13 ключевых способностей, которые нужны для работы архитектором :: Статьи
Курьезные пары архитектор-мясник, писатель-модель, учитель-аграрий, рабочий-физик получились у газеты New York Times. Чтобы подобрать противоложности, журналисты совместили требования к профессиям из открытого каталога американского Министерства труда. На основе пары десятков показателей сайт собирает полную информацию, чем в реальности занимается представитель той или иной профессии.
Образ архитектора в каталоге описывают сразу через 325 характеристик: с чем приходится работать, какие нужны навыки и знания, какими инструментами чаще пользуются, с какими профессиями схожи. Из всего списка мы выбрали 13 способностей с самым большим числом баллов полезности и для сравнения посмотрели, как компетенции архитектора описаны в российских официальных документах.
13 способностей
с которыми стоит идти в архитектуру
1. Образная визуализация
Главная способность архитектора — развитое объемно-пространственное мышление, умение покрутить объект в голове, разбить его на части или изменить.
2. Быстрая генерация идей
Умение придумать большое число идей по теме вопроса. В данном случае учитывается именно скорость генерации идей, а не качество, креативность или их корректность.
3. Дедукция
Умение мыслить от общего к частному, применять общие правила к конкретной проблеме, чтобы найти ответ на вопрос.
4. Индукция
Также просто надо уметь работать и от частного к общему, от детализации к обобщению. То есть уметь наблюдать детали и на их основе формировать закономерности.
5. Работа с информацией
Умение сопоставлять данные в нужном порядке или по определенной модели: выстраивать модели изображений, букв, слов.
6. Внимание к деталям
Термин «Near Vision» понимают как умение замечать детали визуально, на близком расстоянии. По каталогу O*NET эта способность одинаково важна как для врачей разных специальных, так и для творческих направлений.
7. Понимание устной речи
Умение слушать и понимать информацию и идеи через речь. Здесь архитектор сам выступает в роли терапевта и психолога, для которых этот навык указан определяющим.
8. Поставленная речь
Умение так передать информацию в разговоре, чтобы другие поняли эти идеи. Хотя составители считают, что урбанистам и ландшафтным архитекторам этот навык важнее.
9. Оригинальность
Умение придумывать необычные или остроумные идеи на заданную тему, умение выработать креативные методы решения проблемы.
По важности этого навыка архитекторы в первой десятке среди всех профессий. Хотя Вини Маас не согласится: он обвиняет архитекторов в излишней любви к оригинальности и призывает больше копировать у других.
10. Чувство проблемы
Умение сказать, когда что-то неправильно или скорее всего неправильно. В термин не включается решение проблем, только умение определить, что проблема есть как таковая.
11. Понимание текста
Умение прочесть и понять информацию из написанного. Это качество больше описывает работу с документами и вычлененеим из них главного.
12. Наблюдательность
Умение замечать детали на расстоянии. Судя по всему, в прямом смысле: является самым важным для пилотов.
13. Письменное выражение мыслей
Если не учитывать писателей и поэтов, то среди творческих профессий именно архитекторам, по мнению составителей, важнее всего уметь выражать свои мысли письменно.
Взгляд из России
В России работу архитектора описывают как минимум два важных документа. Стандарт образования объясняет чему учить, чтобы выпустить архитектора, а профессиональный стандарт описывает, чем вообще занимается в России архитектор и какие умения для этого нужны.
Выучить архитектора
Образовательный стандарт не говорит, c какими навыками и способностями нужно набирать в архитектуру, но объясняет, какой специалист должен выйти из вуза. Всего в документе 40 умений: 21 общекультурная компетенция и 19 профессиональных. В числе первых идут такие навыки:
- владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию
- ставить цели и выбирать пути их достижения
- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
- использовать воображение, мыслить творчески и инициировать новаторские решения
- демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания.
Хотя есть и более глобальные: любить физкультуру («владеть средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья») и смотреть на жизнь философски («понимать и анализировать личностно значимые философские проблемы»).
Работать архитектором
Профессиональный стандарт делит профессию на 17 направлений работы, которые охватывают вообще все процессы: от проектной работы до организации конкурсов. По большому счету и редакция «Архспича» может гордо назвать себя архитекторами в качестве «экспертов по развитию профессии».
Для каждого направления профстандарт прописывает необходимые умения и знания. Если их читать, то кажется, что архитектор занимается в основном аналитикой, но это обманчиво. Мы пропустили весь документ через алгоритмы семантического разбора и получили три самых упоминаемых направления для работы:
- метод
- решение
- документация
И с этим сложно спорить: так или иначе архитектор сначала должен создать метод для подхода к проблеме, потом придумать ее решение и реализовать его через документацию.
какой статус дает такой диплом :: Статьи
В России больше не учат 6 лет на специалиста-архитектора. Теперь каждый студент выбирает сам: пройти курс за 5 лет и закончить бакалавром архитектуры, либо учиться 7 лет и стать магистром.
Система новая, поэтому выбор определяют больше эмоции: из-за страха, незнания и подстраховки «на всякий случай» студенты скорее идут в магистратуру. Такой вывод можно сделать из социологического исследования, которое по заказу МАРШа провели сотрудники ВШЭ. Редакция «Архспича» получила копию отчета и изучила мнения студентов: одни боятся, что с дипломом бакалавра не возьмут в хорошее бюро, другие — что закон не даст занять высокую должность без магистратуры, третьи не считают бакалавриат полноценным образованием.
Оправданы ли страхи студентов, спрашиваем профессионалов: как устроена учебная программа, что прописано в законе, и как бакалавров воспринимают руководители бюро.
Учебная программа
Кто такой бакалавр с позиции образования
Программу шести лет оптимизировали и привели к современным реалиям, но вопрос в другом: специалитет ужали до пяти лет или наоборот растянули еще на год? Бакалавриат или магистратура больше приближена к прошлой системе? Отвечают руководители московских школ: МАРХИ и МАРШа.
Дмитрий Швидковский, ректор МАРХИ:
Бакалавриат и магистратура — две абсолютно разные программы. На бакалавриате в МАРХИ мы стараемся максимально приблизить программу к обучению на специалитете. В результате мы предложили уникальное решение — 5 лет обучения. Во многих вузах это 4 года. Сегодня сокращены некоторые дисциплины — реликты советского времени — и в итоге мы подходим к тому, что уровень подготовки бакалавров приближен к уровню подготовки специалистов в советское время. Сейчас многие студенты идут в магистратуру. Там обучение проходит по индивидуальной программе, которая постоянно совершенствуется, появляются новые направления. Например, храмовое зодчество, а скоро мы введем и военную архитектуру. Магистратура — более глубокое обучение.
Никита Токарев, директор МАРШа:
Для России деление бакалавриат-магистратура — новое явление. Мы относительно недавно присоединились к Болонской конвенции. Во многом это произошло формально, без подготовки и ясного понимания дальнейших действий. В результате до сих пор отличия бакалавра от магистра трудно объяснить, ни законодательством, ни практикой они не поддержаны.
Если говорить об архитектурном образовании, то в России бакалавриат очень долгий (5 лет), это уникальное явление в мире. Фактически, это немного сокращенный курс специалитета, который существовал в Советском Союзе. После 5 лет бакалавриата еще 2 года магистратуры мало кто выдержит: ни студенты, ни преподаватели, ни родители не понимают, зачем это нужно. Магистратура воспринимается студентом и государством скорее как научная подготовка, аналог аспирантуры.
Коротко Бакалавриат — максимально приближенный курс к прошлому специалитету. Магистратуру можно считать аналогом аспирантуры, но с проектным уклоном. В ней больше самостоятельной исследовательской работы.
Правовой вопрос
Что закон позволяет делать бакалавру архитектуры
В 2011 году Союз архитекторов России предложил свой проект профстандарта архитектора. В нем разницу между бакалавром и магистром определял стаж работы. Но в любом случае документ предлагал называть архитекторами тех, кто потратил 9 лет на профессию: 5 лет обучения на бакалавра и 4 года работы, либо 7 лет до диплома магистра и два года работы после. Так было в проекте, реалии оказались несколько сложнее.
Елена Баженова, заместитель председателя Совета по архитектурному образованию в Союзе архитекторов России:
Сегодня приняты госстандарты, которые устанавливают, кто может быть ГАПом, а кто нет. Такой квалификации соответствуют только специалисты, закончившие магистратуру. На руководителя проекта, конечно, могут рассчитывать и бакалавры — но только после того, как лет 10 честно отработают и докажут свой стаж на практике.
В российской архитектуре статус бакалавриата не устоялся по двум причинам. С одной стороны, плохо выстроена цепочка профессионального образования в принципе, с другой, отечественные теоретики и практики отстают от Европы на 20 лет. Ближайшие лет 15 все будут путать этот статус бакалавриата и магистратуры, а затем процесс начнет налаживаться. Надо понять, что магистратура — это общемировой тренд, он правильный.
Никита Токарев, директор МАРШа:
Пока на законодательном уровне бакалавриат — полноценное высшее образование, которое позволяет работать без ограничений, нигде нет требования магистратуры. Сейчас, правда, ситуация меняется: появился профстандарт специальности «архитектор», подготовленный Министерством труда, там для занятия определенных должностей в гос. организациях требуется магистратура. Рынок этих изменений пока не осознал, первый выпуск бакалавров прошел всего 2-3 года назад. Пока нет определения архитектора и его деятельности, нет аттестации и других атрибутов профессии, которые соответствуют международным требованиям, ситуация не изменится.
По сроку учебы бакалавр похож на знакомого нам специалиста, так что не думаю, что работодатель заметит разницу. А вот какой будет юридический статус — пока неясно. Так как нет определения самостоятельной практики, да и вообще фигуры архитектора. Престиж только начинает формироваться, он будет зависеть от изменений в образовании. Не будет положительных изменений — не будет и престижа.
Коротко Диплом бакалавра почти не ограничивает работу, но магистр сможет в отдельных случаях развиваться быстрее. Устоявшейся практики пока нет. В любом случае важно помнить про стаж, который также играет большую роль.
Трудоустройство
Кого возьмут на работу практики: бакалавра или магистра
Студенты идут в магистратуру в том числе из страха, что со степенью бакалавра их не возьмут работать в хорошее бюро. Здесь разобраться проще, достаточно спросить самих руководителей мастерских. Публикуем два мнения из Москвы и Санкт-Петербурга.
Константин Ходнев, сооснователь архитектурной группы DNK:
Архитектору нужно много времени на получение знаний, развитие себя. Исходя из моего опыта преподавания на первом курсе магистратуры МАРШ, могу сказать, что студенты с дипломами бакалавров российских архитектурных ВУЗов далеки от «полноценного профессионализма». Поэтому соискатель, остановившийся на степени бакалавра, вызывает больше вопросов, чем окончивший магистратуру. В то же время на собеседовании мы смотрим, прежде всего, на профессиональные навыки, опыт, мышление. Соответственно от этого будет зависеть и зарплата. Поэтому при приеме на работу портфолио гораздо важнее, чем официальный диплом.
Никита Явейн, руководитель «Студии 44»:
Пять лет на обучение очень мало — нет грамотных, разносторонних специалистов, которые после такого короткого срока выдают результат. После специалитета работодателям приходилось доучивать ребят. Дипломы у старшекурсников превращались в расширенный курсовик, а не в знаковую исследовательскую работу. Не хватало опыта, знаний. Выпускались полуархитекторы. Поэтому мы решили оглянуться на Запад, сделать кальку. Однако пять лет бакалавриата и два года магистратуры — тоже неправильно. Система перехода не продумана, нет четких критериев обучения в магистратуре. Поэтому получится как всегда: ухудшение старой системы, которая превращается в новую.
Коротко Диплом бакалавра может и вызовет вопросы при знакомстве, но прежде всего потенциал оценивают по умению думать, опыту работы и грамотному портфолио.
Итоги
Что нужно знать про бакалавриат
1. Обучение на бакалавра максимально соответствует традиционной 6-летней программе.
2. Для закона магистр предпочтительнее бакалавра, но нормы только формируются. В любом случае многое зависит и от стажа.
3. У работодателя диплом бакалавра может вызвать вопросы, хотя это лишь один из критериев. Больше смотрят и на портфолио, и на опыт, и на образ мышления.
Какой путь выбрать, каждый уже решает сам. Мы же можем посоветовать два выхода. Изучить 5 принципов для портфолио архитектора как раз от практиков, кто берет на работу молодых. Либо обойти систему и стать магистром за 5 лет. Об этом читайте в материале «10 европейских школ, где обучение дешевле МАРХИ».
Изображения © marhijoz.ru
профессия архитектора глазами потребителя :: Статьи
Финалисты проекта — молодые команды архитекторов из Петербурга, Москвы и Сочи, которые успешно прошли все этапы отбора, чтобы посмотреть на бизнес в архитектуре под разными углами и разобрать каждую его составляющую. Одна из важнейших — коммуникации, им в программе спецпроекта, разработанной совместно с Московской школой коммуникаций MACS, посвящен целый блок.
Архитектура не делается одним человеком, и в процесс ее создания на каждом этапе вовлечены люди разных профессий. Но если о смежниках архитектор имеет хоть какое-то представление, то на каком языке разговаривать с другими участниками — открытый вопрос. Как и вопрос о роли архитектора в процессе создания продукта. О профессии, месте архитектора в строительном процессе и важности клиентоориентированности, Архспичу рассказали кураторы интенсива «UX в архитектурной практике» Сергей Крючков и Николай Шмук.
![]() |
Сергей Крючков — слева |
О профессии
Сергей Крючков: Профессия архитектора имеет тенденцию к самозамыканию в своем профессиональном кругу, в своем ограниченном пространстве слишком эмоционально заряженных задач, требующих слишком большого вовлечения. Отсюда неоспоримая замкнутость нашей профессиональной среды, ее одержимость эстетической и стилистической проблематикой, а также признанием в кругу своего сообщества.
Да, есть тенденция, что архитектор сейчас — кросс-дисциплинарная профессия с кучей дополнительных функций, помимо минимальных стандартных. И если в бизнесе это неизбежно, то так ли необходимо всем остальным?
С.К.: Пора понять, что в рамках узкопрофессиональных задач технического, эстетического или организационного плана не может быть кардинального профессионального роста. Нужен выход за пределы своего круга общения, выход за пределы рутины чисто архитектурного и технического дискурса. Это не просто. За пределами архитектурного сообщества — совсем другой мир, с другими ценностями и приоритетами. И даже другим юмором — наши шутки там не смешны и не понятны, а «очевидности» — не очевидны.
Например, мир заказчика?
Николай Шмук: Да. Очень важно знать и понимать что там за люди. Каков их профессиональный и общекультурный бэкграунд, как вести с ними диалог, чтобы они были довольны и счастливы. Чтобы практика была устойчивой, счастливым должен быть не только архитектор, но и его клиенты. Поэтому необходимо пытаться понять более широкий контекст своих взаимоотношений с заказчиком: научиться понимать его мотивацию, обусловленную спецификой его задач и его внутреннего устройства. Научиться не бояться «другого», не раздражаться «инаковостью» его подходов и всегда искать конструктивные пути взаимодействия, ведущие к достижению общего успеха.
Про место архитектора
С.К.: Место архитектора в Советском союзе — это такая родовая травма для поколения практикующих сегодня архитекторов. И эта травма сформировалась в несколько этапов.
Архитекторы первого послереволюционного периода проектировали светлое будущее, и архитектор-мессия — это первый профессиональный миф.
Есть вера в то, что архитектор знает, как лучше, но это не значит, что он не должен владеть искусством полемики. Потому что люди за пределами профессии немного с недоумением воспринимают то, что архитектор начинает учить их жить.
Потом был период развитого сталинизма, когда архитекторы обслуживали декоративный репрезентативный фасад империи, и, наверное, до борьбы с архитектурными излишествами, они стали частью советской творческой элиты наравне с поэтами-песенниками и прочими мастерами соцреализма.
Архитекторы, построившие высотки, жили в этих высотках: Посохин на Баррикадной, Душкин на Красных воротах, Чечулин в Котельниках, Алабян в доме, построенном по проекту Алабяна на улице Алабяна, и так далее. А дальше произошла реакция — архитектура была поглощена индустриальным строительным комплексом, появилась бумажная архитектура, и архитекторы нашли свой выход из окружающего застоя в этой башне из слоновой кости, нарисованной рапидографом на ватмане.
Н.Ш.: Престиж профессии был утрачен катастрофически. Упрощение и объемно-пространственных и декоративных решений привели к вырождению профессии и к тому, что мы сейчас имеем до сих пор, то, что с таким трудом сейчас восстанавливается общими усилиями.
С.К.: У нас архитектурное образование было чудовищно оторвано от практики, поэтому в итоге мы имеем такого позднесоветского архитектора, который помнит о том, что архитектор — это мессия и элита, но другими смежными специалистами воспринимается как вспомогательный чертежник, при этом юродивый.
Про клиентоориентированность
Н.Ш.: Уже 25 лет коммерческие отношения между архитекторами и заказчиками практикуются на законных основаниях. При этом идея клиентоориентированности приживалась постепенно и не сразу. Еще и сейчас она чужда многим представителям нашей профессии, готовым принести интересы заказчика в жертву своим амбициям и умозрительным фантазиям. Это не в последнюю очередь является причиной того, что на рубеже девяностых и двухтысячных, да и в наши дни, нормальные девелоперы нанимают иностранцев. Не потому, что отечественные архитекторы плохие, а потому что выстроить нормальное структурированное рабочее взаимодействие с ними бывает крайне проблематично.
Но основной причиной появления иностранных архитекторов на нашем рынке было отсутствие профильной экспертизы у наших: в новой капиталистической России никто не знал, что такое и как работает современный экономически эффективный торговый центр или офисное здание. Импортировались новые типологиии технологии, и инициаторами этого процесса выступали не только иностранные консультанты. Вместе с новыми типами зданий и новыми моделями взаимодействия постепенно импортировалась и международная «штабная культура», которой до сих пор многие еще не научились — ей специально у нас толком не учат. И борьба за нормальные, с точки зрения международных стандартов, взаимоотношения с клиентами и партнерами во многих бюро ведется до сих пор.
С.К.: Выстроить правильное взаимодействие всех участников команды проекта развития объекта недвижимости — задача корпоративного заказчика-девелопера. Учесть интересы и специфические потребности каждого, начиная от конечного потребителя, условно говоря, живущего в этой квартире или сидящего в этом офисе, или покупателя, пришедшего в этот магазин, и включая партнерские структуры, консультантов, инженеров, конструкторов, управленцев генпроектировщика, генподрядчика, и так до самого верха 一 до инвестора. Задача не из легких. Особенно если не все участники процесса понимают ее сложность и многогранность. Поэтому если архитектор будет в состоянии не мешать, а наоборот, помогать заказчику в этом непростом деле — это гарантированно обеспечит более высокое качество взаимодействия. А это выгодно всем, в том числе и самому проектировщику. Именно для этого ему необходимо понимать кто его контрагенты, что за люди работают у них, чем они живут и что думают, что ожидают от общения с тобой, как с ними конструктивно взаимодействовать. Быть в курсе этого — одна из важнейших вещей, именно потому что это выведет проектировщика из его комфортной информационно-психологической скорлупы, делающей на самом деле его таким уязвимым.
Про самореализацию
С.К.: Создание собственного бюро — это один из сценариев самореализации. Архитектор-руководитель бюро, более независим. Пусть даже он выступает как «маленький фрилансер». Он может быть заточен под разные задачи, возможность диверсификации и наработки новых компетенций — в его власти. Было бы желание. И клиенты.
Но с моей точки зрения интеграция архитектора в девелоперскую структуру представляет собой не менее успешный сценарий, и порой даже более продуктивный и захватывающий.
То есть открывая бюро, архитектор автоматически становится самостоятельным свободным творцом?
Н.Ш.: Он становится свободным творцом, ограниченным волей и условиями, которые ему ставит заказчик. Эту волю и условия формирует коллективная синергия усилий маркетологов, финансистов, строительных экспертов и архитекторов заказчика.


Когда я был на одном из собеседований с девелоперской компанией, они меня встретили вопросом: «Как же вы решили переметнуться на сторону темных сил?». Потому что с точки зрения проектировщика, это такой туманный Олимп, и непонятно, что там происходит. Но там ты понимаешь, насколько в принципе сервильна на самом деле функция проектировщика, насколько он только часть общей картины, насколько он должен понимать ограниченность своей роли, и насколько это понимание ценно. Когда он не препятствует, не становится в позу и не создает проблемы, а когда он помогает их решать.
С.К.: На правильном позиционировании себя, на выстраивании правильных взаимоотношений с клиентом, на создании и поддержании у клиента правильного клиентского опыта многие архитектурные практики создали себе имя. Но такие отношения нужно выстраивать системно.
Про ответственность
Н.Ш.: Конечным продуктом, естественно, является постройка, и здесь мы собираемся поговорить о профессиональной ответственности архитектора перед конечными потребителями этого продуктами — то есть теми людьми, которые там живут или приходят туда на время. Также есть ответственность перед заказчиком, который должен получить какую-то коммерческую эффективность, если мы говорим о коммерческом объекте, есть ответственность перед подрядчиком, которому должно быть все понятно в чертежах.
Но совершенно отдельная тема, на которой мы хотим сделать акцент — это взаимодействие проектной команды, ее организационные структуры, коммуникативные навыки и качество текущей совместной работы как продукт. Отдельный продукт профессиональной деятельности. Впечатление, которое оставляет после себя работа с этой компанией, с этим конкретным человеком. Много говорят о репутации. Но репутация — это сущность, только резюмирующая и подытоживающая непрерывность рабочего процесса. И складывается она из ежедневных впечатлений от общения с вами в процессе работы. Из впечатлений заказчика, смежников, партнеров.
С.К.: Проектировать человек научился, но это только часть той огромной и разнообразной сферы деятельности, которая называется «архитектурной практикой». Для этого нужно владеть еще широким спектром аналитических, коммуникативных, «политических» и управленческих. Мы же на самом деле про сознание и осознание многогранности и разносторонности профессии.
Мы боремся за то, чтобы даже совсем молодой и неопытный архитектор учился понимать мотивацию и «боль» своих клиентов. Говорить с ними на одном языке, адекватно реагировать на их требования и проактивно искать оптимальных решений. Чтобы результатом взаимодействия был достойный законченный объект, а приятным «побочным продуктом» — дееспособная команда профессионалов, с которой приятно работать. Чтобы строители и финансисты и подумать не могли, что представители художественной элиты могли когда-то восприниматься как оторванные от реальности «юродивые».
***
Позиция кураторов интенсива «UX в архитектурной практике» нашла отклик у архитекторов-энтузиастов команды Архконтора, которые изначально предполагали строить свою бизнес-стратегию и идентичность вокруг усиления внутренней коммуникации архитекторов со строителями и другими участниками процесса.
В рамках спецпроекта «Проектируй себя» участники уже прошли образовательные модули по презентации, основам маркетинга и публичным выступлениям, а также общались с фронтменами архитектурных бюро с успешной бизнес-стратегией. Команды HEADS group и NTML также задавали свои вопросы спикерам по бизнесу, диджитал и маркетингу. И об их опыте мы расскажем в следующих публикациях.
Для читателей нашего сайта действует промокод mbw19iHEPC, позволяющий получить бесплатный электронный билет на выставку MosBuild. Чтобы воспользоваться им, перейдите по ссылке и выберите промокод как способ приобретения билета.
Зачем нужны архитекторы? 8 мнений в поддержку профессии :: Статьи
Полная версия высказываний доступна и на видео, нижее даем расшифровки мнений каждого участника.
Жак Феррье
Jacques Ferrier Architecture
В последние годы архитекторы все больше заботятся о внешнем виде, об оболочках для зданий. И это очень рискованный путь. Нельзя всё сводить к инженерному проектированию, подобно выпуску машин на заводах. Но если мы говорим о пространственной связи, о коллективной жизни в едином пространстве, то тут не обойтись без архитекторов.
Ян Гейл
Gehl Architects
Как только вы строите что-то новое, вы мгновенно влияете на качество жизни людей. Такой была моя мотивация 50 лет назад, когда я начинал изучать архитектуру. Я хотел разобраться, как форма и жизнь связаны между собой. Потому что форма сама по себе не нужна. Она становится только тогда архитектурой, когда начинает успешно взаимодействовать с людьми.
К сожалению, я встречал очень много высокомерных архитекторов. Они думают, что знают всё, но лишь копируют поверхностно идеи других без пользы для города.
Другой пример — коллега из Коста-Рики, который перевез семью в фавелы и помог организовать там жизнь, чтобы у людей появились нормальные инженерные системы, а на официальном уровне район признали городским и начали строить там дома. Вот это хороший пример, как архитекторы используют свои знания, чтобы сделать жизнь других лучше.
Рут Баумейстер
Профессор Школы архитектуры в Орхусе
Архитектура — одна из старейших профессий в мире. Так что один лишь факт, что мы выжили спустя тысячи лет, должен доказывать — мы можем быть полезны.
Наглядно роль архитектора видна, если сопоставить здание без его участия и проект профессионального бюро. Ведь любят говорить, что любой может построить дом. Но также можно сказать и про одежду и ходить в одинаковых невыразительных балахонах. Этого не происходит, потому что у каждого из нас есть свой характер, и мы хотим эту персоналию выразить и показать другим. И дом — просто еще один способ выразить это, найти пространство именно под себя.
Даан Розегаарде
Studio Roosegaarde
Прелесть профессии в том, что архитектор — это создатель, а не просто потребителей. У нас есть могущественный дар — превращать идеи в реальные проекты, которые потом будут играть большую роль в жизни человека. Связь между пространством и человеком очень сильно влияет на то, что мы чувствуем, думаем, как хорошо мы спим и какие нам снятся сны. Пространство — это основа жизни. И в мире есть один эксперт в этом вопросе. Это архитектор.
Но мне не хватает от архитекторов любопытства. Нужно больше думать о будущем: как мы может создать город с чистым воздухом, с чистой энергией и водой. Почему архитекторы в этих вопросах почти не участвуют? Большую часть мировых проблем с экологией мы создали сами, просто плохо спроектировав систему изначально. Но раз мы создали этот хаос, мы можем и поправить его. Поэтому роль архитектора — в радикальном новом взгляде, который просто обязателен, чтобы создать лучший мир в будущем.
Полин Маркетти
Sensual City Studio
Для меня существует два вида архитекторов: эксперты и визионеры.
Первые обладают большим практическим знанием. Например, где именно разместить кухню, как ее спроектировать, чтобы это была лучшая кухня для человека. И это очень важно и надо всячески уважать таких людей.
Визионеры напротив работают над идеями. Иногда их идеи никуда не годятся, но во всяком случае у них есть новые прорывные мысли, которые тоже очень важны для мира.
Джон Такара
Писатель и журналист, автор дизайн-инициатив
Не думаю, что миру нужно еще больше зданий. Так что архитектор как проектировщик это устаревшая идея. Но нам действительно нужны профессионалы, чтобы определить, какими должны быть пространства для жизни в новых реалиях.
Поэтому вместо черчения и застройки города башнями, я думаю, новая работа архитектора — помогать жителям разобраться в своем пространстве, не смотреть с завистью на другие места и мечтать о переезде, а понять, как изменить свои города, чтобы жить в них лучшей жизнью.
Стефан Петерманн
Партнер АМО
Пока людям нужна крыша над головой и потребность в окружающем пространстве, что, я думаю, никогда не иссякнет, у нас будет работа и социально значимая роль в обществе. Как только рядом с одним зданием хотят построить другое, сразу возникает работа для архитектора, с новым окружением между зданиями, с коммуникацией между ними.
Шаджей Бушан
Бюро Zaha Hadid Architects
Мы проектируем и строим окружающее пространство, в котором и происходит вся жизнь. Так что это фундаментальная профессия в каком то роде. Поэтому в работе нужно больше задумываться о социальном аспекте, потому что мы всё-таки не только искусство, но и социальная наука.
Больше мнений архитекторов на arch:speech
Не бойтесь копировать: Вини Маас обвинил архитекторов в излишней любви к оригинальности
«Мы должны строить из золота, серебра и титана». Новый взгляд на экологию зданий от Эдуарда Франсуа
Дэвид Аджайе: «Главная задача архитектора — защитить общество от капитализма»
Команды: как работают архитектурные бюро
Тема Design Mate в июне – «Команды: дизайн как спорт и дизайн в спорте». Мы поговорили с шестью командами архитектурных бюро и узнали у них, как они выстраивают работу над своими проектами, сколько человек трудятся над одним проектом и какие офисные ритуалы помогают им сплотить команду.

- Сотрудники:
- 15 человек, из них 6 архитекторов и 5 дизайнеров
- Средний возраст:
- 35-37 лет
- График работы:
- гибкий, каждый сотрудник может выбрать диапазон времени начала рабочего дня, с 9.30 до 11.30
Максим Рымарь, архитектор, основатель «Maxim Rymar archistudio»: Крупный проект может реализовываться 1-2 года, так как мы очень плотно вовлечены в процесс и контролируем ход работ до самой сдачи объекта. Под каждый проект формируется команда – от 2 до 5-7 человек, – состоящая из дизайнеров и архитекторов. Для того, чтобы наиболее эффективно использовать творческий потенциал сотрудников и добиться максимальной синергии, учитываются личные особенности и склонности каждого участника рабочей группы.
В каждой рабочей группе есть ведущий специалист, или главный архитектор проекта – архитектор или дизайнер, который координирует работу группы в целом, коммуницирует со службой заказчика и стройкой по проектным вопросам. Руководитель студии принимает участие во всех проектах на всех стадиях – от разработки концепции до рабочего проектирования. Его вовлеченность в проект осуществляется через совместные мозговые штурмы, обсуждение важных и принципиальных моментов, касающихся как эстетических вопросов, так и технических решений.

Архитектурное бюро Wowhaus
- Сотрудники:
- 65 человек, из которых 40 архитекторов, 2 ГАПа и 2 партнера бюро
- Средний возраст:
- 30-35 лет
- График работы:
- архитекторы начинают работать с 11:00 (это удобнее для тех, кто живет за городом) и по расписанию работают до 20.00, но обычно уходят с работы позже. Другие отделы работают стандартно с 10:00 – 19:00 (им так удобнее)
- Офисные ритуалы:
- собираться за общим столом, который стоит в обеденной зоне. Он переехал из старого офиса: бюро тогда было меньше, и стол использовался для общих совещаний и коллективных решений сложных задач. Теперь за ним обедают, а по вечерам собираются, чтобы рассказать друг другу о поездках, и отмечают праздники. В бюро есть не ритуал, а скорее добрая традиция: на дни рождения руководителей – Дмитрия Ликина и Олега Шапиро – дарить им креативные подарки, сделанные самими сотрудниками: видео или книги о жизни бюро. На свой день рождения Олег Шапиро собирает всех сотрудников бюро у себя на даче
- Проектов в год:
- более 40
В офисе бюро Wowhaus
Татьяна Старченко, Мария Хохлова, архитекторы бюро Wowhaus: В бюро есть глобальные проекты, такие как «Комплексное развитие территории Музея-Усадьбы Архангельское» и «Политехнический музей», над которыми бюро работает не один год; и есть небольшие – например, благоустройство жилых комплексов, которые четко регламентированы по времени. С небольшими проектами справится рабочая группа из двух-трех архитекторов. Над крупным проектом может трудиться до 20 человек, но не единовременно, а поэтапно. Это происходит так: основная команда разрабатывает концепцию проекта, затем при дальнейшей разработке присоединяются дополнительно архитекторы, а также смежные специалисты: инженеры, генпланисты и все те, кто необходим. Со стороны обычно привлекаются эксперты по освещению, по озеленению, по транспорту, социологи и, если нужно дополнительно, инженерная служба. На каждый проект, будь он концептуальный или с «рабочкой», выделяется менеджер. У каждого менеджера – по несколько проектов от разных команд.
Архитекторы в бюро поделены на команды с ведущим архитектором во главе. Крупных и более-менее постоянных команд (по 5-7 человек) – четыре. Плюс есть небольшие команды из двух-трех архитекторов, которые могут присоединиться к крупной команде на большой проект, либо самостоятельно работать над проектами небольшого формата.
При бюро организована Интернатура Wowhaus: каждые три месяца приходят 5-8 интернов – молодые специалисты с архитектурным образованием, – которые также принимают участие в работе команд над проектом. С интернами придерживаются той же практики: прикрепляют человека к определенной группе на конкретный проект. Это помогает развить и навык командной игры, и чувство ответственности за свой вклад в общее дело. Помимо текущих проектов бюро интерны работают и над собственным интересным проектом: конкурсным или фестивальным. Например, над проектированием и реализацией объектов для Фестиваля фейерверков, фестиваля Архстояние, или концепцией Ревитализации Монорельса, которую в этом году бюро Wowhaus представило на выставке Арх-Москва.

Архитектурное бюро IND Architects
- Сотрудники:
- 27 человек, из них 10 архитекторов, 15 дизайнеров и 2 административных работника
- Средний возраст:
- 29 лет
- График работы:
- гибкий
- Офисные ритуалы:
- настольный хоккей, празднование побед и наград, дней рождения сотрудников, раз в год устраиваем корпоратив с выездом на природу
- Проектов в год:
- около 30

В офисе бюро IND Architects
Амир Идиатулин, генеральный директор бюро, архитектор: В нашей работе не бывает штампов: проект может быть создан быстро, а может, нет, где-то потребуются два этапа, а где-то приходится дорабатывать нюансы в процессе. Нет одинаковых схем в работе. На этапе концепции мы ищем идею. На стадии «Проектирование» разрабатываем рабочую документацию, чертежи, увязываем проект с инженерами, конструкторами. Всему предшествует знакомство с заказчиком, с площадкой, изучение особенностей экономики проекта – перед нами большой перечень вопросов. Бывает, что привлекаем специалистов со стороны, например, экономистов, социологов, градостроителей. Для участия в иностранных конкурсах можем создать коллаборацию с зарубежным бюро. Наша цель – качественный проект, интересный. Для этого мы работаем в команде, генерируем идеи, обсуждаем «за» и «против», что-то принимаем, что-то – нет. Только в дискуссии выкристаллизовывается идея, обнаруживается верное решение. Бывает, что частью команды на какое-то время становится сам заказчик, и, поверьте, нередки случаи, когда проект от этого только выигрывает.

Архитектурное бюро V12 Architects
- Сотрудники:
- 4 архитектора и 2 визуализатора
- Средний возраст:
- 25-35 лет
- График работы:
- гибкий, каждый выстраивает его под себя
- Проектов в год:
- от 4 до 8

Основатели бюро Елизавета Семенова и Евгений Щетинкин в интерьере спроектированной ими «Кулинарной лавки братьев Караваевых».
Елизавета Семенова, со-основатель бюро: В нашем бюро нет стандартизированного подхода к проектам, мы делаем ставку на уникальность каждого интерьера, каждого проекта, за который беремся, – это для нас очень важно. Если обобщать, то работа сводится, во-первых, к анализу контекста конкретного места и сопоставлению с задачей (функцией) будущего пространства. Также очень важна сама концепция. Это некая идея или история, короткую можно выразить в быстром скетче на салфетке.
На проектах мы работаем большой командой. Это архитекторы, визуализаторы, смежники, подрядчики по изготовлению изделий и поставке материалов, строители и команда заказчика. Хорошо, если работаем все, как одна семья, тогда результат отличный. Но подчас бывает сложно удержать проект в изначально задуманной концепции. Вся сложность нашей профессии в том, чтобы разруливать проблемы по ходу и воплощать задуманное без потери идеи, качества и денег. Я думаю, многие архитекторы со мной согласятся: в работе мешает непонимание значения и роли архитектора заказчиком. Это такая глобальная российская проблема. Порой идет абсурдное распределение средств и сроков на проектах, и мы постоянно сталкиваемся с отсутствием вкуса у людей, вовлеченных в процесс воплощения объекта. Все это очень мешает проектировать качественные и эстетически цельные пространства, а ведь наша задача состоит как раз в этом.

Архитектурное бюро Panacom
- Сотрудники:
- 10 человек, из которых 4 дизайнера
- Средний возраст:
- 35 лет
- График работы:
- гибкий
- Офисные ритуалы:
- отмечаем все победы и награды, дни рождения сотрудников, возвращения из путешествий с дегустацией национальных блюд
- Проектов в год:
- от 20 до 40
Арсений Леонович, основатель и главный архитектор бюро: В результате первого мозгового штурма определяется команда, которая в дальнейшем приступает к работе: кому-то проект более интересен, кто-то более компетентен в специфике, обратная реакция появляется практически всегда и моментально. Происходит постоянная аналитическая работа и согласно первым вводным по проекту, и на всех этапах его развития, и в финале. При необходимости привлекаем различных специалистов: технологов, инженеров, консультантов по темам проектов (гастрономической, транспортной, образовательной и т.д.). Этапы в проекте всегда четкие: концепция и варианты, эскизный проект, рабочая документация. Как правило, сопровождаем все свои проекты, ведем «авторский надзор», доводим и оттачиваем решения в процессе реализации. Если проект для всех заинтересованных лиц был завершен успешно, и клиент вновь приходит к нам с предложением, мы рады моменту, когда все делятся воспоминаниями и рефлексируют по поводу прошлого опыта.