Какие возможности дают экономисту следующие методы таблица: В. Какие возможности дают экономисту следующие методы? — КиберПедия – «Финансовый университет

«Финансовый университет

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

МОСКВА 2010

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

________________М.А. Эскиндаров

_____ __________ 2010 г.

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

протокол № 11 от 07 июня 2010 г.

МОСКВА 2010

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

  1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.       Если  же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

  1. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.

  1. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

  1. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий

  1. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

  1. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

  2. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

  3. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

  4. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории

Меркантилизм

Классическая политэкономия

|

|

|

Традиционная экономика с элементами товарности

Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал

Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.

|

|

|

Первые теории товара и денег

Богатство = деньгам = золоту

Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.

Марксизм

Маржинализм

Кейнсианство

|

|

|

Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики

Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.

Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия

|

|

|

Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.

Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».

Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.

Неоклассика (монетаризм)

Институционализм

Информационная экономика

|

|

|

Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции.

Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.

Глобализация, экология, терроризм, Интернет

|

|

|

Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции.

Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.

Теория постиндустриального развития

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод

Статистический метод

Метод научных абстракций

|

|

|

Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей

Причинно-следственный метод

Функциональный метод

Эконометрические методы

|

|

|

Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями

Анализ всех категорий в их взаимодействии друг с другом как равнозначных

Математическое моделирование экономических процессов

Б. Какие возможности дают экономисту следующие методы? — КиберПедия

 

Тесты

Тест Обоснование
1.Экономическая теория: это наука а)о том, как улучшить личное экономическое положение б)о регулировании государством национальной экономики в)о средствах удовлетворения человеческих потребностей г)о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого» производить д)о законах функционирования рыночной экономики  

 

2.Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: а)спрос и предложение б)эффективность и справедливость в)предпринимательство и прибыль г)ограниченность и выбор д)производство и потребление  

 

3.Редкость (ограниченность) ресурсов – это проблема, которая: а)существует только в бедных странах б)связана с определенными типами цивилизаций в)типична для социализма (экономика дефицита) г)никогда не возникает в богатых странах д)существует при всех экономических системах независимо от степени богатства  

 

4.Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: а)объяснения законов функционирования реальной экономики б)демонстрации обобщенного представления о том или ином фрагменте экономической деятельности в)содержания сведений о свойствах изображаемой модели г)отражения всех деталей экономического развития общества д)подтверждения или опровержения выдвигаемых гипотез  

 

5.Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: а)макроэкономический б)нормативный в)описательный г)микроэкономический д)позитивный  

 

6.Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает: а)как обществу достигнуть полной занятости б)экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов в)проблемы ускорения экономического роста г)вопросы экономической безопасности д)организацию деятельности отдельных фирм  

 

7.К характеристикам экономических благ относится все, кроме: а)способности удовлетворять потребности б)ценности в)редкости г)могут быть в неограниченном количестве д)могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми  
8.Полное использование всех ресурсов общества показывает: а)сдвиг кривой производственных возможностей вправо б)точку вне кривой производственных возможностей в)точку внутри кривой производственных возможностей г)точку на кривой производственных возможностей д) сдвиг кривой производственных возможностей влево  

 



9.Кривая производственных возможностей показывает: а)все возможные комбинации выпуска продуктов б)все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства в)оптимальную комбинацию выпуска продуктов г)фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства д)степень социального неравенства в обществе  

 

ЭССЕ

А. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.

· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-х годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ — МегаЛекции

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

ТЕМА 3. ДЕНЬГИ

ТЕМА 4. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

ТЕМА 5. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ТЕМА 6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

ТЕМА 7. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ТЕМА 8. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ТЕМА 9. ОЛИГОПОЛИЯ

ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ

ТЕМА 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

ТЕМА 12. РЫНОК КАПИТАЛА

ТЕМА 13. РЫНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ТЕМА 14. ФИРМА КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ С РЕШЕНИЯМИ (Microsoft PowerPoint)

КОМПЛЕКСНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

 

Рабочая тетрадь по микроэкономике представляет собой методические материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с нею ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения курса проблемы по усмотрению преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило, это в первую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере надобности может также проводиться общая проверка тетрадей. Студентам рекомендуется обращаться к преподавателю по всем вопросам, вызвавшим затруднения или несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями.

Каждая тема состоит из трех разделов.

Раздел «Логика курса» призван выработать навыки корректного экономического мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и установления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

Раздел «Тесты» предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая свои решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по которым определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что среди тестов могут встречаться «неправильные», в которых верным не является ни один из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов. Помните, что ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ. Оставленное свободное место позволяет прокомментировать избранное решение. Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях (ни один из предусмотренных в тесте вариантов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и др.).



Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе — 1—2 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advоcato diabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.

Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.

Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

 

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

 

Античные теории > Меркантилизм > Классическая политэкономия >
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности     Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал      
|   |   |  
Первые теории товара и денег     Богатство = деньгам = = золоту      

 

Марксизм > Маржинализм > Кейнсианство >
|   |   |  
           
|   |   |  
           

 

Неоклассика (монетаризм) > Институционализм > ??? >
|   |   |  
        Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
           

 

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий?

 

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод > Статистический метод > Метод научных абстракций >
|   |   |  
    Наблюдение за количественной стороной экономических процессов      

 

Причинно-следственный метод > Функциональный метод > Эконометрические методы  
|   |   |  
           

 

Тесты

Тест Обоснование
1. Экономическая теория: это наука a) О том, как улучшить личное экономическое положение b) О регулировании государством национальной экономики c) О средствах удовлетворения человеческих потребностей d) О том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить e) О законах функционирования рыночной экономики  

 

2. Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории? a) Спрос и предложение b) Эффективность и справедливость c) Предпринимательство и прибыль d) Ограниченность и выбор e) Производство и потребление  

 

3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: a) Существует только в бедных странах b) Связана с определенными типами цивилизаций c) Типична для социализма (экономика дефицита) d) Никогда не возникает в богатых странах e) Существует при всех экономических системах независимо от степени богатства  

 

4. Экономическая модель призвана решать все перечисленные ниже проблемы, кроме: a) Объяснять законы функционирования реальной экономики b) Давать обобщенное представление о том или ином фрагменте экономической деятельности c) Содержать сведения о свойствах изображаемой модели d) Отражать все детали экономического развития общества e) Подтверждать или опровергать выдвигаемые гипотезы  

 

5 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ: a) Макроэкономический b) Нормативный c) Описательный d) Микроэкономический e) Позитивный  

 

6. Микроэкономику можно определить Как раздел экономической теории, который изучает: a) Как обществу достигнуть полной занятости b) Экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов c) Проблемы ускорения экономического роста d) Вопросы экономической безопасности e) Организацию деятельности отдельных фирм  

 

7. К характеристикам экономических благ относится все, кроме: a) Способность удовлетворять потребности b) Ценность c) Редкость d) Могут быть в неограниченном количестве e) Могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми  

 

8. Полное использование всех ресурсов общества показывает: a) Сдвиг кривой производственных возможностей вправо b) Точка вне кривой производственных возможностей c) Точка внутри кривой производственных возможностей d) Точка на кривой производственных возможностей e) Сдвиг кривой производственных возможностей влево  

 

9. Кривая производственных возможностей показывает: a) Все возможные комбинации выпуска продуктов b) Все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства c) Оптимальную комбинацию выпуска продуктов d) Фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства e) Степень социального неравенства в обществе  

Эссе

А. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

· Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора.

· Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

· Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

· Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

· Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания.

 

Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

· Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

· Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

 

В. Объективно ли экономическое знание?

· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

· Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Методы экономики как науки

Изучение закономерностей развития экономики предполагает использование определенных методов. Важнейшими из них являются общенаучные и частные. К общенаучным относятся:

    • метод материалистической диалектики – это метод и познания и развития экономических явлений и процессов;

    • метод научной абстракции, с помощью которого выясняются наиболее общие характеристики явлений и процессов и формируются логические понятия – категории, законы.

    • Единство исторического и логического подхода. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении. При изучении процессов, явлений используется сочетание исторического и логического подходов.

    В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с большим их массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается с помощью частных методов таких как:

    • метод индукции (от лат. inductio – наведение), предполагающий восхождение на основе логических умозаключений от частного к общему;

    • метод дедукции (от лат. deductio – выведение), – логические умозаключения, основанные на выдвижении гипотезы и проверки ее на фактах, т. е. осуществляется в процессе познания движение от общих суждений к частным выводам;

    • метод анализа и синтеза. Метод анализа предполагает рассмотрение отдельных частей целого, выяснение их функциональных особенностей; метод синтеза предполагает рассмотрение явления или процесса как целого с учетом функциональных особенностей его элементов в их взаимосвязи в рамках целого;

    • экономико-математическое моделирование также является важным методом познания. Модели используются знаковые (в виде формул, математических уравнений) и графические. Следует заметить, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Вместе с тем использование математических моделей дает возможность более полно выяснить зависимость между экономическими явлениями и процессами.

    На основании методов формируются логические понятия или экономические категории и законы.

    Особое значение при определении категорий имеет метод научной абстракции – как метод научного мышления, заключающегося в отвлечении от второстепенных, несущественных черт экономического явления с целью выявления его главных, существенных черт. На основе метода научной абстракции формируются законы, понятия, категории для обозначения процессов, явлений, происходящих в общественной жизни, для выработки единого исследовательского аппарата.

    Что же следует понимать под экономической категорией? Экономическая категория – это научная абстракция экономики, обобщенное выражение какого-либо экономического явления или процесса общественной жизни, например такие понятия как товар, рынок, деньги, конкуренция, собственность, производство и др.

    Под экономическими законами понимаются многократно проверенные, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными. За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. Значит, экономические законы – это форма выражения экономических отношений. Они являются законами общественных действий людей. Экономические законы, во-первых, относятся к социальным, общественным, т.е. проявляются в хозяйственной деятельности людей и вне человеческого общества не действуют. Этим они отличаются от законов природы. Второе отличие состоит в том, что естественные законы вечные и не зависят от деятельности людей, а экономические носят исторически-преходящий, ограниченный характер.

    Из определения предмета экономической теории следует, таким образом, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях. В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица экономики – отдельное предприятие как производитель и семья как потребитель. Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.). В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое метод?

    2. Какой критерий взят за основу деления на общенаучные и частные методы?

    3. Что понимается под категорией? Приведите примеры.

    4. Почему экономические законы имеют исторически-преходящий характер?

      ТОП 5 лучших функций Excel для экономиста

            Доброго времени суток уважаемый читатель!

           Эту статью я хочу посвятить экономистам и их работе, точнее говоря тем инструментам, которые им очень нужны в работе и позволят значительно сократить свои усилия, сэкономят ваше время и улучшат ваши результаты.

           Несмотря на всё то многообразие функций, которые существует в Excel, тем не менее, есть основная когорта функций, знать которые необходимо каждому уважающему себя и свой труд экономисту. Да именно экономисту, человеку с которого реально начинается работа предприятия, ведь исходя из его планирования и расчётов действует предприятие, они решают, как и что надо делать, что бы получить позитивные экономический эффект. Конечно, многие могут, не согласится с моими словами, но я говорю исходя из собственного опыта и взглядов, а они у каждого разные.

           Я сомневаюсь что многие будут со мной спорить в том вопросе что знать экономический эффект от любого действия на предприятии или рассчитать прибыль для любого продукта это «архиважно» товарищи. А вот для этого и важны те функции, которые мы будем рассматривать. Рассмотрим 5 ТОП функций для экономиста, это:

      1. Функция ЕСЛИ;
      2. Функция ВПР;
      3. Функция СУММЕСЛИ;
      4. Функция СУММЕСЛИМН;
      5. Функция СУММПРОИЗВ.

           Начну, пожалуй, с самой главной функции в жизни любого экономиста, это функция ЕСЛИ. Это самая мощная и классная логическая функция в арсенале, да именно логическая, так как расчёты экономиста, это и есть большой объём логических вариантов разнообразных вычислений.

           Функция ЕСЛИ в Excel используется как в простом исполнению, где происходит простая проверка условий так и в сложном варианте, когда формула проверяет много критериев и логических вариантов и подбирает необходимый, исходя из первоначальных данных.

           С помощью функции ЕСЛИ можно вычислять не только числовые значения, но и текстовые, условия применения настолько широки что их даже все и не перечислишь (я просто уверен что всех и не знаю), это может быть любые вычисления по установленным критериям (амортизация, расчёт штатных единиц, штатное расписание, наценка и прочее), также убирать с вычислений разнообразнейшие ошибки, возникающие в промежуточных итогах и многое другое. Также, данная функция используется как встроенная функция для получения логического аргумента в статистических формулах, формулах массива, в текстовых, математических и прочих.

           У данной логической функции есть разнообразные вариации функций адаптированные для других категорий, это СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, СУММЕСЛИМН, но их специфика иная и о них будем говорить отдельно.

           Детально о том как работает эта функция вы можете ознакомиться и посмотреть видео здесь.

            Следующей функцией, которая заслуживает наше внимание, является функция ВПР с категории «Массивы и ссылки». Я думаю, что нового не скажу и откровением не станет тот факт, что в работе каждого экономиста встречаются большие объемы информации, громадные таблицы, которые нужно перелопатить, анализировать для получения нужных данных, вот такие данные и называются «массивы».

           В этой статье я обращаю ваше внимание как работает функция ВПР в Excel, так как она производит поиск в вертикальных списках данных, которые наиболее распространенные в нашей работе. Есть еще функция ГПР, которая работает аналогично, но поиск производит в горизонтальных списках, а это намного реже нужно, нежели в вертикальных. Можно также использовать функции ПОИСКПОЗ и ИНДЕКС для расширения ваших возможностей, но о них вы почитаете в других статьях на моем сайте.

         Это функция является своеобразным культовым символом при работе с массивами и не знать о ее возможностях это грех. Она производит поиск любых значений по заданным критериям в большом массиве данных, задать критерии можно даже с помощью символов подстановки, что позволит расширить горизонты применения на небывалую величину.

          Детально о том как работает описываемая функция в Excel вы можете ознакомиться и посмотреть видео здесь.

             Представляю вашему вниманию третью очень нужную функцию, функция СУММЕСЛИ, как видите, состоит из 2 частей функция СУММ и функция ЕСЛИ то есть логически вы видите что формула будет суммировать определенное значение по определенному критерию. Это особенно актуально, когда нужно выбрать и просуммировать из большого диапазона только определенное значение, например, сколько было списано сырья в производство всего, если вам дали общее списание по предприятию по дням. Вам нужно просто указать, что именно вас интересует и где это взять, а формула сделает всё за вас, ну не все, конечно, саму формулу вы уже сами будете писать.

           Функция СУММЕСЛИ в Excel хороша еще тем что, спокойно работает с поименованными диапазонами значений, что значительно упрощает рутинные вычисления. Но стоит помнить, что функция чувствительна к точности написания критериев и даже ошибка в один знак не даст вам правильный результат.

            Детальнее о том, как работает СУММЕСЛИ в Excel вы можете ознакомиться и посмотреть видео здесь.

           Ну вот теперь перейдем к еще более сложному, шучу, варианту, функция СУММЕСЛИМН. Вы уже ознакомились и знаете о функциях СУММ, ЕСЛИ, СУММЕСЛИ, а вот теперь соединим всё это во множестве, как вы поняли с последних двух буковок функции, и получим нужную нам функцию. И теперь вы сможете делать выборку по 127 критериям, обалдеть, я даже не могу придумать, зачем мне, сколько критериев, хотя для вас это может стать панацеей.

           Большим плюсом того как работает функция СУММЕСЛИМН в Excel, это работа с символами подстановки, а также с операторами отношений, типа «больше», «меньше», «равно». Также не стоить забывать, что для удобства работы с функцией стоить использовать абсолютные ссылки, что позволит вам более удобно использовать столь полезную функцию.

            В целом при работе с большими массивами данных функция СУММЕСЛИМН будет являться для вас неоценимым помощником.

            Детально о том, как работает функция нашего топ списка вы можете ознакомиться здесь.

          Пятой функцией нашего топ-списка станет функция СУММПРОИЗВ, которая является, наверное, даже наиглавнейшей функцией для экономиста. Она позволяет воплотить в себе практически все предыдущее возможности, которые имеют функции ЕСЛИ, СУММЕСЛИ, СУММЕСЛИМН, а также производить свои вычисление в 255 массивах, а это, я вам скажу, ох как много.

           Функция СУММПРОИЗВ в Excel позволит вам справится практически с любой экономической задачей, где фигурируют массивы. Подобрав правильные критерии или условия, с помощью формул или иным способом, любые задачи смогут капитулировать перед легкостью, с которой эта функция будет их решать.

          Не стоит заблуждаться ее кажущейся простотой или запутанным описанием, это отличный инструмент о котором вы должны знать и уметь им пользоваться, это сократить ваше время и сбережёт километры нервных клеток.

           Детально о том, как работает функция СУММПРОИЗВ в Excel вы можете ознакомиться здесь.

           А на этом у меня всё! Я очень надеюсь, что список самых важных ТОП-5 функций для экономиста или бухгалтера мы рассмотрели. Буду очень благодарен за оставленные комментарии, так как это показатель читаемости и вдохновляет на написание новых статей! Делитесь с друзьями прочитанным и ставьте лайк!

           Не забудьте поблагодарить автора! 

      То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду.
      Михаил Салтыков-Щедрин

      Статья помогла? Поделись ссылкой с друзьями, твитни или лайкни!

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *