Как учителю снять стресс – Большая подборка упражнений на снятие усталости на уроке. Как восстановить детей, чтобы продолжить занятия — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Методическая разработка по психологии на тему: Способы снятия стресса у педагогов (мастер-класс)

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Способы снятия стресса у педагогов

(мастер-класс)

Автор:

Юлия Николаевна Авдонина

педагог – психолог

ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

г.Кемерово 2015г.

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, — а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, воспитателя, — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В этом помогают психотехнические упражнения. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

Психотехнические игры для учителей направлены на достижение двух основных целей.

Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели.

Во-второй, и это очень важно, психотехнические упражнения нацелены на расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Упражнение «Внутренний луч».  

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

        Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу —  сидя или стоя. в зависимости от того, в какой ситуации оно будет выполняться.

        Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч. который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица , шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь.Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и т.д.

        Представление теплом луче необходимо осуществлять необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие.

        Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение «Руки».  

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.

        Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз.

Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

Упражнение «Настроение».

        Упражнение снимает раздражение, способствует восстановлению эмоционально-положительного настроя.

        Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги.

Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вым больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.

        Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

        После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

        Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

Игры-формулы.

Вполне возможно, что у учителя, воспитателя может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры.

В этом случае мы рекомендуем использовать метод вербального самовнушения. Мы предлагаем несколько формул. которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

        Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, длительности фраз и пр.

Важно иметь четкий язык, формулируйте самоприказ. Текст формулы самовнушения может быть составлен заранее, но иногда могут быть действенными не заготовленные формулы, а тексты коротких самоприказов, рождающихся «в ситуации» («здесь и теперь») и органично переплетающиеся с вашим состоянием и внешними условиями.

        Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективны, помните о следующих правилах:

        1 Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

        2  Большое значение имеет начало формулы. Могут быть использованы следующие начала фраз: » Мое желание иметь…», » Я вижу себя человеком…», » Я все умею, все могу…», » Я верю в то, что …», » Я убежден в том, что…».

        3 Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).

        4 Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

        5 Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

Утренние и вечерние игры-формулы.

        Утром, перед вставанием,когда ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже не сна, но еще и не полноценного бодроствования, заведите себе правило прочитывать основную формулу.Эта же формула межет быть повторена вами вечером, в постели перед сном.

        

        Формула «Уверенность в себе.»

» Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз.»

        Формула » На работу.»

» Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни.»

Игры-формулы в течение всего рабочего дня.

        Формула 1. Спокойствие и стабильность.

        » Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

        Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.

        » На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я способен к огромным волевым усилиям».

        Формула 3. Любовь к своей работе.

        » Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

        

Формула 4. Любовь к ученикам.

        » Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками».

Перед сложным разговором.

        Формула 1. Спокойствие.

        » Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

        Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.

        » Мне легко, легко и свободно. Ярко отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клеточка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье».

Снятие усталости и восстановление работоспособности.

        Формула 1.

» Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».

        

        Формула 2.

» Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня здоровые, молодые нервы, У меня неутомимое богатырское сердце».            

 

        Все мы знаем, что стресс влияет не только на наше эмоциональное состояние, но также стрессовые ситуации влияют на наше здоровье.

Непрерывный стресс может нанести вред сердцу и даже способствовать закупорке артерий. Согласно последним данным, он может вызвать резкий скачок гормонов стресса в крови, в результате чего ослабевает иммунная защита организма и человеку становится труднее сопротивляться инфекциям. Все заболевания, от изжоги до астмы и рака, связаны со стрессом — он может даже ускорить ухудшение памяти. Но существуют проверенные методы снятия стресса.

        Чтобы обуздать стресс, вам не обязательно в корне менять свою жизнь. » Многие говорят: Я слишком занят, у меня нет просто времени на борьбу со стрессом». Но существуют упражнения, которые можно делать где угодно. За несколько минут вы сможете предотвратить чрезмерно эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, прежде чем процесс выйдет из-под вашего контроля. Научившись успокаиваться, вы, быть может, даже обнаружите, что не так уж сильно загружены.

        1 Возьмите тайм — аут.

        Хотя бы раз в день 5-10 минут посидите спокойно, абсолютно ничего не делая.Сосредоточьтесь на окружающих звуках, на своих ощущениях.

Когда вы просто спокойно сидите, замедляется сердцебиение и снижается давление, т.е. устраняются самые очевидные симптомы стресса.

        2 Смейтесь в полный голос.

        Держите под рукой что-нибудь, что вызывает у вас смех.

( сборник анекдотов, смешные письма, цитаты из своей любимой кинокомедии).

В течение дня время от времени обращайтесь к этому средству. Исследования показали, что когда вы от души смеетесь, в организме сокращается содержание гармонов стресса и повышается иммунитет. Этот эффект может продолжаться до 24 часов.

        3 Слушайте музыку.

        Когда перед вами стоит пугающая вас задача, послушайте успокаивающую музыку — классическую, джаз, «релакс» или любые ваши любимые мелодии.

        4 Подумайте о хорошем.

        На какое-то время, будь-то 15 секунд или 5 минут, сосредоточьтесь на ком-то или чем-то, что вам очень дорого. Помочь может даже фраза или слово, повышающее вашу самооценку.

        5 Побольше ходите.

         Встаньте из-за стола или дивана и хотя бы 10 минут погуляйте.

        6 Дышите глубоко.

        На 5 минут замедлите дыхание: делайте около 6 глубоких вдохов животом в минуту. ( т.е. 5 секунд вдыхайте воздух и 5 секунд выдыхайте.)

        7 Вставайте с постели расслабленным.

        Вечером, перед тем как заснуть, и утром, после того как прозвенит будильник, пока вы еще в постели, потратьте 5 минут на то, чтобы расслабить все тело. Для начала напрягите пальцы ног, потом медленно расслабьте их. Тоже самое проделайте поочередно с мышцами стоп, икр бедер, ягодиц, а также с верхней частью тела, пока не дойдете  до лицевых мышц, которые тоже нужно напрячь и расслабить. В начале и конце каждого дня потратьте минуту — другую на то, чтобы сознательно расслабиться.

        

Приёмы снятия эмоционального стресса у педагогов

Консультация психолога :

Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов

Педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Переживаемые негативные эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

Воспитатель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для воспитанников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность. А так же педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке и в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения.

 

Рекомендации педагогам

Упражнения для снятия напряжения (стресса)

 

Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре — на задержку дыхания, четыре — на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

Растяжка.

Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

Потягивание.

Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат — чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь — выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». 

Для глаз.

  • Упражнение «Очки»: сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме «лежачей 8»), делать точечный массаж. 

  • Зажмуриться и открыть глаза. 

  • Упражнение «Лежачая 8»: рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) на лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой). 

Упражнения для снятия напряжения в области живота:

  • На вдох резко втянуть живот, выдох – исходное положение. 

  • Упражнение «Черепаха»: втянуть «все» в себя, напрягая тело, затем расслабиться. 

Упражнения для снятия напряжения в области плечевого пояса:

  • Упражнение «Сова»: повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе «УХ!», затем то же повторить вправо. 

Упражнения для снятия общего напряжения:

  • «Поднимать» себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин. 

  • Прижаться спиной к стене – «сдвигать стену». 

«Высокая энергия»

Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь… проглотите, ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

Снятие напряжения в 12 точках.

Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.

Начните с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдельном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости.

·         Нахмурьтесь,  напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз.

·         Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.

·         Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

·         Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

·         Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед- назад и из стороны в сторону.

·         Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

Вы сейчас освободились от значительной части напряжения в 12 точках тела, а одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигнут двойной эффект.

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Полное дыхание».

·         Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

·         Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

·         Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.

·         Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот. Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.

15 ценных советов профессионального психолога

Дети за первые учебные дни как-то резко превратились в колючих ежиков. Со школы приходят накрученные, рассказывают, что учителя излишне и грузят (много нового материала), и грозят (предстоящими контрольными и экзаменами). Переполненность школ тоже плохо сказывается на состоянии детей: быстро устают, плохо концентрируют внимание. Возможно ли родителям в первые учебные недели помочь школьнику избежать негативных эмоций? Как снять напряжение школьника?

— Предлагаю несколько выходов из описанной выше ситуации. Что-то из этого подойдет конкретному ребенку, что-то нет. Что-то сегодня поможет, а завтра нет, а послезавтра снова поможет. Человек не машина, единого раз и навсегда приема, с моей точки зрения, не существует, — обратилась к родителям педагог-психолог Елена Болдырева. — Этим вступлением я хочу предостеречь вас, уважаемые родители, от обесценивания рекомендаций психологов.

Колкость

Отчего ребенок превращается в ежика? За колкостью чаще всего стоит переживаемое ребенком чувство злости. В процессе адаптации к новому учебному году это переживание вполне уместно: еще недавно было беззаботное лето, а теперь нужно вставать рано, в течение всего дня ребенок почти не принадлежит себе и не может так же как летом свободно распоряжаться своим временем.

Выход есть. Помогите ребенку понять его состояние, назовите предполагаемое чувство:

— Похоже, ты сейчас сердишься (чувствуешь злость). Чем я могу тебя поддержать, помочь тебе?

Педагог-психолог Елена Болдырева. Фото: Личный архив героя публикации

Педагог-психолог Елена Болдырева.Фото: Личный архив героя публикации

Учитель грузит и грозит

В данной ситуации есть несколько путей. Путь первый: вы можете индивидуально поговорить с учителем о том, как протекает процесс адаптации к учебному году у вашего ребенка, попросить его учитывать это в процессе обучения. Так у учителя будет возможность обратить внимание на особенности вашего ребенка и скорректировать свои приемы взаимодействия с ним.

Путь второй: вы можете поговорить с другими родителями класса о вреде накручивания, о необходимости учитывать период адаптации, для того, чтобы вести совместный диалог с учителем. Да и у учителей тоже сейчас идет процесс адаптации.

Путь третий: мы не можем изменять других людей, но мы можем научить своего ребенка приемам, которые ему позволят более творчески адаптироваться к началу обучения в школе.

Вы можете научить ребенка:

— понимать себя, свои чувства и эмоции. Когда ребенок понимает, что с ним происходит (а не просто «мне плохо, все бесит»), то он более спокойно и конструктивно реагирует на трудности;

— с пониманием относиться к своим ошибкам, к тому, что если что-то не успел, не доделал, это не конец света. И это решаемо, выход есть;

— научить своего ребенка обращаться к учителю, к другому взрослому в школе, если нужна помощь (переспросить, если не понял, попросить ручку, помочь зашить штаны, попросить защиты и помощи, если не складываются отношения с одноклассниками и т.д.).

А чтобы не усугублять ситуацию с грузят и грозят: не становитесь еще одним учителем для ребенка. Оставайтесь мамой и папой, которые точно с пониманием могут отнестись к потребностям ребенка. В том числе к потребности, я бы даже сказала праву, на дружественную и спокойную помощь при выполнении домашних заданий.

Переполненность классов и школ

Для некоторых детей это может быть особенно важной проблемой: для детей, чувствительных к шуму, для детей, которые восстанавливают свой энергетический потенциал в одиночестве. Такие детки страдают от шума. Это может быть проблемой и для детей, которые сильно перевозбуждаются от шума и большого количества людей. При этом они могут бегать, прыгать, кричать, но не чувствовать себя.

Стоит научить детей понимать себя, свои чувства и эмоции. Научите его замечать за самим собой, когда он устал от общения, пониманию, что можно просто побыть одному, в сторонке, чтобы восстановить жизненные силы. Дома постарайтесь детям обеспечить спокойствие, тишину, возможно, уединение (для подростков) или только свое общество (и покачать на руках, если ребенок – младший школьник). А на выходные вместо развлекательных центров, дополнительных кружков стоит съездить на море, в лес, устроить пикник в немноголюдном месте. Будьте гибкими в своем родительстве.

Позвольте сердиться

На период адаптации позвольте себе снизить требования к ребенку (вспомните себя на работе после отпуска), позвольте ему быть недовольным, капризным, сердитым. Дело в том, что ребенку может быть еще трудно справляться с тем наплывом переживаний, эмоций, которые его охватывают с началом учебного года. И родительская забота не только накормить, одеть, обеспечить развитие, но и побыть контейнером, который сможет вместить ту часть переживаний ребенка, которые он в силу возраста пока еще не может удержать и переработать.

Вам, может, трудно быть контейнером. Возможно, вам тоже нужно, чтобы кто-то побыл вашим контейнером. Для этого и существуют люди помогающих профессий. Но это уже совсем другая история.

Памятка для педагогов «Как избавиться от стресса»

Памятка «Как избавиться от стресса»

1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

4. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6. Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.

7. По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

9. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12. Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13. Создать себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей, пуфик под ногами — помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям и фирмам.

14. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

15. Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

16. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но увлекаться алкоголем не стоит.

17. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.

18. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.

19. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1 Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 до 1, в конце концов — от 50.

Упражнение 2 Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

• Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

• Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

• Напрягите и расслабьте икры.

• Напрягите и расслабьте бедра.

• Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

• Напрягите и расслабьте живот.

• Расслабьте спину и плечи.

• Расслабьте кисти рук.

• Расслабьте предплечья.

• Расслабьте шею.

• Расслабьте лицевые мышцы.

• Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Горячий воздушный шар

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.

Постепенно полностью расслабьтесь.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем

Психотехники для учителей, на снятие стресса и напряжение

КГУ Школа-гимназия №44

Психотехники для учителей

Игры для релаксации

Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать емя хорошо!»

Упражнение 2. «Пресс»

Выполняется индивидуально и способствует ейтрализации и подавлению отрицательных эмо-ий гнева, раздражения, повышенной тревожнос-и, агрессии. Данное упражнение рекомендуется рактиковать перед работой в «трудном» классе, азговором с «трудным» учащимся или его роди-елями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.

К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, поскольку психотерапевтический результат достигается только в том случае, если учитель умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметет все на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам «сбрасывания» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и проч.).

Суть упражнения состоит в следующем: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Но оно не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Упражнение 3. «Дерево»

Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностыо сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентризации, т. е. снятие центра ситуации с себя и перенос его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. По сути дела, при помощи децентризации осуществляется объективация эмоционального отрицательного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду, и тем самым избавление от него.

Существует несколько форм децентризации. Ролевая децентризация связана с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная децентризация производится за счет активизации педагогической рефлексии, когда учитель старается посмотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало». Коммуникативная децентрация реализуется входе диалога с переменой комммуникативных позиций. Для начала мы предлагаем игротехническое упражнение «Дерево», способствующее развитию внутренних средств ролевой децентраций.

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в городском транспорте, учитель стоит и представляет себя деревом, с каким он может себя наиболее легко отождествить. Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление утомленным учителем вросших в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.

Упражнение 4. «Книга»

Упражнение также направлено на формирование внутренних средств ролевой децентраций и выполняется индивидуально (на уроке, в учительской).

Необходимо представить себя книгой, лежащей на столе (либо любым другим предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Следует сконструировать в сознания внутреннее «самочувствие» книги —ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно потолок и т. п.

Упражнение проводится в течение 3—4 мину и снимает внутреннее напряжение педагога, переводя его в «мир иных измерений», можно сказать, в видимый «параллельный мир» с реальным существованием предметов по своим собственным законам, отличным от законов человеческой жизни. Восприятие «иных миров» и внутреннее включение в один из них дает учителю возможность понимания множественности, многогранности любой жизненной и профессиональной ситуации, временному «выключению» из собственных травмирующих обстоятельств и отношения к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.

Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие» вовнутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет.

Упражнение 5. «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально в течение 10—15 минут.

Представьте себе ситуацию неприятного разговора, например, с завучем, условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день, по дороге домой вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлёстывает вас. Это вредно: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день. Мария Ивановна с удивлением почувствует, то вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

Упражнение 6. «Голова»

Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых в среде учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 7. «Руки»

У вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина, и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5—2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.

Упражнение 8. «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о •воспитании подростка, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркивали неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на ваш взгляд, в семье учащегося. Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в школе». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно решло в рисунок и было уничтожено вами. А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Упражнение 9. «Пословицы»

Предлагаем упражнение, хорошо «снимающее внутреннюю депрессию и плохое настроение, а так( же помогающие решению сложной проблемы, ко торая у вас возникла. Эта проблема может быт] связана с вашей профессией, семейной жизнью, вз имоотношениями с друзьями. Возьмите любую из книг: «Русские.пословицы» «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Пра тически в каждой школьной библиотеке такие кни ги есть. Полистайте книгу, читайте фразы посла виц или афоризмов в течение 25—30 минут, по не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, кроме психической релаксации, т или иная пословица натолкнет вас на правильно решение. Возможно также, успокоит тот факт, чт не только у вас возникла проблема, над способам! ее решения размышляли многие люди, в том чис ле и исторические личности.

Упражнение 10. «Воспоминания»

Одним из широко распространенных професси овальных недостатков учителя является его взрослость. Парадоксально, но это так. Учитель подходит к ребенку из непонятного и в чем-то чуждого «мира взрослых», в котором на каждом шагу — ограничения, правила, нормы. Он как бы «отодвинут» от ребенка, непонятен и вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину. Разумеется, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе необходима, однако отчуж-;ение и противостояние, которые она вызывает у юбенка, могут быть существенно смягчены. Этого „ложно достигнуть, если учитель поработает над собой с целью «оживления» и обновления своих воспоминаний о том, каким он был в детстве и какие впечатления переживал. Регулярно актуализируя воспоминания о своем детстве, учитель психологически сможет приблизиться к своему ученику, начнет лучше его понимать, при этом сохраняя и даже упрочивая свою роль ведущего.

Предлагаем вам несколько упражнений для актуализации «комплекса детскости».

Во время посещения своих родителей расспросите их о том, каким вы были в детстве, какие шалости и проделки совершали. Попросите их также рассказать, как они посещали школу по вызову учителя, когда вы, будучи школьником, нарушали дисциплину. В ходе рассказа попробуйте живо представить себя ребенком и как бы заново пережить свои детские впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совер-пить тот или иной поступок.

Например, с группой одноклассников вы продляли урок. Это был геройский поступок! Вы впервые в жизни проявили самостоятельность. А как вы презирали тех учащихся, которые не смогли поддержать общий «почин» и явились на урок! С каким страхом и одновременно удовольствием вы «вкусили запретный плод»!

Или, например, другая ситуация. Ваш класс был дежурным по школе, и вы опоздали на урок. Строгая учительница потребовала дневник, чтобы записать замечание. Вы оценили ее требование как несправедливое («Я же дежурил!») и сказали, что забыли дневник дома. В ответ разгневанная учительница приказала покинуть класс. Вспомните свои переживания, когда вы вышли в пустой коридор и были вынуждены прислушиваться к голосам учителей и учащихся из других классов. Какое чувство вы испытали? Одиночество? Обиду?

Организуйте для себя регулярные занятия, посвященные воспоминаниям о вашем школьном детстве. Постарайтесь почувствовать учеников, опираясь на свой детский опыт, попробуйте понять мотивы их поступков, посочувствовать им, проявите к ним доверие. Обсудите со школьниками, чем они занимались, например, когда прогуливали урок. Покажите им, что признаете увлекательность их занятий.

Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что дети откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояния вызывдет с их стороны такие же чувства. У них пропадают стремления к бунту, противостоянию, демонстрации «во что бы то ни стало» своей независимости.

Упражнение 11. «Я — ребенок»

Многие опытные педагоги играют в игру «Я — ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние Ю. П. Азаров: «Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т. е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя «все взрослое», а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное — продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения».

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. В процессе игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться «на равных» с вашим партнером. Осуществление равноправной позиции с ребенком связано с реализацией его справедливых требований, признанием его лидерства, вступлением в уважительный диалог по поводу вводимых в игру правил, стремлением пользоваться детским языком в процессе коммуникации.

Кроме актуализации «комплекса детства» вы почувствуете терапевтическое влияние игры, свежесть, нестандартность детского мышления. Попробуйте испытать восхищение богатством и оригинальностью внутреннего мира ребенка и попытаться стать хотя бы немного ему ближе, понять и почувствовать его.

Упражнение 12. «Открытость»

Одним из условий успеха в педагогической деятельности выступает умение учителя правильно общаться, взаимодействовать в ходе диалога или полилога. Часто удачно осуществляя вербальное поведение при формулировании вопросов и ответов, учитель все же мало следит за своим внутренним состоянием, особенно в тех случаях, когда он общается с учащимися. Тем не менее, известен факт: можно сформулировать правильные и не вызывающие возражений положения, но через свое состояние транслировать отрицательные эмоции, полностью блокирующие процесс взаимодействия, такие, например, как высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. В результате дети не воспримут ваших воспитательных воздействий, начнут протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими.

Для того чтобы исключить в себе эмоции блокирования диалога и активизировать внутреннее состояние открытости к взаимодействию, предлагаем несколько простых упражнений.

Перед вами — собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы взаимодействуете, старайтесь психологически близко подойти к нему.

Получилось? Ну, а теперь вступайте в диалог!

Упражнение 13. «Ритм»

Это упражнение поможет вам сформировать открытость к собеседнику. Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и, чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение 14. «Резервуар»

В беседе с учащимся, учителем, родителем трудного ребенка или дома в разговоре со своим ребенком сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы — форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!

Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2—3 раза, и все будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

Рекомендации для педагогов «Как бороться со стрессом»

СТРЕССУ — НЕТ!   

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. Помимо самих “стрессоопасных” профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

  • неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;
  • конфликт с начальником или коллегами;
  • недостаточная квалификация;
  • чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  • слишком высокая или слишком низкая ответственность;
  • скука и т.д.

        Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром выгорания или опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.“Группу риска” составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Опустошение педагога особенно опасно, т.к. отражается непосредственно на детях,  на их отношении к школе, к процессу обучения.

   Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

    Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  • Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  • Вне работы о работе стараться не говорить.
  • Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  • Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Со стрессом можно бороться следующими способами:

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.). 

Как справиться со стрессом в школе | Мел

Скорее всего, однажды любой из вас говорил: «У меня ужасный стресс» или «Это такой стресс!» Дети, хотя не все взрослые готовы это признать, тоже подвержены стрессам, а школа часто становится его причиной. Наш блогер Галя Малых рассказывает, как помочь ребёнку здесь и сейчас — например, прямо в классе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что такое стресс

Стресс — это реакция нашего организма на негативные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.

Исторически стресс — хороший. Его главная задача — правильно и быстро среагировать на опасность. В небольших количествах он нормален и даже полезен. Наше тело отвечает на опасность выбросом гормонов адреналина и кортизола. Мы переходим в режим «Бей или беги». Соплеменник поднял на тебя дубинку? Бей! Встретил медведя? Беги!

Адреналин и кортизол меняют многие процессы в организме. Это необходимо здесь и сейчас для выживания, но вредно для организма в долгосрочной перспективе.

Как он проявляется

Это может быть спазм в животе, зажатые кулаки, напряжённые плечи, туннельное зрение (мы буквально не видим ничего вокруг), изменённое дыхание (перестаём дышать или дышим часто). Кровь приливает к мышцам, лёгкие активно работают, сердце стучит.

Сейчас стресс часто возникает из-за мнимых угроз, когда на самом деле нам ничего не угрожает. Уроки, экзамены, отношения, недовольные родители и одноклассники — это то, что наш мозг может принимать за угрозу, постоянно выделяя эти гормоны.

Получается, мы длительное время чувствуем себя под угрозой — так появляется хронический стресс. Теперь мы волнуемся по любому поводу и всегда видим только плохой вариант развития событий. Это очень плохо.

Чем это плохо?

Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. Организм выживает, помните?

Алёна из Волгограда сильно переживала за результат ЕГЭ. Она доучивалась в 10-м классе, но ей уже было очень страшно. Что её ждёт, если она не получит высокий балл? Что, если она не сможет никуда поступить? В день первого экзамена она так волновалась, что упала в обморок на пороге школы. Весь 11-й класс девочка провела в стрессе. Переживания отняли у неё много физических и эмоциональных сил. Если бы она умела справляться со стрессом, она потратила бы эту энергию на дополнительные занятия и лучше подготовилась.

В стрессовом состоянии появляются беспокойство, навязчивые тревожные мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью. Кажется, что всё всегда будет плохо. Вы находитесь на эмоциональных качелях. Вспыльчивость, усталость, придирчивость к близким и чувство одиночества. В таком состоянии сложно расслабиться, остановиться и подумать. В состоянии стресса мы не видим всей картины.

Как помочь самому себе

Со стрессом не надо бороться. Потому что в слове «бороться» есть конфликт, неприятие. Стресс — это реакция нашего организма на ситуацию, поэтому очень важно его принять и экологично прожить. Мы не можем свести к нулю это состояние, но можем уменьшить его на пару пунктов. Потом ещё на пару и так далее.

Как справиться со стрессом в моменте

Простой способ снятия стресса, которым мало кто пользуется, — наблюдение за своим дыханием. Это базовая медитация осознанности. Во время сложной ситуации человек забывает о том, как он дышит и что чувствует, он сосредотачивается только на своей раздражительности. Наблюдая за дыханием, мы переводим внимание с конфликта на осознавание дыхания.

Это помогает переключиться. Пока вы осознанно дышите, напряжение снижается. Это даст сигнал уму: ситуация не смертельная, и опасности для жизни нет. Новые гормоны стресса перестают выделяться. Дыхание меняет состояние тела на более расслабленное.

Как правильно дышать

Медленно вдыхаем и считаем про себя до пяти. Задерживаем дыхание также на пять счетов и, выдыхая, снова считаем до пяти, делаем минимум три раза. Ритмичное дыхание становится фокусом, на котором легко сосредоточиться и удерживать внимание.

Что ещё можно сделать
  1. Направить внимание в стопы, почувствовать давление на поверхность, свой вес, ощущение от обуви. Это вернёт ощущение устойчивости.
  2. Направить внимание в живот, кулаки, челюсть, плечи, расслабить их. Если не получается, сначала сжать сильнее, потом расслабить.
  3. Направить внимание на пространство вокруг: осматриваемся, как будто только что попали сюда. Находим новые детали. Это расширяет туннельное зрение.
Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию

Снова практика дыхания. Заводим таймер на 10 минут и осознанно дышим. Сосредотачиваемся на том, как воздух входит в ноздри и как выходит. Не управляем дыханием, просто наблюдаем.

Если отвлекаемся на мысли, мягко возвращаем себя к наблюдению. Научно доказано, что медитация меняет физическую структуру мозга, так как увеличивает слои мозга, которые отвечают за внимание, управление эмоциями, эмпатию и осознанные выборы. Например, практики медитации официально используется в Google.

В 2007 году в одной из неблагополучных школ Сан-Франциско впервые было введено обучение медитации. На неё особо никто не рассчитывал, но она дала удивительные результаты: у детей повысилась успеваемость, посещаемость выросла до рекордных показателей, и многие выпускники школы чуть ли не впервые за её историю смогли поступить в высшие учебные заведения.

Что ещё можно сделать

  1. Искусство и хобби. То, что увлекает вас, поднимает настроение, отвлекает и погружает в расслабленное состояние потока. Это необходимо, чтобы пережить стресс и взглянуть на ситуацию по-новому.
  2. Любая физическая активность. Расслабляем мозг через тело. После спорта мы чувствуем подъём, плохие мысли куда-то пропали, осталась лёгкость и свобода. Если мы не проживём стресс, его гормоны останутся в теле зажимами и страхами.

Что делать, если не будет получаться

Пробовать. Наше дыхание — это то, что всегда с нами. Ежедневная медитация даёт возможность справляться с проявлениями стресса в моменте, то есть быстро и самостоятельно успокаиваться и возвращать себе способность думать.


Стресс — это нормально. Плохо, когда мы живём в этом состоянии постоянно и не умеем с ним справляться. Это отражается на наших умственных способностях и здоровье. У нас могут появиться хронические болезни, панические атаки и бессонница. Мы хуже учимся, запоминаем новое и теряем способность концентрироваться. Но с этим можно и нужно справляться. Попробуйте.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *