Профессия менеджера: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии

Содержание

Менеджер – профессия для настоящих лидеров

Выбор профессии    |   Марина Емельяненко   |    6114

Менеджер – в последнее время это слово магнитом притягивает молодых людей, определяющих свою дальнейшую судьбу. Кажется, будто эта профессия безоблачна, интересна и приносит только положительные эмоции. Отчасти это так, но правда состоит в том, что работа менеджером, как и все остальные, подходит далеко не всем и требует от человека наличия определенных черт характера, умений и стремлений.

Кто такой менеджер? Виды управленцев

Менеджер – это управленец, от которого напрямую зависит успех экономической деятельности организации в определенной сфере. Сегодня востребованность профессии менеджера бесспорна. В любой крупной компании есть такие специалисты. Существуют различные виды менеджеров:

Менеджер по продажам. В работу этого специалиста входит обеспечение компании постоянно растущей прибыли. Менеджер должен сделать все возможное, но принести прибыль своей фирме, иначе его деятельность не будет иметь никакого значения. Работа менеджером по продажам предполагает знание различных методик продаж, активность, целеустремленность, инициативность;

Менеджер по туризму. Такой вид работников занят в сфере туризма. Основная задача менеджера по туризму – привлечь как можно большее число клиентов в свою компанию, предварительно их проконсультировав и предложив оптимальные варианты путешествий. Коммуникабельность, доброжелательность, активная жизненная позиция – основные необходимые качества менеджера по туризму;

Менеджер по персоналу. Работа менеджером по персоналу имеет скрытое значение. Напрямую такие специалисты не приносят прибыль компании, но именно от качества выполняемых ими обязанностей зависит, каким образом будет развиваться организация, и насколько эффективно это будет происходить. Коммуникабельность, знание психологии человека, умение организовать, сплотить коллектив и создать уютную атмосферу на рабочем месте – это задачи менеджера по персоналу;

Офис – менеджер. Такой работник – это своего рода «правая рука» директора. Ведение необходимой документации, совещаний, переговоров, прием звонков и прочее – основные обязанности менеджера.

Помимо вышеперечисленной классификации, существует также разделение профессии менеджер по вертикали власти. В соответствии с ним менеджер может быть:

• Низшего звена – это начальники, которые находятся непосредственно над работниками. Менеджер низшего звена – наиболее многочисленная группа;

• Среднего звена – это начальники менеджеров низшего звена;

• Высшего звена – это, наоборот, самая малочисленная группа менеджеров. В самых крупных компаниях их может быть всего несколько человек.

Работа менеджером. Плюсы и минусы

Профессия менеджера, равно как и любая другая, имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы работы менеджером:

• Высокая востребованность;

• Высокая вероятность карьерного роста;

• Постоянное интересное общение с различными людьми;

• Возможность получать неплохой доход при определенном уровне достижений.

Минусы работы менеджером:

• Частые стрессы;

• Огромный уровень ответственности;

• Высокий темп работы.

Личные качества, необходимые для работы менеджером

Для того чтобы качественно и эффективно выполнять свои обязанности, менеджер должен обладать некоторыми качествами:

• Коммуникабельность;

• Стрессоустойчивость;

• Лабильность – способность быстро переключать внимание между разноплановыми задачами;

• Амбициозность;

• Умение принимать нестандартные решения;

• Умение делегировать полномочия;

• Воля к победе.

Профессия менеджера связана с многочисленными стрессовыми ситуациями. Чтобы справляться с работой и выполнять ее на должном уровне, просто необходимо обладать вышеперечисленными личными качествами.

Хороший менеджер должен уметь распределять полномочия. Это одно из ключевых умений управленца. Правильно разделив обязанности между подчиненными, можно достичь наибольшего результата. При этом на плечи руководителя ложится и контроль за выполнением указанных задач.

Главная задача менеджера – думать про успешное развитие компании и разрабатывать способы его достижения.

Карьера и заработная плата менеджера

Менеджер – профессия, не подразумевающая мгновенного достижения высот. Для подъема по карьерной лестнице придется упорно трудиться. Однако если удастся показать себя с лучшей стороны и в итоге получить значимый результат, то есть реальная возможность довольно быстро подняться на более высокую ступень.

Размер дохода менеджера напрямую зависит от организации, в которой он трудится. Кроме этого значение имеет географический фактор. Так, в больших городах уровень дохода больше, чем в провинции. Также на величину зарплаты влияет и уровень подготовки менеджера. Даже если вы будете работать в крупной компании в столице, но не будете приносить ей прибыль, получить большие деньги вряд ли удастся. В хороших менеджерах нуждаются многие современные компании.

Где учиться на менеджера

Для того чтобы работать менеджером лучше иметь высшее профильное образование, но наличие диплома не всегда показывает реальный уровень способностей работника. Можно овладеть профессией и на различных курсах и тренингах. Однако наличие диплома о высшем образовании может стать преимуществом при выборе среди прочих кандидатов.

Вот некоторые из вузов, в которых можно освоить профессию менеджера:

• Московский государственный институт международных отношений;

• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

• Московский государственный университет им. Ломоносова;

• Московский гуманитарный университет;

• Институт менеджмента, маркетинга и финансов.

Профессия менеджера никогда не потеряет свою актуальность. Рыночные отношения стремительно развиваются в самых разнообразных отраслях, а значит, всегда нужны будут люди, которые умеют продавать, эффективно организовывать управление и приносить компании максимальную прибыль.

какую работу выполняет специалист, сколько получает, какие экзамены сдавать для поступления в вуз

Профессия менеджера с каждым годом становится всё более популярной. Ежегодно десятки тысяч выпускников подают документы в различные учебные учреждения на данную специальность. Спрос обусловлен множеством привлекательных сторон профессии, главными из которых являются высокая заработная плата и востребованность опытных работников на рынке труда. Впервые термин «Менеджмент» был употреблён Джулио Париджи как деятельность «С инструментом в руках». Фраза взята из написанной в 1598 году рукописи.

Основы профессии

Менеджер – специалист, управляющий какими-либо процессами в организации. Его первоочередная задача – планирование результативной работы бизнеса. Он должен создать чёткий план проекта и способы его осуществления, продумать свою стратегию, определить задачи для сотрудников и проконтролировать их деятельность. Также необходимо не сбиваться со сроков выполнения.

Субъект – группа людей или один человек, действующие в организации и управляющие процессом реализации поставленных целей. Объект – то, на что направлена деятельность субъекта (производство, финансы, рабочий персонал и т.д.). Между этими понятиями есть тесная взаимосвязь, в совокупности они – главная составляющая системы управления.

В самом менеджменте выделяются два вида руководителей: функциональные и линейные. Первые возглавляют отделы и подразделения в структуре организации, вторые осуществляют координацию работы в зависимости от своего уровня. Уровень определяется положением одного руководства относительно другого в общей внутренней среде компании. Её успех зависит не только от целого коллектива, но и от профессионализма каждого отдельного взятого сотрудника.

У этой профессии, как и любой другой, есть свои перспективы.

Востребованность на рынке труда

Распространено ложное мнение, что менеджеров сейчас слишком много и они в наше время не востребованы. Однако специалист высокого уровня с незаурядными способностями никогда не останется без трудоустройства. Человек, обладающий профессиональными амбициями, желанием учиться и постоянно повышать свою квалификацию способен добиться больших карьерных высот, несмотря на конкуренцию. Благодаря универсальности профессии, устроиться можно на предприятия абсолютно разных секторов экономики, в том числе и на индивидуальные.

Менеджеры требуются на любом крупном и мелком предприятии

Зарплата

Во многом она зависит от опыта и занимаемой позиции (низшее, среднее, высшее звено). На начальных этапах на большие суммы рассчитывать не стоит. В Москве заработная плата менеджера составляет около 30 тыс., в регионах не превышает 20 тыс. Более менее опытные труженики могут получать гораздо больше (около 60-80 тыс.) Причём малые предприятия заинтересованы в так называемых HR-менеджерах, универсалах, а работодатели узкого круга – в HR-бизнес партнёрах, которые зарабатывают больше всех – от 150 до 180 тыс.

Организация

Свободный график менеджеров встретишь не везде, но в крупных городах (в особенности, Москве или Санкт-Петербурге) – уж точно. Для больших предприятий и компаний результат проделанной работы сотрудника важнее, чем количество проведённых в офисе часов.

Чаще всего менеджер — это офисный сотрудник

Внешний вид играет важную роль. Далеко необязательно носить униформу, но придерживаться делового классического стиля необходимо. Принадлежность к компании определяется какими-либо фирменными знаками, нашивками и т.д. Даты отпуска обговариваются с каждым менеджером лично, что тоже очень удобно. Конечно, существуют периоды особой загруженности предприятия, но при некоторых обстоятельствах (например, свадьба) работодатели идут на уступки.

Фриланс

Менеджеры имеют возможность работать на фрилансе. Они делятся на два типа и выполняют разные функции. Одни занимаются набором фрилансеров, распределением внутри команды заданий и предоставлением готовых проектов заказчику. Вторые выступают доверенным лицом, посредником. Подобных помощников имеют лишь те, у кого уже есть определённая база клиентов.

Менеджер по работе с клиентами может работать удаленно

Квалификация и профконкурсы

Проблемы современного менеджмента вынуждают изменять профессиональную подготовку и повышать квалификацию управленцев абсолютно всех уровней. Имеющим опыт вузами и университетами предоставляются дополнительные занятия. На них обогащают знания и совершенствуют навыки. Также частные центры организуют конференции, курсы по коммерции, конкурсы, а вузы ведут непрерывное обучение.

На данный момент выделено три главных подхода к подготовке и обновлению устаревшей концепции: фрагментарный (даёт базовые тренинги, не требует вложений, не учитывает задачи и цели корпораций), формализированный (определяет повышение квалификации как неотъемлемую часть карьеры исходя из предоставленных ресурсов), целевой (предусматривает постоянное обучение в целях развития бизнеса и конкурентоспособности на всемирном рынке). Самый перспективный подход – целевой.

Посещение курсов повышения квалификации позволяет отслеживать последние тенденции мирового рынка

Плюсы и минусы карьеры за рубежом

Построить карьеру менеджера в Европе достаточно сложно – хватает своих специалистов. Наиболее лучший вариант – это международные корпорации, высоко оценивающие явный потенциал лидера. Есть ещё несколько способов добиться успеха: выпуститься из МВА с дипломом и рассматривать сотрудничество с западными фирмами; войти в кадровый резерв своего правительства; отправиться в зарубежный офис компании своей страны и начать работу там.

Обучение по специальности «менеджмент»

Направление менеджмента представлено везде: в вузах, университетах, институтах, колледжах, техникумах. Студенты могут пойти на какое-нибудь экономическое направление или в коммерческий вуз. Степень “бакалавра” даст возможность поступить в магистратуру и обучаться непосредственно менеджменту. Если же целью является получение второго высшего образования, возможно как дистанционное, так и заочное обучение. Принципиальны десь только подход и сама образовательная программа: их современность и качество, высокий профессионализм преподавателей, дальнейшие перспективы.

Подберите дистанционный ВУЗ или колледж со специальностью «Менеджмент»

После заполнения формы Вы получите: список учебных заведений, стоимость и срок обучения, льготы и скидки

Выберите Ваш уровень образования:Основное общее образование (9 классов)Среднее (полное) общее образование (11 классов)Начальное профессиональное (профессионально-техническое училище)Среднее профессиональное (техникум/колледж)Неоконченное высшееВысшее
Куда планируете поступать?ВУЗКолледж/ТехникумКурсы дополнительного профессионального образования

В основном для получения специальности поступают в вузы

Куда поступать и сколько стоит обучение

Для блестящей карьеры необязательно поступать только в вузы. Более массовое и доступное образование – среднее профессиональное. Вопреки всем суждениям о “второсортных колледжах”, они выпускают специалистов-практиков, обладающих определёнными рабочими навыками, а не теоретиков. Бюджетных мест в колледжах значительно больше, требования к поступающим – ниже. Стоимость обучения за год составляет примерно 28 тыс.

Выбор пути зависит только от самого человека, его планов касательно этой специальности и денежных возможностей. За учёбу в Московском государственном университете придётся отдать большие суммы – от 310 тыс. до 490 тыс. В менее крупных городах, разумеется, оплата в разы меньше – 100-140 тыс.

Получить специальность можно и в техникуме

“Менеджмент организации” – основная специальность, по которой ведётся подготовка. Каждый студент обязан пройти установленные в рамках программы дисциплины (гуманитарные и социально-экономические, математические и естественно-научные, общепрофессиональные).

Помимо всего студенты проходят стажировку в разных фирмах. Сначала их ждёт “тестовый день”, где они должны выполнить какое-либо задание. От объёма и качества выполненного зависит, примет фирма потенциального сотрудника на полноценную стажировку или нет. В обязанности менеджера входит ведение статистики и базы данных, подсчёт исходящих и отправленных  сообщений, сделанных звонков. Обычно стажировка предполагает серьёзные нагрузки.

Стажеры выполняют в компании рутинную работу

Какие экзамены нужно сдавать после 9 и 11 класса

При поступлении после 9 класса нужно сдавать экзамены с русского языка, математики и обществознания. Могут быть засчитаны и результаты ГИА. Для абитуриентов после 11 класса засчитываются результаты ЕГЭ с основных предметов.

Дистанционное обучение

Образование, полученное за рубежом, всегда было престижным. А менеджмент – самая популярная специальность, из-за которой очень многие отправляются заграницу. Причина очевидная – диплом МВА дарит поистине головокружительные возможности (зарплата по истечению года увеличивается в 2 раза, как и востребованность специалиста).

Однако нужно будет знание английского языка и прохождение подготовительных программ. Стоимость обучения высока и варьируется от 4 до 25 тыс. долларов, в зависимости от выбранной страны.

Ещё один удобный и широко распространённый вариант обучения – дистанционный. Он подойдёт людям с высокой самоорганизацией, не нуждающимся в постоянном контроле со стороны.

Преимущества:

  • позволяет повысить квалификацию без временных затрат на полноценное очное обучение;
  • оптимальная низкая стоимость;
  • использование современных технологий и освоение нужных навыков;
  • самостоятельное составление расписания и графика, выбор занятий;
  • комфортная обстановка, способствующая продуктивности.
Дистанционно можно окончить вуз в любой точке мира

Среди недостатков наиболее значимый – отсутствие личного общения с педагогом. Но, тем не менее, дистанционное обучение предлагает перспективы и полностью себя оправдывает. Отучившись, вполне реально работать по профессии.

Качества менеджера

Успешный менеджер – прежде всего хороший логик и аналитик. Такие черты характера, как ответственность, целеустремлённость, коммуникабельность помогут в достижении всех карьерных высот. Умение грамотно планировать и дальновидность – ещё одни качества, без которых не обойтись в сфере менеджмента. Должность подойдёт энергичным людям, готовым усердно трудиться, двигаться вперёд и развиваться. Настоящий специалист способен правильно расставить акценты, наладить и укрепить отношения в коллективе, поставить и реализовать цели. Он понимает каждого подчинённого и помогает ему, если это требуется.

Коммуникативность тоже пригодится, ведь менеджер в профессиональной деятельности использует три вида общения (субординационное, служебно-товарищеское, дружеское). Он должен уметь договариваться, поддерживать диалог на любую тему, достойно выходить из неприятных ситуаций. Большую роль играет и стрессоустойчивость, потому что он зачастую испытывает большие эмоциональные нагрузки. После них важно быстро восстанавливаться и вновь приниматься за дела. Нельзя ни в коем случае выходить из колеи.

Но самые главные способности – организаторские. Критика и самокритика, требовательность, инициативность, гибкость, психологическая избирательность – перечень характеристик успешного менеджера. Мир знает множество подобных личностей: например, Стива Джобса, основателя “Apple”, за одну акцию принёсшему своей компании 150 миллиардов долларов.

У менеджера должны быть лидерские качества и высокий уровень ответственности

По вышесказанному можно сделать вывод: наше общество невозможно представить без менеджеров. Они находятся в большинстве сфер жизни, на всех уровнях и позициях. Кто-то занимается документацией, кто-то управляет крупной корпорацией. Сложный путь от низшего звена к высшему открыт абсолютно каждому, но проделать его может только уверенный в своих силах, амбициозный и решительный человек. Несмотря на конкуренцию и распространённость профессии, она сохранит свою востребованность ещё очень долгое время.

Узнайте также, что делает менеджер по туризму и как обучиться на спортивного менеджера.

Подберите дистанционный ВУЗ или колледж со специальностью «Менеджмент»

После заполнения формы Вы получите: список учебных заведений, стоимость и срок обучения, льготы и скидки

Выберите Ваш уровень образования:Основное общее образование (9 классов)Среднее (полное) общее образование (11 классов)Начальное профессиональное (профессионально-техническое училище)Среднее профессиональное (техникум/колледж)Неоконченное высшееВысшее
Куда планируете поступать?ВУЗКолледж/ТехникумКурсы дополнительного профессионального образования

Менеджмент как профессия – определение, объяснение и часто задаваемые вопросы

Определение управления гласит, что это действие по координации и управлению рабочей силой для достижения цели. Это включает в себя разработку стратегий и соответствующее маневрирование рабочей силы для оптимизации ее потенциала. В последние годы расширение компаний и их инициатива по продаже акций отделили собственность от повседневной деятельности компании. Руководящие сотрудники и менеджеры пришли, чтобы заполнить этот пробел и обеспечить бесперебойную работу организации. Обязанности профессионалов в области управления развились, и теперь они являются ключом к успеху любой компании.

Наряду с коллективным управлением рабочей силой для достижения целей компании их должностная роль расширяется и для обеспечения благополучия сотрудников.

Что такое профессия?

Профессия – это занятие, требующее специальных знаний по предмету наряду с глубоким академическим образованием. Кроме того, компетентные органы регулируют вступление в конкретную профессию, и они обращают внимание на опыт, этику и формальное обучение. По мнению специалистов, профессия включает в себя следующие основы.

  1. Специальные знания

Возникновение профессий любого рода происходит из совокупности конкретных знаний, которые люди могут изучать. Профессионалы должны приложить усилия, чтобы приобрести эти знания и их методы. Профессионалы управления должны делать то же самое, чтобы обеспечить себе работу на своем уровне.

  1. Специальное обучение и образование

Знаний недостаточно для достижения успеха в любой профессии; нужно знать его технические тонкости. В этом отношении обучение, особенно для работы, пригодится. Кроме того, нельзя стать экспертом без специального курса обучения. Таким образом, пройти через них жизненно важно.

  1. Кодекс поведения

В каждой профессии существует кодекс поведения, широко известный как трудовая этика, и члены, связанные с ним, должны его соблюдать. Как правило, этот код варьируется от одной компании к другой. Этот кодекс поведения включает в себя правила и нормы фирмы.

  1. Социальные обязательства

Социальные обязательства — неотъемлемая часть любой профессии. Профессионалы ищут мотивацию в своем желании служить обществу, а социальные нормы влияют на их действия.

  1. Представительство

Во главе каждой профессии стоит компетентный орган, который регулирует этот сектор. Эти ассоциации отвечают за регулирование и разработку критериев для конкретной профессии.

Обсуждение менеджмента как профессии

Менеджмент как профессия существует уже много лет. Следовательно, менеджмент — это настоящая профессия. Комментарий оценивается на основе основ профессии. Вот подробное объяснение того же.

  1. Специализированные знания

Специалистам в области управления необходимы специальные знания для работы в соответствующих областях. Они могут черпать свои знания из книг и других учебных материалов, которые тщательно отобраны. Поэтому в этом свете можно сказать, что менеджмент – это профессия.

  1. Обучение и образование

Современная наука управления позволяет претендентам получить необходимые знания и обучение. В этой стране есть много управленческих учебных заведений и учебных заведений, которые могут помочь человеку в этом процессе. На современном рынке компании предпочитают нанимать лиц, имеющих высшее образование, для управления определенными должностями.

Таким образом, профессиональный смысл управления относится к лицам с соответствующей подготовкой и образованием, которые квалифицируют их как профессию.

  1. Кодекс поведения

Каждый специалист, работающий в этой области, должен соблюдать определенные правила и нормы или кодексы поведения. Прежде всего, такие нормы находятся на усмотрении организации, в которой они работают, и время от времени они меняются. Тем не менее, профессиональная мораль, добросовестность и честность — это основные принципы, которым должны следовать люди независимо от их роли. Принимая это во внимание, можно быстро определить менеджмент как профессию.

  1. Социальные обязательства

Социальные обязательства любой работы преобладают и в управлении. Хотя таких писаных норм нет, но на самом деле ориентация на социальную ответственность существует. Поэтому нетрудно считать менеджмент профессией.

  1. Ассоциации

Профессиональные ассоциации менеджеров есть почти в каждой стране, и их задача –

  • Регулировать поведение членов

  • Создание норм для профессионалов

  • Изучать и разрабатывать новые идеи для улучшения менеджмента как профессии

Например, в Индии Всеиндийская ассоциация менеджмента работает в тандеме с местной ассоциацией улучшить этот сектор с помощью исследований и анализа.

Имея в виду эти указания, нетрудно считать менеджмент профессией, но существуют и противоположные мнения.

Можно ли строго отнести менеджмент к категории профессий?

Менеджмент — это профессия, это утверждение не имеет значения, если учесть следующие указатели.

  1. Несмотря на то, что фактор образования и обучения существует, для него нет особых правил. Часто люди, занимающие место в руководстве организации, не имеют формальной квалификации или подготовки, чтобы работать там. Поскольку для менеджеров нет установленной квалификации, вход здесь не ограничен.

  2. Социальная ответственность профессионалов в области управления имеет некоторые ограничения. Они подотчетны акционеру, владельцу или совету директоров. Следовательно, даже если они хотят отдать долг сообществу, им необходимо получить разрешение.

  3. Оценка руководителей основывается на их результатах, а не на степени.

Менеджмент не является профессией; во что бы то ни стало, оно удовлетворяет некоторым его основным положениям. Старая поговорка «менеджерами рождаются, а не становятся» не имеет значения в наше время. В современном мире люди могут пройти специальную подготовку, чтобы стать менеджером.

Начинающие профессионалы в области управления могут узнать больше по этой теме на Vedantu — ведущей платформе электронного обучения в Индии. Люди могут связаться с профильными экспертами, чтобы развеять сомнения и улучшить свою подготовку.

Является ли управление бизнесом профессией?

Неоднократные и, на момент написания этой статьи, продолжающиеся разоблачения корпоративных правонарушений за последние два года подорвали общественное доверие к бизнес-институтам и руководителям до уровня, невиданного десятилетиями. Недавний опрос Gallup показывает, что американцы сейчас доверяют лидерам бизнеса не больше, чем вашингтонским политикам. Справедливо это или нет, но люди склонны верить, что руководители как класс жадны и нечестны.

Как бы ни был естественен вопрос о том, как такое количество руководителей, не говоря уже о бухгалтерах, инвестиционных банкирах, аналитиках фондового рынка, юристах, финансовых менеджерах и других лицах, замешанных в недавних корпоративных злоупотреблениях, могли стать такими развращенными, это, вероятно, неправильный вопрос. Учитывая, что человеческая природа не сильно меняется от века к веку, реальная проблема заключается в эффективности ограничений, которые общество накладывает на чисто эгоистичные импульсы людей. В ответ на недавние скандалы политики и правительственные чиновники вмешались, чтобы принять новые законы и разработать новые правила, в то время как видные деятели Уолл-стрит и других представителей делового сообщества выступили со своими собственными призывами к реформе в таких областях, как бухгалтерская практика и исполнительная власть. компенсация. Тем не менее, хотя законы, постановления и политика играют здесь четкую роль, для общества они являются относительно дорогим и неэффективным способом поощрения ответственного поведения и надежного лидерства в бизнесе.

В случае плохого поведения со стороны руководителей бизнеса причина, по которой возникает проблема доверия, заключается в том, что от этих лиц ожидается принятие суждений, основанных на специальных знаниях и методах анализа, которыми, как считается, обладают только они одни. области, в которых их решения влияют на благополучие других. Когда потребность в таком суждении возникла в других сферах, жизненно важных для интересов общества (таких как право и управление, военное дело, здравоохранение и религия, если рассматривать классические примеры), современные общества ответили созданием институтов, которые мы знаем как профессии. Один из способов диагностировать причину недавней эпидемии деловых скандалов — рассказать о широко распространенной неспособности генеральных директоров и других руководителей высшего звена (наряду с членами совета директоров, аудиторами, финансовыми аналитиками и другими) выполнять свои профессиональные обязанности.

Говорить о профессиональных обязанностях отдельных лиц, таких как генеральные директора и другие руководители, значит подразумевать, что управление бизнесом само по себе является профессией, но так ли это? Социологи, изучающие профессии, использовали широкий спектр точек зрения и критериев для определения того, что делает занятие профессией.

Для целей нашего настоящего исследования мы выбрали четыре черты и практики из сети тех, которые, как было установлено, связаны с профессиями. Мы используем эти черты и практики как для того, чтобы изложить собственное представление о сущности профессионализма, так и для того, чтобы мы могли сравнить менеджмент с тем, что мы считаем добросовестными профессиями, в частности с юриспруденцией и медициной. Наши критерии для того, чтобы назвать занятие добросовестной профессией, следующие:

  • общая совокупность знаний, основанная на хорошо разработанной, широко принятой теоретической базе;
  • система подтверждения того, что люди обладают такими знаниями, прежде чем им будет выдана лицензия или иным образом разрешено заниматься практикой;
  • обязательство использовать специализированные знания для общественного блага и отказ от цели максимизации прибыли в обмен на профессиональную автономию и монопольную власть;
  • Кодекс этики с положениями о контроле за соблюдением кодекса отдельными лицами и системой санкций за его соблюдение.

Сравнивая менеджмент с более традиционными профессиями права и медицины по этим критериям, неизбежно обнаруживаешь, что он недостаточен. (Мы говорим об этом, несмотря на то, что рыночные ценности замещают традиционно профессиональные, наблюдаемые в последние годы как в юриспруденции, так и в медицине.) Этот недостаток, на наш взгляд, имеет прямое отношение к способности общества требовать и добиваться ответственного поведение руководителей, а также способность руководства поддерживать общественное доверие, необходимое для оптимального функционирования наших экономических институтов. Не намереваясь идеализировать то, что мы назвали добросовестными профессиями, мы считаем, что сравнение, которое мы проводим в этой статье, заслуживает того, чтобы предложить, как можно было бы реформировать менеджмент как институт, кроме как с помощью грубых инструментов закона и регулирования. с одной стороны, и благонамеренные, но в конечном счете беззубые призывы к большей индивидуальной честности и этичности, с другой.

Говорить о профессиональных обязанностях отдельных лиц … означает, что управление бизнесом само по себе является профессией, но так ли это?

Социология профессий представляет собой слишком обширную область теоретического и эмпирического анализа, чтобы ее можно было описать в этой статье лишь в общих чертах. Это также область, в которой менеджмент еще не стал центральным предметом эмпирического исследования. Поэтому мы коснемся лишь некоторых центральных проблем структуры управления. Но даже в этом случае, из-за нехватки места, наша цель в этом эссе состоит не в том, чтобы безошибочно обосновать состояние современного менеджмента, а, скорее, в том, чтобы поднять важные вопросы. Сравнивая менеджмент с юридическими и медицинскими профессиями, мы надеемся стимулировать дискуссии и дебаты, которые могут привести к более глубокому пониманию текущего состояния менеджмента.

Мы перечислили четыре критерия для определения того, можно ли считать менеджмент настоящей профессией. Давайте рассмотрим, как управление в его нынешнем институциональном состоянии соответствует каждому из этих критериев.

Общая совокупность знаний, основанная на хорошо разработанной, широко признанной теоретической базе

Традиционные профессии юриста, медицины и духовенства имеют глубокие исторические корни в другом важном институте западного общества: университете. Римское и каноническое право, медицина и богословие фактически составляли три из четырех факультетов средневекового европейского университета, и они сохранились до наших дней — соответственно в школах права, медицины и богословия — в современном американском университете. Изучение права в Америке сегодня остается основанным на многовековых традициях римского и англо-американского права, систематизированных и интерпретированных дисциплиной философии права или юриспруденцией. Студенты-юристы теперь изучают право не как свод законов, а скорее как набор принципов, доктрин и правил, которые развивались в течение столетий и, как говорят, составляют само юридическое обоснование. Изучение медицины, со своей стороны, постоянно трансформировалось со времен Средневековья в связи с ростом и непрерывным прогрессом современной науки. Развитие микробной теории болезней в девятнадцатом веке, например, и науки генетики в двадцатом привело к формированию теоретической структуры, лежащей в основе совокупности знаний, которыми должен овладеть каждый студент-медик. Учебная программа медицинской школы исходит из того, что для диагностики и лечения болезни будущий врач должен иметь прочную основу в том, что наука (или, возможно, точнее, то, что общепринято как наука) в настоящее время понимает как ее причины. .

Обращаясь к массиву систематизированных знаний, лежащих в основе утверждения о том, что управление бизнесом также является профессией, мы обнаруживаем важные различия между менеджментом как наукой и базами знаний традиционных профессий. Дело не только в том, что изучение менеджмента поздно пришло в университеты, которые, с момента создания современного американского исследовательского университета в последние три десятилетия девятнадцатого века, получили эффективную монополию на профессиональное образование (первый университет- бизнес-школа в Америке, Уортонская школа финансов Пенсильванского университета, не была основана до 1881 года). Поскольку даже тогда, когда менеджмент был осторожно принят в качестве предмета, заслуживающего включения в университет, дисциплина управления, следовавшая сразу за самой профессией, должна была быть изобретена 9.0171 бывший нихило . Профессионализация менеджмента, ради которой и были созданы бизнес-школы, началась как попытка углубиться в деловую практику с ее эмпирическим подходом к бизнес-проблемам, чтобы обнаружить набор основополагающих принципов, которые могли бы объяснить эффективное управление. упражняться. Эти основные принципы ни в коем случае не были очевидны для пионеров академического бизнес-образования — и, как мы полагаем, они ни в коем случае не остаются очевидными и сегодня.

В то время, когда формировались первые бизнес-школы, в начале двадцатого века, «научный менеджмент» витал в воздухе, поскольку применение Фредериком Тейлором научных методов к изучению физического труда стало распространяться на организации промышленности, а также в таких сферах, как высшее образование и правительство. Хотя тейлоризм был быстро выброшен за борт в качестве основы учебной программы бизнес-школ, он сделал научные рассуждения и методы применимыми к бизнесу, тем самым помогая узаконить изучение бизнеса как деятельности в университете. Тем не менее, что именно должна изучать «наука» управления, вызывало бы недоумение и дебаты в течение многих лет. В первые десятилетия университетского бизнес-образования возникли и конкурировали друг с другом три учебные модели. Первый представлял собой простое объединение курсов, преподаваемых в другом месте университета и охватывающих такие явно полезные (хотя и ограниченные интеллектуально) предметы, как бухгалтерский учет и хозяйственное право. Вторая модель пыталась организовать бизнес-образование вокруг конкретных отраслей, таких как банковское дело, транспорт, торговля, горнодобывающая промышленность и пиломатериалы. Третья модель, все чаще принятая в 1930-х годов, и до сих пор лежащий в основе учебной программы бизнес-школ, был функциональный подход, поскольку группировка курсов стала отражать дифференциацию финансов, управления, операций и маркетинга как основных видов деятельности фирмы. Таким образом, учебная структура развивалась как прагматичный ответ на задачу подготовки выпускников, способных выполнять задачи, которые от них требовали бы работодатели.

Нельзя сказать, что за это время не было предпринято никаких попыток открыть лежащую в основе общую теорию, которая информировала бы о задачах менеджера. Но поиск теоретической модели, способной объяснить эффективную деловую практику, который на самом деле был поиском существующей дисциплины или набора дисциплин, из которых можно было бы создать такую ​​модель, на многие годы провалился из-за разногласий по поводу природы коммерческих фирм и конечная цель бизнеса. Решение (принятое очень рано в истории университетского бизнес-образования) убрать изучение бизнеса с факультетов экономики проистекало из признания того, что экономисты в то время не интересовались одной из самых насущных проблем менеджмента, а именно: внутренняя организация фирмы. При экспериментировании с различными дисциплинами, включая социологию, психологию и даже (в лаборатории усталости Гарвардской школы бизнеса, с 19с 20-х по 1940-е годы) физиология — дала результаты, которые были либо слишком политически радикальными для опекунов и покровителей университета (как это произошло в Уортонской школе в эпоху прогрессивного развития), либо просто не обладали объяснительной силой и практической применимостью, в результате чего образовалась пустота в центре учебная программа бизнес-школы в конечном итоге заставила бизнес-педагогов по-новому взглянуть на экономическую дисциплину.

Экономика в течение десятилетий, предшествовавших Второй мировой войне, занимала относительно слабое место в дисциплинарной иерархии. Однако по мере того, как растущее признание кейнсианской теории в послевоенные годы придавало этому предмету больший престиж, а 1958 отчетов о состоянии бизнес-образования в Америке, подготовленных корпорацией Карнеги и Фондом Форда, привели к тому, что в бизнес-школах стали уделять больше внимания социальным наукам и количественному методу, экономика стала занимать доминирующее положение, которое она занимает в учебной программе MBA. сегодня. Опираясь на фундаментальную работу Адольфа Берле и Гардинера Минса о разделении собственности и контроля в крупной корпорации, а также Рональда Коуза о значении трансакционных издержек, такие экономисты, как Майкл Дженсен и Оливер Уильямсон, начали в XIX в.70-х годов, разработать новую теорию фирмы, рассматривающую ее не как «черный ящик», преобразующий затраты в продукцию, а скорее как институт, требующий и вознаграждающий экономический анализ. Нельзя отрицать, что эти и другие недавние экономические теоретики внесли важный вклад в понимание внутренней работы фирм, которые применимы к управленческой практике. Тем не менее, они также оставили бизнес-образование с доминирующей теорией, которая, придерживаясь многих индивидуалистических предположений и методологий неоклассической экономики, не может объяснить большую часть социальной среды бизнеса, включая социальные и культурные факторы, которые дают о себе знать. внутри организаций, а также другие существенные аспекты явления, которое оно призвано объяснить.

Система сертификации

Помимо того, что менеджмент не смог развить совокупность знаний и теории, сравнимых с теми, которые существуют в настоящих профессиях, менеджмент отличается от этих других профессий отсутствием набора институтов, призванных удостоверять, что его специалисты обладают базовым мастерством основной объем специализированных знаний и может разумно их применять. В медицине и юриспруденции, например, есть учреждения, которые определяют образовательные требования (например, степень доктора медицины или права), которые должен получить каждый, кто желает заниматься этой профессией. Помимо этих образовательных требований, претенденты на членство в этих и других признанных профессиях должны получить лицензию на практику, сдав комплексный экзамен, предназначенный для проверки владения знаниями, якобы полученными в профессиональной школе. После того, как начинающий профессионал сдает этот экзамен, он или она должны инвестировать в определенный объем непрерывного образования, чтобы оставаться в курсе развивающихся знаний в профессии и поддерживать лицензию на практику.

Менеджмент отличается от медицины, юриспруденции и других признанных профессий тем, что в нем нет ни формального требования к образованию, ни системы экзаменов и лицензирования для претендентов на членство. Хотя степень МВА была самой быстрорастущей степенью за последние двадцать лет, она не является обязательным условием для того, чтобы стать менеджером. Это правда, что для тех, кто ищет доступ к высшим руководящим должностям или работе в области инвестиционно-банковских услуг или консалтинга, степень MBA стала требованием де-факто. Тем не менее, даже в этих случаях не требуется сдавать стандартный экзамен перед допуском к практике, а старшие менеджеры, инвестиционные банкиры или консультанты не обязаны участвовать в программах повышения квалификации. Например, нет явных обязательств для опытных руководителей высокого уровня знать что-либо об инвестировании в новые инновационные финансовые производные или специальные инструменты, даже если они входят в советы директоров, которые обязаны одобрять такие потенциально рискованные сделки. На самом деле, данные о зачислении на программы обучения руководителей, предлагаемые бизнес-школами, показывают, что те, кто уже имеет степень MBA, с наименьшей вероятностью будут продолжать обучение.

Каким образом наличие формального требования к образованию, системы сертификации и обязательного непрерывного образования будет способствовать развитию практики управления? Хотя такие входные барьеры привели бы к закрытию управленческих должностей для тех, кто сейчас на них претендует, все настоящие профессии почти по определению являются закрытыми системами, которые жестко контролируют и тщательно ограничивают доступ к своим рангам. Закрытие профессий не должно, как некоторые опасаются в случае управления, душить инновации и прогресс. В области медицины, например, темпы открытий и творческого прогресса быстро ускорились благодаря профессионализации. Более того, в открытом обществе всегда найдется место для «незаконных» предпринимателей, которые бросят вызов существующему порядку, подобно тому, как практикующие альтернативную медицину сегодня бросают вызов медицинской профессии. Между тем, с точки зрения общества, профессиональная закрытость предлагает явные преимущества, когда привилегия закрытия предоставляется в обмен на обязательства, которые настоящие профессионалы берут на себя, чтобы служить общественному благу и отказаться от определенных форм корыстного поведения.

Приверженность специализированным знаниям как общественному благу; Отказ от максимизации прибыли

Чтобы иметь возможность устанавливать и обеспечивать соблюдение стандартов допуска к профессии, определять, как должна выполняться профессиональная работа, участвовать в саморегулировании, а не подвергаться обширному регулированию извне, и пожинать экономические выгоды от монопольное положение на рынке — все это привилегии, которые общество предоставляет профессиям в обмен на определенные социальные блага. Создание этих социальных благ, в свою очередь, накладывает определенные ограничения на специалистов. Поскольку они обладают специальными знаниями в областях, имеющих жизненно важное значение для общества, ожидается, что настоящие профессионалы предоставят эти знания в распоряжение всех, кто в них нуждается, и будут предоставлять услуги таким образом, чтобы поддерживать профессиональные стандарты и ценности выше обеспечения индивидуальное преимущество. Отказ от беззастенчивого личного интереса, которого общество ожидает от настоящих профессионалов, принимает очень специфическую форму: в отличие от участников рынка, как это предусмотрено классической и неоклассической экономикой, профессионалы занимаются работой не только по экономическим мотивам, и они избегают максимизации прибыли. (в отличие от получения прибыли) в качестве цели. Действительно, благодаря освобождению от определенных законов рыночного обмена профессионалам специально запрещается использовать законы рынка для получения экономической выгоды за счет своих профессиональных обязанностей.

В этом аспекте профессионализма подразумевается идея о том, что, даже обслуживая частных клиентов, профессионалы приносят общественное благо. В экономике предоставление общественных благ широко признается как случай, создающий исключения из правил, регулирующих предоставление товаров для сугубо личного потребления. Юристы обслуживают частных клиентов (будь то физические лица, корпорации или другие частные лица), но считается, что они обеспечивают общественное благо — если не правосудие в каждом случае, то, по крайней мере, соблюдение верховенства закона. Точно так же врачи обслуживают частных лиц, но при этом понимают, что они обеспечивают общественное благо здоровья для населения в целом. Что система адвокатуры в американской юриспруденции или структура рынка здравоохранения в Соединенных Штатах (с его запутанной системой как частных, так и государственных сторонних плательщиков) могут соблазнить юристов и врачей, соответственно, упустить из виду профессиональные обязанности, выходящие за рамки обслуживания интересы конкретных клиентов не отменяет этой более общей истины. Как только профессионал упускает из виду большую социальную пользу, которую призвана обеспечить его или ее работа, грань между профессиональными услугами и коммерцией становится опасно размытой.

Представление о том, что те, кто возглавляет и управляет основными частными экономическими институтами нашего общества, могут обеспечивать или нести ответственность за предоставление общественного блага, совершенно чуждо нашему обычному образу мышления об управлении. Между тем эту идею часто озвучивали те, кто руководил американскими бизнес-школами в первые десятилетия их существования. Например, в речи под названием «Социальное значение бизнеса», произнесенной в Школе бизнеса Стэнфордского университета вскоре после ее основания в 1919 г.25 (и впоследствии опубликованной в виде статьи в Harvard Business Review ), Уоллес Б. Донэм, второй декан Гарвардской школы бизнеса, заявил, что «развитие, укрепление и умножение социально настроенных деловых людей является центральной проблемой бизнес. »

Как продолжил Донхэм: «Обобществление промышленности изнутри на более высоком этическом уровне, не социализм и не коммунизм, не действия правительства и не осуществление полицейской власти, а скорее развитие внутри бизнес-группы действенного социального контроля над теми механизмами, которые были помещены в Руки расы через все недавние экстраординарные преобразования материальных вещей крайне необходимы. Бизнес-группа в значительной степени контролирует эти механизмы и, следовательно, находится в стратегическом положении для решения этих проблем. Поэтому нашей целью должно быть умножение людей, которые будут решать свои текущие бизнес-проблемы социально конструктивными способами».

Преследуемый верой в то, что научный, технологический и материальный прогресс опережает способность общества к моральному самоуправлению и что профессии, которые традиционно обеспечивали социальное и моральное лидерство (т. е. юриспруденция и духовенство), больше не соответствуют задача, Донхэм искал новую «профессию в бизнесе» не что иное, как спасение современной индустриальной цивилизации от самой себя. Поскольку проект профессионализации, который определял повестку дня американского бизнес-образования с момента его основания до начала Второй мировой войны, был заброшен в послевоенные десятилетия, ожидания того, какой вклад менеджеры должны внести в общество, стали, мягко говоря, более скромными.

Сегодня вместо таких понятий, как «обобществление промышленности изнутри» и представление о хозяйственном руководителе как эксперте, способном и ответственном за решение некоторых из самых насущных проблем, стоящих перед современным обществом, мы находим американский бизнес школы, пропагандирующие доктрину первенства акционеров и парадигму менеджера как простого агента «владельцев» компании. Взятые вместе, эти две концепции — оба являются результатом интеллектуального доминирования экономики в американском бизнес-образовании в течение последних трех десятилетий — превращают менеджеров во что угодно, но не в бескорыстных экспертов, ориентированных на потребности общества, которые мы считаем частью сущности профессионализма. Доктрина приоритета акционеров узаконила идею о том, что преимущества управленческого опыта могут быть предложены исключительно для личной выгоды и что это эквивалентно продвижению общественных интересов. Создав представление о том, как заставить менеджеров «думать и вести себя как собственники» с помощью вознаграждения, привязанного к акциям, теперь можно увидеть, что агентская теория напрямую привела ко многим из худших злоупотреблений, направленных на максимизацию прибыли, разоблаченных в недавней волне корпоративных скандалов.

Теперь, когда традиционные профессии подверглись нападкам за предоставление убежища от дисциплинирующих сил рынка, стоит отметить, что очень многие американские бизнес-лидеры, которые значительно обогатились в последние годы, не участвуя в реальных злоупотреблениях, сумели таким образом, изолируя себя от таких фундаментальных рыночных императивов, как «оплата за результат», одновременно отказываясь принимать ограничения, которые мешают законным профессионалам заниматься максимизацией прибыли. Если от традиционных профессий следует требовать большей роли рыночных сил, не будет ли слишком много требовать от бизнесменов, пользующихся освобождением от рыночной дисциплины, большей роли профессионализма?

Этический кодекс

Четвертое и последнее измерение, в котором, на наш взгляд, менеджмент значительно отличается от настоящих профессий, заключается в том, что его члены не руководствуются общим нормативным кодексом, который подкрепляется институтами, поощряющими его соблюдение. Такой нормативный кодекс, известный как кодекс этики или кодекс поведения, является центральной чертой почти любой профессиональной группы, которая хочет, чтобы ее считали профессией. Хотя нормативные кодексы существуют среди таких разных «профессий», как библиотечное дело и сантехника, настоящие профессии идут дальше, чем просто наличие письменного кодекса, который побуждает членов соблюдать добровольно. Они обучают смыслу и последствиям кодекса как часть формального образования своих членов. Они проверяют и проверяют это понимание с помощью лицензионных экзаменов. После получения лицензии участники должны придерживаться кодекса, чтобы сохранить лицензию. Руководящий орган, состоящий из уважаемых представителей профессии, наблюдает за соблюдением кодекса путем создания механизмов мониторинга, рассмотрения жалоб и применения санкций, включая окончательную санкцию в виде отзыва лицензии человека на профессиональную деятельность.

Профессии устанавливают эти кодексы и институты, обеспечивающие их соблюдение, как часть своего негласного договора с обществом. «Доверьте нам осуществлять юрисдикцию над важной профессиональной категорией», — по существу заявляют эти профессии. «В свою очередь, мы приложим все усилия к тому, чтобы представители нашей профессии были достойны вашего доверия, чтобы они были не только компетентны в выполнении возложенных на них задач, но и придерживались высоких стандартов и вели себя с целостностью». Привилегия саморегулирования предоставляется из-за признания обществом того, что в случаях, связанных с использованием узкоспециализированных знаний, неспециалисты могут быть не в состоянии вынести точное и справедливое суждение о поведении специалистов.

Большинство нормативных кодексов, таких как древняя клятва Гиппократа для врачей, четко формулируют высшие цели профессии и социальные цели, а также способы достижения этих целей. Такие определения ролей имеют много преимуществ; во-первых, устанавливая нормативный стандарт включения, они создают и поддерживают чувство общности и взаимных обязательств среди представителей профессии, а также чувство долга перед профессией как абстрактной социальной сущностью. Эти узы членства создают социальный капитал профессии, который укрепляет доверие и значительно снижает транзакционные издержки между представителями этой профессии, а также между профессией и обществом. Как мы заметили в начале этой статьи, доверие к менеджменту как к институту не может быть намного ниже, чем в современном американском обществе. В свете этого преимущества истинной профессии менеджера, принимающей формальный нормативный кодекс, кажутся очевидными — особенно по сравнению с режимом регулирования, который может слишком легко задушить инновации и принятие риска, которые так много способствовали успеху. американского капитализма.

Эгоистичное, самодовольное корпоративное руководство не является неизбежным.

Чрезмерная юридическая и нормативная реакция на кризис, в настоящее время поразивший американский бизнес и руководство, однако, является лишь одной из опасностей, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Еще одна опасность заключается в том, что бизнес-образование и поддерживающий его институт управления — прислушиваясь к крикам о честности и этичности, которые раздались со всех сторон после недавних корпоративных скандалов, — сумеют развеять скептицизм общественности с помощью таких мер, как введение новой этики. учебные программы и кодексы корпоративной этики (как известно, одним из последних обладал Enron, когда ее топ-менеджеры были заняты уничтожением богатства своих акционеров и средств к существованию своих сотрудников), которые просто создают видимость реформы, но не представляют собой подлинную статью. Как мы недавно узнали из таких явлений, как слабая связь между вознаграждением руководителей и результатами деятельности фирмы, а также бессилие столь многих корпоративных советов, американские менеджеры научились отделять формальные структуры и символы своего «профессионализма» — те черты, которые придать им легитимность в глазах общественности — от их фактической трудовой деятельности.

Наши рассуждения о подлинной профессионализации менеджмента как средстве преодоления кризиса легитимности, с которым сейчас сталкивается американский бизнес, могут показаться некоторым радикальными. Но если еще раз предположить, что усиленное регулирование не является полным или лучшим ответом на насущную проблему, мы считаем, что наша идея превратить менеджмент в добросовестную профессию имеет право на то, чтобы обратиться к группе, которая серьезно злоупотребила общественным доверием. взять на себя серьезные обязательства по его восстановлению.

Один из способов взглянуть на проблему современного американского менеджмента, как мы могли бы утверждать, состоит в том, что он преуспел в том, чтобы претендовать на многие виды и привилегии профессионализма, избегая при этом сопутствующих ограничений и ответственности. Хотя сейчас в некоторых кругах модно, как мы предположили, очернять профессионалов как элиту, пользующуюся убежищем от рыночных сует, действительно ли мы, как общество, хотим отказаться от преимуществ, которых мы по праву требуем от профессионалов в этой области? возвращаться? И учитывая неизбежное существование элитных работников умственного труда, таких как менеджеры, в сложных современных обществах, не следует ли нам заботиться о создании элит, которые мотивированы чем-то помимо преследования личных интересов по законам рынка или страха наказания по законам страны? Корыстолюбивое корпоративное руководство, потакающее своим желаниям, не является неизбежным, и модель для чего-то лучшего лежит под рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *