Как составлять сложный план по истории: Как составить сложный план текста

Сложный план текста – пример

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 524.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 524.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 524.


А какая ваша оценка?

Алгоритм работы с заданием C8 по обществознанию — 4ЕГЭ

8 января 2013

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Обществознание

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

 

Максимальный балл, который можно можно получить при выполнении задания С8 — 3 балла

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

 

Ответ:

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

 

Ответ:

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

 

Ответ:

Более 600 планов для задания С8 →

Организация сложной истории | Международная журналистская сеть

Сложная история не должна быть сложной для читателя, какой бы сложной она ни была для автора. Тщательная работа по организации вашего репортажа и написания поможет читателям разобраться в историях, связанных с громоздкими экономическими или техническими вопросами, или в рассказах из мыльной оперы, в которых представлено несколько персонажей и запутанные повороты.

Эти методы помогут сохранить сложную историю понятной.

Организация материалов

Напишите план. Когда вы приступите к истории, которая обещает быть сложной, напишите план. Начните писать, будь то записка редактору, план для собственного использования или начало настоящей истории. Письмо — это то, как вы лучше всего общаетесь, и письмо поможет вам прояснить вашу идею и изложить ваши направления исследований. Что вы хотите, чтобы финальная история рассказала? Где вы собираетесь искать информацию? Почему это должно волновать читателя?

Обсудите свой план.

Обсудите свой план с редактором. Некоторые репортеры неохотно обсуждают планы с редакторами, пока им не будет что показать. Но редактор может помочь вам сформировать план. Редактор может знать, согласуется ли ваш план с планами другого репортера, противоречит ли он им или пересекается с ними. Редактор может дать вам время и рекомендации для реализации вашего плана. Обсудите план и с коллегами. Обсудите это с более опытным репортером, который имел дело с подобными историями в прошлом, и обратитесь к нему за советом. Обсудите это с коллегой, чей ритм может пересекаться с вашей темой, и попросите его совета или спросите, не хочет ли он сотрудничать. Обсудите план с источниками. Конечно, у каждого может быть своя повестка дня, но они также могут дать ценный совет.

Спросите, о чем эта история. Когда вы собираете информацию и пишете, часто спрашивайте себя, почему читатель захочет ее прочитать. Брюс ДеСильва из Ассошиэйтед Пресс предлагает задавать следующие вопросы, когда вы пытаетесь понять суть истории: Почему вас это волнует? Почему вы вообще захотели написать эту историю? Что трогает вас эмоционально? Кто извлекает пользу/терпит вред, зарабатывает/теряет деньги? Как на читателей повлияло то, что вы нашли? Что здесь нового?

Сосредоточьтесь на своих отчетах. Джек Харт из The Oregonian предлагает вам разработать тематическое утверждение не более чем из шести слов. Это поможет вам определить фокус. Это поможет вам сохранять концентрацию, когда вы будете отчитываться и начнете писать. Написание заголовка или строки бюджета даже на ранних стадиях отчетности также может помочь вам сфокусировать историю. Билл Луенинг из Kansas City Star рекомендует определить, на чем вы сосредоточены, сводя свой рассказ к предложению из трех слов: существительное, активный глагол и объект: привести к заявлению темы. Может быть, если история представляет собой повествование, вы можете заставить их обрисовать в общих чертах сложность, развитие и развязку таким образом. Тогда история Крысолова была бы «Крысы наводнили город. Город нанимает крысолюда. Крысолюд убивает» Крысы. Город сковывает Крысолюда. Крысолюд крадет детей. Мораль: держи свое слово. Или … Флейтисты надрают задницу». Какой бы фокус вы ни выбрали, он может сместиться по мере того, как вы будете сообщать и узнавать больше об истории. В этом случае перепишите тему, заголовок или предложение из трех слов. Это подчеркнет, что ваше внимание изменилось, а не то, что вы его потеряли.

Считай шаги. Сложная история может пугать. Это может быть пугающе рано, когда вы смотрите на огромную задачу, стоящую перед вами. Это может быть пугающе поздно, так как вы перегружены информацией, которую вы собрали. Разбейте историю на этапы. Каждый источник, с которым вы будете беседовать, — это шаг. Каждое место, где вы будете искать записи, — это шаг. Сбор и анализ данных — это отдельные шаги, возможно, несколько шагов. Сбор информации для графики — это шаг. Выделение — это шаг. Если вы напишете все сразу после того, как соберете информацию, это уже шаг. Если вы пишете каждый раз, когда собираете информацию, это несколько шагов. Переписывание — это как минимум один шаг. Каждый шаг будет казаться менее пугающим, чем вся история. Разбивка истории на этапы поможет вам сосредоточиться на текущей задаче и следующей, продолжая двигаться к конечной цели. Вам нужно будет корректировать свой список шагов по мере продвижения, потому что по мере того, как вы будете больше узнавать об истории, появятся новые шаги. Электронная таблица может помочь вам отслеживать шаги, ваш прогресс и корректировки. Это может быть особенно полезно, если над историей работают несколько репортеров. Определение шагов может помочь в разделении труда и держать всех в курсе прогресса.

Пишите по мере поступления. Многие писатели рассматривают свою работу как линейную задачу: сначала собираешь факты, потом пишешь. Всегда полезно начинать писать по мере сбора информации, но это важно, когда вы пишете сложную историю, на которую могут уйти недели или месяцы. Конечно, вы можете не получить лидерство до поздней стадии процесса. Но вы можете писать отрывки, рассказывая важные части истории, пока они свежи и ясны в вашей памяти. Когда вы собираете информацию по сложной истории, вы сами можете запутаться, а запись на ходу улучшает вашу ясность и концентрацию. В какой-то момент финальная история начнет складываться в вашем сознании. Убедитесь, что он обретает форму на экране, иначе вы забудете некоторые идеи, которые придали ему ясность и перспективу. По мере того, как вы продвигаетесь вперед, написание поможет сфокусировать вашу отчетную работу, показывая вам, что вам еще нужно и где у вас достаточно.

Использование электронных таблиц. Когда вы отчитываетесь, используйте электронные таблицы для отслеживания источников, хронологии и т. д. Когда ваша информация разбросана по разным блокнотам и кучам документов на вашем столе, электронная таблица дает вам единое место для систематизации всех фактов по ходу работы. Электронная таблица может помочь вам выявить связи, противоречия и тенденции, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Если у вас нет Excel или другой программы для работы с электронными таблицами, вы можете организовать материал в документе Word или в блокноте.

Сосредоточьтесь. После начальных этапов отчета вы можете ослепнуть всей собранной информацией. Пришло время сделать шаг назад и разбить вашу работу на управляемые части. В многоэтажном проекте решите, какими будут ваши истории, и сосредоточьтесь на завершении одной истории за раз. Конечно, при этом вы соберете больше информации для других историй из тех же источников. Поместите эти заметки или документы в файлы для этих историй и верните свое внимание к истории под рукой. Каждая история и проект в целом будут сильнее, если вы уделите каждой истории все свое внимание на какое-то время. Когда вы закончите с историями, важно снова сделать шаг назад и оценить общую картину: пропустили ли вы какие-то важные факты, которые могли бы принадлежать одной из историй, которые вы закончили, или их собственной боковой панели? Некоторые истории слишком сильно пересекаются? Хорошо ли темы дополняют друг друга? Достаточно ли вы изменили голос, чтобы сериал не стал монотонным? Тот же метод работает в меньшем масштабе, если вы пишете один рассказ с несколькими разделами.

«Обрисуйте» свои заметки. Некоторые писатели используют наброски неукоснительно; другие не могут быть обеспокоены ими. Независимо от того, пишете вы формальный план или нет, в сложном рассказе полезно систематизировать свои заметки в свободном плане. Просмотрите свои заметки, документы и другие материалы и выделите важную информацию, цитаты и факты, пометив их по источникам или темам. Допустим, вы пишете рассказ о сложности судебного преследования за изнасилование. Вы можете пометить информацию от полиции буквой «C» для полицейских, от прокуроров буквой «P», от адвокатов защиты буквой «D», от жертв буквой «V» и так далее. Или вы можете маркировать по темам: материал, относящийся к доказательствам, получает «E», присяжные получают «J» и так далее. Некоторый материал может относиться к паре тем, поэтому обратите внимание на связь с «EJ». Обрисовывая в общих чертах свои заметки, вы можете обнаружить ранее незамеченные связи между фактами, собранными в ходе интервью, прошедших с разницей в несколько недель. Независимо от того, внимательно ли вы следуете плану в своем рассказе, умственное упражнение по оценке ваших заметок поможет организовать рассказ.

Организация вашего рассказа(ов)

Пишите без заметок. Теперь, когда вы организовали свои заметки, отложите их. Если вы хорошо провели исследование и обдумывали историю, значит, большая ее часть у вас в голове. Вы знаете, какие самые важные моменты. Вы помните смущающие противоречия, умные цитаты, изобличающие доказательства. Итак, расскажите историю, не отвлекаясь на этот беспорядок из блокнотов, факсов и ксерокопий. Вы не будете помнить цитату точно, но цитируете ее так, как помните (с пометкой, чтобы позже взять точную цитату из своей записной книжки). Вы можете не помнить точное число, поэтому введите $XXX,XXX и заполните его позже. Особенно, если вы хорошо изложили свои заметки, вы запомните самое важное и самое интересное. И вы будете писать лучше, не прерываясь и не отвлекаясь на перелистывание блокнотов и копание в документах. Конечно, когда вы закончите, вам нужно вернуться к своим записным книжкам и другим ресурсам. Возможно, вы упустили что-то важное. Но если вы забыли об этом, спросите себя, действительно ли это важно. Вы захотите проверить и перепроверить каждый факт, цитату и имя, которые вы написали по памяти. Этот метод улучшает качество и организацию вашего письма. Но если вы жертвуете точностью, вы не совершаете приемлемую сделку.

Использовать схему. Особенно, если вы запутались или запутались, план может помочь организовать и прояснить. Чем сильнее вы чувствуете склонность сопротивляться, тем больше вероятность того, что вам следует обдумать набросок. Не используйте план, если вы эффективно организуете его без него, но если у вас возникли проблемы с организацией, заставьте себя набросать несколько историй и посмотреть, поможет ли это.

Пишите частями. Написание рассказа по частям логически организует рассказ для читателя. Например, если вы пишете рассказ о длительном развертывании Национальной гвардии и резервных войск, разделы могут рассказать о причинах, разочарованиях семьи, чувствах военнослужащих, работодателях, пытающихся справиться с длительным отсутствием, и политической реакции. Это также помогает в написании длинного рассказа. Скажем, у вас есть 50 дюймов для истории развертывания. Вы можете решить, что каждый из этих разделов стоит 9дюймов, с пятью дюймами для вступления и окончания. Возможно, вам будет проще сократить раздел с 11 дюймов до 9, чем сократить историю с 60 до 50.

Не мучайтесь из-за лида. Вам не обязательно сначала играть ведущую роль, особенно в сложной истории. Это может быть одна из последних вещей, которые вы напишете. Написание истории может помочь вам найти идеальный лид. Не обязательно писать рассказ в том порядке, в котором читатель будет его читать. Если вы чувствуете, что для начала вам нужен лид, напишите простое повествовательное предложение, чтобы начать работу. Вы можете вернуться и отполировать, пересмотреть или полностью переписать его позже.

Рассмотрите рассказ. Сложная история может быть легче восприниматься как повествование. Даже то, что вы считаете проблемной историей, может работать как повествование. Вы можете рассказать, как мы попали в эту неразбериху, как повествование, дополненное сеттингом, персонажами, сюжетом и конфликтом.

Рассмотрим отдельные истории. Можете ли вы упростить историю для читателя (и для себя), рассмотрев некоторые вопросы по отдельности, либо в виде врезок в одном пакете, либо в виде нескольких частей в серии?

Не забывайте основы. Организация истории может вернуть вас к самым основам журналистики. Спросите себя, какие из 5 W и How являются наиболее важными или наиболее интересными в этой истории. Это, вероятно, должно быть ведущим. На самом деле, первые несколько слов вашего лида, вероятно, должны указать читателю на ответ на этот вопрос. Сложные истории часто вращаются вокруг других важных вопросов, выходящих за рамки основ, например, сколько? И что? и кому это выгодно? Также полезно думать об элементах истории (обстановка, сюжет, персонаж, конфликт). Что из этого самое важное или самое интересное? Вы можете организовать свои заметки или план в соответствии с этими вопросами или элементами истории.

Рассмотрим фотографии, графику. Могут ли коллеги рассказать части истории визуально более эффективно, чем вы можете передать их словами? Графика может передавать временные рамки, процессы и данные, среди прочего, более четко, избавляя вашу историю от потенциально громоздких отрывков. Фотографии могут показать читателям, как выглядит персонаж или обстановка, позволяя вам выделить одну или две важные особенности.

Организуйте переписывание

Сложная история требует от читателя большего, чем обычная история. Поэтому вы должны требовать большего от сложной истории. Держите историю, и особенно организацию, в соответствии с высокими стандартами, когда вы переписываете.

Написать альтернативный лид. Когда вы закончите черновик, подумайте о другом подходе. Напишите лид или, может быть, совершенно новый топ для этого нового подхода. Если это лучше, чем ваш оригинал, вы можете сделать свою историю лучше. Если оригинал был лучше, это упражнение повысит вашу уверенность в написанном рассказе. Делайте это даже для лидов, которые вам действительно нравятся.

Подтяните поводок. Отражает ли ваша зацепка сложность истории, а не потенциальный интерес? Слишком часто сложные истории имеют «чемоданные» зацепки, когда автор пытается впихнуть в зацепку слишком много элементов. Вместо этого попробуйте зацепку «стринги», короткую зацепку, которая вовлекает читателя в историю. Если история просто не работает с зацепкой стринги, по крайней мере, облегчите нагрузку, сократив зацепку чемодана до одной точки и/или найдя одну или две фразы, которые можно вырезать, чтобы сделать ее более привлекательной.

Бери только лучшее. С каждой цитатой или фактом спрашивайте, уникальны ли они. Спросите, продвигает ли это историю. Спросите, повторяет ли он что-то, что вы уже сказали. Можно ли это лучше сказать в парафразе? Будьте требовательны к своим цитатам. Используйте их в качестве диалога или для передачи ярких образов, мнений или эмоций. Если нет, посмотрите, можете ли вы передать ту же информацию более прямо, своими словами.

Уменьшить атрибуцию. Атрибуция необходима, но это усложняет. Если сама история сложная, подумайте о том, как уменьшить или закрепить атрибуцию. Если вы рассказываете повествование, основанное на нескольких источниках, с общим согласием, рассмотрите возможность написания авторитетным тоном с небольшим указанием авторства в тексте или без него. Возможно, вы захотите использовать прилагаемую рамку, в которой цитируются все опрошенные источники, но вы не загрязняете повествование множеством ее слов. Это не сработает в некоторых историях, особенно если источники не согласны. Рассмотрите общую атрибуцию для каждой стороны, например: «Врачи говорят, что HMO связывают себе руки несколькими способами:», за которым следует список пунктов без дополнительной атрибуции. Затем вы даете слово бюрократам HMO с таким же общим указанием авторства.

Не теряйтесь в процессе. При написании сложной истории вам, возможно, придется изучить и понять некоторые сложные процессы. Иногда репортер теряет перспективу и думает, что процесс так же важен для читателей, как и для источников. Читатели больше всего заботятся о результатах. Когда вы закончите свою историю, включающую процессы, проверьте, насколько сильно вы сосредоточились на процессе, и подумайте, уместно ли это. Если история или лид сосредоточены на процессе, подумайте, не будет ли сильнее фокусироваться на результатах. Возможно, рисунок или боковая панель могут объяснить важный процесс, не увязая в основной истории.

Думайте о читателе. Когда вы пишете и переписываете, задавайте себе «читательские» вопросы. Почему я должен заботиться об этом? Как это повлияет на меня? Убедитесь, что вы отвечаете на вопросы читателей. Если нет, вам нужно ответить на них или рассмотреть вопрос об удалении разделов, вызывающих вопросы, или объяснить, почему на них нельзя ответить. Было бы полезно дать набросок истории кому-то, кто не является журналистом, и выслушать его вопросы.

Идентифицируйте и избегайте обходных путей. Неизменно сложная история будет включать обходные пути. Вы потратите чрезмерное количество времени, проверяя совет или пытаясь ответить на вопрос. Как репортеру, вам, возможно, придется следовать этим окольным путям. Но как писатель, вы не хотите вести читателя в обход. Сделайте свою историю максимально прямой и гладкой дорогой между началом и концом. Не включайте повороты, которые не являются частью самого маршрута. Спросите себя, опустошили ли вы только что свой блокнот. То, что вы собрали факты, не означает, что вы должны делиться ими со своими читателями. Используйте факты, которые помогают рассказать историю, и только эти факты. Возможно, вы выбили себя из колеи, обнаружив факт, который оказался неважным. Очень жаль. Пропусти это. Возможно, факт важен, но ваши усилия заставили вас думать, что читатель должен знать, как вы нашли этот факт. Возможно нет. Только факты, пожалуйста. Иногда вы сталкиваетесь с забавным или интригующим анекдотом, который не имеет отношения к основной истории, но вы влюбляетесь в него. Может быть, это стоит боковой панели. Или, может быть, вам просто нужно довольствоваться рассказом об этом редактору или коллеге. Если это обходной путь, держите его подальше от своей истории.

Прочитайте свою историю вслух. Опять же, это практика, которая мудра в любой истории, но необходима в сложной. Сложные вопросы соблазняют писателей длинными громоздкими предложениями, которые вы быстро заметите, читая вслух. Если вам начинает казаться, что вы бубните, скорее всего, так оно и есть. Внимательно посмотрите на этот раздел и посмотрите, сможете ли вы его сжать, сделать более живым или изменить темп. Вы не можете изменить тот факт, что ваша история сложна. Ваша миссия состоит не в том, чтобы скрывать или игнорировать экономические или технические факты, которые иногда могут поставить вас в тупик. И если вы рассказываете запутанную историю о конфликтах и ​​интригах, вы не можете пропустить повороты и повороты, которые составляют основу истории. Вы должны быть уверены, что ваше письмо проясняет сложную историю, а не еще больше ее усложняет. Слушайте тон и темп, когда читаете вслух. Если это заманчиво, читатель с интересом проследит за историей и позже расскажет ее семье и коллегам.

Поднимите свои стандарты. После того, как вы долго работали над своим рассказом, ваши редакторы могут решить уделить ему меньше места, чем вы написали. Если вы проиграете битву за пространство, смиритесь с тем, что вы все еще можете дать читателю сильную историю в том пространстве, которое у вас есть. Подойдите к отделке не как к уничтожению вашей истории, а как к повышению ваших стандартов. Если вы написали 50 дюймов, а редакторы дали вам только 40, подойдите к переписыванию так, чтобы в газету попали только лучшие 80 процентов вашей версии. Даже если ваши редакторы не накладывают обрезки, рассмотрите этот подход. Когда вы думаете, что вам нравится сквозняк, попробуйте сократить его на 10 или 20 процентов, повысив стандарты. Если получившаяся история лучше, сдайте ее. Если нет, вы будете более подготовлены к сокращениям, которые могут произойти, или более готовы утверждать, что такие сокращения навредят истории.

Предварительный просмотр истории у доверенного читателя. Как только вы понимаете сложную историю достаточно хорошо, чтобы рассказать ее, вы понимаете ее слишком хорошо, чтобы судить о том, насколько хорошо вы ее рассказали. Тебе нужна помощь. Расскажите историю другу, с которым вы ее еще не обсуждали. Постарайтесь выбрать того, кто отражает уровень интереса ваших потенциальных читателей. Выберите того, кто даст вам честную реакцию. Не просто спрашивайте читателя, понравилось ли ей это. Задавайте конкретные вопросы, которые покажут, насколько хорошо она это поняла. Спросите: «Как сельскохозяйственные химикаты попадают в грунтовые воды?» или «Что происходит, когда опасные отходы сжигаются вместе с сырьем для производства цемента?» Если читатель не понимает важных моментов, вам нужно прояснить их.

Сделай перерыв. Если ваш срок позволяет, отложите историю на некоторое время после того, как вы решите, что закончили. Вернитесь со свежим взглядом, и вы можете быть смущены громоздкими отрывками, которые казались ясными, когда ваш разум был загроможден. И вы будете рады, что исправили или устранили их до того, как ваша история была опубликована.

Наслаждайтесь. Сложные истории могут утомить репортеров, так что вы просто рады покончить с этим. Это естественное чувство. Но посмотрите, чего вы добились. Смотрите на то, что есть в истории, а не на то, что вам пришлось пропустить. Эти истории могут быть как забавными, так и требовательными.

5 законов усложнения истории без создания безбожного беспорядка и блестящий гобелен? Часто это сводится к тому, соответствуют ли все ваши добавленные сложности теме. Вот пять правил тематического рассказывания историй, которые могут помочь.

Просмотр последней серии из 9 серий0147 Lost , я понял, как трудно собрать любую историю воедино. Будь то роман, телесериал или набор графических романов, когда вы собираетесь рассказать историю, большую часть времени вы едва ли представляете себе, чем закончите. А лучшие истории часто самые сложные, с самыми интригующими связями.

Самые богатые пласты повествования часто открываются случайно, на полпути, а то, что вы планировали заранее, часто терпит неудачу. Это, без сомнения, вдвойне верно, если вы делаете телешоу, и у вас есть актеры, которые хотят досрочно расторгнуть свои контракты, или случается миллион других неожиданных вещей. Но это верно для любой среды: припасы, которые вы набиваете в свой рюкзак для предстоящего путешествия, часто оказываются бесполезными, и вы находите на своем пути отличные вещи.

Размышляя над этими вопросами, я собираюсь предложить несколько законов — и под законами я подразумеваю способы осмысления этих тем. Я не собираюсь обезглавливать вас, если вы не согласны с этим:

1) Рассказывание историй имеет тенденцию к сложности. Подсюжеты накапливаются. Появляются крутые идеи, и персонажи, находящиеся на периферии вашего зрения, стремятся попасть в кадр. Чем больше у вас есть времени, тем сложнее становится ваша история и тем больше случайных элементов попадает на ваш корпус.

2) Ваша история может усложниться, а может быть просто ненужной. Думайте об этом как о разнице между льготными нотами, с одной стороны, и отвлекающими маневрами, с другой. Не то чтобы с красными селедками что-то не так. Есть причина, по которой «Пять отвлекающих маневров» — возможно, лучший роман лорда Питера Уимзи. (Извиняюсь перед поклонниками Гарриет Вейн.) Но часто отвлекающие маневры через некоторое время просто воняют. Или, скорее, слишком много отвлекающих маневров могут показаться бессмысленными.

3) Разница между льготами и отвлекающими маневрами заключается в теме. Не сюжет. Тема. Вы можете сделать фигуру любой сложности в своем сюжете — или, по крайней мере, вы можете сделать так, чтобы она казалась, что достаточно близко. Ваш МакГаффин может пройти через бесконечную череду рук, или ваше путешествие может иметь бесконечные обходные пути. Но включение бесконечной сложности в ваш сюжет не спасает его от серии отвлекающих маневров — это может сделать только тематическая последовательность. Если кажется, что добавленные вами элементы соответствуют теме или усиливают центральную идею истории, то это примечания.

4) Нельзя заставить вещи соответствовать теме. И не всегда можно вводить вещи в тематических целях. Тема сложнее сюжета во многих отношениях. Если это слишком застенчиво, это смертельно, и ваша история превращается в проповедь или дубинку. Мы все читали книги или видели телевизионные шоу, в которых разные персонажи произносят определенное слово или высказывают определенную идею, чтобы вы знали, что это тема. (Мне нравится история «Доктор Кто» «Выживание», но она не совсем тонкая в том, чтобы дать вам понять ее всеобъемлющую тему. Это даже в названии.) Часто, когда вы пишете или иным образом просачиваете историю, вы выигрываете. Не знаю, какие темы всплывут, пока не войдешь в это. С действительно хорошая история, во многих случаях вы не узнаете, какие темы люди увидят в ней, пока не пройдет много лет.

5) Если вы достаточно хорошо интегрируете свою сложность в тему или группу тем, то читатели/зрители не будут так сильно волноваться, если вы не объясните каждую мелочь. Только когда нити торчат, мы не можем перестать задаваться вопросом, куда они идут.

Итак, как сделать так, чтобы сложность обогатила вашу историю, а не похоронила ее? Это сложная часть. Вы можете написать миллион книг о том, как развивать темы, не обязательно попадая в цель. И я уверен, что у многих людей разные взгляды на этот счет.

Тем не менее, у меня твердое мнение на этот счет, и я много об этом думал. Так вот. Я думаю, что эта тема — нечто, что всплывает из бессознательного. Оно возникает во время повествования, и это должно быть как минимум случайно, иначе оно того не стоит. История, рассказанная с осознанной темой, — это проповедь.

В то же время закономерности должны становиться очевидными по мере развития сюжета. Вы делаете выбор, ваши персонажи делают выбор, и этот выбор что-то значит. Кроме того, ваши персонажи говорят о том, что они думают и чувствуют, и иногда — мы надеемся — эти высказывания тоже что-то значат. Эти осмысленные фрагменты подобны сигналам сонара, и вы можете как бы триангулировать их, чтобы прийти к теме. За исключением того, что это редко бывает таким аккуратным, и это никак не наука.

Итак, если думать о теме перед тем, как приступить к созданию истории, не обязательно хорошая идея, когда лучше всего это сделать? Говоря по моему собственному опыту — и ваш пробег может варьироваться — вы, вероятно, не захотите останавливаться и исследовать свою тему в те времена, когда история только льется из вас, а дорога впереди ясна как белый день. Когда вы катитесь вперед, как безжалостная сила, и все течет, последнее, что вы хотите сделать, это остановиться и подумать: «Эй, к чему все это приводит?»

Итак, когда вы думаете о теме? Опять же, исходя из личного опыта, вы делаете это, когда застреваете или когда редактируете.

Возьмем первое — иногда застреваешь в тупике, потому что весь этот веселый спуск загнал тебя в канаву. В такие моменты вам, возможно, придется отступить. Вы также можете подумать о своих главных героях, о том, что они на самом деле думают и что бы они сделали в этой ситуации. Но также неплохо сесть и подумать о том, что вы написали до того, как застрянете, и посмотреть, во что это выльется. И, возможно, это поможет вам увидеть путь вперед или еще где вы ошиблись. Иногда ясно, что все это к чему-то приводит — за исключением одного или двух элементов, которые в то время казались отличной идеей.

А затем, когда ваш роман будет готов или ваша история находится в состоянии вроде первого черновика, вы можете сесть и подумать о теме — и это может помочь вам понять, что нужно вырезать или что вам нужно развить дальше.

Я уверен, некоторые люди скажут вам, что вы вообще не должны думать о теме — это не работа писателя. И это правда, как я сказал выше, что слишком много застенчивых дискуссий по темам может легко стать неуклюжим или даже драгоценным и милым. Но я думаю, что в той мере, в какой сюжет, история и тема — это три разные вещи, первые две зависят от третьей, чтобы достичь настоящего величия. Любой может построить грамотный сюжет. Большинство историй представляют собой вариации «кто-то достигает цели, кто-то чему-то учится, кто-то отправляется в путешествие, бла». Часто тема — это то, что возвышает сюжет над уловкой, а историю — над клише.

Вот почему — здесь небольшое отступление — я постоянно говорю всем, кто готов слушать, что «Сверхъестественное» — самое литературное шоу на телевидении, возможно, когда-либо. Не только потому, что он рассказывает одну связную историю от начала до конца на протяжении пяти сезонов. Но также и потому, что у него сильная тематическая структура, которая есть как в первом, так и в последнем эпизоде. Посмотрите любой эпизод первого сезона, а затем финальную «Лебединую песню», и вы увидите, что обсуждаются одни и те же вопросы. Разговор на кладбище между Майклом и Люцифером может быть разговором Дина и Сэма из любого эпизода первого сезона, хороший сын против мятежного сына.

Причина, по которой Сэм и Дин победили Архангела и Дьявола, заключается в том, что они медленно и мучительно переросли эти роли за пять сезонов. Они сделали то, чего не смогли ангелы — они выросли и научились понимать и уважать друг друга. Они поняли, что семья важнее этих мелких споров, и что все всегда сложнее, чем просто «хороший сын против непослушного сына». Эти роли — причина, по которой Люцифер и Майкл хотели, чтобы Сэм и Дин были сосудами в первую очередь, но братья Винчестеры им больше не подходят. В конце пятилетней арки Крипке вам больше не нужно спрашивать, почему Бог предпочитает людей ангелам — это стало ясно. И это хорошее повествование, потому что оно тематически богато.

Не говоря уже о том, что персонаж и тема объединены — тема не навязывается персонажам, а исходит от них естественно, без принуждения.

Соблазнительно думать о теме как о чем-то, что ваши читатели навязывают истории после того, как вы давно с ней покончили. Или что-то, что критики изобретают, чтобы обсудить вашу историю более остроумно, чем просто «Боже мой, это было так грустно». Но я думаю, что многие писатели думают о теме, когда они глубоко внутри истории, и это инструмент, который вы можете иметь в своем наборе инструментов, чтобы помочь вам распознать разницу между блестящими дополнениями и беспорядком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *