План текста описания – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Технологическая карта урока развития речи в 6 классе «Особенности строения текста-описания»

План текста-описания / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Описание природы

Сочинение подобного рода предполагает описание какого-либо из времён года (например, "Весна в деревне") или суток ("Утро над рекой"). При этом важно создать увлекательный текст, обнаруживающий в вас человека чуткого, неравнодушного к красотам природы. Необходимо перечитывать классическую литературу: произведения  И.С.Тургенева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского. И вы увидите, как можно передавать свои впечатления, избегая шаблонов и штампов.

1. Определите. от какого лица вы будете писать сочинение. Возможно, вы хотите передать свои ощущения глазами одного из объектов живой природы, и тогда ваше описание будет оригинальным.

2. Вспомните свои впечатления от единения с природой, какие звуки, запахи наполняли вас во время пребывания в лесу, на озере, в саду и т.п.. Попытайтесь передать наблюдения и ассоциации, чувства, эмоции, наполняющие вас.

3. Используйте возможные средства выразительности:

  • тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.),
  • лексические средства (синонимы, антонимы, фразеологизмы, междометия и др.),
  • синтаксические средства (восклицательные предложения, сравнения, ряды однородных членов и др.), чтобы наполнить описание особым смыслом, передать ваше видение картины природы.

Например:

► М.М. Пришвин.  "Перед дождём" ("Времена года").

В лесу перед дождём бывает такая тишина, такое напряжение в ожидании первых капель дождя! Каждый листик. каждая хвоинка показываются как в своём роде единственные. Смотришь и знаешь: нет такого другого листика, нет такой другой хвоинки, и в то же время они, единственные, делают то же,что все. Заячья капуста, мелкая травка, чтобы лучше показаться, даже на пень взобралась! Вот и я тоже вхожу к ним, и мне кажется, все они в своем выражении, как люди, лицами своими повернулись ко мне и просят дождя. Как будто это от меня зависит!

- А ну-ка, старик, - сказал я на пробу дождю, - будет тебе нас томить, начинай!

Или дождик послушался, или, как говорят, все так сошлось: дождик пошел.

Вариант сочинения-описания "Весна в деревне"

Я хочу рассказать о том, как наступает весна в деревне. К счастью, на весенних каникулах  мне приходилось несколько раз бывать там в гостях у бабушки. Моя любимая бабушка Саша живёт на самом краю тихой, немноголюдной улицы. Позади большого деревянного дома с просторной и светлой верандой растут фруктовые деревья, слева - аккуратно подстриженные кусты жёлтой акации, справа - вишни, сливы, смородина. Под окнами разбит палисадник, в котором с самой ранней весны и до поздней осени цветут разнообразные цветы. Я с удовольствием наслаждаюсь в деревне пробуждением природы.

В марте начинает всё ярче пригревать солнышко, снег оседает, становится рыхлым и проваливается под ногами. Под окнами дома, возле стволов деревьев, на пригорках появляются первые проталинки. Но проезжей дороге и на тропинках от талой воды образуются лужи. Воздух наполняется свежестью, запахом тёплой земли. Вороны шумно возятся в зарослях, воробьи весело чирикают на крышах, беспокойные сороки трещат тут и там.

Ещё не сошёл снег, а уже на смородине, лопаясь от тёплых солнечных лучей, набухают почки. В лунках-проталинках палисадника начинают распускаться ранние фиалки, весело глядя на мир своими фиолетовыми "глазками". Самым удивительным и трогательным для меня остаётся  снежный островок под окошком с хрупкими  и нежными подснежниками. Это необыкновенное чудо! Застенчивые и скромные, они радуют нас до полного таяния снега и настоящего весеннего тепла. Подснежники отцветают - и в природе начинается буйство зелени, цветов и многоголосье звуков. Весна вступает в полную свою силу!

Текст-описание внешности / План текста-описания / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. План текста-описания
  6. Текст-описание внешности

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.

4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

План текста-рассуждения

План текста-описания

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Диалог

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Памятки

Правило встречается в следующих упражнениях:

7 класс

Упражнение 166, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 167, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 166, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 246, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Как писать сочинение-описание - Как писать? - Русский язык для всех и каждого

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности...

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.  

Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Что такое текст-повествование?. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка (рис. 1).

Рис. 1. Цыплёнок и утёнок (Источник)

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части:

1. Начало

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

или

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова:

внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.


 

Это интересно

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

4. сказка.

 

Прочитаем текст, расположим части текста в нужном порядке. Определим тип текста, тему и главную мысль, озаглавим текст.

Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена (рис. 2).

Рис. 2. Яблонька (Источник)

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос

что произошло?

Тема текста:  яблонька.

Главная мысль: яблонька была спасена.

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет (Источник)

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел.

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Рис. 4. Рысь (Источник)

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Заключение: Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок (Источник)

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря (Источник)

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром. Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю. Кого спасла Наташа? Рачка. Кого спас Серёжа? Рыбку. Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа – молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

2. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

Рис. 7.

План конспект по русскому языку на тему "Текст- описание" ( 3 класс)

Тема: Текст – описание.

Цель: познакомить учащихся с особенностями описательного текста; формирование умения использовать в речи имена прилагательные, грамотно строить предложения; способствовать формированию умения отбирать для описания предмета признаки, соответствующие главной мысли текста – описания; расширять словарный запас учащихся.

I. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем учиться писать текст-описание. На уроке нам предстоит разобраться в его особенностях.

II. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На каждой парте карточка с текстом: «Моя машина»

МОЯ МАШИНА

На день рождения мне подарили большую красивую машину. Это пожарная машина. Вся она красная, а по бокам проходит яркая синяя полоса. Впереди у неё круглые фары, как у настоящей машины. Когда она двигается, издает гудки. А какие красивые шины! Просто настоящие.

- О чем узнали из этого текста? Можно ли себе представить машину именно такой, какой она описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (На вопрос: какая машина)

- Такой вид текста называется текст-описание.

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить машину? Докажите, что автору нравится игрушка.

- Какова главная мысль этого текста? (Игрушка любимая)

- Приходилось ли вам в устном ответе или письменно использовать описания?

- Для чего нужны описания? Что они вам дают?

III. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете для чего на урок русского языка я попросила вас принести любимую игрушку?

- Сегодня на уроке мы будем учиться описывать игрушку. Постарайтесь научиться описывать предмет так, чтобы читающий ваше сочинение мог легко представить себе его внешний вид, привлекательность.

IV. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

- Что значит – описать игрушку?

- На какие вопросы вы должны ответить в своем сочинении? Какая игрушка? Как она выглядит?)

- Итак, мы определили главное: по описанию читатель может легко себе представить себе игрушку. А что еще должно быть понятно читателю? (Мы должны убедить его, что это любимая игрушка, с ней очень интересно играть)

- Что мы сейчас определили? (Основную мысль)

V. Обсуждение структуры текста.

- Как лучше начать сочинение? О чем можно рассказать в вводной части? (Рассказать кратко, как появилась у меня игрушка. Что это за игрушка. )

- Что можно написать в основной части? (Описание игрушки. В этой части необходимо рассказать, как выглядит игрушка, за что я ее люблю, что в ней интересного.)

- Что надо написать в заключительной части? (Нужно выразить свое отношение к игрушке, рассказать о том, почему я люблю с ней играть.)

VI. Орфографическая подготовка, написание сочинения.

- Сегодня каждый будет писать о своей игрушке, поэтому трудные для написания слова вы должны найти сами. Если у вас появится какое-либо затруднение в написании того или иного слова, можно посоветоваться с учителем или с товарищем по парте о правописании. Не забывайте, что мы умеем пользоваться орфографическим словариком. И не забудьте, что безударные гласные, проверяемые ударением, надо всегда проверять. Для этого надо подобрать проверочное слово, то есть поставить эту гласную под ударение.

VII. Проверка сочинения.

- Прочитайте свое сочинение про себя.

- Как вы думаете, можно ли по вашему описанию представить игрушку?

- Сделайте вывод, удалось ли вам передать свое отношение к игрушке.

- проверьте грамотно ли написано сочинение.

VIII. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Что представляет собой текст-описание?

- Как связаны признаки предмета с основной мыслью произведения?

"Практическая работа по составлению текста-описания" 4 класс

Учитель: Петрушкова Е.В. Завуч УВР_________

Предмет:

Класс:

Дата:

Тема урока: Текст-описание: логическая структура, особенности функционирования языковых средств. 
Цель урока: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания, расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах; закрепление умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы, развитие умения размышлять, формулировать умозаключение. 
Задачи
1. повторить структуру текста-описания, использование выразительных средств – сравнений, эпитетов в тексте; 
2. развивать творческую, речевую и мыслительную активность, развивать коммуникативные умения и навыки; 
3. воспитывать любовь к животным, родному языку, нравственные качества учащихся; прививать культуру сотрудничества между детьми в групповой работе. 
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Голуби». 
Тип урока: обобщение и систематизация знаний уч-ся по теме «Текст-описание» 
Методы: словесный, практические, наглядные. 
Приемы: беседа, творческая работа, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з). 

Ход урока


I. Организационный момент 
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке! Поприветствуйте друг друга улыбкой. 
II. Мотивация 
Сегодня у нас урок творчества и эпиграфом нашего урока послужат слова писателя Ю.Олеши: «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих и двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц… Как редко мы останавливаем внимание на мире!» 
- Как вы понимаете эти слова?

(Люди бывают равнодушны к природе, невнимательны, не замечают красоту природы, необыкновенное в обыкновенных предметах, окружающих нас.) 
–Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской. 
- А что делают писатели? (пишут, сочиняют). Вот и мы сегодня будем писать, сочинять текст, творить, замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, находящихся рядом. 
III. Актуализация знаний 
Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Вы сами организуйте дискуссию, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение? 
Я предлагаю наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте. 
1. Что такое текст? 
2. Что такое тема, основная мысль текста? 
3. Какие части текста? (структура) 
4. А какие стили речи вы знаете? ( разговорный, художественный, официально-деловой, научный) 
5. Какие типы текста знаете? Характеристика. А можно составить текст, объединив текст-описание и рассуждение? Описание и повествование? 
6. Для того, чтобы текст был логичным, последовательным (нужно составить план ) 
7. А еще текст должен быть каким, с точки зрения орфографии? (текст должен быть грамотным, писать, соблюдая правила) 
8. А, если не знаешь точно, как писать то или иное слово? (проверить, вспомнить написание, посм. в орфогр. словаре) 
- Все, что вы сказали – это все цели нашего урока, и наш конечный результат – текст – описание. 
А остановим мы свое внимание на удивительной птице, которая живет рядом с нами.

 Сегодня мы говорим о типах речи.

ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ (запись в тетради).

Повествовать – рассказывать о том, что произошло.

Повествование – рассказ о развитии событий во времени.

Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?

Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.

Начало (Что было в начале).

Основная часть (Что было потом, как развивались события).

Конец (Чем все закончилось).

И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.


IV. Звучит стихотворение. 
( слайды «Голуби», звучит музыка) 
(стихотворение читает учитель) 
Голуби
Божественные дивные созданья... 
Как будто с небом слились в вышине... 
Душевных форм их лик и очертанье... 
Рождают чувства светлые в душе... 

О преданности ходят их легенды... 
Они часами могут ворковать... 
Ведь голуби, они, как дети... 
Азарта от природы не отнять... 

Как Ангелы, но только лишь Земные... 
Творенье несусветной красоты... 
Души моей частички дорогие... 
Красивы, словно майские цветы... 

У них достоинств несомненно много... 
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать... 
Ведь голубь есть творение от Бога... 
Господь вложил в них свет и благодать. 

- - Ребята, родились ли у вас чувства светлые в душе? Какие чувства у вас возникли, что вы сейчас испытываете? (нежность, любовь к птицам, восхищение красотой, полет, умиротворение, спокойствие на душе и т.д.) 
А что вы знаете об этой птице? 
V. Работа со стихотворением
- У вас на партах это стихотворение. Работа в парах 
- Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения) 
- Найти в стихотворении эпитеты( добавить свои) 
- Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства? (чтобы подчеркнуть красоту, прелесть этой птицы) 
- Назовите ласково голубя: голубь, голубок, голубка, А человека называют ? голубушка 
- Как можно назвать эту группу слов?( однокоренные)Добавьте еще однокоренные слова. 
VI. ЗАПИСЬ в ТЕТРАДИ 
Прилагательные – 
Голубь - сизый, сизокрылый, белый, гордый, почтовый, голодный, нежный, статный, грациозный, домашний, дикий... 
Глаголы 
Голубь воркует, летит, взмыл, парит, взмахнул, 
Окраска – белые, серые, сизые (объяснить) – графитовый, темно-серый цвет с синевато-белесым отливом, фиолетовым оттенком. 
Головка – маленькая, небольшая, изящная. 
Лапки – красные, коротенькие, сильные, цепкие пальцы 
Клюв – «миниатюрный», сильный 
Полет – резкий, с шумным хлопком взлет и плавное скольжение. 

ПОКАЗ презентации «Голуби» (заранее подготовленный) 
- Как называются звуки, которые издают голуби? (воркованье)  
Объясните, выражение «У них достоинств, несомненно, много... Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...» (приносят пользу человеку) 
VII. Работа с памяткой «Как составить текст-описание»: 
1.Представить объект. 
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать. 
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались. 
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать. 
VIII. Составление текста-описания.

(Дополните сравнениями и эпитетами). 
Слова для справок: нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые. 

Голуби - …………………, ………………... создания. 
Природа наделила окраску этих птиц многообразием цветов:…………………………………………………………….. Наш голубь 

……………………….размеров, с …………………………телосложением. ……………. 

головка с ………………….., ……………….клювом. Лапки …………………… , но с 

сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с 

…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение. 

Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение. 

IX. Домашнее задание: закончить текст-описание о голубях 

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение.

Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать.

  • С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.

  • Как строится повествовательный текст?

Работа с текстами (Приложение 3).

  • Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах).

  • Рецензирование ответов одноклассников.

X. Подведение итогов. «Верно ли утверждение?» 
1.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически это текст. 
2.Словосочения и предложения - это текст. 
3.Типы текста: повествование, рассуждение, доказательство. 
4.Тип теста в котором описываются предметы - это тип текста описание. 
5.Основная мысль текста, это заголовок. 
6.Идея текста - чему учит. 
Ответы: 
1 + 
2 - 
3 - 
4 + 
5 + 
6 +

план и пример описания :: SYL.ru

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Поль Гоген "Ареареа" (Озорная шутка), 1892 г.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Клод Моне, "Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее", 1875 г.

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

И.И Шишкин "На севере диком...", 1891 г.

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

И.И Шишкин "На севере диком...", 1891 г.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о