Ип открыть быстро: Ваш браузер устарел | Тинькофф Банк

Как без посредников и нервов открыть ИП и бизнес-счет в Казахстане

Фото: Руслан Пряников

Мы с мамой в какой-то момент поняли, что хотим работать только на себя. Так родилась идея открыть свой бизнес. Я планировала запустить стартап в области маркетинга, а мама бутик одежды. Поговаривали, что новичкам открыть ИП без помощи экспертов нереально. Но сервис Halyk Bank доказал обратное. Поделюсь, как это сделать пошагово и быстро в этой статье.

Сколько денег и документов нужно для регистрации ИП

Моя мама — скептик, поэтому доверяет все бизнес-процессы сторонним экспертам. Их прейскурант за регистрацию ИП в Казахстане — от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. И мы действительно собирались уже заказывать эту услугу, так как ничего не мыслили в сложных бюрократических процессах…

Один мой знакомый — знаток трендов финтеха, который недавно открыл ИП, настоятельно рекомендовал нам интернет-платформу Halyk Bank. У меня, конечно, было много сомнений и вопросов, но он успокоил: интерфейс сайта и приложения банка настолько просты, что даже ребенок интуитивно разберется! Отмечу, что собирать кипу документов, как раньше для офлайн-контор, в этом случае не нужно.

И да, банк предоставляет услугу по регистрации ИП абсолютно бесплатно.

Открытие ИП: пошаговая инструкция

Зарегистрировать ИП в Halyk Bank каждый может на выбор либо через мобильное приложение интернет-банка — «Onlinebank для бизнеса», либо по web-ссылке. Мы с мамой решили использовать оба способа. Я регистрировала ИП через смартфон, мама через ноутбук. Причем ранее я не была клиенткой Halyk Bank. То есть этот фактор не обязателен.

Для начала я зашла в App Store (владельцы Android заходят в Play Market) и скачала там приложение «Onlinebank для бизнеса». Мама просто набрала в поисковике браузера openaccount.halykbank.kz и зашла на web-ресурс.

Потом я зашла в приложение, а мама на сайт, и на главном экране мы выбрали услугу «Стать ИП».

Далее внесли в пустые графы свои номера телефонов.

Совет: надо вводить номер, который является вашим доверенным, куда вы сможете получить код-подтверждение по SMS.

Затем мы подтвердили свои личности удобным для нас способом: через портал eGov или видеоидентификацию. Для прохождения Egov-идентификации мама выбрала на госпортале временный одноразовый пароль, хотя были варианты с Digital-ID, логин/пароль или ЭЦП. Я же прошла видеоидентификацию с помощью своего мобильного телефона. Радует, что это мы проделали быстро и легко, хотя ранее были нарекания в сторону биометрии в Казахстане.

Следующим шагом стало заполнение информации о нашем будущем бизнесе. Например, вид деятельности и налогообложения, адрес работы ИП. Хорошо, что все было понятно и не вызывало раздражения или потерянности — бюрократизированности абсолютно нет.

Совет: при регистрации выбирайте налоговый орган, соответствующий адресу вашего бизнеса, где вы ведете предпринимательскую деятельность.

После этого на экране появляется надпись «Поздравляем! Ваше ИП зарегистрировано!» Это свидетельствовало об успешности операции. По итогу мы смогли спокойно скачать документы о регистрации бизнеса.

Честно, мы сначала с мамой не поняли, что вот так быстро, онлайн, не выходя из дома и бесплатно мы стали предпринимателями. Все это к нашему восторгу случилось без преград! Так, за пять минут мы пополнили список бизнесменов страны. Более того, Halyk Bank опять приятно удивил «плюшками» после регистрации ИП.

Банк нам сразу предложил в течение 10 минут открыть счет, корпоративную карту и подключиться к интернет-банку «Onlinebank для бизнеса». Также мы получили бесплатный доступ к сервису онлайн-бухгалтерии. А ведь мы откладывали определенную сумму для найма бухгалтера, но Halyk Bank решил и этот вопрос.

Открытие счета для бизнеса в Halyk Bank

Мы «не отходя от кассы» решили открыть бизнес-счет. Он в Halyk Bank открывается бесплатно. Для этого после регистрации ИП (и не обязательно регистрировать ИП в Halyk) мы проверили свои данные и нажали «Открыть счет». Заполнили недостающие графы информацией о себе.

С этого момента можно было управлять своим счетом, вести взаиморасчеты круглосуточно и семь дней в неделю, а также выпустить карту для бизнеса. И все это в приложении Onlinebank. Там же находится вся необходимая информация по счетам.

Тарифные пакеты для бизнеса

Когда вы откроете свой бизнес-счет, вам предложат выбрать тариф для его ведения. Для этого в личном кабинете кликните на раздел «Тарифы». Выберите нужный тарифный пакет и нажмите «Подключить». Готово!

Всего тарифов пять: Drive plus, Drive, Tender, Alem и Econom. Подробнее о всех пакетах и их преимуществах можно узнать тут. Мы решили, как новички, выбрать для своего дела тариф Econom. Расскажу чуть подробнее о его «вкусных» возможностях.

Во-первых, у Econom все переводы в тенге внутри банка бесплатные. Во-вторых, у него выгодные тарифы по кассовым операциям, которые дешевле на 15% от стандартных тарифов. И, в-третьих, привлекает его ежемесячная плата 4 500 тенге.

И, что нас особенно подкупило, в пакете Econom мы бесплатно совершаем до 70 платежей в месяц, пополняем счета за 0,1% от суммы, снимаем деньги за 0,25% от суммы. Также нам доступны переводы в долларах, евро и рублях.

В последнее время мы нередко пользуемся одним из сервисов этого пакета — проверкой надежности партнеров из России и Казахстана. В целом нас более чем все устраивает по этому тарифу. Рекомендуем!

Онлайн-бухгалтерия

Как я упоминала выше, после регистрации ИП в личном кабинете Onlinebank вам будет доступен бесплатный сервис онлайн-бухгалтерии.

Сервис ОБухгалтер от Halyk Bank — это удаленный онлайн-доступ к ресурсам профессиональных бухгалтеров и сервису самообслуживания. Благодаря ему составление первичных документов, деклараций и отчетов упрощено и автоматизировано до двух-трех кликов, и, конечно, котируется как налоговой, так и другими компаниями.

С помощью этого сервиса мы с мамой в удобное для нас время и буквально с помощью смартфона создаем и отправляем акты, счета на оплату и накладные, не обращаясь к стороннему бухгалтеру. Притом, что мы вообще в этом профаны. Все документы можно распечатать, скачать в PDF-формате или отправить ссылкой на почту.

Также через этот сервис мы онлайн за пять минут заполняем и сдаем нулевую декларацию 910 и другие отчеты в Комитет государственных доходов. В отличие от других ипэшников нам не нужно стоять в бесконечных очередях в налоговой или зависеть от помощи ее специалистов и бухгалтеров. Поэтому у нас больше свободного времени на развитие своего бизнеса.

И так здорово, что мы всегда можем задать беспокоящие нас вопросы эксперту в чате, по почте или телефону сервиса! Также ОБухгалтер напоминает о сроках платежей налогов и сдачи отчетности, поэтому вряд ли с ним мы попадем в неприятные ситуации с налоговой.

Вывод

Почему я пока не вижу аналогов Halyk Bank на рынке? А потому, что команда банка доказала, что с их помощью можно открыть ИП:

— онлайн;
— за 5 минут;
— с помощью безопасной идентификации;
— бесплатно;
— без посредников;
— минуя бюрократию и очереди в налоговой;
— получив возможность открыть счет с выгодным тарифом;
— с бесплатным доступом к качественному бухгалтерскому сервису.

Теперь мы с мамой сами советуем Halyk Bank своим знакомым в качестве понятной и выручающей инновации по открытию ИП и счета. Если бы это было придумано давно, то, думаю, в Казахстане было бы куда больше бизнесменов…

Но, чтобы не быть субъективной, я взяла комментарий у IT-специалиста Halyk Bank по поводу безопасности и удобства всех вышеупомянутых сервисов.

Насколько все безопасно

«Для упрощения пользовательского процесса Onlinebank был проведен ряд работ по интеграции с базами данных и сервисами госорганов, такими как elicense, портал государственных услуг eGov, КГД и др. По предварительно полученному согласию от клиента на сбор и обработку персональных данных происходит обмен данными с госбазами по защищенным каналам», — делится Руслан Серазитдинов, директор департамента Onlinebank.

По его словам, также дополнительно каждый запрос в сервисе подписывается облачной ЭЦП банка. И со своей стороны банк гарантирует сохранность персональных данных клиента.

«Для определения личности клиента через видеоидентификацию используются самые современные технологии по биометрии данных. Каждый клиент проходит набор обязательных проверок, состоящих из нескольких этапов. Применяются принципы машинного обучения с использованием такой библиотеки, как TensorFlow, для распознавания лица и удостоверения личности клиента. Также в процессе каждому клиенту выпускается облачная ЭЦП, которая верифицируется Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан. В дальнейшем эта ЭЦП гарантирует безопасность проведения операций в системе Onlinebank».

Партнерский материал

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

  • Казахстанские банки опубликовали совместное обращение

  • Специальный режим для ИП, розничный налог, сертификат резидентства

  • Halyk Bank расширил виды цифровых кредитов для МСБ

Низкие расходы и медленный сервис: как открыть IT-бизнес в Сербии и зачем это делать

Среди стран, куда перевозили свои офисы некоторые российские стартапы и технологические компании, Сербия — одна из самых популярных. Она привлекает предпринимателей близостью к Европе и сравнительной простотой переезда: визы россиянам там не нужны, а открыть счет в банке, запустить компанию или получить ВНЖ не так уж сложно. Предприниматель Виталий Зарубин, который перевез сюда свою технологическую компанию в марте, рассказывает, почему выбрал Сербию и делится советами и наблюдениями об особенностях бизнеса в этой стране

Почему Сербия

У Сербии уникальное географическое положение и развитая инфраструктура, позволяющая обслуживать клиентов в Европейском Союзе, Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Страна расположена буквально между Востоком и Западом. Через Сербию проходит два так называемых панъевропейских транспортных коридора: автомобильно-железнодорожный коридор-10 и речной коридор-7 (Дунайский). Коридор-10 связывает страны от Греции до Австрии, а речной коридор, один из самых экономически выгодных, соединяет 10 европейских стран и крупнейшие мировые порты.

Сербия имеет соглашения о свободной торговле с большим количеством стран, что дает выход на рынки Евразийского союза, Юго-Восточной Европы, Турции и Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association — EFTA). Кроме того, страна пользуется льготами при торговле с США и ЕС, а анонсированное в этом году соглашение о свободной торговле с Китаем сделает Сербию одной из немногих стран Европы, которая сможет без ограничений поставлять свои товары на китайский рынок.

Здесь довольно развитая банковская система. На сегодня в Сербии работает множество банков, которые готовы предложить бизнесу из России качественные услуги. Кроме местных, здесь также есть западноевропейские, американские, китайские банки и банки из ОАЭ. Страна является участником международной платежной системы, поэтому для компаний полностью доступны платежи практически в любой мировой валюте.

В Сербии можно рассчитывать на сравнительно низкие операционные затраты. Заработная плата, арендная плата, электричество, газ будут обходиться не так дорого. Это один из немаловажных факторов при выборе страны для ведения бизнеса. Например, аренда офиса в Белграде, столице Сербии, обойдется в €300-800 в зависимости от места локации. Можно воспользоваться услугой коворкинга, в этом случае рабочее место обойдется в €15-25 в день.

Кроме того, минимальная заработная плата в стране, особенно в IT-секторе, значительно ниже, чем у аналогичных специалистов в других европейских странах или в США. Средняя ставка разработчика в час в Сербии — порядка €30, примерно такая, как в Турции или Армении. При этом в той же Германии она начинается от €50, а в США средняя ставка составляет около $80 в час.

В Сербии выгодная система налогообложения. Местные власти предлагают иностранным компаниям немало налоговых льгот, а кроме того, здесь один из самых привлекательных налогов на прибыль — он составляет всего 15%. Кроме того, в Сербии есть 15 свободных экономических зон с льготным налоговым режимом в сфере услуг и производства. В эти льготы входит освобождение компании от уплаты таможенных пошлин на ввоз сырья и от уплаты НДС.

наш канал о релокации

К каким минусам надо готовиться

Сербия — небольшая страна, а значит, и бизнес-потенциал по количеству предприятий и возможностей здесь ограничен. Большое число компаний здесь работает на другие страны Европы и Азии. 

Как показывает мой опыт, мало городов в мире могут похвастаться такой развитостью сервисов, как Москва или Санкт-Петербург. Мы привыкли к тому, что любую справку можно получить онлайн, оплатить налоги нажатием одной кнопки, а бухгалтеров можно никогда не видеть в глаза, но получать от них идеальные услуги.

К сожалению, в Сербии нужно носить каждый документ, вручать его лично и подолгу общаться с бухгалтерией. Сервис скоростью и качеством не блещет.

Банковский рабочий день длится до 17:00, а скорость обслуживания клиентов в разы медленнее, чем в Москве. Когда я регистрировал банковский счет для компании, эта регистрация заняла месяц. Она заняла бы и больше, если по прошествии двух недель молчания я не пришел в банк и не узнал, как там дела. Оказалось, что банк ждет от меня какие-то дополнительные документы. Поэтому, если хотите быстрого решения, лучше идите в отделение и разбирайтесь прямо на месте.

Языковой барьер действительно мешает. Спустя полгода жизни в Сербии могу с уверенностью сказать, что без знания местного языка очень трудно. Поэтому для всех сделок я брал с собой переводчика. В государственных учреждения никто не знает английского даже на базовом уровне, приходится использовать Google-переводчик, да и он не всегда помогает. Некоторые сербы понимают русский, но тут как повезет, рассчитывать на это не стоит. 

Материал по теме

Как в Сербии регистрируют компании

Прежде всего стоит отметить, что на рынке сейчас хватает людей и компаний, которые оказывают услуги быстрой регистрации юридического лица. Мой совет: найдите чаты русских в Сербии в Telegram и попросите кого-то вам порекомендовать для решения этого вопроса. Ни в коем случае не берите консалтинговую компанию из местных: многие албанские и сербские компании просто ищут юриста на местных агрегаторах, вроде российского hh.ru, и перепродают вам его услуги втридорога. Скорее всего, так вы потратите в разы больше денег (услуга начинается от €1000) и проиграете в скорости.

Я, например, после приезда обратился в компанию знакомого серба и мне зарегистрировали счет для компании в банке API (это местный банк с российскими корнями), в результате иностранные контрагенты отказывались направлять платежи на этот счет из-за его российских связей. Лучше всего попытаться открыть счет в Raiffeisen Bank: мне кажется, это один из самых стабильных вариантов в Сербии без ограничений для нерезидентов. Поэтому ищите контакты тех, кто уже переехал, и они вам подскажут, к кому лучше обратиться, или сами помогут с документами. Сама по себе эта процедура несложная.

Регистрация компании — это один из первых шагов при релокации. Можно пойти двумя путями: зарегистрироваться как DОО (аналог российского ООО) или как индивидуальный предприниматель. Оба типа компании регистрируются плюс-минус одинаково по времени. Кроме этого, потребуется указать код деятельности (местный аналог ОКВЭД) и название компании. Также надо прикрепить выписку из сербского банка, подтверждающую наличие денежных средств. Существует негласное правило, что для регистрации ИП надо минимум €1000 на человека, для DOO — €2000 на человека.

Также для регистрации юридического лица потребуется юридический адрес. Существуют виртуальные адреса, они позволяют получить юридический адрес, но находиться там нельзя, кроме того, администрации города о них хорошо осведомлены, и бывали случаи отказов в ВНЖ, если компания была зарегистрирована на подобный адрес. Стоимость хорошего виртуального адреса — €200 в месяц, средняя стоимость аренды настоящего офиса — €8 за кв. м в месяц. Проверенный виртуальный адрес дает гарантии, что на него не зарегистрировано множество компаний однодневок, у налоговой не возникнет вопросов.

Если у вас небольшая IT-компания с оборотом не более €55 000 (6,5 млн сербских динаров) в год, то выгоднее регистрироваться в качестве ИП (по-сербски — «предузетник»). Это возможно, только если вы не трудоустраиваете никого к себе в компанию. Как и в России, ИП в Сербии отвечает по долгам перед контрагентами всем своим имуществом, а перед налоговой — еще и семейным имуществом. До оборота 6,5 млн динар предприниматель считается «паушальцем» и обязан платить фиксированный вмененный налог, который зависит от ОКВЭД и региона, — около 35 000 динар ($317) в месяц. При обороте в 6,5 млн динар и выше необходимо вести полноценный бухгалтерский учет и платить в соответствии с доходом и расходом, оплачивать процент по налогу от прибыли. Если превышаешь 8 млн динар, то начисляется VAT (местный аналог НДС — 20%).

При регистрации DOO, как и в России, необходимо подготовить минимальный набор документов: устав компании, состав учредителей с распределением долей, выписку с банковского счета, оплаченную госпошлину и медицинскую страховку. 

Наверное, самая большая статья расходов — налоги на сотрудников. Они могут достигать 65% в зависимости от таких параметров, как регион, специализация компании и т. д. Предприниматели справляются по-разному: кто-то платит в конвертах, что, естественно, является нарушением закона; можно работать с сотрудником как с ИП; (наш случай) выплачивать существенную часть в виде премий. 

Минимальная заработная плата сотрудника зависит от региона, в целом она колеблется между 38 000 динар и 50 000 динар (для расчета в рублях просто поделите сумму на два, получится грубая стоимость в рублях). У нас программисты, в основном из России, получают в год в среднем 2,5 млн динар. Мы платим им довольно низкую зарплату в 100 000 динар и два раза в год платим премию в размере 600 000 динар. Таким образом, на сумму в 100 000 динар начисляется 60% налогов, а на 1 млн динар — только 27%. Премией считается зарплата за «сверхусилия» на рабочем месте — каждый месяц выписывать ее не получится, но я знаю компании, которые выписывают их каждый квартал (мы пользовались вот этим калькулятором расчета налогов на сотрудников).

Как компания вы обязаны также платить 15% налога на прибыль. Если вы хотите получить дивиденды, то налог на дивиденды составит 15%, но есть определенные условия, чтобы налог на дивиденды был 5%. Для этого владелец компании должен быть из-за рубежа, а в компании должна быть зафиксирована определенная сумма уставного капитала. Это является активацией  соглашений об избежании двойного налогообложения.

В Сербии существует также прогрессивная шкала подоходного налога. То есть вы, как руководитель, еще являетесь и физическим лицом, которое получает зарплату. При совокупном доходе за год до 3,2 млн динар налог составляет 10%, до 6,5 млн динар — 20%, свыше — 25%.

Если говорить о бухгалтерском учете, то в ИП можно вести его самому, а вот для DOO, скорее всего, придется нанимать бухгалтерскую компанию. Средний ценник услуги от €150 до €300 в зависимости от параметров компании. Это распространенная здесь практика. По поводу всего, что касается налогов, рекомендую обращаться к местным юристам, чтобы избежать сюрпризов по окончании финансового года.

Материал по теме

Что нужно знать об особенностях местного бизнеса

Как я уже говорил, надо быть готовым к тому, что местный рынок крайне небольшой. Технологические компании тут в основном работают на Европу и ближайшее зарубежье. Тут очень много компаний, основанных русскими предпринимателями. Также много китайских инвестиций: район Waterfront, местная достопримечательность, полностью застроен на эти деньги.

Мы в первое время очень большое внимание уделяли кейсам по разработке именно для российского рынка, потому что есть ощущение, что здешний рынок отстает от Москвы лет на 10. Например, мы работаем с местной системой парковок. Она позволяют оплачивать парковку онлайн, но оплата штрафа осуществляется только в отделении банка. 

С точки зрения ведения бизнеса подход сербов очень близок нам. По сравнению с США, где главное — показать готовый продукт, тут принято в первую очередь провести очную встречу. Важно именно увидеть человека и пообщаться, в особенности это касается крупного бизнеса — в Сербии он строится исключительно на доверии. 

Прямо сейчас в Белграде и Нови-Саде можно наблюдать несколько крупных локальных сообществ, которые появились за последний месяц. Это акселераторы и стартап-студии, у которых сербские инвесторы и российские СЕО. Здесь очень ценят россиян и российские компании. Сербы наслышаны о ритме жизни в Москве и считают, что русские очень энергичные и предприимчивые, постоянно ищут что-то новое.

Наверное, все слышали новости про то, что «Яндекс» арендовал тут офис, так вот, после этого в Белграде меньше чем за месяц прошло несколько организованных компанией мероприятий — по здешним меркам это просто невероятный темп. 

Местный рынок кадров и технологий

После переезда компании мы начали расширять штат и хотели для администрирования офиса, бухгалтерского учета и части разработки привлечь местные кадры. Спустя полгода мы закрыли эти вакансии, но поиск был довольно долгим. 

Вместе с переездом гигантов, вроде Luxoft, Data Art, Epam, в Сербию рынок становится перенасыщен и можно найти хорошие кадры по местной стоимости. Средняя зарплата middle+ разработчика примерно €2000 в месяц. Правда, для трудоустройства необходимо объяснить, почему вы взяли иностранца, а не местного, но для этого готовится специфичная вакансия, по которой невозможно найти сотрудника среди местных. Например, вы ищите swift-разработчика с портфолио в банкинге, с опытом работы с конкретными фреймворками и библиотеками. Чем точнее указаны требования, тем лучше.

Я думаю, что все замечали неудобный и неприятный UX мобильных приложений, используемых в Европе повсеместно. Здесь такая же проблема, я бы сказал, что рынок технологий тут не сильно развит. Мы работаем с местным банком по ряду внутренних систем, они сами по себе довольно старые — написаны на технологии версии 2005 года. Вся команда разработчиков банка (10 человек) работает в этом коллективе по меньшей мере семь-восемь лет. В России ходить по собеседованиям и менять место работы каждые два-три года — обычное явление, но в Сербии это пока не принято.

Материал по теме

Как искать клиентов: нетворкинг, стартапы и акселераторы

Поиск клиентов всегда нужно начинать с изучения рынка: в чем именно он нуждается, что компания может ему предложить и будет ли это предложение востребовано? И нужно быть готовым к тому, что придется начинать буквально с нуля. После этого уже можно переходить к конкретным шагам. Примерно каждую неделю мы делали презентации под разные кейсы, обзванивали компании и проводили встречи. 

Я встречался с местным предпринимателем, он рассказывал о том, что хочет сделать программное обеспечение для казино, которое можно было бы продавать по модели white-label (в Сербии казино полностью легально). После встречи я решил поискать информацию об этом человеке и нашел его профиль на LinkedIn, где он значился директором по продуктам в министерстве цифровизации Сербии.  

Один из моих знакомых, который занимается разработкой софта для отелей, просто начал искать в LinkedIn контакты владельцев и СЕО в этой сфере и назначать с ними встречи — сейчас у него порядка 10 сделок на местном рынке. Самый очевидный и самый рабочий способ.

В Белграде проводится много нишевых конференций, я бы посоветовал начинать оттуда, чтобы обзавестись нужной сетью знакомых. Например, есть открытые стартап-вечеринки и акселераторы, через них можно получить контакты как ключевых игроков на рынке, так и тех, кто проходил в них акселерацию. 

Кроме того, я считаю, что тестовые запуски рекламы в соцсетях и Google помогут лучше понять потребности местного бизнеса и его отклик на привычные нам предложения. Один из вызовов для отечественных предпринимателей — принять то, что предложения, которые работали для России, могут не сработать в другой стране, даже такой, на первый взгляд понятной, как Сербия. Все оферы придется корректировать с учетом разницы в менталитетах. Например, фразы вроде «чат-бот» и «мобильные приложения» в принципе не воспринимались, и кликов по ним было на порядок меньше, чем по классическому «веб-сайт» и software. Мы в какой-то момент решили вообще отойти от технических оферов ближе к маркетинговым: про рост и сокращение издержек, а не про саму разработку.

Любой переезд, особенно если это переезд компании и бизнеса, сопряжен с трудностями. Но все эти трудности можно преодолеть. Мой опыт показывает, что сегодня релокация в Сербию – один из самых лучших вариантов для тех, кто хочет развивать свой технологический бизнес на глобальном рынке.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

РГОС ООН в 2022 г. — Обсерватория DW

На этой странице в режиме реального времени представлено подробное освещение кибербезопасности и переговоров о мире и безопасности в Организации Объединенных Наций.

Использование кибератак государствами — и, в более общем плане, поведение государств в киберпространстве в отношении поддержания международного мира и безопасности — выходит на первый план международной повестки дня.

Исторически, как вы можете узнать ниже, основа кибербезопасности в ООН была заложена работой Группы правительственных экспертов ООН (UN GGE) в период с 2004 по 2021 год. В настоящее время основное внимание уделяется работе UN Рабочая группа открытого состава (OEWG) по разработкам в области информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

В ноябре 2022 года Первый комитет ГА ООН принял резолюцию о программе действий (ПД) по кибербезопасности, в которой предлагается создать ПД в качестве постоянного, инклюзивного, ориентированного на действия механизма после окончания РГОС на 2021–2025 годы.

Следующие шаги : РГОС проведет свою четвертую основную сессию 6-10 марта 2023 года в Нью-Йорке, США.

Последние обновления можно найти в меню справа.

Чтобы узнать больше о рисках киберконфликта, глобальных переговорах о кибер-нормах и основах ответственного поведения, а также кибер-дипломатии, запишитесь на наш онлайн-курс Cybersecurity Diplomacy.

Текущий процесс — OEWG 2021-2025

В декабре 2020 года состав РГОС был продлен на 2021–2025 годы (A/RES/75/240). РГОС приступила к выполнению своего второго мандата (2021–2025 гг.) с организационной сессии, состоявшейся в июне 2021 г. После трех основных сессий РГОС, состоявшихся в декабре 2021 г., апреле и июле 2022 г., основным камнем преткновения остается участие негосударственных заинтересованных сторон. в процессе OEWG. Несмотря на напряженность из-за войны на Украине, был достигнут определенный прогресс в мерах по укреплению доверия и наращиванию потенциала. На третьей основной сессии, состоявшейся в июле 2022 года, делегации достигли компромисса по Годовому отчету о ходе работы, который послужит дорожной картой для дальнейших переговоров.

 

Хронология

Группа начала свою работу 1 июня 2021 года с организационного заседания. Его первая основная сессия запланирована на декабрь 2021 года, за ней последуют вторая основная сессия, 28 марта — 1 апреля 2022 года, и третья основная сессия, 25–29 июля 2022 года. Его четвертая и пятая основные сессии запланированы на 6–10 марта и 17-21 июля 2023 года соответственно.

Участие

Состав объявляется открытым, что позволяет всем государствам-членам ООН, изъявившим желание участвовать. Кроме того, первая РГОС провела консультативные встречи с заинтересованными сторонами – деловыми кругами, неправительственными организациями и академическими кругами. Заявки обрабатывались УВР ООН и утверждались на основе «отсутствия возражений» (т. е. возражений со стороны правительств). Еще неизвестно, как заинтересованные стороны будут включены в обсуждения второй РГОС. Путем аккламации Председателем второй РГОС был избран посол Сингапура Бурхан Гафур.

Наши отчеты и блоги

Группа докладчиков GIP следила за обсуждениями в OEWG и подготовила подробные отчеты и блоги из:

  • организационное заседание,
  • первая основная сессия
  • вторая основная сессия
  • третья основная сессия
  • неофициальные межсессионные консультации по мерам укрепления доверия (МД)

Верх

Будущий процесс — PoA

Совместно предложенная 40 государствами Программа действий (ПД) по содействию ответственному поведению государств в киберпространстве предусматривает создание «постоянного форума ООН для рассмотрения использования ИКТ государствами в контексте международной безопасности». В предложении предлагается, чтобы ПД была в едином, долгосрочном, инклюзивном и ориентированном на прогресс формате; его реализация и последующие меры могут быть впоследствии одобрены ГА ООН.

В ноябре 2022 года Первый комитет ГА ООН принял резолюцию о программе действий (ПД) по кибербезопасности.

Верх

Рамки ответственного поведения (acquis)

Термин «acquis» (отсылка к своду законов ЕС), появившийся в ходе недавних киберпереговоров, относится к совокупности существующих соглашений. Хотя он был быстро принят для неформальных дискуссий, до сих пор нет четкого понимания всего, что он включает.

Включает:

  • отчет GGE за 2013 год

  • отчет GGE за 2015 год

  • отчет GGE 2021

  • отчет OEWG 2021

Все доклады приняты соответствующими резолюциями ГА ООН на основе консенсуса всех государств.

Кроме того, другие резолюции, такие как те, которые учредили GGE и OEWG по кибербезопасности, также играют роль, поскольку государства ссылаются на некоторые из них во время переговоров. В частности, это относится к резолюциям ГА ООН, которыми была создана РГОС в 2018 и 2020 годах, поскольку они не полностью соответствуют отчетам ГПЭ, а скорее отражают другие вопросы, такие как пропаганда, и имеют процедурные последствия.

График ниже показывает, когда были приняты вышеупомянутые документы и каковы их наиболее важные моменты.

 

  • 30 сентября 1998 г.
  • 30 июля 2010 г.
  • 24 июня 2013 г.
  • 22 июля 2015 г.
  • 11 декабря 2018 г.
  • 06.10.2020
  • 10 мая 2021 г.
  • 14 августа 2021 г.
  • 30 сентября 1998 г.

    Предложение по решению проблемы кибербезопасности в Организации Объединенных Наций было внесено Россией 30 сентября 1998 г. Оно было официально принято резолюцией ГА ООН A/RES/53/70 от 4 января 1998 г.99.

  • 30 июля 2010 г.

    Отчет ГПЭ ООН за 2009/2010 гг., который включает рекомендации по:

    • Дальнейшему диалогу между государствами для снижения риска и защиты важнейших национальных и международных объектов инфраструктуры
    • Укрепление доверия, стабильность и снижение риска меры
    • Обмен информацией о национальном законодательстве и стратегиях, а также меры по наращиванию потенциала
    • Разработка общих терминов и определений, связанных с информационной безопасностью
    • Наращивание потенциала в менее развитых странах
  • 24 июня 2013 г.

    Доклад ГПЭ ООН 2012/2013 (впоследствии принят Резолюцией A/RES/68/243 Генеральной Ассамблеи ООН), который включает:

    • Признание того, что международное право, и в частности ООН Устав, относится к цифровому пространству
    • Нормы, правила и принципы ответственного поведения государств
    • Ссылка на то, что государственный суверенитет распространяется на цифровую сферу
    • Принцип выполнения государствами своих международных обязательств в отношении приписываемых им международно-противоправных деяний в киберпространстве
  • 22 июля 2015 г.

    Доклад ГГЭ ООН 2015 г. (впоследствии принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/70/174), который включает:

    • Принципы государственного суверенитета, разрешения споров мирными средствами и вмешательство во внутренние дела других государств, относится к киберпространству
    • Признание того, что государства должны соблюдать свои обязательства по международному праву в отношении уважения и защиты прав человека и основных свобод
    • Соглашение о том, что ООН должна играть ведущую роль в выработке общего понимания по применение международного права и норм, правил и принципов ответственного поведения государств
    • Другие нормы, правила и принципы ответственного поведения государств
    • Меры укрепления доверия
    • Приглашение к международному сотрудничеству и помощи в области безопасности ИКТ и наращивания потенциала
  • 11 декабря 2018 г.

    Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по РГОС включает:

    • Создание OEWG
    • Приветствие избранного набора норм, закрепленных в отчетах GGE за 2013 и 2015 годы
  • 06.10.2020

    См. резолюцию ГА ООН о создании второй РГОС, которая включает:

    • Продление РГОС на пятилетний период – с 2021 по 2025 год, с тем же мандатом
    • Организационное заседание новой РГОС состоится в 2021 году и включает создание тематических подгрупп, позволяющих взаимодействовать с другими заинтересованными сторонами.
    • Группа должна представлять ежегодный отчет о проделанной работе и окончательный отчет 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, начиная с осени 2025 года.
  • 10 мая 2021 г.

    • Подтверждение результатов предыдущих отчетов Группы правительственных экспертов (ГПЭ), а также того, что международное право, и в частности Устав ООН, применимо к киберпространству
    • Нормы не заменяют и не изменяют обязательства или права по международному праву, которые имеют обязательную силу, а скорее предоставляют дополнительные и конкретные указания относительно того, что представляет собой ответственное поведение государства при использовании ИКТ
    • Рекомендация, согласно которой государства добровольно определяют и рассматривают МД
    • Рекомендует, соответствующие их конкретным условиям, и сотрудничает с другими государствами в их реализации
    • Комплексные меры по наращиванию потенциала в области безопасности ИКТ

    См. первый отчет OEWG (2021 г.)

  • 14 августа 2021

    ГПЭ ООН завершила свою работу этим отчетом. Процесс кибербезопасности будет передан РГОС ООН.

    Проконсультируйтесь с отчетом UN GGE за 2021 год

Верх

Открытые вопросы

Несмотря на длительные обсуждения и несколько согласованных отчетов, ряд вопросов остается открытым.

Применяется ли действующее международное право к киберпространству?

Существует широкий консенсус в отношении того, что международное право применяется к киберпространству, включая Устав ООН во всей его полноте, выраженный в отчетах ГПЭ ООН и соответствующих резолюциях ГА ООН и подтвержденный окончательными отчетами ГПЭ и РГОС в 2021 году. В частности, государства соглашаются с тем, что юрисдикция государства в отношении ИКТ распространяется на его территорию и что государства не должны совершать международно-противоправные действия или использовать доверенных лиц для таких действий. Несколько международных организаций, таких как G20, Европейский союз, Ассоциация граждан Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Организация американских государств (ОАГ), подтвердили, что существующее международное право применяется к использованию ИКТ государствами. Нынешние дискуссии касаются не того, применяется ли международное право, а того, как оно применяется. Остается открытым ряд вопросов: Как применяются установленные принципы международного гуманитарного права (гуманность, необходимость, соразмерность и различие)? Как международное право применяется к кибератакам в мирное время (в рамках гибридной войны)? Должны ли обсуждения включать контроль над распространением вооружений или более точное использование права вооруженных конфликтов? Что касается двойного назначения ИКТ, следует ли обсуждать только использование, угрожающее миру и безопасности, или более широкий набор тем?

Как Устав ООН применим к киберпространству?

Существует широкое согласие в отношении того, что Устав ООН во всей своей полноте применяется к киберпространству, что было подтверждено отчетами ГПЭ и соответствующими резолюциями ГА ООН, а также окончательным отчетом РГОС. Однако все становится намного сложнее, когда мы смотрим на конкретные статьи Устава ООН и их интерпретации.

Как государственный суверенитет проявляется в киберпространстве?

Одним из принципов Устава ООН является самоопределение и равенство государств, что отражено в статье 2. В отчете GGE 2021 г. и отчете OEWG 2021 г. говорится, что суверенитет распространяется на ИКТ, и что государства обладают юрисдикцией в отношении ИКТ в пределах своей территория. Существует консенсус в отношении того, что государства обязаны уважать суверенитет других государств и воздерживаться от действий, представляющих собой нарушение суверенитета других государств, включая кибероперации, которые нарушают суверенитет другой страны. Остается вопрос, какие обязанности (вытекающие из принципа суверенитета и суверенного равенства) берут на себя государства. В то время как некоторые государства ссылаются на право исполнения юрисдикционных полномочий в пределах территориальных границ своей страны (принцип невмешательства), другие также возлагают на себя ответственность не позволять другим субъектам использовать территорию любого данного государства для осуществления злонамеренной кибердеятельности ( т. е. принцип должной осмотрительности, как описано ниже). Государства также борются с глобальным охватом кибердеятельности, которая не вписывается в традиционное определение суверенитета (т.е. защита государственной власти в отношении собственности и лиц в пределах территориальных границ). Например, кибератаки, нацеленные на экстерриториальное хранилище данных (т. е. утверждение суверенной власти над данными), часто включают прокси-серверы или другие инструменты, которые делают злоумышленников недоступными для отслеживания (т. е. маскируют их географическое происхождение). Это может чрезвычайно затруднить определение того, были ли они связаны с трансграничной операцией, которая нарушила бы суверенитет государства

Принцип невмешательства: принуждение, применение силы или вооруженное нападение?

Принцип невмешательства, производный от принципа суверенитета, запрещает вмешательство во внутренние или внешние дела другого государства с намерением применить принуждение против этого государства. Существующие и появляющиеся технологии предоставляют государствам больше возможностей влиять и вмешиваться во внутренние или внешние дела других государств. В контексте киберпространства возникает вопрос: когда кибероперации считаются принуждением, применением силы или вооруженным нападением при отсутствии применения оружия в обычном (физическом, кинетическом) смысле? Большинство государств в OEWG оценивают кибератаки на индивидуальной основе после рассмотрения их последствий и того, сопоставимы ли они с последствиями обычного и запрещенного акта насилия. Один открытый вопрос включает определение порогов вмешательства, т. е. в какой момент государство-мишень может отреагировать или иметь право защищать себя. Точные границы между принуждением, применением силы и вооруженным нападением еще не установлены. Двумя основными моментами в этом отношении являются толкование ст. 2 (4) Устава ООН и ст. 51 Устава ООН. Принуждение как экономическое, дипломатическое или политическое давление не определяется ст. 2 (4) Устава ООН. Однако в некоторых случаях при оценке последствий нельзя исключать, что кибероперация с серьезными финансовыми или экономическими последствиями может квалифицироваться как применение силы. При толковании применения силы, как это описано в ст. 2(4) Устава ООН, международное право не дает четкого определения. Каждый случай рассматривается индивидуально, чтобы установить, являются ли «масштаб и последствия» таковыми, что операция может считаться нарушением запрета на применение силы. При этом запрет на применение силы признается государствами в РГОС, и его реализация является приоритетом на обсуждениях РГОС. Большинство государств в OEWG также согласны с тем, что вооруженное нападение не обязательно должно осуществляться кинетическими средствами, чтобы активировать право государства на самооборону.

(Как) Применяется ли право на самооборону, закрепленное в Уставе ООН (ст. 51), к кибератакам?

Устав ООН, как основа jus ad bellum, предоставляет в ст. 51 право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на государство-член. Тем не менее, что именно представляет собой международно-противоправное деяние, применение силы или вооруженное нападение в киберпространстве? Каков порог вооруженного нападения? Ограничивается ли он атаками, которые наносят физический ущерб и травмы, или другие последствия (финансовые, экологические, экономические или политические) кибератаки также учитываются? Должно ли это определение оставаться исключительной ответственностью государств – возможно, с учетом определенных факторов, таких как контекст, намерение или тяжесть последствий, как это предлагается в Таллиннском руководстве 2.0? Однако основным камнем преткновения является право на самооборону. В частности, следует ли разрешать странам, подвергшимся кибератаке, реагировать любыми средствами, включая тотальные военные варианты, связанные с традиционными средствами ведения войны? Этот вопрос был одной из основных причин, по которой ГПЭ не смогла прийти к консенсусу в 2017 году. В отчете ГПЭ за 2021 год делается вывод о том, что «ответ пострадавшего государства на злонамеренную деятельность в области ИКТ, приписываемую другому государству, должен соответствовать его обязательствам по Уставу ООН и других норм международного права, в том числе касающихся урегулирования споров мирными средствами и международно-противоправных деяний». 5 своего Договора допускает ответ любыми средствами (включая обычное оружие) в случае кибератаки против одного из его участников. Россия считает, что традиционное применение силы не является законным ответом на кибератаки, по крайней мере, без одобрения Совета Безопасности ООН и в соответствии с Уставом ООН, который позволяет обвиняемой стороне защищаться перед Советом Безопасности. Россия также требует, чтобы источники киберугроз не выявлялись (атакуемыми) государствами независимо и произвольно, без доказательств, особенно если это может привести к разрушительным ответным ударам. Некоторые малые государства, например Куба, считают, что кибератака не равносильна вооруженному нападению, и поэтому в таких случаях не следует использовать право на самооборону. Дополнительная серая зона — это право на самооборону от вооруженных нападений со стороны негосударственных субъектов или представителей государства.

Какими еще способами страны могут реагировать на кибератаки?

Хотя право на самооборону может применяться после того, как атака произошла, какие другие варианты есть у государства для реагирования на кибератаки и сдерживания контрагентов от проведения таких атак? Кроме того, следует ли рассматривать упреждающую самооборону (для предотвращения непосредственных угроз) или даже упреждающие удары? Например, США и ЕС считают приемлемыми следующие действия: США верят в «меню киберсдерживания» контрмер, которые государства могут предпринять в случае атаки и для сдерживания дальнейших атак. Кроме того, он поддерживает меры ответственности в отношении злоумышленников: частное и публичное установление авторства, санкции, альянсы сдерживания и даже «защитные передовые» (или упреждающие) киберудары. ЕС принял свой набор инструментов кибердипломатии и режим санкций в качестве официальных вариантов реагирования на кибератаки и их сдерживания, а также свою Стратегию кибербезопасности на цифровое десятилетие. Государства-члены ЕС также высказали свое мнение в национальном качестве; например, Франция считает, что может быть разрешена упреждающая самооборона, но не превентивные удары. Также остается открытым вопрос, должны ли государства быть обязаны уведомлять государство, против которого они планируют принять контрмеры.

Как следует проводить атрибуцию кибератак?

Дискуссии часто обращаются к проблеме обеспечения соблюдения согласованных правил, будь то обязательные, такие как международное право, или добровольные, такие как нормы и МД. Одной из основных проблем, связанных с привлечением государств к ответственности за их деятельность, является сложность установления авторства. Как мы видели в Модуле 1, атака может включать множество методов, которые маскируют ее происхождение. Даже если бы можно было предоставить технические доказательства, связывающие атаку с определенной хакерской группой, доказательство связи между конкретным государством и кибератакой представляет собой юридическую проблему. Таким образом, вместо того, чтобы реагировать на определенный инцидент доказательствами и диалогом, государства прибегают к публичной атрибуции других сторон в духе кампании. Не существует согласованной методологии установления атрибуции кибератак. Мнения экспертов относительно того, насколько надежны современные технические средства для отслеживания источников атак, расходятся. Определенные аспекты сбора разведывательных данных, такие как обычная разведывательная деятельность и кибершпионаж для сбора цифровых доказательств, по понятным причинам держатся в секрете сторонами, работающими над установлением авторства. Кроме того, сложность усугубляется отсутствием прозрачности в отношении доказательств, наблюдаемым в недавней лавине взаимных публичных обвинений между государствами. Хотя отчет GGE 2015 года (статья 28f), резолюция, учредившая РГОС (статья 1.2), и окончательный отчет РГОС подтверждают, что указание источника атаки может быть недостаточным для атрибуции и что обвинения должны быть обоснованы. , официальные позиции основных акторов явно расходятся: США, их союзники по НАТО и некоторые крупные игроки интернет-индустрии занимаются коллективной атрибуцией в форме совместного публичного поименного и посрамления подозреваемых. Россия рассматривает такой подход как псевдоюридическую концепцию, когда группа стран обвиняет третью страну, не раскрывая доказательств, и требует доказательной атрибуции. В отчете ГПЭ ООН за 2021 год также содержится призыв к осторожности при установлении авторства, поскольку это сложное мероприятие, и такая осторожность может помочь предотвратить недопонимание и эскалацию напряженности между государствами.

Должна ли комплексная проверка быть обязанностью?

Должная осмотрительность — это обязательство государств не допускать использования их территории для проведения кибератак против других государств государственными или негосударственными субъектами. Нормы, установленные в отчете GGE 2015 г. и подтвержденные в резолюции OEWG, а также в отчете GGE 2021 г. требуют от стран не допускать использования их территории для международно-противоправных действий и смягчать кибератаки на критическую инфраструктуру (КИ) других стран, которые происходят на их территории. В заключительном отчете OEWG вновь подтверждались нормы GGE 2015 года. В отчете ГПЭ за 2021 год добавлено, что призыв к ответственности государства за международно-противоправное деяние связан со сложными техническими, юридическими и политическими соображениями. На практике, кроме того, что нормы являются добровольными, может быть ряд причин, по которым их применение может быть ограничено. Например, государства могут только реагировать на атаки, а не пытаться их предотвратить, или они могут заявлять, что вообще не знали об атаке. ЕС и его партнеры считают, что должная осмотрительность должна быть обязательным обязательством (как в киберпространстве, так и за его пределами) после решения Международного Суда по делу Корфу (1949), и предупреждают, что его несоблюдение может привести к контрмерам со стороны подвергшейся нападению страны. Россия и ее партнеры, напротив, выступают против должной осмотрительности как обязательства вообще и одобряют только то, что было согласовано ГПЭ.

Нужны ли новые нормы?

Нужны ли сейчас дополнительные нормы? Или следует сосредоточить внимание на реализации существующих? Отчет GGE за 2015 год, резолюция об учреждении OEWG и окончательный отчет OEWG предоставляют возможность для разработки дополнительных норм с течением времени. Некоторые из вариантов, выдвинутых разными сторонами — с очевидным расхождением в их позициях — включают предложения по нормам Глобальной комиссии по стабильности киберпространства (GCSC), такие как защита общедоступного ядра Интернета, предотвращение травм гражданских лиц, смягчение последствий во время инциденты и защита избирательных систем, а также нормы, связанные с влиянием искусственного интеллекта (ИИ) на безопасность, фейковые новости и дезинформацию, защиту основной интернет-инфраструктуры как общественного блага и вопросы киберпреступности, среди прочего.

Верх

Прошлые процессы: GGE и OEWG 2019–2021 гг.

Рабочая группа открытого состава (OEWG) 2019/2020

OEWG 2019/2020 была создана Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2018 года ( A/RES/73/27 ).

Группа правительственных экспертов ООН (ГПЭ)

Группа правительственных экспертов ООН (ГПЭ) по содействию ответственному поведению государств в киберпространстве в контексте международной безопасности (ранее: по разработкам в области информации и телекоммуникаций в в контексте международной безопасности) собирались с 2004 по 2021 год. 

GGE против OEWG

В 2018 г. ГА ООН приняла две резолюции (одну поддержали США (A/RES/73/266), другую – Россия (A/RES/73/27)), которые установили продолжение работы ГПЭ в 2019–2021 годах и РГОС ООН. В течение 2019–2021 годов ГПЭ и РГОС работали параллельно в несколько разных условиях. Было установлено значительное сотрудничество между председателями двух групп, и многие страны играли активную и конструктивную роль в обеих группах.

(Нажмите на инфографику ниже или здесь, чтобы получить доступную для голосового чтения версию в формате .pdf.) 

 

Верх

Наши проекты

 ​​​​

Онлайн-курсы

  • Политика кибербезопасности и международные отношения
  • Онлайн-курс «Дипломатия кибербезопасности»

Интернет-обсуждения кибердипломатии: 

  • Веб-дискуссия по кибердипломатии: Нормы и меры укрепления доверия (МД): мы уже на месте?
  • Отслеживание и атрибуция кибератак: кто это сделал?
  • Применимость международного права к киберпространству: знаем ли мы правила дорожного движения?
  • Кибервооружение: серьезное влияние на мир, экономическое развитие и права человека

Вебинары Женевского диалога по ответственному поведению 

  • Что такое ответственное поведение в киберпространстве?
  • Какова роль частного сектора в обеспечении мирного киберпространства?
  • Какова роль гражданского общества и сообществ в создании мирного киберпространства?

Результаты Женевского диалога об ответственном поведении

  • Выходной документ
  • Отчет «Безопасность цифровых продуктов и международные стандарты»
​​

Исследование: На пути к безопасному киберпространству через региональное сотрудничество

 

Top

Генеральная Ассамблея ООН – Чрезвычайные специальные сессии

Чрезвычайные специальные сессии

В соответствии с резолюцией 377A(V), за мир», принятой Генеральной Ассамблеей 3 ноября 1950, «аварийный внеочередная сессия» может быть созвана в течение 24 часов:

«постановляет, что, если Совет Безопасности из-за отсутствия единогласия постоянных членов не сможет выполнить свою главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности в любом случае, когда возникает угроза миру, нарушение мира или акта агрессии, Генеральная Ассамблея должна немедленно рассмотреть этот вопрос с целью вынесения соответствующих рекомендаций членам относительно коллективных мер, включая применение вооруженной силы в случае нарушения мира или акта агрессии, когда это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Если в это время не проводится сессия, Генеральная Ассамблея может собраться на чрезвычайную специальную сессию в течение двадцати четырех часов с момента получения просьбы об этом. Такая чрезвычайная специальная сессия созывается по просьбе Совета Безопасности голосов любых семи членов или большинства членов Организации Объединенных Наций».

  • 11-я сессия — Письмо Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 28 февраля 2014 г. на имя Председателя Совета Безопасности
  • 10-я сессия – Незаконные действия Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной части оккупированной палестинской территории
  • 9-я сессия — Положение на оккупированных арабских территориях [Запрос Совета Безопасности от 29 января — 5 февраля 1982 г. ] | Резолюции | Протоколы собраний
  • 8-я сессия — Вопрос о Намибии [Запрос Зимбабве 13-14 сентября 1981 ] | Резолюции | Протоколы собраний
  • 7-я сессия — Вопрос о Палестине [Запрос Сенегала 22-29 июля 1980 года; 20-28 апреля 1982 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *