Onescript 1с – Тотальная автоматизация для 1C-разработчика. Как автоматизировать типовые задачи с помощью OneScript

Содержание

Обновлятор-1с. Учимся писать скрипты на OneScript

Обновлятор-1с. Учимся писать скрипты на OneScript

2019-08-28T11:46:40+00:00

О чём вообще идёт речь?

Речь идёт  о возможности написания скриптов на языке OneScript для автоматизации операций над группой баз вот на этой вкладке обновлятора:

Что такое OneScript?

Проект является независимой кросс-платформенной реализацией виртуальной машины, исполняющей скрипты на языке 1С:Предприятие.

Иными словами, это возможность писать программы на языке 1С без использования платформы 1С:Предприятие.

И это позволяет нам в конечном итоге брать уже готовые куски кода,  написанные в конфигураторе и с минимальной адаптацией переносить их в программу на OneScript.

И пусть по словам разработчиков это не главная цель проекта, но я вижу интерес именно в том, чтобы из программы на OneScript подключаться к базе 1С через внешнее соединение и выполнять некоторый полезный код.

Вы спросите — а зачем это вообще надо? Почему бы не написать этот же код в обработке и запускать через 1с стандартным способом?

Но мы ведь говорим об автоматизации и тут есть фундаментальные проблемы:

  • нет способа гарантированно запустить базу и выполнить в ней код некоторой внешней обработки (кто сталкивался с этим на практике знает, что слишком многое может пойти не так, начиная с того, что до выполнения обработки просто не дойдёт из-за какого-нибудь модального окна)
  • нет простого способа генерировать такую обработку программно, а ведь это может нам понадобиться, если речь идёт о выполнении полезного кода над группой баз
  • нет простого способа логировать выполнение этой обработки

Все эти проблемы решает OneScript.

Зачем писать и запускать эти скрипты именно в обновляторе?

Потому что обновлятор берёт на себя ряд непростых вещей, чтобы упростить написание таких скриптов в части взаимодействия с базами.

А именно.

Список баз для обработки

Прямо в обновляторе мы выбираем для какого количества баз нужно запустить написанный нами скрипт:

Передача параметров базы

При выполнении скрипта обновлятор сам передаёт в него необходимые параметры с информацией о текущей базе:

Все эти параметры мы можем использовать в своём скрипте, делая его универсальным для выполнения над любым количеством выбранных баз.

Примеры таких скриптов мы можем найти в списке шаблонов обновлятора:

Предварительная архивация базы

При необходимости обновлятор обеспечит создание резервной копии перед выполнением скрипта:

Эта резервная копия будет согласована с общей системой архивации, то есть её также можно подвергать «тюнингу» в дополнительных настройках обновлятора. Такая копия всегда будет иметь метку «перед опасной операцией».

Блокировка, разблокировка базы

При необходимости обновлятор выполнит полную блокировку базы перед выполнением вашего скрипта и разблокировку после:

И это одна из ключевых «фич» обновлятора — ведь, например, корректное выполнение блокировки серверной базы в общем случае является достаточно нетривиальной задачей.

Нужно «разрулить» текущие подключения пользователей, административные подключения, выполнение фоновых задач. И всё это через общение напрямую с кластером 1с.

Сохранение отчётов

Обновлятор сохраняет историю выполнения таких скриптов в менеджере отчётов.

Как в общем виде:

Так и в детальном:

Уведомление на почту

Если у вас настроены уведомления на почту (все или только при ошибках)…

… то информация о выполнении скриптов (включая детальные отчёты) будет приходить к вам точно также, как и информация о выполнении других операций из обновлятора:

Запуск скрипта по расписанию

Для добавления скрипта в запуск по расписанию следует сохранить сам скрипт:

Далее у нас есть 2 варианта:

1 (быстрый, но не очень удобный способ). При сохранении скрипта мы можем установить опцию «Настроить однократный запуск скрипта …»:

И далее уже отредактировать расписание этого задания непосредственно в планировщике Windows.

2 (чуть более медленный, но самый удобный). После того как вы сохранили скрипт (не добавляя его в планировщик Windows) вернитесь в главное окно Обновлятора на закладку «Настройки программы».

Далее нажмите кнопку «Расписание»…

И создайте задачу с типом операции «Запуск скрипта»:

Укажите ваш сохраненный скрипт по ссылке «выбрать скрипт для запуска…».

Облачный мониторинг

При сохранении скрипта нам также доступна опция для облачного мониторинга его работы — совершенно потрясающая возможность на мой взгляд. Вот здесь подробнее об облачном мониторинге.

Многопоточное выполнение скриптов

О том как запускать скрипт параллельно для нескольких баз подробно рассказывается здесь.

Что ещё полезно изучить перед написанием скриптов?

Ну, конечно же, сам язык 1С. Куда же без него…  :)

Прежде всего есть вот этот справочник языка 1С с примерами: ссылка.

Также стоит пробежаться по отличиям OneScript от стандартного языка 1С. Их немного (ссылка).

Ну, и наконец, у OneScript есть также свой синтакс-помощник.

Изучать сторонние библиотеки на OneScript (которые также можно подключать в обновлятор) на первом этапе я не советую. Вы сможете вернуться к ним, когда освоитесь с простейшими скриптами в достаточной мере.

Ну, поехали!

Хватит говорить про скрипты — давайте их писать :)

Изучаем структуру простейшего скрипта

Для этого выберем из шаблонов пункт «1. Привет, база».

В редактор вставится шаблон простейшего скрипта:

Сам скрипт (раскрыть)

#use "updater1c"
 
// ****************************************************************************
// Переменные модуля
// ****************************************************************************
 
Перем errors;		// Признак того, что при выполнении скрипта были ошибки.
Перем updater;		// Обновлятор, через который мы получаем информацию о базе,
			// а также вызываем различные функции обновлятора.
Перем connector;	// Коннектор для подключения к базе.
Перем v8;		// Само подключение к базе через коннектор.
 
// ****************************************************************************
// Ваш код для выполнения обновлятором
// ****************************************************************************
 
Процедура Главная()
 
	Сообщить("Привет, " + updater.BaseName);
 
КонецПроцедуры
 
// ****************************************************************************
// Служебные процедуры
// ****************************************************************************
 
Процедура ПриНачалеРаботы()
 
	errors = Ложь;
 
	updater = Новый Updater1C;
 
	// Если в скрипте не планируется использовать
	// подключение к базе - просто закомментируйте
	// две нижние строки.
	connector = Новый COMОбъект("V" + updater.PlatformRelease + ".COMConnector");
	v8 = updater.BaseConnect(connector);
 
КонецПроцедуры
 
Процедура ПриОкончанииРаботы()
 
	Если v8 <> Неопределено Тогда
		Попытка
			ОсвободитьОбъект(v8);
			v8 = Неопределено;
		Исключение
		КонецПопытки;
	КонецЕсли;
 
	Если connector <> Неопределено Тогда
		Попытка
			ОсвободитьОбъект(connector);
			connector = Неопределено;
		Исключение
		КонецПопытки;
	КонецЕсли;
 
	Если updater <> Неопределено Тогда
		Попытка
			ОсвободитьОбъект(updater);
			updater = Неопределено;
		Исключение
		КонецПопытки;
	КонецЕсли;
 
	ВыполнитьСборкуМусора();
 
	Если errors Тогда
		ЗавершитьРаботу(1);
	КонецЕсли;
 
КонецПроцедуры
 
// ****************************************************************************
// Инициализация и запуск скрипта
// ****************************************************************************
 
ПриНачалеРаботы();
 
Попытка	
	Главная();	
Исключение
	errors = Истина;
	Сообщить(ОписаниеОшибки());
КонецПопытки;
 
ПриОкончанииРаботы();

Описание версии 1.1.1

Проект перешел на semantic versioning с трехзначной идентификацией основного номера релиза. Теперь команде станет проще выпускать релизы, а сообществу — идентифицировать уровни изменений.

Новые возможности

  • Добавлена поддерка XML-схем. Реализован класс XMLСхема и ему сопутствующие (спасибо yukon39 за масштабную доработку)
  • Добавлена функциональность «Макетов». Теперь можно упаковывать в EXE не только скриптовый код, но и произвольные данные, а затем обращаться к ним единообразно
  • Оптимизирован метод
    Свернуть
    таблицы значений
  • Реализована поддержка dynamic в объектах 1Script. Упрощено встраивание в приложения .NET
  • Реализована локализация выводимых ошибок в зависимости от языка системы. Добавлен конфигурационный параметр systemlanguage в oscript.cfg (спасибо alexkmbk).
  • В СоединениеHTTP всегда используется автоматический редирект. Реализовано свойство РазрешитьАвтоматическоеПеренаправление для управления редиректом (спасибо Vladimir Bondarevskiy)
  • В соединении HTTP реализована автоматическая распаковка ответов, закодированных в gzip (спасибо Vladimir Bondarevskiy)
  • Оптимизирована производительность оператора Новый
  • Реализована часть ранее не реализованных методов в классах работы с двоичными данными
  • Реализовано управление кодировкой ZIP-архивов. Добавлено системное перечисление КодировкаИменФайловВZipФайле
  • Много других мелких улучшений.

Исправление ошибок

Благодаря Michael Rybakin в релизе исправлено множество самых разных ошибок, включая несоответствия поведению 1С на необычных сценариях.

  • Внутреннее представление даты содержит микросекунды и искажает сравнение дат
  • Некорректная работа метода СписокЗначений.СортироватьПоПредставлению
  • Исправлена рефлексия типов при работе под Mono+Linux
  • Повторяюшиеся имена колонок ТаблицыЗначений добавляются в список колонок
  • Метод Массив.Вставить расширяет границы массива при вставке за пределы массива
  • Не работает конструктор объекта ЧтениеДанных и ЗаписьДанных при указании параметров дальше 2-го
  • Отсутствовал конструктор массива по фиксированному массиву
  • Некорректно отображались значения СтрокиТаблицыЗначений в отладчике
  • Поведение метода Удалить структуры не соответствовало 1С при удалении несуществующего свойства
  • Некорректное экранирование символов / и \ при работе с JSON
  • Некорректное поведение методов DataReader.ReadIntoBinaryDataBuffer, DataReader.ReadIntoBinaryDataBuffer(Count), MemoryStream.CloseAndGetBinaryData.
  • Не было реализовано побайтовое сравнение двоичных данных оператором равенства
  • Поведение метода Pow для возведения в степень приведено в соответствие с 1С
  • Литерал даты из одних нулей в 1С распознается, как корректный. Приведено поведение к 1С
  • Строковое представление двоичных данных не работало в Linux. Под Win не соответствовало 1С
  • Функция Формат зависала на некоторых форматных строках
  • Исправлена ошибка функции Цел на больших числах
;

OneScript — Документация

Для работы требуется наличие .NET Framework версии 4.5.2 или выше. В среде Linux — Mono версии 5.2 или выше.

Установка программы

Система поставляется в виде типового пакета установки. В окне инсталлятора потребуется указать место, в которое необходимо установить программу. Никакой дополнительной информации вводить не требуется.

Состав компонентов

На данный момент поставка включает в себя 3 основных компонента:

  • Консольное приложение oscript.exe, являющееся основным компонентом системы. Предназначено для выполнения текстовых сценариев в консоли, а также для построения отдельных исполняемых файлов (exe).
  • Тестовая утилита TestApp.exe, предназначенная для изучения возможностей OneScript
  • Библиотека интеграции OneScript с проектом Снегопат — расширением Конфигуратора платформы 1С:Предприятие
  • Стандартная библиотека скриптов из репозитария oscript-library

После установки в главном меню Windows будет добавлен ярлык, запускающий тестовую утилиту TestApp.

Файлы сценариев

Каждый сценарий (скрипт) представляет собой текстовый файл, содержащий модуль на языке 1С:Предприятие.

Стандартное расширение файла OneScript — «.os», например, «myprogram.os».

Файл должен иметь кодировку UTF-8, рекомендуется отсутствие метки BOM в начале файла. Возможно также переключение кодировки, в которой записан файл скрипта. Для этого требуется исправить параметр encoding.script в файле настроек приложения (oscript.cfg).

OneScript поставляется как в виде инсталлятора, так и в виде обычного zip-архива. Инсталлятор является рекомендуемым способом установки, поскольку автоматически будут выполнены следующие действия:

  • Установлен .NET 4.5.2, если его не было в системе
  • Путь к интерпретатору OneScript будет зарегистрирован в системной переменной PATH
  • Возможна выборочная установка компонентов

Установка с использованием ZIP-архива

ZIP-архив поставки включает в себя все возможные компоненты и конфигурационные файлы. Достаточно распаковать архив на жесткий диск и OneScript будет готов к работе. Разумеется, при условии, что все зависимости в системе уже установлены.

Установка на Linux.

Отдельной инструкции по установке на Linux нет. Пользователь Линукс и сам кого хочешь научит устанавливать все что нужно 🙂

Предусмотрена поставка в виде deb и rpm пакетов, которые можно скачать со страницы дистрибутивов.

Если программа была установлена через инсталлятор, то для проверки работоспособности можно запустить командную строку (Win+R, cmd.exe) и в консоли написать oscript.

На экран будет выведена справка по параметрам запуска.

###См. также

С чего начать разработку скриптов на OneScript? Первые шаги

После моего доклада на INFOSTART 2017 EVENT COMMUNITY ко мне многие обращались с таким вопросом: с чего начать разработку скриптов на OneScript? В этой статье привожу набор ссылок и некий порядок действий (как его вижу я) для людей, не знакомым с этим инструментом.

 

 

 

Прежде всего хочу сказать, что я не явлюсь автором движка или стандартных библиотек OneScript. Здесь я бы хотел просто рассказать о том пути, который прошел я, чтобы начать разрабатывать на OneScript. Ни в коем случае не настаиваю на истинность или полноту действий. Если кто-либо из причастных захочет что-то добавить или изменить (на что я надеюсь), с радостью добавлю или изменю. Давайте напишем этот мануал вместе!

 

1. Для начала, предлагаю посмотреть вот это 25-минутное видео (которое я записывал в рамках пятничных вебинаров разработчиков 1С), где «с нуля» создается первый скрипт, а также объясняются все основные понятия:

 

2. В видео частично повторяются действия, описанные Андреем Овсянкиным в статье «Как решать повседневные задачи с помощью OneScript». Думаю стоит ее прочитать.

 

3. Далее, обратите внимание на официальный сайт проекта http://oscript.io, в частности на разделы:

 

4. Наиболее полный список и описание всех имеющихся стандартных библиотек содержится здесь: https://github.com/oscript-library, а обзор некоторых библиотек есть здесь: https://infostart.ru/public/699642/.

 

5. Все скрипты, в принципе, можно разрабатывать и в NotePad++, но все же удобнее это делать в Visual Studio Code.

 

6. Задать вопрос авторам:

  • По функциональности движка можно здесь: https://gitter.im/EvilBeaver/OneScript
  • По стандартным библиотекам здесь: https://gitter.im/EvilBeaver/oscript-library 
  • По каждому отдельному инструменту также доступно обсуждение в Gitter.
  • Про баги и хотелки можно писать в Issues соответствующего репозитория на GitHub.

 

7. На infostart уже имеется достаточно статей и программ написанных на OneScript. Прогнозирую в будущем создание отдельного пункта в разделах, например, в фильтре «Платформа»:

Ну а пока, можно воспользоваться поиском, для просмотра всех материалов по этой теме.

 

8. Примеры готовых инструментов (не из числа стандартных библиотек) на OneScript:

 

9. Еще полезные статьи о OneScript:

 

Ну и в заключение хочу сказать, что я вам искренне желаю не делать одни и те же действия руками. Не бойтесь изучать новое, не бойтесь заниматься автоматизацией. Это не только полезно, но и очень увлекательно. Удачи!

Смотрите также:

  • Как выбрать доменное имя для web-сайта?

    Итак, как вам нужно придумать доменное имя для своего блога или сайта. Но как сделать его запоминающимся? Как заставить людей возвращаться на сайт снова и снова? Об этом пойдет речь…

  • Сайт своими руками: с чего начать?

    В этой статье я расскажу о том, как своими руками сделать точно такой же как у меня сайт. Думаете это очень сложно? Ничего подобного! Просто следуйте инструкциям, и все получится!…

OneScript — Руководство разработчика

1Script разрабатывается группой энтузиастов на безвозмездной основе. Поэтому, мы приветствуем любую помощь проекту. Нам нужен, например, логотип проекта. Вы можете также доработать документацию проекта или изменить какой-то текст на этом сайте. Вы можете доработать этот сайт целиком, например, поменять дизайн или сделать более удобный синтакс-помощник. Иными словами, мы рады любым идеям, не стесняйтесь писать нам.

Свяжитесь с EvilBeaver и сообщите, что хотели бы сделать.

Во-первых, у нас есть открытый список задач: https://github.com/EvilBeaver/OneScript/issues — это по самому движку. Во-вторых, есть библиотека готовых пакетов скриптов и утилит. https://github.com/oscript-library Каждый пакет- по сути, отдельный проект со своим списком задач. Можно развивать и их в том числе.

Берете любую понравившуюся задачу и делаете ее. Потом присылаете pull-request.

Тестирование

Самая важная помощь — это то, что вы пользуетесь результатами наших стараний. Применяйте 1Script в своей работе и присылайте нам отзывы, пожелания, сообщения о найденных ошибках.

Если вы обнаружили ошибку или хотите предложить новую функцию — оставьте заявку в нашем таск-трекере.

Доработка библиотеки скриптов

Полезность языка на 90% определяется наличием готовых инструментов для него. Дорабатывайте или создавайте новые пакеты в библиотеке скриптов.

Скрипты пишутся на языке 1С — это наш с вами знакомый и любимый язык. Доработать что-то и прислать результат нам — это не страшно и не сложно.

По вопросам доработки библиотеки, пишите сюда: https://gitter.im/EvilBeaver/oscript-library

Если у вас есть полезный скрипт — поделитесь им с сообществом!

Доработка исходных кодов проекта

Самый простой способ — взять одну из задач (или создать свою собственную задачу) со страницы Issues и реализовать ее. Для реализации задачи нужно будет завести отдельную ветку в GIT, а когда задача будет решена — прислать pull request.

Мы работаем по процессу, который известен как git-flow. Неплохое описание этого процесса можно почитать по ссылкам:

При начале работы над новой функциональностью инициализируйте новую ветку по формату feature/ на базе текущей ветки develop (в git-flow программы SourceTree это выполняется автоматически) Не закрывайте ветку функциональности, пока Ваш pull-request не будет утвержден.

Помощь в доработке сайта

Нам не помешает любая помощь в доработке и раскрутке данного сайта. Например, если вы видите явную ошибку в устройстве сайта — не стесняйтесь написать нам про это.

Или же, если вы хотите предложить нам бесплатный сервер для хостинга сайта — мы тоже будем рады.

Donations

В конце-концов поддержать проект можно и материально.

Вырученные средства идут на оплату хостинга и доменного имени.

×

Поддержи проект!

Инфраструктура проекта использует арендованный сервер, который требует оплаты.

Вы можете поддержать проект, перечислив любую удобную сумму, которая пойдет на оплату сервера и поддержку инфраструктуры.

OneScript — Руководство разработчика

Когда приступаешь к работе над чужим кодом — главное быстро разобраться, где что находится. Давайте попробуем это сделать.

Откроем в Visual Studio файл 1Script.sln и посмотрим на структуру проекта.

Солюшен содержит несколько сборок:

СборкаОписание сборки
oscriptКонсольное exe-приложение, выполняющее сценарии в командной строке
ScriptEngineЯдро движка. Определяет базовые возможности языковых средств. Содержит компилятор и виртуальную машину
ScriptEngine.HostedScriptБиблиотека, обеспечивающая подключение скриптового движка к исполняющим приложениям (exe). Эта библиотека содержит все прикладные классы (Коллекции, Xml и прочее).
ScriptEngine.SnegopatОбеспечивает интеграцию с проектом «Снегопат»
TestAppТестовое приложение с графическим интерфейсом. Позволяет писать несложные скрипты и выполнять эксперименты по изучению движка

Как правило, расширение и развитие функционала должно реализовываться в библиотеке ScriptEngine.HostedScript.dll. Именно там содержатся все классы стандартной библиотеки и именно там нужно добавлять новые классы.

Терминология

ТерминОписание
КомпиляторСовокупность объектов, выполняющих трансляцию языка 1С в байт-код скрипта
Виртуальная машинаОбъект, непосредственно выполняющий байт-код скрипта. ВМ реализована в классе MachineInstance
Программное окружениеНабор всех классов, переменных и функций, видимых из языка. Это набор всех языковых средств, которые может использовать разработчик скрипта.
Контекстэлемент программного окружения. Собственно, программное окружение представляет собой набор контекстов, подключенных к виртуальной машине. Все классы, доступные из языка, представляют собой контексты.
Глобальный контекстконтекст, который подключен в глобальную область видимости. В результате все его свойства и методы доступны в скрипте как глобальные.
Например, если контекст «Массив» подключить в глобальную область видимости, то глобально будут доступны функции Добавить(), Количество() и Получить().
Глобальный контекст реализован именно как класс. Это обычный класс, но он подключен в глобальную область видимости, за счет чего все его свойства и методы в скрипте видны как глобальные.

Базовые понятия

IValue — универсальное значение

Каждое значение представлено типом IValue. Поскольку язык 1С слабо типизирован, то IValue может хранить любое значение. Все числа, строки, объекты, все это — экземпляры IValue.

Интерфейс IValue имеет несколько методов, позволяющих «добыть» из него конкретное значение:

  • Функция AsString — приводит объект к строке и возвращает ее. Как правило, результат функции аналогичен стандартной ф-ии ToString(), но не обязательно.
  • Функция AsNumber — приводит объект к типу decimal, т.е. получает тип Число. Если это невозможно, выбрасывается исключение «Приведение к типу Число невозможно»
  • Функции AsDate/AsBoolean выполняют аналогичные приведения значений
  • Функция AsObject приводит значение к объектному типу. Выбрасывает исключение «Значение не является значением объектного типа», если тип не является объектом.

IRuntimeContextInstance — базовый объектный тип

Все объекты представлены экземплярами типа IRuntimeContextInstance. Этот тип является самым базовым для любых объектов.

Именно этот интерфейс используется для вызова свойств и методов объектов внутри виртуальной машины. Функция IValue.AsObject() возвращает как раз IRuntimeContextInstance.

IVariable — просто переменная

Переменная хранит внутри какой-то IValue. Вне виртуальной машины IVariable позволяет организовать возврат значения через параметр (выходной параметр метода). об этом позже

Нужно взять одну из задач (или создать свою собственную задачу) со страницы Issues и реализовать ее. Для реализации задачи нужно будет завести отдельную ветку в GIT, а когда задача будет решена — прислать pull request.

Если возникают вопросы по разработке — не стесняйтесь спрашивать прямо в комментариях к выбранной Issue или черезличные сообщения в BitBucket.

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *