Javascript словарь – JAVASCRIPT перевод с английского на русский, translation English to Russian. Англо-Русский словарь компьютерных терминов

Словари / объекты — python-v-js

Стандартная структура для хранения данных с возможностью обращения по произвольному ключу (отображение) в Python называется dict (dictionary, словарь), а в JavaScript — object (объект).

PythonJavascript
Создание словарей / объектов #
my_dict = {'a': 10, 'b': 20}
my_dict['a']
10
my_dict.a
Exception: AttributeError
'dict' object has no attribute 'a'
var my_obj = {a: 10, b: 20};
my_obj['a'];
10
my_obj.a;
10

var my_obj = {'long key': 'some value', 
               short_key: 'other value'}
my_obj['long key'];
some value
my_obj['short_key'];
other value
my_obj.short_key;
other value
Модификация значения в словаре / объекте #
my_dict = {'a': 10, 'b': 20} my_dict['a'] = 'hello' my_dict['a']
'hello'
var my_obj = {a: 10, b: 20};
my_obj['a'] = 'hello';
my_obj['a'];
hello

var my_obj = {a: 10, b: 20};
my_obj.a = 'hello';
my_obj['a'];
hello
Нестроковые ключи #
my_dict = {}
my_dict[5] = 'hello'
my_dict['5'] = 'world'
my_dict
{5: 'hello', '5': 'world'}
var my_obj = {};
my_obj[5] = 'hello';
my_obj['5'] = 'world';
my_obj;
{ '5': 'world' }
my_obj[ ['5'] ];
world
Проверка наличия объекта с заданным ключём #
my_dict = {'a': 10, 'b': 20}
'a' in my_dict
True
my_obj = {a: 10, b: 20};
'a' in my_obj;
true
Обращение к записи с несуществующим ключём #
my_dict = {'a': 10, 'b': 20}
my_dict['c']
Exception: KeyError
'c'
my_dict.get('c')
None
my_dict.get('c', 'Nothing')
'Nothing'
my_obj = {'a': 10, 'b': 20}; my_obj['c'];
undefined
my_obj.c;
undefined

Реализация объектов-словарей, как в Javascript / Habr

Недавно, после длительного взаимодействия моего мозга с Javascript я вернулся к привычному для меня Python, и понял, что чего-то мне не хватает, а именно объектов как в Javascript, тех что хеш-таблицы, ага. Фууууу, может быть скажете вы и, возможно зря.

Выражаясь более четко, хотелось иметь полноценный питоновский dict, но только такой, что-бы можно было обращаться к его значением, как к атрибутам объекта. Лично мне куда приятнее писать a.name, вместо a["name"]:
>>> a.id = 42
>>> a.name = «Jon»
>>> print a
{‘id’: 42, ‘name’: ‘Jon’}

При этом, конечно же важно сохранить стандартную функциональность словаря:

>>> print «id: %(id)d, name: %(name)s» % a
id: 42, name: Jon
>>> a.keys()
[‘id’, ‘name’]

Довольно приятно, правда? Так почему бы не сделать этого средствами самого питона?

Реализация 1. В лоб.

Первое, что приходит в голову, это просто реализовать работу всех нужных нам магических методов:

class Dict(dict):
    def __getattr__(self, key):
        return self[key]
    def __setattr__(self, key, value):
        self[key] = value
    def __delattr__(self, key):
        del self[key]

Но, кажется, это не слишком pythonic. Присмотревшись немного, можно увидеть, что выполняется лишняя работа, и код можно сократить.

Реализация 2. Дао питона.

На самом деле, достаточно просто подменить одни unbound-методы другими, благо они имеют одинаковую сигнатуру:

class Dict(dict):
    __getattr__ = dict.__getitem__
    __setattr__ = dict.__setitem__
    __delattr__ = dict.__delitem__

Это конечно выглядит лучше, но все равно топорно и не расширяемо. Переспав ночью с этой идеей, на утро мне пришло в голову, возможно, наиболее изящное решение.

Реализация 3. Маленькая магия.
class Dict(dict):
    def __new__(cls, *args, **kwargs):
        self = dict.__new__(cls, *args, **kwargs)
        self.__dict__ = self
        return self

Понимаете, что происходит? Самое интересное находится в строчке self.__dict__ = self. По-сути, наш объект является обычным словарем, так почему бы ему не быть еще и словарем атрибутов самого себя? Теперь, когда мы будем извлекать, изменять или удалять атрибут экземпляра класса Dict, эти изменения будут непосредственно отражаться на значениях в этом экземпляре как словаре, ведь по сути они стали одними и теми же сущностями.

>>> d = Dict(a = 1, b = 2, c = 3)
>>> print d
{‘a’: 1, ‘c’: 3, ‘b’: 2}
>>> print d.a == d[«a»]
True
>>> d.b = 7
>>> del d.c
>>> d.x = 4
>>> print d
{‘a’: 1, ‘x’: 4, ‘b’: 7}
>>> print d.keys(), d.items()
[‘a’, ‘x’, ‘b’] [1, 4, 7]

Вот и получилось еще одно доказательство того, как вместе с питоном можно сделать много полезного и интересного. А если понимать то, как он устроен внутри, это можно сделать еще и красиво и элегантно.
Конечно, я не создал ничего принципиально нового, но в тех проектах, где приходится работать с наполовину типизированными сущностями, мне больше не приходится выбирать между словарем и объектом, да и код стал немного чище.

Приветствуются любые замечания почему это плохо или как решить задачу еще изящнее.

Чем отличаются JavaScript и ECMAScript? / NIX corporate blog / Habr

Перевод What’s the difference between JavaScript and ECMAScript?

Как-то мы попробовали гуглить «различие между JavaScript и ECMAScript».

В итоге пришлось пробираться сквозь море двусмысленных и, казалось бы, противоречивых результатов:

«ECMAScript — это стандарт».
«JavaScript — это стандарт».
«ECMAScript — это спецификация».
«JavaScript — это реализация стандарта ECMAScript».
«ECMAScript — стандартизованный JavaScript».
«ECMAScript — это язык».
«JavaScript — это диалект ECMAScript».
«ECMAScript — это JavaScript».


Сдерживая желание заплакать, мы постарались овладеть собой и провели трудоемкое, но продуктивное исследование.

В этой статье представлено наше понимание различий между JavaScript и ECMAScript. Статья написана для тех, кто знаком с JavaScript, но хочет получить более четкое представление о его взаимоотношениях с ECMAScript, веб-браузерами, Babel и так далее. Вы также узнаете о скриптовых языках, движках JavaScript и средах выполнения JavaScript.

Ну что, погнали.

Словарь JavaScript/ECMAScript


Ниже приведен список определений, составленный с упором на согласованность и ясность. Определения не совсем полны. Они построены таким образом, чтобы вы хорошо разобрались в связях и родстве между JavaScript и ECMAScript.
Ecma International

Организация, которая создает стандарты для технологий.
Чтобы проиллюстрировать пример «стандарта» (хотя и созданного не в Ecma): вспомните обо всех клавиатурах, которые вы когда-либо использовали. В подавляющем большинстве случаев раскладка была одинаковой? А пробел, клавиша Enter, курсорные клавиши? Цифры находились в верхнем ряду? Это объясняется тем, что большинство разработчиков используют при создании дизайна клавиатуры стандарт раскладки QWERTY.
ECMA-262

Это стандарт, изданный Ecma International. В нём прописана спецификация скриптового языка общего назначения.
ECMA-262 — это стандарт, подобный QWERTY, только представляющий собой спецификацию скриптового языка, называющегося ECMAScript.

ECMA-262 можно считать учётным номером ECMAScript.


ECMA-260, ECMA-261, ECMA-262. А вот и ECMAScript.

Скриптовый язык


Язык программирования, созданный для работы с существующим объектом или системой.

Чтобы понять, как язык программирования становится скриптовым языком, рассмотрим команды «ходить», «бегать» и «прыгать». Их кто-то должен выполнять, например, человек, собака или персонаж видеоигры. Без выполняющего команды актера все эти «ходить», «бегать» и «прыгать» не имеют смысла. Этот набор действий аналогичен скриптовому языку, который предназначен для управления внешним объектом.

ECMAScript


Описанная в ECMA-262 спецификация создания скриптового языка общего назначения.

Синоним: спецификация ECMAScript.


«ECMA-262» — это название и стандарта, и спецификации скриптового языка ECMAScript.

ECMAScript содержит правила, сведения и рекомендации, которые должны соблюдаться скриптовым языком, чтобы он считался совместимым с ECMAScript.


Выдержка из спецификации языка ECMAScript 2017. Документ состоит примерно из 900 страниц, если вы ищете, что почитать на досуге.

JavaScript


Скриптовый язык общего назначения, соответствующий спецификации ECMAScript.

Это диалект языка ECMAScript.

JavaScript — мой любимый язык программирования, пропитанный ароматом кофе. ECMAScript — это спецификация, на которой он основан. Из спецификации ECMAScript вы узнаете, как создать скриптовый язык, а из документации JavaScript — как использовать скриптовый язык.

Когда люди называют JavaScript «диалектом языка ECMAScript», они имеют в виду то же самое, что и при упоминании о диалектах английского, французского или китайского языка. Диалект большую часть своего лексикона и синтаксиса наследует из родительского языка, от которого при этом заметно отличается.

Как сказано в ECMA-262, JavaScript в основном реализует спецификацию ECMAScript, но с некоторыми отличиями. Mozilla в общих чертах обрисовала свойства JavaScript, не характерные для ECMAScript:


Скриншот от 3 сентября 2017 года. Это список экспериментально проверенных характерных особенностей JavaScript, которые не являются частью ECMAScript (по крайней мере, пока).

JavaScript-движок


Программа или интерпретатор, способный понимать и выполнять JavaScript-код.

Синонимы: интерпретатор JavaScript, реализация JavaScript.


JavaScript-движки обычно используются в веб-браузерах, включая V8 в Chrome, SpiderMonkey в Firefox и Chakra в Edge. Каждый движок подобен языковому модулю, который позволяет приложению поддерживать определенное подмножество языка JavaScript.

Для браузера JavaScript-движок — это как для человека способность понимать речь. Если опять обратиться к нашему примеру с «ходить», «бегать» и «прыгать», то JavaScript-движок — часть «объекта», который на самом деле понимает, что означают эти действия.

Эта аналогия помогает объяснить некоторые особенности браузера:

Разное быстродействие браузеров

Два человека поймут команду «прыгать», но один из них отреагирует раньше, потому что смог быстрее понять и обработать команду. Аналогично, два браузера могут понимать код JavaScript, но один из них работает быстрее, потому что его JavaScript-движок работает эффективнее.

Разная поддержка в браузерах

Рассмотрим большую группу людей, говорящих по-английски. Кто-то среди них может знать определенные слова, выражения и синтаксические правила, не известные другим людям, и наоборот. То же самое с браузерами. Хотя все браузерные JavaScript-движки понимают JavaScript, некоторые понимают его лучше других. Различаются и способы поддержки языка браузерами.

Говоря о поддержке в браузерах, обычно упоминают о «совместимости с ECMAScript», а не о «совместимости с JavaScript», хотя JavaScript-движки детально анализируют и выполняют… JavaScript. Звучит запутанно, позвольте объяснить.


Это часть таблицы, посвящённой браузерной поддержке ECMAScript. Версии JavaScript в ней не упоминаются.

Как вы помните, ECMAScript — это спецификация того, как может выглядеть скриптовый язык. Появление новой версии ECMAScript не означает, что у всех движков JavaScript появятся новые функции. Всё зависит от групп или организаций, которые отвечают за обновления JavaScript-движков с учётом новейшей спецификацией ECMAScript.

Поэтому разработчики, как правило, задают вопросы вроде «Какую версию ECMAScript поддерживает этот браузер?» или «Какие функции ECMAScript поддерживает этот браузер?» Они хотят знать, удалось ли Google, Mozilla и Microsoft наделить JavaScript-движки (соответственно V8, SpiderMonkey и Chakra) свойствами, описанными в последней версии ECMAScript.

Ответы на многие вопросы вы найдёте в Таблице совместимости ECMAScript.

Если выйдет новая версия ECMAScript, то в JavaScript-движках не появятся разом все нововведения. Они будут внедряться постепенно, релиз за релизом, как это видно на примере журнала изменений JavaScript в Firefox:


Какие-то части стандартов ES2015 и ES2017 были реализованы в JavaScript-движке SpiderMonkey в браузере Firefox 50. Ещё раньше были реализованы другие части ES2015 и ES2017, и это продолжилось в последующих версиях.

Среда выполнения JavaScript


В этой среде выполняется JavaScript-код и интерпретируется JavaScript-движком. Среда выполнения предоставляет хост-объекты, на которых и с которыми может работать JavaScript.

Синонимы: хост-среда (Host environment).


Среда выполнения JavaScript — это «существующий объект или система», упомянутые в определении скриптового языка. Код проходит через JavaScript-движок, в котором объект или система анализирует код и разбирает его работу, а потом выполняет интерпретированные действия. Собака идет, человек бежит, персонаж видеоигры прыгает (или разрушает, как на картинке).

JavaScript-скрипты могут обращаться к приложениям, потому что те предоставляют «хост-объекты» в среде выполнения. На клиентской стороне средой выполнения JavaScript будет веб-браузер, в котором становятся доступными для манипуляций такие хост-объекты, как окна и HTML-документы. Вы когда-нибудь работали с хост-объектами в виде окна или документа? Такие объекты не являются частью базового JavaScript. Это веб-API, объекты, предоставляемые браузером, действующим как хост-среда JavaScript.

На серверной стороне среда выполнения JavaScript — это Node.js. В Node.js предоставляются связанные с сервером хост-объекты, такие как файловая система, процессы и запросы.

Любопытно, что разные среды выполнения JavaScript могут использовать один и тот же JavaScript-движок. Например, V8 — это движок, используемый в двух совершенно разных средах — в Google Chrome и Node.js.

ECMAScript 6


Это шестая редакция стандарта ECMA-262, внёсшая в спецификацию ECMAScript существенные изменения и улучшения.

Синонимы: ES6, ES2015 и ECMAScript 2015.


С 2015 года Ecma International перешла на ежегодные релизы ECMAScript, и эту версию ECMAScript переименовали с ES6 на ES2015. Ecma International стала называть новые версии спецификации ECMAScript в соответствии с годом выпуска. То есть ES6 и ES2015 — это одно и то же.

Babel


Транспилятор, конвертирующий код ES6 в код ES5.
В ES6 разработчикам доступны замечательные новые функции, но нельзя забывать и о межбраузерной совместимости. Во время написания этой статьи Edge и Internet Explorer поддерживают не все функции из спецификации ES6.

При желании, разработчики могут с помощью Babel преобразовать — транспилировать — код ES6 в функционально эквивалентную версию, использующую только функции ES5. Все основные браузеры полностью поддерживают ES5, поэтому транспилированный код будет работать без каких-либо проблем.

Ещё кое-что


Надеюсь, вы узнали что-то для себя новое о JavaScript и ECMAScript. Прежде чем закончить, хотелось бы ещё кое-что разъяснить начинающим веб-разработчикам.
Курица или яйцо

JavaScript был создан в 1996 году. В 1997 году Ecma International предложила стандартизировать JavaScript, и в результате появился ECMAScript. Но поскольку JavaScript соответствует спецификации ECMAScript, JavaScript является примером реализации ECMAScript.

Получается, что ECMAScript основан на JavaScript, а JavaScript основан на ECMAScript.

Да, это смахивает на затёртый кинематографический штамп, когда путешественники во времени становятся своими собственными родителями. Забавно, хотя и немного странно.

Понимаем, что всё здесь сказанное немного вас позабавило, но надеемся, что вы получили пищу для размышлений. Позвольте откланяться.

Глоссарий англоязычных терминов

Update: Более новый материал по этой теме находится по адресу http://es5.javascript.ru.

Этот список содержит основные англоязычные термины и их перевод, принятый в стандарте ECMAScript.

InputElementDiv	ВходнойЭлементДеления
InputElementRegExp	ВходнойЭлементРегВыр
MultiLineComment	МногострочныйКомментарий
RegExp	РегВыр
Pattern	Шаблон
Program	Программа
Expression	Выражение
Statement	Инструкция
WithStatement	ИнструкцияWith
AssignmentExpression	ВыражениеПрисваивания
ArgumentList	СписокАргументов
Identifier	Идентификатор 
Initialiser	Инициализатор
ExpressionNoIn	ВыражениеБезIn
DecimalDigit	ДесятичнаяЦифра 
DecimalDigits	ДесятичныеЦифры
LookaheadExample	ПримерПредпросмотра
LineTerminator	КонецСтроки
NonZeroDigit	НенулеваяЦифра
IdentifierName	ИмяИдентификатора
SourceCharacter	ИсходныйСимвол
WhiteSpace	Пробел
Comment	Комментарий
SingleLineComment	ОднострочныйКомментарий
MultiLineCommentChars	СимволыМногострочногоКомментария
MultiLineNotAsteriskChar	МногострочныйСимвНеЗвёздочка
PostAsteriskCommentChars	СимволыКомментарияПослеЗвёздочки
MultiLineNotForwardSlashOrAsteriskChar	МногострочныйСимвНеСлэшИлиЗвёздочка
SingleLineCommentChars	СимволыОднострочногоКомментария
SingleLineCommentChar	СимволОднострочногоКомментария
Token	Токен
Punctuator	ЗнакПрепинания
NumericLiteral	ЧисленныйЛитерал
StringLiteral	СтроковойЛитерал
ReservedWord	ЗарезервированноеСлово
Keyword	КлючевоеСлово
FutureReservedWord	ЗарезервированноеНаБудущееСлово
NullLiteral	ЛитералNull
BooleanLiteral	БулевскийЛитерал
UnicodeEscapeSequence	ЮникоднаяEscapeПоследовательность
IdentifierStart	НачалоИдентификатора
IdentifierPart	ЧастьИдентификатора
UnicodeLetter	БукваЮникода
UnicodeCombiningMark	КомбинирующийЗнакЮникода
UnicodeDigit	ЦифраЮникода
UnicodeConnectorPunctuation	СоединяющаяПунктуацияЮникода
HexDigit	ШестнадцатеричнаяЦифра
DivPunctuator	ЗнакДеления
Literal	Литерал
DecimalLiteral	ДесятичныйЛитерал
HexIntegerLiteral	ШестнадцатеричныйЦелыйЛитерал
DecimalIntegerLiteral	ДесятичныйЦелыйЛитерал
ExponentPart	ЭкспоненциальнаяЧасть
SignedInteger	ЗнаковоеЦелое
ExponentIndicator	ПризнакЭкспоЗаписи
DoubleStringCharacters	СимволыДвойнойСтроки
SingleStringCharacters	СимволыОдинарнойСтроки
DoubleStringCharacter	СимволДвойнойСтроки
SingleStringCharacter	СимволОдинарнойСтроки
EscapeSequence	EscapeПоследовательность	
CharacterEscapeSequence	СимвольнаяEscapeПоследовательность
HexEscapeSequence	ШестнадцатеричнаяEscapeПоследовательность
SingleEscapeCharacter	ОдиночныйEscapeСимвол
NonEscapeCharacter	НеEscapeСимвол
EscapeCharacter	EscapeСимвол
RegularExpressionBody	ТелоРегулярногоВыражения
RegularExpressionFlags	ФлагиРегулярногоВыражения
RegularExpressionLiteral	ЛитералРегулярногоВыражения
RegularExpressionFirstChar	ПервыйСимволРегулярногоВыражения
RegularExpressionChars	СимволыРегулярногоВыражения
RegularExpressionChar	СимволРегулярногоВыражения
NonTerminator	НеОкончание
BackslashSequence	ПоследовательностьОбрСлэш
PostfixExpression	Постфиксно

javascript — со всех языков на русский

  • JavaScript — Paradigmen: multiparadigmatisch Erscheinungsjahr: 1995 Entwickler: Brendan Eich Aktuelle Version: 1.8  (2008) …   Deutsch Wikipedia

  • Javascript — ist eine Skriptsprache, die hauptsächlich für das DOM Scripting in Web Browsern eingesetzt wird. Dabei ist unter JavaScript die Gesamtheit aus den Eigenschaften des Browsers (beziehungsweise Clients oder Scripting Hosts) sowie des Document Object …   Deutsch Wikipedia

  • JavaScript 2.0 — JavaScript  Ne doit pas être confondu avec Java (langage). Apparu en …   Wikipédia en Français

  • Javascript —  Ne doit pas être confondu avec Java (langage). Apparu en …   Wikipédia en Français

  • JavaScript — Información general Paradigma Multi paradigma, Programación funcional,[1] Programación basada en prototipos, imperativo, Interpretado (Scripting) …   Wikipedia Español

  • JavaScript — es un lenguaje interpretado orientado a las páginas web, con una sintaxis semejante a la del lenguaje Java. El lenguaje fue inventado por Brendan Eich en la empresa Netscape Communications, que es la que fabricó los primeros navegadores de… …   Enciclopedia Universal

  • JAVAScript — язык программирования, основанный на объектном представлении браузера. Текст программы встраивается непосредственно в HTML документ и интерпретируется самим браузером. JAVAScript применяется для придания пользовательскому интерфейсу большей… …   Финансовый словарь

  • JavaScript — JavaScript,   eine Script Sprache zur Funktionserweiterung von Webseiten, die von der Programmiersprache Java abgeleitet wurde. Der wichtigste Unterschied zwischen Java und JavaScript besteht darin, dass JavaScripts nicht kompiliert werden müssen …   Universal-Lexikon

  • Javascript —   [englisch dʒɑːvə ], Informatik: objektorientierte Programmiersprache, die sich wie Java an C++ anlehnt und ebenfalls betriebssystem und plattformunabhängig ist. Die Sprache wurde von der Firma »Netscape« entwickelt und mit jeder neuen Version… …   Universal-Lexikon

  • JavaScript — er et programmerings sprog, som bruges til at lave lidt mere avancerede ting på hjemmesiderne, som f.eks. scrolltekster, indkøbskurve osv.. Ældre browsere kan have problemer med at forstå JavaScript …   Danske encyklopædi

  • JAVAScript — Язык программирования, основанный на объектном представлении браузера. Текст программы встраивается непосредственно в HTML документ и интерпретируется самим браузером. JAVAScript применяется для придания пользовательскому интерфейсу большей… …   Словарь бизнес-терминов

  • javascript — с английского на русский

  • JavaScript — Paradigmen: multiparadigmatisch Erscheinungsjahr: 1995 Entwickler: Brendan Eich Aktuelle Version: 1.8  (2008) …   Deutsch Wikipedia

  • Javascript — ist eine Skriptsprache, die hauptsächlich für das DOM Scripting in Web Browsern eingesetzt wird. Dabei ist unter JavaScript die Gesamtheit aus den Eigenschaften des Browsers (beziehungsweise Clients oder Scripting Hosts) sowie des Document Object …   Deutsch Wikipedia

  • JavaScript 2.0 — JavaScript  Ne doit pas être confondu avec Java (langage). Apparu en …   Wikipédia en Français

  • Javascript —  Ne doit pas être confondu avec Java (langage). Apparu en …   Wikipédia en Français

  • JavaScript — Información general Paradigma Multi paradigma, Programación funcional,[1] Programación basada en prototipos, imperativo, Interpretado (Scripting) …   Wikipedia Español

  • JavaScript — es un lenguaje interpretado orientado a las páginas web, con una sintaxis semejante a la del lenguaje Java. El lenguaje fue inventado por Brendan Eich en la empresa Netscape Communications, que es la que fabricó los primeros navegadores de… …   Enciclopedia Universal

  • JAVAScript — язык программирования, основанный на объектном представлении браузера. Текст программы встраивается непосредственно в HTML документ и интерпретируется самим браузером. JAVAScript применяется для придания пользовательскому интерфейсу большей… …   Финансовый словарь

  • JavaScript — JavaScript,   eine Script Sprache zur Funktionserweiterung von Webseiten, die von der Programmiersprache Java abgeleitet wurde. Der wichtigste Unterschied zwischen Java und JavaScript besteht darin, dass JavaScripts nicht kompiliert werden müssen …   Universal-Lexikon

  • Javascript —   [englisch dʒɑːvə ], Informatik: objektorientierte Programmiersprache, die sich wie Java an C++ anlehnt und ebenfalls betriebssystem und plattformunabhängig ist. Die Sprache wurde von der Firma »Netscape« entwickelt und mit jeder neuen Version… …   Universal-Lexikon

  • JavaScript — er et programmerings sprog, som bruges til at lave lidt mere avancerede ting på hjemmesiderne, som f.eks. scrolltekster, indkøbskurve osv.. Ældre browsere kan have problemer med at forstå JavaScript …   Danske encyklopædi

  • JAVAScript — Язык программирования, основанный на объектном представлении браузера. Текст программы встраивается непосредственно в HTML документ и интерпретируется самим браузером. JAVAScript применяется для придания пользовательскому интерфейсу большей… …   Словарь бизнес-терминов

  • JavaScript-библиотека для обработки текстов на русском языке / Habr

    Как чуден и глубок русский курлык
    — Генератор постов

    Обработка естественного языка (natural language processing, NLP) — тема, на мой взгляд, очень интересная. Во-первых, задачи тут чисто алгоритмические: на вход принимаем совершенно примитивный объект, строчку, а извлечь пытаемся вложенный в него смысл (ну или хотя бы частичку смысла). Во-вторых, необязательно быть профессиональным лингвистом, чтобы решать эти задачи: достаточно знать родной язык на более-менее приличном уровне и любить его.

    А ещё с небольшими затратами можно сделать какого-нибудь бестолкового чат-бота — или, как вот я, генератор постов на основе того, что вы писали на своей страничке в соцсети. Возможно, кто-то из вас уже видел это приложение — оно довольно глупое, чаще всего выдает бессмысленный и бессвязный текст, но изредка всё же дает повод улыбнуться.

    Бессвязность текстов в нынешней версии «Генератора» вызвана тем, что на самом деле никакого анализа он производить не умеет. Просто в одних случаях «предсказывает» продолжение предложения по собранным биграммам, а в других — заменяет в готовом предложении некоторые слова на другие, которые заканчиваются похоже. Вот и вся начинка.

    Конечно, хочется сделать что-нибудь поинтереснее. Беда в том, что модные сейчас нейросети не очень-то применимы здесь: им нужно много ресурсов, большую обучающую выборку, а в браузере у пользователя соцсети всего этого нет. Поэтому я решил изучить вопрос работы с текстами с помощью алгоритмов. К сожалению, готовых инструментов для работы с русским языком на JavaScript найти не удалось, и я решил сделать свой маленький велосипед.


    Свою библиотеку я назвал Az. С одной стороны — это первая буква кириллицы, «азъ», и в то же время первая и последняя буквы латиницы. Сразу дам все ссылки:
    — GitHub;
    — Документация: либо на гитхабе же, либо на Doclets.io;
    — Демо.
    Установить библиотеку вы можете как из npm, так и из bower (в обоих местах она имеет название az). На свой страх и риск — она ещё не покрыта полностью тестами и до выхода первой версии (который произойдет скоро, я надеюсь) у неё могут измениться публичные API. Лицензия: MIT.

    На данный момент библиотека умеет две вещи: токенизацию и анализ морфологии. В некотором отдаленном будущем (но не в первой версии) предполагается реализовать синтаксический анализ и извлечение смыслов из предложений.


    Суть токенизации очень проста: как я упоминал выше, на входе мы принимаем строку — а на выходе получаем «токены», группы символов, которые (вероятно) являются отдельными сущностями в этой строке.

    Обычно для этой цели используется что-нибудь типа одного вызова split по простой регулярке, но мне этого показалось мало. Например, если разделить строку по пробелам, мы потеряем сами пробелы — иногда это удобно, но не всегда. Ещё хуже, если мы захотим предварительно разбить строку по точкам, вопросительным и восклицательным знакам (надеясь выделить так предложения): мало того, что теряются конкретные знаки препинания, так ещё и точки на самом деле не всегда завершают предложения. А потом мы понимаем, что в реальных текстах могут встретиться, скажем, ссылки (и точки в них точно никакого отношения к пунктуации не имеют) и регулярка становится совсем страшной.

    Az предлагает свое, не-деструктивное, решение этой задачи. Гарантируется, что после токенизации каждый символ будет принадлежать некоторому токену и только одному. Пробелы, переводы строк и прочие невидимые символы объединяются в один тип токенов, слова — в другой, пунктуация — в третий. Если все токены склеить вместе — получится в точности исходная строка.

    При этом токенизатор достаточно умен, чтобы понимать, что дефис, обрамленный пробелами — это знак препинания (вероятно, на его месте подразумевалось тире), а прижатый хотя бы с одной стороны к слову — часть самого слова. Или что «habrahabr.ru» — это ссылка, а «[email protected]» — это, вероятно, емэйл (да, полная поддержка соответствующего RFC не гарантируется). #hashtag — это хэштег, user — упоминание.

    И наконец — раз уж RegExp’ы для этой цели использовать не стоит — Az.Tokens умеет парсить HTML (а заодно — вики и Markdown). Точнее говоря, никакой древовидной структуры на выходе не будет, но все теги будут выделены в свои токены. Для тегов <script> и <style> сделано дополнительное исключение: их содержимое превратится в один большой токен (вы же не собирались разбивать на слова свои скрипты?).

    А вот и пример обработки Markdown-разметки:

    Обратите внимание, скобки в одних случаях превращаются в пунктуацию (светло-синие прямоугольники), а в других — в Markdown-разметку (показана зеленым цветом).

    Естественно, отфильтровать ненужные токены (например, выбросить теги и пробелы) элементарно. И конечно же, все эти странные фичи отключаются отдельными флажками в опциях токенизатора.


    После того, как текст разбит на слова (с помощью Az.Tokens или любым другим образом), из них можно попытаться извлечь морфологические атрибуты — граммемы. Граммемой может быть часть речи, род или падеж — у таких граммем есть значения, которые сами по себе являются граммемами, только «булевыми» (например, мужской род, творительный падеж). «Булевые» граммемы могут и не относиться к какой-то родительской граммеме, а присутствовать сами по себе, как флаги — скажем, помета устаревшее или возвратный (глагол).

    Полный список граммем можно найти на странице проекта OpenCorpora. Почти все используемые библиотекой значения соответствуют обозначениям этого проекта. Кроме того, для анализа используется словарь OpenCorpora, упакованный в специальном формате, но об этом ниже. Вообще создатели проекта OpenCorpora большие молодцы и я вам рекомендую не только ознакомиться с ним, но и принять участие в коллаборативной разметке корпуса — это также поможет и другим опенсорсным проектам.

    Каждый конкретный набор граммем у слова называется тегом. Всевозможных тегов значительно меньше, чем слов — поэтому они пронумерованы и хранятся в отдельном файле. Чтобы уметь склонять слова (а Az.Morph это тоже умеет), нужно как-то уметь менять их теги. Для этого существуют парадигмы слов: они ставят в соответствие тегам определенные префиксы и суффиксы (то есть один и тот же тег в разных парадигмах имеет разные пары префикс+суффикс). Зная парадигму слова, достаточно «откусить» от него префикс и суффикс, соответствующие текущему тегу, и добавить префикс/суффикс того тега, в который мы его хотим перевести. Как и тегов, парадигм в русском языке относительно немного — это позволяет в словаре хранить для каждого слова только пару индексов: номер парадигмы и номер тега в ней.

    Вот пример: слово «крепкая» имеет тег, по-русски кратко обозначаемый как «ПРИЛ, кач жр, ед, им» — то есть это качественное прилагательное женского рода единственного числа в именительном падеже. Этому тегу (в той парадигме, которой принадлежит слово «крепкая»), соответствует пустой префикс и суффикс «-кая». Предположим, мы хотим получить из этого слова его сравнительную степень, да ещё и не обычную, а особую, с префиксом «по-»: «КОМП, кач сравн2». У неё в этой парадигме, как нетрудно догадаться, префикс «по-» и суффикс «-че». Отрезаем «-кая», добавляем «по-» и «-че» — получаем искомую форму «покрепче».

    NB. Как можно заметить, под префиксами и суффиксами тут понимаются не лингвистические термины, а просто подстроки, находящиеся в начале/конце слов.

    Такое вот относительно сумбурное изложение внутреннего механизма склонений в Az.Morph. По сути эта часть библиотеки — порт замечательного морфологического анализатора pymorphy2 за авторством kmike (на Хабре была пара статей об этой библиотеке). Кроме самого анализатора, рекомендую ознакомиться с его документацией — там много полезной информации, которая полностью применима и к Az тоже. Кроме того, Az использует формат словарей, аналогичный словарям pymorphy2, за исключением небольших деталей (которые позволили сделать словарь на 25% компактнее). По этой причине, увы, самостоятельно собрать их не получится — но в будущем такая возможность, конечно, появится.

    Как я уже упомянул, основные словари хранятся в хитром формате DAWG (в вики есть статья о directed acyclic word graph, как об абстрактной структуре данных, но о конкретной реализации информации мало). Реализуя его поддержку в JS, я оценил фичу pymorphy2, позволяющую при поиске слова сразу проверять вариант с «ё» вместо «е» — это не дает особых потерь в производительности из-за того, что при спуске по префиксному дереву легко обойти ветви, соответствующие обеим буквам. Но мне этого показалось мало и я аналогичным образом добавил возможность нечеткого поиска слов с опечатками (то есть можно задать максимальное расстояние Дамерау-Левенштейна, на котором должно находиться искомое слово от заданного). Кроме того, можно находить «растянутые» слова — по запросам «гоооол» или «го-о-о-ол» найдется словарное «гол». Разумеется, эти особенности тоже опциональны: если вы работаете в «тепличных условиях», с грамотными, вычитанными текстами — поиск опечаток стоит запретить. А вот для написанных пользователями записей это может быть весьма актуально. В планах — заодно ловить и наиболее распространенные ошибки, не являющиеся опечатками.

    Как видите, по заданному слову библиотека может вернуть разные варианты разбора из словаря. И это связано не только с опечатками: классический пример грамматической омонимии — слово «стали», которое может оказаться формой как существительного «сталь», так и глагола «стать». Чтобы решить однозначно (снять омонимию) — нужно смотреть на контекст, на соседние слова. Az.Morph этого пока не умеет (да и задача эта уже не для морфологического модуля), поэтому вернет оба варианта.

    Более того: даже если в словаре не нашлось ничего подходящего, библиотека применит эвристики (называемые предсказателями или парсерами), которые смогут предположить, как слово склоняется — например, по его окончанию. Тут бы вставить весёлую историю с башорга про анализатор, считающий слово «кровать» глаголом, да одна беда — оно, конечно же, есть в словаре, и только как существительное 🙂

    Впрочем, у меня нашлись свои курьёзы. Например, у слова «философски» среди прочих вариантов нашлись некие «филососки» (с исправленной опечаткой). Но удивительнее всего оказалось, что слово «мемас» стабильно разбирается как глагол (!), инфинитив у которого — «мемасти» (!!!). Не сразу получается понять, как такое вообще возможно — но такую же парадигму имеет, например, слово «пасти». Ну и формы типы «мемасём», «мемасёмте», «мемасённый», «мемасено», «мемасши», по-моему, прекрасны.

    Несмотря на эти странности, обычно результаты оказываются довольно адекватными. Этому способствует то, что (как и в pymorphy2) каждому варианту присваивается оценка «правдоподобия» и они сортируются по убыванию этой оценки. Так что если делаете алгоритм побыстрее — можно брать первый вариант разбора, а если хочется точности — стоит перебрать все.


    Что касается скорости, то в целом тут всё не очень радужно. Либа писалась без упора на этот фактор. Предполагается, что приложениям на JS (особенно браузерным) реже приходится сталкиваться с особенно большими объемами данных. Если хочется быстро анализировать массивные коллекции документов — стоит уделить внимание pymorphy2 (особенно его оптимизированной версии, использующей реализацию на C для работы со словарем).

    По моим грубым замерам, конкретные цифры (в браузере Chrome) примерно таковы:

    • Токенизация: 0.7–1.0 млн символов в секунду
    • Морфология без опечаток: 210 слов в секунду
    • Морфология с опечатками: 180 слов в секунду

    Впрочем, серьёзных бенчмарков пока не проводилось. Кроме того, библиотеке недостает тестов — поэтому приглашаю погонять её на упомянутой выше демке. Надеюсь, ваша помощь приблизит релиз первой версии 🙂
    Главный пункт в roadmap библиотеки — эксперименты с синтаксическим анализом. Имея варианты разбора каждого слова в предложении, можно строить более сложные гипотезы об их взаимосвязях. Насколько мне известно, в опенсорсе таких инструментов совсем немного. Тем сложнее и интереснее будет думать над этой задачей.

    Кроме того, не снимается вопрос оптимизации — JS вряд ли сможет угнаться за кодом на C, но что-то улучшить наверняка можно.

    Другие планы, упомянутые в статье: инструмент для самостоятельной сборки словарей, поиск слов с ошибками (т.е., скажем, чтобы для слов на «т(ь)ся» возвращался вариант и с мягким знаком, и без, а синтаксический анализатор выбирал бы правильный).

    И, разумеется, я открыт вашим идеям, предложениям, багрепортам, форкам и пулреквестам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *