План текста повествования: План текста-повествования / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс – План текста-рассуждения / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс

Изложение текста-повествования по коллективно составленному плану «Вот тебе и мыши!»

Изложение текста-повествования по коллективно-составленному плану
«Вот тебе и мыши!»
Задачи:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать представленный материал;
Регулятивные:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- работать согласованно в паре и в группе
Ход урока
1. Деление на группы с использованием приёма «Открытка рассыпалась».
2. У каждой группы на столе рассыпанное слово : ЙБИЮЕЛ, ШББУКАА,

ОИПЫН, ОВКЦЕТ.
- Буквы рассыпались. Составьте слово (юбилей, бабушка, пионы, цветок)
- Что обозначает слово «юбилей»?
- Найдите его значение в толковом словаре (у каждой группы толковые словари разных авторов)
Словарь Ожегова: ЮБИЛЕЙ, я, м. 1. Годовщина чьей н. жизни, деятельности, существования кого-чего-н. (обычно о круглой дате). Двухсотлетний ю. университета. 2. Празднование по этому случаю. Приглашён на ю. | прил. юбилейный, ая, ое. Юбилейная медаль. Юбилейное издание. Юбилейные речи (произносимые в честь юбиляра).
- Доводилось ли вам участвовать в праздновании юбилея ?
3. Задания по группам:
Придумайте предложение со словом или словосочетанием:

а) юбилей ( У моей бабушки скоро будет юбилей – 60 лет.)
б) юбиляр ( Мой дед сегодня юбиляр.)
в) юбилейный вечер ( На юбилейном вечере нашей школы собралось много гостей.)
г) юбилейная встреча (На юбилейной встрече соберутся командиры полка)
4. Постановка учебной задачи.
- Попробуйте связать эти слова между собой: устно составьте текст из 2-3 предложений со словами «Юбилей, бабушка, цветы, пион»
- Как вы думаете, о чём пойдёт в тексте речь?
(О юбилее? Вернее, о юбилейном подарке)
Заголовка у текста пока нет.
У бабушки был юбилей. Мама и Галя решили подарить ей пионы. Мама срезала на клумбе крупные бутоны. Каждый цветок обернули бумагой.
Ехали мама и Галя поездом. Ночью Галя услышала шорох. Шорох шёл от ящика с пионами. Мыши грызут цветы! Галя разбудила маму. Мама хотела открыть ящик, но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.
Стыдно было Гале дарить ящик с мышами. Но бабушка смело раскрыла ящик. О чудо! Вместо бутонов все увидели огромные душистые цветы.
Это бутоны ночью шуршали бумажками. Вот тебе и мыши!
Каждая команда определяет тему и главную мысль. Один человек от команды называет тему и главную мысль. Придумайте заголовок.
5. Беседа по содержанию.
- Какой подарок для бабушки приготовили мама и Галя.
- Почему мама срезала бутоны?
- Зачем бутоны обернули бумажками?
- Где ехали?
- Что услышали ночью?
- Откуда шёл шорох?
Назовите тему этого текста: подарок для бабушки.
Главная мысль: пионы, раскрываясь, шуршали бумажками.
- Как можно озаглавить этот текст?
(Каждая команда предлагает свой заголовок:
«Подарок для бабушки», « Ночной переполох», «Загадочные пионы»,
« Вот тебе и мыши!»)
- Выберите и запишите тот заголовок, который вам понравился больше.
6. Составление плана каждой командой.
Разделите текст на 4 части и озаглавьте его.
Примерный план
1. Мама срезала бутоны для подарка.
2. «Мыши грызут цветы!»
3. О чудо!
4. Это бутоны шуршали.
7. Написание текста.
- А сейчас текст закрываем.
Самостоятельная работа: дети пишут текст.
(Орфографическая работа над некоторыми словами проводилась на предыдущих уроках).
8.Представитель от каждой команды читает своё изложение.
9. Итог урока.
-
Что нового вы узнали на уроке?
- Капитаны, довольны ли вы своей работой и работой своей команды?
Что удалось? Какие трудности встретились в командной работе?
Домашнее задание
-
Узнайте, когда наша школа будет отмечать столетний юбилей?
- Какие юбилеи планирует отмечать ваша семья в ближайшее время?
Напишите три предложение на тему «Юбилей»

:: Читать - Книга "Составляем рассказ по картинке" - Чистякова Ольга Викторовна - ЛитЛайф - книги читать онлайн

Ольга Викторовна Чистякова

Составляем рассказ по картинке

Составляем рассказ по картинке img_0.jpg

Дорогие учителя и родители!

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста — то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название — заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание — текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

2. Основная часть (развитие действия).

3. Заключение (развязка).

Текст-повествование — наиболее доступный ребёнку вид сочинения.

Рассуждение — текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.

К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

В тексте-рассуждении используются слова, указывающие на связь мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих, потому что, поэтому, следовательно, наконец, итак и т. п.

План текста-рассуждения.

1. Вступление (тезис).

2. Основная часть (доказательства).

3. Заключение (вывод).

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ

Рассказ по картинке — это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.

Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.

При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.

1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.

2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).

3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.

4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.

5. Составьте план будущего сочинения.

Составить план

сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.

6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.

7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.

Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.

8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение. (В это время и взрослый может попробовать свои силы в написании сочинения).

Если у ребёнка во время работы возникнут вопросы по написанию каких-либо слов или постановке знаков препинания, не требуйте вспомнить правило, скажите правильный ответ, не отвлекайте его от творческого процесса.

Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха перед исправлениями, поэтому покажите, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.

9. Проверьте и оцените готовое сочинение.

Пусть ребёнок сначала сам проверит свою работу. Положите перед ним орфографический словарь и научите им пользоваться. Затем сами проверьте сочинение. Ни в коем случае не пользуйтесь красной ручкой! Возьмите зелёную ручку и отметьте на полях знаками «+» или «!» то, что у ребёнка получилось (удачно подобранное сравнение, правильно составленное предложение и т. п.). Сначала похвалите его за удачные моменты в работе, а потом корректно подскажите, где есть ошибки, вместе найдите их и исправьте.

Прочитайте ребёнку своё сочинение или образец сочинения из данной книги. Дайте ему возможность проверить вашу работу, найти в ней достоинства и недостатки (можно использовать собственную систему оценивания работы, например нарисовать весёлую или огорчённую рожицу).

План текста повествовательного типа. Литературные изложения

План текста повествовательного типа представлен не двусоставными глагольными предложениями, а формами имен существительных в именительном падеже, распространенными согласованными и несогласованными определениями. Почему?

Почти все грамматические основы предложений текста двусоставные глагольные, с глаголами-сказуемыми, обозначающими конкретные действия. Автор членит текст на десять абзацев, в каждом из которых описано несколько действий. Если в плане к тексту зафиксировать все конкретные действия с помощью двусоставных глагольных предложений, получим слишком громоздкий план, разрушающий членение текста, чем исказим содержательно-фактуальную информацию данного рассказа и не сможем извлечь содержательно-концептуальную информацию (главную идею).

В каждой части текста предложения объединены общей микротемой, и каждый микротекст тоже обладает определенным содержанием. Пункт плана, соответствующий определенной части текста, будет являться названием микротекста, возникшим как результат обобщения его содержания.

Вопрос второй: чем же являются пункты плана - существительные в именительном падеже? Это слова, словосочетания или предложения? По структуре, например, "Бесценная ноша" - номинативное предложение, построенное по схеме Adj - N (главный член - существительное в им. п., - распространенный согласованным определением-прилагательным).

В большинстве пунктов плана главные члены выражены отвлеченными существительными, обозначающими понятия, например: "потеря", "усталость", "отчаяние", "сила", которые являются результатом обобщения. Эти существительные не просто называют определенные явления, действия, а максимально сжато, "в свернутом виде" выражают главное содержание соответствующей части текста. Поэтому мы вправе утверждать, что пункты плана изложения к тексту рассказа Л. Н. Толстого "Орел" - односоставные номинативные предложения, причем особенные.

Своеобразие номинативных предложений-пунктов плана в том, что они не просто выражают мысль и обладают смыслом, как типичное предложение, а представляют собой "сгусток" закодированной информации, стремящейся к максимальному развертыванию. Данные пункты плана можно отнести к особой разновидности односоставных номинативных предложений - к именительным темы2 .

Именительный темы - это, по определению В. В. Бабайцевой, "разновидность номинативного предложения, центром которого является существительное в им. п., обозначающее тему последующего текста"3 . Именительный темы - это односоставное номинативное предложение с главным членом, выраженным существительным в именительном падеже или количественно-именным сочетанием, которое называет предмет речи (мысли), чтобы наиболее сжато и обобщенно выразить главное содержание, самую суть дальнейшего текста. В отличие от других номинативных предложений, именительный темы утверждает бытие главного содержания не в реальной действительности, а в последующем тексте. Функция предложения-пункта плана особенна тем, что в нем заключено главное содержание соответствующей части текста (микротекста).

Односоставное номинативное предложение - именительный темы - более лаконично, но обладает большей возможностью обобщения и выражения эксплицитной содержательно-фактуальной информации и имплициной максимально сжатой содержательно-концептуальной информации, чем двусоставные глагольные предложения, которые более конкретны и менее способны к "развертыванию", менее емки.

Вариант 1

(план из именительных темы)

1. Орлиное гнездо. (В пункте плана предельно кратко отражена экспозиция рассказа и актуализирована главная мысль первой части текста.)

2. Неожиданная потеря. (Именительный темы сообщает о неожиданной потере орлом добычи. Это выражено определением "неожиданная" и сематикой слова "потеря". В данном употреблении предложение-пункт плана имплицитно содержит (подразумевает) и то, как повели себя люди, напавшие на орла. Помимо содержательно-фактуальной информации такой вариант пункта плана подразумевает и содержательно-концептуальную информацию (идею микротекста.)

3. Крик голода. (Предложение очень лаконично сообщает о поведении голодных орлят. Не называя действий орлят: "подняли свои головы", "стали пищать", "просили корма", - предложение подразумевает эти действия.)

4. Усталость и отчаяние орла. (Предложение является обобщением фактов: орел устал и не может снова лететь за добычей, лаская птенцов, он словно просит их успокоиться и подождать. Отчаявшись, орел отлетел от них на верхний сук, чтобы не слышать голодный писк, но орлята "засвистали" еще жалобнее. Сам орел отчаянно закричал и полетел к морю. Предложение-пункт выражает главную мысль микротекста и осуществляет связь с последующей частью изложения.)

5. Бесценная ноша.

(Предложение подразумевает фактуальную информацию. Сообщается и концептуальная информация: новый полет за рыбой чуть не стоил орлу и его детям жизни. Орел осторожен: "нет ли людей".)

6. Сила родительской любви. (Последняя часть текста содержит фактуальную информацию и развязку конфликта. В пункте плана, соответствующем последней части текста, события имплицитны, эксплицитна - четко выражена - главная идея рассказа, являющаяся логическим итогом и результатом взаимодействия содержания частей текста. В пункте плана выражена и авторская оценка, которая в тексте имплицитна.)

В качестве доказательства сравним план изложения по рассказу Л. Н. Толстого "Орел", состоящий из именительных темы с возможным вариантом плана, пункты которого - двусоставные глагольные предложения.

Вариант 2

(план из двусоставных предложений)

1. Орел свил гнездо вдали от моря и вывел птенцов. (Получился не пункт плана, а краткий пересказ.)

2. Работавшие подле дерева люди увидели орла с большой рыбой в когтях.

3. *Люди напали на орла.

4. *Орел выронил рыбу.

5. Голодные орлята пищали и просили корма.

6. Усталый орел ласкал птенцов, словно просил подождать.

7. Орел тяжело полетел к морю.

8. Поздно вечером орел вернулся с добычей.

9. Нет ли вблизи людей? (Односоставное безличное предложение.)

10. Орел накормил детей.

11. Задание. Как бы вы оценили поведение орла?

Во втором варианте плана членимость мысли двусоставных глагольных предложений, которых в плане подавляющее большинство, делает их более конкретными и лишает способности обобщать, подразумевать. Этот план получился более дробным, напоминает сжатый пересказ и практически перестает быть планом. При подготовке к написанию изложения он займет много времени у учащихся и, что самое главное, не является результатом анализа текста.

Второй вариант плана с 1-го по 10-й пункт полностью совпадает с текстом рассказа, потому для изложения необходим 11-й пункт плана с заданием учителя - сделать вывод из содержания излагаемого текста. Такой план, распадающийся на две части: пересказ и вывод, - уже предполагает неоднородность письменной работы учащихся, в которой очень трудно будет достичь органичной связи между пересказом и выражением учащимися своего понимания содержания текста. План изложения не должен быть только планом текста. В нем важно отразить логику развития главной темы, взаимосвязь частей и главную мысль, выявить которые можно лишь в процессе анализа текста. Поэтому план изложения - это результат анализа текста и показатель степени понимания содержания прочитанного. Полное совпадение плана изложения с планом текста допустимо лишь на начальном этапе обучения изложению, когда мы учим только пересказывать. В дальнейшем изложение пятиклассника должно содержать, пусть и незначительный, элемент сочинения в конце работы.

В рассказе "Орел" главная мысль выражена имплицитно, она раскрывается через повествование. Первый вариант плана изложения не только лаконично передает последовательность событий, но и раскрывает главную мысль, авторскую оценку. Каждый пункт плана из именительных темы предполагает не только пересказ, но и элемент сочинения - оценку и объяснение действия, что обеспечит тесную связь всего изложения с последней частью - выводом. Последний пункт "Сила родительской любви" предполагает не только пересказ развязки конфликта, но и вывод учащихся из содержания рассказа - главную мысль и авторскую оценку.

С практической точки зрения, план должен быть кратким, чтобы хватило времени на работу с черновиком и чистовиком.

План подобен формуле, которую учащиеся смогут творчески развернуть без ущерба для своей индивидуальности. Ведь изложения должны быть хорошими, но все же разными. Безусловно, составление плана с помощью именительных темы значительно сложнее, так как требует умения сопоставлять факты, обобщать их, делать выводы, т.е. развивает способность абстрактного мышления. Поэтому, несмотря на сложность работы, следует все же стремиться к составлению такого плана из урока в урок, из года в год.

Страницы: 1 2

Как писать сочинение-повествование - Как писать? - Русский язык для всех и каждого

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Особенности текста-повествования – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

11. Организационный этап урока

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

22. Актуализация имеющихся знаний

Упражнение 1 в учебнике — определение типа текста (описание или повествование) по заглавию. Выполняется фронтально.

Учитель предлагает ученикам обсудить, какой из двух заголовков может подойти к тексту-описанию, а какой — к тексту-повествованию. Ученики, выбрав заголовок «Как мы катались на карусели», должны объяснить, почему именно он подходит к тексту-повествованию. Если ученики испытывают затруднения, необходимо установить основную мысль текста, который называется «Как мы катались на карусели» (в тексте с таким заголовком надо рассказать о том, как всё происходило, т. е. передать последовательность действий: пришли в парк, сели на карусель, кто что чувствовал, что произошло, было ли весело и т. д.). В тексте с названием «Карусель» основная мысль — описание карусели (рассказ о том, какая была карусель: на что похожа, большая или маленькая, где находится и т. д.). Если темп работы учащихся невысокий, задание по составлению плана текста можно не выполнять.

33. Закрепление изученного материала

Упражнение 2 в учебнике — работа с текстом-повествованием; наблюдение за последовательностью событий в тексте (с опорой на знания о глаголе как слове, называющем действия). Выполняется фронтально.

Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. При обсуждении заданий к тексту предварительно необходимо определить его основную мысль, подобрать заголовок, установить, зачем автор рассказывает эту историю. Затем ученики выясняют, что напоминает текст — последовательно меняющиеся кадры фильма или один кадр киноплёнки.

Если ученики не сумеют определить тип текста, можно вернуться к этому вопросу, выполнив задание упражнения — выписать из текста последовательно все имеющиеся глаголы. Для экономии времени учитель может записывать на доске по порядку глаголы, которые ученики будут называть. После этого записанные на доске слова читаются вслух. Учитель: «Вы определили, что эти слова — глаголы, а глаголы называют действия. Можно ли сказать, что эти глаголы называют последовательно (друг за другом) совершающиеся действия, что события, которые они описывают, сменяют друг друга, а не замерли, как на кадре киноплёнки?»

Дополнительное задание. Если необходимо повторить работу по составлению плана текста, ученикам следует предложить составить план текста упражнения, напомнив, что в тексте всего два абзаца, а в первом пункте плана должны быть подпункты.

44. Закрепление изученного материала

Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — проверка выполнения задания к упр. 1 урока 135 (накануне урока учитель напоминает о необходимости подготовки к проверке домашнего задания).

55. Закрепление изученного материала

Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — комплексная работа с текстом: восстановление правильного порядка абзацев и определение типа текста. Выполняется фронтально в сильных классах.

Правильный порядок следования абзацев:

1. Маленькая Маша очень хотела вырасти.

2. Ничего не получалось.

3. Как-то Маша вздумала пол подметать.

4. И все маленькую Машу стали называть большой.

5. Не они, видно, маленьких большими делают.

Работа по восстановлению правильного порядка абзацев проводится так же, как и на предыдущих уроках. Для экономии времени восстановленный текст читает учитель. Ученики должны определить тип текста — описание или повествование. При выполнении этой части задания необходимо проанализировать с учениками заголовок, основную мысль текста, восприятие учениками текста (один кадр или последовательность). Для подтверждения того, что представленный текст — повествование, можно так же, как и в упр. 2, выписать на доске основные глаголы, которые показывают последовательную смену действий.

66. РефлексияУчитель подводит итоги работы на уроке.

Читать Составляем рассказ по картинке - Чистякова Ольга Викторовна - Страница 1

Ольга Викторовна Чистякова

Составляем рассказ по картинке

Составляем рассказ по картинке - img_0.jpg

Дорогие учителя и родители!

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое развитие — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей — постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, методика работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста — то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название — заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание — текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

2. Основная часть (развитие действия).

3. Заключение (развязка).

Текст-повествование — наиболее доступный ребёнку вид сочинения.

Рассуждение — текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.

К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

В тексте-рассуждении используются слова, указывающие на связь мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих, потому что, поэтому, следовательно, наконец, итак и т. п.

План текста-рассуждения.

1. Вступление (тезис).

2. Основная часть (доказательства).

3. Заключение (вывод).

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ

Рассказ по картинке — это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.

Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.

При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.

1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.

2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).

3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.

4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.

5. Составьте план будущего сочинения.

Составить план сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.

6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.

7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.

Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.

8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение. (В это время и взрослый может попробовать свои силы в написании сочинения).

Если у ребёнка во время работы возникнут вопросы по написанию каких-либо слов или постановке знаков препинания, не требуйте вспомнить правило, скажите правильный ответ, не отвлекайте его от творческого процесса.

Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха перед исправлениями, поэтому покажите, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.

9. Проверьте и оцените готовое сочинение.

Пусть ребёнок сначала сам проверит свою работу. Положите перед ним орфографический словарь и научите им пользоваться. Затем сами проверьте сочинение. Ни в коем случае не пользуйтесь красной ручкой! Возьмите зелёную ручку и отметьте на полях знаками «+» или «!» то, что у ребёнка получилось (удачно подобранное сравнение, правильно составленное предложение и т. п.). Сначала похвалите его за удачные моменты в работе, а потом корректно подскажите, где есть ошибки, вместе найдите их и исправьте.

Прочитайте ребёнку своё сочинение или образец сочинения из данной книги. Дайте ему возможность проверить вашу работу, найти в ней достоинства и недостатки (можно использовать собственную систему оценивания работы, например нарисовать весёлую или огорчённую рожицу).

План-конспект урока по русскому языку (6 класс): Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе «Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания»

Тип урока: урок отработки и закрепления знаний, умений, навыков 

Оборудование: памятки, тетради для работ по развитию речи, черновики

Цель учителя: создать и закрепить представление об изложении как письменном пересказе текста; способствовать формированию умения пересказывать текст подробно и связно, самостоятельно подбирая языковые средства.

Цель учащихся: отработать и закрепить умение подробно и связно пересказывать текст-повествование с элементами описания письменно.

Этапы урока

  1. Актуализация знаний. Цель этапа – актуализировать знания об изложении как письменном пересказе текста
  1. Продуктивная беседа. Актуализация имеющихся знаний об изложении в ходе беседы Какой вид работы по развитию нашей речи называется изложением? Для чего может пригодиться человеку умение писать изложение?
  2. Работа с памятками. Поиск недостающей (новой, забытой) информации в тексте памяток
  3. Репродуктивная беседа. Актуализация знаний о типах текста

Изложение – это письменный текст. Какие типы текстов вам известны? Давайте вспомним особенности этих типов.

Описание – это характеристика предмета или объекта, описание подробностей, деталей, внешнего вида человека, вещи или интерьера комнаты.

Повествование – это передача цепи событий, среди которых можно выделить завязку действия, кульминацию (высшую точку) и развязку действия. Повествование содержит в себе рассказ о каком-то событии и его последствиях, итоге.

Рассуждение – это аргументативный тип текста, цель которого – доказать или опровергнуть какую-то мысль, называемую тезисом, с помощью системы доказательств (аргументов).

4. Повторяем и закрепляем понятия темы текста и его основной мысли.
Изложение – вторичный текст, построенный на основе первичного. Но как и первичный, текст, который создадите вы, должен быть СВЯЗНЫМ. Что это значит? Это значит, что он должен обладать темой (предмет речи, О ЧЕМ говорится) и основной мыслью (содержанием речи, тем, ЧТО говорится). Кроме того, в связном тексте все предложения связаны не только по смыслу, но и с помощью особых средств связи. Например, местоимения, которые заменяют существительные и помогают избежать многочисленных и излишних повторов.

II. Работа с текстом. Цель этапа – подготовиться к письменному пересказу текста: познакомиться с содержанием, составить план будущего высказывания, предупредить возможные ошибки

  1. Первичное чтение, слушание, беседа по тексту. Определяем тип, тему, основную мысль и количество абзацев

        Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы. Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.

        Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.

        Вдруг раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро почувствовал одиночество.

Вопросы для беседы:

  • К какому типу относится этот текст?
  • Какова тема текста?
  • Какова основная мысль текста?
  • Как бы вы озаглавили этот текст? (Заголовок отражает тему и основную мысль).
  • Сколько абзацев имеет текст? (Части текста отражают последовательность раскрытия его темы).
  1. Составление плана и запись плана в тетради

Для того чтобы текст было легче восстановить по памяти, необходимо составить план. План может быть кратким и подробным. Сейчас мы составим подробный план теста, чтобы восстановить его было легче.
План текста:

I. Вступительная часть. Заблудившийся щенок остался один на один с враждебным миром.

II. Основная часть. Щенок вспоминает тёплый дом и молит о помощи.

III. Заключительная часть. Хозяин отыскал щенка, но навсегда ему запомнится чувство одиночества, которое он испытал той ночью.

  1. Работа с языковыми средствами, обогащение активного словаря

На доске записаны ключевые слова, обучающиеся подбирают и записывают синонимичные языковые средства (прилагательные, глаголы)

1 абзац:

Заборы (незнакомые, чужие, высокие), псы (разъяренные, беспощадные, злобные, цепные, огромные, небо (темное, холодное, ночное, далекое), звезды (холодные, крупные, стеклянные, белые, ледяные), ночь (сырая, холодная), ветер (завывает, печально поет, клонит деревья, воет, плачет), земля (сырая, черная, мокрая, холодная).

2 абзац:

Щенок (малыш, усталый, уставший, измученный, испуганный, отчаявшийся, одинокий, замерзший, обессиливший), дом (теплый, просторный, уютный, светлый), хозяйский сын Шурик (шустрый, добрый, заботливый) на коврике (что делать?) (потягиваться, дремать, спать, свернуться калачиком, греться), визг (тонкий, отчаянный, плач).

3 абзац:

Окрик хозяина (раздался, послышался, нарушил ночную тишь), бросился (со всех ног, радостно, пулей), ладони хозяина (широкие, теплые, горячие, родные руки), ночь (сырая, осенняя, холодная, пугающая).  

  1. Орфографическая и пунктуационная работа:

а) объяснение орфограмм в словах: пятилетний, разразился, по-своему, по-собачьи, впервые;

б) повторение орфографических правил: тся/ться, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, употребление строчной и прописной букв;

в) повторение пунктограмм: запятая при однородных членах; запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения, запятая перед союзами А, НО. Отсутствие запятой при однородных членах, соединенных союзом И. Запятая перед словом КОТОРЫЙ.

5. Итоговое чтение текста. Запись заголовка. Пересказ текста одним из желающих учеников, оценивание по критериям: насколько близко к тексту; насколько точно подобраны речевые средства.

III. Написание собственного текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *