100 лучших российских пиарщиков
Иллюстрация Depositphotos
Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) в день PR-специалиста объявила итоги второго Всероссийского рейтинга директоров и департаментов по корпоративным коммуникациям и корпоративным отношениям TOP-COMM 2015. В список 100 лучших российских эксперта в области PR в этом году вошло 53 новых участника.
Результаты рейтинга TOP-COMM 2015 основываются на исследовании, в котором приняли участие свыше 120 топ-менеджеров, ответственных за стратегические корпоративные коммуникации, генеральные директора коммуникационных агентств, а также руководители департаментов корпоративных коммуникаций и их структурных подразделений. Рейтинг TOP-COMM оценивает эффективность руководителей и находящихся в их ведении подразделений в сфере стратегических коммуникаций бизнеса в организациях, работающих в России.
Первое место в рейтинге, как и в прошлом году, эксперты отдали директору по связям с общественностью — руководителю блока информационной политики «Интер РАО» Антону Назарову. Директор по внешним связям и коммуникациям по России «Coca-Cola HBC Eurasia» Ирина Архипова поднялась со третьей позиции на вторую, а руководитель Департамента связей с общественностью, корпоративных отношений и маркетинга в России и странах СНГ «Дойче Банка» Дмитрий Агишев занял третье место. Четвертое и пятое место заняли директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская и директор департамента общественных связей «Аэрофлот» Андрей Согрин соответственно.
1. Антон Назаров, Директор по связям с общественностью — руководитель блока информационной политики «Интер РАО»
2. Ирина Архипова, Директор по внешним связям и коммуникациям по России Coca-Cola HBC Eurasia
3. Дмитрий Агишев, Руководитель Департамента связей с общественностью, корпоративных отношений и маркетинга в России и странах СНГ, «Дойче Банк»
4. Елена Кохановская, Директор по связям с общественностью МТС
5. Андрей Согрин, Директор департамента общественных связей «Аэрофлот — российские авиалинии»
6. Грачева Анжела, Вице-президент, Руководитель департамента по связям с общественностью «УРАЛСИБ»
7. Пивоварова Юлия, Директор по связям с общественностью и региональными органами власти «Полиметалл»
8. Нагога Маргарита, Директор Департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ, Пенсионный фонд России
9. Лидов-Петровский Петр, Директор по связям с общественностью, “МегаФон”
10. Солопов Дмитрий, Президент рекламного синдиката «Идальго»
11. Тузикова Анна, Начальник отдела маркетинга и связей с общественностью, «АйДесайд Консалтинг»
12. Алявдин Кирилл, Директор по корпоративным коммуникациям, Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»)
13. Кирезова Ирина, Руководитель Департамента по корпоративным коммуникациям «Почта России»
14. Захаренкова Анна, Директор Дирекции по связям с общественностью «Международный аэропорт Шереметьево»
15. Зверев Борис, Директор Департамента по связям с общественностью «РусГидро»
16. Богаченко Виталий, Директор по корпоративным отношениям «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»
17. Рюмин Михаил, Вице-президент по маркетингу и PR ГК РОСГОССТРАХ
18. Стасева Анастасия, Директор по маркетингу и развитию бизнеса ГК Агентство Контакт (InterSearch Group)
19. Матковский Аркадий, Директор Центра общественных связей «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
20. Рыбакова Мария, Начальник Управления коммуникаций и информационной политики «Объединенные машиностроительные заводы»
21. Клоков Дмитрий, Директор по внешним коммуникациям «ФСК ЕЭС»
22. Матасов Михаил, Директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями «КАМАЗ»
23. Кедрин Алексей, Вице-президент по работе с органами гос. власти и корпоративным отношениям «Пивоваренная компания «Балтика»
24. Шуб Максим, Региональный директор по связям с общественностью в России и странах СНГ Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Сервисиз (РФ) Б.В.
25. Манджиева Кермен, Директор по связям с общественностью Северо-Западный филиал ПАО «МегаФон»
26. Готова Наталья, Руководитель Департамента стратегического развития Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций (НП ТСО)
27. Рукина Надежда, Начальник департамента общественных коммуникаций «РАО Энергетические системы Востока»
28. Антончик Татьяна, Директор по корпоративным коммуникациям «Пивоваренная компания «Балтика»
29. Левшин Роман, Руководитель департамента внешних коммуникаций СОВКОМБАНК
30. Куманина Екатерина, Директор по внешним связям ГК «ДИКСИ»
31. Цеплинская Ирина, Директор по связям с общественностью «Эльдорадо»
32. Денисов Денис, Директор департамента корпоративных коммуникаций ЗАО КБ «Ситибанк»
33.Коршунова Александра, Начальник службы по связям с общественностью и работе со СМИ «Тюменская энергосбытовая компания»
34. Кремер Алена, Управляющий партнер «Ди Пи Джи»
35 Черненко Сергей, Директор по корпоративным вопросам региона «Бакарди Рус»
36. Шварцкопф Константин, Директор департамента корпоративных коммуникаций «Группа «СИНТЕЗ»
37. Опимах Ирина, Директор по связям с общественностью ГК «КОРТРОС»
38. Исайченко Нина, Основатель и генеральный директор Art&Smart PMCG «Арт энд Смарт»
39. Чабаненко Ксения, Global Communications Director My.com
40. Зибарева Марина, Директор по коммуникациям в России, Украине и СНГ PepsiCo
41. Климкин Федор, Пресс-секретарь ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Б.В.
42. Житомирский Илья, Директор департамента информационной политики и корпоративных коммуникаций Объединенной судостроительной корпорации
43. Грабовский Илья, Руководитель направления внешних коммуникаций АО «МаксимаТелеком»
44. Лобанов Сергей, Исполнительный директор, Руководитель Управления региональных коммуникаций «Банк УРАЛСИБ»
45. Уляшев Юрий, Генеральный директор «Аарон Ллойд Медиа»
46. Антонова Анна, Управляющий партнер Serviceplan Louder Russia
47. Махортов Евгений, Директор по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
48. Ямщикова Елена, Директор по связям с общественностью «Уолт Дисней Компани СНГ»
49. Авада Милена, Директор по внешним коммуникациям «Архангельский ЦБК», ГК «Титан» (Архангельск)
50. Бабиченко Сергей, Начальник управления по связям с общественностью Новолипецкого металлургического комбината (Группа НЛМК)
51. Алтаева Екатерина, Руководитель pr-агентства «КАСТAМОНУ МАРКЕТИНГ ЭНД ТРЕЙД»
52. Швидунова Анна, Директор по связям с общественностью ЗАО «Сити-XXI век»
53. Видеман Екатерина, Директор департамента по связям с общественностью ОАО «Мечел»
53 Сереженко Оксана, Директор по связям с общественностью ФГБУ «РГМЦ»
54. Копейченко Наталья, Руководитель PR-службы JLL
55. Лебедев Артём, Вице-президент по коммуникациям ЗАО «Банк Русский Стандарт»
56. Асоян Карен, Директор PR&Events Samsung Electronics Russia
57. Мурашко Юрий, Руководитель службы по связям с общественностью предприятий промышленного кластера Уранового холдингв АРМЗ («Атомредметзолото»)
58. Копытов Сергей, Управляющий директор по связям с общественностью «Акционерная финансовая корпорация «Система»
59. Бикбаев Марат, Начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Башкирская электросетевая компания»
60. Кирпичников Андрей, Директор департамента общественных связей «ГМК «Норильский никель»
61. Комарова Ника, Директор по корпоративным коммуникациям «Астерос»
62. Эндеко Татьяна, Руководитель направления «Внутренние коммуникации и медиапроекты» «Русские машины»
63. Ульянова Юлия, Директор по связям с общественностью «РВК»
64. Ступников Владимир, Партнер iMARS Communications
65. Саралидзе Вадим, Исполнительный директор по коммуникациям и информационной политике «Локомотивные технологии»
66. Волчек Григорий, Главный редактор газеты «Нефтяные Ведомости»
67. Ермиличев Дмитрий, Директор по связям с общественностью и органами власти «Э.ОН Россия»
68. Семина Наталья, Директор по корпоративный коммуникациям BBDO Group
69. Германова Наталия, Вице-президент, Директор Департамента маркетинга и коммуникаций «Сбербанк России»
70. Докучаева Наталья, Вице-президент по коммуникациям Adela Financial Retail Group
71. Кармаев Александр, Заместитель генерального директора по связям с общественностью «Трансойла»
72. Литошик Денис, Директор по коммуникациям и связям с общественностью «Фортум»
73. Малашенко Наталия, Директор по корпоративным отношениям, Россия и Украина, UPM («ЮПМ-Кюммене»)
74. Левитина Ирина, Директор Центра корпоративных коммуникаций «Нордеа Банк»
75. Воронина Анна, Руководитель пресс-службы ГК «Р-Фарм»
76. Тышковская Екатерина, Руководитель департамента корпоративной культуры и внутренних коммуникаций «Вымпел Коммуникации»
77. Котова Екатерина, Директор по маркетингу и коммуникациям «Объединенное Кредитное Бюро»
78. Тотунова Елизавета, Начальник управления внешних связей «Газпромбанк «
79. Павлов Александр, Заместитель руководителя Службы управления репутацией «УРАЛСИБ»
80. Костиков Александр, Директор по коммуникациям и связям с инвесторами «Группа Черкизово»
81. Турцева Екатерина, Директор по корпоративным коммуникациям ТМ Acronis
82. Белоусова Екатерина, Начальник управления корпоративных коммуникаций Enter Связной
83. Тарасенко Ольга, Директор Департамента корпоративных коммуникаций «СНС-Холдинг»
84. Орлова Анна, Директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Rose Group
85. Шкаровская Ирэн, Начальник управления стратегических коммуникаций «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
86. Гончарова Юлия, Директор по маркетингу и продвижению медиахолдинга UMH Russia «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»
87. Сандлер Ольга, Руководитель пресс-службы Knight Frank
88 Кутилов Евгений, Директор по связям с общественностью ГК IBS
89. Благовещенский Валентин, Пресс-секретарь «АльфаСтрахование»
90. Каменева Жамиля, Руководитель B2B маркетинга «Самсунг Электроникс Рус Компани»
91. Мешалкин Ярослав, Начальник отдела по связям с общественностью «Европлан»
92. Шедова Елена, Директор по маркетингу и коммуникациям «Инфосистемы Джет»
93. Филиппов Дмитрий, Советник ректора «Челябинский государственный педагогический университет»
94. Ладыгин Кирилл, Директор по цифровым коммуникациям «АГТ»
95. Береза Константин, «Национальный расчетный депозитарий»
96. Верномудрова Мария, Директор по внутренним коммуникациям «Евразхолдинг» (ЕВРАЗ)
97. Лепехина Анастасия, Директор по продвижению NAI Becar
98. Селиванов Семен, Начальник управления по связям с общественностью, «Уральский банк реконструкции и развития»
99. Новиченкова Людмила, Директор по маркетингу и коммуникациям «Синовейт Комкон»
100. Арчибасова Ольга, Директор центра по связям с общественностью и телекоммуникациям «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова»
PR-заповеди известных российских пиарщиков | Pressfeed. Журнал
В течение трех лет мы в Pressfeed спрашивали у ведущих специалистов PR-рынка о том, что они думают о пиаре, будущем индустрии и своем месте в ней. Получились эдакие правила жизни в пиаре, которые мы в итоге решили собрать вместе.
Представляем подборку PR-заповедей от 10 успешных российских пиарщиков, к мнению которых стоит прислушаться.
1. Михаил Умаров, управляющий партнер агентства Сomunica
У нас в PR, как и в медицине, большинство прибегает к самолечению, считая, что знает свои недуги лучше докторов. Лечиться часто приходят в очень запущенном состоянии. Так что — сдавайте анализы, репутация будет целее.
Читать далее.
2. Филипп Гуров, директор коммуникационной группы «Гуров и партнеры»
Посмотрите на сайты многих digital-агентств, посмотрите на интервью, которые обильно раздают директора PR-компаний. Как эти люди вообще могут кого-то консультировать? Эй, ребята, вы что, не верите в то, чем занимаетесь? А зачем тогда занимаетесь?
Читать далее.
3. Дмитрий Сокур, основатель и генеральный директор агентства «Сокур и партнеры»
Удивляй себя и изумляй коллег. Главная задача — быть в постоянном поиске нового контекста и формы. И если скептики говорят, что все уже придумано, будь уверен — все всегда можно сделать иначе.
Читать далее.
4. Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner
Чувство юмора и самоирония — это то, что помогает пережить любой кризис. Я называю это улыбкой удава: будет ли через пять лет важно то, из-за чего ты расстраиваешься сегодня? 99% проблем через пять лет вам даже и не вспомнятся.
Читать далее.
5. Александр Цыпкин, экс-директор по PR Северо-Западного «Мегафона»
Пиарщик должен уметь «читать» других людей настолько же лучше обычного человека, насколько хирург лучше оперирует, чем пиарщик. Главное избегайте хирургов-пиарщиков.
Лучше качественный платный материал, чем тоска, размещенная бесплатно. Предположу, что с сексом так же.
Все люди считают, что разбираются в пиаре. Просто смирись.
Читать далее.
6. Ника Зебра (Вероника Кириллова), директор PR-агентства Zebra Company
Не воруйте идеи, тексты и дизайн. Мало было скандалов в Facebook со скринами переписок? Да, ваш работодатель и заказчик, может быть, и не узнает об этом, но рынок маленький. Создавайте свой стиль, разрабатывайте концепцию самостоятельно, придумывайте новые фишки.
Читать далее.
7. Ольга Дашевская, основатель и старший партнер агентства PR Inc.
Не идентифицируйте себя с предметом продвижения — это мешает объективно оценивать ситуацию. Платит клиент, а музыку заказывает главный редактор, поэтому только объективный подход поможет найти кратчайший путь к цели.
Читать далее.
8. Владимир Виноградов, президент холдинга Pro-Vision
Информация, которую ты транслируешь через СМИ и соцсети, должна быть достоверной. Иначе доверия ни у журналистов, ни у аудитории не вызвать. Поэтому, прежде чем отправлять message вовне, перепроверь.
Читать далее.
9. Глеб Сахрай, генеральный директор агентства PRT
Для достижения сверхрезультатов можно все: провоцировать, предлагать смелые идеи, играть на противоречиях. Но только если ты действительно профессионал, чувствуешь внутреннюю уверенность и находишься в хорошей форме. Правило, согласно которому пиарщик должен быть серым, незаметным и «не отсвечивать» — устарело.
Читать далее.
10. Тимур Асланов, главный редактор журнала «Пресс-служба»
Рамки — удел трусов. Если так еще никто не делал, это не значит, что это не принесет результат. Пиар — профессия для тех, кто не боится. Пересекай границы, нарушай правила, попирай авторитеты, не бойся идти против потока — там всегда самое интересное. Там, где ловят все, шансов поймать большую рыбу очень немного. Действуй по-новому. Действуй по-другому. Не бойся быть первым.
Читать далее.
Главный редактор Pressfeed.ru.
Экс-редактор журнала «Секрет фирмы» ИД «Коммерсантъ».
Более 20 лет занимаюсь деловой журналистикой.
Хотите стать нашим автором, прислать статью, написать колонку, поделиться новостью?
Пишите мне на почту [email protected]
PR изнутри: как работают пиарщики российских звезд
Профессия пиарщика для большинства людей по-прежнему остается чем-то загадочным. Точнее, для многих не секрет, что буквы PR расшифровываются как «связи с общественностью», но что это за общественность, зачем и каким образом с ней налаживаются эти самые связи — вопрос, на который ответят далеко не все. Редакция SPLETNIK.RU пообщалась с несколькими московскими пиарщиками, чтобы выяснить, в чем состоит их работа, к каким хитростям они прибегают и зачем, как привлекают интерес к своим клиентам и чем все это заканчивается.
Кто такой пиарщик
Сейчас образование профессионального пиарщика можно получить в вузе, но это совершенно не значит, что все, кто гордо именует себя PR-специалистами, имеют диплом по данной специальности. Как раз наоборот: в этой сфере трудятся люди с самым разным образованием, зачастую вообще не имеющим никакого отношения ни к общественности, ни к связям.
Очень часто в пиар идут журналисты: здесь ведь тоже на первом месте по значимости стоит умение общаться, договариваться и добиваться своего. Способность написать пресс-релиз также для пиарщика большой плюс, вот и подаются в PR бывшие филологи и выпускники журфака. Правда, грамотно владеть русским языком все-таки способны далеко не все труженики пиара, судя даже по тем пресс-релизам, которые приходят на электронную почту многих редакций и порой приводят в ужас сотрудников.
Впрочем, удивляться не приходится: пиарщик в России, как правило, больше чем пиарщик. Это за границей у крупной звезды имеется целая команда профессионалов, работающая с клиентом круглосуточно. А у нас пиарщик той или иной знаменитости бывает еще и личным ассистентом, и стилистом, и водителем, и концертным администратором, и проводником между звездой и фанатами.
Если пиарщик, к примеру, договаривается о фотосессии для журнала, он же обычно берет на себя все мелочи и не мелочи, с этим связанные. Ты и договариваешься, и встречаешь, провожаешь на съемку, оформляешь пропуск на машину, сопровождаешь, иногда даже едешь подбирать для своего клиента одежду, если он не успевает (тут, естественно, нужно досконально знать его вкус). Во время съемки бывает всякое: то нужно сбегать в магазин за колготками, потому что они на звезде порвались во время съемки, то сходить за кофе — как правило, все эти поручения пиарщиками воспринимаются как часть работы. В перерывах между всем этим успеваешь взять у артиста интервью, написать новость для прессы, и, в конце концов, ты должен уже знать своего клиента так хорошо, что даже на некоторые вопросы журналистов запросто можешь ответить за него, точно представляя себе, что он скажет (вопросы-то задаются из интервью в интервью примерно одни и те же).
Анонимно, PR-менеджер артистов:
Иногда приходится спасать ситуацию собственными силами, и тут доходит до смешного. Я была пиарщиком одной женской музыкальной группы, мы приехали на съемку, и только там выяснилось, что одна из солисток надела совсем не то, что просили. Дело в том, что есть определенные правила по поводу одежды для телесъемок: мелкий рисунок, например, будет рябить на экране, поэтому такую одежду заранее просят не выбирать. Так вот она как раз надела что-то подобное. Мне пришлось отдать певице свой топ, а сама я во время съемки сидела в кофте на голое тело — не очень-то комфортно.
Тем не менее те, кто занимаются PR серьезно, уверены, что работать в этой сфере должны профессионалы, а не «мастера на все руки», и выполнять им нужно исключительно свои функции.
Петро Шекшеев, продюсер, руководитель PR-агентства «Больше чем агентство»:
Мне кажется, что прошли те времена, когда пиарщиком мог назвать себя любой, кто водит звезду по вечеринкам, таскает там за ней ее сумочку или же рассылает пресс-релизы и сочиняет фейковые инфоповоды. Точнее, времена не прошли — таких «специалистов» сейчас даже больше стало. В пиарщики подаются очень многие. Но с таким ограниченным функционалом далеко не уедешь и хорошую службу своим звездам не сослужишь.Многие забыли, что PR — это Public Relations и слово relatations, отношения — тут главное. И от того, какие отношения ты выстроишь для своего артиста с тем или иным изданием, зависит его образ в СМИ, и, соответственно, в глазах зрителя. По большому счету образ и репутация артиста — это такие же ценности бренда, как и у торговых марок или компаний. Другое дело, что в коммерции это часто идет от маркетинговых расчетов и решений руководства компании, а тут мы имеем дело в живым человеком. Мы всегда отталкиваемся от артиста, от его качеств, умений и ценностей. Мне нравится аналогия, что мы — это лупа, которая помогает СМИ и, как следствие, зрителям правильно рассмотреть лучшие стороны артиста.
Мне повезло достаточно рано сформировать позицию «работаю только с теми, с кем хочу работать, и только с теми, в кого верю». Возможно, что если бы мы соглашались вести артистов «по расчету», то обороты бизнеса «Больше Чем Агентства» были бы выше, но пока мы придерживаемся этой позиции, мы можем с чистой совестью гордиться нашими артистами и их достижениями. Свадьбу наших самых именитых подопечных — двукратных олимпийских чемпионов Татьяны Волосожар и Максима Транькова — показали в программе «Время» на Первом канале. Мы работали над организацией этой свадьбы несколько месяцев, и очень хотели, чтобы ребята, которые по праву являются гордостью страны, получили самую лучшую свадьбу! И мы все, кто был занят на этом проекте, смотрели, как Макс надевает кольцо на палец Тани, испытывали искреннее счастье, радость и гордость за них! До слез и мурашек!
Свадьба Татьяны Волосожар и Максима Транькова
Агентство как бизнес запустилось 2,5 года назад. До этого у меня был почти 20-летний опыт работы на телевидении, продюсирования сериалов и артистов. Первыми нашими подопечными стали Екатерина Климова, Настя Задорожная, Андрей Чадов и Инна Жиркова. Почти со всеми ними меня изначально связывали дружеские отношения, а с Настей — многолетний опыт работы. Благодаря Кате и Насте у нас сразу появилось большое количество обложек, и на работу агентства стали обращать внимание. Я не сразу определился с названием агентства, а потом прошлый маркетинговый опыт подсказал, что нейминг должен идти от того, что ты делаешь. Поэтому имя «Больше Чем Агентство» выбрано неспроста: для своих подопечных мы не ограничиваемся только пиаром или менеджементом. Мы больше чем просто PR-агентство. Мы также ведем рекламные контракты, юридическое сопровождение, консалтинг, digital marketing, персональный менеджемент, помогаем с вопросами стиля, быта и отдыха. У нас такой family house для артистов. Мы собираем вокруг каждого нашего артиста команду. Команда решает все вопросы, сопровождающие деятельность наших подопечных так, чтобы артист мог сосредоточиться исключительно на своем творчестве.
Хитрости пиара
В целом задача пиарщика — сделать так, чтобы об артисте говорили. И говорили именно то, что артисту хотелось бы о себе слышать. Если звезда уже хорошо известна, то пиар-менеджер в основном работает с поступающими от СМИ предложениями, фильтрует их, отвечает на запросы журналистов и так далее. Если артист нуждается в раскрутке, если он пока не очень известен или, наоборот, о нем все порядком подзабыли, тут все уже интереснее: нужно проявлять изобретательность, подкидывать прессе информационные поводы, убеждать сотрудников СМИ, что без новости о том, как ваш артист съездил на рыбалку, их свежий номер просто обеднеет. Здесь все зависит от фантазии и настойчивости пиарщика, а также просто удачного стечения обстоятельств.
Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:
В любом пиаре, будь то бренд, политика или индустрия развлечений, есть набор хрестоматийных хитростей, которые используются профессионалами. Например, если у тебя есть два проекта разных весовых категорий — один известный, а второй не очень — то ты вытягиваешь менее значительного на данный момент за счет первого. Поэтому иногда, если есть артист «с нуля», многие грамотные пиарщики подписываются под контракт со знаменитостью, чтобы объединить связи и интерес и подтолкнуть молодого артиста в правильные круги. У меня было несколько начинающих проектов, и этот метод всегда достойно работал.Еще один пример — это, конечно, вся суть профессии — сделать предложение, от которого не смогут отказаться. Мои начинающие артисты, конечно, не были интересны СМИ — всем нужны уже существующие блистательные селебрити, поэтому приходилось знать все нужды редакции, где я и мои артисты могли оказаться полезными. Участие в благотворительных акциях, выступления за публикацию, личный PR-бартер. Все это в конце концов приводит к укреплению дружественных отношений со СМИ.Когда у нас бывают сложные ситуации или кризисные темы — такое случается часто, не хватает смелости на быстрый ответ — я обращаюсь к опыту известных, референтных для меня личностей. Например, что бы ответил на такой вопрос Песков =) или как поступила бы Лиз Розенберг. Или что придумал для такого случая один из величайших пиарщиков в истории Эдвард Бернейс. Очень вдохновляет и обычно приводит к правильному решению.
Маргарита Дорошевич, в прошлом PR-менеджер артистов:
Хитростей много, но иногда больше срабатывает вера в своего артиста и элемент везения. Многие, к примеру, считают, что попадание на обложку журнала — это платная история. Причем одни уверены, что если, допустим, певица оказывается на обложке, значит, она заплатила редакции. Другие полагают, что это редакция платит певице за то, чтобы та снялась для обложки. На самом деле, как правило, никто никому не платит. По крайней мере, я за время своей работы ни разу не сталкивалась ни с чем подобным. Чаще всего играет роль либо известность звезды (понятно, что Веру Брежневу, к примеру, многие издания захотят разместить на обложке просто потому что она Вера Брежнева), либо какой-то выстреливший проект с участием артиста, либо личные связи, либо просто счастливый случай.Мы с коллегой работали с молодой актрисой, которой нужно было засветиться в прессе. У нас была цель — обеспечить ей место на обложке известного глянца. Актриса была не против откровенных съемок, поэтому мы решили предложить ее кандидатуру очень популярному мужскому журналу. Но как назло никаких знакомых из редакции у нас не было, так что мы не слишком-то верили в успех этого начинания. Коллега без особенной надежды написала на электронную почту главреда, указанную на сайте. И, как ни странно, это сработало. Вскоре с нами связались из редакции того самого мужского глянца и сообщили, что главред в восторге от нашей актрисы и нас приглашают на съемку. Обложку не обещали, но фотосессия вышла такой удачной, что наша клиентка оказалась именно на обложке, да еще и с подписью «самая красивая актриса российского телевидения». Сказать, что это был успех, — ничего не сказать! И, разумеется, нас потом долго расспрашивали, сколько мы заплатили 🙂
Легенды
Да, пиар — это отчасти умение эффектно приукрасить то, что было, а иногда и красиво выдумать то, чего не было. Если у артиста уже есть какая-то интересная история (скажем, он когда-то зашел в маленький караоке-бар в своем маленьком городе, а там его заметил большой московский продюсер) — что ж, прекрасно! Остается только отполировать эту легенду до блеска, добавить увлекательных подробностей — и вот вам готовая история для прессы, которую многие с радостью подхватят.
Но интересные истории нужны периодически, а в жизни артиста они могут случаться редко, а могут и вовсе не случаться. Приходится пиарщику снова включать фантазию и пускаться в творчество. Отсюда многочисленные «сенсации» в нашей прессе: громкие романы, еще более громкие расставания, скандалы, бурные ссоры и интриги… Не все следует воспринимать как выдумку пиарщиков — знаменитости все же тоже люди со своими страстями, но и за чистую монету принимать стоит далеко не все подобные вещи. А уж если «тайный страстный роман» певицы и певца по времени как раз совпадает с выходом их совместной песни — скорее всего, без какого-нибудь «гения пиара» тут не обошлось. В западной практике это, кстати, тоже одна из самых популярных уловок: уж сколько мы наблюдали «романов» между звездами, продвигающими совместный фильм! И ведь продолжаем верить!
Многое ли из того, что мы знаем о звездах, придумывается пиарщиками? Как оказалось, тут иногда даже профессионал не сразу ответит.
Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:
Звезды — это просто обычные люди. У которых на самом деле, кроме репетиций, концертов или съемок, особо ничего не происходит. Но они должны отличаться, это часть плана продаж. На них должны равняться, их успешности и популярности должны завидовать, их должны хотеть. То, во что они одеты, — должны покупать. Для этого придумывается образ, в соответствии с которым артист себя ведет. Если артистка долго нигде не появлялась, про нее уже стали забывать — пиарщик может порекомендовать ей прийти на презентацию в платье без нижнего белья. И это обязательно сработает. Вывалившаяся грудь на церемониях — это тоже часть пиара. Это такие беспроигрышные фишки. Иногда они получаются настолько тонко и хорошо, что не знаешь, правда это или инсценировка. В этом весь шоу-бизнес, весь фокус.Иногда достаточно сообщить даже незначительную новость или привести высказывание артиста, чтобы СМИ все сами подхватили и развили большую легенду. Так было не раз. Любовь прессы к раздуванию не стоит преуменьшать. Приписывали моей артистке романы даже если она просто поужинала с кем-то в ресторане. Но специально мы уже ничего не придумываем — сейчас среди артистов, как мне кажется, наметился тренд на откровения и честность. У одной моей артистки до меня было несколько менеджеров, которые увлекались созданием вымышленных инфоповодов, мы с ней даже сами запутались во вранье — все интервью получались непохожими одно на другое — и в итоге стали рассказывать банальную правду. Это вызывало, кстати, гораздо больший интерес. Поэтому теперь остается иногда только лишь иногда править интервью или направлять в нужное русло во время эфира, чтобы скорректировать имидж =)
Анонимно, PR-менеджер артистов:
Бывает, что от артиста вообще не дождешься какого-либо толкового информационного повода. При этом он интересуется, почему ты, занимаясь его пиаром, не организуешь публикации о нем в прессе. Что тут поделаешь: приходится любое событие из его жизни подавать как что-то сверхкрутое, а иначе пресса не заинтересуется.
Я работала в пиар-агентстве, и начальник дал команду: нам нужно было, чтобы СМИ написали об одном молодом актере. Звоню актеру, пытаюсь выяснить, как дела, что нового, на что он отвечает односложно, и мне удается выудить из него только то, что он недавно купил новую машину. Советуемся с коллегами, устраиваем мозговой штурм, и в итоге кому-то приходит «гениальная» идея: а давайте снимем какой-нибудь необычный ролик на видеорегистратор и распространим его в интернете. А там и журналисты подтянутся.
В общем, мы решили снимать аварию с участием новой машины актера и нашей сотрудницы. Снимали на парковке у его дома: коллега якобы выходила из подъезда и падала под колеса его авто. После чего он выбегает, спасает девушку, все живы и здоровы, наш актер — герой. Все это снимается на видеорегистратор, чтобы потом «любительская съемка» якобы случайно утекла в интернет.Я до сих пор смеюсь, когда вспоминаю эти съемки: мы сделали множество дублей, в каждом наша бедная сотрудница артистично падала под колеса (подъезжал он, конечно, на маленькой скорости, так что ни одной пиарщицы не пострадало). А вот когда смонтировали этот несчастный ролик и принесли его начальнику, стало уже не до смеха: он сказал, что все это полный бред и ужас, пригрозив нас всей командой уволить. Сейчас очень весело вспоминать, а тогда мы на самом деле думали, что это сработает.
Бывает, что красивую легенду заменяет колоритный внешний вид. Звезды любят эпатировать публику таким образом, а пиарщики подсказывают им, как именно обратить на себя объективы. Причем многие звезды вовсе не боятся, надевая на красную дорожку что-то похожее на пакет для мусора, попасть в рейтинги самых безвкусно одетых гостей вечера. Антиреклама — это ведь тоже реклама.
Екатерина Быкова, бывший пресс-атташе в продюсерском центре Игоря Матвиенко:
Красные дорожки премий музыкальных телеканалов — отдельная история. Конечно, организаторы всегда составляют тайминг выхода, но на практике артисты, разряженные «в пух, прах и перья» выстраиваются в живую очередь. Конечно, суперзвезд проводят в обход толпы, а вот малоизвестные артисты могут ждать часами. Тайминг красной дорожки всегда регламентирован, поскольку трансляция идет в прямом эфире, поэтому опоздавшие просто в эфир не войдут и обстановка перед выходом на дорожку всегда нервная. Сейчас это уже практически сошло на нет, а раньше все старались придумать как можно более креативные костюмы и подъехать на самом необычном средстве передвижения. Чем ярче приезд, тем больше фото и упоминаний в прессе. На чем только ни приезжали: и карета, запряженная лошадьми, и лимузин-карета, и карета скорой помощи, и полицейская машина, и копейка, и велосипеды. По мнению фотографов, лучший вариант — кабриолет (сразу видно, кто едет, и можно сделать эксклюзивный кадр еще до того момента, как машина подъедет к дорожке), худший — длинный лимузин (не видно, кто внутри, а если лимузин сломается (а однажды такое было), то он перекроет въезд всем остальным машинам).
Помню, наша группа «Город 312», когда у них вышел саундтрек к фильму «Дневной дозор», приехала на машине «Горсвет» в спецодежде. Вика Дайнеко специально брала уроки езды на скутере, чтобы красиво подъехать к дорожке. А на премию MTV, которая проходила на Васильевском спуске, мы с группой «Фабрика» как-то ехали в метро в час пик — весь город стоял, и на машине мы бы точно не успели. Причем одеты девочки были в школьную форму: коричневые платьица, белые фартучки, гольфики, в руках были плакаты «Матвиенко-супер», «Корни лучшие» и «MTV forever» (тогда у «Корней» выходил альбом «Дневники», оформленный в школьной стилистике, и девочки решили поддержать ребят). От метро мы бежали на дорожку под дождем и все-таки успели. А фото девочек в образе школьниц обошло все издания. Кстати, эти плакаты я делала лично за день до премии: пригодились листы ватмана, метровые линейки и маркеры — в общем, не зря я в школе научилась оформлять стенгазеты)Еще забавно было, когда Таня из группы «Моя Мишель» впервые оказалась на музыкальной премии и была в шоке: «Тут некоторые люди вообще не похожи на людей!».
Провалы
Пиар — это целиком и полностью работа с людьми, так что без ошибок, конфликтов, недоработок и даже откровенных провалов тут не обходится. Во-первых, нужно найти общий язык с самим клиентом, а в сфере шоу-бизнеса, надо сказать, трудятся в основном люди непростые, творческие, порой, мягко говоря, своеобразные. Существует мнение, что чем мельче звезда, тем выше запросы и тем сложнее с ней работать. Есть немало исключений, но нередко это правило срабатывает.
Во-вторых, построить те самые связи нужно и с прессой: при том что журналисты обычно недолюбливают пиарщиков (за настойчивость), а пиарщики — журналистов (за нежелание публиковать очередную суперважную новость про то, как их артист завел себе котика). Если удается выстроить отношения и с прессой, и со звездой — прекрасно. Если не совсем — случаются эпик фейлы.
Жанна Гарбер, PR-специалист нескольких крупных проектов:
Однажды у моего артиста, который на тот момент был мало известен, произошла интересная новость. Ничего особенного, но мне очень хотелось о ней рассказать всем. Было утро субботы, никто не брал мобильные телефоны. И я нашла домашний телефон одной очень нужной журналистки. И позвонила ей. В субботу. Утром. Домой. Как она сдержалась, чтобы этим сонным голосом не послать меня подальше… Но потом наши общие знакомые, конечно, мне передали ее отношение к этому инциденту. Прошло несколько лет, и до сих пор она меня считает невоспитанной, эмоциональной, среднего ума пиарщицей начинающих артистов 🙂 Мораль: никогда никому не звонить в выходные дни ни на какой телефон по рабочим вопросам, если ты не можешь ручаться, что сейчас расскажешь новость века.Еще один фейл произошел не так давно, когда я организовывала крупную презентацию. Помните момент в фильме «Дьявол носит Prada», где помощницы Миранды Пристли учили по фотографиям лица и имена приглашенных важных персон? Вот так примерно и вышло. Был аншлаг, не было сидячих мест — куча звезд, редакторы, телевидение. Приходит один мужчина с женой. Скромный, волосы такие длинные, кожаные штаны. Вот кожаные штаны, признаюсь, меня смутили. Халявщиков надо уметь отсеивать. «Постойте, — говорю довольно резко. — Мест нет, все, кто пришел после начала, будут стоять». Он и встал скромно в уголок с женой. Через некоторое время приходит мой друг, редактор одного крутого СМИ. Отводит меня в сторонку и спрашивает: «А что это наш босс стоит в уголке? Может, ты его посадишь?». Было очень стыдно, я, конечно, попыталась улыбаться, но неприятный осадок у него, точно знаю, остался.
Анонимно, бывший PR-менеджер артистов:
Часто провалы случаются даже не по твоей вине, но нести ответственность за них все равно будешь ты, как связующее звено между звездой и, к примеру, командой, проводящей фотосессию. Бывает, что все наваливается разом: певица едет на съемку по пробкам и в плохом настроении, не может найти студию, в студии все сидят и нервничают, потому что уже идет съемочное время, а время — деньги. Певица приезжает, и ее не пускает за шлагбаум охрана, и ты бежишь договариваться с охраной. Теперь ее уже пустили, но ей не нравится одежда, а ее настроение окончательно испорчено. В это время визажисту уже нужно ехать на следующую съемку, и все опять нервничают. Фотограф недоволен, что ему не дали достаточно времени. В итоге фотосессия с горем пополам, но проходит, и все даже получается неплохо, но тебе после всего этого хочется пойти и сброситься с моста, так как все претензии выслушивала весь день именно ТЫ. По этой причине я больше не работаю в сфере шоу-бизнеса.
Анонимно, бывший PR-менеджер артистов:
Мы приехали с моим артистом на радио, где выяснилось, что он, скажем так, находится под действием запрещенных веществ. Я поняла эт,о уже когда его увидела, и у меня началась паника: подумала, что сейчас в эфире он будет нести чушь. К счастью, во время интервью он как-то собрался, и все прошло неплохо. Но я давно так не нервничала!
А вы знаете истории, связанные со звездами и их пиарщиками? Делитесь в комментариях!
Пиар-менеджер Википедия
Свя́зи с обще́ственностью, PR (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.
Как и в любой деятельности связанной с коммуникацией, в пиар есть объект и субъект. В своей работе «Паблик рилейшнз в системе социального управления» М. А. Шишкина вводит следующие определения:
- Базисный субъект PR — это та организация, на решение проблемы которой направлена PR-кампания.
- Технологический субъект — это PR-структура, планирующая и реализующая кампанию. Технологический субъект может быть внутренним (собственная PR-служба) и внешним (PR-агентство).
- Объектом PR-кампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации, функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации.
Сложность и многозначность определения понятия[ | ]
Словарь ABBYY Lingvo 12 даёт следующее определение:
Связи с общественностью — специализированная деятельность релайтеров (PR-менов и PR-вумен) — специалистов в интересах персоналий и корпораций, государственных учреждений, благотворительных фондов и торговых объединений по созданию благоприятного имиджа организации, её представителей, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и социальных групп: акционеров, финансовых кругов, служащих компаний и учреждений, реальных или потенциальных клиентов, а также членов муниципальных, окружных, штатных и федеральных законодательных органов. Эта деятельность чаще всего осуществляется путём предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьёзно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио- и телевизионные станции).
Понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями как реклама, пропаганда, журналистика, агитация, маркетинг,
8 самых необычных пиар-кампаний в мире :: Впечатления :: РБК.Стиль
8 самых необычных пиар-кампаний в мире
© Luke Aikins/Globallookpress
Автор Ирина Рудевич
06 февраля 2019
Общественное внимание — ресурс, за который идет постоянная борьба. Чем более технологичным становится мир, тем труднее создать проект, который заинтересует аудиторию. Но у героев нашего материала это получилось.
Прыжок из стратосферы
Австрийская компания Red Bull славится своей любовью к экстремальным видам спорта. Такое позиционирование — часть маркетинговой политики. На сегодняшний день самой яркой и эффективной PR-акцией компании признан прыжок из стратосферы австралийского экстремала Феликса Баумгартнера. 14 октября 2012 года спортсмен в скафандре спрыгнул на землю с высоты 39 километров из специальной капсулы. Он провел в свободном падении 4 минуты 19 секунд. Скорость падения достигала 1342 км/ч, то есть падающий человек преодолел звуковой барьер (1100–1200 км/ч). Кроме рекорда скорости свободного падения, Баумгартнер стал первым по высоте полета на стратостате и по высоте прыжка с парашютом. В прямом эфире на YouTube за прыжком наблюдали 8 млн человек.
Безумный дрифт
Дрифт — управляемый занос на максимальной скорости — может быть не только раздражителем для живущих неподалеку, но и частью успешной маркетинговой стратегии. Год назад компания BMW провела рекордный безостановочный дрифтовый заезд. Инструктор BMW M5 Йохан Шварц восемь часов дрифтовал по кругу, преодолев за это время 374 километра. Самой экстремальной частью заезда были пять дозаправок автомобиля, их пришлось делать прямо на ходу при помощи дрифтующей рядом машины сопровождения и отчаянного каскадера, заправляющего BMW во время пируэтов.
Мертвая петля и бочка
Компания Jaguar не скупится на эффектные презентации возможностей своих автомобилей. В 2015 году на машине этой марки был поставлен мировой рекорд по преодолению мертвой петли. Пилот Терри Грант на Jaguar F-Pace успешно преодолел самую высокую в мире 19-метровую мертвую петлю. В июле 2017 года Терри установил еще один мировой рекорд в рамках сотрудничества с Jaguar и покорил фигуру высшего пилотажа — бочку. Перевернувшись вокруг своей оси на 270 градусов, автомобиль пролетел 15 метров.
Рой квадрокоптеров
Компания Intel — пионер цифровой эпохи, она во многом изменила наше представление о реальности и вот уже полвека пробует все более необычные пиар-инструменты. Шоу светящихся квадрокоптеров — одна из визитных карточек Intel. Год от года количество задействованных в представлении дронов растет. В прошлом году, в честь 50-летия компании, было одновременно запущено 2018 квадрокоптеров. Яркое шоу было детально срежиссировано, управление дронами осуществлялось из единого центра управления.
© Войд Космос/Youtube
Лестница в небо
До февраля 2018 года ни одна машина не доезжала до красивейших «Небесных Врат» на вершине горы Тяньмэнь в Китае. На сложной, часто непреодолимой даже для пешехода дороге к естественному памятнику — 999 ступеней и 99 крутых поворотов, а перед вершиной угол наклона лестницы составляет 45 градусов. Казалось бы, на машине преодолеть этот путь невозможно. Однако специалисты компании Land Rover посчитали иначе. В начале 2018 года гибридный автомобиль Range Rover Sport, управляемый китайским автогонщиком Тун Хопинем, преодолел всю дорогу за 21 минуту и 47 секунд.
© Land Rover Russia/Youtube
Точное попадание
В фильме «Золотой глаз» спецагент в исполнении Пирса Броснана разгоняется на мотоцикле и в свободном падении залетает в самолет. Долгое время казалось, что это не больше чем вольная фантазия сценаристов, однако в 2017 году французские парашютисты Винс Реффет и Фред Фюген доказали: это реально. Экстремалы совершили подобный прыжок во Французских Альпах. Одетые в специальные вингсьюты Фред и Винс прыгнули с высоты 4000 метров и, планируя, смогли на скорости 138 км/ч залететь в самолет, летящий со скоростью 160 км/ч. Сделали они это в рамках пиар-кампании Red Bull.
© Kevin Mullenger/Youtube
Баннер на статуе Христа
«Гринпис» славится яркими кампаниями. Для большей эффективности «зеленые» проводят свои активности в необычных местах. В 2006 году в Бразилии прошел саммит по защите природы. Во время его проведения на статуе Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, одном из Новых семи чудес света, появился огромный желтый баннер, сообщающий: «Будущее планеты в ваших руках». Как объяснили организаторы, таким образом они хотели привлечь внимание к проблеме генно-модифицированных продуктов. Привлекли. Не заметить баннер было невозможно.
© Greenpeace International/Youtube
Сам себе бренд
Харизматичный британский миллиардер Ричард Брэнсон — человек-поступок. Даже самая известная его книга называется «К черту все! Берись и делай!». Он покорял океаны на яхте и поднимался в небо на воздушном шаре, однако не все его рекордные задумки завершались благополучно: несколько раз Брэнсон чуть не погиб, но это не отбило у бизнесмена охоту покорять новые высоты. В 1991 году он установил мировой рекорд в пересечении Атлантики на огромном воздушном шаре объемом 74 000 куб. м. Скорость воздушного судна достигала 392 км/ч. Принадлежат Брэнсону и другие рекорды: он быстрее всех пересек пролив Ла-Манш на автомобиле-амфибии (за 1 час 40 минут). Естественно, что бизнесмен ставит рекорды от имени своей марки Virgin.
30 лучших книг по маркетингу и PR, обязательных к прочтению
Хотите изучить теоретические основы маркетинга или PR? Тогда эта подборка точно не для вас. В ней нет стандартных учебников — только книги, которые помогут навести порядок в голове и делах, обучат легко общаться с кем угодно и когда угодно, научат хорошо и быстро писать тексты, а также покажут, как мыслить креативно и принимать нестандартные решения. Итак, подборка от Pressfeed из 30 лучших книг по маркетингу и PR, которые должны быть на книжной полке каждого маркетолога и пиарщика.
Книги по маркетингу и PR
1. Книга Ленивого Гуру. Лоуренс Шортер
PR — одна из самых стрессовых профессий. Вы ответственны за имидж компании, и даже одна ошибка может стоить карьеры.
Лень, как известно, двигатель прогресса. Став Ленивым Гуру, вы научитесь сосредотачиваться на главном, не обращать внимания на неурядицы, сохранять ясный ум и уверенность в себе. Достигайте большего, делая меньше!
2. Как растут бренды. Байрон Шарп
Многие маркетологи считают, что в их деятельности нет законов. Это не так. Байрон Шарп в течение многих лет исследовал поведение покупателей и понял, как люди совершают покупки и что надо сделать, чтобы возросли продажи.
Эта книга предназначена для маркетологов, но специалистам в области PR она будет тоже полезна. Вы узнаете, как создавать продающие описания, и сможете спрогнозировать политику продаж большой компании.
3. Как разговаривать с кем угодно. Марк Роудз
Ежедневно мы общаемся с людьми. Каждый новый разговор может быть началом чего-то нового и интересного — новой бизнес-идеи, проекта, карьеры, дружбы. Но смущение и страхи часто мешают вам открыть рот и заговорить.
С этой книгой вы научитесь воспринимать общение как приятный процесс. С легкостью говорить с кем угодно и чувствовать себя на все сто в любом обществе, с любым собеседником — достижимая цель. Главное здесь — знать теорию, много практиковаться и быть уверенным в себе.
4. Включаем обаяние. Джек Шафер и Марвин Карпинс
Эта книга — пособие по общению с людьми и влиянию на них от бывшего агента ФБР. В ней Джек Шафер описывает вербальные и невербальные приемы, позволяющие вам заводить друзей и производить хорошее впечатление — на покупателей и потенциальных клиентов, на руководителя, на представителей противоположного пола на свидании.
Эти стратегии, разработанные спецслужбами, прекрасно работают и в «мирных» условиях. Для всех, кто хочет сделать приятными случайные встречи и укрепить уже существующие отношения.
5. Лидер и племя. Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт
Амбициозным пиарщикам посвящается. Вы наверняка замечали, как в офисе ваши коллеги сбиваются в стайки, создают свою культуру и выбирают своего лидера. Эти племена взаимодействуют между собой по определенным законам, у них свои потребности и желания. Построить успешную компанию без знания этих процессов тяжело. «Лидер и племя» — это то, что нужно знать о корпоративной культуре.
Также в книге:
- как остаться лидером в новом коллективе;
- в чем секрет среднего лидера, который производит впечатление сильного;
- почему успешные, на первый взгляд, стратегии чаще не срабатывают.
6. Рисовый штурм. Майкл Микалко
С этой книгой вы научитесь генерировать превосходные идеи, мыслить нешаблонно и находить гениальные решения проблем. Ведущий эксперт по креативному мышлению Майкл Микалко собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.
Вы узнаете больше сотни креативных техник и упражнений, разовьете мыслительные способности и найдете множество интересных игр и головоломок, которые заставят ваш мозг работать на полную. Примеры творческих находок и гениальных решений из прошлого вдохновят вас на практическое применение этих методов и помогут активизировать ваше творческое «я».
7. Психология убеждения. Роберт Чалдини, Ноа Гольдштейн и Стив Мартин
Умение слушать и убеждать — одни из главных навыков успешного пиарщика. Способность убеждать окружающих можно развить, изучая стратегии убеждения с научной точки зрения. Из этой книги вы узнаете, как небольшие и несложные изменения в устных и письменных сообщениях помогут сделать их убедительнее.
На страницах книги вас ждут 50 простых и эффективных способов стать убедительными.
8. Пять пороков команды. Патрик Ленсиони
Это бизнес-роман, который повествует о Кэтрин. Она пришла руководителем в компанию, разваливающуюся на глазах. Ее задача — вернуть товарищеские отношения между менеджерами и заново выстроить командную культуру.
Во второй части книги Патрик Ленсиони анализирует проблемы компании и рассказывает о пути их решения. Эта книга поможет решить и личные проблемы. Вы узнаете, как выстроить отношения с коллегами и повысить личную эффективность и командную.
Смотрите также:
Топ-15: книги о медиа для журналистов, пиарщиков и всех, кто хочет быть в теме
Книги по PR от российских практиков
Отдельно в нашей подборке мы выделили книги по PR, написанные российскими практиками. Почему именно российскими? Потому что PR — штука, которая требует индивидуального подхода, и далеко не все из того, что пишут в западных изданиях, применимо в наших весьма специфических рыночных условиях. Почему именно книги практиков? Потому что конкретные советы, кейсы и чужой опыт всегда лучше и полезнее общих слов.
9. PR высокого полета. Инна Алексеева и Татьяна Гуляева
Несмотря на то, что книга была написана еще в 2008 году, советы, которые в ней содержатся, не потеряли своей актуальности и сегодня. Авторы — Инна Алексеева, гендиректор агентства PR Partner и Татьяна Гуляева, известный пиарщик, когда-то занимавшаяся пиаром «Евросети» и Евгения Чичваркина.
В книге подробно описаны механизмы работы топов компаний с ключевыми целевыми аудиториями — СМИ, инвесторами, сотрудниками и профессиональным сообществом. Пару слов сказано о кризисном менеджменте. Но более всего эта книга ценна своей практичностью: в каждой главе авторы «на пальцах» объясняют, как использовать ту или иную рекомендацию, что учесть, про какие мелочи не забыть. Видно, что авторы побывали в изрядном количестве непростых ситуаций, что позволило им написать столь конкретную книгу. Словом, рекомендуем.
10. PRописные истины. Михаил Умаров
«PRописные истины» — это такая книга-блог с размышлениями одного из самых известных российских PR-специалистов Михаила Умарова (ныне директор агентства Comunica, а на момент написания книги — PR-директор «Билайн»). Мы любим Михаила за его откровения о PR, которыми он регулярно делится в колонках на страницах изданий (именно от него мы впервые услышали термин «спам-пиар», с которым борется Pressfeed). Пишет он по делу, живо, с должной долей юмора и даже самокритики, без которой, наверное, в современном пиаре никак не выжить.
«PRописные истины» — не учебник, и даже не руководство к действию. Эта книга позволяет уложить в голове то, что многие пиарщики когда-то приняли за правило, но, быть может, так до конца и не начали этими правилами пользоваться. Как, например, сравнение планирования PR-мероприятий со знакомством парня и девушки. Наглядно и близко к жизни. А главное, эти размышления практически не имеют временных рамок — кажется, что и через 10 лет видение пиара «от Умарова» будет легко приложить на современную PR-реальность.
11. PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила. Михаил Умаров
Не удержались и включили в нашу подборку еще одну книгу от Михаила Умарова. Уж больно хороша. В отличие от предыдущей книги здесь — сплошь конкретные примеры и кейсы, что, в общем, понятно даже из названия. Из книги вы узнаете, как коммуницировать с журналистами, блогерами и инфлюенсерами, работать с соцсетями. Ну и, конечно, уметь анализировать и измерять эффективность своей бурной деятельности.
12. Маркетинг без бюджета. Игорь Манн
Эта книга — must have для тех, кто продвигает продукт с минимальными бюджетами на маркетинг и PR или вообще без них.
В руководстве вы найдете 50 эффективных инструментов, которые можно использовать уже здесь и сейчас.
13. Маркетинг в социальных сетях. Дамир Халилов
Книга Дамира Халилова написана просто и по делу. Дамир честно пишет о том, что работает в наших условиях, что нет и почему, а также приводит конкретные примеры из собственной практики, делится цифрами и рекомендациями.
Эту книгу стоит прочитать всем, кто имеет хоть какое-то отношение к маркетингу.
14. PR IT-компаний. Филипп Гуров
Пусть не все читатели этой подборки работают в PR технологических компаний, книгу мы все равно настоятельно рекомендуем. Ее автор, директор агентства «Гуров и партнеры», разбирает PR технологической компании по полочкам — от работы со СМИ до отношений с вендорами. В книге есть также глава, посвященная формированию профессионального сообщества.
Интересная «фишка» книги — в ней рассказано об особенностях PR в разных странах, от Казахстана до Германии. Конечно, не только ИТ-компании выходят за пределы своего региона, так что этот раздел будет полезен тем, кто планирует в ближайшее время экспансию за рубеж.
15. Русский PR в бизнесе и политике. Алексей Санаев
Эта книга немного выбивается из контекста. Во-первых, она написана довольно давно (в 2003 году), а, во-вторых, отличается довольно циничным подходом к PR-технологиям. Зато это чуть ли не первая в России не учебная книга о PR, так сказать, без прикрас.
Автор, пишущий под псевдонимом Алексей Санаев, как поговаривают, работает в одной из крупных компаний. Анонимность позволяет автору резать правду-матку и рассказывать о жизни PR-отдела своей компании на реальных примерах. Особенно интересен в книге раздел про работу с регионами.
16. Персональный бренд: создание и продвижение. Андрей Рябых и Ника Зебра
Сегодня про персональный бренд не говорит только ленивый. При этом, понадобиться он может как вам лично, так и вашему начальнику. Приходится методом проб и ошибок выбирать тот образ и те методы продвижения, которые подходят именно вам.
Специалисты в этом вопросе Ника Зебра (Вероника Кириллова, гендиректор агентства Zebra Company) и Андрей Рябых (питерский предприниматель и инвестор) подробно решили нам об этом рассказать.
Наверное, Америку большинству из нас эта книга не откроет — она лишь позволяет перенести всем известные технологии продвижения и брендинга на конкретную личность. Но это первая изданная в России серьезная книга по персональному брендингу, мы не могли никак обойти ее своим вниманием.
17. Отличайся! Личный бренд — оружие массового впечатления. Тимур Асланов
Вот вам еще одна книга по личному брендингу — издана в 2019 году, так что буквально «свежачок». Тимур Асланов, главред журнала «Пресс-служба», бизнес-тренер и постоянный автор нашего блога Журнал Pressfeed, рассказывает нам про то, как строить личный бренд, чтобы выделяться среди других.
Много конкретных советов, рекомендаций и фишек, испытанных в том числе автором и на себе. В общем всем, для кого построение персонального бренда актуальная вещь, будет весьма полезно к изучению.
Смотрите также:
Восемь лучших книг по психологии, которые должен прочитать каждый пиарщик
Книги для всех, кто работает с текстами
На работе аврал, три деловых встречи, а еще пообещал нескольким изданиям прислать комментарии и написать колонку — и все в один день. Знакомая ситуация для пиарщиков. Вечная гонка и цейтнот. Какое уж тут вдохновение? Но писать тем не менее нужно, и делать это надо хорошо. Эти книги помогут вырваться из замкнутого круга, а также откроют вам новые источники для идей и вдохновения.
18. Писать легко. Ольга Соломатина
Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть перед пустым листом бумаги, мучительно ожидая вдохновения? Или решать, как превратить годовой отчет в захватывающую статью? А, может, вы опытный автор, но увязли в рутине бесконечных пресс-релизов?
Эта книга — сборник лекций и практических заданий, которые помогут справиться со сложностями писательского труда. Журналист и автор тренингов по писательскому мастерству Ольга Соломатина утверждает, что можно написать любой текст, следуя несложным правилам, и написать его по-настоящему хорошо!
19. Принцип пирамиды Минто. Барбара Минто
В журналистике есть такое правило: хочешь испортить заметку, доверяй мнению PR-специалистов и консультантов. Поскольку новости — это то, что пытаются скрыть. Остальное — реклама. Однако принципы построения текста в виде пирамиды, о котором пишет Барбара Минто, полезная штука. Идея работает: мы любим обобщать. Идите от общего к частностям, стройте логические цепочки, и вас запомнят.
20. Гениальность на заказ. Марк Леви
Марк Леви написал полезную книгу для тех, кто уже пишет, но впадает временами в творческий ступор. Его упражнения по спонтанному письму будут полезны для выхода из писательского тупика, а также начинающим авторам.
Изведите тетрадь на упражнения из книги и вы поймете, что можете писать в общем-то обо всем на свете.
21. Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней. Крис Бейти
Даже если вы не мечтали всю свою сознательную жизнь стать писателем, эту книгу все равно стоит прочитать каждому, кто занимается творческим трудом.
Во-первых, она помогает постичь суть хорошей истории, а во-вторых, учит, как укротить музу и приучить ее к системной работе. Звучит ужасно, но книга правда очень полезная.
22. Сторителлинг. Как использовать силу историй. Аннет Симмонс
Книга консультанта по коммуникациям, обучающей бизнесменов тому, как создавать истории, должна быть на книжной полке любого пиарщика и маркетолога. Симмонс рассматривает мастерство сторителлинга как технику убеждения, демонстрирует на различных кейсах, как истории воздействуют на эмоции.
Автор раскрывает секреты создания историй, которым люди будут доверять, — какой жанр выбрать в том или ином случае, какова должна быть структура вашей истории и еще много всего полезного для будущего рассказчика.
23. Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй. Пол Смит
Пол Смит — директор по коммуникациям и потребительским исследованиям в Procter & Gamble. В своей книге автор собрал 100 готовых историй, которые, по его убеждению, вызовут интерес у любой аудитории.
Для тех, кто предпочитает кейсы голой теории.
Смотрите также:
Книжная полка. Что читают журналисты и пиарщики
Книги для тех, кто хочет упорядочить хаос в своей жизни
Очень часто в жизни людей, которые создают и придумывают что-то новое, царит всепоглощающий хаос. И дело тут вовсе не в музе, а в том, что даже маломальский творческий процесс часто мешает привести дела в порядок и начать двигаться к своей цели чуть более системно. Если вас тоже не покидает чувство, что вы что-то упускаете из-за царящего в вашей жизни хаоса, то эти книги для вас.
24. 30 правил настоящего мечтателя. Ева Кац
Практическая мечталогия на каждый день — новая книга от основателя Bandito, владелицы рекламного агентства 5 o’click и бывшего журналиста Первого канала Евы Кац.
Книга про то, как начать претворять свои мечты в жизнь. Действительно начать, а не просто думать об этом. Для этого надо начать меняться самому, а окружающий мир уж под вас подстроится. Как видеть свои цели и превращать их в реальные дела — этому вы научитесь, прочитав книгу и выполнив упражнения, которые есть в каждой главе.
25. Цельная жизнь. Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен и Лес Хьюитт
Многие творческие люди пренебрегают целеполаганием, особенно если речь идет о каких-то «неважных» вопросах из области личной жизни. Но именно правильная постановка целей в конечном итоге помогает нам чего-то добиваться.
Авторы книги «Цельная жизнь» отменно промывают мозги людям, привыкшим плыть по течению, и помогают превратить достижение целей в привычку.
26. Сила воли: как развить и укрепить. Келли Макгонигал
Не зря эта книга стала бестселлером во многих странах и собрала, кажется, все мыслимые премии в области бизнес-литературы. Людям, которыми управляет хаос, не хватает одного — силы воли.
Каждая глава «Силы воли» описывает одну ключевую идею и то, как ее можно применить к вашим целям. Все вместе — это 10-недельный образовательный курс по воспитанию своей силы воли. Вы можете брать в обойму отдельные идеи из глав или интегрировать в свою жизнь весь описанный план, но эта книга однозначно способна сделать вашу жизнь чуточку лучше.
27. Жесткий тайм-менеджмент. Дэн Кеннеди
Несмотря на название, эта книга очень понравится тем, кто презирает тайм-менеджмент как идею. Дэн Кеннеди — вовсе не один из многочисленных тренеров по тайм-менеджменту. Он самый обычный бизнесмен, который за годы жизни выработал несколько лайфхаков, которые избавляют его от лишних хлопот и бессмысленной потери времени.
Есть в книге, конечно, и весьма экстравагантные способы экономии времени (например, письма по факсу), но некоторыми его идеями однозначно стоит воспользоваться.
28. Как привести дела в порядок. Дэвид Аллен
Главное достоинство этой книги — она позволяет расставить в своей жизни приоритеты и начать постепенно избавляться от клубка проблем, которые окутали вас, как кокон.
В отличие от многих других книга учит не только ставить цели и доводить начатое до конца, но и правильно отдыхать.
29. Полный порядок. Реджина Лидс
Реджина Лидс — автор известной на Западе системы упорядочивания дел, мозгов и жизней.
С помощью небольших лайфхаков она помогает не терять драгоценное время на решение высосанных из пальца проблем и рутинных процедур. А удобный понедельный план поможет сориентироваться в вопросе даже самому безнадежному прокрастинатору.
Смотрите также:
Что читают маркетологи и пиарщики
30. Эссенциализм. Путь к простоте. Грег МакКеон
Эта книга о том, как делать меньше, а добиваться большего. Как часто вы отвечали «да» на чью-то просьбу, даже не задумавшись, о чем вас попросили? Как часто вы ненавидели то, что делаете, и думали: «И зачем я только на это подписался?» Как часто вы соглашались с кем-то просто, чтобы сделать ему приятное или избежать проблем?
Задумайтесь, страдали ли вы когда-нибудь от переутомления? Чувствовали, что работаете одновременно слишком много и недостаточно эффективно? Ощущали, что бежите со всех ног, но не сдвигаетесь с места?
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, то «Эссенциализм» — то, что вам нужно.
Авторы: Радмир Науширванов, Розалия Каневская
Самые выдающиеся пиарщики мира и чем они прославились Блог
История PR знает больше двух десятков выдающихся пиарщиков, которые полностью изменили наше представление о рекламе, пропаганде, имидже и маркетинге. Кто они? Читайте нашу подборку.
Эдвард Бернейс
Племянник знаменитого Зигмунда Фрейда стал один из первых пиарщиков в мире. Вначале он работал над созданием имиджа самого психоаналитика и психиатра, а потом стал консультировать и коммерческие компании. На его счету сотни успешно реализованных PR-кампаний для таких предприятий, как America Tobacco, Procter&Gamble и даже балет Дягилева.
Чем известен
Именно Бернейс ввел моду на курение, чтобы повысить продажи табака и сигарет для своего клиента America Tobacco. Чтобы популизировать вредную привычку среди женщин, была реализована кампания «Факелы свободы», где продвигался очень популярный на тот момент лозунг: «Свобода женщины». Эдвард Бернейс умело обыграл идею, сообщив миру, что женщина может курить наравне с мужчиной и должна выбирать лучшее. Инициативу мгновенно подхватили женщины не только в Америке, но и в мире, принеся компании миллионную выручку.
Альберт Ласкер
Друг и соратник Эдварда Бернейса. Создал свое рекламное агентство, и ввел аксиому, что реклама должна не информировать о товаре, а побуждать купить его. Он занимался продвижением товаров таких компаний, как Lucky Strike, зубная паста Pepsodent, салфетки Kleenex, тампоны Kotex, мыло Palmolive, шины Goodyear.
Чем известен
Ласкер первым стал использовать сравнения в рекламе и убедил мир, что в стакане апельсинового сока столько же пользы, сколько и в апельсине. Этот прием до сих пор используется в рекламных кампаниях соков, фруктовых пюре и других напитках. Даже компания Coca-Cola, которая выпускает не самые здоровые напитки, использовала этот прием в рекламе Fanta. А многие до сих пор верят.
Джордж Гэллап
Сын торговца землями из Айовы организовал первый в мире Институт общественного мнения. За свою карьеру Гэллап успел поработать со многими клиентами. Своим успехом ему обязаны президент Рузвельт, фильм «Унесенные ветром», который он лично продвигал.
Чем известен
Джордж Гэллап предлагал использовать обнаженное женское тело в рекламе абсолютно любых товаров. Он считал, что это привлечет внимание аудитории к сообщению. Также он первым предложил использовать комиксы для рекламы товаров.
Дэвид Огилви
Основатель одной из крупнейших рекламных групп в мире Дэвид Огилви стал известным пиарщиком, благодаря своим подходам. Он первый предложил перестать «пускать пыль в глаза», а доказывать преимущества товаров фактами.
Чем известен
Он создал один из самых гениальных рекламных текстов в истории — о новой модели Rolls-Royce под заголовком «На скорости 60 миль в час самый громкий звук в этом новом «Роллс-Ройсе» издают электронные часы». Кроме того, рекламному гению Огилви обязаны своим успехом компании Shell и American Express.
Россер Ривс
Руководитель рекламного агентства Ted Bates & Со, в 50-х годах, сделавший карьеру еще во времена Великой Депрессии. Автор так называемой техники УТП — «уникального торгового предложения», согласно которой главным месседжем рекламы должно являться: «Купив этот продукт, вы получите такую-то выгоду».
Чем известен
Ривс первым придумал наряжать актеров в медицинские халаты для рекламы лекарств и средств гигиены. Умудрился заработать на одном 59-секундном рекламном ролике за семь лет ротации больше, чем получил фильм «Унесенные ветром» за четверть века. Это была реклама лекарства от головной боли «Анацин», в которой ярко и эффектно показывали страдания больного: в его черепе стучал молоток и ударяли молнии.
Ривс стал автором одного из самых долгоиграющих рекламных слоганов в истории: «M&Ms — тают во рту, а не в руках!»
Наладить отношения с прессой, с одной стороны, очень просто, с другой сложно. Во-первых, нужно быть экспертом на самом деле, для того, чтобы слова что-то значили. Во-вторых, скорость реакции на запрос от журналистов — основной критерий при выборе спикеров. Если вы со всеми познакомились, рассказали про свои компетенции и в каких вопросах вы эксперт, а потом ненавязчиво интересуетесь, можете ли вы быть полезны, то это работает! Deadline помогает