Что такое лид? Как написать лид к статье?
Михаил (Kashchey)
04.11.2015
Обосновавшись в Сети, я стал часто замечать, что меня привлекают статьи с интересными, яркими и чёткими первыми абзацами.
Предложение выше – это то, как не надо начинать свою статью. Потому что первый абзац текста самый главный. Если его не прочитают или он вызовет зевоту, то посетитель в 70% случаев сделает «КЛИК». Это произойдёт в течение 3-5 секунд после того, как он откроет страницу.
Истина №1. Даже самый классный заголовок не сможет сделать так, чтобы текст был прочитан с вероятностью 100%.
Первый абзац текста называют лидом. Составление хорошего лида – важное умение, которым должен овладеть каждый копирайтер. Почему я употребил слово «составлять»? Дело в том, что вместо полноценного вступления можно сделать небольшое оглавление к статье. Простое оглавление будет в 3 раза эффективнее чем:
Ни для кого не секрет, что лид — это важная часть текста, которая позволяет…
Как может выглядеть оглавление к этой статье? Например, так.
Через 3 минуты Вы узнаете:
- как нельзя писать вступление к статье;
- что такое лид;
- как написать лид к статье;
- почему скользкая горка Шугермана – это универсальный вариант для любого текста;
- каким преимуществом обладает копирайтер-журналист.
Кстати, оглавление – это отличная возможность вписать SEO-ключи. Что я и сделал.
Однако вступление в виде оглавления не всегда уместно. Для информационных и SEO-текстов этот приём работает хорошо, а вот для рекламного или продающего текста нет.
Как написать эффективное вступление к статье?
Всё началось со звонка. Вчера вечером мне позвонил человек. У него был необычный голос. Я сначала подумал, что это очередной заказчик. Каково было моё удивление, когда звонивший стал задавать личные вопросы на щекотливые темы.
С каким голосом? Кто звонил? Какие вопросы задавал? Вопросов возникло много, и с каждым новым предложением ваш интерес нарастал. Уверен, что вы быстро прошли по тексту, не заметили, как прочитали их.
Создание интриги и её постоянное увеличение. В результате читатель очнётся в середине текста. Если у статьи будет идеальная ритмика, то он очнётся в самом конце. Говоря метафорически: вы заставили читателя сесть на свою пятую точку и скатиться с обледенелой горки.
Этот приём известен, как скользкая горка Шугермана. Его можно применять в любом тексте, который должен быть прочитан до конца. Это сложный приём и требует определённого опыта. Очень важно знать, что такое ритмика текста, и набить руку в формировании скользкой горки. Чем можно заменить скользкую горку?
Как написать классный лид к статье без использования сложных приёмов?
Самый простой способ заинтересовать посетителя – это написать интересный заголовок. Дополнить заголовок интригующим или вопросительным подзаголовком. И завершить трио эффектным лидом в 3-4 предложения.
Как написать классный заголовок? Об этом вы можете почитать здесь.
Что писать в подзаголовке? «Клик».
Для создания эффектного лида можно использовать:
1. Яркую новость
Вчера были опубликованы результаты многолетних исследований в сфере копирайтинга. Оказалось, что копирайтер – это не тот, кто пишет тексты в сети, а целая профессия!
2. Резкий переход от проблемы посетителя к её решению.
Садясь за написание новой статьи, я впадал в ступор. Первый абзац всегда был проблемой. А ведь лид – это очень важная часть текста. Решить эту проблему мне помогло то, что я стал придерживаться нескольких простых правил.
3. Спорное утверждение или провокация
Вступление к статье – это самая важная часть текста. Без неё ваша статья обречена на провал! Не верите? Давайте разберёмся!
Истина №2. Только симбиоз хорошего заголовка, подзаголовка и эффектного лида заставит читателя прочитать вашу статью.
Жми на звезду и читай ещё одну статью: как сделать заголовок привлекательным?
Полезно? Тогда не жмись. С друзьями поделись.
Что такое лид в копирайтинге
Лид – это первый абзац текста. Данный термин активно используется контент-маркетологами и копирайтерами. Слово пришло к нам с английского языка, поэтому термин «lead» иногда пишут на языке оригинала. Другими словами лид ещё называют так: «более содержательный заголовок».
Именно от качества написания лида зависит, будет ли прочитан текст. Поэтому в первом абзаце рекомендуется указывать цепкие или интригующие сведения, чтобы изначально заинтересовать читателя. В копирайтинге это называется техникой «перевёрнутой пирамиды»: суть предложения формируется в первом абзаце, а далее в тексте рассказывается о деталях, преимуществах и других особенностях. Чаще всего такая схема применяется для написания новостных материалов.
Виды лидов
Лиды разделяются на прямые и затяжные. Первый вариант используют при написании новостей, когда необходимо ясно и точно описать главные нюансы происшествия. Преимущество прямого лида – полностью раскрытая суть новости. Затяжные вступления используют для того, чтобы передать атмосферу произошедшего события. Он создаёт особую среду для читателя и позволяет настроиться на восприятие темы публикации. Этот вид лида применяют в еженедельной прессе, для написания специальных репортажей.
Среди прямых лидов выделяют:
— модифицированный. Такое вступление сосредоточивает внимание читателя максимум на трех вопросах новости. Используется при раскрытии сложной темы, трудной для восприятия неподготовленному человеку.
— обобщающий. Должен отвечать на следующие вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом? Преимущество этого вида в том, что он сразу раскрывает читателю все нюансы события. Необходимо учитывать тот факт, что такие вступительные абзацы страдают от переизбытка информации. Это, порой, отпугивает человека, поэтому использовать такой лид нужно с осторожностью.
— расколотый. Этот лид сперва описывает самое главное событие, а затем раскрывает в тексте остальные сведения. Этот вид используют, когда необходимо раскрыть несколько вопросов, например, в политике.
— оберточный. Внедряют для многогранных новостей. Данный тип лида объединяет в себе несколько новостей сразу.
Виды затяжных лидов и их назначение:
— Сценические применяют для описания места, где проходит событие. Это позволяет читателю переместиться в эпицентр происходящего и ощутить всё «на собственной шкуре»;
— Повествовательные рассказывают читателю о начале истории. В этом вступительном абзаце, кроме описания места локации, отображаются люди, их действия и последствия этих действий;
— Ситуативные лиды внедряют в текст, когда возникает необходимость описать только новость, без характеристики местности, «героев» и их действий.
— Анекдотический вступительный абзац посвящается завершённой истории, которая иллюстрирует тему статьи.
Зачем нужен эффективный лид?
Конечно, заголовок изначально определяет, будет ли статья интересна читателю. Заголовок – это вывеска магазина, а лид – витрина. И главный секрет интриги кроется в первом абзаце текста. Вступление – самая важная часть текста, и если вы хотите, чтобы на него «клюнули», следует приложить усилия к его созданию. В информационном океане сети мало кто детально вчитывается в каждую открываемую им статью. Бегло просмотреть текст по диагонали – это всё, на что хватает времени у современного потребителя. Поэтому даже классный контент порой остаётся без внимания. Хотите добиться успеха – заинтригуйте читателя с первого слова.
Техники написания лидов
1. Начать с новости
Актуальное сообщение о чём-то интересном или существенном гарантированно не останется без внимания. Особенно, если в нём используются высказывания авторитетов в конкретной области, статистика и прочие усилители. Изложенная в лиде новость может детализироваться в дальнейшем тексте (по структуре перевёрнутой пирамиды) или быть просто «приманкой», логически связанной с основной частью и концовкой.
2. Перейти от проблемы читателя к её решению
Предоставьте читателям научные данные о вопросе, который их интересует. Прямо скажите им о том, что нашли решение проблемы. Но не давайте ложных надежд. По сути такое вступление состоит из постановки проблемы и информировании о её возможном решении.
3. Спровоцировать интерес
Провокация давно используется в маркетинге и довольно часто к ней прибегают копирайтеры. Да, такое вступление нередко содержит преувеличения, поэтому оно и работает. Люди не обращают внимание на заезженные фразы вроде «Все мы знаем, что», «Каждый из нас» и т. д. Им интересно читать интригующее и порой даже шокирующее вступление. Но шокировать и провоцировать – удел жёлтой прессы. Дело копирайтера – заинтересовать.
Лид – это второй важный элемент текста наряду с заголовком. Без качественного названия он вряд ли будет работать, потому что читатели до него просто не дойдут. Выстраивайте свои статьи таким образом, чтобы людям хотелось переходить от заголовка к лиду, а от него к основной части и заключению.
Как написать хороший лид? |
Лид – это первый абзац журналистского материала. Его цель – захватить внимание читателя и объяснить о чем далее пойдет речь в тексте. Он должен быть компактным. В тексте лид выделяется более жирным цветом. Слово «лид» происходит от английского «lead» (возглавлять, вести). От этого же слова происходит «лидер».
Есть много видов лида – основной, эпизодичный, цитатный и другие. В большинстве случаев употребляется «основной», то есть такой, в котором раскрывается основная мысль материала. Дайте ответ на вопрос «о чем Ваш текст?», уложившись в 25 слов или даже меньше. Например, «В Самару приехал московский цирк, который пробудет в городе две недели». Всё ясно и понятно, об этом и пойдет речь в тексте, только более подробно и в деталях.
Но иногда более удачен эпизодичный лид, в нём рассказывается один эпизод из событий, о которых пойдет речь далее. Например, «Под шумный фейерверк спортсмены получали поздравления. Так завершились областные соревнования по греко-римской борьбе». Или описание эпизода штурма городской администрации в материале об очередной «цветной революции». Или описание эпизода пыток, в материале о зверствах «оборотней в погонах».
Рассмотрим чем отличается от других цитатный лид. В нём используется цитата одного из героев материала. Эта реплика должна характеризовать весь текст. Например: «Мы будем проводить глобальную политику и отстаивать наши интересы за пределами страны», заявил такой-то президент такой-то страны.
Разновидностей лида гораздо больше, чем мы можем рассмотреть в этом уроке. Но о наиболее популярных видах лида Вы должны иметь представление. Приведу примеры.
Описательный или сценический лид – «Роман Иванов в эту минуту понял, что спокойная жизнь его семьи закончилась. Диагноз, озвученный врачом, озадачил всех родственников». Извините за мрачный пример.
Аналитический лид – «Курс рубля упал на несколько пунктов, но в ближайшее время возможно кардинальное изменение ситуации».
Похожее
Что такое лид в журналистике? —
Важной составляющей журналистского текста являются заголовок, лид и концовка. У Вас наверняка сразу возник вопрос: «А что такое лид?». Это слово произошло от английского «lead paragraph», что в переводе означает «ведущий абзац». Лид – это, действительно, самая значимая часть во всей статье. Почему? Потому что она представляет публикацию: именно по этому маленькому отрезку текста человек поймет, стоит ли ему тратить время на чтение. Первое, что видят люди, это лид. Именно по этой причине лид должен быть одновременно и интересным, и интригующим, и кратким, и понятным.
Обычно лид состоит из 3-5 строк, 1-3 предложений. По составлению он чем-то напоминает твиты в такой социальной сети, как Twitter. Классический лид отвечает на 6 основных вопросов: Когда? Где? Что? Кто? Почему? Как? Однако стоит заметить, что сейчас появился новый вариант лида, который отвечает только на один из вышеозначенных вопросов.
Выделяют несколько видов лида в журналистике. Среди них: основной, эпизодичный, цитатный и резонансный. Рассмотрим каждый на примере.
- Основной – вид лида, который раскрывает ключевую суть новости и кратко излагает ее.
- Эпизодичный – вид, который представляет читателю эпизод, связанный с событиями, описываемыми в материале.
- Цитатный – вид, который опирается на чью-либо цитату.
- Резонансный – вид, при котором журналист резко оперирует фактами и представляет конкретное содержание.
Не стоит забывать о том, что любой журналист может создать свой уникальный вид лида. Мы не в праве ограничивать Ваше творчество представленными ранее примерами.
Напоследок откроем Вам несколько секретов о том, как не стоит писать лид.
- Никогда не перегружайте первый абзац. Он должен быть емким, но в то же время информативным. Оставьте причастные обороты и вводные конструкции на потом. Краткость здесь играет немаловажную роль.
- Не стоит начинать с придаточного предложения. Оно лишь «затормозит» статью уже с самого начала. Динамика – вот что нужно читателю.
- Не преуменьшайте роль лида в Вашем тексте. Если, прочитав первый абзац, Вам самому стало скучно, остановитесь и напишите новый.
- Ваш лид может быть уникальным! Нет абсолютно никаких ограничений или точных правил: он может начинаться с шутки, оксюморона или же игры слов. Это поможет «зацепить» читателя.
Автор: Алина Пак
Tags: лидтеория журналистики
Глава 10. Заголовок, лид, концовка
Виды и функции заголовков. Заголовочный комплекс. ТАКТ-тест. Неудачные заголовки. Лиды прямые и затяжные. Разновидности прямых лидов – обобщающие, модифицированные, оберточные и расколотые. Разновидности затяжных лидов – сценические, повествовательные и анекдотические. Нежелательные лиды – тематический, вопросительный и цитатный. Оптимальный размер лида. Разновидности концовок – хронологическая, футуристическая, поэтическая, вывод, разгадка, завершение круга, галстук, мобилизация и концовка Шваба.
Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста. В главе разобраны различные варианты их написания и даны рекомендации по поводу уместности каждого варианта.
Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной. Еще более велика роль заголовков в интернет-изданиях, где читатели ориентируются только по названиям и не видят полных текстов до тех пор, пока не откроют соответствующую статью. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. И поэтому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой статьи.
Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.
По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, «Год престижа» («Коммерсантъ», 22 сентября 2005 г.), «Фарш несогласных» («Коммерсантъ», 16 апреля 2007 г.), «В шкуре звезды» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.). Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть. Вот пример заголовка с подзаголовком: «Дед Мороз и красный нос (заголовок). Актеры с ужасом и смехом вспоминают пьяные театральные утренники 1 января (подзаголовок)» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.).
Предикативный заголовок – это, напротив, полное предложение, например «Майор Сковородко отсудил у Министерства обороны 4 тысячи долларов» («Столичная вечерняя газета», 6 февраля 2003 г.), «Путин поменял состав Общественной палаты» («Коммерсантъ», 28 сентября 2007 г.), «Европа расплатилась за рабовладение» («Коммерсантъ», 28 сентября 2007 г.) Предикативный заголовок может как сопровождаться подзаголовком, так и выступать самостоятельно. Как правило, его используют в коротких новостях, тогда как номинативный – в более крупных материалах.
Существует также понятие «заголовочный комплекс». Это комбинация заголовка, подзаголовка и (не всегда) названия рубрики. Заголовочный комплекс позволяет не перегружать заголовок, а сосредоточить внимание на выполнении им контактной функции, переложив информативную функцию на подзаголовок. Если же вводится еще и рубрика, то она берет на себя информирование о теме (проблемная ситуация, изложенная в статье), позволяя подзаголовку сосредоточиться на идее (какой выход предлагается из этой проблемной ситуации). При написании заголовочного комплекса нужно следить, чтобы в различных его элементах не повторялись одинаковые слова.
Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:
быть ясным высказыванием;
заключать в себе основную идею текста;
не противоречить содержанию материала;
быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
возбуждать интерес читателя.
Проверить заголовок можно при помощи ТАКТ-теста (от англ.Taste– вкус,Attractiveness– привлекательность,Clarity– ясность,Truth– правда). К примеру, едва ли может быть сочтен удачным с точки зрения вкуса такой заголовок статьи о пожаре в доме престарелых, повлекшем человеческие жертвы: «Старики не дожили до смерти» («Коммерсантъ», 21 марта 2007 г.).
К плохим заголовкам также относят «нулевые», «двойные» и комментарийные.«Нулевой» заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги, а также непонятные широкому кругу читателей термины.
«Двойной» заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.
Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.
Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.
К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.
Придумывание заголовков – особая разновидность журналистской работы. Как правило, автору для своего текста придумать хороший заголовок достаточно сложно. Мешает «перегруженность» информацией, когда не удается дистанцироваться от собственной статьи, взглянуть на нее со стороны, выделить наиболее яркие моменты, которые могли бы быть затем отражены в заголовке. Поэтому на практике журналисты обычно сдают статьи с «рабочими» названиями, а окончательные заголовки придумывают редакторы либо специальные сотрудники, обладающие навыками «сквозного чтения». Иногда задание придумать заголовок к какому-нибудь тексту получает вся редакция, и подобный мозговой штурм, как показывает практика, приносит результаты.
Упростить работу над заголовком поможет следующий прием. Во время написания или редактирования текста рекомендуется выписывать из него ключевые слова, чтобы использовать их в качестве идей для заголовка. Особое внимание следует обращать на образы, возникающие в сознании при чтении статьи, на эмоции, которые порождает статья, на конкретные детали, могущие привлечь внимание к тексту и передать его смысл, и на возможность изменения перспективы, приближения либо удаления от изложенного в статье.
Что касается заголовков к материалам отдельных жанров, то, как было сказано выше, для интервью и портретов общепринятым стало использование цитат в качестве заголовков. В заголовке репортажа желательно передать атмосферу текста, для комментария же в качестве заголовка наилучшим образом подходит ключевое слово, разъясняющее его идею.
В современной журналистике наиболее распространенными являются заголовки, построенные по принципу модификации устойчивого выражения. То есть берется какая-то общеизвестная цитата, поговорка, фразеологизм, а затем в ней заменяется слово на созвучное ему, но имеющее отношение к тексту. Получается фраза, сочетающая в себе смысл данного текста, который она озаглавливает, и оценку, выраженную в исходном устойчивом выражении. Наиболее ярко подобный тип заголовков используют газеты «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец». Вот примеры заголовков из номеров этих изданий от 5 октября 2007 г.: «Дамоклов вентиль», «С Анной Политковской свели счета» «Мандат незалежности» («Коммерсантъ»), «Хороший чиновник – “мэрт”вый чиновник», «Человек человеку долг», «Учительница строгого режима» («Московский комсомолец»). Еще одним способом создания заголовков является парадокс – сочетание несочетаемых слов, например «Обострение стабильности» («Новые Известия», 4 октября 2007 г.).
Следующий элемент статьи – лид (от англ.Lead– вводная часть). Это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Иногда его еще называют вводкой. Если заголовок можно сравнить с витриной магазина, то лид – это прилавок. Задача заголовка – завлечь читателя, побудить его обратить внимание на статью. Задача лида – читателя удержать, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.
При всем многообразии вариантов написания лиды подразделяются прежде всего на прямые(англ.direct) изатяжные(англ.delayed). В прямом лиде сообщаются важнейшие аспекты события. Этот тип вводки обычно используют при написании новостных заметок. Большинство лидов в ежедневных газетах прямые. Их преимущество – возможность сразу же изложить суть новости. Даже если читатель ограничится прочтением лида и не станет углубляться в текст статьи, он все равно окажется информированным о событии.
Затяжные лиды передают атмосферу истории, о которой будет рассказано в статье. Эта разновидность используется в таких жанрах, как специальный репортаж, ньюс-фиче и фиче. Как правило, затяжные лиды встречаются в еженедельных изданиях, которые, в отличие от ежедневных газет, в большей мере читаются, нежели просматриваются. К тому же еженедельники фокусируют свое внимание не на новостях, так как здесь они не в состоянии конкурировать с ежедневными газетами и тем более с электронными СМИ, а на значении события либо его побочных аспектах. В этих случаях затяжные лиды позволяют читателям настроиться на восприятие статьи, вспомнить и еще раз пережить уже известное событие.
Например, в ежедневной газете новость о том, что футбольная команда проиграла решающий матч и лишилась возможности бороться за медали, начнется так: «Вчера команда Хуступила командеYс таким-то счетом и потеряла все шансы войти в тройку призеров. Причиной поражения стали грубые ошибки вратаря командыХ, пропустившего в самом начале игры два гола». В еженедельном издании статья об этом же событии будет начинаться иначе: «У вратаря командыХдень не заладился с самого утра. Выходя из автобуса, он подвернул ногу. По приезде в гостиницу обнаружилось, что исчез его багаж, и ему пришлось срочно искать запасную форму. Наконец, перед матчем ему позвонила жена и сообщила, что подала на развод. Поэтому неудивительно, что за первые десять минут игры он совершил две грубые ошибки, стоившие командеХместа в тройке призеров».
Прямые лиды подразделяются на обобщающие, модифицированные, оберточные и расколотые. Обобщающий лид содержит ответы на все шесть основных вопросов новости (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?). Он хорош тем, что сразу вводит читателя в курс дела. Недостаток же его – перегруженность информацией, когда в несколько предложений пытаются втиснуть все сведения о событии. В результате такой лид оказывается сложным для восприятия, что отталкивает читателей от статьи. Кроме того, в современном мире люди редко впервые узнают новости из прессы. Как правило, о большинстве событий, про которые пишут газеты и журналы, уже сообщили электронные СМИ – телевидение, радио, интернет-издания. Таким образом, значительная часть информации в обобщающем лиде может оказаться уже известной читателю, из-за чего у него сложится впечатление, что и сама статья никакой новой информации не содержит. Поэтому к использованию обобщающих лидов нужно подходить очень осторожно и использовать их главным образом в эксклюзивных новостях, которые читатели впервые узнают именно из этого издания.
В других случаях рекомендуется писать модифицированный лид, в котором внимание сосредоточено на 2–3 аспектах новости. Обычно это ответ на вопрос «Что?», к которому добавляются ответы на вопросы «Кто?», «Где?» или «Когда?», если они являются важными для данной новости. Модифицированный лид также может быть посвящен ответу на вопрос «Почему?» или «Каким образом?», если самая важная информация в статье – о причинах случившегося или о том, как событие происходило. Общие рекомендации здесь таковы. В криминальной хронике самый важный вопрос «Что?», в сообщениях о знаменитостях – «Кто?», об авариях – «Что?» и «Почему?», а для местной прессы разумно начинать новости с ответа на вопрос «Где?». Иногда газеты и журналы, чтобы показать свою особую осведомленность в какой-то сфере, начинают лид словами «Как стало известно изданию N…». В остальных же случаях ссылка на источник сообщения обычно делается во втором предложении лида, например: «ФирмаХне будет заключать сделку с фирмойY. Президент фирмыХвчера заявил, что считает условия сделки неприемлемыми». При указании действующих лиц в соседних предложениях лида рекомендуется употреблять синонимы. Это может быть, как в приведенном выше примере, разделение «организация/руководитель» либо ссылка на возраст, профессию или место жительства человека, например: «Женщина подала в суд на социальную службу, считая, что ей незаконно перестали платить пособие. 40-летняя мать-одиночка двоих детей говорит, что ей не на что жить».
Модифицированный лид также используют, если новость очень сложная и в чистом виде непосвященному читателю непонятная. Тогда приходится начинать с ее интерпретации. Например, если депутаты Госдумы приняли поправку в Налоговый кодекс, из-за которой возрастут цены на определенные товары, то в лиде должна быть новость о том, что подорожают эти товары, а не о том, что депутаты заседали и приняли поправку в Налоговый кодекс. Однако при этом нужно быть осторожным, чтобы не впадать в комментирование, как часто делают бульварные газеты, в которых заметка о рядовом происшествии может начинаться так: «Жуткая драма разыгралась на окраине Москвы…».
У многопредметной новости, когда в одной статье сообщается сразу о нескольких событиях, лид может быть оберточным или расколотым. Оберточный лид охватывает сразу несколько событий, например сообщается, что от разыгравшейся накануне бури погибли в городе Аженщина, которая упала и сломала шею, в городеВ– мужчина, у которого случился сердечный приступ, а в городеС– юноша, разбившийся на машине. Затем в статье подробно рассказывается о каждом из этих случаев.
Расколотый лид, напротив, посвящен только одному из этих событий, а последующие события затем вводятся в статье со своими собственными лидами. Такие вводки традиционно применяются в материалах о заседаниях парламента или о переговорах глав государств, когда в повестке рассматривается несколько вопросов. Первый лид рассказывает об одном из этих вопросов, а последующие начинаются со слов «тогда же», «в тот же день». При этом они могут как представлять собой отдельные абзацы, так и быть сжатыми до одного предложения, в котором излагается суть данного события.
Затяжные лиды подразделяются на сценические, повествовательные, анекдотические и ситуативные. Сценический лид посвящен описанию места события, сцены либо яркой детали-символа. Читателя сразу помещают в центр события, дают возможность ощутить атмосферу происходящего. Например, репортаж из больницы может начинаться с описания палат, в которых лежат пациенты, а статья о недавнем коммунистическом прошлом – со статуи Ленина, спрятанной за одним из цехов завода.
Если сценический лид статичный, то повествовательный рассказывает о начале события. К описанию места здесь добавляется описание действующих лиц, которые начинают что-то делать и сталкиваются с какими-то препятствиями. Например, статья про участие российских добровольцев в вооруженных конфликтах за рубежом может начинаться с рассказа о мужчине, который после телерепортажей о войне в бывшей Югославии уволился с работы, купил камуфляжную форму и билет до Белграда. Здесь лид заканчивается, и продолжение истории этого добровольца будет изложено где-то в глубине статьи. Желание же узнать, что случилось с героем статьи, станет дополнительным стимулом для чтения текста. Неслучайно подобным приемом пользуются авторы детективных романов с той лишь разницей, что они пишут о вымышленных событиях, тогда как журналист – о действительных.
Анекдотический лид (от англ.Anecdote– короткий рассказ, история) – это информация о завершенном событии, иллюстрирующем тему статьи. Например, опубликованная в одном из российских изданий статья, посвященная последствиям приема несовместимых лекарств, начиналась с истории про женщину, которая одновременно принимала нейтрализующие друг друга противозачаточные таблетки и таблетки от ангины. В результате женщина забеременела и подала в суд на производителя противозачаточных таблеток. Однако суд решил, что виновата она сама, так как не изучила инструкции к лекарствам. К анекдотическим лидам нужно подходить с осторожностью, так как неудачно подобранная история может дезориентировать читателя, создав у него неверное представление о том, что его ожидает в статье. Поэтому рекомендуется провести следующий тест: дать прочесть изложенную в лиде историю своим коллегам, которые не знают тему материала, а затем спросить их, чему посвящена статья. Если тему статьи назовут правильно, лид можно оставлять. Если нет, значит, от него нужно или отказаться совсем, или переместить эту историю внутрь текста.
Ситуативный лид представляет ситуацию без описаний, действий и героев. Например, статья про судебный процесс по жалобе гражданина, у которого угнали машину со стоянки возле супермаркета, на владельцев супермаркета, которых этот гражданин считает виновными в том, что они не обеспечили охрану его машины, пока он ушел за покупками, может начинаться с информации о том, что за минувший год со стоянок возле московских супермаркетов было угнано несколько тысяч машин и до сих пор владельцам супермаркетов удавалось не нести за это никакой ответственности. Ситуативный лид – это общий план события, и, как правило, он менее удачен, чем крупный план – сценический или анекдотический лид. Поэтому его используют лишь в тех случаях, когда нет возможности написать лиды других типов.
Существуют также лиды, которые употреблять в статьях нежелательно, – тематический, вопросительный, цитатный и эссеистский. Тематический лид плох тем, что ставит на первое место не суть события, а информацию о том, что это событие происходило. Например, статья начинается не с того, что депутаты приняли закон, серьезным образом меняющий жизнь людей, а с того, что депутаты собрались на заседание парламента. Про закон же будет сказано где-то в глубине статьи, куда большинство читателей попросту не доберутся, так как прекратят читать эту статью уже после первого предложения лида.
Вопросительный лид, как следует из его названия, начинается с вопроса. Вопрос же в лиде уместен только в том случае, если он касается фундаментальных основ человеческого бытия и читателю предлагается об этом задуматься. Во всех прочих случаях вопрос в лиде нежелателен, потому что, как сказано в одном из зарубежных пособий по журналистике, читателей интересуют ответы, а не вопросы.
Нежелательность же цитатного лида связана с тем, что журналист своими словами может изложить суть новости и передать тему статьи гораздо лучше, чем при помощи слов персонажа. Цитатные лиды уместны только в исключительных случаях, когда слова героя материала звучат особенно интригующе.
Эссеистский лид – это рассуждение журналиста, а также высказывание им своего мнения. Рассуждения журналиста читателям, как правило, неинтересны, так как они читают тексты прежде всего ради фактов. А мнение в начале статьи допустимо только в комментарии. В материалах всех остальных жанров оно будет сочтено как попытка журналиста навязать читателям свое мнение, причем на фактах не основанное. Поэтому эссеистский лид будет либо сочтен пустым, либо вовсе вызовет отторжение, которое распространится на всю статью.
Оптимальный размер лида – 30–40 слов или 250–350 знаков. Лиды объемом свыше 500 знаков однозначно считаются перегруженными и нуждающимися в сокращении. Сокращают лид, перенося часть изложенной в нем информации в основной текст статьи. Кроме того, уменьшить вводку можно за счет вычеркивания наречий и прилагательных.
Первый, «сырой» вариант лида рекомендуется написать уже в начале работы над материалом. Это поможет журналисту сконцентрировать внимание, понять, о чем будет его статья. Потом, после завершения работы над материалом, следует исправить лид либо переписать его заново.
Что касается концовки текста, то расширенная новостная заметка, написанная по принципу «перевернутой пирамиды», какой-то особой заключительной части не имеет и заканчивается наименее важной информацией, которую можно сократить при редактировании. Однако для сложных жанров, таких, как репортаж, фиче, ньюс-фиче, портрет, комментарий, аналитическая статья, хорошее завершение крайне важно. Во-первых, оно является своего рода приманкой, заставляющей читать текст до конца. А во-вторых, как пишет американский медиаконсультант Чип Сканлан (ChipScanlan), хорошее окончание словно «загоняет» в мозг читателя центральную идею текста, добавляет тексту новый смысл.
Поэтому концовку статьи рекомендуется придумать еще в ходе сбора материала, до начала работы над текстом. И крайне нежелательно заканчивать статьи цитатой, потому что подобная концовка уже превратилась в клише и надоела читателям. К тому же журналист практически всегда может написать концовку, отражающую идею материала гораздо лучше, чем слова персонажа, пусть даже достаточно яркие.
Существуют следующие разновидности концовок: хронологическая, футуристическая, поэтическая, вывод, разгадка, завершение круга, «галстук», мобилизация и концовка Шваба.
Хронологическая концовка – это завершение истории, последнее действие из положенных по сюжету либо достижение репортером конечного пункта назначения при путешествии.
Футуристическая концовка предполагает взгляд в будущее, когда журналист предсказывает, что произойдет дальше. Разновидностью футуристической концовки является эпилог, когда закончившаяся история противопоставляется продолжающейся жизни, и журналист рассказывает, что произошло с персонажами дальше, уже за рамками истории, описанной в статье.
При поэтической концовке статья завершается чем-либо символическим – сценой, цитатой, деталью. При этом у читателя обязательно должен произойти инсайт – новое понимание изложенного в статье, которое переворачивает ранее имевшиеся представления.
Вывод – это умозаключение журналиста на основе аргументов, изложенных в статье. Обычно выводом сопровождаются аналитические статьи и комментарии. Здесь главное требование – логическая непротиворечивость. В ином случае читатели сочтут, что журналист им попросту навязывает свое мнение.
Концовка-разгадка раскрывает секрет, дает ответ на загадку, предложенную в начале статьи. Разгадка может быть дана как непосредственно, так и в виде сцены, эпизода, истории, цель которых – показать, что на самом деле имел в виду автор.
Завершение круга означает перепредставление в конце статьи того, что было в начале, например персонажа или места действия. Однако благодаря новым знаниям, полученным из статьи, эта же самая информация воспринимается совершенно по-иному.
Концовка-«галстук» привязывает окончание не к началу статьи, а к какому-то элементу внутри нее, обычно к наиболее оригинальной и необычной сцене или детали.
Концовка-мобилизация – это призыв к читателям что-то сделать, например пойти на митинг, прочитать книгу, сдать кровь.
Концовка Шваба названа в честь американского журналиста Гарри Шваба (GarrySchwab), который заканчивал свои статьи самым неожиданным образом. Например, заметку о погибшем в авиакатастрофе молодом рыбаке он закончил сценой, когда его родители сидят перед телевизором и смотрят домашнее видео о том, как их сын участвует в своей первой рыбалке.
Функции заголовка информативная и контактная. Заголовочный комплекс – комбинация заголовка, подзаголовка и (не всегда) названия рубрики. Уместность заголовка можно проверить при помощи ТАКТ-теста (вкус, привлекательность, ясность, правда). К неудачным заголовкам относятся «нулевые», «двойные» и комментарийные. Источниками идей для заголовков служат модификации устойчивых выражений, смена перспективы при взгляде на описываемое, а также образы и эмоции, возникающие при чтении статьи. Прямые лиды сообщают важнейшие аспекты события, затяжные передают атмосферу истории. Обобщающий лид отвечает на все шесть основных вопросов, модифицированный – на часть из них, оберточный охватывает сразу несколько событий, расколотый посвящен одному из нескольких событий, описываемых в статье. В сценическом лиде описывается место события, в повествовательном – начало события, в анекдотическом – событие или случай целиком. Оптимальный размер лида – 30–40 слов или 250–350 знаков. Хронологическая концовка – это завершение истории, футуристическая – взгляд в будущее, поэтическая – символ, порождающий инсайт, концовка-вывод – умозаключение журналиста, концовка-разгадка – раскрытие секрета. Завершение круга – это перепредставление в конце статьи того, что было в начале, концовка-«галстук» – привязка окончания к какому-то элементу внутри статьи, концовка-мобилизация – призыв к читателям что-то сделать, концовка Шваба – завершение статьи самым неожиданным образом.
Как писать лид — ЗнайКак.ру
Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.
Что это такое?
Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид – самый важный абзац во всей статье.
Более научное определение лида таково: лид — это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):
— когда?
— где?
— что?
— кто?
— почему?
— как?
Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида – это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста – дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.
Какой же бывает лид?
Резюме – лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.
Единичный – этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.
Драматический – вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?…
Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.
Что помнить?
Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?
Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.
Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания – словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».
«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».
Чего не нужно делать?
Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.
Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.
Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.
Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.
Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!
Что такое лид или каким должно быть вступление в статье
Что такое лид? Пришло слово, как обычно, из-за рубежа — по-английски пишется как lead.
Означает первый абзац в тексте. Еще его называют более содержательным заголовком.
По-русски его еще иногда называют подводка — он подводит к чтению всего текста. В СМИ, например, говорят вводка (краткое введение к статье, докладу и т. п.).
От того, как написан лид во многом зависит то, будет прочитан текст или нет, поскольку понятно, что любой читатель начинает чтение сверху. То есть с лида.
Журналисты рекомендуют в первом абзаце кратко указывать главное и все самое интересное, чтобы сразу вовлечь читателя.
В копирайтинге такой прием тоже применим, если используется техника перевернутой пирамиды — когда предложение сообщается сразу, а потом в тексте рассказываются об его основных моментах.
В остальных же случаях в лиде рекомендуется использовать специальные приемы для создания интриги и заинтересованности прочитать текст дальше.
Первый абзац и основной заголовок — наиболее важные части текста, поэтому их написанию необходимо уделять самое пристальное внимание.
Примером могут быть новостные сайты, где коротко пишется сначала вся суть материала в первых двух абзацах, а потом водичка и подробности.
Главный редактор русского Esquire Филипп Бахтин поведал о том, что никто и ничего не читает.
Нам очень важен заголовок и лид. Важнее, чем сам текст. Иногда мы не ставим хороший текст только потому, что не можем в лиде быстро, коротко и весело объяснить людям, зачем его стоит читать. Если я не могу это объяснить, читателя текстом не заинтересовать. И наоборот: если текст слабый, но у него смешной лид, он пойдет в печать. Люди не дочитывают тексты до конца, однако формируют ощущение, что за свои деньги что-то получили.
Никто, повторюсь, ничего не читает. Мы напечатали огромную статью, посвященную тому, что ВТБ банк ворует деньги у своих акционеров, вынесли заголовок об этом на обложку. Через два номера этот банк заключил с нашим журналом годовой контракт на рекламу.
//www.be-in.ru/people/9678-filipp_bachtin/