Профессия учитель – что трудное в этой деятельности, кому подходит, как получить, почему учителя бросают работу?
Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.
Описание профессии учитель
Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.
Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.
История появления профессии учитель
Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.
Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.
Зачем нужна профессия учитель?
В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):
- обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
- оценка эффективности обучения по определенному предмету;
- внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
- обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
- привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
- проведение родительских собраний.
Плюсы и минусы профессии учитель
Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:
- Постоянное общение.
- Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
- Социальные гарантии.
- Общественное уважение.
- Стабильность.
- Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.
Следует обозначить и минусы профессии учитель:
- Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
- Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
- Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
- Недостаточная оплата труда.
- Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).
Особенности профессии учитель
Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.
Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.
Востребованность профессии учитель
Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.
Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.
Профессия учитель — зарплата
Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:
- Москва – $250-400;
- Санкт-Петербург – $230-370;
- Екатеринбург – $140-280;
- Нижний Новгород – $150-230.
Навыки учителя
При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:
- отличное знание общих и профильных предметов;
- умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
- элементарные знания детской психологии;
- навыки охраны здоровья учеников;
- опыт участия в детских организационных мероприятиях;
- умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).
Личные качества учителя
Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:
- Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
- Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
- Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
- Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.
Что самое трудное в профессии учителя?
Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.
Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.
Кому подходит профессия учителя?
Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.
Как получить профессию учитель?
Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.
Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.
Смежные с учителем профессии
Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:
- воспитатель в детском саду;
- преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
- сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
- специалист учебно-методического центра;
- репетитор.
Почему учителя бросают профессию?
Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:
- низкая зарплата;
- невозможность адаптации к современному уровню жизни;
- отсутствие саморазвития;
- разочарованность в социальном статусе;
- снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
- изменения в личной жизни.
Интересные факты о профессии учителя
Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:
- Учитель самая важная профессия после врачей и военнослужащих.
- Профессия появилась еще в 6 веке до н.э.
- 33% специалистов уходят из школы в первые 3 года, в течение следующих 5-ти лет – 46%.
- В среднем педагоги работают 53 ч. в неделю.
- 86% представителей профессии составляют женщины.
Мифы о профессии учителя — Work.ua
Наверное, нет более мифологизированной профессии, чем учительская. Учительский труд нелегкий, ответственный и почтенный. Педагоги вместе с родителями (а иногда и в большей степени) воспитывают и формируют юные души.
Профессия существует в мире уже не первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Общим в этой мифологии было то, что до недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем развенчать некоторые самые «устоявшиеся» современные мифы об учительской профессии.
Миф 1. Учитель — женская профессия
В наших учебных заведениях преподавателей-мужчин практически не наблюдается.
На самом деле. Миф верен отчасти. Да, действительно, большинство педагогических коллективов в наших учебных заведениях преимущественно женские. Но преподаватель- мужчина не такая уж редкость, хотя, конечно, хотелось, чтобы их было больше. В профессионально-технических училищах, например, где изучаются преимущественно мужские профессии (автослесарь, строитель и т. д.), педагогов и мастеров производственного обучения, принадлежащих к сильному полу, достаточно, чтобы не считать коллектив «бабьим царством». То же самое можно сказать и о высших учебных заведениях. В средних школах ситуация диаметрально противоположная. Почему же наши мужчины не желают учительствовать, хотя, если вспомнить историю, то вплоть до конца XIX века, когда начало активно развиваться феминистическое движение, преподавателями были, в основном, мужчины. Да и в советское время представители сильного пола не гнушались этой профессии. Ответ следует искать в плоскости материальной: нынче на учительскую зарплату весьма сложно прокормиться самому, не говоря уже о семье. Нормальный мужчина будет чувствовать себя весьма неуютно, зная, что не в состоянии обеспечить чад и домочадцев.
Миф 2. Все учителя диктаторы
Привыкнув командовать в школе, переносят манеру общения в семью и на окружающих.
На самом деле. Не стоит обобщать. Хотя, в общем и целом, можно согласиться, что некоторый «профессиональный» отпечаток работа учителя накладывает, впрочем, как и любая друга. Многие учителя привыкли, чтобы их слушали не перебивая, высказывать свое мнение окружающим (даже если это вполне взрослые люди) строгим, безапелляционным тоном, они всегда все знают и готовы отстаивать свое мнение до последнего. Однако это не обязательно свидетельствует о каких-то диктаторских замашках данного конкретного индивида. Вы никогда не пробовали выйти перед классом, где сидят тридцать шустрых подростков, чтобы рассказать, например, о творчестве Пушкина. Более того, поведать об этом так, чтобы хоть половина чад (это в лучшем случае) восприняла информацию и захотела почитать произведения великого поэта. А ведь нужно еще успеть детей опросить, поставить оценки. Но для начала класс нужно усадить и настроить на работу. Все это, во-первых, отнимает уйму эмоциональных ресурсов, во-вторых, требует определенной силы характера и умения влиять на людей. Хороший учитель не только тот, кто любит детей, отлично знает свой предмет, он должен уметь управлять этой «пестрой» и разнохарактерной массой. Конечно, ежедневная необходимость кого-то организовывать, поучать, воспитывать, иногда наказывать оставляет свой отпечаток на характере учителя.
Еще одно утверждение, косвенно связанное с мифом о «диктаторских» замашках учителей, гласит: у преподавателей никогда нет времени на собственных детей. Мол, главное, чтобы ребенок был одет-накормлен, в тонкости его внутреннего мира вникать некогда, исполняйте дети, что приказывает мама, а если что, «бунт на корабле» будет подавлен. Этот «полумиф» верен отчасти. Да, учителя, как и многие другие родители, вынуждены проводить со своими детьми времени меньше, чем хотелось бы, поскольку работа отнимает много сил. Но, во-первых, кто сказал, что каждую минуту находиться с ребенком и «сюсюкать» над ним педагогически верно? Во-вторых, как бы там ни было, учителей обучают методике воспитания подрастающего поколения и разным педагогическим приемам, так что в этом деле они достаточно «подкованы». Конечно, случается, что преподаватели, которые в виду своей профессии должны были бы идеально воспитать ребенка, кое-что упускают, но это скорее исключение, чем правило.
Миф 3. Учитель, прежде всего, должен досконально знать свой предмет и уметь интересно преподнести его
Ведь основная его обязанность — преподавание, все остальные функции вторичны.
На самом деле. Было бы, в принципе, не так уж трудно работать учителем, если бы в его обязанности входила только преподавание предмета. Пришел, отчитал положенные часы и со спокойной душой ушел домой готовиться к следующим урокам. Все не так просто, поскольку учитель в школе — это еще и воспитатель, классный руководитель. Он отвечает за посещаемость учениками занятий, уровень успеваемости, проводит воспитательные часы, организовывает посещения театров, кино, выставок, музеев и т. д. А также, при необходимости, проводит «разъяснительную» работу с родителями. На бумаге перечисленное не кажется таким уж сложным. Однако поверьте: далеко не просто заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например, при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный, а Марина, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный «светский» выход в театр может стать испытанием для нервов учителя, поскольку дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте. Когда я возила своих подопечных в цирк, приходилось их пересчитывать на каждой станции метро (вот вам и диктаторские методы). Правда, моих учеников эта «процедура» жутко веселила.
Учитель не только преподает предмет, он целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это, поверьте, намного сложнее.
Миф 4. Учитель из года в год преподает одно и тоже, ведь учебные программы меняются несущественно
На самом деле. Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и тоже, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов. В 9-А, например, идешь со смутной тревогой, не зная, какой сюрприз тебя ждет на этот раз, а в 9-Б отправляешься со спокойной душой, потому что уроки проходят на удивление продуктивно, дети сосредоточенные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока на зубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, что диву даешься и не сразу находишься, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.
Миф 5. Сегодня профессия учителя мало оплачиваемая и не престижная
Высокий статус работника просвещения утерян. Профессия вообще не имеет выгод и бонусов.
На самом деле. Действительно, если смотреть объективно, то профессия сегодня несколько потеряла в «весе». Оплата труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность профессии. Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь зависит от него самого, так же как престижность школы зависит от ее руководства. Есть учителя, на уроки к которым дети бегут в припрыжку, а родители просто молятся, дабы звезды сошлись так, чтобы у их чада классным руководителем оказался именно ОН. Существуют школы, самые простые, не носящие почетных званий «лицей» или «гимназия», куда просто нельзя пробиться из-за наплыва родителей, желающих именно сюда устроить своих детей.
Что касается выгод и бонусов, то они есть. Например, отпуск 56 дней (такой предоставляется разве что работающим в чрезвычайных условиях), дополнительный выходной (методический) день.
Многие думают, что главное для учителя — любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но можно бесконечно любить детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать. Учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим воспитателем, он еще должен обладать тонкой, как я это называю, психологической интуицией и наблюдательностью. Это приобретается только в процессе работы, с опытом.
Получать новости в Telegram
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Справочник по профессии учителя
Скачать PDF
Читать онлайн
Новый анимированный объяснитель:
Как построить сильную и разностороннюю педагогическую профессию
Участники
Справочник по профессии учителя был подготовлен для Партнерства во имя будущего обучения Институтом политики обучения и Институтом общественного лидерства в сотрудничестве с 26 организациями и несколькими отдельными экспертами.
Посмотреть список
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
В этом руководстве представлены инструменты для продвижения стабильной и разнообразной профессии учителя и обеспечения того, чтобы каждого учащегося в каждой школе обучал полностью подготовленный учитель. Он основан на десятилетиях исследований эффективных методов найма, подготовки, поддержки и удержания учителей; предоставляет примеры политики и инициатив на местном и государственном уровнях; и включает типовое законодательство и другие полезные ресурсы.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
Глава 1: Стратегии найма, которые работают в учебнике по профессии учителя, посвящена стратегиям найма с высоким уровнем воздействия, но они должны сочетаться с продуманным подходом к удержанию.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
Глава 2. Способы обучения с высоким уровнем удержания и с учетом культурных особенностей в учебном пособии показывают, насколько надежная подготовка с учетом культурных особенностей перед тем, как они пойдут в класс, повышает вероятность того, что новые учителя останутся в своей роли и улучшат обучение учащихся. в таких важных областях, как математика и чтение.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
Сохранение большего числа учителей по профессии — и сокращение ежегодной текучести учителей в школах — также является ключом к созданию процветающих школ и обеспечению учащихся школьной средой и возможностями обучения, которые необходимы для их социально-эмоциональное благополучие и успехи в учебе.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
Учителя неизменно оценивают качество административной поддержки как более важное, чем заработная плата, при принятии решения покинуть или продолжить преподавание в той или иной школе. Другими ключевыми факторами, влияющими на профессиональные решения учителей, являются школьная культура и отношения с коллегами, время для совместной работы и участие в принятии решений — все области, в которых директор играет центральную роль.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
Конкурентоспособная заработная плата и прожиточный минимум обеспечивают учителям максимальную гибкость, позволяя им работать на одной работе и получать за это справедливую оплату.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
В этой главе представлены образцы сообщений, статистические данные и часто задаваемые вопросы, которые помогут вам продвигать политику и практику, которые решают проблемы дефицита и поддерживают сильную и разнообразную профессию учителя. При необходимости адаптируйте их к своим обстоятельствам и всегда говорите своим аутентичным голосом, используя местные примеры для максимального воздействия.
Подробнее
Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг
В этом разделе приведены примеры из штатов, в которых законодательство информирует о стипендиях и списании кредитов; резиденции учителей; и программы наставничества и введения в должность.
Подробнее
Загрузить учебник
Сборник педагогических профессий от Партнерства во имя будущего обучения предлагает всеобъемлющий набор стратегий, которые работают вместе для найма, подготовки, развития и удержания высококвалифицированных учителей и повышения расовых, этнических и языковое разнообразие в профессии. Прочтите его от корки до корки или, в зависимости от местных или государственных обстоятельств, изучите отдельную главу или стратегию. Дополнительные ресурсы включают примеры законодательства; кураторский список публикаций по темам для дальнейшего чтения; руководство по разговорам о нехватке учителей и укреплении профессии; и примеры политики, основанной на исследованиях.
Скачать PDF
Совместно используемая графика
для смещения повествования о ценности учителей и их профессии.
Инициатива учителей музыки — NAfME
ОбзорИнициатива учителей музыки (MTPI) была сформирована в 2021 году Национальной ассоциацией музыкального образования (NAfME) для выявления препятствий на пути к справедливости при наборе учителей музыки, образовании, и удержание. Целевая группа лидеров NAfME, представляющих высшие учебные заведения по всей стране, проводит исследование, связанное с проблемами, с которыми сталкиваются старшеклассники, когда они принимают решение продолжить карьеру в области музыкального образования, музыкальные педагоги на подготовительных курсах по программам бакалавриата и начинающие музыканты.