Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Похожие статьи
Составить план к сказке – как? 🤓 [Есть ответ]
Чтобы составить план к сказке, нужно:
- Прочитать внимательно сказку.
- Разделить текст на части, микротемы.
- Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
- Жили-были царь с царицей.
Текст сказки делится на микротемы. Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь?» Сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна» можно разделить на 19 частей. В первой части читатель знакомится с царем и царицей. Во второй части речь идет о пророчестве рака. В третьей – о рождении дочери в царской семье и так далее.
На следующем этапе части озаглавливают. Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.
Вторая часть может быть названа по теме своими словами:
- Пророчество рака.
Или с использованием цитаты: 2. «У тебя родится дочь» (основная мысль).
- Рождение дочери. Или «Дочь царица родила». (Тема)
- Пир во дворце. Или «Царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир».
Остальные части озаглавливают таким же образом. Выглядеть это должно примерно так:
План.
- Жили-были царь с царицей.
- Пророчество рака.
- Рождение дочери.
- Пир во дворце.
- Ошибка царя.
- Предсказания десяти чародеек.
- Заклинание незваной гостьи.
- Отмена проклятья.
- Царский указ.
- Пророчество сбылось.
- Трехсотлетний сон.
- Попытки разбудить красавицу.
- Царский сын.
- Разговор со стариком.
- Царевич помчался в заколдованное царство.
- Царевич во дворце.
- Юноша избавил царевну от заклятья.
- Пробуждение.
- Свадьба.
Оценка: 3.5 (8 голосов)
Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока
— Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто
)— Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)
— Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим).
— На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.
Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.
— Запишите в тетрадях число и название работы.
— А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)
— Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)
— Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой?
II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах
1. Развитие образов- представлений
— Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…
— Отгадайте загадку, о ком она?
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Рис.1 (Слайд 4)
— Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)
— А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)
— Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.
2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)
Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:
Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Вопросы:
- Чем является этот отрывок? Докажите.
- Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
- Порядок предложений строго определённый или нет?
- Какова тема этого текста? А основная мысль?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо
3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)
— Чем является этот отрывок? (Текстом)
— Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль.)
— Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)
— Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)
— Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)
— Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)
— А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)
— Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)
— К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)
4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)
III. Наблюдение над особенностями текста-повествования
— О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)
— Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)
— Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.
- Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
- Анализ услышанного
— Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)
— Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)
— В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)
— Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)
— Послушайте, как закончил рассказ автор: «Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору».
— У кого совпала своя концовка текста с авторской?
— Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)
— Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.
— Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)
(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)
— Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)
— Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?
3. Подбор заголовка к тексту
— У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)
— Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.
IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах
1. Введение нового понятия
— Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.
— Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)
— Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)
— О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)
— Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.
— Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.
План
- Птичье гнездо.
- Вот так находка!
- Как быть?
- Догадался! (Слайд12)
(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)
— Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)
— Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)
2. Проверка вывода по образцу
— Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)
3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах
— Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.
(Алгоритм: (Слайд 13)
- Выделили части и определили, о чём в них говорится.
- Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)
4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику
— Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?
— Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)
V. Физкультминутка (Слайд 14)
Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)
VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)
— Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.
— Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)
— Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)
— От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)
— Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)
— К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)
— Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)
— Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)
— Какие знаки препинания поставите в этом предложении?
— Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)
— Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)
— Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы
— Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)
— Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.
VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)
VII. Контроль и самопроверка
— Не забудьте проверить свои работы!
VIII. Домашнее задание (Слайд17)
— Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.
IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)
— Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)
— Открыли этот секрет? (Да)
— Какой? (Умение составлять план текста)
— Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)
— Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
- научился составлять
- ещё испытываю трудности
- не научился
— Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?
— Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?
— Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.
№ | Дата | К-во часов | Тема | Содержание программы | |
Вводный урок по курсу литературное чтение /1ч/ | |||||
1 | 1 | Вводный урок по курсу литературное чтение | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержании главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. | ||
Самое великое чудо на свете /4ч/ | |||||
2 | 1 | Знакомство с названием раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
3 | 1 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | |||
4 | 1 | Первопечатник Иван Федоров. | |||
5 | 1 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений. | |||
Устное народное творчество /14 ч/ | |||||
6 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
7 | 1 | Русские народные песни. | |||
8 | 1 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |||
9 | 1 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |||
10-11 | 1-2 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | |||
12-14 | 1-2-3 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | |||
15-17 | 1-2-3 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | |||
18 | 1 | КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»). | |||
19 | 1 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь 1 /11 ч/ | |||||
20 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
21 | 1 | Проект «Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского). | |||
22 | 1 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | |||
23 | 1 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». | |||
24 | 1 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | |||
25 | 1 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | |||
26 | 1 | И. Никитин «Встреча зимы». | |||
27 | 1 | И. Суриков «Детство». | |||
28 | 1 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |||
29 | 1 | Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»). | |||
30 | 1 | Оценка достижений. | |||
Великие русские писатели /24ч/ | |||||
31 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | |||
32 | 1 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | |||
33 | 1 | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | |||
34 | 1 | А. Пушкин «Зимнее утро». | |||
35 | 1 | А. Пушкин «Зимний вечер». | |||
36-40 | 1-2-3-4-5 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | |||
41 | 1 | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | |||
42 | 1 | И. Крылов «Мартышка и Очки». | |||
43 | 1 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |||
44 | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица». | |||
45 | 1 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |||
46 | 1 | М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | |||
47 | 1 | М. Лермонтов «Утес», «Осень». | |||
48 | 1 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | |||
49 | 1 | Л. Толстой «Акула». | |||
50 | 1 | Л. Толстой «Прыжок». | |||
51 | 1 | Л. Толстой «Лев и собачка». | |||
52 | 1 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов. | |||
53 | 1 | Оценка достижений. | |||
54 | 1 | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»). | |||
Поэтическая тетрадь 2 /6 ч/ | |||||
55 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | ||
56 | 1 | Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | |||
57 | 1 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |||
58 | 1 | К. Бальмонт «Золотое слово». | |||
59 | 1 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». | |||
60 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | |||
Литературные сказки /8ч/ | |||||
61 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | ||
62 | 1 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). | |||
63 | 1 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | |||
64-65 | 1-2 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | |||
66-67 | 1-2 | В. Одоевский «Мороз Иванович». | |||
68 | 1 | КВН (обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»). Оценка достижений. | |||
Были-небылицы /10ч/ | |||||
69 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||
70-71 | 1-2 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | |||
72-74 | 1-2-3 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». | |||
75-77 | 1-2-3 | А. Куприн «Слон». | |||
78 | 1 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь 1 /6 ч/ | |||||
79 | 1 | Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | ||
80 | 1 | С. Черный «Воробей», «Слон». | |||
81 | 1 | А. Блок «Ветхая избушка». | |||
82 | 1 | А. Блок «Сны», «Ворона». | |||
83 | 1 | С. Есенин «Черемуха». | |||
84 | 1 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | |||
Люби живое /16 ч/ | |||||
85 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
86 | 1 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. | |||
87-88 | 1-2 | Соколов-Микитов «Листопадничек». | |||
89 | 1 | В. Белов «Малька провинилась». | |||
90 | 1 | В. Белов «Еще раз про Мальку». | |||
91-92 | 1-2 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |||
93-95 | 1-2-3 | Б. Житков «Про обезьянку». | |||
96 | 1 | В. Дуров «Наша Жучка». | |||
97 | 1 | В. Астафьев «Капалуха». | |||
98 | 1 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | |||
99 | 1 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») | |||
100 | 1 | Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь 2 /8 ч/ | |||||
101 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
102 | 1 | C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». | |||
103 | 1 | А. Барто «Разлука». | |||
104 | 1 | А. Барто «В театре». | |||
105 | 1 | С. Михалков «Если», «Рисунок». | |||
106 | 1 | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | |||
107 | 1 | Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») | |||
108 | 1 | Проект «Праздник поэзии» Оценка достижений. | |||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок /12 ч/ | |||||
109 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
110 | 1 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». | |||
111-112 | 1-2 | А. Платонов «Цветок на земле». | |||
113-114 | 1-2 | А. Платонов «Еще мама». | |||
115 | 1 | М. Зощенко «Золотые слова». | |||
116 | 1 | М. Зощенко «Великие путешественники». | |||
117 | 1 | Н. Носов «Федина задача». | |||
118 | 1 | Н. Носов «Телефон». | |||
119 | 1 | В. Драгунский «Друг детства». | |||
120 | 1 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений. | |||
По страницам детских журналов /8 ч/ | |||||
121 | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
122 | 1 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |||
123 | 1 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | |||
124 | 1 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | |||
125 | 1 | Г. Остер «Вредные советы». | |||
126 | 1 | Г. Остер «Как получаются легенды». | |||
127 | 1 | Р. Сеф «Веселые стихи». | |||
128 | 1 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. | |||
Зарубежная литература /8 ч/ | |||||
129 | 1 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). | ||
130-131 | 1-2 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персий». | |||
132-134 | 1-2-3 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | |||
135 | 1 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» |