10 мифов о профессии писателя
Скажем, Серебряный век русской литературы принято оценивать по произведениям классиков, но в то же время печатались такие произведения, которые современный читатель даже в руки не возьмет. И таких книг было большинство.
На книжном рынке происходит нормальный отсев: авторы присылают рукописи, редактор охает и крутит пальцем у виска, что-то печатается, что-то удачно расходится. В веках остаются единицы.
Издатели издают то, что покупается. Можно сколько угодно рекламировать книгу, но, если она не соответствует потребностям людей, ее никто не купит. У всех разные представления о прекрасном и нужном, и то, что не подходит лично вам, может звучать музыкой для кого-то другого.
2. Нон-фикшен — это роман о правде жизни, а мейнстрим — это модная литература, которую читает офисный планктон
На самом деле нон-фикшен (англ. non-fiction букв. «невымысел») — это нехудожественная литература: книги, в которых отсутствует придуманный сюжет и придуманные герои. Роман в жанре нон-фикшен — это оксюморон, так как роман в любом случае подразумевает вымысел.
Мейнстрим — это художественное произведение, в котором главную роль играет нравственное развитие героев.
Путаница в терминах происходит из-за того, что английские слова non-fiction и mainstream переводят буквально, забывая о том, что у каждого понятия в издательском бизнесе есть свой смысл и своя история.
Термин mainstream пришел из США. Так называли произведения, которые брали в печать ведущие американские журналы начала XX века.
3. Если хочешь пробиться в печать, пиши эпическое полотно
Это одна из самых распространенных ошибок начинающих авторов: им сразу хочется создать гениальное по содержанию и по форме произведение, а навыка работы с текстом еще нет. В результате появляются дикие словесные конструкции, все чрезвычайно усложнено, необычно и… абсолютно нечитабельно.
Новичку как раз легче пробиться с книгой, написанной в развлекательном жанре: добротную повесть «Как я провел лето в Турции» охотнее напечатают, чем корявое «Нашествие на матушку-Русь».
Работа над темой, которая еще не по зубам, конечно, даст определенный опыт, но на публикацию при этом рассчитывать не приходится.
4. Моя история достойна публикации, потому что она интересна мне самому
Мало кто из новичков может ответить на вопрос: «Что моя книга дает читателю?» В большинстве текстов проглядывается только одно — желание автора выплеснуть эмоции на бумагу.
Вот, к примеру, сюжет рассказа, присланного в издательство: кавалер ждет даму, она приходит, снимает шарфик и жалуется на дурака-мужа. Секс. Сигарета. Банальные мысли о сущности любви. Занавес.
Все понятно: автор грезил о некой красотке, привел себя в чрезвычайно приятное расположение духа и решил поделиться ощущениями. С тем же успехом можно вернуться с концерта и напеть маме «Девятую симфонию» Бетховена.
Рассказ с таким сюжетом читается хорошо, когда автор владеет словом на уровне Ивана Бунина. Начинающий литератор не сможет так написать; значит, брать надо чем-то другим: темой, характерами, новой любопытной информацией. А если этого нет, то и публиковаться незачем.
Еще один распространенный вариант — описание своих страданий. В редакции десятками приходят рукописи о болезнях, разорении, тюрьмах и т.п. Автор жалуется на судьбу и хочет, чтобы ему посочувствовали. В результате к его бедам добавляется еще одна — отказ издательства. Многие люди готовы помогать тем, кто попал в беду, но мало кто готов покупать неумело написанные жалобные книги.
5. Издатели не читают рукописи, приходящие самотеком, и пробиться в печать можно только по знакомству
Конечно, по знакомству пробиться легче, но, если бы издатели не читали самотек, ничего бы и не публиковалось. Ротация писателей в книжном бизнесе очень велика: на смену одним авторам приходят другие, и большинство новых произведений находятся как раз среди книг, присланных на общий почтовый ящик издательства.
6. Издатель будет вкладываться в рекламу моего произведения, ведь он заинтересован в том, чтобы книга удачно продалась
У издателей не хватит денег, чтобы рекламировать всех авторов. Книга для них — лотерея: выиграет — хорошо, не выиграет — ну и ладно. Главное, чтобы баланс выигрышных и невыигрышных билетов не нарушался.
7. Если я расскажу редактору, как долго я работал над рукописью, это поможет произвести благоприятное впечатление
Количество затраченного времени не равно качеству. Если вы долго идете в неверном направлении, вы все равно не достигнете своей цели. Сообщение о том, что «я работал над романом 10 лет», звучит для редакторов как «белый шум» и не дает им никакой полезной информации. Более того, оно говорит о том, что у вас нет опыта быстрого и качественного написания книг — а это важно, если вы хотите создать серию.
8. На запятые и мелкие речевые ошибки можно не обращать внимания — если что, в редакции поправят
Поправят, если ваша тема — это гарантированный бестселлер (заметим: речь идет о теме, а не о сюжете и стиле изложения).
А если вы делаете ставку на что-то другое и при этом допускаете много погрешностей, книга полетит в мусорную корзину. Исправлять чужие ошибки — это тратить рабочее время, которое кто-то должен оплачивать.
9. Издатели страшно наживаются на «левых» тиражах и не платят авторам законных гонораров
Эта легенда особо популярна среди начинающих авторов, которые не понимают, почему они так мало зарабатывают. На самом деле «левые» тиражи еще надо заслужить — в обход автора печатают только сверхпопулярные произведения. Половину книг, издающихся в России, в принципе невозможно продать, и никто не будет переиздавать то, что и так лежит мертвым грузом.
«Левые» тиражи печатаются на провинциальных полиграфических комбинатах. Делается точная копия — со всеми исходниками, включая название типографии и номер заказа. Если нет очевидного производственного брака, то отличить оригинал от подделки сможет только эксперт.
На местах имеется сеть распространителей. По документам они покупают две книги, изданные в законном порядке, а к ним прибавляют ещё восемь контрафактных экземпляров, которые, разумеется, обходятся дешевле.
Бизнес этот давно поделен, и нередко ему покровительствуют местные власти. Договоренность примерно такая: наша полиция не будет вас обижать, а вы нам сделаете агитационные материалы к выборам. При этом официально такой комбинат не печатает ничего, кроме районной газеты и бланков счетов-фактур.
10. Писательская слава — это очень приятная штука
Если ваша книга «выстрелит», то первое, с чем вы столкнетесь — это массовое недоверие. Журналисты, коллеги, знакомые — все будут недоумевать: как вам удалось выбиться в знаменитости? Вы что, взятку кому-то дали?
Это закон жизни: тех, кто высовывается, не любят. В особенности поначалу, когда вы уже стали известны, но еще не заработали статус гуру.
Писательская слава — это в том числе несколько придворных шизофреников, которые будут выискивать ваши огрехи и выставлять их на всеобщее обозрение. Это вечное беспокойство: «А что, если моя следующая книга будет продаваться хуже предыдущей?»
Хотя, надо признать, у писательской славы есть два больших плюса: восторженные читательские отзывы и неплохие заработки.
Профессии связанные с писательством: Топ-12
Сегодня я хочу рассказать о том, какие есть востребованные профессии, связанные с писательством.
Ведь в мире много людей, которые любят работать с текстами, но не до конца уверены, какая специализация им больше подходит.
Поэтому я составил список, в который включил лучшие на сегодняшний день профессии, связанные с написанием текстов.
Много вариантов из списка подходит для удалённой работы, что очень актуально в наше время!
Всего получилось 12 пунктов. Надеюсь, это поможет вам определиться.
Приступим!
Содержание статьи
№1: Сценарист
Можно писать сценарии не только к фильмам, но и к мультфильмам, сериалам, и даже играм. У каждого направления свои особенности, но суть одна.
В сценарии важны действия, диалоги и чёткие мотивы персонажей (в отличие от художественной литературы, где важно передать красоту языка).
Однако деятельность сценариста подразумевает командную работу, так что будьте готовы взаимодействовать с актёрами, режиссёром и продюсером.
Главное в этой профессии — уметь отстаивать свою точку зрения перед коллегами, и нормально относиться к тому, что придётся часто переписывать готовый текст.
В общем, работа не для слабонервных.
№2: Писатель
Я бы отнёс этот пункт в категорию: «Привлекательные, но в то же время непростые профессии, связанные с писательской деятельностью».
Здесь, в отличие от предыдущего пункта, не понадобится переделывать тексты и договариваться с людьми. Вы сам себе хозяин.
Сложность в другом: низкие гонорары при больших временных затратах.
А добиться такой популярности, при которой заработок от продажи книг будет приносить хороший доход — непросто.
Поэтому, если хотите стать обеспеченным писателем, ведите параллельно свой блог. Со временем это принесёт плоды (ваш покорный слуга так и делает!)
Если присматриваетесь к этой профессии, будет полезно почитать мою статью: «Как написать книгу: с чего начать, план».
№3: Переводчик
Несмотря на современные технологии, которые помогают автоматически переводить текст, до сих пор ценятся «живые» представители этой профессии.
Вы можете переводить художественные произведения, фильмы и многое другое.
Естественно, надо отлично владеть как русским, так и иностранным языком.
А также нужно быть усидчивым и пунктуальным.
№4: Редактор
Одна из основных задач этого специалиста — доводить до совершенства тексты. Но не путайте его с корректором, у них разные задачи.
Редактор должен вникнуть в содержание произведения и исправить стилистические ошибки/поправить композицию текста. Также ему нужно проверить факты, изложенные в произведении и правильно оформить библиографические списки.
На этом перечень обязанностей не заканчивается: общение с авторами, контроль сроков выполнения работы и прочие организационные вопросы — всё это важные составляющие его работы.
Требуемые навыки: начитанность, коммуникабельность, умение быстро оценить текст.
№5: Журналист
Кто-то может посчитать, что эта профессия связана больше с общением, чем с писательством.
Отчасти это так. Однако каждый журналист может выбрать для себя подходящую специализацию.
Важно: если захотите брать информацию из других источников и переписывать своими словами (так поступают некоторые журналисты) — ваше право. Но это губит творческую жилку.
А если станете профи в определённой области, тогда вам начнут заказывать обзоры, аналитические статьи и тематические колонки. Так вы и раскроете писательский талант!
№6: Блогер
Нельзя перечислить профессии, связанные с писательской деятельностью, не упомянув эту.
В нашем случае я подразумеваю автора текстового блога (узрите одного из них, он пишет для вас эту статью!).
Казалось бы, всё просто — штампуй статьи пачками, прикрепляй красивые картинки и зарабатывай миллионы. Да? А вот и нет, всё гораздо сложнее.
На первых порах блог не будет приносить доход. Лишь собрав определённое количество читателей, можно начать получать прибыль. А для этого нужно быть трудолюбивым и целеустремлённым.
Зато представьте, как будет приятно, когда появятся первые результаты многомесячного труда!
Так что если хотите стать блогером — выберите нишу, в которой хорошо разбираетесь, и будьте готовы пахать!
№7: Копирайтер
В широком понимании — это специалист, который создаёт любой текстовый контент для сайтов.
Однако «истинные» копирайтеры специализируются на рекламных и продающих текстах.
Требуемые навыки: знание человеческой психологии, умение грамотно и увлекательно излагать материал, а также умение обрабатывать большие объёмы информации.
Популярные биржи копирайтинга в России: eTXT и Адвего
№8: Рерайтер
Несмотря на то что здесь нет особого полёта фантазии, я всё равно включил этот пункт в профессии, связанные с писательством.
Для тех, кто не знает, рерайтинг — это переписывание чужих текстов своими словами (в отличие от копирайтинга, где контент создаётся с нуля).
Рерайтер «заимствует» из других источников неуникальный текст и заменяет слова на подходящие по смыслу синонимы. Содержание в итоге остаётся прежним, а уникальность — возрастает.
Чтобы стать рерайтером, нужно хорошо знать русский язык + уметь грамотно доносить смысл до читателей.
В предыдущем пункте я дал ссылки на две биржи контента — они также подходят для рерайтеров!
№9: Инфобизнесмен
Многие удивятся, увидев, что этот пункт входит в профессии, связанные с написанием текстов. Ведь суть инфобизнеса заключается в обучении людей.
Однако для того, чтобы продавать людям свои знания, нужно постоянно создавать новые обучающие материалы. Здесь-то и пригодится умение писать тексты.
Так что если вы эксперт в какой-то области и готовы делиться знаниями — присмотритесь к этому направлению.
№10: Корректор
Корректор занимается простой, но в то же время важной работой.
Он исправляет опечатки, а также орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки (всё то же самое умеет сервис Орфограммка, сам им пользуюсь для проверки статей на блоге!).
Обычно корректорами становятся люди с филологическим образованием.
А на работу их принимают по результатам испытаний (хорошо подготовьтесь, будущие специалисты!).
Требуемые навыки: отличное знание правил русского языка, усидчивость, внимательность.
№11: SEO-копирайтер
Это тот же самый копирайтер (см. пункт №7!), только он ещё и разбирается в оптимизации текстов под поисковые запросы.
Соответственно, вся работа этого специалиста вращается вокруг Интернета.
Если вам интересна эта профессия, то знайте: новичкам проще всего будет найти заказы на биржах копирайтинга!
№12: Контент-менеджер
Мы изучили почти все профессии, связанные с написанием текстов, остался последний пункт!
Итак, контент-менеджер отвечает за наполнение сайта интересными материалами.
Помимо знания основ HTML/CSS и работы с графической информацией, в список обязательств этого специалиста входит написание текстов для сайта.
Это непростая специальность, требующая большого опыта, но всё в ваших руках!
Итак, мы рассмотрели актуальные профессии, связанные с писательством.
Теперь у вас появились идеи, куда копать, так что будет проще определиться с выбором.
Главное — отнеситесь к этому с полной серьёзностью. Выберите из списка наиболее подходящие варианты и почитайте о них побольше информации/поспрашивайте друзей и знакомых (если они связаны с этими сферами). И тестируйте, пока не найдёте своё!
На этом всё, если понравилась статья, прошу поделиться ей в соц. сетях!
И напишите в комментариях, какие профессии, связанные с писательской деятельностью, приглянулись вам из этого списка?
Удачи в поисках!
Частичное цитирование статей, размещённых на сайте, возможно только при указании активной ссылки на источник.
Копирование запрещено!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
обязанности, плюсы и минусы, интересные факты
Если рассматривать профессию писателя в узком смысле, то это человек, который создает литературные произведения. В более широком или, другими словами, в современном понимании писатель – это тот, кто зарабатывает литературным трудом. Это могут быть журналисты, копирайтеры, сценаристы, а также непосредственно авторы произведений различных жанров, о которых мы и поговорим.
Даже в узком смысле писатели делятся на категории: одни создают техническую литературу, другие – художественные произведения, третьи пишут книги на деловую тематику.
Необходимые качества и навыки
- легкий слог;
- грамотный язык;
- развитое воображение;
- настойчивость;
- трудолюбие;
- организованность.
Кроме этого, писатель должен уметь находить и проверять информацию, глубоко знать свой предмет (как теорию, так и практику), уметь заинтересовать публику своими произведениями, а также быть коммуникабельным и ответственным человеком.
Где учиться?
На сегодняшний день подготовкой профессиональных литераторов занимаются такие вузы, как Московский государственный институт культуры, Литературный институт им. А.М. Горького в Москве (Литинститут, ЛИ им. А. М. Горького), Национальный исследовательский Томский государственный университет. Также во многих ведущих вузах страны есть филологические факультеты по специальности «Русский язык и литература».
Доходы писателя варьируются в зависимости от успешности произведения. В среднем на сегодняшний день гонорар автора составляет порядка 6%-12% от стоимости всего тиража.
Другие профессии из данной тематической группы
Профессия писатель
Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, о тонкостях писательского ремесла, о взаимоотношениях с издательствами, спонсорах, гонорарах, авторских правах и многом другом.
Мне часто звонят из маленьких, но очень нефтяных городков:
— А можно Алексея Иванова к нам в библиотеку пригласить на встречу с читателями? Мы все оплатим, и гонорар, а заодно он книжки свои сможет попродавать.
Обычный звонок, таких много. Удивляет, что времена меняются, а представление о писателе – нет. Для большинства – это затюканный интеллектуал в дешёвом костюме и толстых очках. Он всюду расхаживает с пакетом книжек собственного сочинения, приготовленных на продажу, и всегда рад где-нибудь подработать.
Наверное, такая картинка была актуальна лет двадцать назад, в девяностые. Но тогда и бизнесмены выглядели по-другому. Сейчас от них уже и не ожидают золотых ошейников, «гаек» на пальцах и малиновых пиджаков, а писателя почему-то упорно запихивают в старый затёртый костюмчик.
Есть еще много других мифов. Например, что гонорар зависит от количества страниц в произведении. Поэтому развитие сюжета подчиняется не художественному замыслу, а счетчику у писателя в голове. Или миф о том, что псевдоним увеличивает тиражи. Или миф о издателе-диктаторе, который диктует писателю темы, сроки и буквально заставляет его выдавать по роману в год. Перечислять можно долго, за десять лет работы продюсером Иванова у меня много примеров скопилось. Наверное, уже пришло время их развенчать.
Но сразу оговорюсь, писатели бывают разные: кто-то пишет гениальные сказки для собственных внуков, кто-то вечерами после смены роман всей своей жизни, а кто-то раз в пять лет за счет спонсоров и местных грантов издает небольшим тиражом свои книжки. Все эти люди могут быть очень талантливы, но я буду говорить не о них. Я расскажу о том, как устроена жизнь и работа профессионального писателя. Причём профессионального в чистом виде, то есть того, кто живёт только за счет писательского труда. Просто мне это хорошо знакомо. И я честно могу признаться, что я тоже живу только за счет писательского труда. Этот писатель – мой босс, я на него работаю.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВОСЕМЬ МИФОВ О СОВРЕМЕННОМ ПИСАТЕЛЕ
1.ПИСАТЕЛЬ НЕ ПРОДАЕТ СВОИ КНИГИ, ОН ИХ ПИШЕТ.
Книги успешных писателей выходят десятками тысяч. Например, общий тираж ивановских книг уже давно перевалил за миллион. Их изданием и распространением занимаются издательства. Им принадлежат крупные книжные сети, охватывающие всю Россию. В одной такой книжной сети может быть больше сотни магазинов.
В этих магазинах работают тысячи профессиональных продавцов, которые и занимаются продажей книг писателя. От писателя требуется лишь передать издательству право на произведение и потом периодически заглядывать в банк, чтобы получить роялти (процент с продаж).
И здесь я должна снова оговориться. Успешный – не идеальное определение, но другого я пока не могу подобрать. Бывают писатели одной книги, эта книга может быть на слуху у читателей, критиков, получить все возможные премии и войти в золотой фонд русской классики.
Безусловно, в общечеловеческом смысле автор этой книги успешен. Но сейчас я пишу как продюсер, поэтому говорю об успешности только с точки зрения книжного рынка. Поэтому успешным буду здесь называть только писателя, который регулярно предъявляет публике новые книги, эти книги благополучно существуют на книжном рынке в течение многих лет и дают возможность их автору кормиться только от литературных трудов.
2.ПИСАТЕЛЬ НЕ ОРГАНИЗУЕТ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЕГО НА НИХ ПРИГЛАШАЮТ.
Презентации книг, встречи с читателями организуют издательства, книжные магазины, библиотеки, университеты, рестораны, кинотеатры, клубы. От писателя требуется написать хорошую книгу, которую захотят презентовать.
3.ПИСАТЕЛЬ НЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ВСТРЕЧАХ С ЧИТАТЕЛЯМИ.
Литературные и киногонорары успешных писателей достаточно высоки, даже в России. Как правило, они измеряются в миллионах. Поэтому представление, что писатель зарабатывает чёсом по встречам с читателями мягко говоря абсурдны.
Иванов, например, никогда не берет деньги за встречи, хотя предлагают почти всегда. Алексей зарабатывает только писательством (романы, сценарии, нон-фикшн).
4.ПСЕВДОНИМ НЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ТИРАЖИ, А СОКРАЩАЕТ.
Блоггеры-всезнайки часто транслируют ошибочную мысль, что писатель в борьбе за внимание публики способен выкинуть любой фортель, например, взять псевдоним. Это мнение дилетантов. Если писатель известный, то каждая его книга – событие. Ее ждут и покупают. Главным рекламным фактором является само имя. А псевдоним обнуляет имя, обнуляет аудиторию и при этом взвинчивает расходы на рекламу никому не известного автора. Зачем тогда эта игра в псевдонимы? В каждом случае есть своя причина. Иванов, например, выпустил под невыгодным для издательства псевдонимом Алексей Маврин роман «Псоглавцы». Объясню зачем.
Иванов нетипичный писатель, он с легкостью жонглирует литературными жанрами. Исторические романы «Сердце пармы» и «Золото бунта» нельзя сравнивать с городской прозой типа «Блуда и МУДО» и «Географ глобус пропил» или сделанными по закону триллера «Псоглавцами» и «Комьюнити». Это разные художественные системы и законы построения у них собственные.
К сожалению, критики и читатели не всегда это понимают.
Им легче придумать один ярлык и пришпилить его сразу на все обложки. В результате фантастику объявляют провалом, потому что в ней недостаточно историзма, а триллер громят за отсутствие тонкой психологии.
Упрощенно говоря, если сравнить «Преступление наказание» с детективом Агаты Кристи, то получится что Достоевский – посредственный детективщик, а Кристи – провальный представитель психологического реализма.
Иванов хотел получить оценку, а не очередной ярлык, поэтому пошел на эксперимент и спрятался за Маврина. А издательство было вынуждено согласиться. Потому что успешный писатель по отношению к издательству – всегда диктатор.
5.ГОНОРАР АВТОРА НЕ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА СТРАНИЦ.
Иначе на полках стояли бы только романы-эпопеи, а детских писателей, чьи книжки могут состоять всего из нескольких предложений, — вообще бы не было. Гонорар зависит от многих факторов, и все они скорее имиджевые, чем количественные: известность, экранизации, премии, авторитет писателя, профессионализм его агента и т.д.
6.ХОРОШИЙ ПИСАТЕЛЬ ПИШЕТ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО ЕМУ, А НЕ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ИЛИ ЗАКАЗЧИКУ.
Обычно издательства стараются «застолбить» хорошего автора: заключают с ним договор на книгу заранее и выплачивают приличный аванс. При этом издательство не знает, какое произведение получит в итоге. Тему, сюжет, название писатель определяет сам. А издательству остается только надеяться на то, что талант писателя не подведет.
Художественные произведения профессиональных авторов не требуют особенных вложений и как правило коммерчески успешны. А вот документальные книги (нон-фикшн) можно издать только с помощью спонсоров, одно издательство такой бюджет не потянет.
У Иванова это «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург», «Вилы». Для их подготовки нужны экспедиции, фотографии, люди.
В каждую книгу спонсоры вкладывают по несколько миллионов, им известна тема, они верят в автора. Но содержание Иванов всегда определяет сам. Не только потому, что хороший писатель – это свободный писатель. Но и потому, что заказной корпоративный продукт никогда не станет всероссийским бестселлером. А писать для сотрудников предприятия и их жен – расточительство.
7.ПРОДЮСЕР НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ.
Часто приходится слышать ироничное: «Продюсер у писателя? Вот бы Пушкин лопнул от зависти». На что хочется ответить: «А вас не смущает, что у земледельцев появились комбайны?» А если серьезно. Сегодня это нормальная практика, когда интересы писателя представляет кто-то.
Чаще всего это агентство, которое курирует сразу несколько авторов. Оно помогает им управлять правами, борется с нарушениями, заключает договоры с издательствами.
Самостоятельно писателю достаточно сложно с этим справляться не только потому, что нужно разбираться в авторском праве, налогах и ориентироваться в книжном рынке. А еще и потому, что одновременно с произведением возникает множество способов его использования.
Роман, например, можно издать, перевести на другой язык, выпустить в электронном виде, записать в формате аудиокниги, сделать инсценировку для театра, экранизировать, разработать квест или компьютерную игру. И все это разные виды прав, разные компании и разные договоры. А теперь умножьте это на количество произведений, у Иванова, например, их 20. И еще не забудьте учесть, что каждые 3-5 лет по каждому случаю нужно решать: продлевать отношения с этой компанией или подыскивать новую.
Это я описала самую простую схему: успешный писатель + его агент. Она подходит, когда автор пишет только художественные произведения.
Но бывают ситуации посложнее, как с Ивановым. Кроме романов, ему интересно писать сценарии, готовить сложные иллюстрированные книги в жанре нон-фикшн и снимать телепроекты. Поэтому здесь нужен продюсер, который будет решать все задачи агента и еще, плюсом, искать деньги на сложные проекты, организовывать съемки, экспедиции, обеспечивать продвижение, следить за имиджем и т.д. Чаще всего под руководством продюсера все эти вопросы решает команда из нескольких человек (продюсерский центр): бухгалтера, юриста, фотографа, имиджмейкера, водителя и т.д.
8.ПИСАТЕЛЬ И ЕГО ПРОДЮСЕР – ЭТО ДВА РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕКА.
Иногда пишешь что-нибудь об Иванове или о наших проектах, а потом встречаешь в СМИ: «Писатель устами своего продюсера объявил …». Писатель ничего не объявляет устами своего продюсера так же, как Билан не поёт устами Рудковской. Продюсер и писатель – это два самодостаточных человека со своим голосом и со своей позицией. Они вместе делают одно дело, только у каждого в этом деле своя роль.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПИСАТЕЛЬ vs ИЗДАТЕЛЬ
Современный писатель связан множеством отношений: с библиотеками, театрами, кинокомпаниями, СМИ, звукозаписывающими студиями, производителями компьютерных игр и гаджетов… Но вся эта цепочка мгновенно рассыплется без главного – отношений с издательством.
В ПОИСКАХ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Профессия писатель начинается ни с первой изданной книги (ее можно выпустить и за свой счет), а с первого издательского гонорара. Не важен его размер, пусть это две сотни долларов, главное, что издательство раскошелилось на писателя. Оно как минимум потратилось на верстку, дизайн переплета, гонорары редактору и корректору, полиграфию, рекламу и распространение. А если учесть, что за издательским кошельком неустанно следят не только филологи с дипломами и диссертациями, но и экономисты маркетингового отдела, то сразу можно сделать три вывода.
Первый, и самый главный, — текст чего-то стоит.
Второй – у писателя появилась аудитория, потому что издательство захочет вернуть потраченное и продаст его книги.
И третий вывод – от писателя ждут следующего произведения, иначе для чего было все это начинать?
Я имею в виду прежде всего ведущие издательства. К сожалению, российская действительность такова, что сетями распространения (книжные магазины) владеют только крупные издательства, поэтому профессиональные писатели в основном печатаются в столицах.
БЕРЕГИТЕСЬ СПОНСОРОВ
Алексей Иванов искал своего издателя 13 лет. За это время он написал в стол несколько фантастических повестей и романы «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Сердце пармы».
Но у большинства начинающих авторов на годы борьбы и поисков стойкости не хватает, и они, отчаявшись, выбирают другой путь: выпускают книгу за свой счет, за счет спонсора или гранта. А это, как ни странно, уже приговор.
Скорее всего, эти люди никогда не станут профессиональными писателями. Они будут известны в узком кругу ближайших знакомых и не получат ни экспертную аудиторию, ни читательскую, прежде всего потому, что самостоятельно с одной книгой невозможно пробиться в книжные сети, а потерять на этом кучу времени, энергии, да еще и разочароваться в человечестве – очень легко. Бывают, конечно, редкие исключения, когда такой «самиздат» выстреливает. Но правильно ли основывать стратегию на одном из тысячи шансов?
Таким исключением стал писатель Андрей Рубанов. Первый роман «Сажайте, и вырастет» он издал за свой счет, каким-то чудом книга попала к ведущему российскому критику Льву Данилкину, он опубликовал рецензию, издательство обратили внимания на новое имя, и дело пошло…
Но сотни других авторов всю жизнь хранят коробки оплаченных ими книг. Поэтому писателю нужен издатель, а не спонсор. Путь к издателю лежит через семинары, конкурсы дебютантов, личные контакты, литературные агентства, и деньги здесь ни при чём.
РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Первый издатель – это всегда чудо, счастливый случай, которым писатель вознаграждается за талант, настойчивость и потерянные нервы. И к этому чуду нужно не только стремиться, но и готовиться.
На сайт Иванову как-то пришло раздражённое письмо от одного господина. Он считал себя автором гениального романа, заслуживающего «Большой книги». Но в оргкомитете премии писателя, понятно, отфутболили, и теперь он ищет правды вместо того, чтобы подумать о следующей книге.
Издательствам не интересны авторы одного текста. Всё очень прагматично, в них не выгодно вкладывать деньги. На рекламу нового имени нужно потратиться, одна книга вряд ли окупит вложения, поэтому издатель должен быть уверен, что автор будет писать еще и писать качественно.
В этом смысле дебютант Иванов с тремя будущими бестселлерами в кармане оказался идеальным писателем, издательской мечтой, и уже через год после публикации первого романа стал знаменитым.
ПИСАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ
И здесь наступает долгожданный перелом. Известный писатель уже не ищет издательство – он его выбирает.
Выбирает подходящее качество, финансовые условия, авторитет. Автор, доказавший свое мастерство и намерение писать до «последней капли чернил», получает полный карт-бланш, подкрепленный увесистым авансом за еще ненаписанное произведение. Некоторые читатели и даже критики наивно полагают, что автор постоянно находится под редакторским прессом, согласует название, жанр и тему произведения.
Ничего подобного. Заключив договор с писателем, издатель знает только, что к назначенному сроку получит новый роман. Название, тема, сюжет, объем и даже жанр никому, кроме автора, не известны. Бывает, что в момент заключения договора, и сам писатель не знает, о чём будет его следующая книга. Так что лучший контролер современного автора – это его совесть и, конечно, читатель, голосующий за книгу своим кошельком.
ПОЛЦАРСТВА ЗА РОМАН
Книги читаются быстро, а пишутся очень медленно, поэтому главный вопрос издателя к автору всегда один и тот же: «Когда следующий роман?» Издательская мечта — получать два новых романа в год. Редкий писатель с магистрали российской прозы согласится на это твёрдое задание. Ведь в современном мире столько соблазнов, а известность и финансовая состоятельность дают писателю свободу пойти у них на поводу.
Пелевин, Быков, Прилепин, Иванов и др. выпускают примерно один роман за два года. А в перерывах Быков, например, пишет сборники стихов, эссе и пьес, снимается в ток-шоу, ведёт эфиры на радио, активно курсирует по стране с литературными делегациями и писательскими поездами, принимает участие во всевозможных презентациях, премьерах и фестивалях. А не большой любитель тусовок и презентаций Иванов развлекается тем, что, путешествуя по стране, пишет нон-фикшн («Хребет России», «Увидеть русский бунт», «Горнозаводская цивилизация», «Ёбург»).
НОН-ФИКШН НА МОЮ ГОЛОВУ…
Вздыхает издательство, ему предстоит вложить деньги в книгу, которая, в отличие от романа, потребует больших затрат на дизайн и полиграфию, а тиражи и прибыль заведомо будут меньше. Вздыхает продюсер, ему нужно убедить спонсора выложить приличную сумму, чтобы писатель, фотограф и сам продюсер год путешествовали по стране и не думали ни о чём, кроме уральских горных заводов и пугачёвского бунта.
Радуется только беспечный писатель, пусть он получит за этот труд в разы меньше, чем за роман, пусть мозги вскипят над историческими талмудами, пусть будет заезжен в хлам новый автомобиль, зато писатель оторвется по полной.
А если серьезно, то нон-фикшн в том формате, котором работает Иванов, – это роскошь от культуры, и ее может себе позволить только состоявшийся и состоятельный автор. Деньги спонсоров дают возможность писателю и его команде год работать над книгой, вложения издательства помогают книге выйти в свет.
Конечно, в итоге писатель получит свой гонорар, но он будет не сопоставим с доходами от романа. Капитализация романа всегда гораздо выше, у него большая аудитория, тиражи и множество способов использования (экранизации, постановки и т.д.) Так что каждая новая книга Иванова в формате нон-фикшн – это удовольствие, за которое он готов заплатить.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ВАКУУМА
В первой части («Восемь мифов о современном писателе») своего инсайдерского текста я уже рассказала о продюсерах и агентах, их функциях и отличиях. Осталась только добавить, что главная задача продюсера – создать вокруг автора вакуум, свободное пространство, которое писатель заполнит тем, что нужно ему, чтобы творить в свое удовольствие.
За пределами этого творческого пространства останутся денежные расчеты, организация встреч, интервью, оскорбления завистников, неумная критика, особенно настойчивые фанаты, политические разборки и даже издательство. Потому что все они упрутся в забор с табличкой «Продюсер». А писатель будет выглядывать из-за забора только тогда, когда ему захочется погулять.
P.S. Из давнего разговора с Дмитрием Быковым.
Д.Быков: Я так много работаю (книги, эфиры, шоу, преподавание…), и у меня нет продюсера.
Ю.Зайцева: Потому, Дмитрий, вы так много и работаете…
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ
Ну вот мы и добрались до темы, которую яростно обсуждают последние пятнадцать лет издатели, редакторы, экологи, журналисты, писатели, учёные, библиотекари, блоггеры: Кому нужны бумажные книги? И связанную с эти проблему авторского права в сети.
Как любой пользователь, я очень люблю халяву и мечтаю абсолютно бесплатно прочитать все книги мира. Как любой продюсер я стремлюсь поменьше работать и побольше получать и мечтаю, чтобы книги моего автора покупали все и дорого.
Как читатель и филолог я ценю качественную литературу и мечтаю, чтобы талантливых писателей было больше, и чтобы всё они были профессионалами, то есть все свое время тратили на производство хороших текстов для моего потребления. Вот эти лебедь, рак и щука и тянут повозку, в которой сидит ничего не понимающий автор и ждёт, кто же, наконец, победит. Из этой повозки и начну рассуждать.
РЕАЛЬНОЕ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОЕ?
Бумажные или электронные книги? Есть несколько противоположных мнений по этому поводу, и все они, как мне кажется, правильные. Бумажные книги – загубленные леса, электронные книги – это, возможно, испорченное здоровье (никто ведь пока доподлинно не знает, чем гаджеты обернутся для человека).
Бумажные книги – кубометры пространства, электронные – тысячи текстов у тебя на ладони. Бумажные книги – многовековая культура чтения и полиграфии, электронные – очень удобный для потребления дистиллят. И т.д. и т.п. Сколько плюсов – столько и минусов. С точки зрения содержания писателю все равно, в каком виде его текст дойдёт до читателя. Но вот с точки зрения финансов – разница просто критическая.
В нынешней рыночной ситуации смерть бумажных книг будет означать конец профессии писатель. Причина очень простая: реальный гонорар сегодня приносят только бумажные книги. И дело не в том, что современный интернет – это пространство для вполне законного с точки зрения морали воровства.
Даже в этой ситуации официальных (скачивающих за деньги) читателей у электронного издания в несколько раз больше. Каждый квартал я получаю отчёты от «ЛитРес» по электронным правам Иванова. Количество просмотров и скачиваний очень приличное, и по некоторым позициям в разы превышает бумажные тиражи, а гонорары почти такие же виртуальные, как сами тексты.
Что делать? Повышать плату за скачивание? Не думаю, в России она и так не маленькая. Бороться с воровством? Не уверена, что это увеличит количество официальных просмотров в необходимое количество раз. Поиски пока еще ведутся.
Кто-то экспериментирует с системой добровольных постфактумных платежей, когда после прочтения книги читатель перечисляет автору сумму, которую определяет сам. В России, на мой взгляд, в силу менталитета это не очень жизнеспособная система.
Есть и другие варианты.
Несколько лет назад руководство портала «Имхонет» предложило Иванову такую альтернативу: автор пишет роман, текст которого по главам выкладывается в сеть. Каждая следующая глава появляется только после того, как взносы читателей оплатят предыдущую. Интересный эксперимент, Иванов пока от него воздержался, а вот писатель фантаст Лукьяненко, говорят, решился попробовать. О результатах пока не знаю.
В МАГАЗИН ИЛИ НА ПОМОЙКУ?
Большинство россиян ходят в интернет не как в магазин, а как на помойку. В магазине всё только за деньги, воровать – страшно, стыдно, а для кого-то и не имеет смысла, потому что и так на всё хватает. На помойке всё общее, не первой свежести, не лучшего качества и брать нужно пока никто не видит, но зато абсолютно бесплатно. Самая качественная помойка в мире – это рунет.
Сюда вперемешку с мусором выбрасывают все достижения современной мировой культуры: книги, фильмы, сценарии, иллюстрации, фотографии, архитектурные и дизайнерские проекты. И выбрасывают, конечно, не производители, а их «благодарные» потребители: читатели, зрители, слушатели. Делают это абсолютно открыто, без злого умысла, полные желания кому-то помочь.
У Иванова, как и у всех писателей, режиссеров, музыкантов, в интернете есть фанатские странички, к которым сам автор не имеет никакого отношения. Там почитатели не только обсуждают творчество, но и делятся друг с другом халявными ссылками на романы. В России это в порядке вещей. Помню, когда вышел в прокат «Географ», поклонники Тодоровского с готовностью кидали пиратские ссылки на фильм прямо в фейсбук Валерия, не задумываясь, что этим могут сорвать прокат, лишить прибыли компанию Тодоровского и убить производство других хороших фильмов.
УКСУС НАХАЛЯВУ
Интернет обрушивает гонорары профессиональных писателей. Я четко почувствовала это пять лет назад, когда суммы контрактов с издательствами сократились в разы. Идеальная для писателя рыночная среда сегодня выглядит не только утопично, но и слишком непрогрессивно: для писателя лучше, чтобы в интернете книг не было вообще, даже за деньги. А это не только невозможно, но и неправильно.
Поэтому нужно придумывать какие-то механизмы обитания культуры в сети выгодные не только потребителям, но и производителям. И, на мой взгляд, эти механизмы обязательно должны быть рыночными, иначе писатель потеряет возможность свободно творить и конвертировать результаты своего творчества в адекватный заработок.
Это либо вернёт нас в совок, когда государство возьмет на себя финансовую ответственность за судьбу писателя и, конечно, будет требовать от него идеологического соответствия, либо писательство, как профессия, умрет, превратившись в хобби, что, безусловно, снизит качество текстов. И в том, и в другом случае мы нахаляву получим уксус.
ЭЛЕКТРОННЫЙ СТАРТАП
Понятно, что интернет-контент не может быть платным тотально. Хотя бы потому, что существует армия любителей, которые согласны сами приплачивать за то, чтобы их читали, смотрели или слушали. Интернет – идеальная площадка для стартапа, он помогает получить аудиторию, обратить на себя внимание профессионального сообщества и т.д.
Именно так начал свою карьеру писатель Дмитрий Глуховский. Он дебютировал в сети, регулярно выкладывая главы своего романа «Метро 2033» в своем ЖЖ и на сайте m-e-t-r-o.ru. Таким образом Глуховский получил широкую аудиторию, привлёк к себе внимание профессионалов, и в 2005 году его роман вышел в издательстве «ЭКСМО».
Интернет сделал свое дело, теперь Дмитрий профессиональный писатель, последние свои произведения издает в «АСТ», а их электронные версии доступны для платного скачивания на официальных сайтах.
Так что современный профессиональный писатель – это всё еще тот, кто издается на бумаге. Сетевые варианты появились, но пока не сложились в рынок. И писателю остается рассчитывать только на то, что бумага все стерпит.
Автор: Юлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова
Алексей Иванов: профессия писателя мне далась очень трудно
В Москве прошел первый кинофестиваль экранизаций «Читка». Оценивали представленные киноработы мэтры современной литературы, среди которых был один из самых экранизируемых писателей в России, автор ставших знакомыми многим российским зрителям романов «Географ глобус пропил» и «Тобол» — Алексей Иванов. О том, легко ли быть писателем в России, почему фильмы, снятые на основе литературных произведений, имеют больше зрителей и что общего между «Игрой престолов» и романом «Тобол», писатель рассказал в интервью ТАСС.
— Вы стали членом жюри фестиваля, почему решили одобрить приглашение к участию в этом киносмотре?
— Для меня вообще это первый фестиваль, в котором я принял участие. Обычно я все подобные предложения отклонял. Я считаю, что фестиваль экранизаций — это правильная и очень своевременная инициатива. Дело в том, что в современном кино фильмы, которые сняты на основе литературных произведений, по статистике имеют на 50% больше зрителей, чем фильмы на основе авторских сценариев. Драматургическая основа для фильма очень и очень важна, ее режиссеры и ищут в литературе. Ну и поскольку у меня у самого много произведений экранизируется, то для меня это еще и профессиональный интерес.
— Да, ведь вы самый экранизируемый писатель в России.
— Есть такое мнение. И мне, конечно, приятно это слышать, хотя это и не совсем точно. Жанровых писателей экранизируют гораздо больше.
Я интегрирован в этот процесс, потому что литература сейчас во многом зависит от кинематографа. Чтобы профессионально работать в литературе, желательно разбираться и в киноиндустрии. Главные тренды культуры сначала отрабатываются в кинематографе
— Лучше экранизируется потому, что более продуманы характеры персонажей и сюжет?
— Наверно, тут надо все-таки спрашивать у режиссеров, а не у писателя. Но я полагаю, что такое количество предложений об экранизации связано с тем, что я продолжаю традицию русской классической литературы, а для русской литературы всегда был важен сюжет. А сюжет — это как раз то, что ищет в литературе кинематограф.
— Сейчас в процессе находится экранизация вашего последнего романа «Пищеблок». Есть ли уже какие-то подробности?
— По поводу «Пищеблока» нет, я пока не вникал в этот процесс. Знаю, что сейчас идет работа над сценарием. Это продюсерская компания «Среда» Александра Цекало. Продюсеры планируют начать съемки в следующем году. А сейчас начались съемки по роману «Общага-на-Крови». Режиссер Роман Васьянов как раз в эти дни снимает полнометражный фильм в Питере, картина будет называться «Тенерифе». В июле начнутся съемки сериала и полного метра по роману «Сердце пармы», под Москвой и на Урале построены масштабные декорации. Еще сейчас идет работа по экранизации моей документальной книги «Вилы» — это история пугачевщины. Компания StarMedia совместно с телеканалом «Россия» планирует выпустить сразу два фильма: документальный фильм и восьмисерийный драматический сериал. Кто режиссер, еще пока не известно. Сценарий для документального фильма я пишу сам.
Я не особенно интересуюсь тем, как проходят съемки по моим книгам. Автор отвечает за роман, фильм — это уже сфера ответственности режиссера. И моя позиция — не мешать. Если меня спрашивают, то я, конечно, отвечаю, но предпочитаю, как зритель, ждать финального результата
— Обидно же потом видеть несоответствия с книгой…
— Конечно, разочарования случаются, но это лотерея, рулетка. Если ты боишься проиграть, то не участвуешь в игре. Но если ты не участвуешь в игре, ты никогда не выиграешь.
— Какая из ваших экранизаций нравится вам больше всего?
— Они для меня все разные, и мне сложно их сравнивать. Мне нравится и «Географ», и «Ненастье». Я был на съемках «Общаги» и ожидаю, что этот фильм может стать таким же любимым.
— В одном из предыдущих интервью вы сказали, что считаете себя «системным человеком», который знает, над чем будет работать в дальнейшем. На данный момент над чем?
— Я уже работаю. Сейчас я пишу сценарий сериала, но пока не могу открывать подробности этого проекта. Контракт требует секретности. Думаю, через пару месяцев я смогу об этом рассказать.
— В предыдущих интервью вы говорили, что хотите описать крепость Пиллау в Балтийске. Задумка сохранилась?
— Да, я недавно путешествовал по Польше и решил расширить географию, но сейчас не буду называть конкретные города и описывать сюжетные линии. Это пока секрет.
— Вы хотели бы попробовать себя в каких-то жанрах? Например, фантастике.
— Я сейчас как раз работаю в одном из этих жанров.
— В связи с недавним завершением сериала «Игра престолов« не было идеи написать отечественную версию цикла «Песнь Льда и Пламени«?
— Нет, не планирую. Дело не в создании вселенной. Мне в «Игре престолов» нравится не вселенная: ничего нового в этих рыцарях, замках, драконах и подобных вещах нет. Мне нравится структура, формат, и я этот формат опробовал в романе «Тобол»: переплетение в сюжете многих линий, причем у каждой свой жанр — роман-воспитание, роман-путешествие…
— Легко ли быть писателем в России?
— В России вообще хоть кем быть нелегко, и писателем тоже, но я не могу сказать, что это какая-то очень тяжелая профессия. Потому что в своей жизни я, например, работал школьным учителем. С тех пор я знаю, что нет ничего тяжелее работы учителя.
— Вы пишете на ноутбуке или от руки?
— Я пишу на компьютере, я люблю работать только у себя дома, только в привычной обстановке, ноутбук предполагает некую мобильность, я вот эту мобильность при работе не люблю. У меня кабинет, закрытая дверь, никто не мешает, и я работаю.
— Хочется задать такой же вопрос, который задали недавно на прямой линии президенту: вам иногда бывает стыдно? За что?
— Мне бывает стыдно, но этот стыд от моей частной жизни. Ни в коем случае ни за работу, ни за творчество. Когда я работаю, я выкладываюсь на 100% и никогда не халтурю. Вообще профессия писателя мне далась очень трудно, я долго и тяжело шел к писательству, меня 13 лет не публиковали. И я преодолевал все сложности не для того, чтобы халтурить, а для того, чтобы работать честно.
— Как вы думаете будет ли второй фестиваль экранизаций «Читка«?
— Мне кажется, что будет и второй, и последующие, потому что мне кажется, что это очень важное, нужное, своевременное дело. Оно очень востребовано культурой, поэтому я думаю, что у фестиваля очень большое будущее. Он будет разрастаться и, уверен, со временем станет культовым. Работа продюсера Антона Калинкина и его профессиональной команды меня в этом убеждает.
Беседовала Дарья Павлова
Какие профессии выбирали авторы известных произведений, прежде чем стать писателями?
Большинство тех, кто владеет умами читателей, выбирал совсем другой путь в жизни.
Вообще-то такая профессия — «писатель» или «поэт» — появилась в трудовых книжках граждан исключительно в Советском Союзе. До этого литераторы все-таки должны были иметь какое-то приличное образование и место постоянной работы.
Максим Горький
Даже Пушкин, которого часто называют первым профессиональным литератором России, ибо он первым стал жить на деньги исключительно от писательских трудов (и жить довольно трудно, надо сказать) — по образованию совсем не писатель.
Если пользоваться современными терминами — Пушкин с товарищами закончили в Царском Селе эдакую Академию управления при Президенте, оттого и служил поэт первоначально в Коллегии иностранных дел, пока совсем от рук не отбился.
Естественно, быть поэтом или писателем до революции никого и нигде не учили.
Недаром «своими университетами» Горький назвал не учебные заведения — а рыбацкие пристани, лагеря бурлаков, городские трущобы и нелегальные адреса революционеров. А вот именем Горького — видимо, как главного специалиста по писательским университетам — впоследствии назвали знаменитый Литинститут, массово выпускавший специалистов с гордым именем «писатель» и «поэт» в дипломе.
Литинститут этот был не первым, и не Горький его придумал. В 1925 году это учебное заведение было образовано на базе совсем другого — легендарного ВЛХИ — Высшего Литературно-Художественного Института имени Брюсова.
Придумал и осуществил его сам Валерий Яковлевич Брюсов, большой поэт, гениальный переводчик, общественный деятель и просветитель. Именно здесь, в ВЛХИ, впервые в мире начали учить «делать стихи» — и учили довольно успешно.
Из стен ВЛХИ вышли Степан Злобин и Елена Благинина, Михаил Светлов и Николай Дементьев, наш Владимир Дубовка и Юрка Гаврук. Просуществовал ВЛХИ всего четыре года — а то, глядишь, и выпускал бы гениев по пятьдесят в год.
Но в большинстве своем в писатели приходят люди с совершенно другим образованием. Хрестоматийно известные примеры — врачи Чехов и Булгаков, юрист Лев Толстой, инженер Достоевский.
Пожалуй, только критик Виссарион Белинский из школьного курса руслита «работал по профессии» после словесного отделения философского факультета Московского университета. А если копнуть глубже — филологов среди писателей куда меньше, чем, по идее, должно было бы быть.
В русской литературе в поте лица своего на ниве художественного слова трудились доктора — кроме всем известных Антона Павловича и Михаила Афанасьевича по врачебной части учились Владимир Даль, Викентий Вересаев, Василий Аксенов, Сергей Лукьяненко, Григорий Горин (это если брать писателей первого ряда, во втором и третьем врачей тоже много).
Много среди русских литераторов и инженеров — вслед за Достоевским из техники в книгу пришли Всеволод Гаршин, Евгений Замятин, Андрей Платонов. Легко отыщем и профессиональных военных, от Михаила Юрьевича Лермонтова и Михаила Зощенко до Захара Прилепина.
Не только русская литература вербует в свои ряды представителей самых разных профессий. Мировую тоже делают люди, которых никто и никогда не учил быть писателем.
Шарлотта Бронте закончила духовную школу, в которой была далеко не самой лучшей ученицей. Ее и брали-то туда неохотно: девочка чуть-чуть считала, аккуратно шила и ничегошеньки не знала из истории, географии или лингвистики. Впрочем, заканчивала свою альма матер она с довольно приличной характеристикой:
«В целом умней своего возраста, но ничего не знает систематически».
Марк Твен
Джордж Оруэлл
Марк Твен был лоцманом — водил судна и суденышки по коварной Миссисипи, и, по его собственному признанию, лучшей работы на земле не знал. С моря в книгу шагнул и Генрих Меллвил — он был юнгой на круизном лайнере (что, конечно, значительно менее романтично, чем лоцман на Миссисипи).
Антуан де Сент-Экзюпери учился на факультете архитектуры парижской школы изящных искусств, но не окончил его — стал летчиком. Свои прозрачные и вечные книги он писал в свободное от нелегкой работы авиатора время. Летчиком же и погиб — не вернулся с боевого вылета в военном 1944-м.
Джордж Оруэлл служил офицером колониальной полиции в Индии, порой ему приходилось отвечать перед королевой за безопасность нескольких тысяч человек.
Чарльз Буковски перечисляет свои профессии с истинно литературным блеском:
«работник ремонтной бригады на железной дороге, работник Красного креста, уборщик, заправщик, охранник, мойщик посуды, работник склада, экспедитор, почтальон, водитель грузовика, почтовый клерк, работал на бойне скота, на фабрике собачьих бисквитов и фабрике флюоресцентных ламп».
Харуки Мураками начинал как продавец в лавке грамзаписей — собственно, он и в большой свет искусства вышел как большой знаток современной музыки.
А случается, что в литературу приходят и вовсе недоучки. Нобелевский лауреат 1987 года Иосиф Бродский, к примеру, не закончил вообще ничего, даже школы: он бросил это бессмысленное занятие в восьмом классе и ушел на завод учеником фрезеровщика, и больше нигде не учился.
Вот уж чего никак не мог понять обычный советский судья, выпускник, между прочим, юридического факультета престижного университета, когда принимал решение по поводу бродяги и недоучки Бродского.
Стенограмма судебного заседания по делу Бродского, законспектированного Фридой Вигдоровой, уже давно стала классикой:
«Судья: Ваш трудовой стаж?
Бродский: Примерно…
Судья: Нас не интересует «примерно»!
Бродский: Пять лет.
Судья: Где вы работали?
Бродский: На заводе. В геологических партиях…
Судья: Сколько вы работали на заводе?
Бродский: Год.
Судья: Кем?
Бродский: Фрезеровщиком.
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…»
Нигде не учился и Рэй Брэдбери. Школу он, конечно, закончил — а потом работал где попало и кем придется, потому что семья не могла себе позволить учить его даже в самом дешевом колледже. Так что три раза в неделю после работы Брэдбери шел в библиотеку — и там читал.
«Я закончил не университет, а библиотеку» — признавался классик американской литературы.
Владимир Дубовка
Рыгор Барадулин
А вот наша литература делалась преимущественно профессионалами, и в первую очередь — учителями. Сымон Будны и Симеон Полоцкий были известными просветителями и воспитателями (последний наставничал даже у русского царя Алексея Михайловича). Учительскую семинарию закончили Якуб Колас, Михась Чарот, Андрей Шашалевич (Мрый) и Владимир Дубовка, в университете преподавал Адам Бабарека.
Пожалуй, самое частое образование наших современных писателей — филологическое: Алесь Адамович, Рыгор Барадулин, Генадь Буравкин, Нил Гилевич, Анатоль Клышка, Арсень Лис, Алесь Рязанов, Людмила Рублевская и многие другие имеют в своем дипломе запись «филолог», то есть человек, любящий слово.
Но и другие факультеты по-прежнему поставляют своих выпускников в нашу литературу — например, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, наши известные подростковые писатели, по образованию — физики.
Так что в писатели можно пойти кому угодно и откуда получается. Было бы желание.
VELVET: Анна Северинец
Профессия Писатель — Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. «Моя будущая профессия
История появления профессии ПисательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?
Процесс создания текстов начался с появлением письменности. Древние люди оставляли записи на камне, на стенах пещер, потом появился пергамент, а затем и бумага. И лишь в 20 веке писатели перешли от рукописного текста к машинописи – стали печатать свои рукописи на печатных машинках, которые сегодня заменились компьютерами. Невозможно назвать самого первого писателя, создавшего художественный текст. Но современный человек с удовольствием читает «Илиаду» Гомера, трактаты Гесиода или философские труды античных авторов.
Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии
Общественная значимость профессии писателя очень высока. Они по праву считаются воспитателями масс, они формируют сознание народа, национальные идеи. Многие поколения воспитывались на классической литературе, получали знания из научных трудов и учебников, повышали квалификацию, изучая специальную литературу. Одним из самых лучших писателей можно назвать народ, ведь это он сложил замечательные сказки, которые пришли к нам из глубины веков.
Особенности профессии ПисательУникальность и перспективность профессии
Для писателя важно иметь богатый словарный запас, развитую фантазию, гуманитарное мышление. Конечно, и правила правописания для него знать нелишне. Но особенно хорошо он должен знать свой язык, его богатую стилистику, словарный состав, литературные приемы и языковые средства изобразительности.
«Подводные камни» профессии ПисательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.
Очень часто представители данной профессии весьма необычные люди: эпатажные, яркие, эмоциональные. Настоящий писатель – человек высокообразованный и организованный. Но бывает, и их покидает Муза, а читатели ждут очередного шедевра. Приходится как-то искать вдохновение, сюжеты и образы.
Где и как получить профессию ПисательГде обучают профессии?
Существуют специальные литературные институты, в которых человека могут научить основам стихосложения, теории литературы, правилам построения текстов. Но стать настоящим писателем диплом не поможет. Для этого нужен талант и призвание.