10 самых известных символов, значение которых вы не знали
Каждый символ что-то означает и для чего-то предназначен. Мы видим их каждый день и даже не задумываясь, в большинстве случаев знаем, что они означают. Безусловно, они делают нашу жизнь проще. Однако, мало кто из нас знает их происхождение и первоначальное значение. Ниже мы рассмотрим 10 всем известных символов и расскажем их историю.10. Символ сердца
Символ в форме сердца известен во всём мире, и обычно он означает любовь и романтику. Но почему мы инстинктивно воспринимаем его как сердце, ведь он нисколько не похож на настоящее человеческое сердце?
Существует несколько теорий о том, откуда это символ появился и как стал таким, каким мы его знаем сегодня. Некоторые теории утверждают, что символ связан с всем известной частью человеческого тела. Чтобы понять, о какой именно части тела идёт речь, просто переверните символ. Однако, доказательств этой теории мало.
Другие полагают, основываясь на древних рисунках этого символа, что «сердце» есть ничто иное, как изображение листьев плюща, растения, связанного с верностью.
Греческая колония Кирине, расположенная в регионе, который сегодня принадлежит Ливии, разбогатела благодаря этому растению и даже отпечатала его на своих монетах. На них мы и видим всем известный символ.
Однако, из-за небольшой области обитания растения и большого спроса на него, к первому столетию до нашей эры оно вымерло.
Ещё одна теория происхождения этого символа родом из средневековья. Основываясь на писаниях Аристотеля, где он описывает сердце, как нечто, имеющее три камеры и впадину, итальянский врач 14 века Гвидо да Виджевано сделал серию анатомических рисунков, на которых изобразил сердце именно в таком виде.
Это изображение сердца обрело популярность в эпоху Возрождения, оно всё чаще стало появляться в религиозном искусстве. Оттуда оно и пришло к нам, как символ любви и привязанности.
9. Инь-Ян
Символ Инь-Ян глубоко укоренился в китайской философии, а также является ключевым элементом в даосской религии в Китае. Сегодня его можно найти повсюду. Его смысл также прост, как и сложен.
О концепции инь и ян впервые заговорили в 3 веке до нашей эры, когда появился интерес к философии. И инь, и ян – это и хорошее, и плохое, это две стороны одной монеты. Инь может превращаться в ян и наоборот. Точка, с которой начинается каждый знак, представляет собой потенциал, противоположное семя.
Инь – это женская сторона, в которой проявляются такие вещи, как темнота, вода, холод, мягкость, пассивность, север, трансформация, самоанализ, она даёт дух всему. С другой стороны, ян – это свет, горы, огонь, тепло, солнце, действие, движение, ян даёт форму всем вещам.
Даосизм верит в идею объятия обоих аспектов, чтобы во всём находить баланс. Чтобы понять, насколько сильна эта концепция в Китае, достаточно просто посмотреть на названия некоторых поселений.
Деревни на солнечной стороне долин и рек имеют такие имена, как Люян и Шиян, в то время, как те, которые расположились на противоположной стороне, носят имена подобные Цзяньгин.
8. Символ Bluetooth
На первый взгляд нет никакой связи между этой беспроводной технологией и синим зубом (именно так переводится дословно с английского слово bluetooth). Но верите или нет, на самом деле связь есть.
Эта технология была изобретена ещё в 1994 году шведской телекоммуникационной компанией Ericsson. В соответствии с прошлым викингов в Швеции символ – это две руны, соединённые вместе. Руна Н и руна В, вместе они и образуют всем известный символ.
Но что общего у них с синим зубом? Это фамилия первого короля викингов Дании, Харальда Блотанда (Harald Blåtand). А шведское слово “blatand” в переводе означает «синий зуб». Харальд жил с 910 по 987 гг. нашей эры и за свою жизнь сумел объединить все датские племена, а позднее захватил и Норвегию, управляя ею вплоть до своей смерти.
Ему также приписывают и принятие датчанами христианства. Он сделал это больше по политическим и экономическим причинам, нежели по каким-то другим, что избежать движения Священной Римской империи на юг, а также сохранить своих торговых партнёров.
Происхождение его фамилии, Синий Зуб, является загадкой. Некоторые полагают, что возможно он любил ежевику, которая придавала его зубам синий оттенок. Однако, более правдоподобно звучащее объяснение заключается в том, что Синий Зуб – это фактически неверно истолкованные записи средневековых историков, и на самом деле его имя была больше похоже на «тёмный вождь».
7. Международный флаг планеты Земля
Во время каждой космической миссии сегодня используются разные национальные флаги в зависимости от того, какая страна её финансирует. Всё это хорошо, но астронавты, независимо от страны происхождения, «выступают» за планету в целом, а не за государство, давшее средства на полёт.
Однако, сам символ гораздо старше флага и более известен как «Семя Жизни». Он считается частью «Священной геометрии». Этот термин используется для обозначения универсальных геометрических узоров, часто встречающихся в природе. Семя Жизни имеет поразительное сходство с клеточной структурой во время эмбрионального развития.
Более того, Семя Жизни, также как и Большой Цветок Жизни, находили во многих местах мира. Самая старая находка была обнаружена в храме Осириса в Абидосе, в Египте, возрастом около 5000-6000 лет.
Подобный «дизайн» также использовался в буддийских храмах в Китае и Японии, в современной Турции, в Индии, по всей Европе, в Ираке и во многих других местах. Семя Жизни также играет важную роль в различных религиях. К примеру, в старых славянских религиях символ Семени Жизни обозначал солнце.
6. Серп и молот
Советский «серп и молот», возможно, один из самых узнаваемых политических символов, который стоит в одном ряду по узнаваемости с нацистской свастикой и американскими звёздами с полосами.
И хотя их смысл скорее всего прямолинеен, он может нести в себе скрытые сообщения. Молот может означать пролетариат (синих воротничков), а серп – крестьян. Вместе они являлись единством и силой советского государства. Однако, придумать эмблему было не так просто, как кажется.
С молотом ситуация была проще, так как он традиционно по всей Европе ассоциировался с рабочими. Со второй частью символа было посложнее, фигурировало несколько вариантов: молот был с наковальней, плугом, мечом, косой и гаечным ключом.
Интригует и сам дизайнер, Евгений Камзолкин. Он не был коммунистом даже в душе, а был глубоко религиозным человеком. Он был членом Общества Леонардо да Винчи, и как художник, в символизме разбирался очень хорошо.
Возможно, Камзолкин использовал серп и молот для передачи абсолютно другого сообщения, даже если его никто и не понял. К примеру, в индуистской и китайской культуре молот часто связывали с торжеством зла над добром. Серп в разных религиях ассоциировали со смертью.
Перед тем, как появилась коса, в средневековой Европе Смерть изображали с серпом, индуистские религии также изображали бога смерти с серпом в левой руке. Что именно имел ввиду Камзолкин, разрабатывая дизайн, никто не знает.
Все это домыслы, а правильный ответ никто так не спросил у дизайнера, который скончался ещё в 1957 году. Ключевым моментом в данном случае является интерпретация символа, потому что в зависимости от контекста, подобные эмблемы могут означать две абсолютно разные вещи.
5. Пентаграмма
Сегодня этот символ ассоциируют с виккой (современное колдовство), сатанизмом и масонством. Но немногим известно, что пентаграмма гораздо старше любой из этих практик и используется с древних времён.
Пятиконечную звезду нашли еще на пещерной стене в Вавилонии, а древние греки полагали, что она обладает магическими свойствами. Предполагается, что пентаграмма – это путь, который Венера берёт на ночное небо по отношению к Земле в 8-летнем цикле.
Пентаграмма была даже печатью Иерусалима в течение некоторого времени, а в средние века она символизировала собой пять ран, которые получил Иисус во время своего распятия. Она также обозначала пропорции человеческого тела и пять его основных чувств.
Только в 20 веке пентаграмма начала ассоциироваться с сатанизмом, вероятно из-за того, что использовалась викканами. Ранее пять точек звезды представляли собой четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь) и человеческий дух.
Однако, у викканов пентаграмма символизирует победу духа над четырьмя стихиями, в сатанизме же пятиконечная звезда ориентирована вниз. Это означает, что каждый человек в первую очередь материален.
4. Символ анархии
Чтобы правильно понять символ анархии, нужно сначала знать, что такое анархия, и что она означает на самом деле. Анархия – это такая же политическая идеология, как демократия, монархия, олигархия, коммунизм или либерализм.
Она развивалась в Древней Греции наряду с демократией, и с древнегреческого это слово переводится как «без правителя». Это означает, что анархия – это не беззаконие и хаос, а скорее это общество с надлежащими к выполнению правилами и положениями, введёнными в действие, но без наличия авторитарного правителя.
Анархия развивалась еще активнее и стала более совершенной во время периода Французской революции в конце 18 века. В тот же период анархия получает свои негативные коннотации, потому что правящая элита по понятным причинам была против такого режима.
На стандартной политической карте, помимо обычных экономически левых и правых, есть также авторитарные и либеральные власти. Все знаменитые диктаторы, такие как Сталин, Мао, Гитлер и т.д., находятся на самой вершине диаграммы, как слева, так и справа, в зависимости от их экономических принципов.
В самом низу диаграммы располагается анархия в разных своих формах, таких как анархо-коммунизм, синдикализм, мутуализм, анархо-капитализм, анархо-социализм и другие. Фактически, Карл Маркс говорил о том, что коммунизм является формой анархизма с государственностью и со свободным от классов обществом.
Однако, вопросы начали возникать, когда стало всё реализовываться на практике. В то время, как анархист Михаил Бакунин утверждал, что государственность должна быть отменена с самого начала, Маркс говорил, что Большое правительство должно сначала выступить в качестве временного посредника, который навёл бы порядок и обеспечил бы в конце нормальное функционирование анархии.
Но как нам всем известно, люди, пришедшие к власти, редко от неё отказываются, поэтому коммунизм стал полной противоположностью того, чем ему было предназначено быть. Стремление к той или иной форме анархии в принципе свойственно всем современным политическим системам, которые заявляют, что поддерживают и поощряют свободу или равенство.
3. Символ медицины
Мало кому известно, что символ медицины (трость с крыльями и двумя змеями) – это на самом деле результат ошибки.
Согласно легенде бог Гермес (Меркурий у римлян) обладал волшебным жезлом под названием кадуцей, который выглядел именно как всем известный символ. Жезл обладал большой силой, мог прекратить любые споры и помирить врагов, однако никак не был связан с медициной.
Оказывается, что более 100 лет назад американские военные врачи перепутали кадуцей с посохом Асклепия, крылья на котором отсутствовали, а змея была всего одна. Асклепий – это древнегреческий бог медицины и целительства, поэтому ошибку можно понять.
Позднее этот символ прижился, а сейчас его используют как знак врачебной тайны.
2. Знак ОК
Подавляющее большинство людей воспринимают знак «ок», как «всё отлично», «хорошо». Но он вовсе не везде воспринимается положительно. К примеру, во Франции, если показать человеку такой жест, то он очень оскорбится, подумав, что вы обозвали его нулём. Существует несколько версий происхождения этого знака.
Согласно одной из версий, ОК произошёл от сокращённого названия места рождения американского президента Мартина Ван Бюрена – Old Kinderhook (штат Нью-Йорк). Мартин взял себе псевдоним, который совпадал с местом рождения, а рекламным девизом его предвыборной кампании было «Old Kinderhook is O.K.». Человек на плакате, при этом, показывал данный жест.
Ещё одна гипотеза говорит о том, что американский президент Джексон использовал данное выражение, когда принимал решения. Он писал английское all correct на немецкий лад – oll korrekt.
Сторонники третьей версии утверждают, что этот жест есть ничто иное, как мудра (ритуальный знак в индуизме и буддизме). Жест символизирует постоянное обучение, а Будда практически всегда изображается с этим знаком.
1. Знак Power (питание)
Этот знак можно найти практически на всех устройствах, но вряд ли многие знают об его происхождении.
В 1940-х годах инженеры пользовались двоичной системой обозначения разных выключателей, где единица означала «включён», а ноль – «выключен». Позднее это преобразовалось в знак, который сегодня всем нам известен – окружность и палочка (ноль и единица).
10 культовых символов, значение которых мы понимали неправильно
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Эти символы пережили десятки поколений, и люди веками наделяли их силой и смыслом. Иногда со временем значение символов меняется — обрастает ассоциациями и искажается до неузнаваемости. И, возможно, этот
красивый кулончик на вашей подвеске несет неожиданный сакральный смысл.
AdMe.ru заглянул в историю наиболее известных символов.
Чаша со змеем — символ Гигеи, древнегреческой богини здоровья. От имени этой богини произошел термин «гигиена».
Змея — символ и бессмертия, и смерти, ведь ее яд способен и убить, и стать лекарством. В Средние века чашу Гигеи в качестве эмблемы использовали аптекари города Падуи в Италии, позже символ стал общепринятым среди представителей врачевания. Но в некоторых странах символом медицины считают кадуцей — посох бога торговли Гермеса с двумя обвивающимися вокруг змеями.
Ранние упоминания символа датируются 4200 годом до нашей эры. Уроборос был популярен в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии.
Он олицетворяет созидание и разрушение, цикличность жизни и смерти. Символ был заимствован у египтян древними греками для обозначения вещей, не имеющих начала и конца. С уроборосом в китайской философии связана монада инь и ян. В гностицизме он являет собой и добро, и зло.
Символ широко использовался еще за 3 000 лет до нашей эры. В Индии он назывался Анахата. Два разнонаправленных треугольника — сложенные вместе мужское и женское начала — олицетворяли сердечную чакру.
Карл IV, император Священной Римской империи, в 1354 году разрешил евреям Праги
иметь собственный флаг. Полотнище с гексаграммой назвали флагом царя Давида. Во времена нацисткого режима звезда Давида желтого цвета стала символом холокоста.
Предполагают, что изначально символ инь-ян пришел от буддистов в I–III веках. В Китае и Японии инь-ян считается моделью всего сущего.
Изначальное понятие «инь» — «теневой», а «ян» — «солнечный склон горы». Инь и ян трактуется как беспрерывное взаимодействие контрастов. Полярные силы дополняют друг друга, и каждая несет в себе кусочек своей противоположности. Инь и ян — это мирная борьба, в которой окончательная победа невозможна, так как конца не существует.
Ранние изображения созданы в 2000 году до нашей эры. Символ встречается в Азии, на Ближнем Востоке и в Египте. Колесо было атрибутом богов солнца и олицетворяло цикличность жизни, перерождение и обновление. В буддизме и индуизме колесо символизирует круговорот Сансары, течение перемен, судьбу и время.
Позднее появилось понятие «колесо Фортуны» — символ изменчивости судьбы. Спицы колеса Фортуны несли удачи и неудачи, бесконечно сменяющие друг друга.
Первое упоминание символа датированно 1300 годом нашей эры.
Роза ветров была символом путеводной звезды и оберегом моряков.
В XVIII–XX веках были популярны татуировки с этим талисманом: считалось, что он поможет моряку в пути и в возвращении домой. Также роза ветров изображалась на картах, символизируя стороны света.
Символ в литературе — это знак тайны
Очень часто ученики 5-7 классов задаются вопросом: «Символ в литературе – что это такое?» Не стоит вдаваться в панику. В нашей статье вы узнаете определение термина «символ» и рассмотрите примеры, благодаря которым вы легко поймете данное определение.
Множество определений
Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.
В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель — при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира. Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.
Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Сходство с тропами
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.
Яркие примеры
Ни для кого не секрет, что сердце – это символ любви. Какие ещё бывают символы, мы сейчас вам расскажем.
В любом искусстве существуют всем понятные и устоявшиеся символы. Один из них – черный цвет. Он обозначает печаль, утрату и даже смерть.
Существуют символы и в художественных произведениях. В каждую эпоху они были разными. Символ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря ему связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Символ в литературе – это (примеры):
- собака – преданность;
- осел – упрямство;
- скипетр – власть;
- роза – женственность;
- лилия – чистота, невинность;
- лев – сила;
- зеркало – потусторонний мир;
- солнце (по Достоевскому) – символ жизни;
- свеча – вера в Бога, божественная сила.
Символы света
Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.
Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.
Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу — божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.
Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.
Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Заключение
Отечественный филолог Сергей Аверинцев считает, что символ в литературе – это категория эстетики, которая лучше всего поддается раскрытию.
Советский философ Алексей Лосев предполагал, что символ – это принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности.
Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
Символ в литературе — это… Понятие и примеры символа — Теория литературы
У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.
По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе – это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе – это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся «формой». Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает «представлять собой» нечто совсем другое. Так, «сладострастие» для В. Брюсова — символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.
Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные («Гроза» Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы — справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь — мир, козел — похоть, зеркало — иной мир, лев — сила, смелость, собака — преданность, осел — упрямство, роза — женская красота, лилия — чистота, невинность (во Франции лилия — символ царской власти).
Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.
Лотос — символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей — мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) — с другой. Крест — распятия, христианства. Парабола — бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет — надежду (в предметной системе ее символ — якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы — символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе ( это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).
Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).
В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.
Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи «Что поют часы-кузнечик», «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням…»).
Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».
Источник: Литературный словарь. — М.: «ЛУч», 2007
Символы и знаки
Символы
Государственные, религиозные, субкультурные, мистические.
1. Символы государства. Примеры:
Флаг Мадагаскара — был принят 21 октября 1958 года.
Цвета флага символизируют историю Мадагаскара, стремление к независимости и традиционные классы общества.
Красный и белый были цветами Королевства Мерина. Они же использовались на флаге последнего монарха королевства, королевы Ранавалоны III. Возможно могут указывать на этнические корни малагасийцев в Юго-Восточной Азии, поскольку использованы на флаге Индонезии.
Зелёный был цветом племени ховов — выдающегося класса крестьянских общинников, сыгравших важную роль в антифранцузской агитации и в национально-освободительном движении.
Герб Мадагаскара — был утверждён в 1959 и использовался до установления социалистического режима Дидье Рацираки в 1976. В 1992 после его падения был вновь утверждён гербом.
Надписи: REPOBLIKAN’I MADAGASIKARA — Республика Мадагаскар; TANINDRAZANA — FAHAFAHANA — FANDROSOANA — Родина, Свобода, Развитие.
Герб Митино — был утвержден 19 марта 1997.
Золотая ладья в верхней части отражает прохододящие здесь торговые пути. Русские торговцы ставили «ладьи под парусом» на колеса и «волокли» их по водоразделу между Клязьмой и Москвой-рекой. В нижней же части на зелёном фоне расположено изображение дубового листа — бывшая старинная дубрава
2. Символы религий. Примеры:
Сигхизм. Его символ вкючает в себя:
КХАНДА, обоюдоострый меч (в центре). Его острые грани отделяют Истину от Невежества. Правый край меча символизирует Свободу и Власть, которые находятся под конторем моральных и духовных ценностей. Левый край олицетворяет божественное Правосудие, карающее врагов.
ШАККАР — круг, символизирующий совершенство вечного Бога, его творческую энергию, единство Бога (Ниргун, Абсолют и Саргун, персональный Бог внутри каждого из людей).
Пересечённые кинжалы, КИРПАН, именуемые Пири и Мири — один символизирует духовную власть, другой — светсткую. Они подчёркивают, что для сикха одинаковое значение имеют как духовная жизнь, так и обязательства перед общиной.
Буддизм (колесо Дхармы)По своему происхождению колесо является древнеиндийским символом защиты и создания, впервые в истории встречающимся на глиняных печатях цивилизации Хараппа (около 2500 г. до н. э. ) в качестве солнечного символа.
Три части колеса — ступица, спицы и обод. Ступица, самый центр — правила дисциплины или этика, которая сосредотачивает и стабилизирует ум. Спицы символизируют мудрость и восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары, достижению нирваны. Обод представляет собой медитативную концентрацию. Он заключает в себе само вращение колеса, а также облегчает его.
Джайнизм
Контуры символа обозначают вселенную (лока). Нижняя часть фигуры представляет семь адов (нараки), средняя – Землю и другие планеты (манушьялока), а верхняя – небесные миры богов (девалока) и обитель сиддхов (сиддхашила). Поднятая рука означает «стоп». Слово в центре круга – «ахимса» («ненасилие»). Колесо ладони – если человек продолжит быть невнимательным и совершать насилие, то будет вращаться в непрерывном цикле рождения и смерти.
Четыре «руки» свастики рождение в любом из четырёх уделов: богов, людей, животных (включая птиц, насекомых и растения) и адских существ. Также это четыре «опоры» джайнской общины – это монахи, монахини, миряне и мирянки.
Три точки над свастикой символизируют Три Драгоценности джайнизма: правильную веру (самьяг-даршана), правильное знание (самьяг-джняна) и правильное поведение (самьяг- чаритра).
На самой вершине символа маленькая дуга — обитель сиддх, известную как сиддхашила. Точка наверху представляет сиддху. Чтобы достичь этого состояния, душа должна разрушить всю связанную с ней карму. Каждое живое существо должно прилагать усилия к достижению этого состояния освобождения.
3. Символы мистические. Примеры:
4. Символы субкультур. Примеры:
Пацифик (знак мира, знак британского движения за ядерное разоружение) – хиппи
Анх (коптский крест, египетский иероглиф, клали в гробницу фараонам, чтобы после смерти их души смогли продолжать жизнь в Дуате) — готы
Знак анархии (А – анархия, О – порядок. Анархия — мать порядка. Прудон. Впервые было использовано Федеральным Советом Испании Международной Рабочей Ассоциации (1-й Интернационал)) – анархисты, панки
Знаки
Знаки-иконы, знаки-индексы, знаки-символы.
Символы. Примеры:
Знаки алхимии.
Жесты рук. Шифр Брайаля.
2. Иконы. Примеры:
3. Индексы. Примеры:
Кнопки проигрывателя.
Логотип Electronic arts.
Знак вторичной переработки.
Символ в художественном тексте
:все видимое нами —
только отблеск, только тени
от незримого очами.
(В.С. Соловьев)
Тема урока — поэтический символ как одна из величайших тайн языка. Мы будем говорить о символе, который в своей словесной оболочке содержит потаенный смысл. Нам предстоит ответить на вопрос, можно ли этот смысл понять, определить.
Символы как таковые существуют тысячелетия). В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям
Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.
Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.
Приложение 1, Приложение 2.
Символ и аллегория
1. Чтобы лучше понять суть художественного символа, отграничим его от понятия, с которым его нередко путают — от аллегории (приложение 1, слайд 3).
Многие аллегорические образы уходят корнями в античную мифологию. Марс — воинственность, Венера — красота. Если я скажу про кого-то, что он — Геркулес, вы подумаете о чем? А Аполлон?
Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?
(Это Фемида — изображение женщины с завязанными глазами и весами в руке. Мы знаем, что в древнегреческой мифологии Фемида — богиня правосудия..)
Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.
Наиболее типичный пример поэтической аллегории — басня.
— Какие животные традиционно являются героями басен?
— Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?
— А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?
Мы это знаем. Такова традиция.
2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» (приложение 2, текст 1).
Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:
— Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?
Подсказка:
— А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?
Перед нами аллегория. Чтобы ее понять, надо знать: речь идет о победе России в 1721 г. над Швецией (на гербе Росcии изображен орел, на гербе Швеции — лев, а в царскосельском саду есть памятник в честь этой победы).
— Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, «включать» воображение? Или достаточно фактических знаний?
Аллегория всегда однозначна.
3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.
— Сможете ли вы однозначно ответить, что это здание — храм правосудия? А какие предположения могли бы высказать?
(Если ученики затрудняются с ответом, то предложим вариант вопроса: а если бы такое изображение мы увидели на гербе города, что мы подумали бы? Это город праведный? Здесь есть закон и справедливость? Или здесь царят безнравственность, взяточничество, может быть - жестокая сила? Еще одно предположение: а может быть, Фемида просто любопытна, как всякая женщина, и ей хочется видеть, кого она судит?!)
Перед нами не однозначный образ. Это уже не аллегория. Это — символ.
Прочитайте определение символа (на слайде).
То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.
— Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?
Приложение 1, слайд 7
Символ в поэтическом тексте
1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).
В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.
(:..)
Намереваюсь! — кричал тот кузнечик.
Может ли быть? — отзывался сверчок.
Из-за досок, из щелей, из-за печек
Крался насмешливый этот басок,
Но из-за речек, с лугов отдаленных
«Намереваюсь!» — как песня, как гром:
Я их встречал, голубых и зеленых,
Печка и Луг им служили жильем.
(:..)
Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной…
Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996
— Почему слова «Печка» и «Луг» написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?
— Можно ли точно сказать, кто такие «кузнечик» и «сверчок» в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?
— Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?
— А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?
— Как вы поняли заключительные строки стихотворения?
— Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?
Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.
Своеобразие и притягательность символа связаны не только с тем, что он обозначает, но и с тем, как обозначает, с его внешней стороной. Причем символ — это мотивированный знак, внутреннее содержание и внешнее выражение всегда связаны. Иногда очень опосредованно, ассоциативно, но эта связь воспринимается, «схватывается» сразу, целиком, и не на логическом уровне, а с помощью только интуиции.
Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.
— Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.
Пример.
1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?
2) Символом чего может быть дорога?
Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.
2. Чтение стихотворения И.Бунина «Петух на церковном кресте» (приложение 2, текст 3).
Плывет, течет, бежит ладьей,
И как высоко над землей!
Назад идет весь небосвод,
А он вперед — и все поет.
Поет о том, что мы живем,
Что мы умрем, что день за днем
Идут года, текут века —
Вот как река, как облака.
Поет о том, что все обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мертвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.
Крест — один из древнейших символов человечества, и образы его трансформировались.
— Что символизирует крест в христианской традиции? (Символ страдания, а также - бессмертия. Через крестные муки и смерть - возрождение. Воскрешение.)
— А петух, по-вашему, символ чего? (Петух — это связь с солнцем, символ света и возрождения. У многих народов петух символизирует бессмертие.)
— О чем же главном «напел» петух? (Жизнь - скоротечный миг, потом — ничего. Бессмертие храма не дарит бессмертия человеку, храм и человек «разведены» в разные стороны, человек отлучен от церкви, от вечности.)
— Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?
Образ петуха причастен не только к жизни и свету!
— «С первыми петухами» — это когда?
Это полночь! Вторые петухи — до зари, третьи - заря (словарь Даля). Помните сказку Погорельского? Откуда приходит черная курица?
По мифологическим сюжетам, существует три мира: небесный, земной и подземный. Петух связан и с подземным миром, т.е. с царством смерти, тьмы. Двойственность образа петуха закреплена в мировой традиции. А в народных верованиях славян петух — еще и вещая птица!
— Где это — у Бунина? (Предсказание в двух последних строчках.)
— А почему (исходя из текста стихотворения) петух может предсказывать? («Назад идет весь небосвод, а он вперед». «Назад» — прошлое, «вперед» — будущее.)
— Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не «гнетущее». И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь «вечен божий храм».)
— Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?
К тому же написано стихотворение прекрасным, «летящим» языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).
— А для чего, собственно, существует символ?
Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.
Эстетическая функция поэтического символа призвана пробудить эстетические эмоции, так как в конечном счете единственная цель стихотворения — красота.
Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.
3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).
Звучит соната 17 Бетховена (Storm).
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
— Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?
Башня — это восхождение. Восхождение по ступеням, т.е. по лестнице. Лестница — один из древнейших символов человечества, зародившийся еще тогда, когда мирское не отделялось от духовного и язык символов, их значение были очень важны. (Помните — лестница Иакова?. В Библии, в книге Бытия, сказано: «И увидел (Иаков) во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней».
— Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).
— Что же символизирует башня Бальмонта?
Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?
Может быть, это поиски вдохновения? «Поймать уходящие тени» — поймать вдохновение?
А может быть, тени — это ускользающая истина, которую стремится постичь лирический герой?
Во всяком случае, думаю, вы согласитесь, что это стихотворение — гимн вечному устремлению человеческого духа ввысь.
Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.
В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?
— Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?
Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.
Я думаю, вас заинтересовало это удивительное явление языка, одна из его тайн — символ, который содержит в себе потаенный смысл разноликого бытия
Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий?
На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.
Приложение 1, приложение 2.
Культура как система знаков, виды символов (примеры)
Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike — учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового.
Знак и символ в культуре
Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)
Поэтому знаком в культуре могут быть — звуки, изображения, имена и т.д, которые называются «чувственно воспринимаемыми объектами».
Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.
Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:
- Языка
- Традиций
- Фольклора
- Ритуалов, обрядов, церемоний
- Художественных образов
- Письменных текстов и т.д.
Языки культуры
Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно – и социально значимая информация.
По словам Э.Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.
Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.
Типы знаковых средств
В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:
- Знаки- обозначения
Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:
- Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
- Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности — симулякры)
- Знаковое поведение (эпатаж, имитация и т.д.)
К ним относят также заместителей реально существующих предметов и действий. Например, в магических практиках используют модель предмета, наделенную особой силой. Эта «вторичная предметность» содержит в себе информацию о способе действия с ней и о своих «новых свойствах и «новом» смысле.
В эту категорию также относят знаки, главной задачей которых становится не просто указание на предмет, объект, но, в первую очередь, передача некоторого непрямого смысла.
История понятий и их различения (отличия)
Различие символа (symbol) и знака (sema) подчеркивали уже в античности. Платон считал знаки проявлением обыденной жизни, в том числе и низкой подражательной поэзии, символы же, напротив, воплощали в себе божественные откровения, сакральные истины.
Содержательное противопоставление знака и символа наиболее четко проявилось у неоплатоников. Так, Прокл считал, что именно с помощью мифологических символов передается божественный дух человеку. Поскольку такие божественные символы обращены к людям своей таинственной стороной, они не так прозрачны и ясны как обычные знаки. С того время именно символическая поэзия с ее многозначительными и глубокими символами становится вершиной искусства, а натурализм подвергается осуждению за свою низкопробную подражательность высокому.
Так начинается история символизма, который стал основой западного христианства и Византии. Например, богословские положения стали различать:
- Историю профанную (события и явления которой не имеют тайного смысла)
- Историю сакральную (события и явления которой сами становятся символами иных событий или явлений)
В искусстве символ становится «иносказательным» художественным образом, который не поддается прямолинейной дешифровке, а требует для своего понимания эмоционального участия в виде переживания, вчувствования и рационального распознания.
В 30-х гг. прошлого века американский ученый этнолог Э.Сепир предпринимает попытку проанализировать способность символов к передаче общечеловеческого и общезначимого содержания.
Виды символов
Сепир различает два вида символов:
- Конденсационные
«значат гораздо больше, чем обозначают»
Такие символы, по мнению ученого, участвуют в религиозных и политических эмоциональных отношениях и обозначениях
- Референциальные.
Такие символы характеризуются эмоциональной нейтральностью и логической обоснованностью.
Ученый приходит к выводу, что именно второй тип символов общепринят, и благодаря своей рациональности именно он в большинстве случаев образует все современные знаковые системы культуры.
Советский ученый-семиотик Ю.М.Лотман склонен быть понимать символ не просто как знак-обозначение, например, символы математики, химии или физики в искусственных языках. Символика таких обозначений для него — это выражение некой глубины сакральных смыслов. Например, обозначение круга, креста или пентаграммы обладают огромной культурно-исторической и смысловой емкостью, так как восходят еще к эпохе архаики и являются основанием культуры.
Ю.М.Лотман в своих работах:
определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом.
В этой связи следует отчетливо понимать важную специфику символа, он призван вызывать реакцию не на свой символизируемый предмет, а на те значения, которые с ним связаны конвенционально. В виду этого становится необходимым умением различать и такие основные категории как «смысл» и значение».
Примеры общеизвестных символов в истории
Мы можем рассмотреть элементы базовой символики, характерной для мифологического сознания.
Как правило, они отображали:
• анимистические и тотемные верования наших предков: камни и палки — это души людей
• человеческие представления об устройстве и происхождении Космоса: Мировое древо как ось мира или идея плодородия, Космическая гора как столп Вселенной
Интересно, что со временем эти основные символы стали упрощаться, вплоть до простой геометрии, например:
- Космос – стал обозначаться кругом
- Плодородие – треугольником
- Мировое древо – крестом
- Материальный мир (четыре стихии) – квадратом
- Вечность – змеей, кусающей хвост
С тех пор и пошли такие общеизвестные обозначения, как:
- Мужское начало – треугольник с верхней вершиной
- Женское – с вершиной книзу
Наложение этих двух символов в европейской части было известно как звезда Давида, а в Индии — порождающее начало и знак любви к богам.
Наша презентация:
Для символов в мифологическом сознании характерна очень жесткая взаимосвязь, которая должна была определять тождество знака, предмета и природы. Это гарантировало закрытость и неизменяемость традиционной культуры и ее организации, что обеспечивало постоянное воспроизводство должного образца в поведении человека и его отношении к социуму, природе и т.д.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь