План описание текста: Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение – План текста-повествования / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Как писать сочинение-описание — РУССКОЕ СЛОВО

Добрый день, уважаемые гости и постоянные читатели блога «Русское слово».

Обнаружилась ужасная вещь: статья о том, как писать сочинение-описание самым непостижимым образом… исчезла! У меня в статьях встречаются ссылки на страницу статьи о сочинении-описании, а самой статьи нет! Как же так?! И почему вы молчите?! Прошу вас, не спешите уходить с сайта, если что-либо не нашли или есть вопросы! Оставьте свой отзыв, пожалуйста! Не стесняйтесь критиковать меня, мои статьи, ссылки! Задавать любые вопросы и высказывать замечания! Я буду очень благодарна вам за любой комментарий на сайте!

Пришло время, наконец, исправить досадное недоразумение с пропажей статьи и написать новую.

Итак, с чего начать работу над сочинением-описанием?
Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста. Как это сделать, можно прочитать здесь.

Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание.

Значит, вам надо что-либо ОПИСАТЬ. Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д.

Описать – значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. д…

Таким образом, описать – значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и ПРИЧАСТИЙ, существительных и наречий!!!

Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом — отличие описаний от текстов-повествований

! Почему? В описаниях нет движения. Нет развития действия, нет событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.

Описание — это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор.

Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Мой совет: используйте в описании глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

Пример типичного текста-описания

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

 (А. И. Куприн)

Каких слов в этом отрывке больше?

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотыеприлагательные.

Освещенные, еще не взошедшегопричастия.

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…

Какие бывают описания?

В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.

Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).

Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».

Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.

Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.

Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.

Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

Как писать сочинение-описание (план)

  1. Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
  2. Отдельные признаки и детали.
  3. Отношение автора текста к описываемому.

Вот и все на сегодня.

У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!

В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?

Удачи!

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Характеристика текста как основной единицы речи План

 

 

 

 

 

 

 

1.       Определение понятия текст и его общая характеристика.

2.       Способы изложения и типы текстов.

3.       Виды связи, структурные компоненты текста.

4.       Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

5.       Общие рекомендации по корректировке текста.

 

1. Общие сведения о тексте таковы.

Текст (лат. textum – ткань, соединениеявляется единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

Другими словами, если речь рассматривать не только как процесс, но и как результат, то именно текст – устный, письменный, мысленный – как раз и будет таким результатом, поскольку содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Из определения также следует, что 

основными признаками текстаявляются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность. А ведь это те самые признаки, о которых уже говорилось, когда определялись качественные показатели речевой культуры. Напомним, в чем они проявляются.

Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.

Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения.

Цельность проявляется в смысловом единстве.

В свою очередь, логичностьпредполагает следование трем законам логики: тождества, противоречия и достаточного основания. Сутьпервого в том, что в рамках одного рассуждения предмет мысли остается неизменен, отход от главной темы есть нарушение логики. 

Второй закон говорит о том, что не могут быть истинными два противоположных положения. Третийтребует четкости в аргументации при доказательстве или опровержении какой-либо мысли.

Также показателем качества текста, его важнейшим признаком считаетсялаконичность,т.е. умение в малой форме передать большое содержание. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью простого и сложного предложения. Что предпочесть? Многое диктуют форма, стиль речи, особенности жанров. Например: отличительная особенность книжной письменной речи – употребление сложных предложений. Хотя известны слова Паскаля: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко». Л. Толстой писал: «Короткие мысли тем и хороши, что заставляют думать». С одной стороны, лаконичность предполагает сжатость речи, а с другой – информационную насыщенность, которую следует отличать от избыточности, т.е. уметь избегать тавтологии и плеоназмов. В то же время в художественном стиле плеоназм может придать тексту выразительность: «И устарела старина и старым бредит новизна» (А.C. Пушкин).

Чтобы текст соответствовал вышеназванным признакам, а значит тому, что связано с понятием хорошей речи, он должен быть подчинен единой теме,наилучшим образом выражать заложенную в нем идею и отличатьсякомпозиционной стройностью.

Напомним, что тема – это то, что лежит в основе речевого произведения, то, о чем говорится в тексте. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Заглавия могут быть широкими и узкими. (Охрана природы. Влияние вредных выбросов в атмосферу.)

Нужно заметить, что не следует приравнивать тему к общему содержанию, поскольку последнее является более широким понятием: оно отражает не только то, о чем говорится в тексте, но и отношение автора к теме. Следует помнить, что тема может содержать микротемы, т.е. части общей темы.

Подчеркнем, что идея текста (основная мысль)всегда связывается с тем,что хочет сказать автор, это выражение авторского замысла. Идея может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего ее надо понять из контекта произведения и сформулировать. В случае затруднения обычно рекомендуется произвести смысловое сжатие текста.

Как это сделать? Для этого нужно отыскать и выделить в тексте главные, опорные слова, которые являются своеобразным ключом для передачи идеи текста: именно они помогут вам сформулировать основную мысльпроизведения.

Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.

Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста. Особенности построения текстов, наличия и следования его частей будут проанализированы ниже применительно к текстам разных типов.

2. В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста:описание, рассуждение, повествование.

Описание – это словесное изображение явлений, предметов действительности путем последовательного перечисления их признаков (свойств). Основной вопрос, на который призвано отвечать описание, – это вопрос «какой?» Композиция описания включает: 1) название предмета, 2) изображение деталей, 3) общее впечатление о предмете или явлении. Описание характеризуется статичностью, перечислительной структурой однородных компонентов, перечислительной интонацией. Нередко речевой ошибкой в текстах-описаниях считается неоправданное использование противопоставления вместо перечисления.

Повествование представляет собойрассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Такие тексты отвечают на вопрос: 

«Что произошло?» и характеризуются динамичностью, соотнесенностью видо-временных форм глаголов-сказуемых. Композиция обычно состоит из следующих компонентов: 1) экспозиция (часть, предшествующая завязке), 2) завязка (начало действия), 3) развитие действия, 4) кульминация (момент наивысшего напряжения), 5) развязка (конец действия). Это можно наблюдать в развернутых эпических жанрах: повестях, сказках, романах, но если текст-повествование является эпизодом полномасштабного произведения, то в его композиции могут быть представлены не все компоненты. Нарушение последовательности считается серьезной речевой ошибкой в текстах-повествованиях.

Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос:«Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Рассуждение характеризуется наличием сложных структур, передающих причинно-следственные связи, отношения. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.

Чтобы обобщить данную информацию, такое деление текстов на определенные типы можно представить в виде следующей таблицы и комментария к ней.

 

Тип текста

Основной

вопрос

Характер

содержания

Текст-описание

 

 

 

Что произошло..?

Речь идет о последовательных событиях: сначала.., потом.., затем… и наконец… .

Текст-повествование

Какой..?

Каков..?

Речь идет о признаках, свойствах, о том, что составляет характеристику предметов, явлений, субъектов и объектов действия

Текст-рассуждение

Почему..?

Речь идет о причинах возникновения явлений, событий, процессов, устанавливается между ними связь

 

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения (доказательства).

 

3. Анализ третьего вопроса – виды связи предложений в тексте – позволит объяснить, как они соединяются, как при этом образуется единое речевое произведение.

Известно, что предложения могут быть связаны 

последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Эта связь называетсяцепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зеленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического повтора в виде перифразы:  Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соединения предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встречается там, где мысль развивается линейно: и в 

текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

 

Другой вид связи предложений –параллельный.Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым же-лезом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

Очень часто некоторые члены соединяемых предложений имеют одинаковое лексическое выражение. В этом случае параллельная связь усиливается

 анафорой. Этохудожественное средство языка, для которого характерно единоначатие, повторение первого слова в предложениях. Но анафора – необязательное условие параллельнойсвязи. Такая связь может достигаться параллелизмом синтаксической структуры предложений:Маленькие ветви пригнуло к земле. Желтые листья унесло далеко в сторону. (Безличные предложения.) Параллельные связи используются в текстах с экспрессивной окраской, в текстах художественного ипублицистического стиля. Особенно характерен параллелизм для поэтической речи. А. Блок «Анне Ахматовой»:

«Красота страшна» – Вам скажут, –

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан – в волосах. …

————————————-

Вы задумаетесь грустно: …

«Не страшна и не проста я;

Я не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна.»

Параллелизм – сюжетный и синтаксический – составляет суть этого стихотворения, имеющего кольцевую композицию.

 

Схема параллельной связи такова:

 

 

 

 

 

Итак, в любом тексте наблюдается сцепление, связь предложений. Как предложения строятся по определенным синтаксическим моделям, точно так же и предложения соединяются по определенным синтаксическим правилам. Язык диктует нам не только правила образования слов, словосочетаний и предложений, но и правила соединения самостоятельных предложений. Эти знания важны для владения связной речью, т.е. умения строить собственное высказывание. Нарушение связи расценивается как нарушение нормированности построения текста.

 

Выше было показано, как объединяются самостоятельные предложения. Теперь необходимо узнать, во что объединяются самостоятельные предложения. Звуки объединяются в слова, слова в словосочетания, а предложения? Предложения – в строфы, или в абзацы.

 

Группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль, называется в лингвистике сложным синтаксическим целым, сверхфразовым единством, компонентом, абзацем, прозаической строфой.

 

Мы будем придерживаться последнего термина, прозаическая строфа,поскольку абзац имеет и другое значе-ние – отступ в начале строки, красная строка. Ставя абзац, мы отмечаем, что в тексте начинается новая мысль. Это своеобразная разбивка текста, которая позволяет нам сконцентрировать внимание на той или иной мысли автора. Правильное абзацное членение важно еще и потому, что человеку вообще свойственно членить информацию, воспринимать ее частями.

Другими словами, с помощью абзаца мы членим текст на строфы – наименьшие, относительно законченные, смысловые, структурные части целого речевого произведения.

Строфа как единица текста имеет свою композициюзачин, содержащий начало мысли, микротему строфы; затем следует средняя часть – развитие мысли темы, а далее идет завершение – концовка, которая, как правило, выделяется специально, так как требуется подчеркнуть, что развитие мысли строфы заканчивается. Организующие строфу компоненты выполняют неодинаковую роль.

Наибольшей свободой построения характеризуется обычно первое предложение строфы, или зачин, где используются специальные синтаксические средства, оформляющие момент начала мысли. Зачин может быть представлен в виде:

– постановки проблемы,

– вопроса,

– примера,

– замечания о важности темы,

– цитаты.

Другие предложения менее самостоятельны в структурном и смысловом отношении. Только первое предложение можно считать построенным свободно. Структура второго предложения и последующих в значительной степени определена и обусловлена отношением к первому. Предложения средней части особыми средствами не оформляются: они присоединяются к зачину посредством цепной или параллельной связи.

Существуют и другие виды связи предложений в строфе, например, присоединительные, отличающиеся большей свободой в их организации и содержании, большей независимостью в составе целого. Они характерны для художественных текстов, которые не являются предметом нашего анализа

По типу связи предложений различаются цепные и параллельные строфы. Цепные строфы играют большую роль в связной речи. Строфы с цепными связями составляют основную массу (80-85%) словесной ткани текста во всех стилях речи.

Нижняя граница строфы – концовка – выделяется, как правило, особо, специально. (Древние римляне: «Dixi – Я сказал!»)

Наиболее распространенными являются следующие типы концовок:

– выводы, в которых содержатся все положения, рассмотренные в тексте;

– концовка-повтор, которая делает речь подчеркнуто завершенной;

– цитата.

Некоторые строфы получили название кольцевых, так как зачин и концовка их полностью или частично совпадают, что подчеркивает цельность и завершенность строфы. Они чаще используются в жанрах публицистического стиля, чем научного, потому что отличаются эмоциональной окрашенностью.

Например: Я пересек Сибирь от… и до…. Побывал … . Увидел… . Узнал… . Я пересек всю Сибирь и понял… .

Представленная композиция строфы – типовая, но необязательная. В зависимости от структуры произведения возможны строфы без зачинов, без концовки, строфы-предложения, например текст рекламы.

 

Итак, мы выяснили, что строфа является основной единицей текста. Мы поняли, что каждый шаг вперед от слова к тексту ведет к укрупнению единицы нашего анализа. В словосочетании такой единицей является слово, в предложении – член предложения, в строфе – предложение, в тексте – прозаическая строфа.

Но чтобы составить развернутый текст (высказывание), мы обязаны мыслить более крупными семантико-синтаксическими «блоками», ведь развитие темы обычно осуществляется на уровне двух-трех строф. Так образуются сложные семантико-синтаксические единицы, которые получили названиефрагмента текста. Как правило, «программа» фрагмента содержится в первой строфе, там намечается тема и узловые моменты ее развития. Подобные строфы называются ключевыми. Это своеобразные зачины фрагмента. Строфы, находящиеся внутри фрагмента, призваны пояснять, иллюстрировать основную тему. Поэтому они менее самостоятельны и не оказывают влияния на развитие главной, сквозной мысли. Именно зачины фрагментов образуютсмысловой каркас произведения, там содержатся опорные фразы, заключающие в себе основные мысли-тезисы. Об этом следует помнить при составлении вторичных текстов на основе оригинала, например: аннотации, конспекта или реферата, подробный анализ которых будет представлен ниже.

Далее за фрагментом– крупной семантико-синтакси-ческой единицей текста – следуют параграф, глава, часть, том.

Схему связной книжной письменной речи можно представить следующим образом: предложение – строфа – фрагмент – глава – часть – законченное речевое произведение (текст).

Специфика всех перечисленных единиц текста – в их структурной и смысловой законченности. Конечно, не в каждом произведении должны быть представлены все компоненты схемы. Объем, протяженность их могут быть разными: включать одно предложение (афоризм, загадка, пословица), одну строфу или один фрагмент (заметки в газете, служебная записка) и более значительные его составляющие.

 

4. Вполне понятно, что композиция текста в целом, его построение определяется общим замыслом, типом текста и жанрово-стилевыми особенностями. Композиция может быть ступенчатой, когда автор последовательно переходит от одной мысли к другой (параграфы учебника), иконцентрической, при этом автор на протяжении всего текста несколько раз возвращается к сказанному, но на новом уровне (лекции).

В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста.Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.

1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).

3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.

4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.

5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.

6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.

7) Композиция текста также может быть построена на приемепараллелизма.

8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом,построенном на намеренном нарушении логики.

Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.

Такова общая характеристика текста как речевой единицы.

 

 

 

5. Итак, чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.

1.       Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.

2.       При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.

3.       При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.

4.       При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.

5.       При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.

6.       Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

 

Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, чтохороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.       Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2.       Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3.       Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?

4.       Что такое цепная и параллельная связь предложений?

5.       На какие структурные компоненты членится текст?

6.       Какие факторы определяют композицию текста?

7.       Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 10

 

План лингвистического анализа текста

 

План лингвистического анализа текста

 

1.     Тема текста.

Темой текста является описание…

Это произведение посвящено изображению…

 2.     Основная мысль

Автор стремится показать…

Автор подводит читателя к выводу, что…

Основной мыслью произведения является…

 3.     Количество микротем

Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…

В данном тексте можно выделить следующие микротемы…

Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем.

 4.     Настроение

 Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)

Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…

 Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением.

 5.     Средства художественной изобразительности

 В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

эпитеты…,

сравнения…,

метафоры…,

олицетворения…

Автор достигает своей цели, используя …

6.     Лексические особенности

В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.

Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…

Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.

Обилие разговорной лексики позволяет передать… 

7.     Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса

 В тексте преобладают простые (сложные) предложения

По цели высказывания большинство предложений — …, по интонации —  …

Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …

Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.

Предложения с многоточиями…

Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.

Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.

 8.     Звуковые средства художественной изобразительности

Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.

Звуки … пронизывают все произведение.

      Из звуковой гаммы текста выделяются …

Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение произведения.

 9.     Элементы стихотворной речи

В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …

Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс

Урок развития речи

 (презентация Текст- описание)

Класс: 3

Тема: «Текст — описание»

Цели и задачи:

  • Выявить структуру текста — описания
  • Определить последовательность составления текста — описания и слова, помогающие строить описание
  • Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления
  • Учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

Приём работы:

   Средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение)

Оборудование для учащихся:

     рабочая тетрадь, рабочие тексты

Оборудование для учителя:

  Схемы, рабочие тексты, компьютер, проекционное оборудование

Ход урока:

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Вспомните — какие тексты есть в русском языке? (описание, повествование, рассуждение)

Как вы думаете, какой из трех текстов является описанием?  Приготовьтесь     обосновать свое мнение.

( рабочие тексты на столах у учащихся)

1)  Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в воде свое отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим. Чужое не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с чем.

2) Это — собака. У неё короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится.

3) Я давно прошу маму купить мне собаку. Ведь собака — это преданный друг, умный помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне так хочется её приобрести.

( первый — текст — повествование, т.к. рассказывает о том, что произошло, и отвечает на вопрос что случилось?, что произошло?

Второй — текст- описание, описывается собака, и текст отвечает на вопрос какой?

Третий — текст рассуждение, поясняет почему мальчик хочет завести собаку, и отвечает на вопрос почему?) (Слайд 2)

-Вспомните признаки текста. Что вы хотите сказать? Чего не достаёт?

(Текст не завершен — нет заглавия)

— Предложите свои варианты. (Слайд 3)

3.  Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи. (Общеклассная дискуссия)

— Давайте попробуем составить текст-описание, например, опишите белочку. (Слайд 4)

— Что заметили? Составить текст — описание с ходу трудно. Почему? (Надо знать, как он строится.)

4. Решение учебной задачи.

 Можно на примере этого текста-описания «Такса» узнать, как он построен, какие слова в нем используются, которые помогут построить такой текст, потом только учиться строить описание. (Слайд 5 по 2 щелчку)

На какой вопрос сможем ответить сегодня? ((Кто такая такса?)

-Какие слова помогли вам сразу узнать, что это такса? Какие признаки отличают ее от других пород собак? Прочитаем эти признаки в тексте. (Слайд 5 по 3 щелчку)

Что называют (обозначают) эти слова?

( Признак предмета)

-Предложите, как можно назвать эти слова-признаки, которые указывают на существенные отличия этой породы от других пород?

( Можно сказать главные, первостепенные, первые признаки.)

— В науке их так и называют — главные признаки

(Прикрепить на доску под вопросом и заглавием текста табличку со словами главные признаки.)

— Какие признаки в описании таксы не указывают точно на ее породу, на те признаки, которые есть у многих собак? (Слайд 5 по 4 щелчку)

Как бы вы назвали эти признаки? Предложите.

( Неглавные, несущественные, как бы вторые…)

— Да, вторые или второстепенные — признаки второй степени.

— Это когда о собаке рассказывают уже подробно, какая она.

— Это подробности.

(Добавить к первой табличке вторую — подробности.)

— Прочитаем оставшуюся часть описания. (Слайд 5 по 5 щелчку)

-Что выражает автор текста в словах этой части?

 Это — отношение автора к собаке этой породы.

( Прикрепить табличку со словами свое отношение.)

-Вернитесь к выделенным и названным вами частям текста. Прочитайте их вновь. Что вы составили? (план) (Слайд 6)

План:

1. Название текста

2. Главные признаки

3. Подробности

4. Своё отношение

5. Первичное закрепление (Слайд 7)

-Перечитайте текст, выделяя (называя) структуру текста описания.

6.Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний

На экране репродукции четырех картин, изображающих лес в разное время года. (Слайд 8)

-Рассмотрите картины. Я опишу одну из них, догадайтесь какую. Докажите свои предположения.

Я вхожу в лес. Под ногами шуршит опавшая листва. Деревья уже почти голые. Воздух чист и прохладен. Небо серое, но безоблачное. Я люблю бродить по лесу в это время года: вкусно пахнет грибами и мхом.

(картина в правом нижнем углу) (Слайд 9)

-Это картина И.Левитана «Осень». Прочитайте и назовите все части выделенные нами в плане. (Слайд 10)

7 .Самостоятельная работа

-По составленному плану составьте свой текст-описание «Белочка» (Слайд 11,12)

8. Проверка

Заслушивание написанных текстов.

9. Итог урока

-Какие тексты разбирали на уроке?

-Какая структура текста- описания?

10. Рефлексия

-Чему научились на уроке? Хорошо ли вам было?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *