Профессии учитель: Профессия учитель — описание, где учиться и работать, плюсы и минусы профессии, онлайн тесты

Содержание

Профессия учитель – что трудное в этой деятельности, кому подходит, как получить, почему учителя бросают работу?

Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.

Описание профессии учитель

Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.

Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.

История появления профессии учитель

Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.

Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.

Зачем нужна профессия учитель?

В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):

  • обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
  • оценка эффективности обучения по определенному предмету;
  • внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
  • обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
  • привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
  • проведение родительских собраний.

Плюсы и минусы профессии учитель

Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:

  1. Постоянное общение.
    Это будет преимуществом в деятельности для коммуникативных людей.
  2. Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
  3. Социальные гарантии.
  4. Общественное уважение.
  5. Стабильность.
  6. Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.

Следует обозначить и минусы профессии учитель:

  1. Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
  2. Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
  3. Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
  4. Недостаточная оплата труда.
  5. Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.

Профессия учитель — зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Навыки учителя

При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:

  • отличное знание общих и профильных предметов;
  • умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
  • элементарные знания детской психологии;
  • навыки охраны здоровья учеников;
  • опыт участия в детских организационных мероприятиях;
  • умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).

Личные качества учителя

Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:

  1. Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
  2. Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
  3. Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
  4. Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.

Что самое трудное в профессии учителя?

Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.

Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.

Кому подходит профессия учителя?

Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Смежные с учителем профессии

Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:

  • воспитатель в детском саду;
  • преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
  • сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
  • специалист учебно-методического центра;
  • репетитор.

Почему учителя бросают профессию?

Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:

  • низкая зарплата;
  • невозможность адаптации к современному уровню жизни;
  • отсутствие саморазвития;
  • разочарованность в социальном статусе;
  • снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
  • изменения в личной жизни.

Интересные факты о профессии учителя

Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:

  1. Учитель самая важная профессия после врачей и военнослужащих.
  2. Профессия появилась еще в 6 веке до н.э.
  3. 33% специалистов уходят из школы в первые 3 года, в течение следующих 5-ти лет – 46%.
  4. В среднем педагоги работают 53 ч. в неделю.
  5. 86% представителей профессии составляют женщины.

 

Мифы о профессии учителя — Work.ua

Наверное, нет более мифологизированной профессии, чем учительская. Учительский труд нелегкий, ответственный и почтенный. Педагоги вместе с родителями (а иногда и в большей степени) воспитывают и формируют юные души.

Профессия существует в мире уже не первое тысячелетие, и мифы о ней формировались в зависимости от эпохи. Общим в этой мифологии было то, что до недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем развенчать некоторые самые «устоявшиеся» современные мифы об учительской профессии.

Миф 1. Учитель — женская профессия

В наших учебных заведениях преподавателей-мужчин практически не наблюдается.

На самом деле. Миф верен отчасти. Да, действительно, большинство педагогических коллективов в наших учебных заведениях преимущественно женские. Но преподаватель- мужчина не такая уж редкость, хотя, конечно, хотелось, чтобы их было больше. В профессионально-технических училищах, например, где изучаются преимущественно мужские профессии (автослесарь, строитель и т. д.), педагогов и мастеров производственного обучения, принадлежащих к сильному полу, достаточно, чтобы не считать коллектив «бабьим царством». То же самое можно сказать и о высших учебных заведениях. В средних школах ситуация диаметрально противоположная. Почему же наши мужчины не желают учительствовать, хотя, если вспомнить историю, то вплоть до конца XIX века, когда начало активно развиваться феминистическое движение, преподавателями были, в основном, мужчины. Да и в советское время представители сильного пола не гнушались этой профессии. Ответ следует искать в плоскости материальной: нынче на учительскую зарплату весьма сложно прокормиться самому, не говоря уже о семье. Нормальный мужчина будет чувствовать себя весьма неуютно, зная, что не в состоянии обеспечить чад и домочадцев.

Миф 2. Все учителя диктаторы

Привыкнув командовать в школе, переносят манеру общения в семью и на окружающих.

На самом деле. Не стоит обобщать. Хотя, в общем и целом, можно согласиться, что некоторый «профессиональный» отпечаток работа учителя накладывает, впрочем, как и любая друга. Многие учителя привыкли, чтобы их слушали не перебивая, высказывать свое мнение окружающим (даже если это вполне взрослые люди) строгим, безапелляционным тоном, они всегда все знают и готовы отстаивать свое мнение до последнего. Однако это не обязательно свидетельствует о каких-то диктаторских замашках данного конкретного индивида. Вы никогда не пробовали выйти перед классом, где сидят тридцать шустрых подростков, чтобы рассказать, например, о творчестве Пушкина. Более того, поведать об этом так, чтобы хоть половина чад (это в лучшем случае) восприняла информацию и захотела почитать произведения великого поэта. А ведь нужно еще успеть детей опросить, поставить оценки. Но для начала класс нужно усадить и настроить на работу. Все это, во-первых, отнимает уйму эмоциональных ресурсов, во-вторых, требует определенной силы характера и умения влиять на людей. Хороший учитель не только тот, кто любит детей, отлично знает свой предмет, он должен уметь управлять этой «пестрой» и разнохарактерной массой. Конечно, ежедневная необходимость кого-то организовывать, поучать, воспитывать, иногда наказывать оставляет свой отпечаток на характере учителя.

Еще одно утверждение, косвенно связанное с мифом о «диктаторских» замашках учителей, гласит: у преподавателей никогда нет времени на собственных детей. Мол, главное, чтобы ребенок был одет-накормлен, в тонкости его внутреннего мира вникать некогда, исполняйте дети, что приказывает мама, а если что, «бунт на корабле» будет подавлен. Этот «полумиф» верен отчасти. Да, учителя, как и многие другие родители, вынуждены проводить со своими детьми времени меньше, чем хотелось бы, поскольку работа отнимает много сил. Но, во-первых, кто сказал, что каждую минуту находиться с ребенком и «сюсюкать» над ним педагогически верно? Во-вторых, как бы там ни было, учителей обучают методике воспитания подрастающего поколения и разным педагогическим приемам, так что в этом деле они достаточно «подкованы». Конечно, случается, что преподаватели, которые в виду своей профессии должны были бы идеально воспитать ребенка, кое-что упускают, но это скорее исключение, чем правило.

Миф 3. Учитель, прежде всего, должен досконально знать свой предмет и уметь интересно преподнести его

Ведь основная его обязанность — преподавание, все остальные функции вторичны.

На самом деле. Было бы, в принципе, не так уж трудно работать учителем, если бы в его обязанности входила только преподавание предмета. Пришел, отчитал положенные часы и со спокойной душой ушел домой готовиться к следующим урокам. Все не так просто, поскольку учитель в школе — это еще и воспитатель, классный руководитель. Он отвечает за посещаемость учениками занятий, уровень успеваемости, проводит воспитательные часы, организовывает посещения театров, кино, выставок, музеев и т. д. А также, при необходимости, проводит «разъяснительную» работу с родителями. На бумаге перечисленное не кажется таким уж сложным. Однако поверьте: далеко не просто заглянуть в душу каждому ребенку, понять, что им движет, почему он, например, при хороших способностях плохо учится, почему Дима все время ходит подавленный, а Марина, наоборот, неестественно весела. Более того, иногда самый элементарный «светский» выход в театр может стать испытанием для нервов учителя, поскольку дети, при всем желании, не в состоянии долго сидеть на месте. Когда я возила своих подопечных в цирк, приходилось их пересчитывать на каждой станции метро (вот вам и диктаторские методы). Правда, моих учеников эта «процедура» жутко веселила.

Учитель не только преподает предмет, он целиком и полностью отвечает за жизнь и здоровье детей на уроке и внеклассных мероприятиях. А еще учитель должен развивать детей морально и духовно, это, поверьте, намного сложнее.

Миф 4. Учитель из года в год преподает одно и тоже, ведь учебные программы меняются несущественно

На самом деле. Программы, конечно, претерпевают кое-какие изменения, но даже если бы из года в год приходилось читать одно и тоже, буква в букву, неинтересным учебный процесс стать не может. Ведь дети-то всегда разные, более того, не бывает даже одинаковых классов. В 9-А, например, идешь со смутной тревогой, не зная, какой сюрприз тебя ждет на этот раз, а в 9-Б отправляешься со спокойной душой, потому что уроки проходят на удивление продуктивно, дети сосредоточенные. Иногда ученики задают такие вопросы, что, даже зная материал урока на зубок, начитавшись дополнительной литературы и думая, что о предмете невозможно знать больше, что диву даешься и не сразу находишься, что ответить. Работать в школе всегда трудно, но, поверьте, никогда не скучно.

Миф 5. Сегодня профессия учителя мало оплачиваемая и не престижная

Высокий статус работника просвещения утерян. Профессия вообще не имеет выгод и бонусов.

На самом деле. Действительно, если смотреть объективно, то профессия сегодня несколько потеряла в «весе». Оплата труда учителя, увы, не соответствует современным реалиям, поэтому молодежь не желает учительствовать. Естественно, это существенно влияет на престижность профессии. Но! Степень уважения того или иного преподавателя в первую очередь зависит от него самого, так же как престижность школы зависит от ее руководства. Есть учителя, на уроки к которым дети бегут в припрыжку, а родители просто молятся, дабы звезды сошлись так, чтобы у их чада классным руководителем оказался именно ОН. Существуют школы, самые простые, не носящие почетных званий «лицей» или «гимназия», куда просто нельзя пробиться из-за наплыва родителей, желающих именно сюда устроить своих детей.

Что касается выгод и бонусов, то они есть. Например, отпуск 56 дней (такой предоставляется разве что работающим в чрезвычайных условиях), дополнительный выходной (методический) день.

Многие думают, что главное для учителя — любовь к детям. Отчасти с этим можно согласиться. Но можно бесконечно любить детей и не уметь с ними работать, формировать их внутренний мир, воспитывать. Учитель должен не только любить детей, отлично знать свой предмет, быть хорошим воспитателем, он еще должен обладать тонкой, как я это называю, психологической интуицией и наблюдательностью. Это приобретается только в процессе работы, с опытом.


Получать новости в Telegram


Чтобы оставить комментарий, нужно войти.

Справочник по профессии учителя

Скачать PDF

Читать онлайн

Новый анимированный объяснитель:


Как построить сильную и разностороннюю педагогическую профессию

Участники

Справочник по профессии учителя был подготовлен для Партнерства во имя будущего обучения Институтом политики обучения и Институтом общественного лидерства в сотрудничестве с 26 организациями и несколькими отдельными экспертами.

Посмотреть список

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

В этом руководстве представлены инструменты для продвижения стабильной и разнообразной профессии учителя и обеспечения того, чтобы каждого учащегося в каждой школе обучал полностью подготовленный учитель. Он основан на десятилетиях исследований эффективных методов найма, подготовки, поддержки и удержания учителей; предоставляет примеры политики и инициатив на местном и государственном уровнях; и включает типовое законодательство и другие полезные ресурсы.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

Глава 1: Стратегии найма, которые работают в учебнике по профессии учителя, посвящена стратегиям найма с высоким уровнем воздействия, но они должны сочетаться с продуманным подходом к удержанию.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

Глава 2. Способы обучения с высоким уровнем удержания и с учетом культурных особенностей в учебном пособии показывают, насколько надежная подготовка с учетом культурных особенностей перед тем, как они пойдут в класс, повышает вероятность того, что новые учителя останутся в своей роли и улучшат обучение учащихся. в таких важных областях, как математика и чтение.

Подробнее

Дженнифер Коттинг

04.21 Дженнифер Коттинг

Сохранение большего числа учителей по профессии — и сокращение ежегодной текучести учителей в школах — также является ключом к созданию процветающих школ и обеспечению учащихся школьной средой и возможностями обучения, которые необходимы для их социально-эмоциональное благополучие и успехи в учебе.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

Учителя неизменно оценивают качество административной поддержки как более важное, чем заработная плата, при принятии решения покинуть или продолжить преподавание в той или иной школе. Другими ключевыми факторами, влияющими на профессиональные решения учителей, являются школьная культура и отношения с коллегами, время для совместной работы и участие в принятии решений — все области, в которых директор играет центральную роль.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

Конкурентоспособная заработная плата и прожиточный минимум обеспечивают учителям максимальную гибкость, позволяя им работать на одной работе и получать за это справедливую оплату.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

В этой главе представлены образцы сообщений, статистические данные и часто задаваемые вопросы, которые помогут вам продвигать политику и практику, которые решают проблемы дефицита и поддерживают сильную и разнообразную профессию учителя. При необходимости адаптируйте их к своим обстоятельствам и всегда говорите своим аутентичным голосом, используя местные примеры для максимального воздействия.

Подробнее

Дженнифер Коттинг Дженнифер Коттинг

В этом разделе приведены примеры из штатов, в которых законодательство информирует о стипендиях и списании кредитов; резиденции учителей; и программы наставничества и введения в должность.

Подробнее

Загрузить учебник

Сборник педагогических профессий от Партнерства во имя будущего обучения предлагает всеобъемлющий набор стратегий, которые работают вместе для найма, подготовки, развития и удержания высококвалифицированных учителей и повышения расовых, этнических и языковое разнообразие в профессии. Прочтите его от корки до корки или, в зависимости от местных или государственных обстоятельств, изучите отдельную главу или стратегию. Дополнительные ресурсы включают примеры законодательства; кураторский список публикаций по темам для дальнейшего чтения; руководство по разговорам о нехватке учителей и укреплении профессии; и примеры политики, основанной на исследованиях.

Скачать PDF

Совместно используемая графика

для смещения повествования о ценности учителей и их профессии.

Инициатива учителей музыки — NAfME

Обзор

Инициатива учителей музыки (MTPI) была сформирована в 2021 году Национальной ассоциацией музыкального образования (NAfME) для выявления препятствий на пути к справедливости при наборе учителей музыки, образовании, и удержание. Целевая группа лидеров NAfME, представляющих высшие учебные заведения по всей стране, проводит исследование, связанное с проблемами, с которыми сталкиваются старшеклассники, когда они принимают решение продолжить карьеру в области музыкального образования, музыкальные педагоги на подготовительных курсах по программам бакалавриата и начинающие музыканты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *