Как стать известным поэтом: Как быть поэтом и не умереть от стыда – «Как стать знаменитым поэтом?» – Яндекс.Знатоки

Как быть поэтом и не умереть от стыда

(Спойлер: никак)

Здравствуй, поэт! Ты хочешь стать знаменитым? Тогда тебе сюда. Немедленно дадим первый и самый важный совет: перестань писать и иди работать.

На самом деле мы, конечно, шутим. У каждого своё призвание. Сарказм в адрес поэтов обусловлен тем, что поэтов сейчас очень много. В каком-то роде мы сейчас переживаем нечто вроде нового Серебряного века благодаря интернету и соцсетям. Сто лет назад поэту приходилось сильно потрудиться, чтобы донести своё слово до читателя. Чаще всего приходилось писать в стол. Теперь же каждый имеет возможность познакомить со своим творчеством неограниченный круг читателей.

Отсюда две новости – хорошая и плохая. Плохая новость: поэтов слишком много. Пробиться к известности, не затерявшись в десятках тысяч пишущих граждан, трудно. А хорошая новость – в том, что благодаря современным технологиям вы можете стать известным поэтом, почти не отрывая задницу от кресла. Почти. Если, конечно, у вас хорошие стихи. Если плохие – тоже можете, но лучше не надо.

Другой вопрос – подумайте, зачем вам это нужно. Творчество – это своего рода договор с дьяволом. Будьте готовы к тому, что если вы всерьёз (подчёркиваю, всерьёз) займётесь творчеством, ваша жизнь с большой степенью вероятности пойдёт наперекосяк. И не вздумайте обвинять в этом поэзию: виноваты будете вы, потому что именно так расставили приоритеты. Когда говорят, что поэты «не от мира сего» или «не умеют жить», подразумевается обычно именно это. Вам понравится драма. Вы захотите всегда быть на острие. Эмоции станут топливом для вашего творчества.

Разумеется, это бывает далеко не всегда, и есть авторы, которые смогли с этим справиться или избежать. Но к этому нужно быть готовым.

Итак, вы готовы?

Так вот, ваши стихи – отстой.

Поздравляем, вы прошли первое условное испытание условной критикой. Далее мы будем исходить из того факта, что ваши стихи – не отстой. В самом деле, отличные у вас стихи, вы молодец. Гладим по головке.

На самом деле для того, чтобы продолжать расти в творчестве, нужно время от времени говорить себе, что ваши стихи – отстой. Даже если вы сами страшно тащитесь от них (кстати, очень хорошо, если так). Это помогает немного иначе взглянуть на ситуацию и, возможно, нащупать какие-то новые интересные пути.

Но ближе к делу. Вы хотите снискать славу? Вперёд! «Луна» поговорила с известными петербургскими поэтами и задала им три волнительных вопроса: как стать знаменитым, как не умереть от критики и зачем вообще всё это надо.


Андрей Кузнецов (Арчет)

Как стать знаменитым?

О том, как начать продвигаться — у меня есть на эту тему статья. Оп, волшебство, вот она. А если вкратце — два пути. С баблом и без. Бабло позволяет донести ваши тексты сразу до тех, кому они должны нравиться (рекламой).

В отсутствие денег надеемся на сарафанное радио. Но, допустим, денег у нас нет, а славы хочется.

1. Это не рок-музыка. Популярность не завоевывается на сцене. Нет никакого смысла ныть, что вы живете в Мухославске, и какая уж тут поэзия. Если есть интернет, не так важно, откуда вы пишете.

2. Да, надо заводить паблик или аналог в другой социальной сети, где есть понятие «репоста» и подписки. Я начинал с ЖЖ. Постоянно его вести.

3. Рекламироваться стоит в каком-то месте, устроенном примерно как Пикабу (но не Пикабу). То есть — одна большая лента, которую читают тысячи. Если действительно хорошо пишете, ваши произведения сами себя пропиарят. Единственное — придётся бросить привычку презирать массового читателя. Мол, «я так элитарно пишу, быдлу не понять». О вас должны рассказывать друг другу самые обычные люди. Или вооружайтесь баблом и доносите напрямую до избранных.

4. Знакомиться с людьми. Ничего не бояться. Сложно только начать, потом втянетесь.

Как не умереть от критики?

Критика — это когда критик старается помочь автору стать лучше. Грамотная критика всегда тактична. Соответственно «твои стихи ужасны» — точно не было критикой.

Если вы не чувствуете, что вам пытаются помочь — значит, человек самоутверждается. Простите ему и идите дальше.

Зачем это всё?

Если вы идёте в поэзию за деньгами – ничего не выйдет. Если вы за самосовершенствованием — пожалуй. Если за славой… Ну, может повезти. Но имейте в виду, что ради неё вам придется освоить: видеомонтаж, базовый свет, съёмку, фотографию, запись и сведение звука, фотошоп, вегас, кучу рекламных инструментов, пиар, авторское право, сценическое движение, работу с микрофоном, редактуру, корректуру, вычитку, верстку, стилистику, журналистику, базовый html, основы профессии звукорежиссера, режиссера-постановщика, оператора, ведущего, бизнесмена, психолога и блогера. Если не покроете хотя бы 70% списка, вы не конкурентоспособны.

Надо постоянно писать, забить на свою интровертность, следить за СМИ, трендами, постоянно быть онлайн и все время учиться.

А в итоге менее популярные коллеги будут говорить, что вас протащили через постель, вы зазнались, получили всё на блюдечке с голубой каемочкой и вообще, вероятно, гей. А читают вас только похотливые школьницы. Ну, вперёд, к вершинам!

(Да не, вообще-то быть известным круто. Но не ради самой известности, а ради осознания, что ты действительно изменил чьи-то жизни к лучшему).


Александра Лисица

Как стать знаменитым?

Без паблика в хотя бы одной из популярных соцсетей не обойтись никак: иначе, если ты не вкладываешься в вирусное распространение другими способами, тебя будет читать только мама (что прекрасно, но не всегда достаточно). Рекомендую зайти на странички популярных сетевых поэтов, особенно тех, которые сильнее всего раздражают. Как правило, именно там можно найти анонсы мероприятий для молодых авторов, приглашения в лито и на слэмы. Подружись с художниками, пусть рисуют по твоим текстам картинки. Сними себя на видео, выложи везде. Повтори. После визитов на пару мероприятий и заведения пары десятков знакомств можно успешно делать вид, что ты был в этой отрасли всегда. Тебе поверят и в следующий раз уже позовут куда-нибудь лично!

Как не умереть от критики

Мало кто из поэтов хочет попасть в учебники, большинство любят тусовку, и в этом нет ничего плохого! Тем не менее страшно обидно, когда тебе говорят: ты не только в учебники не попадешь, но даже за деньги в сборник — братскую могилу из ста авторов (такие предложения поэтам поступают регулярно, не поддавайся). Позлись на этого подонка! Остынь, перечитай, проверь, не прав ли он. Затаи злобу на всю жизнь и пиши лучше. А стреляться не надо: Маяковский от этого умер, а Роскомнадзор не одобряет.

Зачем это всё

У поэзии есть неочевидный бонус: ты как бы творческий человек (тм), но можешь не тратиться на холсты и краски (как живописец) или на аппаратуру и студии (как музыкант). Всё, что нужно: приличные (или неприличные, ха-ха) тексты, отличная от уровня плинтуса харизма и всего-навсего много работы над тем, чтобы тебя не забывали потенциальные читатели.


Игорь Никольский

Как стать знаменитым?

Не могу назвать себя мегараскрученным поэтом, но как минимум надо завести паблик или группу, с которой регулярно работать: публиковать новые произведения, репостить друзей, репостить объявления о собственных выступлениях… Выступать обязательно, знакомиться с коллегами по цеху. Вписываться на различные фестивали, на ту же «Поэзию улиц» (проходит ориентировочно в конце мая) или на чемпионат поэзии им. Маяковского (начинается осенью).

Как не умереть от критики?

На критику нужно реагировать конструктивно. Если ты, юный поэт, адекватно оцениваешь свои силы, то тебя критикой никто не испугает. Даже если тебе говорят, что твои стихи ужасны, не нужно сразу стреляться, лучше попробовать понять, почему тебе это сказали — может быть, стихи и правда ужасны, а может быть «критик» просто решил посамоутверждаться.

Зачем это всё?

Стоит ли оно того и если ли смысл? Зависит от цели, которую ставит перед собой автор. Если автор ставит себе целью научиться хорошо писать, то русская литература будет ему благодарна. А уж надо ли это каждому конкретному человеку — пусть сами решают. Я считаю, что надо.

 

Александр Пелевин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Как стать знаменитым поэтом?» – Яндекс.Знатоки

Рецепт примерно такой:
1. Научиться сносно писать. Не обязательно гениально и уникально. Достаточно наработать технику и почерк, чтобы продукт нельзя было назвать графоманией. Успех кроется в оригинальной подаче материала простым, всем понятным языком (для того, чтобы охватить как можно больший сегмент аудитории).
2. Активно вести публичный образ жизни. Быть в каждой бочке затычкой. Публиковаться, участвовать во всех мероприятиях, "светить" свое имя вплоть до истерик и бития себя в грудь кулаком "Я поэт, мать твою!!!1111" - антипиара не бывает, а скандальная слава разлетается всяко быстрее.

3. Стать общественным деятелем. Например, открыто и во всеуслышание поддержать благотворительный/волонтерский/оппозиционный проект. Пусть все знают, что высокочувствительная натура поэта не может молчать, когда нищие голодают, политики воруют, а страна на грани фола. Поэт ведь зеркало эпохи. И должен кричать об этом в кабаках, на папертях, на площадях.
4. Не забывать про личный брендинг. Чтобы поддерживать интерес к своей личности, публичный человек часто и подробно описывает в блогах и соцсетях события своей творческой жизни, будь то выступление на открытии выставки, помощь сиротам или стенография полуночного откровения о судьбе родины.
5. Превратить свои выступления в коммерческий продукт. Для этого полезно сочетать разные медийные средства, например, читать стихи под аккомпанемент квартета, на фоне пускай будет проектор, транслирующий короткометражку с  участием виновника торжества, слева от поэта могут быть актеры плейбэк-театра с мини-спектаклем, а справа - подтанцовка. Народ жаждет хлеба и зрелищ.
6. Найти продюсера и спонсора, вложить деньги в рекламу, а именно в продвижение в СМИ и в соцсетях, в договор с хорошим издательством, в организацию гастрольного тура.
7. Завести влиятельных друзей, которые вовремя продвинут  кандидатуру поэта в шорт-лист видного конкурса.
8. Как вариант: подружиться с государством (это если хочется попасть в школьные учебники по литературе).

П.С.: выглядит не очень, но в информационную эру при торжестве "сетературы"и молодых пострелов с многотысячными пабликами, поэзия давно стала шоу-бизнесом, а известность достигается талантом предпринимателя, а не литератора.

Как стать известным поэтом?

Принцип Чарткова: анализ подборки А. Гросул
http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6535

Как сегодня стать известным поэтом? Просто. Есть даже определённая модель.
Первое… нет, не научиться писать стихи. Это придет. Для начала до мелочей продумайте свой образ.
Начните с внешности. Настоящий поэт обязательно должен чем-то выделяться. К примеру, и зимой и летом ходите в заячьем тулупе – это мощная отсылка к Пушкину. Вас сразу сочтут образованным человеком. Или можете появляться на сцене исключительно в треуголке с галуном и перьями. Вас также примут за человека незаурядного ума, т. к. это будет аллюзия на «Трёх мушкетёров». Смело воплощайте любые собственные идеи. Главное – помните: образ поэта должен впечатываться в умы видящих и слышащих (сейчас мало кто читает). А если всё же будут читать (в интернете, конечно), пусть под каждым «текстом» (вы же, надеюсь, не «стихи» пишете) лицезрят Ваш портрет. И запоминают, запоминают, запоминают.

Второе (вытекает из первого). Интернет.
Создали образ – и прямиком туда. Нет, не в ЖЗ, там люди тёмные, старозаветные. Нашего брата поэта там раз два и обчёлся. Игнорируйте подобные места. Идите ВКонтакт, на Стихи.ру или в какую-то иную социальную сеть, где есть возможность быть оцененным по достоинству понимающими людьми. Создайте страницу. И группу имени себя. Поставьте побольше картинок (своих фотографий с умными приписками), высказывания можете где угодно взять, не надо придумывать самому. Зайдите к любому уже прославленному сетевому сочинителю и скопируйте прямо у него. Не волнуйтесь, он тоже скопировал.
Третье… Ах да, стихи. Прошу прощения, тексты. Стихов сегодня никто уже не пишет, за исключением остановившихся в развитии авторов разных журналов, которые они сами и читают. Не идти же вам по этому тупиковому пути? Нет. Посему надо написать текст. Не волнуйтесь, это значительно проще, чем стихотворение.
Сконцентрируйтесь на себе. Вспомните, что делали сегодня утром, в подробностях. И запишите. Со строчных букв, без знаков препинания. Если неохота мучиться с рифмами, и не надо. У вас будет верлибр.
Один текст готов. Но этого мало. Посмотрят картинки, прочтут (возможно) и пойдут к другим. А ваша цель – получить как можно больше читателей.
Напишите второй текст. Тоже сконцентрируйтесь на себе, но помните, что каждый из ваших потенциальных читателей тоже сконцентрирован на себе. Поэтому в вашем тексте он должен непременно узнать себя. Напишите о любви, о несчастной любви. Ведь у вас такая, правда? Нет? Ничего, скоро будет. Главное, напишите: ну, что-то типа «он бросил, я одна»… если вы представитель сильного пола, только поменяйте, где нужно, род. Впрочем, как кому ближе. Но развернуть мысль нужно как можно в большем объёме. Многословность – то, чего вам нужно достичь. Смело включайте в текст о любви текст о том, как провели утро, этого никто не заметит. Если вы с утра ели кашу, не пишите, что ели кашу. Напишите, что пили водку. Не пили? Ничего, главное напишите. Не хотите? Ладно, для начала можно сказать о кофе с сигаретой. Как, не курите? Срам. Настоящий поэт обязан курить. С сегодняшнего дня дайте себе слово начать. Марки сигарет и пропаганда нездорового образа жизни должны фигурировать у вас в каждом тексте вне зависимости от темы. Так вы добьётесь того, что вас будут считать человеком со сложной и сломанной судьбой. А значит – хорошим поэтом. Не забудьте включить несколько штампов – о журавле в небе и синице в руках, о том, что в лужах можно видеть звёзды… не важно, о чём. Эти выражения знакомы всем, и каждый применит их к собственной ситуации.
Третий текст составьте из второго, только слова перемежайте матом. Так, чтоб… ух! Особенно, если вы хрупкая девушка. Все придут в восторг, гарантия.
Несколько текстов можете скомпилировать из трёх первых, по мере надобности добавляя необходимые подробности: свой размер одежды, название коктейля, который пили вечером в баре, название бара, имена друзей (у ваших читателей наверняка окажутся друзья с такими же именами), общеизвестные события (желательно скандального характера, но не обязательно). И пусть в таких событиях вы ничего не понимаете. Просто живописуйте каждое, а мнение своё подкрепляйте… к примеру, цитатами из Бахтина – тоже можете откуда-то скопировать (неважно, что речь идёт о падении метеорита: Бахтина никто из ваших поклонников всё равно читать не станет, а вас сочтут умным). Не забывайте упоминать, что увлекаетесь модными интеллектуальными писателями и смотрите мелодрамы (перечислить имена и названия).
Примите в группу своих друзей, а они пусть репостят всё, что вы в группе размещаете (особенно фото) и созывают туда своих друзей. Популярность будет расти неуклонно.
Когда вам надоест самостоятельно сочинять тексты (а это произойдёт скоро), тоже ничего страшного нет. Обратитесь к коллегам и просто переиначьте их произведения на свой лад. А лучше всего – сразу ориентироваться на Верочку Полозкову. Беспроигрышный вариант. Все на неё ориентируются, а вы что, хуже? Основное, что стоит позаимствовать – обилие иностранных имён и выражений.  
Когда количество ваших подписчиков дойдёт до хоть сколько-нибудь значимого числа, можете устраивать выступления. В каких библиотеках? В кафе, квартирах или просто на улицах. Делайте аудио- и видеозаписи – и всё в интернет. Треуголку не забудьте. Держитесь вызывающе, падайте на колени, заламывайте руки, а чтение текстов прерывайте победоносными кличами и призывами любого рода. Если рядом кто-то будет аккомпанировать на тамтаме или хотя бы трещотке – совсем хорошо.
Так и живите.
Воплощений подобной модели множество – в разных вариациях, с разной степенью креатива и апломба. В рамках текстовой составляющей обратимся к творчеству молодой молдавской поэтессы Анны Гросул.

рассказать, как жила?
чередой чернявых мальчиков, без которых спала,
сигаретами и винишком,
книжками,
интернетом,
прогулками с нелюбимыми.
впрочем, нет. любила же, это сейчас подташнивает.

Иногда типичность доходит до такой крайности, что невозможно определить, тонкий перед нами пародист или захудалый сочинитель, как сегодня уже не узнать, был отец Сократа первоклассным каменотёсом или захудалым скульптором.  

я смотрел твои фото с ибицы – я растерян:
ты теряешь форму, обретаешь что-то совсем чужое.

или:

они встретятся в аэропорту какого-нибудь майами:
она в отпуск, а он перед вылетом водку глушит.

или:

Эти мальчики - притягательные магниты,
будь глупцы они, сволочи, эрудиты.
От сладчайшего из "иди ко мне"
до резчайшего из "иди ты"
расстояние меньше крика из пустоты

или:

Он вмещает в себя всю сладость от прошлых встреч,
он из тех, кто у нас отнимает речь;
я пытаюсь в памяти уберечь
его запах и колкие иглы фраз.
Он большой, функционирующий метастаз,
моё чувство к нему - это сепсис, угарный газ,
я не знаю, как буду дальше,
с кем мне спать для отвода глаз.

…Одна из «тьмы тем» реализаций алгоритма, описанного мною в сознательно развёрнутой вступительной части статьи.
Вышеприведенные фрагменты являются отрывками из текстов, имеющих названия: «ДО НЕВОСТРЕБОВАНИЯ», “DON’T BREAK ANY LIGHTS”, “TAN SOLO PALABRAS” и текста без названия. У большинства текстов подборки (анализируемая подборка была представлена на соискание Премии «П» в 2013 г.) названия на иностранном языке: “ON YOUR SIDE”, “LET ME INTRODUCE MYSELF”, “TIFFANY BOX”, “BREAKTHROUGH”, “PERFECT SENSE”, у трёх названия нет, русское название у одного текста.
Всё большая часть сегодняшней поэзии превращается именно в «рассказ, как жила». И тянется рассказ от текста к тексту, от текстописателя (чаще текстописательницы) к текстописательнице, раскинувшись на интернет-странице ширОко – в прямую противоположность рассуждениям таких поэтов, как, к примеру, О. Чухонцев, о краткости поэтического высказывания. Превалирующий объём текста в подборке А. Гросул – приблизительно 30 – 40 строк, кое-где «по-бродски» растянутых, «бродящих» по странице до её правого края:

я не гений, черт возьми, а как хотелось бы, чтоб на кассете печальным голосом твоим

а где-то «по-маяковски» или «по-цветаевски» акцентированно разбитых:

каждый день на большой прихожу к батарее.
удивляюсь, что пусто.
и быстрее, быстрее

Ибица, Майами, Лондон – лирико-географические координаты текстов, плутающих между ними в «разброде» и «цветастости»… зла? Да нет… Автору подчас, отходя от наносного, удаётся передать живое ощущение или симпатичную (да простит меня за подобное определение читатель), трогательную мысль:

если хочешь прожить со мной, позвони мне и очень тихо
назови моё имя, и я сделаю все остальное.

или заключительные строки объёмного «бытоперечня»:

всё это не имеет абсолютно никакого значения,
когда я тебя глажу по волосам.

Хочется спросить у автора, неужели он как поэт не понимает того, что искусственное и наносное претит в каждодневном общении с обычными людьми, от которого и хочется уйти в поэзию. Но так часто после сегодняшней поэзии хочется «очиститься» простым человеческим общением.
«Метастаз», «угарный газ», «колкие иглы фраз», «пятая бутылка» «Черниговского» или «Балтики», которую «он распил», «я болею за Барсу, ты за Реал», штампы типа: «из-за предрассудков наше счастье исходит прахом» или «Нет бессмысленнее войны, чем вот эта, с самим собой» – это не есть отражение жизни современного молодого человека. Это – в своей беспомощности – шарж на неё и одновременно – на поэзию.
Описание дня Евгения Онегина несло в себе историческую (а не номинально оторванную от естественных реалий), социологическую, психологическую, ЛИТЕРАТУРНУЮ и множество иных ценностей, после столетиями обосновываемых передовыми учёными. Оно было ново, точно и – нужно.
И вот наряду с этим – описание вялотекущих суток сегодняшнего Жени/Пети/Лёши, отнюдь не Онегина, отнюдь не героя времени, имеющее целью лишь «срезонировать» в сознании такого же Коли/Васи/Митрофана по типу: «О! Это ж про меня», запись из личного дневника/блога/поста на стене, – «однодневка», настойчиво выдаваемая за поэзию.
Отсутствие какой бы то ни было ценности (в иных случаях – за исключением патогенетической), отсутствие собственного поэтического голоса, эпигонство, частая незрелость вкупе с необразованностью, прикрываемые громкими фразами и эпатажем, – увы, наиболее характерные черты большой части современной молодой (я бы для точности сказала «юной») поэзии, среднестатистический пример которой и является объектом этой статьи.
Чувства, устремления автора противоречивы, часто тривиальны, в попытках уйти от тривиальности – незрелы, даже инфантильны – как, к примеру, в тексте «мне останутся лишь стрихнин да старые кружева»:

все они – королевы маленьких городов -
заполняют ниши согласно росту и этикету.
ты попробуй занять престол, не нажив врагов -
сразу станешь желанной судьбы макетом.

Неприкрытая детская обида, досада – с одной стороны это мило, как всё откровенное. С другой – это всё же из жалоб маме, подруге, самой себе – но не из разряда поэзии. Особенно – когда подобное высказывание сопровождается попыткой дидактики, которую вменяли в недостаток признанным классикам разных эпох, хотя им, вероятно, было чему научить потомков.
Небрежение к самым элементарным формальным составляющим – ещё один фактор, характеризующий эту подборку в частности и современную молодую поэзию в целом. Не устану и буду говорить об этом в каждой работе, потому что сегодняшнего молодого поэта можно отдалённо сравнить с манновским музыкальным педагогом Венделем Кречмаром, который, говоря о музыке – о звуковом воплощении гармонии – заикался. Но когда, заикаясь, говорит поэт, спотыкаясь на каждой рифме, не соблюдая ни одного размера, – и говорит отнюдь не о вечном, а обо всём вышеописанном и по вышеприведенной модели, считая, что творит поэзию, трудно представить, что кто-то будет его слушать. Слушают. Как слушают «попсу», не обращая ни малейшего внимания на рифмы «правы – расправы», «запах – знаков» или вовсе «жила – спала»
Всё то, что мы наблюдаем сейчас в поэзии, происходит ещё и оттого, что многие молодые авторы, знакомясь с литературным пространством, начинают учиться сразу у современников, пропуская весь пласт классики. Это в одной из статей отмечал И. Шайтанов.
Посему так велико число превращений потенциальных достойных художников слова в Чартковых, штампующих в жажде скорейшей славы однотипные, безликие и, по сути, бездарные портреты. А была ведь и у этого героя возможность отправиться в Италию, поучиться у великих мастеров и, как его коллега, вернуться на родину настоящим художником. Есть возможность и сегодня – у каждого, по определению К. Ковальджи, «уныло и жалобно пишущего» – изменить свою творческую судьбу. Совсем беззатратная материально. Всего-то переосмыслить ориентиры, а за главный взять побуждения собственной души.
И тогда, возможно, не придётся эпигонствовать в 20, детиниться в 30, паясничать в 40 и потом, подобно гоголевскому портретисту, «с бешенством тигра» кидаться на чужие прекрасные картины, «рвать, разрывать, изрезывать в куски и топтать ногами, сопровождая смехом наслажденья».

Читателей произведения за все время — 5232, полученных рецензий — 6.

Как стать хорошим поэтом

Пушкин, Есенин, Жуковский… Что объединяет этих известных людей? Ответ очевиден – поэзия. Их творчество известно каждому, и вряд ли кто-нибудь стал бы сейчас оспаривать их талант. С развитием и общедоступностью информации в наше время почувствовать себя поэтом  может писать каждый. Но не у всех это получается… Большую часть таких стихотворений, поэм и баллад  можно  сравнить со стихами Незнайки. Помните его творчество? «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка» или «Торопыжка был голодный – проглотил утюг холодный». Рифма банальная, смысла нет. Что вижу, то пою, как говорят.

Но что же нужно для того, чтобы стать хорошим поэтом? Мы постарались выделить несколько признаков хорошего стихотворения. Рассмотрим их на примере известных строк Александра Сергеевича Пушкина, чей День памяти отмечается 10 февраля.

8

Богатство изобразительных средств (тропы, фигуры речи)

Используйте больше образов, оборотов, прилагательных и слов в переносном значении: вечерний туман может «пасть» на море, а океан — запросто стать «угрюмым».

4

 

Наличие смысла и идеи

Не обязательно растекаться «мыслью по древу», чтобы изложить суть стихотворения. И в несколько строк можно вложить столько, что мало не покажется! Но писать стихотворение ради стихотворения — это не самая лучшая затея. Просто для души — может быть, для остальных благих целей — хорошо бы иметь смысл.

3
Интересная рифма

В пример интересной рифмы можно привести строки, которые Пушкин много раз повторял своим друзьям, отзываясь о своей будущей супруге Наталье Гончаровой:
5

Применение авторских знаков

Наверное, все еще со школы возмущались, что «как у Пушкина запятая не там или лишнее тире — авторский знак, а как у меня в сочинении — так ошибка…». На то он и классик! Но мы ведь сейчас с вами не в школе, так что от правил пунктуации в некоторых случаях можем и воздержаться;) Главное, чтобы не получилась известная котовасия с запятой: «казнить нельзя помиловать». Вот хороший пример из творчества Пушкина, когда он «по своему» выделил местоимения «вы» и «ты».

7

Размер и ритмика

Стихотворная форма предполагает особенный размер и ритм. Тут все как в музыке. Слова складываются в предложение, но только не так, как в прозе, а добавляются еще несколько инструментов в арсенале автора, которыми можно либо привлечь, либо оттолкнуть читателя. 7

Есть еще одна составляющая  хорошего стихотворения — пишите от души. Читатели обязательно это почувствуют и оценят!

А напоследок предлагаем посмотреть интервью 2011 года с создателем первой электронной библиотеки Рунета Максимом Мошковым.

Поделитесь постом с друзьями!

Как стать поэтом?

 

Как стать поэтом? Этот вопрос наверняка задавали себе многие творческие люди. Казалось бы, почему не реализовать свой творческий потенциал в поэтическом творчестве: достаточно всего-то листа бумаги и авторучки — кисти с красками не нужны, глина — тоже, объёмы стихотворений — это не объём рассказа... Помнится, мы говорили вкратце о том, как писать стихи... Наверное, многие из нас хоть раз, увидев нечто прекрасное, желали выразить это на бумаге. Кто-то стремится овладеть кистями и красками, а кто-то мечтательно выдыхает: «Хочу стать поэтом». А в этом скромном желании есть своя правда, своя истина и своя реальность.

 

 

«Хочу стать поэтом»: достаточно ли одного хотения?..

 

Думаете, что быть поэтом – это только Божий дар? Но ведь есть люди, которые обрели свой талант только после того, как решили попробовать нечто новое, освоить следующую ступень мира, покорить очередной Эверест. Есть такие замечательные понятия, как Муза, вдохновение, наитие, но разве поэт – это только тот, кто слышит голос неба и более ничего не делает? Разве поэт – это не тот, кто постоянно трудится, находится в поиске новых форм и оригинального содержания? Давайте же подумаем, что нам нужно для того, чтобы пробудить поэтический дар и начать складывать строки, словно ноты, выводя мелодию души. И всё-таки одного «хочу стать поэтом» мало. Не забывайте, что работа со словом — это титанический труд.

 

  1. Не всегда поэтами рождаются. Ими становятся день ото дня. Возможно, что-то закладывается с детства: важна позиция родителей, атмосфера дома и прочие детали, формирующие наши самые первые представления. Однако большинство людей не сразу берутся за ручку и бумагу, их надо к этому подталкивать. Я, например, впервые пришла в школьный литературный кружок классе в 6-м. Пошла нехотя, подталкиваемая мамой и наставляемая преподавательницей русского языка и литературы. Писала лишь прозу, а первое стихотворение попробовала лишь через несколько лет. И тут, как будто родник открылся. Слова стали складываться в мелодичные строки не только тогда, когда я к этому особо стремилась. Они настигали меня в вагоне метро, на платформе в ожидании электрички, на уроках физики и химии, а также во сне. Да, я иногда просыпалась от того, что в голове моей крутились невысказанные мысли: я бросалась к листку бумаги и начинала просто судорожно записывать то, что слышала внутри себя.
  2. Увидеть мир с другой стороны. Постичь те стороны жизни, которые обычно скрываются от нас. Поэзия начинается не со слов, а с состояния души. Наверное, именно поэтому люди часто начинают творить после сильных эмоциональных потрясений: после потери близкого человека, после какой-нибудь душевной драмы и так далее. Неудивительно, почему так многочисленны стихи подростков. Подростковый возраст – это как раз тот этап, когда всё воспринимаешь слишком остро, постоянно впадаешь в крайности и решаешь порушить все устои, сложенные до тебя. Я до сих пор верю, что поэзия не рождается на ровном месте, она прорастает на острых выступах наших мыслей и чувств. Сначала эти острия действительно нужно ощущать или имитировать. Мне было легче раздуть маленькую обиду до гигантской волны ненависти ко всему миру, написать стихотворение и вернуться к себе. То же самое и в счастливые моменты: ощущаешь эйфорию, окунаешься ещё глубже в мечты и пишешь, пишешь, пишешь… Потом проходит время, ты перечитываешь стихотворение и не веришь, что могла писать так сильно, так проникновенно. Впрочем, стихи можно хорошо писать и по велению разума. Например, для конкурсов, когда задана конкретная тема. Раньше мне приходилось перелистывать свои архивы и выбирать то, что удовлетворяло запросам жюри, потом мне стало интереснее для каждого конкурса рождать отдельное стихотворение, уникальное, неповторимое. И много моих любимых строф зародилось именно тогда, когда в моей жизни внешне не происходило ничего необычного. Зато в душе бушевала буря эмоций, вызванная той или иной темой.
  3. Играем с образами. Человеку дан замечательный дар: умение фантазировать, представлять. Почаще отвлекайтесь от суеты, не зацикливайтесь на поверхностном значении того или иного слова, попытайтесь подбирать метафоры и сравнения, развивая их сущность. Таким образом, ищется не только очередная тема, но и вдохновение, так необходимое для рождения очередного шедевра.
  4. Не забываем о постоянном поиске совершенства. Недостаточно просто раз и записать стихотворение. Хотя иногда оно и кажется безупречным, стоит перечитать его несколько раз. Особенно через пару дней, недель или даже месяцев. Порой то, что кажется нам идеальным, оказывается сырым и недоработанным. Таков порядок вещей. После пика вдохновения начинаются трудовые будни поэта. И этого не надо бояться, этого не стоит избегать.
  5. Постепенно учимся у более опытных. Вся жизнь – это учение, это борьба за свет в конце своих усилий и творческих мук. Нам следует больше читать классиков, больше общаться с другими поэтами, чьи произведения уже получили признание и высокую оценку. Необходимо читать и слабые стихи, чтобы научиться видеть разницу между талантом и графоманством, между силой и ограниченностью, между поэзией и бумагомарательством.
  6. Постоянно выслушиваем критику. Причём, оцениваем её адекватно: не верим каждому замечанию, но и не игнорируем их. Берём всё на заметку, сравниваем мнения и находим золотую середину, позволяющую продолжить работу по достижению совершенства.
  7. Превращаем поэзию в игру. Нет, друзья мои, это не святотатство. Настоящий поэт может писать как серьёзные, возвышенные стихи, так и шуточные, лёгкие. Разве Пушкин не писал эпиграммы наравне с элегиями и сонетами? Почаще пишите поздравления в стихах, развлекайте себя лимериками и весёлыми четверостишьями.  Можно иногда беседовать стихами, переписываться ими (кстати, такая практика мне очень нравилась). Стихи должны прочно войти в вашу жизнь, разум, душу. Рифма, созвучие, чувства должны стать вашими постоянными спутниками, ведь только так можно действительно чего-то добиться. Отдайтесь всецело поэтическому делу, и результаты скорей всего вознаградят вас за это.
  8. Почему Пушкин стал поэтом? Рок или случайность?  Сейчас мы именуем его гением, называем солнцем русской поэзии и не представляем, что он мог быть кем-то иным. Конечно, не всем суждено достичь той славы и того уровня, которыми известен Александр Сергеевич, однако у каждого из нас есть шанс стать поэтом и чего-то достичь. И пусть поэзия для вас – это не способ заработать денег и сорвать верхи успеха, а способ самовыражения, вы явно на верном пути. Идите вперёд, никогда не останавливайтесь на достигнутом и постоянно ищите, ищите, ищите. Возможно, это и есть ваша судьба. А может, стихи окажутся просто любимым делом, которое скрасит одиночество и поможет преодолеть суетные невзгоды. И то, и другое имеют право на существование. И то, и другое – это достойно.
  9. Как стать известным поэтом? Сейчас это стало проще простого. Раньше приходилось пробиваться в журналы и газеты, получать отказы издательств и насмешки окружающих. В наше время всё это осталось, но возможностей стало больше. Например, Интернет. Теперь каждый поэт может создать свой сайт или блог, собирать группы единомышленников и становиться центром внимания. Да, конкуренция  в этом деле достаточно высока, но если вы действительно что-нибудь из себя представляете, то когда-нибудь вас обязательно заметят и оценят. Главное, не сдаваться, а постоянно действовать. Не забывайте и про литературные конкурсы. Участвовать в них очень просто: достаточно заполнить заявку и отправить своё творение, соответствующее установленным требованиям. В случае выигрыша, как правило, вы не только получаете приз, но и имеете публикацию в альманахе, газете или любом другом издании. Впрочем, даже если вы проиграете, вы всё равно сказали своё первое слово, которое однажды сослужит вам верную службу. Итак, будьте всегда полны стремлений и новых сил для творчества и борьбы за него! Успехов!

Что нужно, чтобы стать поэтом?

   Некоторые из вас, ребята, пишут стихи. Одни – «просто так», забавляясь, другие относятся к этому делу серьёзно, стараются овладеть азами стихотворного ремесла, занимаются в поэтических кружках, читают специальную литературу. Пожалуй, в каждой школе есть свой «поэт» (а то и не один!).
   Это, конечно, приятно, когда про тебя говорят: «он – поэт!» Но – хочется думать – всякий, занимающийся стихотворчеством, понимает: хотя он и пишет стихи – и даже, может быть, весьма неплохие, – поэтом его можно назвать пока очень условно. Авансом, что ли... И уж, во всяком случае, сам себя он так, наверное, никогда не назовёт, сознавая, что сказать: «Я – поэт» – по меньшей мере нескромно. Ведь это почти всё равно, что публично расхвалить себя...
   Даже опытные, признанные, всем известные мастера стесняются о себе так говорить. А если и говорят, то обычно с оттенком иронии. Очень уж это ответственно и почётно – именоваться ПОЭТОМ! Вот почему, говоря о школьных стихотворцах, я поставил слово «поэт» в кавычки.
   В наше время – в век всеобщей грамотности – стихи пишут многие. Ведь овладеть (поверхностно) основами стихосложения нетрудно: достаточно уяснить себе, что такое ритм, рифма, стопа, строфа, и практически каждый при желании сумеет написать «гладкие», по всем правилам сделанные стихи. Но всякое ли стихотворение можно назвать высоким именем ПОЭЗИЯ?
   Встречаются (и нередко) стихи, о которых понимающие читатели справедливо говорят: это рифмованная проза. И напротив, порой даже о прозаическом по форме произведении можно с уверенностью сказать: это настоящая поэзия!
   Впрочем, «знатоки своего дела» (я имею в виду тех из вас, кто пишет стихи) в таких «тонкостях», должно быть, разбираются. А вот не «поэты», а те ребята, которые просто любит стихи, а как их писать, не знают, – те, наверное, удивятся.
   «Как же так? – подумают они. – Если расположенных столбиком, ритмически звучащих рифмованных строк недостаточно для того, чтобы стихи отвечали веем требованиям настоящей поэзии, то что же ещё нужно?..»
   «Волшебная палочка». Поэтический дар. Умение даже в самом привычном и будничном увидеть что-то новое, своё, увидеть и показать другим. Причём сделать это с помощью самых простых общеупотребительных слов.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПОЭЗИИ

   Прочтите – вдумчиво, неторопливо:

Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор –
и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора...

   Вам грустно, не правда ли? Очень ясные, немудрёные слова, а вы не только «видите» «опальный домик» поэта, но и «слышите», как печально шумят рощи, ощущаете гнетущую тишину и невольно стараетесь представить себе то далёкое прошлое, о котором вспоминает А. С. Пушкин. И грусть поэта об ушедших годах его жизни передаётся вам. Стихи льются, как песня, завораживают, их хочется запомнить и – повторять, повторять...
   Почему же так трогают, так чаруют нас эти бесхитростные строки, внешне похожие к тому же на прозу (ведь здесь нет даже рифм – стихи белые)? Объяснить это нелегко. Есть в поэзии нечто трудноопределимое, почти неуловимое, что отличает её от прозы и что способен понять лишь тот, кто обладает достаточно выраженным поэтическим слухом.
   «Лучшие слова в лучшем порядке» – так определил французский писатель Г. Мопассан сущность истинной поэзии. «Поэт мыслит образами», – говорят другие.
   Действительно, если в приведённом примере стихи отличают простота и чёткость письма, отсутствие иносказаний, то в других поэтических произведениях всевозможные литературные обороты играют очень большую роль. Метафора, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория не чужды и прозе, но в поэзии используются особенно широко, с их помощью поэту удаётся кратко и убедительно выразить свои мысли, чувства. Хорошие стихи образны и потому немногословны. Настоящее стихотворение не поддаётся пересказу.
   Всем известно стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?..

   При попытке «вольного пересказа» вы натолкнётесь на непреодолимую трудность. Если в первых двух строках всё как будто ясно (в тумане моря парус белеет), то что вы скажете дальше?.. Парус «ищет»?! Парус что-то где-то «кинул»?!.
   Нет, не пытайтесь этого делать, у вас определённо ничего не получится, потому что всё стихотворение – это, в сущности, развёрнутая метафора, и виднеющийся «в тумане моря голубом» парус – символический образ гордой, мятежной человеческой души...
   А посмотрите, как своеобразны «Стихи о времени» С. Я. Маршака:

Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колёсико – Среда...
Понедельник, Вторник очень много
Нам сулят, – неделя молода.
А в Четверг она уж у порога.
Поворотный день её – Среда.
Есть колёса дня, колёса ночи,
Потому и годы так летят,
Помни же, что дни у нас короче
Тех путей, что намечает взгляд.

   Удивительно оригинально выразил поэт мысль о быстротечности времени, до него об этом никто ещё так не говорил, и стихи, которые вы только что прочли, не могут не удивить вас своею свежестью, новизной восприятия, поэтической образностью. Их «коснулась» «волшебная палочка» большого поэта.

РАБОТА-НЕВИДИМКА

   Но чудес на свете не бывает, и даром человеку ничего не даётся, даже если он – «волшебник»...
   Профессиональные поэты нередко слышат от вас, ребята, очень трудный для них вопрос: «Как вы работаете?» Или: «Как это у вас получается?..»
   Каждый отвечает по-разному, но обычно ничего существенного вы ни от кого из них не добьётесь. Один попробует отделаться шуткой, другой начнёт объяснять, но вдруг беспомощно разведёт руками и скажет: «Право, не знаю как... Взял вот и написал...»
   Не подумайте, что автор не желает серьёзно разговаривать с вами на эту тому или что у него есть какие-то творческие тайны, которые он не хочет выдавать: чаще всего он действительно не знает, «как это получилось» у него...
   Автор – и не знает?! Но что же тогда сказать о тех далёких от искусства слова людях, которые вовсе не имеют о работе поэта никакого представления?
   Работа поэта... Не секрет, что некоторые откровенно не считают её работой, презрительно именуя стихи «какими-то там стишками». Занятие это они не принимают всерьёз, и им кажется, что написать стихотворение – сущие пустяки, нет ничего проще...
   Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» рассказывает, что когда он однажды (будучи уже известным поэтом) приехал из Москвы в родной аул, односельчане, почтенные старцы с натруженными руками, сказали ему с упрёком, что вот, мол, сколько лет уже пишешь ты стихи, Расул Гамзатов, а когда же работать будешь?..
   Да, все имеют понятие о труде водителя, учителя, летчика. На виду у многих сложная работа врача, медицинской сестры. Мы видим, как трудится строитель, как обслуживает покупателя продавец. А вот поэта за работой мало кто видит...
   Где его рабочее место? Письменный стол?.. Но стол иногда подолгу пустует: хозяина нет дома... Многое надо увидеть поэту, со многими людьми встретиться, он должен быть в гуще событий, которыми живёт страна, должен «копить впечатления», «собирать материал», как говорят литераторы. А стихи писать можно не только дома: ведь «орудия труда» поэта весьма просты – бумага да карандаш, и всё это всегда под рукой. Главное – уединиться где-нибудь, пусть это будет поле, лес или пустынный уголок городского парка.
   Так же, как любому, кто занимается умственным трудом, как вам, ребята, когда вы, например, упорно бьётесь над математической задачей, поэту для работы нужна тишина. И чтобы никто не отвлекал, чтобы тут же можно было громко прочесть только что написанные строки, проверить на слух, не стесняясь, не боясь, что кто-то услышит (шутка ли: человек сам с собой разговаривает!..). Но не всегда в наш неспокойный век можно отыскать такие идеальные условия. Что же делать? Работать! Везде – дома, на улице, в поезде, в самолёте... .
   ..Движется, покачиваясь, мерно постукивая, вагон пригородной электрички. Пассажиры заняты кто чем: разговаривают, читают, дремлют или просто рассеянно смотрят в окно, – надо же как-то скоротать время... А чем занят этот пассажир?.. Ведёт он себя непонятно: то смотрит куда-то в одну точку отрешённым невидящим взглядом, то вдруг торопливо выхватывает из кармана ручку, записную книжку и что-то быстро-быстро пишет... Зачёркивает... Пишет снова... И опять «уходит в себя»...
   – Что это за станция? – спрашивает вдруг сосед.
   – А? Что?.. Станция?.. Сейчас посмотрим...
   Ах, досада! И надо же было так некстати заговорить: какие слова, какая чудесная строка ускользнула от сознания – вот поди теперь снова ищи её...
   Но... разве мог знать простодушный сосед, что он помешал кому-то работать. Кто же в вагоне работает, в вагоне едут на работу!
   ...Ночь. Темно, тихо, лишь за окном слышен глухой шум улицы. Все спят. А ему, поэту, не спится. Он всё думает и думает над той коварной, уже много дней не дающейся в руки строкой – как её написать? Так?.. Или, может быть, так?.. Нет, всё не то, не то! Ничего не выходит...
   ...По немноголюдной аллее неторопливо, из конца в конец и обратно, шагает человек. Прогулка? Да. И – работа. Напряжённая, сосредоточенная. Но едва ли хоть один из идущих мимо прохожих догадается, что человек этот – работает. Никому и в голову не придёт!
   Однако, может быть, то, что сейчас невидимо им «обрабатывается», обернётся потом популярным стихотворением или песней, станет достоянием миллионов людей!..
   В мозгу поэта, вечно настроенном на «поэтический лад», стихи могут возникнуть где угодно, при самых различных обстоятельствах. «Поэт работает даже тогда, когда он лежит на спине и смотрит в небо», – полушутя заметил Расул Гамзатов. Как знать, быть может, именно так, в минуты «отдыха», лёжа на траве и глядя в голубые просторы ясного дагестанского неба, сочинил он своё изумительное по силе воздействия на человеческую душу стихотворение «Журавли», ставшее текстом известной и всеми любимой песни...

НЕ ТАК-ТО ЛЕГКО...

   Случается, необходимые слова и строки приходят вдруг, обрушиваются каскадом – только успевай записывать!.. Помните, у Пушкина:

И мысли в голове волнуются
в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им
бегут,
И пальцы просятся к перу, перо
к бумаге.
Минута – и стихи свободно
потекут.

   Но так бывает нечасто.
   Известный советский поэт С. Щипачёв рассказывал, что однажды, написав буквально за несколько минут две строфы одного стихотворения, он никак не мог придумать третью, заключительную: все варианты отпадали. Требовательный к себе мастер, С. Щипачёв лишь через год, снова вернувшись к этому стихотворению, одолел-таки неподатливую строфу, и стихотворение наконец было закончено.
   О приливе внезапного вдохновения рассказал К. И. Чуковский в статье «Признания старого сказочника». Вот как он описывает свою работу над сказкой «Муха-цокотуха»:
   «Поэму я задумал давно и раз десять принимался за неё, но больше двух строчек не мог сочинить... А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полоску отставших обоев и с... чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку».
   Но дальше читаем:
   «В сущности, «Муха-цокотуха» – единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданных чувств. Остальные сказки дались мне не так-то легко».
   И действительно, судя по дальнейшим признаниям автора, работа, к примеру, над «Айболитом» шла уже далеко не так гладко: «Мне нужны были четыре стиха, и ради них я исписал мелким почерком две школьные тетради». «Много бумаги мне пришлось исписать, прежде чем я нашёл окончательный вариант...» «...Эти двустишия я добыл ценою многодневных трудов, о которых я нисколько по жалею, ибо, если бы я не прошёл через долгую полосу неудач, я никогда не пришёл бы к удаче».
   Вот сколько настойчивости, терпения необходимо поэту, чтобы создать что-то стоящее! Но ведь бывает, что и не повезёт...
   Стихотворение написано, а... стихотворения нет! Не вышло. Не получилось. Нет в нём чего-то такого, без чего оно «не звучит», не радует. А уж если не радует автора, то наверняка не найдёт отзвука и в сердце читателя. Ведь тем и сильна поэзия (как, впрочем, и любое другое литературное произведение), что удивление, восторг, радость, печаль – всякое чувство, испытанное автором, – обязательно должны передаться читателю. Если, конечно, стихотворение написано искренне, непритворно.
   Вот ещё одно непременное условие из тех, которые предъявляет автору поэзия: искренность, честность. Покривил поэт душой, выдал мнимое чувство за истинное – и опытный читатель сразу это поймёт.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ТЕМЫ

   Неудача ждёт автора и в том случае, если он как следует, досконально не знает то, о чём пишет. Не случайно каждый большой поэт, имея свой стиль, свой «голос», приходит в поэзию и со своей темой, то есть пишет главным образом о пережитом и перечувствованном им самим.
   Предположим, литератор – уроженец деревни, прожил много лет или живёт там, любит свой край, землю, людей, дела и обычаи которых ему хорошо знакомы, – это и будет главной темой его произведений.
   Или – потрясла человека война. Потрясла настолько, что и по прошествии десятков лет после Победы не может он без волнения вспомнить те страшные годы... Как же не написать ему об этом, но излить свою душу людям – ведь он поэт!

Кто говорит, что на войне
не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

   Строки эти настолько правдивы и искренни, что, увидев их в книге стихов Юлии Друниной, просто невозможно удержаться, чтобы не прочесть всю книгу, от начала до конца. И в большинстве стихотворений поэтессы, бывшей фронтовички, шагнувшей в пекло войны со школьной скамьи, конечно же, будет звучать эта «солдатская» тема.
   А как же пишет «детский» поэт? Взрослый, серьёзный человек – он, наверное, и забыл то далёкое время, когда был мальчишкой (или девчонкой). Где ему теперь понять вашу жизнь, вникнуть в ваши дела, в ваши игры и заботы!..
   Забыл?.. В том-то и дело, что нет! Редкий случай, – но в нём настолько ясна память детства, ему так дорого всё, что с ним связано, что он должен был, он просто не мог не стать детским писателем! К тому же человек этот – обязательно весёлый, любит пошутить, а порой и по-детски подурачиться, даже если обстоятельства не всегда к этому располагают...
   Вернусь опять к статье К. И. Чуковского.
   «...У меня с юности было – да и сейчас остаётся – одно драгоценное свойство: назло всем передрягам и дрязгам, вдруг ни с того, ни с сего, без всякой видимой причины, почувствуешь сильнейший прилив какого-то сумасшедшего счастья. Особенно в такие периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловаться, – вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощущением радости, словно ты пятилетний мальчишка, которому подарили свисток».
   Такие «приливы счастья» Чуковский называет «возвращением» в детство. И, вспоминая всё о той же, так быстро и удачливо написанной им «Мухе-цокотухе», он с добродушной улыбкой рассказывает:
   «Когда же в моей сказке дело дошло до изображения танцев, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно и танцевать и писать одновременно.
   Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обременённого многолетним подённым трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова, и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душою отпраздновал оба».
   Ну, а как всё-таки рождается замысел того или иного стихотворения?
   И снова – трудный вопрос...
   Балкарский поэт Кайсын Кулиев однажды сказал по этому поводу: «Если бы кто-то из поэтов написал книгу о том, как рождались у него стихотворения, то книга была бы нарасхват». И тут же поведал о том, как придумалось у него одно из стихотворений: «Был у меня такой случай. Жена уехала в Москву с детьми. Я остался один. Нёс домой хлеб. Буханку хлеба. Пришёл домой, пошёл на кухню. Там я сидел до этого, книгу читал. Книга осталась раскрытой. Я пришёл, положил рядом хлеб. Казалось бы, что за факт? Но вдруг возник образ, возникла идея: хлеб и книга. Я написал стихотворение о хлебе и книге...»
   Возник образ... В большинстве случаев именно так и появляются стихи: какой-то, казалось бы, незначительный эпизод, кем-то оброненная фраза – всё это может послужить толчком к написанию интересного по мысли стихотворения. Дальше «работает» авторское воображение, художественный вымысел, фантазия – то главное, без чего писателю трудно было бы вообще что-нибудь написать.
   А что же можно было написать о хлебе и книге?.. Поэта эти две привычные для всех вещи, лежащие рядом, настроили на глубокие философские раздумья.
   Стихотворение Кайсына Кулиева «Хлеб и книга», символизирующее единство физического и духовного труда, хочется привести полностью.

Солнце греет землю, красит небо,
Подступает к окнам белый сад.
Книги рядом с караваем хлеба
В доме на столе моём лежат.
Хлеб и книга. Скрыты в них
недаром
Кровь и сок земли, где мы живём.
Их сжигало пламя всех пожаров,
Все владыки шли на них с мечом.
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.

ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛУХ

   Поэт – тот же художник. Только художник имеет дело с красками, поэт – со словами. «Картину», созданную поэтом, мы не видим, но можем представить её в воображении. У неё будет определённая гамма «красок» – свой «колорит». Какие-то «тона» будут как бы приглушены, окажутся на втором плане, а что-то яркое, красочное, составляющее суть «картины», – привлечёт наше внимание...
   Поэт в какой-то мере и музыкант: ведь «картины» его звучат, имеют свой ритм, и в музыке этой не должно быть фальшивых ноток...
   Нередко поэту бывает важно подобрать слова таким образом, чтобы придать стихотворению определённый звуковой тембр, фонетическую выразительность. Достигается это путём применения повторов различных звуков.
   Аллитерация, звукопись, звукоподражание, рифма – всё это, вместе взятое, составляет так называемую ИНСТРУМЕНТОВКУ стиха. В стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер» в первой же строке будто бы слышится завывание ветра:

Буря мглою небо кроет...
«У... о... е... о...» – «стонут» слова.

   И дальше:

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

   Ну и погода! Так и чувствуешь, как под напором ветра ходуном ходит «ветхая лачужка» и явственно слышишь все эти вихри, шорохи, постукивания ставен...
   С помощью звукописи, звукоподражания, намеренно подобрав «грохочущие» и «рокочущие» слова, Ф. Тютчев написал стихи о грозе:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...

   А вот какими «неспокойными» словами изобразил А. Пушкин бурную во время наводнения Неву:

НеВа ВздуВаласъ и реВела,
КотЛом КЛОкоча и КЛубясь.

   Слова эти благодаря ударной аллитерации – повторению согласных звуков (в данном случае «в» и «кл») – как бы сами пенятся и кипят...
   Видите, поэту надо иметь поистине музыкальный слух!
   Да, нелегка «работа-невидимка»! Но, наверное, сколько-нибудь убедительно рассказать о её нелёгкости тоже не так-то просто... Если кто-то из вас, дорогие читатели, не шутя, а серьёзно пытается освоить поэтическое мастерство, то, конечно, скорее поймёт всю его «необъяснимую» сложность, потому что испытает всё в себе.
   Талант, сила воли, упорство, умение стойко переносить неудачи (а их будет несравненно больше, чем удач!), а кроме того, естественно, большая начитанность, высокая культура – вот что необходимо тому, кто мечтает посвятить свою жизнь ПОЭЗИИ.

Как стать знаменитым писателем 🚩 как стать известным поэтом 🚩 Советы по карьере

Инструкция

Для начала, выберите, какой дорогой вы хотите идти: заработать известность талантом, пытаясь донести до читателей свой глубокий внутренний мир и представления о жизни, или же подстраиваться под читателя и удовлетворять его вкусы и потребности. И тот, и другой путь имеют право на жизнь. В первом случае писателю наверняка придется труднее, зато он сохранит свое представление об объекте рассказа и форме изложения. Во втором случае ему нужно изучить все популярные тенденции в литературе, все жанры, которые хорошо продаются – детективы, фантастику и фэнтези, любовные романы и так далее. В этом случае писатель повысит свои шансы на издание книги.

Никто не научит вас, как правильно писать книги. Даже самые именитые писатели не дадут полностью работающих рекомендаций. Однако некоторые советы здесь все же есть. Пишите так, как было бы интересно читать вам. Не уходите в крайности, допустим, не заполняйте книгу одними диалогами, но и не оставляйте в ней сплошные описания, это читать скучно. Не стоит усложнять язык, большинству читателей быстро надоест вычурность.

Старайтесь писать грамотно, проверяйте написанное, но не сразу, а спустя какое-то время после написания. Не ленитесь возвращаться к главе, чтобы улучшить или переписать некоторые моменты. Дайте почитать вашу книгу или ее часть друзьям, но не говорите, что автор – вы, чтобы они могли оценить ее беспристрастно.

Обязательно разработайте план всего произведения и план для каждой главы. Отдельно описывайте каждого героя как можно подробнее, даже если в книге вы не уделяете ему большого внимания. Внимательно следите за развитием сюжета, не пропускайте логических связок действия, ведь когда вы только начинаете работу в качестве писателя, уследить за всем нелегко. Создание ярких персонажей и динамичного сюжета – это уже половина успеха будущей книги.

Затем следует выбрать, в каком направлении вы сделаете первые шаги к популярности: будете ли обращаться в издательства или попробуете свои силы в интернете. Кстати, возможно и то, и другое, обычно издательства бывают не против издать книгу, уже выложенную в сети. Главное, чтобы она была достойна их внимания.

Если вы обращаетесь в издательства, составьте небольшое, но яркое описание вашей книги, кратко рассказав, о чем она. Эта аннотация должна быть такой, чтобы книгу захотелось прочесть. Не забывайте, что краткое описание книги вы будете отсылать вместе с рукописью, поэтому ее первые страницы также должны быть запоминающимися. Издателям приходит огромное количество рукописей разных авторов, и читать дальше первых двух страниц книги они вряд ли могут себе позволить. Поэтому «зацепить» их нужно с самых первых строк.

Не расстраивайтесь и не опускайте руки, даже если книгу пока отказываются издавать. Многие известные писатели начинали с огромного количества отказов от издателей, а потом зарабатывали целое состояние и всемирную известность. Главное здесь - нацеленность и настойчивость, а также ваша уверенность, что книга понравится читателям.

В интернете простора для распространения книги тоже хватает. Правда, эти способы далеко не всегда приносят финансовое вознаграждение. Но ведь главная задача – это популярность. Распространяйте произведение на уже созданных посещаемых сайтах, типа Самиздата. Многие авторы, выкладывающие произведения для широкого доступа здесь, довольно популярны и читаемы. Можно завести и собственный сайт или дневник и выкладывать главы там, привлекая к прочтению друзей и знакомых. Иногда именно в интернете книга становится популярной, а потом появляется в печатном виде на прилавках книжных магазинов.

Общайтесь с издателями не только через сайт или электронную почту. Старайтесь бывать на писательских вечеринках, выставках, литературных ярмарках. Заводите полезные знакомства среди издателей и писателей и так продвигайте свою книгу. Имейте свою запоминающуюся изюминку, создайте собственный стиль в одежде или написании, будьте заметны на литературных форумах, пусть о вас знает как можно большее количество людей, причастных к литературе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *