Метод кейса примеры в педагогике: «КЕЙС – МЕТОД» как педагогическая технология – применение кейс-технологии в обучении, как правильно писать кейсы

Содержание

Педагогические кейсы — Кейс метод в образовании и воспитании

Трактовка понятия “кейс”

Кейс – слово многозначное, переводится с английского языка как случай, инцидент, казус, дело, ящик, чемодан, фактические обстоятельства, история болезни, версия, прецедент и др. Все эти значения имеют определенное отношение и к трактовке понятия “кейс” в области образования.

Кейс – это уникальный случай, происшедший с конкретными людьми в реальной ситуации. Он может быть воспринят как пример удачно найденного выхода из конкретной проблемы в данной сфере деятельности, как прецедент, на основе которого могут решаться какие-либо другие родственные проблемы.

Незавершенный кейс – сложный случай в конкретной области, на основе которого организуется дискуссия в учебной аудитории с целью личностного и профессионального совершенствования, подготовки к обоснованному принятию решений в проблемных ситуациях.

Педагогический кейс – это изложение конкретного случая в практике работы педагога, в котором описан процесс возникновения и развития определенной проблемы, конфликта. В кейсе подробно представлены фактические обстоятельства, детали происшедших событий, даны характеристики участников, отражена суть проблемы и рассмотрены действия по ее разрешению с оценкой их эффективности.

К кейсам могут быть приложены документы, статистические данные и др. материалы.

Кейс-метод в образовании: история и современность

Кейс-метод впервые применил в 1870 г. декан юридического факультета Гарвардского университета, профессор права Христофор Колумб Лэнгделл.

Он поставил перед собой задачу приблизить академическую подготовку студентов к области их будущей профессиональной деятельности и заменил проведение традиционных лекций обсуждением реальных случаев  из юридической практики (кейсов). Профессор предлагал студентам подготовиться заранее к занятию, изучив объемные папки с документами.

Этот опыт был признан на факультете перспективным и использовался в дальнейшем некоторыми другими преподавателями.

К 1915 г. кейсы применяются в учебном процессе в некоторых юридических вузах США. К 1920 г. ряд последователей Лэнгделла используют кейс-метод в преподавании не только права, но также медицины и делового администрирования. Однако широкому кругу специалистов кейс-метод остается неизвестным.

В 20-е гг. ХХ в. осуществляется внедрение кейс-метода в Гарвардской школе бизнеса. В этот период в Гарварде издаются первые сборники кейсов в области менеджмента. Поэтому во многих исследованиях по истории создания кейс-метода именно эти годы связывают с его возникновением.

До середины ХХ века кейс-метод остается прерогативой Гарвардской школы бизнеса. Однако успешный опыт использования кейсов постепенно становится известным в широких академических кругах США и стран Западной Европы. К 70-80 гг. его начинают активно использовать в бизнес-образовании, он получает распространение в отдельных университетах стран Северной Америки и Европы. В 80-90-е гг. ХХ в. кейс-метод внедряется в практику подготовки преподавателей в области менеджмента, юриспруденции, медицины, экономики, политологии. В ряде университетов организуются курсы по подготовке преподавателей данных дисциплин к применению в учебных аудиториях кейс-метода, создаются международные ассоциации по разработке и применению кейсов в бизнес-образовании, издаются сборники кейсов. В начале ХХI в. в американской системе педагогического образования ставится задача широкого использования кейс-метода в профессиональной подготовке учителей.

В России впервые информация об «американском методе казусов» прозвучала на конференции преподавателей экономических дисциплин в советских партшколах в 1926 году. На данной конференции шла речь о зарубежных методах практического обучения. Однако до конца 70-х годов прошлого столетия данный метод не нашел применения в российском образовании. В 80-е гг., когда стали интенсивно развиваться экономика, менеджмент, появилась западная переводная литература, интерес к кейс-методу стал неуклонно повышаться. В этот период он используется в высшем и последипломном образовании отдельными преподавателями в области экономики и менеджмента. В 90-е гг. кейс-метод получил распространение в бизнес-образовании, создаются первые отечественные кейсы в области юриспруденции, экономики, менеджмента, медицины. В 2000-е гг. начинается его внедрение в процесс подготовки преподавателей социально-экономических и  юридических курсов, предпринимаются попытки применения в колледжах и школах.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию кейса. В соответствии с одним из них, исторически более ранним, кейс представляет собой пакет документальных источников, содержащих информацию по конкретному случаю из профессиональной практики. Существенно более распространенным является понимание кейса как изложения проблемной ситуации в определенной сфере деятельности. Возможно также комбинирование этих двух подходов, предполагающее, что к изложению кейса дается приложение в виде ряда документов, содержащих фактическую, цифровую информацию, схемы, таблицы, графики и т.д.

Применение кейс-метода в обучении предполагает интенсивное взаимодействие преподавателя и учащегося, а также учащихся в группе, в результате которого осуществляется моделирование процесса принятия решений в профессиональной деятельности.

В образовании могут применяться различные формы представления кейса: текстовая; видео-презентация; ситуационно-моделирующая игра, комбинированная.

В текстовой форме объем кейса может значительно варьироваться. В американской версии он составляет от 10 до 30 страниц машинописного текста, в европейской содержит от 2 до 10 страниц. Причем примерно треть от общего объема кейса в американской версии составляют приложения. Описание кейса содержит определенную проблему из данной профессиональной области, которая не имеет однозначного решения, нередко ее формулируют в виде дилеммы. Кейсы заранее должны быть проанализированы студентами, а на занятии преподавателем организуется дискуссия, на которой каждый учащийся может высказать свою точку зрения на причины возникновения данной проблемы, эффективность предпринятых действий по ее разрешению, выдвинуть альтернативные варианты решения, оценить риски, составить прогноз дальнейшего развития ситуации.

Видео-презентация может быть как самостоятельным представлением конкретной проблемной ситуации, так и дополнением к кейсу в текстовой форме. В видео-презентации могут быть представлены мнения различных участников событий по данной проблеме, изложена предыстория возникновения проблемы, показаны отдельные сюжеты, характеризующие особенности места, времени и других значимых деталей конкретной ситуации. Возможно также и представление видеокейса, где ход событий фиксируется либо с документальной точностью (что встречается крайне редко), либо восстановлен посредством художественной интерпретации сюжета.

Ситуационно-моделирующая игра организуется и проводится преподавателям в студенческой аудитории на основе сценария, составленного по кейсу. Число участников может варьироваться от 10 до 25 человек. Причем возможны варианты: сценарий может быть законченным, тогда студенты полностью проигрывают готовую ситуацию или незавершенным, при этом войдя в образ участников событий, они самостоятельно принимают решения о выходе из сложившейся проблемной ситуации.

Комбинированная форма предполагает использование в процессе работы над кейсом различных способов представления кейса.

Реализация кейс-метода дает целый ряд преимуществ как преподавателю, так и студенту. Преподаватель, использующий кейс-метод получает возможность существенно повысить качество профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, установить эффективную обратную связь со студенческой аудиторией, а также проводить на основе кейсов научные исследования. Кейс-метод позволяет активизировать интеллектуальную деятельность студентов, развить у них исследовательскую активность, креативность, критическое мышление, навыки коммуникации, сотрудничества.

Несмотря на огромный потенциал, который представляет собой использование кейс-метода в педагогическом образовании, следует отметить и ряд проблем:

  • Отсутствие в открытом доступе профессиональных педагогических кейсов
  • Неразработанность четких критериев составления кейсов
  • Значительные затраты временных, эмоциональных ресурсов
  • Отсутствие опыта применения кейсов в учебном процессе, соответствующей подготовки преподавателей.

Базовые идеи и принципы реализации кейс-метода в образовании

  1. Ведущая роль преподавателя в процессе обсуждения конкретной ситуации.
  2. Интенсивное взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также обучающихся в группе.
  3. Акцент на анализе деталей, содержащихся в описании ситуации.
  4. Моделирование процесса принятия решений в конкретной области.
  5. Основные подходы к применению кейс-метода:
  • разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в группе;
  • использование кейса как иллюстративного материала

Основные направления применения кейсов в образовании

  • Использование описаний конкретных проблемных ситуаций, данных обучающимися для анализа и оценки уровня их подготовки к принятию решений в конкретной области
  • Применение кейса как средства выражения обучающимся актуальных для него проблем, возникших в ходе практической деятельности, проработка этих проблем с ним в целях оказания помощи
  • Использование разработанных обучающимися кейсов для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения аналогичных проблем у других, стимулирование интеллектуальной активности
  • Применение специально разработанных педагогических кейсов для обсуждения на практических занятиях с целью развития у учителей профессиональных компетенций
  • Использование учебного кейса как средства связи теории с практикой;
  • Разработка на основе кейсов имитационно-моделирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений в данной ситуации, осуществление тренинга по формированию необходимых умений и навыков

Технология разрешения профессиональных проблем в области образования 

  1. Идентификация проблемы.
  2. Выявление причин ее возникновения.
  3. Поиск вариантов решения.
  4. Проверка и отбор решений, составление прогнозов, оценка рисков.
  5. Выбор решения.
  6. Определение последовательности действий по реализации данного решения.
  7. Оценка их эффективности.
  8. Мониторинг результатов и корректировка решения в случае необходимости.

Дидактические преимущества кейс-метода

  • Обеспечение связи теории с жизнью
  • Актуализация теоретических знаний
  • Индивидуализация обучения в процессе групповой дискуссии; комплексная реализация принципов обучения
  • Активизация обучающихся, повышение их самостоятельности в образовательном процессе
  • Развитие интереса обучающихся к данной профессиональной области

Потенциал кейс-технологии в развитии личности и профессионала

  •  Активизация интеллектуальной деятельности
  • Развитие исследовательской активности, креативности, критического мышления
  • Формирование стратегии принятия решений в профессиональной деятельности
  • Развитие навыков коммуникации, сотрудничества
  • Повышение качества профессиональной деятельности. Реализация творческого потенциала
  • Установление эффективной обратной связи с обучающимися

Структура педагогического кейса

  1. Описание ситуации, сложившейся к моменту возникновения проблемы, конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников проблемной ситуации, специфики образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, «психологической атмосферы».
  2. Подробное изложение сути проблемы с описанием действий участников ситуации. Общение участников можно представить в форме диалога. Оптимальный вариант представления кейса – изложение последовательности происшедших событий с позиции различных участников: учителей, учеников, их родителей, администрации школы. Здесь также следует указать вероятные причины возникновения проблемы. Изложение содержания данного пункта желательно завершить описанием кульминации проблемной ситуации.
  3. Рассматриваются решения, которые стремился реализовать учитель в процессе поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации и предпринятые им для этого действия. Учитель оценивает эффективность принятых решений, сообщает о последствиях их реализации.
  4. Характеризуется дальнейшее развитие ситуации, представляются изменения, происшедшие во взглядах, в характере отношений ее участников, в организации образовательного процесса, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и др.
  5. Делаются выводы о действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществления дополнительных действий и коррекции принятого решения.
  6. Рассматриваются возможные альтернативные способы разрешения проблемной ситуации.
  7. Предлагается перечень вопросов, которые остались актуальными для педагога в данной ситуации.

Требования к разработке педагогических кейсов

  1. Актуальность проблем, рассматриваемых в кейсе . Изложенная проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т.д.
  2. Достоверность описываемых событий.
  3. Наличие неопределенности в исходной информации о конкретной проблемной ситуации и ее субъектах, неоднозначности пути ее разрешения.
  4. Достаточное количество конкретных фактов, деталей, характеризующих основных действующих лиц описываемых событий, систему взаимоотношений между ними, сложившуюся проблемную ситуацию в образовательном учреждении.
  5. Объем кейса – 2-10 печатных листов формата А 4.
  6. Критерии качественного кейса: достоверность, высокий уровень проблемности, объективность освещения событий, надситуативность.
  7. Изложение проблемной ситуации может быть дано в свободной литературной форме, желательно дать заглавие кейсу, предпочтителен выразительный, эмоциональный стиль.
  8. При описании проблемной ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.

Основные направления реализации кейс-метода в воспитании

  • Организация групповой дискуссии по обсуждению изложенной в кейсе моральной дилеммы
  • Инсценировка конкретной проблемной ситуации, рассмотренной в кейсе; просмотр и анализ видеокейса с последующим обсуждением в группе
  • Проведение исследования уровня нравственной воспитанности учащихся на основе кейс-метода
  • Разработка детьми, подростками, юношами собственного этического кейса.

Этические кейсы как средство воспитания

Этические кейсы предполагают обсуждение педагогом  каких-либо моральных проблем с воспитанником или группой. Они содержат краткую характеристику и описание действий одного или нескольких участников событий, которые приводят к возникновению моральных дилемм. Педагог знакомит обучающихся с содержанием кейса, а затем предлагает ответить на прилагаемые к кейсам вопросы и высказать свою точку зрения на решение поставленной в нем проблемы. Он при этом стремится задействовать всех участников в дискуссии и инициирует обоснование каждым из них собственного мнения. От того, на сколько обучающийся осознает справедливость того или иного нравственного запрета и необходимость его безусловного исполнения, будет зависит траектория его дальнейшего морального развития. Кейсы для школьников, в отличие от кейсов для взрослых, могут быть представлены в виде притчи, сказания, художественного повествования.

Особое значение в нравственном воспитании может иметь инсценировка кейсов. Проигрывая с обучающимися различные спорные в этическом аспекте ситуации, педагог дает возможность им лучше, ярче, образнее представить описываемые события, их участников, себя на месте персонажей кейса, глубже осознать суть поставленных в нем моральных дилемм. Сюжетные игры, основанные на этических кейсах, представляют собой своего рода упражнения в совершении морального выбора. Систематическое обсуждение этических кейсов с обучающимися, проигрывание проблемных в аспекте морали ситуаций, просмотр фильмов с моральными дилеммами, доступными для понимания представителями данной возрастной группы, несомненно, будут способствовать моральному развитию подрастающего поколения

Просмотров: 1861

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Библиографическое описание:

Киёмова К. А. Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса // Молодой ученый. — 2017. — №21. — С. 423-424. — URL https://moluch.ru/archive/155/43668/ (дата обращения: 08.02.2020).



Новые образовательные технологии внесли изменения в процесс обучения. Педагоги не только обучают предмету, но и мотивируют учащихся. Но зачастую сам педагог нуждается в мотивации. Педагог в своей практике может побывать в разных ситуациях, таких как педагогические, психологические и даже проблематичные. Как утверждает М. Г. Савельева, определены базовые компетентности педагога, «среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях». [1]. Эти ситуации подразумевают методы установления дисциплины, мотивирования академической активности, Одна из основных задач — каким образом вызвать интерес каждого учащегося. Но в центре всего стоит педагогическая проблема, которую каждый педагог рассматривает как основную цель процесса преподавания. Одним из эффективных педагогических методов, активирующих педагогический процесс, считается кейс-метод. В своей статье, посвященной кейс-методу как современной технологии профессионально-ориентированного обучения студентов, Н. В. Мирза рассматривает кейс-стади как метод, предназначенный не для обучения точным наукам, а тем предметам, истина в которых плюралистична, то есть нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности [2].

Когда речь идет о методе case-study, многие ассоциируют его с бизнес-образованием. Именно эта сфера была основополагающей для данного метода. Однако, в последнее время всё чаще можно услышать об использовании метода case-study применительно к другим областям знаний — социологии, педагогике, психологии, журналистике, экологии и т. д.

Многие, кто занят в педагогической сфере, стали утверждать, что теория доминирует над практическим подходом на уроках. Но так ли это на самом деле? Почему появилось общепринятое понятие доминирования теоретического подхода в процессе преподавания? Ответом на эти вопросы можно принять тот фактор, что учебники по многим дисциплинам включают в себя только теоретические и статистические данные. Соответственно, читатель «заскучает», читая «книжку без картинок». Функцию «картинок» может выполнять интересное содержание материала на практических занятиях. Так, в целях улучшения качества и активизации учащихся на практических занятиях кейс-методу отдают больше предпочтений. На практике исследовалось применение кейс-метода в аудитории не более 20 студентов по предмету «Экономика инноваций».

Студентам объясняется ситуация в рыбном хозяйстве, предлагаются два метода решения задачи и требуется определить оптимальный вариант решения проблемы. Решение основывается на калькуляции сметы расходов на применение каждого метода и сопоставление результатов. Далее перед студентами ставится вопрос, как бы они отнеслись к такой инновационной деятельности, будучи управляющими организацией, какой инновационный подход требуется для развития дальнейшего совершенствования и мотивации деятельности сотрудников. Практика показала следующее:

Таблица 1

SWOT-анализ кейс-метода на практике

Strength (сильные стороны)

Opportunity (возможности)

 Увлекает за собой почти всю аудиторию;

 Богат жизненными представлениями и материалами;

 Активизирует все аспекты педагогической задачи урока;

 Симуляция реальности

 Может раскрыть «спящие» стороны учащихся в процессе решения кейса;

 Может подготовить студентов к практике;

 Может научить студента самооценке.

Weakness (слабые стороны)

Threats (возможные угрозы)

 Для решения кейса может потребоваться больше времени, чем рассчитывалось;

 Потребность к кейс-методу при подготовке студентов;

 Не может позволить полный системный анализ ситуации из-за некоторых погрешностях в данных.

 Возникновение конфликтов в малых группах и в группе в целом при распределении и решении задач по решению кейса;

Источник: разработка автора

То, что применение кейс-метода помогло привлечь внимание почти всех студентов, может рассматриваться как очередное достижение в преподавании. Но именно сам факт существования слова «почти» заставляет задуматься над полноценным и правильным кейс-методом. Так, как основные требования к формированию следующих навыков у студентов это:

‒ выявление и решение проблем;

‒ формулировка задач;

‒ работа с информацией, осмысление значения деталей, описанных в ситуации;

‒ анализ и синтез информации и аргументов;

‒ работа с предположениями и заключениями;

‒ оценка альтернатив;

‒ принятие решений;

‒ слушание и понимание других людей (навыки групповой командной работы), то здесь в первую очередь навыки групповой командной работы требуют особого внимания.

Для решения данной проблемы предлагается трехуровневый подход при применении кейс-метода, т. е. классификация уровня знания студентов и учёт их увлеченности предметов, например, разбить группу на малые группы, состоящие из студентов с разным уровнем знаний. Конечно, такой подход имеет такую слабую сторону как утроенный объём кейс — материалов. Это означает утроенную трату времени для подготовки кейс-стади. Но огромный плюс такого подхода заключается в том, что каждый уровень можно постепенно продвигать все выше по пирамиде «Таксономия Блума». Если педагогическая цель оправдывает средства, то данное предложение может повысить качество занятий не только в вузах, но и в школьном, и в среднем специальном образовании.

Литература:

  1. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / Ижевск, УдГУ, 2013, с. 5.
  2. Мирза Н. В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Центр инноваций и развития, — 2002, с. 35

Основные термины (генерируются автоматически): студент, групповая командная работа, практик, процесс преподавания, решение кейса, ситуация.

Мастер-класс для педагогов «Использование Кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Павловский д.с №5

Конспект Мастер – класса

для педагогов ДОУ

«Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнил: Степаненко В.А

воспитатель

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

(2 слайд)

Цель: знакомство педагогов ДОУ с кейс-технологией.

Задачи:

— учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;

— побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;

— развивать у педагогов следующие компетенции: аналитические навыки, умение прогнозировать; способность работать с информацией, умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.

Ход мастер-класса:

1.Приветствие.

(1 слайд)

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

Упражнение «Снежинка».

У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе.

(3 слайд)

2. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных тем на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в ДОУ позволяет на практике реализовать компетентный подход к образовательному процессу.

(4 слайд)

Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс-методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? В течении нашего мастера-класса мы попробуем ответить на эти вопросы.

(5 слайд)

3.Знакомство с технологией.

Кейс-технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России.

Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.

(6 слайд)

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

Кейс-технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

(7 слайд)

Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности:

а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;

б) настроить на совместную работу;

в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.

(8 слайд)

Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

(9 слайд)

4.Практика.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

Методы кейс-технологии:

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

• комментарий ситуации, представленный автором;

• вопросы или задания для работы с кейсом;

• приложения.

(10 слайд)

Сегодня мы более подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.

1. Кейс – диспут

2. Кейс – проблемная ситуация

(11 слайд)

  1. Кейс – проблемная ситуация

• Направлен на:

умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений;

способность формулировать проблему;

умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;

способность коллективно решать сложные задачи.

• Кому адресован:

Воспитателям

• Ситуация

Показываю педагогам видеоролик, фотоизображение или реальное действие птиц, нахохлившихся на морозе.

• Момент проблемного включения педагога

Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может быть, наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?

• Комментарий

Основная задача не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться», важно заострить внимание на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».

(12 слайд)

2. Кейс- диспут

• Направлен на:

умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;

способность вести конструктивный диалог;

умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

• Кому адресован:

воспитателям

(13 слайд)

• Ситуация

Слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?

Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

• Момент проблемного включения

Педагогам предлагается игра – «Прокурор и адвокат» («Хорошо – плохо») Задача воспитателей разбиться на 2 команды. Участники каждой команды берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…»

…«Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»

• Комментарий

Основная задача воспитателя – сформировать у воспитателей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

(14 слайд)

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.

Вопрос к педагогам

-Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?

-социальные и естественно-научные ситуации;

-словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;

-фантазийные ситуации и нелепицы;

-фото и видеоролики;

-объекты и явления окружающей действительности.

(15 слайд)

В: А теперь, я хочу предложить Вам решить проблемные кейс-ситуации, которые Вы можете применить для анализа своей педагогической работы. С их помощью Вы сможете проанализировать трудности в работе с детьми и предложить способы, как с ними справиться.

(16 слайд)

(Педагоги уже разделены на 2 команды)

На столах лежат карточки с описание проблемной ситуации. Посовещавшись, педагог одной из команд в очередности дает развернутое решение проблемной ситуации.

Ситуация:

Представьте, что Вы воспитатель подготовительной группы. Зимой, во время прогулки вы совместно с детьми лепите снеговика. Работа спорится, дети дружны и веселы. Одна из воспитанниц, склонная быть в центре внимания, «А у меня уже комок готов. А у меня уже голова готова. Мой снеговик, гораздо красивее вашего».

После лепки дети переключаются на другую деятельность, а данная девочка продолжает привлекать к себе внимания и объявляет намерение взять своего снеговика в группу.

Вопросы:

1. Чем для вас является такое поведение воспитанника: капризом ребенка склонного к эпатажу, или личным мотивом, интересом, примером креативности детского поведения? Может быть, ни тем, ни другим?

2. Какое решение в данной ситуации для Вас непременно?

3.Основой для каких дальнейших событий может послужить такая ситуация?

КЛЮЧ К КЕЙСУ

1. Вариант ответа. В поведении этого ребенка нет никакой креативности, это банальный каприз. Игнорировать категорически нельзя в данном случае.

2. Вариант ответа. В этой ситуации не нужно резко отказывать девочке, несмотря на то, что ее идея – каприз и жажда постоянного внимания. Следует объяснить, что снеговику не место в помещении, т. к. здесь он растает. А этого бы не хотелось допустить, поскольку девочка молодец и очень старалась. Как вариант дальнейших событий, можно провести эксперименты с детьми со снегом и водой.

3. Вариант ответа: Категорически нельзя игнорировать или сухо отказывать «странной» идее девочке. В этой ситуации необходимо положительно отреагировать на креативность ребенка, но вместе с тем, побудить девочку самостоятельно подумать о том, как снеговика отнести в группу, какие могут быть последствия. К принятию решения можно подключить других детей.

В качестве перспективы, данную ситуацию можно преобразовать в групповую, проектную, экспериментальную, творческую д-ть.

(17 слайд)

Ситуация: Представьте, что Вы с детьми старшего детского возраста наблюдаете за погодными явлениями – кучевыми облаками. Во время наблюдения или после него, ребенок задает вам вопрос: «Почему облака не падают на землю?»

Вопросы:

1. Чем для вас является подобная ситуация, просто вопросом со стороны ребенка или проблемной ситуацией?

2. Что такое проблемная ситуация? Объясните своими словами.

3. Каким образом вопрос ребенка может стать предпосылкой для взаимодействия всех детей?

КЛЮЧ К КЕЙСУ

1. Вариант ответа

Вопрос ребенка не является проблемной ситуацией. Ответить на него можно так: «Облако легче воздуха, потому и не падает»

2. Вариант ответа

Ситуация будет проблемной в том случае, если я не знаю правильного ответа на вопрос ребенка. Однако не следует это оставлять без внимания и к данному вопросу можно вернуться позже.

3.Вариант ответа

В том случае, если педагог не знает ответа на вопрос, то он должен быть готов к совместному с детьми поиску решений проблемной ситуации. Это свидетельствует об умении воспринимать воспитанников в качестве субъектов образовательного процесса. Это и является дальнейшей предпосылкой.

Подведение итогов. Рефлексия.

Затем воспитатель обращает внимание педагогов на картинку с изображением пустого чемодана и предлагает каждому педагогу написать один из признаков на их взгляд хорошего Кейса.

(18 слайд)

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересным детям.

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

Рефлексия «Светофор»

Педагоги в завершение мастер-класса выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (понравилось, получилось).

(19 слайд)

Кейс-метод как современная педагогическая технология

В связи с современными требованиями, предъявляемыми к подготовке высококлассных кадров, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них является кейс-метод.

Кейс-метод – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений[4].

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Кейс-метод объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

В кейс-методе производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

При использовании кейс–метода в у студентов происходит:

развитие навыков анализа и критического мышления;

соединение теории и практики;

представление примеров принимаемых решений;

демонстрация различных позиций и точек зрения;

формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В понятие «Кейс-метод» входит:

метод ситуационного анализа;

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

При составлении заданий для кейс-метода, используются несколько уровней сложности.

– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Студенты определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение

– Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения[11].

Разработка кейса по теме «Учет и расследование несчастных случаев»

Алгоритм действий при подготовке кейса по теме «Учёт и расследование несчастныхпслучаев»Рис. 1.1 «Алгоритм действий при подготовке кейса»

Схема реализации кейса по теме «Учёт и расследование несчастных случаев»

Рис. 2 Схема реализации кейса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *