Как делать анализ текста ℹ️ план комплексного и целостного анализа, алгоритм, вопросы, критерии, примеры текстового разбора по литературе
Обзор по литературе
Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.
Как сделать анализ текста по литературе:
- Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
- Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
- Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
- После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
- Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
- Затем нужно определить главную тему произведения.
- Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
- Составить план работы, разделив его на смысловые части.
- Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
- Определить связь, соотношение начала и конца работы.
- Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
- Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
- Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
- Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
- Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
- Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
- Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.
Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.
На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:
- ключевые слова в каждой смысловой части;
- опорные синонимы и антонимы;
- неоднозначные слова и слова с переносным значением;
- использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
- просторечные выражения и возвышенный слог;
- эмоциональные и оценочные высказывания;
- фразеологизмы.
Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».
Универсальный план
Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.
Сокращенный вариант плана для анализа:
- Род произведения: эпос, лирика или драма.
- Жанр.
- Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
- Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
- Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
- Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
- Главное противоречие и его особенности (если есть).
- Композиция.
Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.
Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).
Как делается анализ текста:
- Чтение текста и разделение его на части.
- Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
- Поиск и разбор позиции автора.
- Поиск и разбор микротем.
- Разработка плана текста.
- Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
- Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
- Описания жанра и композиции.
- Разбор художественных средств выразительности.
- Отношение и впечатление читателя.
При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.
Разбор прозы и поэзии
Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.
План для разбора стихов:
Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.- Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
- Главная идея и тема.
- Размер и используемые рифмы (тип).
- Какие тропы использовал автор.
- Фонетика стихотворения.
- Специфика лексики.
- Описание главного лирического героя.
- Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
- Личное отношение к произведению.
План для разбора прозы:
- Автор, название, условия и история создания.
- Направление и жанр.
- Главная идея и тема.
- Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
- Описание сюжета (композиция, линия).
- Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
- Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
- Описание личного отношения читателя к произведению.
В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.
Пример текста-описания: как правильно написать
Многие ученики задаются вопросом: «Что такое текст-описание?» И неспроста, ведь школьникам часто задают подобные сочинения. Поэтому необходимо знать, что они собою представляют.
Что такое сочинение-описание?
Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли?
Следовательно, создать сочинение-описание – значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос «какой?». Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.Наиболее распространенные темы подобных текстов
В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как «Описание товарища», «Моя мама за работой», «Мой домашний любимец», «Наша аллея в осеннюю пору». В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, «Домик сказочного персонажа», «Описание моего любимого книжного героя». Вообще, тем может быть довольно много.
Предметы в движении
Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики – настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др.
Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо учитывать это. Каждый ученик должен знать, что такое текст-описание.Научный текст-описание
Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.
Художественное сочинение-описание
Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже пример текста-описания, предоставленный учителем, редко облегчает им задачу.
Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.План такого сочинения
Художественный текст-описание обычно составляется по такому плану:
1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).
2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.
3. Личное мнение о том, что является темой текста.
Пример текста-описания
Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого.
С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.
А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.
Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.
Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.
Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием «Золотая осень», после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Воронцовский парк. Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.
Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.
Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку.
Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.
В заключение
Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок развития речи по теме «Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания».
Тема: «Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания».
Цель: дать представление о типе речи описании, признаках текста- описания, расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах; закрепление умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы, развитие умения размышлять, формулировать умозаключение.
Ход урока.
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, тему урока «Описание предмета».
II. Работа по теме урока.
На экране слайд 1.
1. Слово учителя.
– Что такое описание? Я приготовила вам словарики, к которым мы будем обращаться на уроке. Прочитайте, что такое описание.
– Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
II. Постановка проблемы.
1. – Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы, догадайтесь, прочитав текст.
На экране текст (слайд 2).
… может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
– Что описывается в тексте? (море)
– Правильно, море. Сегодня вы должны научиться описывать море. В течение урока вы будете собирать материал, слова о море для того, чтобы в сочинении показать, какое оно, море. Репродукции картин
2. И.К. Айвазовского помогут вам представить море. Каким показано море на этих репродукциях?
III. Отбор и систематизация материала к сочинению.
1. – А вы, ребята, знаете, как называются художники, рисующие море?
– Давайте обратимся к словарику. Прочитайте: «Маринист-художник, изображающий морские пейзажи».
– Кроме И.К. Айвазовского, море рисовали А.И. Куинджи, Л.Ф. Лагорио (показать на слайдах 3-6 работ этих художников). Понравились вам? Что особенно вам понравилось, почему?
– Художники красками нарисовали такие замечательные морские пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать море, показать, какое оно, с помощью слов. И сделать это нужно грамотно.
2. – Повторим орфограммы. Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите. (на отдельных листах записаны слова с пропущенными буквами, показываю по одному):
М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.
Обменяйтесь тетрадями с соседями, проверьте, правильно ли вставлены буквы.(в показанных словах открываю ранее закрытые буквы)
3. – Вам для сочинения понадобятся «морские» слова. Назовите как можно больше однокоренных слов к слову «море». (Ребята по цепочке, устно называют однокоренные слова) Молодцы.
– Необходимо не только грамотно писать слова, но и правильно расставлять знаки препинания.
– Проверим, хорошо ли вы знаете правила пунктуации.
4. – Вернёмся к тексту (слайд 7). Найдите в тексте предложение, соответствующее этой схеме:
– Какое это предложение ?
С однородными членами.
– Поставьте знаки препинания.
– Какой частью речи выражены однородные сказуемые .
5. – А вы знаете, ребята, что прилагательные не просто определяют предмет, называют его типичные признаки , но и подчёркивают особенную черту предмета. Такие слова называются эпитетами.
– Откройте словарики, прочитайте значение слова «эпитет»: «Эпитет- определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете».Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Вы знаете, создан «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло, в котором отражены эпитеты 600 писателей и поэтов (слайд 8).
6. – Продолжаем подготовку к сочинению о море (слайд 9). Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.
- По величине: …
- По глубине: …
- По цвету: …
Прочитайте. Внимание на экран. Проверьте правильно ли распределили эпитеты (слайд 10). Молодцы.!
7.– Вы увидели, ребята, каким море может быть по глубине, по величине, по цвету. А теперь послушаем, как море звучит.
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза.
Звучит шум прибоя.
– Вы услышали море. Какое оно по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему вы решили, что море сердится?
– Как называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к нему обращаться.
– Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто использовали олицетворение.
Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений (слайд 11).
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей .
Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
В.А. Жуковский «Море»
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет
До незыблемых высот.
Ф.И. Тютчев «Море и утёс»
– Всё, что сегодня вы вспомнили, узнали о море, пригодится вам при выполнении следующей работы. Перед вами тексты (слайд 12) с пропущенными словами. Вы выбираете один из текстов,вставляете подходящие по смыслу слова так, чтобы у вас получился связный текст.
Море ___ третий день, и шхуна никак не могла пристать к берегу. ____ волны ____ били о борт, словно хотели перевернуть судно. Шхуну ___ из стороны в сторону. На горизонте море сливалось с грозовым небом, было ___ цвета. Там, где из свинцовых туч пробивалось солнце, вода становилась _____. Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.
– Проверим, насколько вы справились с заданием.
– А дома вы дополните ваш текст своими предложениями о море. Таким образом, у вас получится сочинение.
IV. Подведение итогов.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось?
V. Выставление оценок.
3.Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Закрепление знаний 6.Самостоятельная работа 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 8.Домашнее задание | Творческое задание Работа в группах. Продолжите ряд определений. Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое… Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное… Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые… Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой… Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый… Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие… Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные… Обучающиеся отвечают, дополняя свои описания, корректируя их. | На столах лежат карточки с описаниями частей лица. Нужно дополнить описания. 1.Закрепить умение описывать лицо человека. 2.Повторить безударные гласные, проверяемые и непроверяемые. ПОРТРЕТНАЯ ЛЕКСИКА Цвет глаз: бирюзовые, васильковые, голубовато – серые, голубые, жемчужно – серые, зеленые, золотистые, изумрудные, иссиня – черные, карие, коричневые, светло – голубые, светло – зеленые, светло – карие, серые, синие, темно – серые, темные, черные, янтарные, ярко – голубые. Характер взгляда: (глаза) бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бессонные, блестящие, близорукие, быстрые, влажные, заплаканные, зоркие, искрящиеся, лучистые, мутные, открытые, пламенные, потупленные, пронзительные, сияющие, сонные, усталые, яркие, ясные. Форма глаз: большие, глубокие, громадные, круглые, маленькие, миндалевидные, монгольские, прищуренные, продолговатые, раскосые, узкие, широкие. О выражении состояния и характера человека: (глаза) азартные, бедовые, беззаботные, беспечные, благородные, вдохновленные, виноватые, внимательные, выразительные, восторженные, восхищенные, встревоженные, вызывающие, говорящие, гордые, горячие, грустные, дерзкие, добродушные, добрые, доверчивые, жадные, жгучие, живые, завороженные, задумчивые, зовущие, изумленные, иронические, колючие, кроткие, ласковые, любопытные, любящие, мудрые, мягкие, наблюдательные, надменные, наивные, непонимающие, невинные, нежные, озорные, печальные, понимающие, приветливые, простодушные, радостные, робкие, смелые, смешливые, строгие, счастливые, удивленные, умные, холодные, честные, шаловливые. Цвет волос: белесые, белокурые, белые, блестящие, вороные, выцветшие, золотистые, иссиня – черные, каштановые, медно – рыжие, медные, огненно – красные, огенно – рыжие, ореховые, пепельные, поседевшие, пшеничные, разноцветные, русые, рыжие, светлые, седые, серебряные, смоляные, темные, тусклые, черные. Состояние волос:буйные, волнистые, всклокоченные, вьющиеся, гладкие, густые, длинные, жесткие, жидкие, зализанные, колючие, короткие, косматые, кудрявые, курчавые, лохматые, мягкие, нежные, непокорные, непослушные, прибранные, приглаженные, прямые, пушистые, пышные, распущенные, растрепанные, редкие, слипшиеся, сухие, тонкие, тяжелые, шелковистые. Величина и форма рук: аккуратные, аристократичные, атласные, бессильные, большие, вялые, гибкие, гладкие, детские, длинные, железные, женские, жесткие, загрубевшие, изящные, красивые, крепкие, крупные, маленькие, могучие, мозолистые, мокрые, мощные, мужские, мягкие, небольшие, нежные, некрасивые, породистые, пухлые, рабочие, сильные, сухие, твердые, тонкие, трудовые, тяжелые, хилые, холеные, худые, шелковые, энергичные. Цвет и состояние рук: белоснежные, белые, бледные, горячие, дрожащие, жаркие, красные, ледяные, нервные, прохладные, снежно – белые, спокойные, трепетные, усталые, холодные. Руки как символ ловкости и умения: быстрые, верные, волшебные, всемогущие, деятельные, добрые, золотые, опытные, подвижные, проворные, резвые, трудолюбивые, уверенные, умелые, шустрые. Руки как черта характера и состояния: безжалостные, беспощадные, верные, добрые, жадные, жесткие, заботливые, загрубевшие, ласковые, надежные, осторожные, преступные, пугливые, смелые, твердые, ухватливые, хозяйские, честные, чистые, чуткие, щедрые. | Познавательные: формулирование темы Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: Выражение своих мыслей; аргументация Познавательные: умение применять пройденный материал на практике; умение аргументировать Личностные: самоопределение | 7 слайд.Звучит песня на стихи А. Кушнера к мультфильму «Пластилиновая ворона» Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, — Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется портрет. Слайды 11-14. — Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему. И при создании сочинения-описания внешности человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему. — Как вы думаете, что такое психологический портрет? — Где его можно использовать? Слайд 15,16 Итак, портрет может быть внешним и внутренним. В чем их различие? Слайд 17. Физминутка. III. Формирование умений составлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, редактировать предложения, исправляя грамматические ошибки. Слайд 18. Редактирование.Анализ сочинения с недоработками. Переработка текста — предупреждение ошибок. Девочка у окна. У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Ее черные глаза, похожи на каштаны, и большие.Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты. Ресницы длинные. Длинные черные волосы в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту. Девочка красива. Анализ текста:
— В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека. Творческое задание. Узнай портрет героя. Работа в парах. 1. «…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…»; «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…» (Герасим, рассказ И.С. Тургенева «Муму»). 2. Преклонных лет старец,высокий и плотного телосложения,который крестится от страха и божится всё время.Одет в коричневую рясу,на одном глазу бельмо,а на носу бородавка,напоминающая муху. (Дьячок Вонмигласов из рассказа А.П. Чехова «Хирургия») 3. «…Все любили молодого учителя… за доброту и за щедрость…»; …роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой …»; «…начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием, предводительствовал отважными злодеями…»(Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский». 4. «…Герой хоть невелик ростом…» «…Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали…» Он русский офицер: «…Служил на Кавказе офицером один барин.» (Жилин из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Слайд 19. Рефлексия.Подведем итог урока. Многие славно потрудились. — Чему был посвящен урок? — Что нового узнали на уроке? — Какие затруднения испытали? — Что помогло нам их преодолеть? — Какие задания вам особенно понравились? — Вспомним, что такое портрет? — На какие вопросы отвечает текст описания? — Оценивание учащимися урока в «Карте достижений». На следующем уроке мы продолжим тему. Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 39. Дополнительное задание: описать портрет близкого вам человека | Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. На столах лежат карточки с описаниями портретов литературных героев. Надо назвать имя героя, произведение, автора. |
План-конспект по русскому языку на тему: Типы текстов
Тема: Строение текстов разных типов.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о типах текстов.
Задачи: Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Тип: обобщение и систематизация знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, картинка тигра, эскиз газеты, памятки, карточки с буквами Р,О,П .
Результаты обучения:
Умеет:
— определять тип текста;
— различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;
— самостоятельно составлять тексты разных типов, используя свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;
— давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ход урока.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Настроенье каково?
Во!!!
1.Организационный момент.
— Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!
— Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
— Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)
— Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.
Деление на группы
1 группа-«Сообщаю» 2 группа –«Описываю» 3 группа –«Рассуждаю» 4 группа – «Составляю»
Психологический настрой:
Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Наш девиз: «Один за всех и все за одного».
(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою фамилию и имя.
Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):
2.Сообщение темы и цели урока.
— Внимание на экран! ( Презентация)
— Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)
Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.
-Соберите из букв слово: КЕТТС.
-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).
Итак, тема нашей «Классной газеты» — ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)
-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.
(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
— Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?
А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»
– Повторим типы текстов и их характерные признаки.
Слайды. Памятки.
4. Работа с сигнальными карточками.
(Читаю тексты разных типов)
— Определите тип текста и покажите карточку.
— 5. Повторение и анализ основных понятий.
Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:
Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый.
И клыки большие есть. Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа, может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко. (Тигр) (Картинка)
— Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)
6. Возьмите файл №1. Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
4 группа. Составьте текст из предложений.
Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.
Рисунок, расположенный на теле характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние.
Красавец, да и только!
РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)
Физминутка.
7. Обобщение и систематизация знаний.
— Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.
Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст.
(Индивидуальная работа) Восстанови текст. Определи тип текста.
(Текст – описание)
Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.
Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый.
(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)
(Текст – рассуждение)
Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.
Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе.
(Текст – повествование)
У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.
Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________,
Вот такой он озорник!
— Какие тексты вы выбрали ? Докажите.
-Кто согласен ? (Сигнал)
8. Чтобы проверить ваши знания, предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)
Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)
— Чтобы проверить ваши знания предлагаю тестовое задание
— Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».
1. Текст-это:
А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически
Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически
В) словосочетания
2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»
А)текст- рассуждение Б) текст- повествование В) текст – описание
3. Как называется текст, в котором описаны предметы?
А) текст- рассуждении Б) текст- описание В) текст- повествование
4.Какая часть речи помогает описать предмет?
А) глагол Б) имя прилагательное В)имя существительное
5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?
А) текст- описание Б) текст- рассуждение В)текст- повествование
РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)
— Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать
9 .Инструктаж д/з.
Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?
— Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.
(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)
10. Итог урока. Рефлексия.
— Перед вами первый выпуск «Классной газеты».
— О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)
— Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)
— Какая получилась газета? (Интересная, классная, замечательная, лучшая….)
— Какой тип текста помог описать нашу газету? (Описание)
— Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом)
— А еще почему «классная»? (Лучшая, замечательная)
— А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? (Рассуждение)
— Добились ли мы цели урока?
Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.
Мы газету закрываем и здоровья всем желаем!
( Притча с бабочками).
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | 1. | Организационный момент. Мотивационный этап. Словесный метод (слово учителя) Словесно-наглядный (рассматривание презентации). Практический (чтение учащихся) | 11:00-11:03 | Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Мария Владимировна, я проведу урок развития речи. Какой урок нас ждет, вам сейчас предстоит догадаться. Посмотрите на слайд. Вам знакомы эти определения? Верно, вы работали с ними на прошлом уроке. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Закреплять знания, повторять материал) Верно. На экране вы видите тему и цель нашего занятия, кто прочитает вслух выразительно? «Описание и повествование. Закрепление». Цель: Повторить изученный материал, выполнить творческое задание в группах. Отлично, вы молодцы. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие. Чтение про себя, вслух. Определяют тему урока, делают предположения о целях урока. Отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся занания. | Л: самоопределение Р: целеполагание. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 2. | Постановка учебной задачи. Словесный (слово учителя, учебный диалог) Практический (составление схемы из опорных карточек со словами)
Наглядный (рассматривание раздаточного материала) Словесный (учебный диалог, ответы на вопросы) Наглядный (работа с презентацией) Практический (проверка по образцу, составление схемы) | 11:03-11:08 | Как вы уже заметили, для каждой пары пришло загадочное письмо. Аккуратно откройте его и посмотрите, что там внутри. Перед вами лист бумаги и карточки с характеристиками двух типов текстов, которые мы изучаем. Сейчас каждая пара распределяет эти карточки для текста-описания и текста-повествования на листе. Затем мы проверим и выведем правильную схему и приклеим характеристики. Работаете в тишине, аккуратно. У вас есть 3 минуты, чтобы посовещаться и выполнить задание. Время вышло. Сейчас мы проверим, как каждая пара справилась с заданием. Отвечайте на мои вопросы, проверяйте свои схемы и исправляйте ошибки. Какова цель текста-описания? (Описать кого-то или что-то) А что вы скажете о тексте-повествовании? (Рассказать о событии) Каких слов больше в тексте-описании? (Слов-названий признаков) Кто напомнит нам, что такое «слово-название признака»? Приведите примеры. Каких слов больше в тексте-повествовании? (Слов-названий действий) Приведите примеры, пожалуйста. Внимательно проверьте свои схемы по образцу на слайде. Кто проверил и уверен, что все правильно, может приклеить характеристики на лист. Вы хорошо разобрались с этой схемой, положите ее перед собой, чтобы вы в любой момент могли ею воспользоваться. | Работают в парах над заданием. Анализируют карточки с характеристиками. Сортируют их по двум категориям. Участвуют в диалоге, приводят примеры. Сравнивают свои схемы с образцом. Находят и исправляют ошибки. | П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ материала. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. Р: контроль, оценка. | 4. | Решение частных задач. Словесно-наглядный (работа с учебником, чтение учащихся) Словесный (беседа, словарная работа) | 11:08-11:18 | Переходим к учебнику. Откройте его на странице 78, выполняем упражнение 48. Читаем первый текст цепочкой по одному предложению, начиная с первого ряда. Все остальные тихонько следят. О чем говорится в тексте? Используя нашу схему, давайте определим, какой это текст. Какие признаки вы здесь видите? Приведите примеры. Теперь поработаем со вторым текстом, что вы можете о нем сказать? Какие признаки вам помогут определить тип текста ?(Текст-описание) Приведите примеры из текста. Знаете ли вы, что у текстов-описаний есть особый приме? Кто догадался? В тексте-описании часто используют прием сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор. Найдите сравнение во втором тексте. Кто готов зачитать вслух? Приведите свои примеры сравнения. Теперь работаем по вариантам. На слайде для каждого варианта готов текст. Вам нужно его прочитать про себя, определить тип и быть готовыми доказать свое утверждение. 1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. 2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Теперь повернитесь к своему соседу по парте и расскажите друг другу о тексте, который вам достался: тип, какие признаки вы обнаружили. У вас есть 3 минуты. Кто закончит, поднимите руки. Ребята, сидящие на первом варианте, какой у вас тип текста? (Повествование) По каким признакам вы определили, что это повествование? Ребята, сидящие на втором варианте, какой у вас тип текста? (Описание) По каким признакам вы определили, что это повествование? Вы молодцы, справились с заданиями. | Работают с книгой. Читают вслух по цепочке. Анализируют содержание текста. Определяют тип текста по критериям в схеме. Работают самостоятельно, по вариантам. Читают текст про себя, определяют его тип, готовят обоснование. Работают в парах. Обмениваются суждениями с соседом по парте, делают вывод. | П: выполнение действий по алгоритму; анализ словарного материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: контроль выполнения задания; коррекция ошибок. К:аргументация своего мнения и позиции; использование правил для обоснования своего суждения. | 5. | Физ.минутка | 11:18-11:20 | Пришло время отдохнуть и размяться. Все встаньте из-за парт, сейчас мы проведем физ.минутку. Делаем глубокий вдох, поднимаем руки вверх, затем выдох — опускаем руки вниз. Сыграем с вами в игру. Я буду называть вам слова. Если это слово обозначает предмет, вы должны хлопнуть; если действие, то прыгнуть; если признак, то присесть. Давайте потренируемся: яблоко, красный, лежать. Будьте внимательны. Слова: парта, деревянный, ломать, красивое, сухой, магазин, открыть, ложка, быстрый, заяц. Молодцы. Снова сделайте вдох и выдох, садитесь на места. | Выполняют двигательные упражнения | Р: контроль за выполнением упражнений. Л: самоопределение. | 6. | Решение частных задач. Творческая работа в группах. Словесный (беседа, слово учителя) Практический (работа в группах, составление текстов) Наглядный (использование опорной схемы, рассматривание картин) Словесный (монологические высказывания учеников) | 11:20- 11:40 | Сейчас нам с вами предстоит очень интересная, но непростая работа. С ней справятся самые ответственные, внимательные и творческие ребята. Кто считает себя таким, поднимите руку. Мы разделимся на 6 групп и будем выполнять задание, но перед этим давайте вспомним правила работы в группе. Внимание на слайд. Давайте прочитаем их вместе и будем использовать на протяжении всей работы. Правила работы в группе: 1. Помня правило трех «П», Понять, принять и поддержать, Главный в группе наш закон Вместе будем соблюдать. 2. Хочешь ты вопрос задать? Или знанья показать? Руку следует поднять, Только не перебивать. 3. Отвергаешь — предлагай, Предлагаешь — действуй. Сейчас объединяйтесь в группы, занимайте свои места. Сейчас выберите в группе одного представителя, он подходит ко мне. С помощью жеребьевки мы выберем картины, по которым вам нужно будет составить один текст. Никому не говорите и не показывайте, какой текст вам достался, потому что позже мы будем угадывать это. Кому-то достанется описание, кому-то повествование. Вы будете работать по опоре и в каждом тексте получится не больше 4 предложений. Совещаетесь группой, выполняете задание, затем мы послушаем каждую группу. Ваше время вышло, готовимся к проверке. От каждой группы я приглашаю по одному человеку для чтения текстов. Все остальные внимательно слушаю и готовятся ответить: какой это текст и почему. Опора для ответа — на слайде. Все группы молодцы, выполнили задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание: | Настраиваются на предстоящую работу. Чтение вслух. Осознают содержание правил, их важность при работе в группе. Готовятся к работе. Выполняют работу в группах. Записывают домашнее задание в дневниках. | П: анализ пройденных этапов урока, синтез из них алгоритма работы; построение логической цепи рассуждений, доказательств; определение основной и второстепенной информации; обобщение содержания каждой части для озаглавливания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выполнение действий по алгоритму; структурирование знаний. К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью. Р: контроль, коррекция ошибок; выполнение пробного учебного действия; контроль, коррекция | 7. | Рефлексия Словесный (слово учителя, беседа) Наглядный (рассматривание презентации) | 11:40-11:45 | Давайте подведем итоги нашего урока. Какой была тема сегодняшнего урока? Мы добились поставленных целей? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? | Анализируют результаты урока, сопоставляя их с целями. Оценивают свои достижения на уроке. | Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха\неуспеха. П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |