На иллюстрация: что это такое, виды, техники и приемы рисования (2019) – 3. Иллюстрация. Виды. Техники. — База знаний

Содержание

Что такое Иллюстрация - Узнай Что Такое

Иллюстрация — это изображение, которое передаёт сообщение, чтобы проинформировать, объяснить или помочь в понимании чего-либо. Часто иллюстрации сопровождают тексты, но могут быть изображениями, которые сами по себе выполняют функцию какого-либо сообщения.

Детские книги и учебники являются примерами изданий, которые часто имеют текст и иллюстрацию. В этих случаях иллюстрации предназначены для того, чтобы помочь понять содержание или значение.

Иллюстрации также присутствуют на обложках книг, журналов, постеров фильмов и пьес. Иллюстрация — это не обязательно рисунок, это может быть фотография, коллаж или картина.

Иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, иллюстрация к Иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, иллюстрация к "Сказке о царе Салтане", 1904 г. Иллюстратор Дмитрий Исидорович Митрохин, книга Иллюстратор Дмитрий Исидорович Митрохин, книга "История Альмансора" Вильгельма Гауфа, 1912 г.

Художники-иллюстраторы

Некоторые из самых знаменитых иллюстраторов:

Иван Яковлевич Билибин

Иллюстратор Дмитрий Исидорович Митрохин, книга "Илья Муромец и Святогор", Иван Билибин, 1940 г.

Билибин (1876–1942) был не только художником-иллюстратором, но также являлся живописцем, графиком, театральным оформителем. Иван Яковлевич творил в своём уникальном стиле, который в последствии именовали "билибинским".

В его творениях преобладало изобилие орнаментов и завитушек. Художник следовал точности в описании русского быта и костюма, не забывая, притом о волшебности персонажей. Больше всего нам знакомы его работы в детских книгах русских народных сказок и былин.

Борис Александрович Дехтерёв

Б. А. Дехтерёв (1908–1993) иллюстрировал целое множество великих авторов, таких как: Лермонтов, Тургенев, Шекспир, Андерсен, Пушкин, Перро, Гладков и др.

Владимир Григорьевич Сутеев

Мультипликационный фильм Мультипликационный фильм "Дядя Стёпа", режиссёр Владимир Сутеев, 1939 год, Союзмультфильм

Владимир Григорьевич был русским писателем, иллюстратором и одним из самых первых советских режиссёров-мультипликаторов. Его иллюстрации были будто кадрами из мультипликационных фильмов.

Сутеев придумывал не только очень красочные иллюстрации к классическим сказкам, но также придумывал и свои.

Виды иллюстраций

Иллюстрации различают:

  • обложка или переплёт — изображают суть представленного литературного произведения;
  • иллюстрации-фронтиспис — иллюстрация перед титульным листом, тоже должна показывать главное в произведении;
  • иллюстрации-заставки — иллюстрация в начале главы книги;
  • разворотная — иллюстрация внутри текста на двух страницах;
  • полосная иллюстрация — иллюстрация внутри текста во всю страницу;
  • полуполосная — полустраничная иллюстрация;
  • оборочные — небольшая иллюстрация для менее значимых частей произведения;
  • рисунки на полях — рисунки для не очень важных частей произведения.

История иллюстрации

Человек использует иллюстрации, чтобы помочь себе в общении с доисторических времен, ещё даже до развития письменности. Можно лишь вспомнить наскальную живопись (на камнях), сделанную природными красками-пигментами.

Хотя значения этих древних проявлений не доказаны, считается, что рисунки стремились передать послания: выразить ценности, убеждения и изобразить повседневную жизнь этих народов.

Наскальные рисунки в Национальном парке Серра-да-Капивара в БразилииНаскальные рисунки в Национальном парке Серра-да-Капивара в Бразилии

Одна из самых ранних письменных иллюстраций к рукописи — Древнеегипетская Книга мёртвых, коллекция записей, которая вероятно была составлена египтянами между 16 и 10 веками до нашей эры.

В этих рукописях описаны процедуры, которые следует соблюдать после смерти, для того, чтобы отвести опасность и облегчить путь мёртвых в рай. Для иллюстрирования этих рукописей были специально назначены люди.

Древнеегипетская Книга мёртвых, 1040–945 гг. до н. э.Древнеегипетская Книга мёртвых, 1040–945 гг. до н. э.

С тех пор люди не переставали использовать изображения и рисунки, чтобы рассказывать истории, описывать ситуации разных времён и пространств, выражать чувства и заставлять читателя думать.

Сегодня иллюстрации есть везде: в книгах, журналах, рекламных роликах, картинах, граффити и т. д. А благодаря технологиям и программам дизайна создание изображений стало ещё проще и присутствует в нашей повседневной жизни.

Иллюстрация в России

В 1920-е гг. в СССР начался подъем ксилографии, рисунка, а также возникновение фотомонтажа. В советской иллюстрации начали появляться некоторые детали плакатности. Данная эпоха характеризуется исканиями предметно-визуального единения книг с иллюстрациями. В эти года формируется и, переливающаяся всеми цветами радуги, иллюстрация для детей.

Уже для 1930–50-х гг. присуща склонность к перенесению содержания с психологической точки зрения, к реалистичности образов, к приближению к станковой графике.

Более многообразной иллюстрация становится в 50–80-х гг.

Одними из самых ярких представителей художников-иллюстраторов считаются:

  • Иван Яковлевич Билибин;
  • Борис Александрович Дехтерёв;
  • Владимир Григорьевич Сутеев;
  • Леонид Викторович Владимирский;
  • Евгений Михайлович Рачёв.

Разница между иллюстрацией и рисунком

Хотя они часто используются как синонимы, иллюстрация и рисунок — это разные понятия. Существенное различие между этими двумя терминами состоит в том, что у иллюстрации есть какое-то предназначение, в то время как рисунок не обязан иметь никакой цели.

Рисунок является более свободным проявлением. Он может быть сделан просто для красоты и без цели передать какое-либо сообщение. Следовательно, рисунок не обязательно является иллюстрацией.

Но рисунок может быть иллюстрацией если его функция — передать идею или мысль. Например, рисунок на обложке книги является иллюстрацией, потому что он обычно предназначен для передачи какого-то сообщения, относящегося к содержимому текста.

Иллюстрация Николая Алексеевича Богатова к книге Иллюстрация Николая Алексеевича Богатова к книге "Конёк-Горбунок", 1914 г.

Читайте также про Прозу и Фольклор.

5 бесплатных сайтов с иллюстрациями

5 бесплатных сайтов с иллюстрациями

Разрабатываете ли вы лендинговую страницу или презентацию PowerPoint, несколько иллюстраций могут сделать ее еще более привлекательной для глаз. Здесь собрана коллекция сайтов с бесплатными и не требующими авторского вознаграждения иллюстрациями и векторами.

Важно: Какое бы изображение вы не использовали бесплатно, вам необходимо прочитать мелкий шрифт. Большинство из них требуют, чтобы вы ссылались на источник или присваивали ему атрибуты. Лучше всего разобраться в авторских правах на использование изображений в Интернете на законных основаниях. Если вы сделаете это неправильно, вас могут засудить или наказать за огромные суммы.

1. Glaze (Web): Большая библиотека бесплатных изображений с низкими разрешениями

Glaze — это библиотека изображений иллюстраций от различных дизайнеров. Очень большая коллекция, но есть и подвох: вы можете скачать бесплатно только версию с низким разрешением.

Тем не менее, веб-издатель может выполнить работу с этими версиями с низким разрешением. Обычно они имеют размер более 400 квадратных пикселей и доступны в виде файлов PNG. И все изображения требуют атрибуции. За 20 долларов вы можете скачать полноразмерные файлы PNG и AI и пропустить атрибуцию.

2. Ouch.pics (Web): Бесплатные векторы, сгруппированные по стилям

Бесплатные иллюстрации и векторы позволят вам легко комбинировать и совмещать два разных изображения.

3. IconScout’s Free Illustrations (Web): 170 бесплатных иллюстраций высокого разрешения

Это один из немногих сайтов, который бесплатно предоставляет вам иллюстрации с чрезвычайно высоким разрешением. Все изображения доступны в разрешении 4K, и вы можете изменить их размер перед загрузкой. Вы получите их в форматах PNG и EPS.

Незарегистрированные учетные записи могут загрузить только пять изображений, поэтому лучше зарегистрироваться. Кроме того, зарегистрировавшись, вы можете выбрать несколько изображений во время просмотра, а затем загрузить их все вместе. Это гораздо более удобный способ получить то, что вам нужно.

Большинство иллюстраций на IconScout используют лицензию CC 4.0, которая гласит, что вы можете свободно использовать изображения для личных или коммерческих целей, если вы приписываете источник и указываете изменения.

4. Fresh Folk (Web): Инклюзивные и разнообразные человеческие иллюстрации

Fresh Folk — это фантастический набор иллюстрированных людей и других элементов. Вы можете смешивать и сопоставлять их для создания пользовательских изображений, демонстрирующих инклюзивность.

Чтобы использовать пакет иллюстраций в автономном режиме, вам необходимо загрузить его. Это большой zip-файл размером более 100 МБ. Затем можно настроить человеческие модели с различными тонами кожи, типами волос, одеждой и позициями. Есть 43 объекта, которые вы можете использовать. В конце концов, вы можете создать любую ситуацию или сцену.

Fresh Folk использует лицензию CC 4.0, что означает, что вы можете использовать их в любом месте, если вы прикрепите источник.

5. Drawkit (Web): Иллюстрации без указания авторства в двух стилях

Даже если иллюстрации не защищены авторским правом, вы должны указывать источник или ссылаться на него. Иногда это становится трудным, когда вы используете его в коммерческих целях. Drawkit устраняет эту проблему с помощью бесплатных иллюстраций без указания авторства.

В комплект входит в общей сложности 54 иллюстрации SVG, доступные в двух стилях: Цветной и черно-белый. С помощью хорошего редактора изображений, вы можете легко изменить цветные картинки на палитру по своему выбору.


Спасибо, что читаете! Подписывайтесь на мой канал в Telegram и Яндекс.Дзен. Только там последние обновления блога и новости мира информационных технологий. Также, читайте меня в социальных сетях: Facebook, Twitter, VKOK.

Респект за пост! Спасибо за работу!

Хотите больше постов? Узнавать новости технологий? Читать обзоры на гаджеты? Для всего этого, а также для продвижения сайта, покупки нового дизайна и оплаты хостинга, мне необходима помощь от вас, преданные и благодарные читатели. Подробнее о донатах читайте на специальной странице.

На данный момент есть возможность стать патроном, чтобы ежемесячно поддерживать блог донатом, или воспользоваться Яндекс.Деньгами, WebMoney, QIWI и PayPal:

Спасибо! Все собранные средства будут пущены на развитие сайта. Поддержка проекта является подарком владельцу сайта.

Поделиться ссылкой:

Как нарисовать иллюстрацию, которая будет цеплять за живое?

Недавно у нас на марафоне День Крокодила победила работа к стихотворению “Буренка по прозвищу Мурка”. Это единственный рисунок, который все члены жюри выбрали единогласно. Обычно мы долго спорим, и отстаиваем своих любимчиков. Но в этот раз споров не было.  Мы все влюбились в эту Мурку с первого взгляда. И вроде не было в этом рисунке ничего особенного. Очень простая композиция, незатейливая техника, но СТОЛЬКО настроения, теплоты и озорства! Посмотрите на этих кур! И на пчел! И сама Мурка – просто милашка! Как нарисовать такую иллюстрацию?

Создательница этого очарования – замечательная Оля Голубева. У Оли отлично получилось уловить суть стихотворения. Его атмосферу и настроение. Я спросила, как ей это удалось, и у нас завязалась очень интересная беседа о том, что же делает иллюстрацию ЖИВОЙ и ЦЕПЛЯЮЩЕЙ

. Это очень важная тема, которая волнует большинство начинающих, и уже профессиональных иллюстраторов и художников.

И оказалось, что Оля целую диссертацию на эту тему написала. Я ее уболтала поделиться своими умозаключениями в нашем блоге. Статья получилась ОЧЕНЬ интересная, вдохновляющая, содержательная, важная. Если вы тоже задумывались над этим вопросом, вам обязательно нужно ее прочитать!!! Обещаю, вы не пожалеете! Дальше передаю слово Оле. Наслаждайтесь!!!!

“Сегодня я хочу поговорить не тему, которая меня безумно волнует и не даёт спать по ночам, а именно – что делает иллюстрацию ЖИВОЙ? 

Для начала давайте разберёмся что же такое иллюстрация?

По словам Ури Шулевица, «главная функция иллюстрации – освещать текст, проливать свет на слова… иллюстрация в средневековых книгах называется иллюминацией,  термин иллюстрация происходит от латинского глагола “illustrate” означающего «освещать» , «светить»»

Ежедневно, листая ленту Инстаграм я вижу огромное количество всевозможных картинок. Большинство, словно морской песок,  проскальзывают между пальцами, особо не запоминаясь, но бывает, попадаются обалденные жемчужины! На таких находках залипаешь надолго, жадно разглядывая и смакуя каждый штришок, каждую линию и каждое пятнышко! Создаётся ощущение, что картинка действительно «светится» жизнью, она как будто дышит, вот-вот задвигается и заговорит.  Смотришь на такие иллюстрации и думаешь, как же круто!  Я тоже так хочу! 

Но каким образом художник добился такого результата? В чем секрет? Что это за таинственная магия, которая способна «оживить» рисунок? 

Что бы отыскать заветную изюминку, я решила провести небольшое расследование и попытаться ответить на извечный вопрос: как зарождается жизнь? В нашем случае – в иллюстрации! 😉 Ну что друзья, вы со мной!? 

Раньше я была уверенна, что бы картинка по настоявшему заиграла, совершенно необходимо соблюдать анатомические пропорции персонажа,  учитывать законы перспективы,  хорошо прорисовывать фон, обязательно передать все нюансы света и цвета, и, конечно, не забыть сделать акцент на деталях. Простыми  словами – картинка должна быть идеальной! 

Руководствуясь этими правилам, я старательно и скрупулёзно корпела над своими иллюстрациями, иногда по несколько десятков часов, что бы добиться желанного перфекционизма. Однако, зачастую, после всех титанических усилий, финальная картинка, возможно, и становилась безупречной, но теряла ту неуловимую лёгкость, и эмоциональную окраску, благодаря которым  зритель впадает в гипнотическое умиление и восторг.

Вы замечали, что нередко первоначальный набросок, выглядит намного выразительнее и живее конечного результата? 

Ури Шулевиц писал: «Перегруженное изображение, напоминает многократно переработанный полуфабрикат (переработанную пищу) – жизненно важные ингредиенты были утрачены во время процесса… Читабельность иллюстрации имеет высокое значение, и некоторые компромиссы для  достижения таковой, оправданы. Однако, если цена читабельности – безжизненность, то результат можно рассматривать как неудачу».

Я решила провести небольшой эксперимент. 

Взяв за основу нехитрый сюжет, я быстро сделала несколько черновых набросков, весь процесс у меня занял не более 10 минут.

 Затем я перерисовала те же самые наброски гораздо старательнее, потратив втрое больше времени.

Я показала свои эскизы профессиональным иллюстраторам, а так же людям, деятельность которых  не связана с рисованием или живописью. 

К моему удивлению большинство опрошенных обеих групп предпочли черновые наброски более аккуратным рисункам.  Свой выбор они объяснили тем, что черновая версия выглядят более правдоподобной и вызывает необъяснимую эмоциональную привязанность.

А вам какая больше нравится? 

Всё глубже погружаясь в иллюстрацию детских книг я постепенно поняла, что  этот мир живёт по своим, совершенно уникальным и порой парадоксальным законам!  Искусство иллюстрации детской литературы не приемлет правил, напротив, оно всячески приветствует и настоятельно поощряет творческую свободу и эксперименты.

Подробнее о том, как делать быстрые наброски –
смотрите в видео-лекции по Скетчингу – Искусству Живого Рисунка

Иллюстрация не обязана быть безупречной с точки зрения рисунка,  или демонстрировать инженерно-точное  построение перспективы, анатомически пропорциональных персонажей, или  тщательно прорисованные детали. Избыток всего вышеперечисленного может «заморозить»  картинку, сделать её безжизненной. Часто, именно изъяны и несовершества  наделяют изображение особой индивидуальностью и придают неповторимую эмоциональную окраску, привлекая внимание зрителя и вызывая у него неподдельный интерес. 

Итак первый, и горячо любимый мною закон иллюстрации детских книг (но который у меня никак не получается соблюдать), это – «Закон Наивности», он гласит: отключи мозги и просто кайфуй от того, что ты делаешь!

Превратись на время в ребёнка,  который впервые рисует деревце, собачку, дракончика и т.д. Не думай о том, что этот рисунок нужно вставить в портфолио или выложить в Инстаграм. Наслаждайся процессом а не зацикливайся на результате.  И, если так случится, что финальное творение твоих спонтанных почеркушек тебе понравилось, но до портфолио или соцсетей этот мини шедевр, как тебе кажется не дотягивает, просто повесь его на холодильник и радуйся каждый раз, когда будешь брать от туда пирожок!

Оксфордский словарь описывает слово «наивный», относящееся к искусству, так: «Наивное искусство – это искусство, созданное в стиле, который намеренно отвергает сложные художественные приёмы и обладает смелой прямолинейностью, напоминающую работу ребёнка, как правило, в ярких цветах и без особого соблюдения перспективы».

Особенно хорошо детская наивность и непосредственность просматривается в работах знаменитой Бэатриче Алеманья.  

Признаюсь, первое знакомство с творчеством Беатриче вызвало у меня различные внутренние протесты. Несмотря на то, что меня совершенно покорили обалденные навыки цветопередачи, я никак не могла совместить их с её «примитивной» манерой рисования, в частности, с совершенно безумным и анти логическим подходом к перспективе.  Как такое вообще возможно?

Но чем больше я  анализировала творчество Беатриче, тем быстрее росла моя любовь к её удивительным работам.  

Ее иллюстрации очень точно передают атмосферу и подлинную ауру сюжета. Они действительно наполнены жизнью и излучают какую то необъяснимую теплоту. 

Не прибегая к сложным анатомически-структурированным дизайнам, используя довольно простые и понятные формы, Беатриче удивительным образом  удаётся раскрыть характер и различные эмоциональные настроения своих персонажей. 

Своеобразная «детскость» в технике рисования создаёт иллюзию простоты и невероятной беззаботности исполнения. Беатриче как будто включает своего внутреннего ребёнка, который интуитивно, без особых усилий, менее чем за пару часов рисует прикольные и на редкость гармоничные картинки.

В действительности мы все прекрасно знаем, что отключить мозги  во время рисования, нам взрослым, не так то просто. Тонны изрисованных и измятых листов бумаги или дигитальных слоёв летят в корзину, прежде чем удаётся добиться такой непосредственной  лёгкости. 

М. Сендак  говорил: «… это чертовски трудная вещь, очень похожая на сложную поэтическую форму, которая требует абсолютной концентрации и контроля. Вы всё время должны быть в курсе ситуации, чтобы наконец достичь чего-то настолько лёгкого».  

У меня на этот случай есть незатейливое упражнение, во время длительных телефонных разговоров я беру карандаш в НЕ ведущую (это важно) руку и начинаю что то бездумно чёркать на бумаге. Иногда «почеркушки» выходят довольно симпатичные 😉

Ну хорошо, скажете вы, а что если я не хочу рисовать примитивные картинки, неужели, только детские наивные «каракули» имеют право называться живыми?  

Что ж доля правды в этом есть, дело в том что как и  любая сфера искусства , иллюстрация  подвержена модным веяниям и современным тенденциям. Сейчас, действительно больше востребована непосредственность, лёгкость и наивность, но это совершенно не значит, что более «серьёзная» техника рисование не может привлечь своего зрителя. 

И тут вступает в силу второй закон иллюстрации. Я его называю – “Закон  Наблюдателя!”

Признайтесь как часто вы выходите со своим блокнотиком, что бы понаблюдать и, внимание, зарисовать увиденное?  Большинство из нас предпочитает пользоваться фотографиями. 

Попробуйте провести небольшой эксперимент, сначала нарисуйте близкого вам человека  по памяти, а затем с натуры (но так, что бы человек не знал, что вы его рисуете).  Что бы немного усложнить задачу ограничьте себя во времени, выделите на оба наброска не более 1 минуты.  

Затем сравните ваши рисунки.  Я уверенна, что картинка с натуры получилась намного фактурней и интересней. 

Проделайте  это с другими объектами.  Лучше всего это упражнение удаётся в  местах скопления людей: кафешки, торговые центры, рынки, публичный транспорт, парки, и т.д. 

В качестве примера иллюстраций,  которые никак нельзя назвать наивными, но это не делает их менее живыми и завораживающими, хочу привести работы английского иллюстратора Пэм Смай из книги «Торнхилл». 

В поисках своих сюжетов Пэм неоднократно выезжала на всевозможные локации,  делала  бесчисленное множество набросков, что бы потом с лёгкостью рисовать нужные ей детали по памяти. 

В одном из своих интервью Пэм рассказывает о том, что ей было необходимо нарисовать садовый бак для воды,  она стала зарисовывать все садовые баки, которые встречались ей на пути, в итоге собралась довольно внушительная коллекция баков всевозможных форм, размеров и конфигураций!  Зато потом Пэм с легкостью выбрала именно тот, который наиболее удачно вписывался в композицию задуманной ею иллюстрации. 

Наброски с натуры невероятным образом развивают наблюдательность,  и в разы улучшает навыки рисования! 

Попробуйте в вашей повседневной жизни подметить  простой, незамысловатый сюжет, ловите суть момента и переносите в свой скетчбук. Если вам удастся поймать настроение этого самого момента, отбросив не столь значимые детали, то иллюстрация непременно  будет иметь эмоциональный отклик у зрителя!

 

И тут мы плавно подходим к третьему закону живой иллюстрации.  Закон – «Чем меньше тем лучше»!

“…совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.”

Антуан де Сент-Экзюпери,  Планета людей

Скажите, вы обращали своё внимание на работы художников, которые пишут в технике суми-э? У меня почти всегда замирает дыхание при виде этих  необыкновенных творений.   

Особая философия суми-э заключается в том, чтобы уловить и передать дух и жизненную сущность предмета, оставив в стороне все ненужные детали. 

 Хасэгава Тохаку, “Сосновый лес, правая сторона”

Около года назад я открыла для себя иллюстрации Джона Классена. Впервые увидев его работы я мысленно провела параллель с живописью суми-э. 

Джону невероятным образом удаётся уловить суть и передать настроение происходящего момента, при этом совершенно не перегружая изображение лишней визуальной информацией.   

Джон является одним из моих любимых иллюстраторов, поэтому всем, кто ещё не знаком с его творчеством, я настоятельно рекомендую посмотреть, какие удивительные вещи творит этот парень. 

Самыми знаменитыми его книгами являются: «I Want My Hat Back” и «This Is Not My Hat», но я хочу обратить ваше внимание на другую книгу под названием “House Held Up By Trees”, что на русский можно перевести как «Дом, поддерживаемый деревьями», она была написана американским поэтом Тэодором Коузером (Ted Kooser) и проиллюстрирована Д. Классеном.

В прошлом Джон работал аниматором, и в этой книге он прибегает к трюку кинематографического построения композиции (кадра)  с использованием необычного угла перспективы (камеры).

Такой своеобразный ракурс делает изображение «широкоэкранным», придавая ему драматизма. Читатель как будто становится оператором. Есть ощущения, что картинка движется, это  оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Подробнее о ракурсе, композиции, работе со светом и цветом для создания атмосферы рисунка – смотрите в видео-лекции “Секреты Иллюстрации”

Я обожаю каждую иллюстрацию из этой книги без исключения, но одну из них мне хочется особенно отметить и проанализировать. 

Вот текст, сопровождающий изображение.

«Так продолжалось год за годом, дети, как и положено детям, понемногу росли,  и со временем превратились в молодого мужчину и молодую девушку, готовые покинуть родительский дом. К настоящему моменту они стали слишком взрослыми, чтобы лазать по деревьям и кустам, которые росли по соседству, но иногда они подходили и стояли у самого края, и вспоминали, как они веселились, играя там, когда были маленькими».

Мне очень нравится, как четко, всего двумя предложениями автор задаёт эмоциональный фон текущего момента, а так же даёт достаточный объем информации, чтобы мы могли глубоко проникнутся происходящим.

Теперь посмотрите на иллюстрацию. 

Я не перестаю удивляться, с каким необычным решением Джон подошёл к оформлению этого текста, в итоге у него получилась очень сильная, наполненная  скрытым смыслом иллюстрация.

Классен НЕ показывает нам детей, которые любили «лазать по деревьям», НЕ показывает само место, в котором они играли, когда были маленькими, он так же оставляет для нас загадкой, как выглядят персонажи повзрослевшими? Однако,  Джону удаётся уловить самое важное, удивительным образом он передаёт звенящее напряжение. Ощущение какой-то необъяснимой потери. Классен принимает решение показать лишь нижнюю часть персонажей, предоставляя свободу нашему воображению додумать всё остальное. Мужчина и женщина неподвижно стоят у опушки леса, но не смеют сделать шаг к тому месту, где когда-то давно они играли и были по настоящему счастливы. Молодой человек снял шляпу, а девушка держит в руке зелёный листочек. Словно они стоят у могилы своего детства.

Иллюстрация нарисована с точки зрения (роста) ребёнка. Я думаю, что такой ракурс Джон выбрал намерено. Дело в том, что маленький читатель переживает этот момент иначе, не так как  взрослый. Ребёнок по прежнему может бежать сломя голову туда, в лесную чащу, смеяться и радоваться,  лазая по деревьям и кустам! 

Этим изображением Джон, как будто, напоминает нам, что счастье, оно  близко, просто нужно сделать всего один шаг ему на встречу.

Удивительная иллюстрация! 

После небольшого лирического отступления я хочу отметить ещё один закон,  который очень похож на предыдущий, это закон «Недосказанности». 

В свои иллюстрации я часто запихиваю как можно больше информации, так как переживаю, а что, если зритель не поймёт, что я хочу сказать?  На самом же деле именно недосказанность может привлечь внимание. Перегруженная и всё разъясняющая картинка не даёт зрителю шанса использовать воображение, ему быстро наскучивает такая иллюстрация, так как в ней нет места для его собственных фантазий, и наоборот, если рисунок заставляет немного додумать сюжет,  то это становится  своеобразной игрой, и неким общением! 

На мой взгляд, одним из таких художников, который предлагает зрителю задействовать своё воображение и пофантазировать, является Виктория Семыкина. 

Рассматривая Викины иллюстрации, у меня иногда создаётся ощущение, будто это не финальные изображение, а наброски из блокнота, такая лёгкая техника исполнения! Хотя на самом деле Вика проделывает колоссальную работу, для достижения эдакой «невесомости». 

Посмотрите на эти чудесные иллюстрации из книжки «Переход» (А.Гиваргизов). Все выполнено очень лаконично, но от этого мы не теряем  сути происходящего. Мальчик Дима едет в трамвае.  А вот  Дима на вокзале, среди суетливой толпы. 

В этих иллюстрациях нет ничего лишнего, наоборот  многие вещи мы сами додумываем и дорисовываем благодаря своему воображению. И знаете, что здорово? У каждого из нас получается своя уникальная картинка!

 А это Викины иллюстрации из книжки М. Аромштам «Маленький кораблик». Посмотрите сколько в них динамики! 

Иллюстрируя эту книгу, Вика не ставила перед собой задачу детально прорисовать корабли или пляж, она стремилась передать больше. Она хотела, чтобы читатель оказался на море и полностью ощутил всю его(моря) красоту, почувствовал запах солёного ветра, услышал шум волн и крики чаек, наблюдал безграничную синеву горизонта. 

Слышите как  кричат эти неугомонные птицы, кружась в хаотичном танце над сияющей водой?

На мой взгляд, Вика отлично сумела воплотить задуманное в жизнь. Иллюстрации выглядят очень атмосферными и полны энергии, которая как нельзя лучше передаёт дух моря! 

 

Думаю  настало время подвести некоторые итоги. 

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Антуан де Сент-Экзюпери

Постепенно раскрывая для себя бесконечно-удивительную вселенную иллюстрации детских книг, я пришла к выводу, что хорошую книжку с картинками можно сравнить с произведением искусства.

М. Солсбери говорит: «Самые лучшие иллюстрированные книги навсегда становятся домашними мини художественными галереями . Совокупность высокого-художественного замысла и физического его воплощения, которая доставляет удовольствие и стимулирует воображение как детей, так и взрослых. »

В этой статье я задавалась целью отыскать секреты, благодаря которым иллюстрация «оживает».  Проводя своё мини расследование я открыла для себя несколько забавных приёмов, такие как:  детская наивность, смелость в  экспериментах,  наблюдательность , лаконичность

Несомненно все эти составляющие, могут наделить изображение определённым шармом  и подчеркнуть индивидуальность художника. Однако после тщательного анализа я пришла к выводу, что на самом деле иллюстрация «светится жизнью» благодаря своему эмоциональному наполнению и правдивости художника.

Если иллюстратор искренне проживает свой рисунок и через него делится частью своей души, зритель удивительным образом это чувствует и глубоко проникается изображением. Это похоже не песню певца, который, возможно, не обладает самым сильным голосом, но слова льются из глубины его сердца, такое исполнение не оставляет равнодушным.

Так что же всё-таки нужно, чтобы иллюстрации «засияли жизнью»? 

Просто слушай свой внутренней голос. Наберись терпения и слушай внимательно, он обязательно тебе всё подскажет.  Освободи разум для чувств,  и твори без страха быть непонятым или отверженным. Получай удовольствие, экспериментируй, и вдохновляйся процессом! У тебя всё получится! “

Автор статьи – Оля Голубева.

Надеюсь она вам смогла донести что-то важное и нужное. Смогла заставить вас задуматься, что на ваш взгляд делает иллюстрации живыми.

Что бы вы хотели добавить к этому списку? На каких иллюстраторов вы ориентируетесь? Давайте обсудим в комментариях. Буду рада нашему общению!

И не забывайте сохранять в закладки полезности! В моменты, когда опускаются руки, эта статья может очень пригодиться, чтобы поймать креативное настроение! Делитесь с друзьями – давайте приумножать прекрасное! Заранее спасибо!

Поделиться с друзьями:

Иллюстрации для книги. Три способа иллюстрировать Вашу книгу.

Иллюстрации в книге – важный эмоциональный фактор воздействия на читателя художественной литературы, который оказывает эстетическое и смысловое влияние. Иллюстрации способствуют лучшему восприятию текстов любого уровня сложности, помогая делать выбор в пользу конкретного издания!

В этой статье мы познакомим вас с основными моментами иллюстрирования и расскажем о способах как это сделать. Вам останется только выбрать подходящий способ оформления своей книги иллюстрациями.

Величина, формат и расположение каждой иллюстрации в книге имеет свое назначение. Вам необходимо познакомиться с тем, как обычно размещаются иллюстрации и техниками их рисования, чтобы общаться с художниками-иллюстраторами на «одном языке».

Выделяют следующие типы иллюстраций:

  • Фронтиспис. Такая иллюстрация для книги печатается на отдельном плотном листе бумаги и приклеивается к левой стороне первого книжного блока, разворота титульного листа перед первой страницей текстового материала. Как правило, на этом листе отображается главная идея, действие повествования. В некоторых случаях здесь располагают портрет писателя или главного героя сюжета произведения.
  • Заставка. Используется для украшения начала главы или раздела, и воспроизводит тематическую расшифровку содержания всей рубрикационной части издания, это, своего рода, графическое вступление. Заставка подготавливает читателя к развитию сюжета, эмоциональному восприятию произведения. Помимо тематических картинок, в начале разделов нередко используют орнаментальную, символическую, предметно-декоративную тематическую композицию, называемую линейкой.
  • Полосная. Рисунок, который занимает всю страницу книжки.
  • Полуполосная. Картинка, которая располагается в любом месте страницы: сверху, снизу, справа или слева.
  • На развороте. Изображение, занимающее разворот издания.
  • Оборонная. Тематическое изображение, обрамленное текстом.
  • Рисунки на полях. Небольшие изображения, распределенные по краю текстовой полосы.
  • Фоновая. Часто используется в цветных подарочных изданиях. Текст располагается поверх изображения.
  • Концовка или виньетка. Рисунок или графический элемент располагают в конце текста. Его выполняют в одном сюжетно-тематическом исполнении с заставкой.

Ниже перечислены основные техники рисования:

  • карандаш или уголь;
  • акварель или масло;
  • штриховой рисунок в стиле книг из славного времени СССР;
  • компьютерная графика, в том числе и 3D;
  • фотоколлаж – иллюстрация, составленная из нескольких фотографий;
  • фотореалистическое рисование.

Познакомьтесь с иллюстрациями, выполненными в разных техниках, и подоберите для себя подходящий вариант.

УгольАкварельКарандашФотореалистическое рисованиеШтриховой рисунокФотоколлаж

 

Привлекательность обложки издания, эстетичный и запоминающийся внешний вид, тематически правильно подобранные иллюстрации – гарантия будущего успеха книги. И здесь автору важно решить, какой способ иллюстрирования выбрать.

Способ 1: Заказать иллюстрации художнику-иллюстратору

Привлечение профессионального иллюстратора, художника-оформителя – один из лучших вариантов обеспечения своего письменного творения высококачественными изображениями в полном соответствии с изложением. Все иллюстрации для книги выполняются в единой технике рисования, поддерживается единый стиль, согласованный с автором.

Привлечение к работе иллюстратора не самый дешевый метод, но самый выигрышный в плане качества и точной передачи замысла автора.

Способ 2: Подобрать готовые иллюстрации для существующего сюжета

Данный способ хорошо подходит для стихов или рассказов, где все иллюстрации не связаны общей темой.

В Интернете можно найти множество готовых изображений по теме произведения. Но использовать их для оформления своей книги необходимо только с разрешения художника или фотографа, так как в этом случае существуют авторские права на изображение. Несоблюдение этого требования может привести к непредсказуемым последствиям: судебные разбирательства, денежные штрафы.

Поэтому лучше обратиться к услугам сайтов-фотобанков, где все фотографии, репродукции, рисунки предоставляются за небольшую плату, а иногда и бесплатно. Широкий выбор, высококачественное исполнение изображений позволяют оформить литературное произведение, не нарушая чужих авторских прав. Наше издательство пользуется услугами фотобанка www.lori.ru, где можно быстро найти подходящее изображение по ключевым словам.

Способ 3: Найти художника среди своих родственников или знакомых

Если Вы поинтересуетесь, то удивитесь, сколько знакомых Вам людей умеют рисовать. Пусть не очень профессионально, зато очень мило и душевно. Эти люди будут рады возможности иллюстрировать Вашу книгу бесплатно, за небольшое вознаграждение или ответную услугу. Пусть рисуют на бумаге. А затем в издательстве иллюстрации профессионально отсканируют и вставят в макет книги.

Услуги художников-иллюстраторов издательства ТРИУМФ

Наши специалисты создают иллюстрации в любой технике. Заказывая издание произведения в нашем издательстве, автор получает возможность работать с иллюстратором напрямую, что позволяет ему не только обсудить технику выполнения работ, количество рисунков, но и договориться о стоимости. Оплата также производится художнику напрямую.

Иллюстрация — как она есть! / Coalla Agency corporate blog / Habr

Вы делаете сайт, годовой отчет, рекламные банеры или буклеты?! Во многих случаях вас выручит иллюстрация! Как ни странно, но услуги фотографа стоят намного дороже, чем заказать иллюстрацию на эту же тему! А значит мало того, что дешевле, но и быстрее вы получите готовый макет для дальнейшей с ним работы.


картинка для привлечения внимания
иллюстратор — Антон Бугаев

Плюсы иллюстрации


— Еще раз – это относительная небольшая стоимость иллюстрации. Даже у самого знаменитого автора вы получите качественное изображение намного дешевле, чем наймете фотографа, модель, дизайнера, для той же реализации своей цели.

— Многие иллюстраторы могут сделать изображение мало отличимое от хорошей фотографии, а во многих случаях даже лучше!

— Иллюстрация смотрится во многих случаях эффектнее, чем фотография, так как на фоне повсеместной фото-рекламы — иллюстрация достаточно большая редкость!

— Иллюстрацию нарисовать намного быстрее по времени, а значит, если сроки вас поджимают, то иллюстрация – реальный выход!

— С иллюстрацией проще работать и исправлять недочеты и подгонять по цветам.

Минусы иллюстрации


— Не всегда можно использовать именно иллюстрацию. Есть области, где придется работать только с фотографом. Например, косметика.

— Игривое настроение иллюстрации не всегда создает серьезное впечатление о фирме, но на мой взгляд это проблема исключительно стиля.

— В России практически не существует агентств, которые предлагают услуги иллюстраторов. На данный момент продажей иллюстраций профессионально занимается только студия Артемия Лебедева, а значит в большинстве случаев придется связываться с частными фрилансерами, что влечет за собой затягивание сроков и все возможные проблемы с этим связанные!

— Нужно разбираться во всем многообразии стилей и четко осознавать какое изображение должно стать итогом вашей совместной деятельности с автором.

— Достаточно сложно описать будущую иллюстрацию, потому что в большинстве случаев необходимо самому быть иллюстратором.

Сколько стоит иллюстрация


В России стоимость иллюстрации не строится ни по каким законам рынка в отличие от западных стран. У нас цена иллюстрации определяется известностью автора и его аппетитами. При чем на качество иллюстрации цена зачастую никак не влияет, вы можете найти более менее раскрученного автора, который будет просить за свои иллюстрации от 500 до 1000 $ и не менее талантливого художника, который нарисует вам такое же по качеству произведение за 100 – 200 $. Однако, зачастую лишние 100 – 200 $ сэкономят заказчику лишние нервы и время, так как более дорогой иллюстратор может оказаться более опытным и его работу не нужно будет вносить массу исправлений. Поэтому, мой совет не экономить и связаться либо с агентством, либо с опытным автором.

Средняя цена на рынке за стандартную иллюстрацию 200 – 300$.

Так же цена на иллюстрации зависит от того где она будет использоваться. Согласитесь, если изображение будет использоваться на 1000 рекламных щитах по всей Москве, то такая иллюстрация не может стоить дешево. Существует прямая зависимость цены и носителя.

Жанры иллюстраций


Я бы определил 5 основных жанра иллюстраций:
Рекламная иллюстрация

Тут все ясно! Любая иллюстрация, которая рисуется для рекламы – является рекламной! Эта иллюстрация самая дорогая и сложная в отрисовке, так как маркетологи предъявляют к такой иллюстрации особое внимание. Практически на всех этапах отрисовки ведется тотальный контроль над любым проявлением творчества и свободы. Заказчик зачастую четко знает, что он хочет получить, особенно, если заказчик – рекламное агентство! Тут автору не надо ничего придумывать, все придумали за него!

Так же к рекламной иллюстрации я бы отнес так называемые сториборды. Сториборд – это что то вроде комикса, который описывает покадрово основные моменты будущего рекламного ролика. Своего рода – это свод правил для оператора-постановщика. Хороший сторибордист должен обладать великолепным чувством композиции и отлично владеть техникой отрисовки людей в движении. Такие авторы на вес золота, так как это работа несколько тупая, муторная и не приносит должного удовлетворения автору. Поэтому многие сторибордисты быстро «перегорают» и не хотят участвовать в таких заказах.

Примеры рекламной иллюстрации:

автор — Доронина Татьяна


автор — Литвинова Наталья


автор — Артем Зубов

Где найти автора:

Сайт illustrators.ru
Сайт free-lance.ru
Агентство Visual Storm visualstorm.ru
Агентство Bang Bang! bangbangstudio.ru
ЖЖ ru_illustrators
Студия Артемия Лебедева

Журнальная иллюстрация

Самый творческий жанр в иллюстрации, так как журналы не требуют четкости в том, что должно быть изображено и часто это отдается на откуп автору. Тут художник может проявить себя в полной мере. Однако журналы требуют готовое изображение слишком быстро, поэтому автору приходится придумывать, как сделать иллюстрацию наиболее эффектно при использовании наименьших изобразительных приемов.

Такие журналы как Афиша и Большой город приветствуют минимализм в иллюстрации. Часто именно такие иллюстрации являются меймстримовыми и модными! А авторы таких иллюстраций становятся самими известными в арт-среде.

Примеры журнальной иллюстрации:

автор — Ив Орлов


автор — Валентин Ткач


автор — Громова Ольга

Где найти автора:

Сайт illustrators.ru
Объединение иллюстраторов Цех tzeh.ru
Агентство Visual Storm visualstorm.ru
Агентство Bang Bang! bangbangstudio.ru
ЖЖ ru_illustrators
Студия Артемия Лебедева

Книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация – самый неблагодарный жанр. За такие иллюстрации платят мало, а отношение книжных издательств к деталям в таких изображения зачастую рьяное. Особенно это относится к детской книжной иллюстрации. Итогом такой политики на мой взгляд является отсутствие новой волны авторов в книжной иллюстрации. Почти все самые известные художники – это люди в возрасте, с советской школой иллюстрации. Все они рисуют иллюстрации по-старинке от руки, карандашами и красками, в чем есть конечно определенный шарм, но новое время требует новых приемов и скорости! Но это еще пол беды. Так как школа иллюстрации в России на данный момент отсутствует и новые авторы – это самоучки, то мы имеем этот ужас на полках магазинов, который по-другому у меня язык не поворачивается! Авторы старой советской школы тупо не справляются с тем потоком книг, который появляется, их слишком мало и они очень подолгу оформляют одну книгу.

Примеры книжной иллюстрации:

автор — Наталья Бронникова


автор — Лучкина Юлия


автор — Алексей Курбатов

Где найти автора:

Сайт illustrators.ru
Объединение иллюстраторов Цех tzeh.ru
Агенство Изадетели izdateli.ru
ЖЖ ru_illustrators
Студия Артемия Лебедева

Стоковая иллюстрация

Относительно новое направление в иллюстрации. Являет собой векторный клипарт на всевозможные темы – фрукты, узоры, машинки и так далее. Так же на мой взгляд очень неблагодарная тема, так как что бы зарабатывать при помощи такой иллюстрации нужно отрисовать сотни иллюстраций! А так как конкуренция очень велика, то с каждым годом отрисовка таких иллюстраций становится все сложнее, так как все что уже можно давно нарисовано, то конкурировать можно только качеством изображения. На микростоках такая иллюстрация стоит от 1 до 10$. Очень полезна для оформления каких-то открыток или внутренней документации, презентаций и так далее. Из-за дешевизны – спрос на стоковые иллюстрации стабильно высокий. В микростоках автор продает одну и ту же картинку по несколько десятков, а то и сотни раз.

Примеры стоковой иллюстрации:

автор неизвестен

Где найти автора:

Стоковый сайт ShutterStock.com
Стоковый сайт iphoto.com

Веб-иллюстрация

Всевозможные иконки, украшательства, флэш-игры, банеры –- любое изображение, нарисованное для веб являет собой этот новый жанр в иллюстрации. Чаще — это чисто техническая иллюстрация, которая так же подразумевает минимум творчества. Очень специфический жанр, так как профессионалов в такой иллюстрации найти относительно сложно. Я считаю, что такая иллюстрация подразумевает под собой определенный набор правил и стилистических ограничений, о которых не все авторы догадываются. Поэтому, заказывая иллюстрацию для сайта, постарайтесь найти примеры, понравившихся вам изображений на других сайтах как минимум. Лучше, если вы найдете профессионалов в этой области и будете работать с ними.

Примеры веб-иллюстрации:

автор — Anastasiya Ju


автор — Vladimir Levchenko


автор — агентство TurboMilk

Где найти автора:

Сайт free-lance.ru
Сайт revision.ru
ЖЖ ru_designers

На этом пожалуй все, ждем пожеланий, что бы вы еще хотели узнать об иллюстрации и иллюстраторах, но боялись спросить!

ЗЫ: Информация в этой статье является лишь чистой воды домыслами автора и может не совпадать с мнением других участников арт-сообщества.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - это... Что такое ИЛЛЮСТРАЦИЯ?

  • Иллюстрация —         (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… …   Художественная энциклопедия

  • Иллюстрация — Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация  визуализация, такая как рисунок, фотогра …   Википедия

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • иллюстрация — См. пример …   Словарь синонимов

  • Иллюстрация — Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • иллюстрация — и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел .. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • иллюстрация —     ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • иллюстрация — Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… …   Справочник технического переводчика

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, и, жен. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. | прил. иллюстрационный, ая, ое и иллюстративный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ - это... Что такое ИЛЛЮСТРАЦИЯ?

  • Иллюстрация —         (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… …   Художественная энциклопедия

  • Иллюстрация — Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация  визуализация, такая как рисунок, фотогра …   Википедия

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… …   Толковый словарь Ушакова

  • иллюстрация — См. пример …   Словарь синонимов

  • Иллюстрация — Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • иллюстрация — и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел .. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • иллюстрация —     ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • иллюстрация — Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… …   Справочник технического переводчика

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, и, жен. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. | прил. иллюстрационный, ая, ое и иллюстративный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *