В дорогу зовущие — Литература — Школьнику — Каталог статей
Как относиться к книге, как правильно читать, каких советов придерживаться. Статья «В дорогу зовущие» поможет разобраться в этих и многих других вопросах.
Проверьте себя
1. Вы прочитали выдержки из статьи «В дорогу зовущие» известного русского критика, писателя Виктора Борисовича Шкловского.
Почему он называет книгу дорогой? Как советует рассматривать и читать книгу?
Писатель сравнивает книгу с дорогой, поскольку она только предоставляет материал для размышлений. Чтобы углубиться в те чувства, образы и переживания, которые хотел передать писатель, нужно остановиться, поразмышлять над книгой, как бы «сойти с проложенной дороги в сторону, осмотреться».
Книгу Шкловский советует читать и просматривать недоверчиво, внимательно рассматривая каждую строчку. Книгу должно изучать с таким же вниманием, как часовщик изучает часы.
Чего не надо бояться? Как относились к книге Пушкин, Гоголь, Л. Толстой?
Не надо бояться, что на всей планете уже так много книг. Какую бы книгу ни прочитал человек, она останется в его памяти, будет всегда помогать ему справляться со своими проблемами, находить правильные ответы на жизненные вопросы.
Пушкин очень много читал. Можно только позавидовать его любознательности и пытливому уму. Он постоянно изменялся – иго интересы постоянно расширялись и множились. И все это благодаря книгам. А также серьезному отношению к чтению.
Гоголь составлял по прочитанному словари. К примеру, он записывал описания посуды, которая есть в России. Это очень хорошо помогало ему при создании образов быта героев своих книг.
Для толстого книга представляла собой предмет для мысли, материал для размышления. Книга толкала его на будущие свершения.
2-3. Познакомьтесь с высказываниями великих писателей о книге. Согласны ли вы с авторами этих строк?
Я согласен с каждым из этих авторов. К примеру, Андре Моруа говорит, что хорошие книги стоит перечитывать, выписывая глубокие мысли или хорошие отрывки. Это помогает мне больше разбираться в книгах.
Сомерсет Моэм любил читать критику. Ему было интересно узнать мнение критика об авторе. Он говорил, что всегда интересно мысленно с ним поспорить или согласиться. Это напоминает разговор с другим человеком, только он происходит внутри самого себя. Я полностью согласен с английским писателем. Такой «внутренний диалог» помогает глубже разобраться не только в произведении, но и в самом себе.
Постарайтесь подтвердить мысли из этих высказываний примерами из ранее прочитанных книг.
К высказыванию Андре Моруа:
К примеру, читая Гарри Поттера, можно с каждым разом отмечать для себя новые детали и переживать многие события уже по-другому. Или к примеру, открывая «Хозяйку медной горы» еще раз, можно только к концу очередного рассказа вспомнить, что ты его читал – настолько захватывающе может быть слово.
К высказыванию Сомерсета Моэма:
Очень интересно читать эпиграфы к произведениям, к примеру, Пушкина. В его время умение правильно подобрать эти несколько строчек и поставить их в начало романа – было признаком широких интересов и начитанности автора.
Вспомните статью о книге из учебника 5 класса. Используйте материалы из этой статьи для подготовки собственного высказывания о книгах и чтении.
В статье из учебника 5 класса говорилось о том, что хорошая книга – лучший друг и «учитель».
Это утверждал Пушкин, говоря: «Чтение – вот лучшее учение». Человечество многим обязано письменности и литературе. В книгах, прежде всего, сохраняется история. Открывая книгу, можно узнать о прошлом своей страны, других народов.
Одна из самых ценных книг – это учебник. На ее страницах можно найти точные ответы об окружающем мире и себе самом. Художественная литература преподает нам уроки нравственности и духовности, помогает формировать собственные взгляды.
Чтение можно назвать творчеством, поскольку для понимания мыслей автора нужно изрядно потрудиться, затратить немало энергии. Духовное развитие человека напрямую зависит от того, как внимательно и вдумчиво он читает.
4. Что из размышлений Шкловского вам показалось особенно важным для каждого читателя?
Подготовьте развернутый ответ, включив в него слова и словосочетания из статьи критика.
Особо важные советы Шкловского:
- Внимательно читать. Чтобы получить точное знание, нужно внимательно вчитываться в книгу, проверять написанное. Каждую книгу стоит «рассматривать» собственными глазами, не доверяя чьим-то высказываниям или оценкам критиков.
- Выписывать мысли. Чтобы понять автора, необходимо разбираться в написанном. Для этого нужно составлять примечания, выписывать понравившиеся мысли и обсуждать их с друзьями. Таким образом и происходит
- Читать много. Пушкин много читал. Так увеличивалась широта его интересов. За свою непродолжительную жизнь он очень много узнал из книг.
- Выбирать лучшее. Умение читать формируется в процессе чтения. После нескольких десятков книг можно сформировать достаточно большой справочный аппарат интересных слов и понятий. К примеру, такой был у Гоголя – он записывал названия посуды.
- Размышлять. Книга – предмет для мысли. Это подтвердит любой духовно развитый человек.
Такие советы помогут научиться читать правильно, а также лучше понимать себя и окружающих.
5. Какую книгу Толстой считал Самой важной?
Толстой утверждал, что самой важной является та книга, которую держишь в руках прямо сейчас. Это означает, что из любой книги можно почерпнуть важные и полезные знания, получить посредством чтения эстетическое удовольствие.
Великий писатель обращал внимание на то, что необходимо обращать внимание именно на настоящий момент, считать самым ценным собеседником того человека, который находится перед тобой именно сейчас.
Похожие материалы:
часть первая – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Итоговое собеседование как элемент проверки орфоэпических норм, которыми владеет выпускник 9 класса, призвано проанализировать коммуникативную компетенцию обучающихся. Данная процедура проверяет, насколько у девятиклассников сформировано умение создавать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух и пересказывать его, корректно включая дополнительную информацию в свое высказывание.
Выполнение школьниками заданий итогового собеседования позволяет экзаменаторам оценить соответствие уровня их подготовки по русскому языку в части владения устной речью государственным требованиям.
Целью итогового собеседования является оценка уровня общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у девятиклассников. Результат проведения собеседования — это решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации.
Как известно, итоговое собеседование в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть включает чтение текста вслух и пересказ этого текста с включением в него цитаты, вторая часть проверяет сформированность умения создавать монологическое высказывание по одной из предложенных тем и «включаться» в диалог с экзаменатором-собеседником.
В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности заданий первой части итогового собеседования и коснемся специфики подготовки к выполнению заданий этой части в школе.
Критерии оценивания заданий первой части
Задания первой части итогового собеседования по способу предъявления языкового материала имеют сходный характер: девятиклассник читает вслух текст, затем пересказывает его, дополняя предложенным фрагментом чужой речи (цитатой).
Ответ на задание 1 (чтение текста) оценивается экзаменатором-экспертом по специально разработанной системе критериев.
ОГЭ-2020. Русский язык. 20 вариантов итогового собеседования + 20 вариантов экзаменационных работ.
Пособие предназначено для подготовки учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе и основному государственному экзамену. Издание включает: — 20 вариантов КИМ для проведения итогового собеседования; — 20 типовых экзаменационных вариантов ОГЭ; — критерии оценивания выполнения заданий и ответы. Книга даст представление обо всех типах заданий на итоговом собеседовании и ОГЭ, поможет учащимся проверить свои знания, получить допуск к экзамену и сдать его на высший балл.
Купить Критерии представлены в таблице ниже.Сокращенное наименование критерия | Наименование критерия |
Балл 1/0 |
---|---|---|
Задание 1. Чтение вслух | ||
ИЧ (интонация чтения) | Интонация соответствует / не соответствует пунктуационному оформлению текста |
|
ТЧ (темп чтения) | Темп чтения соответствует / не соответствует коммуникативной задаче |
|
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания | ||
П1 | Все основные микротемы исходного текста сохранены / упущена или добавлена микротема (1 или более) |
|
П2 | Фактических ошибок нет / допущены фактические ошибки (1 или более) |
|
П3 | Высказывание включено в текст уместно, логично / не включено или приведено неуместно и нелогично |
|
П4 | Ошибок при цитировании нет / есть ошибки при цитировании (1 или более) |
|
Грамотность речи (задание 1 и 2) | ||
Г (грамматические ошибки) | Грамматических ошибок нет / допущены грамматические ошибки (1 или более) |
|
О (орфоэпические ошибки) | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) / допущены 2 или более орфоэпические ошибки |
|
Р (речевые ошибки) |
|
|
Иск (искажения) | Искажения слов нет / допущены искажения слов (1 или более) |
|
Как видим, максимальное количество баллов за чтение вслух — 2, за пересказ текста с привлечением дополнительной информации — 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы выпускника с текстом оценивается экзаменатором-экспертом отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2 первой части итогового собеседования, — 4 балла, максимальное количество баллов за первую часть — 10.
Задание 1. Чтение вслух
Для чтения на итоговом собеседовании учащимся предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России (в науке, спорте, культуре и т.д.) с иллюстрациями, на которых представлен герой текста (его портрет) и сюжетная фотография, дающая чтецу-школьнику понятие о деятельности героя.
Первое задание направлено на выявление сформированности у девятиклассников навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание ими содержания текста. Экзаменатор-эксперт оценивает правильное оформление фонетической стороны устной речи: темп чтения (при норме в 120–150 слов в минуту), соответствие интонации знакам препинания текста (корректное использование пауз, логического и словесного ударения, повышения / понижения громкости голоса), соблюдение орфоэпических норм, отсутствие искажений слов.
Также задание проверяет сформированность умения школьников видеть и использовать при чтении графические символы, например знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (Юрий Алексеевич Гага́рин, Байкону́р, бо́льшую часть жизни, в Царскосе́льский лицей, на постаме́нте) и др.
Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного в косвенном падеже, представленного в цифровой форме записи (например, «он написал более 400 научных работ», «ей было около 40 лет», «название танка Кошкин придумал в память о 1934 годе», «разработано более 100 различных конструкций самолетов» и т.д.).
Приведем пример первого задания итогового собеседования (приводим задания из методического пособия И. П. Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты»).
Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом советском авиаконструкторе Андре́е Никола́евиче Ту́полеве (1888–1972). У вас есть две минуты на подготовку.
Задания, подготавливающие школьников к успешному выполнению задания 1, из УМК В. В. Бабайцевой
К итоговому собеседованию школьник готовится на протяжении более четырех лет обучения: с первой четверти пятого по третью четверть девятого класса (обычно итоговое собеседование проводится в образовательных организациях в феврале текущего учебного года).
Успешное выполнение задания 1 «Чтение текста» предполагает, что у девятиклассника сформированы следующие умения:
- пользоваться дополнительными графическими обозначениями, то есть ученик не допускает орфоэпических ошибок в словах, в которых стоит знак ударения;
- «читать» имена собственные, термины, слова научной и публицистической лексики;
- склонять имена числительные.
Конечно же, в курсе русского языка, развития речи и литературы в 5–9 классах содержатся упражнения, формирующие орфоэпические «умения» школьников. Однако, на наш взгляд, «помощниками» учителя в данном случае являются те сведения, которые в учебниках по русскому языку входят в состав приложения, но имеют важнейшее значение при орфоэпической подготовке ученика.
Так, в учебниках по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9 классов, входящих в УМК В. В. Бабайцевой, в разделах «Пишите правильно», «Произносите правильно» содержатся «сложные» слова с точки зрения их произношения, работа с которыми снимет «орфоэпические трудности» школьников.
Приведем примеры таких слов из приложения к учебнику по русскому языку для 5 класса.
Регулярное включение данных слов в словарные диктанты, проводимые на уроках русского языка в 5–8 классах, облегчит девятиклассникам задачу успешного выполнения задания 1 итогового собеседования.
Сформировать умение склонять числительные поможет постоянная работа с числительными на уроке русского языка. Наряду с анализом текстов, в которых используются числительные в косвенных падежах, целесообразно проводить небольшие словарные диктанты с заданиями такого характера, например: «Просклоняйте количественное числительное 796» или «Измените по падежам порядковое числительное 1973 (числительное в обоих случаях дается в цифровой записи)».
Приведем вариант выполнения данного задания обучающимися.
Падеж | 796 | 1973 |
---|---|---|
И. п. | семьсот девяносто шесть | тысяча девятьсот семьдесят третий |
Р. п. | семисот девяноста шести | тысяча девятьсот семьдесят третьего |
Д. п. | семистам девяноста шести | тысяча девятьсот семьдесят третьему |
В. п. | семьсот девяносто шесть | тысяча девятьсот семьдесят третий (третьего) |
Т. п. | семьюстами девяноста шестью | тысяча девятьсот семьдесят третьим |
П. п. | семистах девяноста шести | тысяча девятьсот семьдесят третьем |
Что ещё почитать?
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания
Пересказ в методике обучения русскому языка — это связное устное изложение прочитанного текста.
Традиционно пересказ методисты считают «легким» видом работы с монологическим высказыванием, так как при пересказе школьник использует «готовые» авторскую композицию произведения, сюжет и речевые приемы.
Как известно, существуют различные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, сплошной и др.
В задании 2 выпускникам предложено пересказать текст подробно и включить в него высказывание. При подготовке к этому заданию учащийся должен самостоятельно определить, в какую часть текста высказывание ввести логично и уместно.
При оценке задания 2 важным для экзаменатора-эксперта является то, чтобы пересказ и высказывание, включенное в него любым способом цитирования, составляли цельный текст. Учащийся во время пересказа может зачитать высказывание, а не воспроизводить его наизусть.
Приведем пример задания 2.
Задание 2. Перескажите прочитанный вами текст об Андрее Николаевиче Туполеве, включив в пересказ слова Леонида Львовича Кербера — советского авиаконструктора, автора первой книги об А. Н. Туполеве:
Задания, подготавливающие школьников к успешному выполнению задания 2, из УМК В. В. Бабайцевой
Выполнение второго задания итогового собеседования предполагает, что у выпускника сформированы умения:
- использовать паузы в речи;
- избегать искажений в произношении имен собственных и терминов;
- приводить фактические сведения в пересказе;
- подробно пересказывать текст;
- сохранять важные микротемы текста;
- логично включать высказывание (цитату) в пересказ;
- использовать способы цитирования в речи.
Приведем некоторые упражнения из учебников по русскому языку и развитию речи для 5–9 классов УМК В. В. Бабайцевой, выполнение которых формирует представленные умения.
Умение корректно использовать паузы в речи
Данное умение формируется на уроках словесности при выполнении следующих упражнений (задания взяты из учебника по русской речи для 5 класса).
Упражнение. Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие речевые ситуации изображены на них.
Упражнение. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем рассказывает мальчик своим друзьям? Не было ли подобных происшествий с вами? Как бы вы о них рассказали товарищам? Напишите или составьте устно свой рассказ.
Умение создавать подробный пересказ текста
Приведем примеры упражнений, формирующих названное умение, из учебника по русской речи для 6 класса.
Упражнение. Прочитайте текст. Определите его стиль; укажите признаки, характерные для этого стиля. Почему пропорция, о которой говорится в этом тексте, названа своеобразной?
Перескажите подробно текст. Ответьте письменно на вопрос: один и тот же или разные суффиксы в словах «стрижонок» и «дрозденок»? Какие сведения из морфемики, фонетики, графики и орфографии необходимо использовать, доказывая правильность своего ответа?
Упражнение. Подготовьтесь к устному пересказу, близкому к тексту.
I. Прочитайте памятку «Как подготовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту» (с. 140).
К пункту 2 памятки.
- Как ребята относились к одуванчикам? Почему?
- Что изменило их отношение к этим цветам?
- Что значит «сделать открытие»?
- Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать?
- Как изменилось отношение детей к одуванчикам? Почему?
К пункту 5 памятки.
План
I. Одуванчики были неинтересными цветами; мы их срывали только для забавы.
II. «Раз мне удалось сделать открытие».
- Все говорили: «Луг золотой».
- «Однажды я… заметил, что луг был не золотой, а зеленый».
- Я стал наблюдать:
а) одуванчики вечером;
б) одуванчики утром. - Открытие.
III. «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».
К пункту 6 памятки.
- Отметьте слова, сочетания, придаточные предложения, обозначающие время действий и подчеркивающие их последовательность.
- Укажите примеры глаголов в форме настоящего и будущего времени; объясните, для чего они употреблены в рассказе о прошлом.
- Прочитайте глаголы-синонимы. Подумайте, какие из них и почему употреблены в рассказе.
Позвать, призвать, кликнуть (разг.), крикнуть; заглядеться, засмотреться, залюбоваться, зазеваться (разг.). - Укажите метафоры, проследите, как они «подготовлены» предыдущим содержанием текста.
II. План текста может быть простым и сложным. Каким планом пользовались вы при подготовке к пересказу «Золотого луга» — простым или сложным? Чем, по‑вашему, сложный план отличается от простого?
Умение сохранять важные микротемы текста
Упражнение (из учебника для 5 класса). Напишите сочинение о своем друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами:
- Кто твой самый близкий друг?
- Как началась ваша дружба?
- Какой он, твой друг? Что нравится в нем окружающим людям, одноклассникам, тебе?
- В чем проявляется ваша дружба?
Ниже представим упражнение из учебника для 6 класса по русской речи, формирующее данное умение.
Упражнение. Запишите несколько узких тем, входящих в тему «Осень». Напишите сочинение на одну из них.
Умение использовать способы цитирования в речи
Тема «Предложения с чужой речью» в рассматриваемом УМК дается в 9 классе, однако дети знакомятся с прямой речью раньше, уже в 5 классе.
Приведем примеры упражнений из учебника по русскому языку для 5 класса.
Упражнение. Закончите предложения, включив в них прямую речь.
Учитель может немного «усложнить» задание, поставив дополнительную задачу перед школьниками, например: преобразуйте прямую речь в косвенную; понаблюдайте, какие части речи вы включаете в состав предложения при такой трансформации.
Упражнение. Понаблюдайте, как можно использовать цитату в предложениях с прямой речью. В каждом предложении укажите прямую речь и слова автора. Объясните постановку знаков препинания. Запишите по выбору предложение. Подчеркните орфограммы.
Таким образом, анализ содержания заданий первой части итогового собеседования и обучения по русскому языку в 5–9 классах свидетельствует, что у выпускника 9 класса сформированы коммуникативные умения (с точки зрения развития устной речи), необходимые для успешного прохождения этих испытаний.
#ADVERTISING_INSERT#Элементы статьи, которые делают ее магнитом для читателей
Статьи в интернете прошли путь от текстовых «простыней» до серьезных материалов, которые при желании можно собирать в целые книги. Успех веб-текста во многом определяется тем, как он оформлен.
Как оформлять тексты для сайта, чтобы их читалиВ материале выше мой коллега Евгений Кучерявый отвечает на вопрос, как оформлять те или иные элементы статьи, и подчеркивает, что опирается на личный опыт.
Я же не рассказываю про оформление текста как такового (лид-абзац, абзацы, шрифты, интервалы и т. д.), а объясняю, зачем использовать эти элементы и как они влияют на пользовательский опыт (UX – user experience), привожу данные исследований.
Заголовок
О важности заголовков говорят копирайтеры (Огилви о рекламных заголовках), журналисты (А.В. Колесниченко в «Настольной книге журналиста»), поисковые системы («Яндекс» в разделе «Представление информации на сайте» и Google о том, «Как создавать информативные заголовки и описания страниц для результатов поиска Google»).
Для простого читателя это тумблер, вызывающий и переводящий внимание в нужное положение «буду читать / не буду читать».
Работающий заголовок отвечает ряду требований:
- Отличается шрифтом и выделением от основного текста. Этот принцип соблюдается практически везде и всегда. Посмотрите объявления на столбе и спросите себя, что первым привлекает внимание.
- Передает основную идею текста.
- Имеет недвусмысленную формулировку.
- Не вступает в противоречие с контентом статьи.
- Подогревает интерес читателя.
- Содержит ключевые фразы.
Вы можете и должны проверять свои заголовки до того, как их увидят читатели. На Западе это делают двумя способами.
1. TACT-тест заголовка
Здесь Taste – вкус, Attractiveness – привлекательность, Clarity – ясность, Truth – правда. По ходу проверки задаем себе четыре вопроса:
- В хорошем ли вкусе подан заголовок? Может читатель увидеть в нем что-то оскорбительное для себя?
- Привлекает ли читательское внимание? Можно ли улучшить без потери ясности?
- Точно ли передает суть статьи? Нет ли чувства двусмысленности или недосказанности?
- Соответствует ли истине?
Если у вас хоть на один вопрос возник отрицательный или неопределенный ответ, у читателя будет аналогичная реакция. Заголовок надо менять.
2. Правило последнего взгляда
После того, как вы написали статью, еще раз посмотрите на заголовок. Можно попросить сделать это другого человека – коллегу или редактора (последнего даже просить не придется), родственника или знакомого. Так можно выявить недостатки существующего заголовка и получить его новые варианты.
Это заставит вас наплевать на требования к заголовкам…
Кликбейтный заголовок, разумеется! Один из них прямо сейчас справился со своей задачей.
BuzzSumo в прошлом году провели исследование 100 миллионов заголовков и обнаружили, что:
- Наиболее виральные фразы в заголовках («Это заставит вас», «Именно поэтому», «Вы не поверите», «Только X человек из…») – кликбейтные.
- Эмоциональные заголовки («Это так мило», «У вас будут мурашки от…», «Слезы счастья») играют на вовлечение.
- Любопытство («То, что произошло дальше…», «Топ-10 песен о…) также работает на вовлеченность читателей.
- Заголовки, в которых есть числа (особенно «10») являются наиболее вовлекающими.
- Длина наиболее виральных заголовков – 80-95 символов.
В профессиональной среде кликбейтные заголовки – моветон. Поддерживаю эту точку зрения и тут же попадаюсь на такое:
Подзаголовок
- Заголовок устанавливает суть текста, идущий следом подзаголовок ее расширяет и втягивает в чтение:
- Подзаголовки в тексте – важнейший элемент в читательской цепочке «смотрю на заголовок → смотрю на подзаголовки →о, то, что нужно! → читаю текст»:
Оптимально, когда заголовок и идущий вслед за ним подзаголовок:
- связаны в единое предложение;
- согласованы грамматически;
- связаны логически.
Анонс
Этот небольшой текст (2-3 предложения) служит мостиком между заголовком и текстом статьи, потому что дополнительно «подогревает» читателя, побуждает его погрузиться в материал с головой прямо здесь и сейчас. Кроме того, это основа промоутирования статей в социальных сетях.
- Если не напишете качественный анонс, а просто вставите в пост ссылку (хорошо еще, если адекватно отобразится с картинкой), не ждите большого наплыва желающих ее прочитать.
- Картинка (как и любая другая, но эта особенно) выбирается под стать текстовому анонсу.
- Не стоит в качестве анонса брать лид-абзац или какой-то фрагмент текста. Для поисковиков это сигнал о дублировании контента.
- Важнее всего в анонсе – невысказанность, заманчивость и даже гротеск:
Содержание статьи
Давайте возьмем для примера лонгрид. Например, «Как составить слоган для привлечения клиентов: критерии, кейсы, приемы». Его содержание:
Для автора содержание – структура статьи, а часто – план ее написания. Для читателя – возможность СРАЗУ увидеть, что его ждет БЕЗ сканирования подзаголовков в тексте.
Ничего нового тут не придумали: те же книги по форме являются лонгридами. Согласитесь, книга без заглавия – как-то странно… Мы же часто первым делом лезем в содержание, чтобы узнать, что нас ждет по ходу чтения!
Про «ничего нового» я слегка слукавил. «Текстерра» сделала так, что теперь содержание статьи всегда с читателем:
Считаю, что этот элемент должен быть на любом сайте с длинными статьями, хотя та же «Википедия» использует его независимо от объема материала. Казалось бы, о чем тут говорить и спорить, но про показ содержания есть и противоположное мнение.
9 ошибок в верстке статьи, из-за которых вы теряете читателейВремя на прочтение
Взрослый человек в среднем читает 120–180 слов в минуту. Зная это, вы можете предположить, сколько своих драгоценных минут пользователь потратит на чтение статьи.
Хорошо, вы знаете, но он-то еще нет! Вот «время на прочтение» и сможет показать приблизительную картину:
TexTerra и тут пошла дальше:
Указать время на прочтение статьи – значит проявить заботу о читателе.
Владельцы сайтов на WordPress могут использовать плагин Estimated Reading Time для вывода времени чтения статей. В Joomla и Drupal это, как правило, делается средствами CMS или через вставку в код специальных строк.
Количество просмотров
Это оценка популярности материала у других читателей, весомое социальное доказательство и «дополнительное мерило популярности», как говорят представители «ВКонтакте» в своем сообщении.
Хороший пример – статьи из «Тинькофф Журнала»:
Чтобы внедрить количество просмотров статьи, используйте плагины:
- Page View Count для WordPress.
- Стандартный модуль Statistics для Drupal.
- Visits Counter для Joomla.
Изображения в тексте
Вспомните себя в детстве: берете в руку книжку. Листаете. Картинок нет. Кладете книжку обратно.
Сейчас вы взрослые и часто читаете статьи вообще без картинок. И если уж использовать изображения, то соблюдая ряд правил:
- Качественные иллюстрации (авторские или с фотостоков):
- Соблюдение разумного соотношения «текст-графика». Статья, превращенная в фотогалерею, подчас ничем не лучше длинной «простыни».
- Правильный контекст, т. е. соответствие картинки окружающему тексту:
- Понятность изображений для пользователя:
- Использование изображений в соответствии с представлениями о чтении (слева направо) – их лучше располагать в центре или слева.
- Обязательно подписывать все изображения. Тут лучше всего сказать словами Ильи Горбунова:
«Иллюстрация без подписи – бессмысленная декорация.»
- Используйте метатеги title и alt для изображений. Title подсказывает пользователям, что за изображение они просматривают, а alt хорошо индексируется поисковыми системами, которые по нему определяют содержимое найденных изображений. Заголовок изображения можно увидеть, наведя на него курсор:
Видео в тексте
Представьте, что вы читаете статью о том, как самостоятельно собрать компьютер. Даже если там все очень подробно расписано и сфотографировано, лучше всего показать видео, потому что оно:
- Максимально визуализирует текстово-графическую информацию из материала.
- Является подчас более убедительным, потому что смотрящий видео человек чувствует свою сопричастность к действию.
- Способствует лучшему усвоению информации. Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочесть.
Тут встает вопрос – а зачем вообще нужен текст, если можно все показать в видео? А вы посмотрите на YouTube: это видеохостинг, но почти под каждым роликом дается его описание с таймингом основных моментов видео, приводятся все необходимые ссылки, о которых упоминалось по ходу показа. Плюс автор ролика может в описании написать о том, о чем неуместно было бы упоминать в контексте ролика.
Вот что об этом говорит Дмитрий Дементий, автор блога «Текстерры», сделавший не одно видео для блога:
«А вдруг у читателя нет времени смотреть? Например, мне всегда проще прочитать инструкцию, чем посмотреть. Я лучше воспринимаю написанный текст. И еще есть незрячие пользователи. Им нужно текстовое описание, которое может прочитать скринридер».
Я добавлю, что для просмотра видео, если там нет субтитров, требуются колонки или наушники. Если же их нет под рукой, текст выручит и не даст читателю с грустным вздохом закрыть статью.
Таблицы в тексте
Однотипные данные, относящиеся к общей категории, лучше всего показывать читателю в виде нумерованных или маркированных списков. А что если списков много?
Смотрите:
Ребята собираются в поход. Михаил берет с собой:
- тапочки;
- резиновую утку;
- журнал Men’s Health.
Михаил не берет с собой:
- автомат Калашникова;
- нарезной батон;
- пузырь сушеного карася.
Юлия берет с собой:
- тушь для ресниц;
- фонарь;
- мамины пирожки.
Юлия не берет с собой:
- крестовую отвертку;
- блокнот;
- ржавый болт.
Максим берет с собой:
- жевательную резинку;
- гитару;
- карту.
Максим не берет с собой:
- часы;
- кружку;
- жену.
Смешно и грустно. Мы «украли» свободное пространство у статьи и время читателя. Прямо сейчас это сотворили!
Не лучше ли сделать так:
Молодежь собралась в поход.
Ребята |
Возьмет в поход |
Не возьмет в поход |
Михаил |
тапочки резиновую утку журнал Men’s Health |
автомат Калашникова нарезной батон пузырь сушеного карася |
Юлия |
тушь для ресниц фонарь мамины пирожки |
крестовую отвертку блокнот ржавый болт |
Максим |
жевательную резинку гитару карту |
часы кружку жену |
Есть вопросы, что лучше воспринимается?
Ссылки
В статьях с исследованиями, комментариями экспертов, рассказами о сервисах, программах и других статьях, вы ставите ссылки.
Читатель, видя в тексте любой факт, спорный момент или нечто любопытное, спросит: «А где пруф?», «А где это посмотреть?» или просто «Чего-о-о-о?». Если не обеспечить их ссылками, текст будет восприниматься как набор авторских фантазий.
У ссылок в статьях есть одна проблема, которая вредит и читателям, и авторам – их открывание в том же окне, в котором был текст. В результате читатель отправляется в далекий путь и вовсе не факт, что отыщет его начало.
Все решается просто: любая ссылка откроется в новом окне, если к тегу ссылки <a> добавить атрибут target со значением _blank.
В html-коде это выглядит так:
- По ссылке откроется другая страница в той же вкладке браузера:
<p><a href=»Super Article.html»>Статья откроется в этом окне</a></p>
- По ссылке откроется другая страница, но уже в новой браузерной вкладке:
<p><a href=»Super Article.html» target=»_blank»>Статья откроется в новом окне</a></p>
Читайте также / похожие статьи
Вы хорошо написали материал. Довольный читатель жаждет покопаться в теме. Зачем заставлять его лезть в «Блог» и искать всю подборку, когда можно показать похожие статьи прямо в той, что он сейчас прочитал?
У «Текстерры» на 3.10.2018 в блоге 1544 (!!!) материала. И по каждому направлению интернет-маркетинга написаны десятки и сотни статьей. Можно, конечно, «руками» поискать похожие статьи (что я и делал, пока готовил подборку статей по контент-маркетингу), но лучше так:
Теги статей
Они нужны для того, чтобы классифицировать информацию. Читателю вы показываете, что эта статья посвящена #seo и/или #smm. Тем самым вы создаете ссылки мгновенного поиска по сайту, чтобы пользователь смог получить полную подборку по интересующему вопросу:
- Вы читаете статью «Текстерры», где есть тег #E-book:
- Нажимаете на тег и попадаете в результаты поиска:
Кнопки социальных сетей
Такие кнопки нужны, чтобы максимально уменьшить время на сохранение и расшаривание материала в соцсетях.
В UX Magazine провели исследование, которое показало два интересных момента:
- Если в статье серьезный коммерческий контент, им предпочитают делиться, копируя URL статьи и отправляя ссылку в личные сообщения.
- Если контент носит развлекательный характер, им охотнее делятся через расшаривание в социальных сетях.
Кнопки соцсетей нужно использовать, но делать это надо правильно:
- не стоит располагать их вверху страницы – читатель еще ничего не прочитал и не решил, а вы уже «лезете» к нему с просьбой поделиться статьей;
- используйте панели с максимальным числом кнопок. Аналитика, конечно, подскажет, из каких соцсетей идет наибольший трафик, но не стоит никого игнорировать. Сделаете панель расшаривания без российских «ВКонтакте» и «Одноклассники» – потеряете немалую часть желающих поделиться материалом;
- счетчики расшариваний выглядят в глазах читателя как социальное доказательство «а статья-то понравилась многим людям». Однако это может сработать и в минус, когда расшариваний очень мало или вообще нет;
- кнопки нужно располагать в поле видимости читателя и рядом с тем контентом, которым они собираются делиться. Лучше всего располагать их слева, кнопки при этом должны иметь «родные» цвета своих соцсетей:
Рейтинг статьи
Это также социальное доказательство, маячок для читателя, что статья стоящая. Читатели могут выставлять за ваши материалы «звездочки», «сердечки», баллы:
«Текстерра» переняла идею у Facebook и сделала рейтинг интереснее:
Больше диапазон эмоций в рейтинге – выше читательский отклик.
Комментарии к статье
Дать читателю возможность прокомментировать свою статью – предоставить ему возможность поделиться пользовательским опытом в чистом виде:
- Выразить свое впечатление от прочитанного.
- Указать автору на возможные ошибки или рьяно его похвалить за проделанную работу.
- Продемонстрировать свою экспертность.
- Вступить в полемику с автором / другими читателями.
- Показать себя знатным троллем и словить бан.
Если вы хотите много комментариев, которые бы превращались в целые дискуссии:
- настраивайте комментирование без модерации, чтобы человек написал и сразу увидел написанное, а еще лучше – мог его исправить или удалить;
- используйте одну из популярных систем комментирования – Disqus, Cackle или HyperComments. Сейчас системы, где надо сначала надо заполнить поля, потом ввести капчу, воспринимаются как настоящий барьер. С помощью готовых систем читатели авторизуются через соцсети и оставлять комментарии от имени своего профиля;
- если вы хотите человеческого общения без оскорблений и матерщины, предупредите заранее пользователей о том, что недопустимо использовать в комментариях:
Напишите вежливо и понятно – кто-то после этого, возможно, и не захочет комментировать, но большинство читательской аудитории отнесется с пониманием.
Какую систему комментирования выбрать для сайтаНеужели найден рецепт идеального текста?
Точную формулу успеха статьи вывести практически невозможно: иногда «выстреливают» материалы, от которых ничего особого не ждешь, а очень серьезные лонгриды терпят трафиковое фиаско.
А вот формулу неуспешной статьи – без проблем! Смотрим:
Вы уже в курсе, что кликбейт может заставить прочесть и не такое. Только вот зачем заставлять пользователей продираться через ЭТО в поисках смысла. Кого я, в сущности, обманываю: никто и читать не будет… так, возьмут как антипример для статьи.
Коллеги по перу и клавиатуре! У вас теперь есть большой и не далеко исчерпывающий инструментарий для работы с пользовательским опытом прочтения статей. Используйте хотя бы половину описанного, и вы многократно повысите шансы получить благодарных читателей. Эй, UX-нем!
Мы делаем сайты под ключ: пишем текст, готовим дизайн, оптимизируем. Примеры – в портфолио. Подробнее kak-oformit-statyu-chtoby-ee-dochitali-nuzhno-tolko12 ошибок в интерьере, которые мешают вашей квартире стать идеальной
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Часто при планировании интерьера мы забываем о важных мелочах, гонимся за сиюминутными трендами или не думаем о том, что в процессе обживания помещения может разрушиться красивая картинка, которая изначально была в голове. При этом цветовая гамма и интерьер в целом оказывают существенное влияние на настроение и самочувствие человека. Так как мы отдыхаем и восстанавливаем силы именно дома, хочется, чтобы там все было идеально.
AdMe.ru решил собрать 12 наиболее распространенных недочетов, которые портят интерьер квартиры, и поделиться советами, как их избежать.
1. Отсутствие розеток в нужных местах
Не всегда при планировании пространства мы задумываемся о расположении розеток. Тем не менее от этой незаметной на первый взгляд части интерьера зависит многое. Скажем, если вы решите поставить светильник или телевизор слишком далеко от ближайшей розетки, то в вашей комнате появятся некрасивые удлинители и потянутся лишние провода. Мало того что это не эстетично, так еще и небезопасно: вы можете легко о них споткнуться.
Что делать: заранее определиться с количеством необходимых розеток в зависимости от типа помещения. Если это по какой-то причине невозможно, то разместите двойные розетки по углам комнаты и учитывайте, где планируете поставить мебель. К расчету количества розеток имеет смысл приступать после разработки интерьера. Кроме того, подумайте, может, лучше вовсе отказаться от какого-то декоративного торшера, чем обзавестись лишними проводами.
2. Дешевая посуда
Простая дешевая посуда портит не только стильный и продуманный интерьер, но и настроение. Почему-то многие не пользуются красивой посудой каждый день, а хранят ее для особого случая. Помните парадный хрусталь в серванте или чайный сервиз, который доставали только по праздникам? Времена дефицита давно прошли, не стоит экономить на бокалах и тарелках.
Что делать: избавиться от некрасивой посуды, купить хороший набор тарелок, чашек и бокалов и пользоваться им каждый день. Ведь намного приятнее выпить утренний кофе из изящной фарфоровой чашки, чем из дешевой кружки, купленной в ближайшем супермаркете.
В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение. Выпускнику предлагается пять тем сочинений, из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления, в рамках которых будут даны темы. В 2019/2020 учебном году даны следующие направления: ● «Война и мир» – к 150-летию великой книги ● Надежда и отчаяние ● Добро и зло ● Гордость и смирение ● Он и она Многие выпускники задаются вопросом: «Как писать это сочинение?». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2019/2020 гг. мы подробно ознакомились в этой статье. Повторяем, что для получения зачёта необходимо, чтобы выпускник: Если Вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она: 1) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части. 2) Написать Основную часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов. 3) Написать Заключение, которое содержит вывод по всему сочинению. Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем. При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только к одному тематическому направлению? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется Вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал. 1. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Первым делом необходимо выбрать тему сочинения. На этом этапе главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой Вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий Вашу позицию по проблеме.Если Вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему. Писать сочинение Вы можете по следующему алгоритму: 2. КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.Существуют различные способы работы с черновиком: На этапе выбора темы Вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того, как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую Вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы Вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос. Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет Вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения основной мысли. Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет): Например, раскрывая тему «Любовь: счастье или трагедия?», можно нарисовать такую схему: Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.Приведём два примера составления плана: 3. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.Традиционно выделяют три части сочинения: Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов. Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
3.1 КАК ПИСАТЬ ВВЕДЕНИЕ
Введение должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. 3.2 КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: Использование литературных аргументов В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от Вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.При аргументации Вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения. 3.3 КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно подводить итог всей Вашей работе, логично завершать Ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом. 4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СОЧИНЕНИИ Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом: Фактические ошибки Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Речевые ошибки Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
Грамматические ошибки Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления. При написании статьи была использована презентация. |