть. Их можно найти в стартап-акселераторах, таких как Y Combinator и 500 Startups, и предпринимательских институтах (голландская «Академия команд», бизнес-школа MIT Sloan, Московская школа управления «Сколково»). На системном уровне развитием коллективных способностей занимаются в Joint Venture Silicon Valley и российской «Национальной технологической инициативе».

Где учиться

Работать с университетами и школами будущего учат в Московской школе управления «Сколково», а для персональной работы с клиентами пригодится психологическое образование (получить его можно, например, в МГППУ или на психфаке МГУ).

Разработчик инструментов обучения продуктивным состояниям сознания

Уже сейчас в App Store и Google Play доступны всевозможные обучающие мобильные приложения, направленные на развитие и мягких, и жестких навыков (например, приложение для тренировки когнитивных навыков Lumosity, Elevate), а многие игры стимулируют различные образы мышления (например, Civilization, SimCity и EVE Online заставляют мыслить стратегически и помогают проследить общественно-экономические закономерности).

Пока что польза таких игр и приложений ограниченна и им не хватает комплексного подхода. Но можно ожидать, что в будущем тенденции будут только развиваться. В ближайшие десятилетия появятся мобильные устройства со встроенными помощниками с искусственным интеллектом (вроде Siri и Алисы), которых можно будет использовать как персональных тьюторов. В образовательных целях станут активно использовать игры, симуляторы, дополненную реальность, чтобы сделать обучение увлекательным и более комплексным. А носимые устройства с биологической обратной связью (вроде фитнес-браслетов) станут совершеннее и смогут контролировать и физические, и психофизические параметры — например, будут учить расслаблению, повышению концентрации и т. п.

Где учиться:

Для разработки инструментов обучения продуктивным состояниям сознания понадобятся навыки программирования, гейм-дизайна, а также представление о работе мозга, знания в области психологии и педагогики. Хорошей базой может стать техническое образование; другой вариант — взять за основу психолого-педагогическое образование (например, МГППУ). Обучиться гейм-дизайну можно на практике или на курсах.

Где можно учиться по теме #образование

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о