Кейс обучение это – Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

история, примеры кейсов, где учиться по кейс-стади

Кейс-стади (англ. case study) обучение переводят на русский по-разному: это и бизнес-кейсы, и метод ситуационного анализа, и метод конкретных ситуаций. По сути, все эти термины обозначают подход к обучению, в основе которого лежит решение студентами конкретных задач. Ситуации могут быть как искусственно смоделированными, так и взятыми из реальной практики.

Метод case study был представлен в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета в качестве прогрессивного подхода к обучению, связанного с менеджментом и бизнесом в целом. С тех пор Гарвард выступает главным пропагандистом этой методики обучения, а в библиотеке университета собрана самая крупная в мире коллекция кейсов. К середине 50-х годов прошлого века case study окончательно закрепился в западноевропейских университетах. В наши дни программы подготовки менеджеров (в том числе, программы МВА) — лидеры по внедрению кейсов в учебную программу.


Школа бизнеса Гарвардского университета. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция кейсов.

Преимущества кейс-стади обучения

  1. Практическая направленность. Решение кейсов помогает использовать теоретические знания на практике. По сравнению с академическими лекциями и узконаправленной практикой польза от кейсов — колоссальная.
  2. Интерактивный формат. Метод case study обеспечивает высокую вовлеченность студента и учебной группы в процесс решения задач, за счет чего лучше усваивается материал.
  3. Развитие конкретных навыков. Например, «мягких навыков» (soft skills), которые необходимы для дальнейшего построения карьеры. Case study эффективен для формирования таких компетенций, как коммуникабельность, лидерство, принятие решений в условиях стресса.

Какие бывают кейсы

Хороший кейс состоит из двух компонентов: учебного и практического. Поэтому создание кейсов проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и компании, которая является главным действующим лицом кейс-истории. Иногда проблематика кейса нарочно заостряется, в нее закладывают ряд вопросов, побуждающих дискуссию. Содержание кейса берут из открытых источников: статистических и консалтинговых данных, отчетов, специализированных СМИ, а также из интервью с управленцами и сотрудниками компании.

  1. Кейс не имеет единственного правильного ответа. Обычно, есть несколько корректных решений и одно оптимальное решение.
  2. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
  3. Каждому кейсу присваивают уровень сложности. Есть структурированные (минимум дополнительной информации) и неструктурированные (большой объем «лишней» информации и слабо связанных данных) кейсы. Третий вариант — кейс с «маленькими набросками», когда основные данные представлены 3-4 предложениями, а всю дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно.

Пример бизнес-кейса

Местной компании необходимо выйти на федеральный рынок.

Исходные данные:

  • Заказчик — местная компания, работает в Нижнем Новгороде.
  • Деятельность — производство котельного оборудования, в основном газовых котлов. Ассортимент включает одно- и двухконтурные котлы, но со следующего года компания планирует сосредоточиться на выпуске двухконтурных котлов, так как они более востребованы. Есть напольные и настенные котлы.
  • Продукция ориентирована и на частных покупателей, и на клиентов b2b-сферы. Относится к среднему ценовому сегменту. В дальнейшем есть желание поставлять котлы именно для b2b-сферы: строительных и подрядных организаций, которые сдают жилье «под ключ».
  • Конкурентные преимущества продукции: иностранные комплектующие (медные теплообменники, системы защиты), есть модели с «умной» кнопкой блокировочного термостата. Плюс — стандартные «фишки»: доставка, официальная гарантия 36 месяцев. В Нижнем Новгороде есть сервисный центр. С выходом на федеральный рынок планируем расширять сервисную сеть.

Задание: как компании выйти на федеральный рынок?

Где учиться по методу case study

  1. Тематические кейс-клубы — образовательные площадки для студентов и выпускников. Часто создаются при университетах. Например, кейс-клуб МГТУ им. Баумана, кейс-клуб МГИМО, Кейс-клуб УрФУ.
  2. Специальные сервисы, позволяющие потренироваться в решении кейсов под руководством опытного консультанта. Например, PrepLounge, Кейс-сообщество CASERS. Есть еще онлайн-тесты на основе кейсов (Problem Solving Test) — заочные кейс-интервью с вариантами ответов. Они необходимы для подготовки к интервью с рекрутером. Найти такие онлайн-тесты можно, например, на сайте McKinsey.
  3. Бизнес-школы. Кейс-стади обучение — это базовый инструмент любой программы МВА. В среднем, на решение кейсов выделяется 25-35% учебного времени. При этом, в учебных программах по финансовым дисциплинам удельный вес «кейсов» несколько ниже в сравнении с программами по маркетингу и менеджменту.

Автор: Инна Колдун

Читайте также

Что такое mini-MBA
Обзор MBA программ 2019 года
Что такое МООК

Статья по теме: "Кейс-метод - активный метод обучения"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Статья

«Кейс - метод – активный метод  обучения»

подготовила

учитель начальных классов

Соловьёва Нелли Дмитриевна

г.Новый Уренгой

2012г.

Кейс- метод – активный метод обучения

        В течение многих столетий главной  целью  образования  считалось сообщение  фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения  этот принцип  передачи знаний  уже неэффективен.  Главным, чему следует учить, становится умение  осваивать  и  использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком  проблем.

 «Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения  новых результатов образования  необходимо  использовать  новые эффективные методы,  один из них - это  кейс - метод.

        Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность  - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе  её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся  неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию видов «кейса»  можно представить  в виде таблицы[1]:

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить  в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут  вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.  

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

 Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. соответствовать чётко поставленной цели создания;
  2. иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  3. быть актуальным на сегодняшний день;
  4. быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  5. иметь несколько решений для организации дискуссии.

 Наиболее распространенная  модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и  выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего,  фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы поведения. Главное  для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим  найти пути решения проблемы.   Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Гарвардская  школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в  режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся [3].

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса  даёт  возможность учащимся  проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при  формировании компетенций.

Но чем сложнее  деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации,  возникает риск нехватки учебного времени   в режиме классно-урочной  деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский – не менее 4-х часов.  Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование,  будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

 Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции  учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию  его способностей, обновлению его творческого потенциала.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Информационные источники

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса  под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
  3. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182
  4. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта ,подготовлен  Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.

Кейс-метод в обучении персонала

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 7

Кейс-метод в обучении персонала

В арсенале менеджера по персоналу есть множество методик. Все они, как правило, направлены на решение задач в какой-то конкретной сфере управления персоналом: в подборе, адаптации, обучении или оценке и т. д. Сегодня же речь пойдет о методе, который по праву можно считать уникальным, а именно о кейс-методе. Его уникальность заключается, с одной стороны, в универсальности, а с другой - в относительной простоте использования.

Общая характеристика метода

Кейс (англ. case study - исследование, анализ случая) - это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. По сути, кейс - достаточно подробное описание отдельно взятой конкретной ситуации, содержащей в себе определенную проблему, вопрос и не всегда имеющей единственно правильный ответ.

Кейс-метод зародился в 20-е гг. прошлого столетия в Гарварде и сначала использовался исключительно как метод обучения. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - гарвардская (американская) и манчестерская (европейская). Для первой школы целью метода является обучение поиску наиболее верного решения, а вторая предполагает несколько вариантов решения. Американские кейсы больше по объему (20 - 25 страниц текста плюс 8 - 10 страниц иллюстраций), объем европейских кейсов в полтора - два раза короче. В любом случае кейс содержит достаточную информацию о самой ситуации, о том, как она развивается, кто участвует в ее развитии, когда должен быть получен результат и каковы критерии его эффективности, какими ресурсами располагает человек, решающий поставленную проблему.

У кейс-метода есть свои признаки и технические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Мы будем рассматривать европейский вариант. Для него характерны:

1. Наличие модели ситуации, состояние которой описывается в некоторый момент времени - ситуация имеет свои пределы, начало и конец.

2. Многоальтернативность решений. Это ключевая характеристика, поскольку именно в отсутствии единственно правильного решения и заключается обучающее начало этого метода.

3. Единая цель при выработке решений. Она, как правило, вытекает из проблемы, сформулированной в содержании задания.

4. Наличие системы оценки деятельности по решению кейса. Обычно применяются оценочные формы, содержащие критерии эффективности решения и шкалу оценки, чаще всего чек-листы.

Классификация кейс-метода

Все кейсы можно классифицировать по трем основаниям. Представим это в виде схемы.

┌─────────────────────┐

┌──> │ в зависимости от │ - ситуационный

│ │ решаемой задачи: │ - проблемный

┌─────┐│ └─────────────────────┘

│ ├┘ ┌─────────────────────┐

│Кейсы├───> │ в зависимости от │ - комплексный

│ ├┐ │ объема и структуры: │ - мини-кейс

└─────┘│ └─────────────────────┘

│ ┌─────────────────────┐

└──> │ в зависимости от │ - реальный

│источника информации:│ - вымышленный

└─────────────────────┘

Во-первых, в зависимости от решаемой задачи кейсы можно разделить на проблемные и ситуационные.

В Проблемном кейсе описывается некая затруднительная ситуация в компании. Основная задача - ее анализ. Такой кейс может быть использован в рамках обучения руководителей стратегическому менеджменту, а также аналитическому подходу.

Пример 1. Компания представляет собой сеть продовольственных магазинов самообслуживания под общей маркой "Вкуснов". Бизнес приносит доход, сотрудники получают неплохую зарплату.

Проблемы:

1. Постоянно открываются новые магазины, теперь уже в районах области, требуются новые директора. Работники находятся, но все они выходцы из разных культур: один когда-то торговал на рынке, другой начинал как рядовой продавец, третий имел свой бизнес, но разорился, четвертый был сетевиком. Все они руководят по-разному, исходя из собственных представлений об управлении.

2. В последние полгода заметно увеличилась текучесть кадров - более чем на 50% по сравнению с прошлым годом.

3. В магазинах постоянно растет и обновляется ассортиментный ряд. Вместо 100 - 150 наименований в прошлом ассортимент за год вырос почти в десять раз. Продавцы не справляются, забывая, что лежит у них на прилавке.

4. Сами магазины достаточно отличаются друг от друга как по уровню технической оснащенности, внешнему оформлению, так и по уровню обслуживания покупателей.

5. Служба персонала в компании отсутствует. Вопросами кадрового учета и делопроизводства до сих пор занимался бухгалтер. Оперативное управление персоналом осуществляют на местах директора магазинов.

Руководство компании планирует сделать свою марку узнаваемой, чтобы покупатели шли именно в магазины этой сети, а персонал хотел работать и работал правильно. Вы - новый менеджер по персоналу. Нужно составить план организации службы персонала. Ваши действия?

Ситуационные кейсы направлены прежде всего на развитие поведенческих компетенций, например, навыков постановки задачи или предоставления обратной связи. Описывается ситуация делового взаимодействия. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Очень часто ситуационные кейсы используются в качестве инструкции к ролевой игре. Такой тандем методов значительно повышает эффективность обучения, поскольку обучаемый имеет возможность не только выбрать определенную модель поведения в конкретной ситуации, но и проверить, каким образом эта модель работает на практике.

Пример 2. Вы - руководитель отдела продаж. Сегодня у вас должна состояться встреча с одним из ключевых клиентов по вопросам продления договора о сотрудничестве (с сетью магазинов автозапчастей, для которых вы поставляете товар).

Однако за полчаса до назначенной встречи вас срочно вызывает коммерческий директор с неотложной проблемой. Вы понимаете, что встреча с важным клиентом под угрозой срыва. Отказаться от встречи с коммерческим директором нельзя. Единственный выход из сложившейся ситуации - поручить переговоры с клиентом одному из опытных менеджеров по продажам, который владеет необходимой информацией. Но этот сотрудник, несмотря на аккуратность в работе и внимательность к мелочам, всегда имел собственный взгляд, часто не совпадавший с вашим, и иногда обсуждал распоряжения руководства, критикуя их в присутствии других подчиненных.

Проведите деловую беседу и поставьте перед сотрудником задачу.

Во-вторых, по объему и структуре информации можно выделить комплексные и мини-кейсы.

Комплексный кейс принято считать классическим. Он содержит достаточно большой объем информации с высоким уровнем детализации. Организация и текущая организационная ситуация описываются до мельчайших подробностей. В задании приводится много первичных данных, мнений, образцов документов, причем эти сведения могут быть избыточными и слабо структурированными. Сотрудник, ищущий решение, должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, как расставить приоритеты, что и определяет выбор решения.

Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но иногда все предлагаемые решения неоптимальны и единственный способ успешно решить кейс - это предложить свое решение.

Преимуществом таких кейсов является возможность одновременно развивать большое количество компетенций, однако следует учитывать, что решение требует значительного времени, поскольку здесь важнее не скорость, а качество.

Мини-кейс - краткое описание практической ситуации, содержащей определенную проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение и продемонстрировать его. Мини-кейсы используют в "навыковых" тренингах как для руководителей, так и для специалистов (например, менеджеров по продажам или по персоналу), а также при организации посттренингового сопровождения, для закрепления навыков, полученных в тренинге. Такие кейсы позволяют отработать на практике сложные взаимодействия руководителя с подчиненным или менеджера с клиентом, обучаемый получает опыт решения тех или иных проблем в условиях, максимально приближенных к реальности.

В-третьих, источники исходной информации для кейса могут различаться.

Большинство кейсов разрабатывается на основе сведений о Реальных компаниях и событиях. Внутренние специалисты по обучению персонала, менеджеры по персоналу могут использовать кейсы, разработанные на основе информации о своей компании, - они носят более прикладной характер, что повышает обучающий эффект.

Допустимо использование и кейсов, основанных на Вымышленных данных, но они, как правило, не обеспечивают достаточного правдоподобия и конкретизации ситуации, а также требуют определенного мастерства специалиста-разработчика. Как правило, этот вариант используется для мини-кейсов.

Методика использования кейс-метода

Разработка кейса - процесс достаточно трудоемкий. Часто удобнее использовать специализированные сборники, содержащие кейсы для развития различных компетенций. Если менеджер по персоналу принимает решение самостоятельно разработать кейс, то имеет смысл придерживаться следующих этапов:

V Определить цель создания кейса - например, развить какую-то

конкретную компетенцию. А каким образом будет использоваться кейс?

Отдельно, в рамках, например, посттренингового сопровождения, или же

он будет включен в качестве упражнения в тренинг?

---------------------------------------------------------------------

V Идентифицировать конкретную ситуацию, реально сложившуюся в компании.

---------------------------------------------------------------------

V Провести предварительную работу по поиску источников информации.

---------------------------------------------------------------------

V Собрать информацию и данные, используя различные источники, включая

контакты с руководителями подразделений, в которых менеджер по

персоналу планирует проводить обучение.

---------------------------------------------------------------------

V Подготовить первичный вариант представления материала. Этот этап

включает отбор, компоновку материала, определение формы презентации

(видео, печатная и т. д.).

---------------------------------------------------------------------

V Обсудить кейс с руководителями заинтересованных подразделений,

провести апробацию.

---------------------------------------------------------------------

V Подготовить методические рекомендации по использованию кейса.

Разработать задания для обучающихся и возможные вопросы для ведения

дискуссии и презентации кейса.

Обучающимся либо оцениваемым сотрудникам дается письменное описание ситуации, их просят выявить проблему (проблемы), проанализировать предложенную информацию и выработать наиболее эффективное с их точки зрения решение.

При групповой работе за индивидуальным рассмотрением следует этап совместного обсуждения, а затем презентация его результатов.

В процессе индивидуальной работы целесообразно придерживаться следующего порядка работы:

- ознакомление с кейсом;

- выявление проблем;

- анализ имеющейся информации;

- формулирование альтернативных решений;

- оценка предложенных альтернатив;

- подготовка решений по итогам рассмотрения кейса;

- презентация результатов;

- обсуждение и подведение итогов с участием тренера.

Обучающимся обычно предлагается ряд вопросов, направленных на прояснение того, какую оценку ситуации, рассматриваемых в ней проблем, действующих лиц, их поведения в данной обстановке, принимаемых решений дают обучающиеся, каковы возможные последствия и варианты развития событий. Вопросы могут быть такими:

V В чем состоит основная проблема? Какие еще проблемы можно выделить в

представленной ситуации?

---------------------------------------------------------------------

V Можно ли решить проблему в данных условиях?

---------------------------------------------------------------------

V Какие возможны пути решения выявленных проблем?

---------------------------------------------------------------------

V Как вы оцениваете поведение руководителя в данной обстановке?

---------------------------------------------------------------------

V Как бы вы поступили на его месте?

---------------------------------------------------------------------

V Каковы, по вашему мнению, причины, побудившие такого-то сотрудника к

таким-то действиям? Каковы могут быть последствия?

По результатам решения кейса участникам обязательно предоставляется обратная связь. Тренер отмечает основные сложные моменты и фиксирует результат обучения.

В заключение

Итак, перечислим бесспорные преимущества кейс-метода обучения персонала.

1. В рамках кейс-метода имитируются отдельные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет развивать актуальные знания, умения и навыки, эффективные модели поведения, причем в непосредственной и неразрывной связи с конкретным видом деятельности.

2. Использование кейс-метода позволяет существенно сэкономить временные ресурсы. Обучаемый не только овладевает определенным объемом теоретических знаний, но и имеет возможность сразу же применить их на практике, опробовать те или иные варианты решений.

3. Обучение происходит не путем пассивного усвоения информации, а через осознание собственных эффективных и неэффективных действий, при этом эффективные модели поведения получают положительное подкрепление, что значительно повышает результативность их дальнейшего использования.

Ю. Ю.Лысенко

Ведущий бизнес-тренер

ООО "ТехноМашКомплект"

Подписано в печать

29.06.2010

методы обучения персоналакейсы для менеджеров по продажам

Мастер-класс " Применение кейс-технологий на уроках иностранного языка"

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе и надеюсь, что вы для себя найдете много нового, интересного и полезного для ваших уроков. Современный учитель должен  не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в Российской школе активно применяются разнообразные технологии. Часть из них вам будут продемонстрированы сегодня моими коллегами. Все они хороши по-своему. Я же отдаю предпочтение одному виду технологии, который развивает и логику мышления, креативность и коммуникативность. В основе этой технологии лежит системно-деятельностный подход. А что это за технология - вы без труда, думаю, догадаетесь. Обратите внимание на то, что у меня в руках.( Портфель) Назовите это слово по-английски. (Case) Правильно. Кейс. Кейс в переводе с английского означает”чемоданчик”, “портфель”, “кейс”, а также “случай”. Сегодня мы с вами поговорим о кейс - технологиях. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Немного истории: Родиной метода case - study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.

Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, в России принято говорит, метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.

Кейсы классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Кейс- технологии делятся на следующие этапы:

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. (который включает в себя:

Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

    Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Я довольно часто применяю этот метод на своих уроках. Особенно уроки в старших классах с применением таких технологий очень эффективны. Недавно на открытом уроки я наглядно продемонстрировала применение этой технологии. Тема урока была « А знаешь ли ты свои права и обязанности? Обучающие рассматривали ситуации из реальной жизни и должны были определить нарушены ли права ребенка или нет согласно законам РФ

Тематика кейс технологии может быть разнообразна и может применяться при изучении любых тем на любом уровне. Конечно, это требует определенной подготовки и уже имеющих знаний по лексическим темам, так , чтобы ученики могли закрепить. Как правило при применении кейс технологии создаются так назваемые «фокус-группы» . В каждой группе по 4-5 человек.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  • определенная хронология событий, временные рамки,

  • наличие реальной проблемы, конфликта,

  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Действия учителя во время обсуждения:

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?

В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения:  работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

http://galina-soleil.narod.ru/olderfiles/3/keis.gif  http://galina-soleil.narod.ru/olderfiles/3/keis.gif

Ситуация: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4” и "5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Пример кейса № 1

  • Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.

  • Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.

  • Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.

  • Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.

Пример кейса № 2

После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.

  • После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.

  • Критерии оценки – грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.

  • Анонимное голосование, выбор победителя спора.

Пример кейса № 3

  • После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание – аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.

  • На уроке группы вынужденно меняют «полюса».

  • Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Примеры тематики кейсов: ( старшие классы)

  • «Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? ( по темам эссе)

  • Завершающие проектные работы «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению могущих считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»

  • Урок-беседа по темам разделов учебника. Семья. Еда. Хобби. Достопримечательности. Экология и окружающая среда ,Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии .Путешествия и многие другие

Примерные ситуации для классов среднего и старшего звена.

  • Ситуация 1. Вы находитесь в Лондоне и вам нужно позвонить домой. Телефон не соединяет. Вы звоните на телефонную станцию и просите вас соединить.

  • Ситуация 2. Вы звоните своему другу, но его нет дома. Вы просите его родителей оставить сообщение.

  • Ситуация З.Вы решили посетить Великобританию. Вы звоните в кассу и заказываете билет.

  • Ситуация 4. Ваш друг собрался посетить Великобританию. Он вам звонит и спрашивает ваших советов. Вы должны подсказать более удобный вид транспорта, описать погоду и подсказать, что ему лучше надеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *