Как составить план по литературе 3 класс – Календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему: Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 класса

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Похожие статьи

Составить план к сказке – как? 🤓 [Есть ответ]

Чтобы составить план к сказке, нужно:

  • Прочитать внимательно сказку.
  • Разделить текст на части, микротемы.
  • Дать каждой части название, в зависимости от темы или основной мысли.
  • Текст сказки делится на микротемы. Для этого нужно задавать вопрос: «О чем сейчас идет речь?» Сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна» можно разделить на 19 частей. В первой части читатель знакомится с царем и царицей. Во второй части речь идет о пророчестве рака. В третьей – о рождении дочери в царской семье и так далее.

    На следующем этапе части озаглавливают. Для этого используют тему или определяют основную мысль. В качестве названия пункта плана можно использовать цитаты, точные слова из текста, при этом их заключают в кавычки. Первую часть удобнее назвать, используя тему, то есть то, о чем говорится.

    • Жили-были царь с царицей.
    • Вторая часть может быть названа по теме своими словами:

  1. Пророчество рака.

Или с использованием цитаты: 2. «У тебя родится дочь» (основная мысль).

  1. Рождение дочери. Или «Дочь царица родила». (Тема)
  2. Пир во дворце. Или «Царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир».

Остальные части озаглавливают таким же образом. Выглядеть это должно примерно так:

План.

  • Жили-были царь с царицей.
  • Пророчество рака.
  • Рождение дочери.
  • Пир во дворце.
  • Ошибка царя.
  • Предсказания десяти чародеек.
  • Заклинание незваной гостьи.
  • Отмена проклятья.
  • Царский указ.
  • Пророчество сбылось.
  • Трехсотлетний сон.
  • Попытки разбудить красавицу.
  • Царский сын.
  • Разговор со стариком.
  • Царевич помчался в заколдованное царство.
  • Царевич во дворце.
  • Юноша избавил царевну от заклятья.
  • Пробуждение.
  • Свадьба.
  • Оценка: 3.5 (8 голосов)

Обучение составлению плана текста. Изложение по рассказу Н.Сладкова. 3-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Мотивация к учебной деятельности и постановка цели урока

- Ребята, вам в жизни очень часто приходится рассказывать о том, что вы видели, читали, что услышали от других? (Да, очень часто)

- Как нужно уметь строить свой рассказ? (Умело, понятно, красиво и правильно)

- Почему? (Иначе собеседники тебя не поймут. Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим

).

- На уроках литературного чтения, окружающего мира вы учитесь пересказывать текст устно. На уроке развития речи-письменно.

Сегодня мы с вами продолжим накапливать опыт изложения (выделить голосом) и построения своей письменной речи, напишем… изложение (дети называют вид работы) по рассказу Н. И.Сладкова, вспомним секреты писателей.

- Запишите в тетрадях число и название работы.

- А что такое «изложение»? (Устный или письменный пересказ текста.)

- Все ли секреты письменного изложения текста нам известны? (Да, нет, не знаем, надо проверить.)

- Итак, нам предстоит узнать, есть ли новый секрет пересказа? Какой? (вопрос фиксируется на доске) (Cлайд 2)

II. Повторение знаний о тексте. Развитие образов-представлений. Работа в группах

1. Развитие образов- представлений

- Предметом нашего разговора сегодня на уроке будет…

- Отгадайте загадку, о ком она?

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! (Слайд 3)
Вот я хитренький какой! (Хомяк)

Рис.1 (Слайд 4)

- Как вы догадались, что это хомяк? (По «кладовке» за щекой)

- А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, краткий отчёт о проектах, которые учащиеся выполняли ранее на уроке окружающего мира) (Приложение 1) (Слайд 5)

- Предлагаю вам ещё несколько строк о хомяке. Прочитайте их и выполните задание в группе.

2. Работа в группах (учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, моделируют признаки текста) (Слайд 6-7)

Задание в группах: Прочитайте отрывок, ответьте на вопросы, выводы зафиксируйте в модели. За основу составляющих модели возьмите выделенные слова вопросов:

Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? За щеками. А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.

Вопросы:

  1. Чем является этот отрывок? Докажите.
  2. Связаны ли предложения в данном отрывке? Если да, то каким образом?
  3. Порядок предложений строго определённый или нет?
  4. Какова тема этого текста? А основная мысль?
  5. Как бы вы озаглавили этот текст?
  6. К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо

3. Отчёт о проделанной работе в группе (Слайд 8)

- Чем является этот отрывок? (Текстом)

- Докажите. Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу, текст можно озаглавить, в тексте есть тема и основная мысль

.)

- Связаны ли предложения в данном отрывке? (Да)

- Каким образом? (По смыслу. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, т.е. как бы цепляется за него.)

- Можно ли поменять данный порядок предложений? (Нет). Он строго определённый? (Да)

- Какова тема этого текста? (Чем питается хомяк.)

- А основная мысль? (Каким умным и хитрым способом хомяк доносит до норы себе еду с помощью щёк-«мешков».)

- Как бы вы озаглавили этот текст? («Щёки-мешки», «Ну и щёки!», «Как донести еду?» и т.д.)

- К какому типу текстов вы отнесёте данный? (К текстам, в которых о чём-либо рассказывается, повествуется, говорится, что произошло.)

4. Анализ модели «Текст. Признаки текста». Преобразование модели (Приложение 2) (Слайд 9)

III. Наблюдение над особенностями текста-повествования

- О чём же вы узнали из текста? (Как уносит хомяк еду к себе в норку, чем питается)

- Хотите узнать ещё про этого забавного зверька? (Слайд 10)

- Послушайте, какой рассказ о догадливом, находчивом, удивительно умном хомяке написал Н. Сладков, уже известный нам автор, умело наблюдающий за проделками и проказами животных в природе.

  1. Чтение текста учителем (См. учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2 часть, упр.393, с.19)
  2. Анализ услышанного

- Какие чувства вызвал у вас этот текс? (Ещё больше удивились и узнали о догадках животного.)

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема совпадает с предыдущей, основная мысль- какой способ придумает хомяк, чтобы донести находку до жилища, до своей норки.)

- В этом тексте отсутствует последнее предложение. Может быть, вы догадаетесь, что сделал зверёк? (Учащиеся предлагают свои варианты концовки текста.)

- Откройте учебник на стр. 19 и рассмотрите иллюстрацию. Как же поступил хомяк? (Мордочкой стал подталкивать яйцо.)

- Послушайте, как закончил рассказ автор: "Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору".

- У кого совпала своя концовка текста с авторской?

- Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, выдумку, смекалку, находчивость, сообразительность и решительность.)

- Решение хомячка необычное, оно приятно удивляет, восхищает, приводит в восторг.

- Выразите своё отношение к хомячку: удивление, восхищение. Закончите эти предложения, выражающие удивление, восхищение (предложения даны в учебнике: Вот так…! Вот какой…! Ну и…!)

(Вот так хомяк! Вот какой догадливый! Ну и хомяк!)

- Какой приём использует Н. Сладков в своём рассказе? (Олицетворение)

- Да, олицетворяя животных, автор пробуждает у нас наблюдательность и интерес к природе. И, вместе с тем, сблизив поведение животных с человеческим, помогает раскрыть человека и понять себя: а как бы мы поступили в этом случае?

3. Подбор заголовка к тексту

- У рассказа нет названия. Придумайте его. Можно использовать составленные восклицательные предложения. (Слайд 11)

- Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV. Усвоение новых знаний. Составление плана текста. Введение нового понятия «план текста». Составление алгоритма. Работа в парах

1. Введение нового понятия

- Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

- Просмотрите текст самостоятельно и понаблюдайте за тем, как он построен. (Он состоит из 4 частей)

- Как эти 4 части выделены? (Красной строкой)

- О чём рассказывается в каждой? (В первой-о том, что хомяк нашёл птичье гнездо; во второй-описание находки; в третьей-как быть с находкой, как поступить, действия зверька, в четвёртой-о догадке хомячка)

- Найдите у автора слова, которыми можно назвать то главное, о чём говорится в частях. Если вы запишите зти слова в столбик под номерами, у вас получится план текста.

- Запишите эти главные слова, пункты плана, к себе в тетрадь.

План

  1. Птичье гнездо. 
  2. Вот так находка! 
  3. Как быть?
  4. Догадался! (Слайд12)

(Учащиеся читают текст по частям, находят главные слова. В результате этой работы появляется запись плана на доске и в тетрадях)

- Итак, что же такое план и как он может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа? (План-названия частей текста, расположенные по порядку. Он помогает излагать мысли по порядку, последовательно.)

- Для чего он нужен? (Чтобы не забыть, о чём по порядку нужно рассказывать.)

2. Проверка вывода по образцу

- Прочитайте первую часть правила на с.21. Такой ли вывод вы сделали? (Да)

3. Закрепление найденного способа действия. Составление алгоритма. Работа в парах

- Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста, проговорив «шаги» действий в парах.

(Алгоритм: (Слайд 13)

  1. Выделили части и определили, о чём в них говорится.
  2. Назвали каждую часть по её теме или главной мысли и записали названия.)

4. Чтение алгоритма составления плана по учебнику

- Прочитайте вторую часть правила на с.21. Такой ли вывод мы сделали?

- Какой же новый секрет письменного изложения текста узнали? (Составление плана при пересказе.)

V. Физкультминутка (Слайд 14)

Хомка, хомка, хомячок –
Пятнистый бочок. (Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево)
Хомка раненько встает, (Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет. (Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку (Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку. (Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять, (Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка сильным стать! (Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)

VI. Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану. Объяснение орфограмм (Слайд15)

- Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

- Прочитайте первую часть. Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

- Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка!)

- От чьего имени писатель использует это первое восклицательное предложение во второй части? (От имени хомячка)

- Прочитайте побудительное восклицательное предложение. (Тащи и пируй!)

- К кому автор его обращает? (Тоже к зверьку)

- Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…”. На что они указывают? (На препятствие, что что-то не получается, на невыполнимость и трудность действия.)

- Зачем повторяются глаголы в третьей части? Это ошибка? (Нет, чтобы передать тяжёлую для хомячка работу.)

- Какие знаки препинания поставите в этом предложении?

- Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос? (От имени хомячка)

- Прочитайте четвёртую часть. Почему первое предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье, нашёл выход.)

- Перечитайте текст, находя и объясняя орфограммы

- Какие орфограммы встретились? (Учащиеся называют слова с орфограммами, устно проверяют их.)

- Представь, будто ты наблюдал(а) за хомяком, видел(а) всё, о чём рассказал писатель, а теперь пересказываешь эту историю другим. Запиши её. Составленный план тебе поможет. В конце рассказа можешь выразить своё отношение к зверьку.

VI. Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3) (Слайд16)

VII. Контроль и самопроверка

- Не забудьте проверить свои работы!

VIII. Домашнее задание (Слайд17)

- Поищите в книгах (акцент на выставку книг о животных) рассказы о проделках животных и прочитайте. Один из них перескажите кому-нибудь из близких. Можете составить план текста и записать его.

IХ. Рефлексия и итог урока (Слайд18)

- Подведём итоги. Какую задачу решали на уроке развития речи? (Решали, есть ли новый секрет хорошего пересказа текста.)

- Открыли этот секрет? (Да)

- Какой? (Умение составлять план текста)

- Когда нам это пригодится? (При хорошем пересказе и рассказе)

- Оцените себя, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:

  • научился составлять
  • ещё испытываю трудности
  • не научился

- Какие же новые действия теперь будете выполнять при работе над текстом? Для чего?

- Что было трудным на уроке? Почему? А интересным?

- Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Молодцы! Урок закончен.

Календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему: Тематическое планирование по литературе 3 класс

Дата

К-во часов

Тема

Содержание программы

Вводный урок по курсу литературное чтение  /1ч/

1

1

Вводный урок по курсу литературное чтение

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержании главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Самое великое чудо на свете /4ч/

2

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3

1

Рукописные книги Древней Руси.

Подготовка сообщения.

4

1

Первопечатник Иван Федоров.

5

1

Урок – путешествие в прошлое.

Оценка достижений.

Устное народное творчество /14 ч/

6

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть жанры прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию.

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

1

Русские народные песни.

8

1

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

9

1

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

10-11

1-2

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

12-14

1-2-3

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

15-17

1-2-3

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

18

1

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).

19

1

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 /11 ч/

20

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

21

1

Проект «Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского).

22

1

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

23

1

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

24

1

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

25

1

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

26

1

И. Никитин «Встреча зимы».

27

1

И. Суриков «Детство».

28

1

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

1

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

30

1

Оценка достижений.

Великие русские писатели  /24ч/

31

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

32

1

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

33

1

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

34

1

А. Пушкин «Зимнее утро».

35

1

А. Пушкин «Зимний вечер».

36-40

1-2-3-4-5

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

41

1

И.А.Крылов.  Подготовка  сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

42

1

И. Крылов «Мартышка и Очки».

43

1

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

44

1

И. Крылов «Ворона и Лисица».

45

1

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

46

1

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

47

1

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

48

1

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

49

1

Л. Толстой «Акула».

50

1

Л. Толстой «Прыжок».

51

1

Л. Толстой «Лев и собачка».

52

1

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

53

1

Оценка достижений.

54

1

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

Поэтическая тетрадь 2 /6 ч/

55

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

 Воспринимать стихи на слух.

 Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

 Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

56

1

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

57

1

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58

1

К. Бальмонт «Золотое слово».

59

1

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

60

1

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений.

Литературные сказки /8ч/

61

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

 Воспринимать стихи на слух.

 Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

 Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

62

1

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка).

63

1

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

64-65

1-2

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

66-67

1-2

В. Одоевский «Мороз Иванович».

68

1

КВН (обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»).

Оценка достижений.

Были-небылицы /10ч/

69

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

 Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

70-71

1-2

М. Горький «Случай с Евсейкой».

72-74

1-2-3

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

75-77

1-2-3

А. Куприн «Слон».

78

1

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

 Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 /6 ч/

79

1

Знакомство с названием раздела.

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план краткого и полного пересказов.

 Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

80

1

С. Черный «Воробей», «Слон».

81

1

А. Блок «Ветхая избушка».

82

1

А. Блок «Сны», «Ворона».

83

1

С. Есенин «Черемуха».

84

1

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

Люби живое /16 ч/

85

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

 Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

 Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

86

1

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

87-88

1-2

Соколов-Микитов «Листопадничек».

89

1

В. Белов «Малька провинилась».

90

1

В. Белов «Еще раз про Мальку».

91-92

1-2

В. Бианки «Мышонок Пик».

93-95

1-2-3

Б. Житков «Про обезьянку».

96

1

В. Дуров «Наша Жучка».

97

1

В. Астафьев «Капалуха».

98

1

В. Драгунский «Он живой и светится…».

99

1

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)

100

1

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 2 /8 ч/

101

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

 Сочинять стихотворения.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

102

1

C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

103

1

А. Барто «Разлука».

104

1

А. Барто «В театре».

105

1

С. Михалков «Если», «Рисунок».

106

1

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

107

1

Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

108

1

Проект «Праздник поэзии»

Оценка достижений.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок /12 ч/

109

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

 Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

110

1

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

111-112

1-2

А. Платонов «Цветок на земле».

113-114

1-2

А. Платонов «Еще мама».

115

1

М. Зощенко «Золотые слова».

116

1

М. Зощенко «Великие путешественники».

117

1

Н. Носов «Федина задача».

118

1

Н. Носов «Телефон».

119

1

В. Драгунский «Друг детства».

120

1

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 Оценка достижений.

По страницам детских журналов /8 ч/

121

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

 Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

122

1

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

123

1

Ю. Ермолаев «Проговорился».

124

1

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

125

1

Г. Остер «Вредные советы».

126

1

Г. Остер «Как получаются легенды».

127

1

Р. Сеф «Веселые стихи».

128

1

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).

Оценка достижений.

Зарубежная литература /8 ч/

129

1

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

 Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

 Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

130-131

1-2

Мифы Древней Греции.

«Храбрый Персий».

132-134

1-2-3

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

135

1

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *