Налоги в россии на что идут – Зачем нужны налоги? Куда идут налоги? Понятие и возникновение налогов. Налоговая система :: BusinessMan.ru

Содержание

Куда идут налоги?

Все мы знаем, что с каждой заработанной копейки мы платим подоходный налог. Куда идет наша сумма в количестве тринадцати процентов? Работодатель выплачивает за работников еще социальный и пенсионный налоги. Кроме того, владельцы бизнеса выплачивают налог на прибыль. В нашем государстве есть еще масса налогов, которые платим мы все – дорожный, на транспортные средства, на недвижимость, с наследства, с выигрышей в лотерею и многие другие. В итоге можно только предположить, какие средства собираются в кармане государства. А куда идут налоги? Что мы, простые граждане имеем от тех денег, что ежемесячно отчисляем?

Формирование бюджетов

Деньгами от налоговых поступлений мы с вами наполняем бюджеты различных уровней. Это федеральный бюджет, региональный, муниципальный, районный. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет. Все налоги распределяются и поступают сразу в определенный вид бюджета. К примеру, налог на землю идет сразу в местный бюджет, а налог на недвижимость – в федеральный. И уже оттуда деньги опять поступают в муниципалитет на ремонт коммуникаций, жилого фонда и пр.

На что тратятся налоги

В положениях о бюджетировании четко прописано, на что можно тратить деньги, а значит, на что идут налоги, взимаемые с граждан. Это содержание бюджетных предприятий и организаций, которыми являются полиция, учреждения здравоохранения, образования, МЧС, пожарные, пенсионный фонд, социальные органы и многие другие. Они определяют основные статьи затрат, на что идут наши налоги. Это не только оплата труда сотрудников, но и содержание офисов, помещений, покупка техники, аппаратуры, автотранспорта, и многое другое.

Так же наши налоги идут на выплаты пенсий и социальных пособий слабозащищенных граждан. Сюда относится содержание детей-сирот, их питание и проживание в детских домах, содержание социальных работников, служб помощи в критических ситуациях у детей. Одинокие пожилые люди так же живут в особых учреждениях, которые содержатся на средства, собираемые в виде налогов.

Следующая большая расходная статья – строительство жизненно важных объектов в населенных пунктах, как федерального, так и местного значения. Это дома, мосты, дороги, заводы, энергетические комплексы и тд. Большая часть налогов идет на национальную безопасность, содержание армии, вооруженных сил. Сюда входит довольствие, обмундирование, обучение личного состава, покупка жилья для семей военнослужащих, приобретение всевозможной техники, проведение боевых операций.

И в завершении следует отметить еще один момент. Многие бизнесмены предпринимают все, чтобы укрыть суммы прибыли, и не заплатить налоги. Означает ли это, что они несознательные и нарушают закон? Точнее, только ли это означает укрывательство от налогов? Простые российские граждане утверждают, что с большей бы охотой платили бы налоги, если бы в государстве был порядок, и меньше было воровства и коррупции чиновников.

на отдых, связь и автомобили

Конец фарисейству. Примерно так можно обозвать то, что сейчас происходит. Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 — 2022 годы. И в нем предложил переименовать разношерстные сборы в налоги. То есть назвать наконец вещи своими именами. Но только бизнесу и всем нам от этого не легче.

НАГРУЗКА БУДЕТ РАСТИ

«Основные направления» — документ стратегический. В нем чиновники описывают, что в идеале должно происходить в налоговой и тарифной сфере, чтобы бюджет чувствовал себя хорошо. Документ находится в Госдуме. Его сейчас изучают депутаты. Эксперты и бизнес-сообщества это уже сделали. И пришли к печальному выводу.

— Целый ряд предложений указывает на рост фискальной (читай — налоговой. — Ред.) нагрузки на экономику. Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, перевести больше имущества на кадастровую стоимость, а также ввести новый туристический сбор, — сетуют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно растет. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Все это время власти по-фарисейски объясняли, что мы не налоги повышаем, а сборы. Это, мол, совсем другое. А теперь выяснилось, что между ними можно поставить знак равенства.

— Половина этих поборов появилась сугубо с фискальной целью (чтобы повысить доходы бюджета. — Ред.), — говорит Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право». — К примеру, экологический и утилизационный сбор идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не идут на целевые расходы.

Другими словами, сбор на капремонт — это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, не важно, под каким соусом эта экспроприация происходит.

262 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖА И 60 КВАЗИ-НАЛОГОВ

Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.

Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.

— Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском — 61, в Водном — 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки, — считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.

НОВЫЕ НАЛОГИ

Первыми статус налогов должны получить три вида сборов.

Утилизационный. Его платят производители автомобилей.

На доходы операторов связи. Они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры.

Туристический. Его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.

Бизнес-сообществам эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора — административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.

— В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. В-третьих, если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно, — говорит Аркадий Брызгалин. — Больше всего бизнес боится, что теперь бывшие сборы и новые налоги будут контролироваться налоговиками. А с ними не забалуешь.

В Счетной палате считают, что правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, что действительно нужны, а остальные отменить.

— Это очень важная тема, так как налоговое бремя на бизнес — бич нашего инвестиционного климата, — считает бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная, системная, детальная, тщательная работа.

КСТАТИ

О том, что сейчас происходит с российской экономикой, кто там сейчас дергает за ниточки, зарабатывая на нас миллиарды и каких новых налогов и платежей ждать от родного правительства, в своих авторских подкастах на Радио «Комсомольская правда» рассказывают народные экономисты Михаил Делягин и Никита Кричевский.

Если вы пользуетесь Apple Podcasts, на Михаила Делягина вы можете подписаться здесь, а на Никиту Кричевского тут.

Если вам больше нравится Google Podcasts, то для подписки на Никиту Кричевского нажмите здесь, а для подписки на Делягина — тут и слушайте, когда удобно!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин поручил правительству задуматься о мотивации классных руководителей в школах

Доплата за классное руководство в большинстве российских регионов для учителей не осуществляется (подробнее)

Налоговая система России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нало́говая систе́ма России — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории России[1].

Глава 2 «Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — НК РФ) описывает налоговую систему налогов и сборов в Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов[2]:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ[3].

Федеральные налоги и сборы[править | править код]

Статья 13 НК РФ[4]:

Региональные налоги[править | править код]

Статья 14 НК РФ[5]:

Местные налоги[править | править код]

Статья 15 НК РФ

[6]:

Отменённые налоги[править | править код]

  • Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 налогового кодекса утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы)
  • Налог с продаж (глава 27, налог отменён с 01.01.2004)
  • налог на доходы от капитала
  • налог на игорный бизнес
  • налог на рекламу
  • налог на наследование или дарение
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  • лесной налог
  • экологический налог
  • федеральные лицензионные сборы
  • региональные лицензионные сборы
  • местные лицензионные сборы

Специальные налоговые режимы[править | править код]

Пункт 2 статьи 18 НК РФ[7]:

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения      Россия      Страны, с которыми договор действует      Страны, с которыми договор подписан, но не вступил в силу

Россия имеет договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами:[8]

В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов[9]. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов[9]. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов[9].

1 января 1994 года были повышены ставки налогов[9]. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности[9]. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия[9]. Для ухода от налогов использовались самые различные методы[9]:

  • Группа предприятий в регионе регистрировала финансовую компанию, в уставной капитал которой вносилась вся готовая продукция этих предприятий[9]. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС[9].
  • Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек[9]. Самым простым способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся с списках работников, но реально не работавших)[9].
  • Чтобы уменьшить налогообложение фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.[9]
  • Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы регистрировались в качестве малых предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налог в течение первых двух лет деятельности с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы.[9] После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот[9].
  • Многие фирмы пользовалось услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов», «слепых», «глухих» и т. п.[9] Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие организации.[9]
  • Широкое распространение получила минимизация отчислений налогов за счёт занижения фирмами реального финансового оборота с помощью различных методов[9]. Одним из методов были бартерные сделки, при которых продукция обменивалась по сильно заниженным ценам[9]. Другим методом было широкое использование взаимозачётов[9].
  • Многие фирмы занижали свой реальный доход от внешнеторговых сделок[9]. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке[9]. Другим способом снижения налогов при внешнеторговых операциях была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене[9]. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России[9].
  • Примерно с 1993 года многие фирмы стали уходить от налогов с помощью широкого использования наличных денег для расчётов со своими партнёрами[9], наличной валюты (главным образом доллара США и немецкой марки), в виду галопирующей инфляции. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом»[9]. На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес[9].

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими[9]. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительные финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства[9]. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции, и фирмы могли продавать её дешевле[9]. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм[9]. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий[9].

В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы[9]. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов[9]. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм[9].

В 2000-е годы внесен ряд поправок в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 20 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено почти в 4 раза (с 54 до 15)[10][11][12][13]. В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор[13]. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов[14][15][10] и стимулировала экономический рост[14][16][17][17][18].

Налоговая система России регулярно подвергается критике как со стороны бизнеса, так и со стороны оппозиции. Но последнее время, с усугублением кризиса, недовольство существующей системой налогов и сборов высказывают и структурообразующие организации. Так 20.12.2015, через Российскую газету с предложениями об изменении существующего налогового порядка выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин[19]:

«Это платежи, которых нет в Налоговом кодексе. Их начинают взимать с введением какого-то закона — например, экологические сборы, сборы за утилизацию отходов, за очистку воды и прочее.
Их уже набралось больше 50. Правда, некоторые эксперты говорят, что все 70. Не буду спорить. Уже много! А главное, никто не контролирует, нужна ли такая сумма того или иного сбора, кто ее рассчитывает, куда она идет. В то же время эти платежи становятся непосильным бременем для предприятий.
Вот мы и предлагаем создать реестр неналоговых платежей, принять закон, который будет базовым с точки зрения подходов к ним.Сергей Катырин
»
  1. ↑ Основы экономики Издание 2 (Лебедев О.Т., 1998 ) (неопр.). Большая Энциклопедия Нефти и Газа. www.ngpedia.ru. Дата обращения 30 января 2019.
  2. ↑ НК РФ ч.1, ст. 12, п. 1.
  3. ↑ НК РФ ч.1, ст. 12, п. 6.
  4. ↑ НК РФ ч.1, ст. 13.
  5. ↑ НК РФ ч.1, ст. 14.
  6. ↑ НК РФ ч.1, ст. 15.
  7. ↑ НК РФ ч.1, ст. 18, п. 2.
  8. ↑ Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» Архивировано 23 сентября 2015 года. // М.: МАКС Пресс, 2009
  10. 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  11. ↑ Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  12. ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  13. 1 2 Высказывания руководства Архивировано 18 мая 2011 года. // Минфин РФ
  14. 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  15. ↑ Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  16. ↑ Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  17. 1 2 Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  18. ↑ Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский (недоступная ссылка)
  19. ↑ Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов (неопр.). Российская газета (20.12.2015). Дата обращения 30 января 2019.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // КонсультантПлюс. — 1998. — 3 августа.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // КонсультантПлюс. — 2000. — 7 августа.

Зачем нужны налоги? Куда идут налоги? Понятие и возникновение налогов. Налоговая система :: BusinessMan.ru

Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

История возникновения

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.зачем нужны налоги

Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

Аналогичные выплаты

Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.куда идут налоги

Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

Государственность

В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях. налоговая система

Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

Очевидная польза сборов

Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.экономическая сущность и необходимость налогов

Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган – налоговая инспекция.

Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы — это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

Изменение величины сборов

К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.почему повышают налоги

Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

Внутренняя политика

Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

  • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
  • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
  • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
  • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
  • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
  • Культурные заведения: музеи, памятники.
  • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

Внешние затраты

Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.зачем государство взимает налоги

Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

Общие принципы

Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

  • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
  • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
  • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
  • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

Развитие

Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

Законодательно были проведены следующие изменения:

  • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
  • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
  • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

Стимулирование населения

Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.зачем гражданину платить налоги

Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

Разновидности

Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

  • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
  • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
  • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
  • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.

Задачи государства

Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур — дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа — собрать деньги на будущие нужды общества.

Полученные средства стекаются в Центр. Далее идет перераспределение по регионам в соответствии с нуждами населения. Часть этих денег забирает на себя содержание государственных работников, военных структур и других.

Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

Народ ликует и плачет. Правда ли, что чиновники отменили уплату налогов?

Блогеры негодуют — чиновники и олигархи придумали способ ещё больше обогатиться. А именно, они отменили для себя налоги. Внесли в Налоговый кодекс соответствующую статью, но никому об этом не сказали. Но добрые блогеры нашли её и рассказали об этом всему народу, растиражировав по социальным сетям под девизом «в России налоги можно не платить». Редакция «Выберу.ру» рассказывает, как-там в Налоговом кодексе на самом деле и кто-там разрешил не платить.

Блогеры считают, что…

Блогеры доказывают свою точку зрения так:

  1. В Налоговый кодекс внесли пункт, где говорится, что уплата налога — дело добровольное.
  2. Добровольно — значит хочу плачу, хочу нет. Самые смелые даже называют это благотворительностью.
  3. Самые дотошные пишут в ФНС заявления, где просят вернуть деньги, и им возвращают.

Где написано, что добровольно?

В Налоговом кодексе действительно есть статья, где фигурирует добровольность. Речь идёт о ст. 45.1 НК РФ, где в первом пункте говорится:

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц

Ключевая фраза здесь не «добровольно», а «единый налог», который действительно можно платить по своему желанию. Слово «обязанность» вообще мало кто заметил.

Что такое единый налог?

Единый налоговый платёж в законодательстве появился ещё в 2018 году. Правила его уплаты регулирует Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ. Право им пользоваться появилось в 2019 году.

Единый платёж даёт возможность вносить все налоги одной суммой. Например, у вас есть две квартиры, земельный участок, машина, трактор, мотоцикл. Оплачивать столько квитанций утомительно.

 Единый налог для тех, у кого много имущества. Фото: strourem.ru

Чтобы облегчить себе жизнь, можно внести единый налог, а уж ФНС сама разберётся, что куда распределять. Кто хочет — платит так, кто не хочет — копит пачки квитанций. Конечно, тут можно с натяжкой сказать о том, что этот закон действительно для чиновников и олигархов, ведь это у них много имущества. Но платить им всё-таки придётся. К тому же вносить деньги через единый платёж может каждый, ограничений нет. На этот раз чиновники и олигархи не при чём.

Пользуемся логикой

Вообще можно включить логику. Если государство отменит налоги, то на что оно будет жить? Деньги, полученные от населения и компаний, идут на жизнеобеспечение государства: здравоохранение, образование, культуру, дороги и прочее, прочее. Подводя итоги от увеличения НДС, Минфин ликовал, подсчитывая доходы. И вдруг отменит налоги? Не дождётесь.

Осталось выяснить, какие деньги возвращает налоговая. На основании формулировок и статей НК РФ, которые приводятся, можем предположить, что это просто переплата. Она может появиться как угодно: суммы вносились не по квитанции, налоговая что-то пересчитала в пользу плательщика, был внесён единый налог, а потом оплачены квитанции. Вариантов масса. По заявлению действительно можно вернуть все лишние деньги, скопившиеся на счету. Придётся потратить время и силы, но деньги получишь обратно.

Самые лучшие инвестиции — в знания

Подпишитесь на рассылку финансовых новостей, чтобы знать о деньгах все самое важное!

Самые лучшие инвестиции — в знания

Подпишитесь на рассылку финансовых новостей, чтобы знать о деньгах все самое важное!

Спасибо, мы отправили вам
письмо с подтверждением

Самые лучшие инвестиции — в знания

Подпишитесь на рассылку финансовых новостей, чтобы знать о деньгах все самое важное!

Комментировать

на отдых, связь и автомобили

Конец фарисейству. Примерно так можно обозвать то, что сейчас происходит. Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 — 2022 годы. И в нем предложил переименовать разношерстные сборы в налоги. То есть назвать наконец вещи своими именами. Но только бизнесу и всем нам от этого не легче.

НАГРУЗКА БУДЕТ РАСТИ

«Основные направления» — документ стратегический. В нем чиновники описывают, что в идеале должно происходить в налоговой и тарифной сфере, чтобы бюджет чувствовал себя хорошо. Документ находится в Госдуме. Его сейчас изучают депутаты. Эксперты и бизнес-сообщества это уже сделали. И пришли к печальному выводу.

— Целый ряд предложений указывает на рост фискальной (читай — налоговой. — Ред.) нагрузки на экономику. Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, перевести больше имущества на кадастровую стоимость, а также ввести новый туристический сбор, — сетуют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно растет. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Все это время власти по-фарисейски объясняли, что мы не налоги повышаем, а сборы. Это, мол, совсем другое. А теперь выяснилось, что между ними можно поставить знак равенства.

— Половина этих поборов появилась сугубо с фискальной целью (чтобы повысить доходы бюджета. — Ред.), — говорит Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право». — К примеру, экологический и утилизационный сбор идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не идут на целевые расходы.

Другими словами, сбор на капремонт — это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, не важно, под каким соусом эта экспроприация происходит.

262 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖА И 60 КВАЗИ-НАЛОГОВ

Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.

Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.

— Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском — 61, в Водном — 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки, — считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.

НОВЫЕ НАЛОГИ

Первыми статус налогов должны получить три вида сборов.

Утилизационный. Его платят производители автомобилей.

На доходы операторов связи. Они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры.

Туристический. Его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.

Бизнес-сообществам эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора — административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.

— В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. В-третьих, если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно, — говорит Аркадий Брызгалин. — Больше всего бизнес боится, что теперь бывшие сборы и новые налоги будут контролироваться налоговиками. А с ними не забалуешь.

В Счетной палате считают, что правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, что действительно нужны, а остальные отменить.

— Это очень важная тема, так как налоговое бремя на бизнес — бич нашего инвестиционного климата, — считает бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная, системная, детальная, тщательная работа.

КСТАТИ

О том, что сейчас происходит с российской экономикой, кто там сейчас дергает за ниточки, зарабатывая на нас миллиарды и каких новых налогов и платежей ждать от родного правительства, в своих авторских подкастах на Радио «Комсомольская правда» рассказывают народные экономисты Михаил Делягин и Никита Кричевский.

Если вы пользуетесь Apple Podcasts, на Михаила Делягина вы можете подписаться здесь, а на Никиту Кричевского тут.

Если вам больше нравится Google Podcasts, то для подписки на Никиту Кричевского нажмите здесь, а для подписки на Делягина — тут и слушайте, когда удобно!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Путин поручил правительству задуматься о мотивации классных руководителей в школах

Доплата за классное руководство в большинстве российских регионов для учителей не осуществляется (подробнее)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *