Javascript программа: 6 редакторов для работы с JavaScript – первая программа, особенности языка, стандарты / RUVDS.com corporate blog / Habr

5 редакторов кода для JavaScript | GeekBrains

Максимум кода и минимум ошибок.

https://d2xzmw6cctk25h.cloudfront.net/post/1130/og_cover_image/7ce07eac43cf4d7ac0fa350036eab180

Редактор кода — подручный инструмент каждого программиста. И каждый подбирает под себя: кто-то ценит функциональность, кто-то мобильность, для кого-то главное — дизайн и удобство. Кому-то даже нравится писать код в Notepad, но это всё равно, что пытаться построить дом при помощи молотка.

JavaScript — мощный и капризный язык. С одной стороны, множество фреймворков и библиотек, с другой — не самый простой синтаксис и опасности, связанные с «динамикой». Поэтому для работы с ним важно подобрать редактор. Правильный выбор обеспечит вам чистоту кода, высокую скорость разработки, минимум ошибок и удовольствие от работы. На выбор одного из сотен существующих редакторов потратите уйму времени, поэтому мы проделали часть работы за вас. Вот 5 лучших.

WebStorm от JetBrains прекрасен в обоих своих проявлениях: как IDE он поддерживает работу с системами контроля версий, позволяет удалённо развернуть код, как редактор — стандартные удобства, вроде подсветки синтаксиса, автодополнений, навигации.

Преимущества:

  • LiveEdit — просмотр внесённых в код изменений без необходимости его сохранять;
  • взаимодействие с фреймворками, например React, Angular, Meteor;
  • больше сотни встроенных тестов для обнаружения ошибок;
  • интегрирование с Mocha, Protractor, Jest, Karma для юнит-тестов;
  • полномасштабный дебаггер для отладки кода на серверной и клиентской сторонах;
  • навигация для одновременной работы с несколькими файлами;
  • автодополнение кода, подсветка синтаксиса.

Недостатки:

  • стоит 129 $ за первый год работы;
  • для начинающих кодеров функционал избыточен.

Ответвление IDE Visual Studio, направленное на работу с кодом. Он прост для освоения, удобен в использовании, и при этом функционален.

Преимущества:

  • контекстное автодополнение, как синтаксиса, так и используемых переменных, модулей, функций и т. д.;
  • дебаггер с точками останова, стеком вызовов, интерактивной консолью;
  • поддержка сниппетов и шаблонов;
  • интеграция с Git;
  • удобный и простой интерфейс;
  • бесплатный редактор.

Недостатки:

  • мало плагинов.

Удобный и проверенный временем кроссплатформенный редактор, с настраиваемым интерфейсом и возможностью совершать тривиальные действия при помощи горячих клавиш.

Преимущества:

  • горячие клавиши;
  • навигация по коду в виде мини-карты;
  • возможность изменить визуальную тему;
  • поддержка сниппетов;
  • подсветка, автодополнение переменных и синтаксиса;
  • множественная правка благодаря использованию указателей;
  • поддержка систем сборки;
  • проверка синтаксиса прямо во время ввода;
  • куча плагинов;
  • автосохранение.

Недостатки:

  • полная версия стоит 70 $;
  • отсутствие анализатора кода для расстановки ссылок.

 

Появившийся в 2015 году редактор кода от Git, копирующий дизайн Sublime Text и обёрнутый в Chromium.

Преимущества:

  • более 50 открытых модулей;
  • удобный и приятный интерфейс;
  • бесплатный;
  • автодополнение и подсветка кода;
  • менеджер пакетов, которых уже более 3,5 тысяч;
  • гибкие настройки редактора, подключаемых пакетов, тем интерфейса;
  • редактирование и навигация при помощи горячих клавиш.

Недостатки:

  • невысокая производительность;
  • пустая комплектация «из коробки».

В 2014 году Brackets отпугнул программистов багами и недоработками, но теперь постепенно возвращает доверие новым качественным функционалом.

Преимущества:

  • богатая комплектация «из коробки»;
  • режим Live Preview — предварительный просмотр правок в браузере в режиме реального времени;
  • менеджер пакетов;
  • показ в коде используемых изображений и цветов;
  • автодополнение и подсветка синтаксиса;
  • анализатор кода;
  • бесплатный.

Недостатки:

  • строгая ориентация на веб и HTML+CSS+JavaScript;
  • медленное развитие;
  • низкое быстродействие из-за функций предпросмотра.

Клиентские Windows приложения на JavaScript / Habr

Хочу рассказать про один интересный способ создания приложений на JavaScript с родным виндовым GUI.

Вообще, существует куча разных вариантов написания виндовых приложений на JavaScript:

  1. HTA и WSH — HTML Applications и Windows Script Host — это, вероятно, самые известные технологии. HTA фактически представляет собой HTML страницу с расширенными правами в системе — возможностью лазить в сеть, гадить в реестр, файловую систему и подключать к этим делам ActiveX. С использованием HTA сделаны многие компоненты самой Windows.
  2. .NET Framework — этому вообще по барабану, на чем вы пишете, лишь бы итогом был MSIL. Возможно, JScript.NET вместе с Windows.Forms могут вызвать у кого-то ощущение родного виндового интерфейса. Лично меня они совсем не радуют — ни визуально, ни скоростью.
  3. XULRunner — framework от Mozilla предлагает Gecko вместо IE, XpCOM вместо COM/ActiveX. Это всего за 20 мегабайт оверхеда.
  4. wxJavascript — известная кросс-платформенная библиотека wxWidgets теперь и для JavaScript. Все это благодаря JS-движку SpiderMonkey от Mozilla и стараниям одного бельгийца. Кстати, этот же уважаемый — автор mod_js для Apache.

Ввиду того, что все вышеописанное уныло, громоздко и требует изучения, предлагаю рассмотреть еще один вариант — WSO.

Цитируя автора:
WindowSystemObject (WSO) — это универсальный программный комплекс для обеспечения доступа к оконной подсистеме Windows на базе архитектуры COM, для создания оконных интерфейсов в программах, написанных на сценарных (скриптовых) языках, а также в программах, написанных на других языках и в других системах программирования. С помощью WSO можно легко создавать оконные интерфейсы на JScript, VBScript, Perl, Python.

После этих слов ничего, кроме огромного человеческого спасибо Александру Борисовичу Веретенникову, и не скажешь.

Опять цитата о возможностях WSO:

  • WSO обеспечивает полный доступ ко всем возможностям оконной системы, включая рисование в окнах и поддержку всех встроенных управляющих элементов Windows.
  • WSO поддерживает использование любых элементов ActiveX, таких как Internet Explorer или Windows Media Player.
  • WSO поддерживает работу со всеми популярными форматами графических файлов.
  • WSO доступен из любого языка программирования, поддерживающего COM-интерфейсы автоматизации.
  • Доступ к WSO осуществляется с помощью интуитивно понятной объектной модели, описанной в этом документе. Программисты, знакомые с оконным программированием для Windows, быстро обнаружат, что ничего нового им осваивать не нужно.
  • WSO обеспечивает полную поддержку обработки событий от оконных элементов.
  • WSO позволяет использовать символические имена констант, принятые в оконном программировании Windows, а не мучиться с их числовыми значениями.
  • WSO работает в любой современной версии Windows, а именно: 98SE, ME, NT 4, 2000, XP и 2003.


Все просто замечательно! Теперь единственное, что отделяет нас от родного GUI на JavaScript — это регистрация компонента WSO. Как известно, Windows требует регистрации в реестре COM/ActiveX компонентов перед их использованием. Это серьезное ограничение, так как нужны права администратора системы. Тем не менее, в Редмонде уже столкнулись с данной проблемой и, начиная с XP SP2, достаточно описать интерфейсы всех ActiveX в manifest приложения.
Итак, что нам нужно для сборки самостоятельной программы на JavaScript + WSO:
  1. Сам WSO.dll. Качаем и используем даже в коммерческих приложениях free of charge, но вознося хвалу Александру Борисовичу.
  2. Код программы на JavaScript. Примеры тут.
  3. Загрузчик app.exe, подключающий MS ScriptControl для интерпретации JS (фактически это аналог wscript.exe). Его нужно написать самостоятельно или взять готовый в конце статьи. В моем варианте это десять строк на Delphi — копипейст из статьи про ScriptControl.
  4. Манифест приложения app.exe.manifest — манифест, где нужно указать зависимость от компонента WSO, других ActiveX (если нужно) и заодно включить поддержку XP-шных тем оформления. Изготавливается вручную следующим образом:
    
    <?xml version="1.0" encoding="UTF-8" standalone="yes"?>
    <assembly xmlns="urn:schemas-microsoft-com:asm.v1" manifestVersion="1.0">
    <assemblyIdentity
      type="win32"
      name="client"
      version="1.0.0.0" />
      <dependency>
      <!-- подключаем WSO -->
              <dependentAssembly>
                  <assemblyIdentity
                      type="win32"
                      name="WSO.sxs"
                      version="1.0.0.0" />
              </dependentAssembly>
      </dependency>
      <dependency>
      <!-- поддержка тем оформления XP -->
    	<dependentAssembly>
    		<assemblyIdentity
    		  type="win32"
    		  name="Microsoft.Windows.Common-Controls"
    		  version="6.0.0.0"
    		  publicKeyToken="6595b64144ccf1df"
    		  language="*"
    		  processorArchitecture="x86"/>
    	  </dependentAssembly>
      </dependency>
    </assembly>
    

  5. Манифест для WSO — WSO.sxs.manifest, описывающий интерфейсы ActiveX компонента. Этот манифест генерируется замечательной программой regsvr42.exe. Она перехватывает все записи, которые делаются в реестр при регистрации компонента, и сохраняет их в виде manifest. Аналогичную операцию нужно проделать для всех внешних компонентов, которые вы хотите использовать.

Вот, что получилось у меня: WSO_demo.zip (573 Kb) slil.ru | onlinedisk.ru | rapidshare.de.
Загрузчик demo.exe создает глобальный объект WSO и запускает функцию main() из файла main.js.
Экзешник, естественно, можно переименовать (не забывая про его manifest) и вставить иконку любым менеджером ресурсов.

Введение в JavaScript

JavaScript® (часто сокращают до JS) — это интерпретируемый язык программирования, разработанный для взаимодействия с веб-страницами. JavaScript запускается на стороне клиента Интернета и используется для программирования того, как веб-страницы будут вести себя при наступлении определенных событий.

Что такое JavaScript?

JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются. Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript в сравнении с ECMAScript

Этот учебник написан о языке, который известен как JavaScript. Тем не менее официальный стандарт, в котором определены спецификации, описывающие язык, называет его ECMAScript.

Компания Netscape представила язык JavaScript в организацию Ecma International, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных систем (изначально ECMA являлся акронимом European Computer Manufacturers Association), где он был утвержден в качестве стандарта ECMAScript в 1997 г.

Эта стандартизированная версия JavaScript, называемая ECMAScript, работает одинаково во всех приложениях, поддерживающих стандарт. Разработчики могут использовать открытый стандарт языка, чтобы разработать собственную реализацию JavaScript.

Формально, когда разработчики ссылаются на ECMAScript, они обычно имеют в виду «идеальный» язык, определенный стандартом Ecma. Чаще всего эти два понятия взаимозаменяемы. Поэтому, при упоминании об официальном стандарте в этом учебнике будет употребляться название ECMAScript, а в остальных случаях при ссылках на язык — JavaScript. Также в учебнике будет встречаться общепринятое сокращение ES5 при ссылке на пятый выпуск стандарта ECMAScript.

JavaScript – не Java

Прежде чем вы приступите к изучению JavaScript, вам следует понимать, что JavaScript – это не Java. Это два совершенно разных языка программирования. JavaScript не имеет ничего общего с языком Java, кроме похожего синтак­ сиса.

Java – объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый компанией Sun Microsystems с 1991 года и официально выпущенный 23 мая 1995 года. Java – это мощный и гораздо более сложный язык программирования, на нём можно писать самые разные программы. Для интернет-страниц есть особая возможность – написание апплетов.

Апплет – это программа на языке Java, которую можно подключить к HTML при помощи тега <applet>. Jаvа­апплеты запускаются с помощью компилятора. Апплеты Java встраиваются в веб-страницу, но хранятся на диске как отдельные файлы. Это двоичные файлы, и если вы их откроете, то не увидите исходный код апплета.

Сценарии JavaScript размещаются внутри веб-страницы и не могут существовать отдельно от нее. Для выполнения JS-сценариев не нужен компилятор, они выполняются браузером на стороне пользователя. JS-скрипт – это обычный текст, и вы можете просмотреть код невооруженным взглядом – без какого-либо специального программного обеспечения.

Java — это язык, который основан на классах и отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Ориентированная на классы модель Java означает, что программы состоят исключительно из классов и их методов. Наследование классов и строгая типизация в языке Java обычно требуют тесно связанные иерархии объектов. Эти требования делают программирование на Java более комплексным, чем программирование на JavaScript.

JavaScript - это легкий язык программирования, который обладает простым синтаксисом, специализированной встроенной функциональностью и минимальными требованиями для создания объектов. Вам не нужно объявлять переменные, классы и методы. Не нужно беспокоиться о том, являются ли методы публичными (public), приватными (private) или защищенными (protected), а также вам не нужно реализовывать интерфейсы. Переменные, параметры и возвращаемые функциями типы JS-скриптов не являются явно типизированными.

Что вам нужно для изучения JavaScript?

Предварительное знание JavaScript не требуется, но поскольку JavaScript находится внутри веб-страниц и управляет их динамикой, предполагается, что вы знакомы с основами языка HTML, хотя не исключается возможность "параллельного" изучения HTML и JavaScript.

Большенство сценариев JavaScript призваны "оживить" HTML, т. е. цель создания сценария заключается в том, чтобы продемонстрировать, как будет меняться вид страницы при изменении значений параметров HTML-тегов. Вместе собранные и должным образом оформленные такого рода сценарии являются примером разработанного веб-приложения.

Прежде чем мы приступим к написанию первой программы на JavaScript, очень важно заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые инструменты у нас были настроены и находились на своих местах.

Изучая JavaScript, очень важно запускать примеры, представленные в каждом уроке, изменять их и опять запускать, чтобы проверить, насколько правильно вы понимаете изученный материал. Для этого необходим интерпретатор JavaScript. К счастью, как вы уже знаете, любой веб-браузер включает в себя интерпретатор JavaScript.

Чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, достаточно установить любой современный интернет-браузер (например Yandex, Internet Explorer, Mozilla Firefox или Google Chrome).

Далее в этом учебнике вы увидите, что код на языке JavaScript можно встраивать непосредственно в HTML-файлы, в теги <script>, и при загрузке HTML-файла этот код будет выполняться браузером. Стоит отметить, что вам не нужно поступать так всякий раз, когда требуется протестировать короткий фрагмент программного кода JavaScript.

Самый простой способ поэкспериментировать с кодом JavaScript – воспользоваться встроенным инструментом браузера веб-консоль (Web Console).

Как правило, веб-консоль можно запустить нажатием клавиши F12 или горячей комбинации клавиш – Ctrl+Shift+J. Обычно панель или окно типичного «инструмента разработчика» открывается в виде отдельной панели в верхней или нижней части окна браузера как изображено на рис. 1.

Панель включает множество вкладок, позволяющих исследовать структуру HTML-документа, стили CSS и т. д. Среди них имеется вкладка JavaScript Console, где можно вводить строки программного кода JavaScript и выполнять их.

Для более детального анализа программного кода нам понадобится текстовый редактор с дополнительной функциональностью, упрощающей написание и редактирование программного кода. В качестве такового мы будем использовать редактор Notepad++. Если вы уже пользуетесь другим редактором и успели к нему привыкнуть, то вам ничто не мешает и далее продолжать его использовать.

С большинством примеров, приведенных в нашем учебнике, вы сможете поэкспериментировать прямо на странице сайта воспользовавшись встроенным инструментом — мини-редактором JS.

Для того, чтобы посмотреть результат выполнения скрипта в новом окне кликните по иконке , а если у вас возникнет желание поменять что-то в коде кликните по иконке

Это обычный HTML документ

Выходим обратно в HTML

Обратите внимание: В подобных простых экспериментах с JavaScript можно опускать теги <html>, <head> и <body> в HTML-файле.

Советы по эфективному изучению JavaScript

Изучение JavaScript, как и других языков программирования – непростое дело, но оно безусловно стоит потраченных сил и времени. Обучение эффективно, когда дается не просто так, а с усилием. Вы должны прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны кругам на воде – очень скоро от них не останется и следа.

Электронные книги, бесплатные онлайн-курсы и интернет-платформы для обучения с помощью задач – выбор вариантов источников качественных знаний сегодня почти безграничен. Но как мотивировать себя к самостоятельному обучению, как научиться учиться самостоятельно?

Попробуйте следовать нескольким простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Регулярность – залог успеха в обучении. Спланируйте свои будни так, чтобы вы могли каждый день уделять на изучение JavaScript не менее одного часа. Не пытайтесь за короткий промежуток времени выучить всё и сразу. Разбивка процесса самообразования на небольшие учебные сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению уже на следующий день.

Наихудшее время для обучения – когда вы чувствуете усталость. В такие моменты, главное не заставлять себя – вы не получите ожидаемого результата. Человеческий мозг не может учить что-то бесконечно долго – ему нужно давать перерывы. Занимайтесь по принципу 25\5. Попробуйте на себе практику учить 25 минут и отдыхать 5 минут. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно.

Применяйте практики вспоминания – основу обучения. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти.

Эффективная техника вспоминания – это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, который относится к изученному материалу, а с другой – ответ на него. Выучите содержание карточки, а затем, через день, попытайтесь вспомнить ответ. Если вы дали правильный ответ – карточку можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись – необходимо повторить вопрос уже на следующий день. Чем длиннее у вас будет цепочка успешных оветов, тем больший интервал должен быть перед следующим повторением.

Параллельно с теоретическими занятиями постоянно практикуйтесь. Для приобретения практического опыта достаточно просто много писать и разбирать примеры хорошего кода. Работая с примерами внимательно пройдите по всем строчкам кода – вы должны убедиться, что понимаете, как работает каждая строчка. Не бойтесь экспериментировать. Учитесь выводить в окне браузера какие-то данные и анализировать их. Например, что и после чего выводится на экран, получили ли вы то, что хотели, и если нет – то почему.

Какой бы способ обучения вы не выбрали, не забывайте, что он должен быть интересным для вас и подкрепляться практическими занятиями – примеры лучше тысячи слов. Примеры часто легче понять, чем многостраничную теорию. Поэтому будьте смелее! Надеюсь, что этот учебник станет хорошим подспорьем в ваших начинаниях.

Программа

Синтаксис

Программа :
ЭлементыИсходногоКода
ЭлементыИсходногоКода :
ЭлементИсходногоКода
ЭлементыИсходногоКода ЭлементИсходногоКода
ЭлементИсходногоКода :
Инструкция
ОбъявлениеФункции

Семантика

Значение нетерминала Программа : ЭлементыИсходногоКода вычисляется по следующей схеме:

1. Обработать объявления функций в ЭлементахИсходногоКода.

2. Вычислить значение ЭлементовИсходногоКода.

3. Вернуть Результат(2).

Нетерминал ЭлементыИсходногоКода : ЭлементИсходногоКода обрабатывается для получения объявлений функций следующим образом:

1. Обработать объявления функций в ЭлементеИсходногоКода.

Значение нетерминала ЭлементыИсходногоКода : ЭлементИсходногоКода вычисляется по следующей схеме:

1. Вычислить значение ЭлементаИсходногоКода.

2. Вернуть Результат(1).

Нетерминал ЭлементыИсходногоКода : ЭлементыИсходногоКода ЭлементИсходногоКода обрабатывается для получения объявлений функций следующим образом:

1. Обработать объявления функций в ЭлементахИсходногоКода.

2. Обработать объявления функций в ЭлементеИсходногоКода.

Значение нетерминала ЭлементыИсходногоКода : ЭлементыИсходногоКода ЭлементИсходногоКода вычисляется по следующей схеме:

1. Вычислить значение ЭлементовИсходногоКода.

2. Если Результат(1) является неожиданным завершением, вернуть Результат(1).

3. Вычислить значение ЭлементаИсходногоКода.

4. Вернуть Результат(3).

Нетерминал ЭлементИсходногоКода : Инструкция никак не обрабатывается для получения объявлений функций.

Значение нетерминала ЭлементИсходногоКода : Инструкция вычисляется по следующей схеме:

1. Вычислить значение Инструкции.

2. Вернуть Результат(1).

Нетерминал ЭлементИсходногоКода : ОбъявлениеФункции обрабатывается для получения объявлений функций с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *