Профессия журналиста: описание, плюсы, минусы, история, какие предметы сдавать

Профессия — журналист — Журналистская премия

О премии

В последние годы в России говорят об уничтожении журналистики: зачищены федеральные телеканалы, государственная цензура распространяется на любые СМИ, практически все независимые журналисты уволены, лучшие из лучших вынуждены отказываться от профессии.

Но российская журналистика жива — вопреки всему. И, благодаря этому неестественному отбору, в профессии остаются те люди, для которых журналистика — это призвание.

Невзирая на административные или финансовые препятствия, порой рискуя собственным благополучием и безопасностью, российские журналисты продолжают выполнять свою работу. В 2016 году Михаил Ходорковский учредил премию «Профессия — журналист», независимое жюри которой награждает лучших из них.

Наши цели

Подъем престижа журналистики, утверждение профессиональных стандартов и критериев, отличающих её от пропаганды.

Утверждение роли журналистики не как способа манипулирования обществом, а как инструмента, с помощью которого общество может контролировать власть.

Рост аудитории и влияния людей с активной жизненной позицией в России.

Поддержка осмысленных проявлений гражданского самосознания.

Популяризация гуманитарных европейских ценностей, просвещение.

Порядок проведения.

Журналисты, редакции, медиа эксперты, а также читатели, зрители и слушатели номинируют работы в восьми номинациях до 15 октября 2023 года включительно.

Члены экспертного совета выдвигают по пять материалов на соискание премии в каждой из номинаций. Жюри выбирает победителей.

Дата и место проведения церемонии награждении будут объявлены позднее.

Премия «Профессия — журналист» вручается за публикации о России на русском языке в российских и зарубежных СМИ.

Премия присуждается за текстовые, видео-, фотоматериалы, опубликованные в СМИ (печатных, электронных, радио и ТВ, социальных сетях, YouTube и других источниках) на русском языке c 15 октября 2022 года до 15 октября 2023 года и номинированные до 15 октября 2023 года. Подать заявки на номинации можно здесь. Ограничений по количеству работ одного автора в одной или более номинациях нет.

В 2023 году премия присуждается в восьми номинациях: «Расследование», «История / Репортаж», «Интервью / Портрет», «Цифровые каналы», «Страна», «Видеодокумент» (включающий как видеосюжеты, так и документальные фильмы), Аналитика / Публицистика, «Мультимедиа / Подкаст». Также присуждается специальный приз.

Члены жюри не могут номинировать на премию материалы, опубликованные в изданиях, где они работают, и воздерживаются от голосования в случае, если такой материал оказывается в шорт-листе.

Победителей в номинациях определяет жюри тайным голосованием.

Номинации

Номинировать

Творчество или прагматизм.

Кому подойдет профессия журналиста?

Стать журналистом я решил в 14 лет. Тогда мне казалось, что это очень творческая и интересная профессия. В университете меня осадили, сказав, что «творчества в журналистике – процентов 20, все остальное – механическая работа». В итоге сейчас я думаю, что истина, как и всегда, где-то посередине. При анализе журналистики с этой точки зрения важно добавлять условный союз «если». Если вы работаете таким-то журналистом – тут больше творчества, если таким-то – больше механики. А посему сказать однозначно, кому подойдет профессия журналиста, достаточно сложно. Но мы попытаемся все же это выяснить.

Журналистика. Что это и зачем это

Начинать эту тему с определения журналистики – что может быть банальнее? Да, это достаточно заезженный прием, но необходимый. Итак, где-то вы увидите определение журналистики как деятельности по созданию новостей. Что в целом неверно, так как журналист не обязательно «создает» (слово-то какое неправильное) новости – этим занимается преимущественно корреспондент или репортер.

Причем задача этих людей именно давать информацию – без лишних эмоций и анализа. А что насчет колумнистов, обозревателей, аналитиков? Такие люди крайне редко сообщают новости. На журфаке БГУ учат такому определению: журналистика – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации. Это более общее и понятное определение, затрагивающее все типы и виды журналистики. Отталкиваясь от этого, уже проще понять, зачем вообще нужна журналистика.

Исходя из определения, журналистика необходима людям, чтобы узнавать информацию – о каких-то событиях, происшествиях и т.д. Однако сугубо информационная функция журналистики исполнялась лишь в период ее зарождения – когда газеты представляли собой пару листов с информацией о новостях в стране. К примеру, первая белорусская газета «Навіны грозные а жалостлівые…» была однодневкой, посвященной захвату Полоцка войсками Ивана IV. Естественно, никакой аналитической или художественной функции такие газеты не выполняли. По сути, к привычному нам виду журналистика пришла лишь в XVIII-XIX веках.

Тогда журналистов стали считать «четвертой властью», а материал видного аналитика в условном The Times мог подорвать репутацию чуть ли не любого человека в стране. Собственно, появление потребности в аналитической журналистике сформировало еще одну функцию. Она и заключается в том, что людям интересна уже не только информация, но и мнение автора о ней. В последствии это привело к вхождению современной журналистики в эпоху постправды – когда объективные факты уже не так значимы, как призыв к эмоциям и убеждениям.

Так в итоге, зачем вообще нужна журналистика? Загибайте пальцы:

  1. Донесение объективной информации до зрителя/читателя/слушателя;
  2. Анализ информации и данных, призванные разъяснить потребителю медиа, что эта информация значит для него;
  3. Формирование общественного мнения путем выражения субъективной оценки информации;
  4. Налаживание коммуникаций между людьми;
  5. Создание условий для отдыха и заполнения свободного времени потребителя.

Смело можно сказать, что журналистика выполняет огромнейший пласт работы и поэтому является незаменимой частью и регулятором любого общества.

Сегодня довольно часто звучит вопрос: «А стоит ли идти в журналистику сегодня, в эпоху внедрения нейросетей повсюду?». Думаю, все выше перечисленное доказывает, что журналистика в любом случае не умрет. Единственное, что может сделать искусственный интеллект – это писать новости. Для хорошего аналитического или художественного текста обязательно нужен человек – как минимум потому что он понимает собственную аудиторию. Поэтому, если кто-то все еще задается этим вопросом, то не переживайте, машины вас не заменят. Но надо понимать, что и далеко не каждый человек может стать хорошим журналистом.

Журналистами рождаются или становятся?

Такой вопрос обычно задают про писателей, музыкантов, художников – любую деятельность, обязательно связанную с творчеством и талантом. К журналистике же обычно подход куда более прагматичный. Но, как мне кажется, это все же неправильно. Безусловно, определенные качества, необходимые журналисту, можно в себе воспитать. Однако талант – не менее важная деталь в работе публициста. Без таланта можно стать журналистом, но можно ли стать при этом видным представителем этой сферы – вопрос открытый. Мне кажется, что это практически невозможно.

Журналистика в целом подразумевает множество качеств и крайне широкий кругозор. В школе многие предметы я считал ненужными – я же журналистом буду, а не физиком или химиком. Обычно мне отвечали, что все это так или иначе пригодится. В итоге я все еще готов оспорить это заявление, однако отчасти это все же правда. То, что прозвучит сейчас, адресовано скорее абитуриентам журфака – в журналистской практике даже поверхностные знания физики, химии и прочих естественных наук могут очень даже пригодиться. Но что особенно важно для вашего кругозора – это начитанность. Мало того, что это повышает ваш словарный запас и грамотность, так еще и в своих аналитических и художественных материалах проведение параллелей и сравнение с какими-то литературными произведениями будут уместны – особенно если вы обозреватель.

А какие качества характера нужны? Многие из них актуальны не только для журналистики, но и многих других профессий.

Первым я бы выделил коммуникабельность и уверенность – интроверт с меньшей долей вероятности станет успешным журналистом. Все-таки эта работа сопряжена с большим количеством общения с другими людьми, а в случае с телевидением и видео-журналистикой – еще и работой в кадре. Вдобавок эти качества помогают лучше понимать человеческую психологию и знать свою аудиторию, что для журналиста крайне важно.

Что еще важно, так это оперативность. Причем еще и мыслительная – умение быстро анализировать полученную информацию. В Беларуси и странах СНГ это не часто встречается, но, например, западная модель журналистики строится именно на оперативности информации – СМИ соревнуются за аудиторию, ведь кто первый дал новость, на того все и будут ссылаться. У этого подхода есть свои минусы, например, информация не всегда проверяется, из-за чего рождается немалое количество фейков. Но, лично для меня, подобный подход ближе, потому что он порождает какую-то динамику. Несмотря на то, что у нас это соревнование не настолько «ожесточенное», все же оперативность имеет очень большое значение – аудитории же будет все равно больше у тех, кто является источником.

Журналистская деятельность не лишена некоторых парадоксов. Первый: журналист должен быть эмпатичным, но при этом оставаться объективно. Зачастую журналисту приходится сталкиваться с очень тяжелыми историями, рассказывать о страшных событиях (терактах, природных бедствиях). Эмпатия позволяет узнавать больше информации в таких случаях, но при этом журналисту необходимо подавать подобную информацию объективно, без собственной оценки и мнения (если это не аналитический материал). Второй: несмотря на мое заявление, что хорошему журналисту необходимо быть талантливым, люди с творческим складом ума вряд ли станут успешными журналистами. Как бы там ни было, эта работа подразумевает прагматизм и анализ, что для творческих людей довольно сложно. В лучшем случае такие люди станут хорошими фотокорреспондентами. Вдобавок в журналистике важно соблюдать строгие дедлайны, а исследования психологов показывают, что творческие люди зачастую менее организованные.

Еще, как мне кажется, меланхоличным и склонным к депрессиям людям будет очень сложно стать журналистами. Журналистика – одна из наиболее подверженных стрессам профессия. Из-за того, что журналист вынужден часто общаться с людьми и быть эмоционально вовлеченным (особенно это касается журналистов, работающих в социальной сфере), он часто переживает стрессы. Высокий уровень эмпатии довольно полезен в журналистской деятельности, но из-за этого журналисты чуть ли не наиболее подверженные эмоциональным выгораниям люди.

Подведем итог. Какие качества нужны, чтобы стать хорошим журналистом?

  1. Широкий кругозор;
  2. Коммуникабельность;
  3. Талант;
  4. Оперативность;
  5. Аналитический склад ума;
  6. Эмпатичность;
  7. Объективность.

Кому профессия журналиста вряд ли подойдет? Людям с творческим складом ума, не готовым работать в рутинном режиме, а также склонным к меланхолии, апатии и обломовщине.

Так творческая ли это работа?

И да, и нет. Творчество в любом случае сопровождает журналистскую работу. Однако важно понимать, что не каждый журналист может проявлять творческий подход – в некоторых случаях это не приветствуется и просто неуместно. К примеру, когда речь про корреспондентов, новостников. Репортеры, аналитики, обозреватели уже могут прибегать к творчеству в создании собственных материалов – пробовать разные формы, методы, использовать тропы в своем тексте. Колумнисты и эссеисты же имеют чуть ли не полную творческую свободу – в зависимости от «звучности» имени журналиста они могут писать практически что угодно и как угодно. Но к такому уровню придется очень долго идти. Если вы готовы к такому пути, то добро пожаловать в журналистику.

Автор: Роман Кендыш

Журналистика, Профессионализация | Encyclopedia.com

Современные исследователи массовых коммуникаций, а также некоторые журналисты до сих пор спорят о том, существует ли журналистика и даже должна ли она быть, профессия. Но, безусловно, за последние 250 лет журналистика в Америке эволюционировала в сторону профессиональных ценностей, от типографских операций, выполняемых одним человеком в колониальный период, до разделения труда в довоенном отделе новостей и появления репортеров в середине 1860-х гг. более утонченное понимание социальной роли и ответственности средств массовой информации начала ХХ века.

Чтобы квалифицироваться как профессия, занятие должно быть основано на совокупности специальных знаний, над которыми профессионал получает власть посредством специального образования и обучения; кроме того, профессионал имеет большую степень автономии от внешнего порицания и регулируется внутренним этическим кодексом и санкцией коллег-профессионалов через профессиональные ассоциации. На нравственном уровне профессия оказывает обществу услугу, которую никакие другие не могут оказать. Эти определяющие характеристики основаны на характеристиках классических профессий, таких как медицина и юриспруденция. Многие критики утверждают, что журналистика вряд ли им подходит, в том числе из-за отсутствия требований к образованию и лицензирования. Эти критики также отмечают, что профсоюзы таких журналистов, как репортеры ежедневных газет, что является обычным явлением, ограничивает автономию в том смысле, что объединенные в профсоюзы сотрудники не могут свободно устанавливать свои собственные правила на рабочем месте. Другие критики отвечают, что журналисты обладают важнейшей профессиональной чертой — высшим призванием работать принципиально не ради личной денежной выгоды, а на благо общества.

К 1830-м годам журналистика в Соединенных Штатах стала занятием на полную ставку, и развился «профессиональный коммуникатор» — человек, чьи мысли не имеют обязательного отношения к сообщению. Профессионализация журналистики заметно проявилась после Гражданской войны в США, когда были созданы профессиональные ассоциации, стандарты и этические кодексы, а также образовательные программы. Например, Корнельский университет предлагал «сертификат журналистики» в 1873 году, и Джозеф Пулитцер, основатель New York World, пожертвовал Колумбийскому университету в 1903 году основание школы журналистики. Ассоциация прессы штата Миссури была создана в 1876 году и установила собственный этический кодекс. Эдвин Шуман опубликовал, возможно, первый исчерпывающий учебник по журналистике « Шаги в журналистику » в 1894 году.

Несомненно, наиболее очевидным признаком перемен в сторону более профессиональной журналистики было параллельное появление в конце девятнадцатого века высшей журналистской ценности: объективности. Отчасти в ответ на сенсационные эксцессы и откровенную коммерциализацию желтой журналистики в 189В 0-е годы журналисты стремились к профессионализации и ее норме объективности, чтобы сделать свою работу более респектабельной и социально ответственной. Реформаторский импульс прогрессивизма также побудил журналистов отстраниться от массовых баталий и бороться за социальное просвещение. Майкл Шадсон в книге Discovering the News (1978) утверждает, что профессионализм был способом стремиться к более объективному освещению. Согласно Дэну Шиллеру (1979), объективность также помогла коммерческим газетам узаконить свою функцию сторожевых псов общественного блага. Позволяя журналистам быть независимыми от личных интересов бизнеса и политиков, объективность также подверглась нападкам за то, что подрывает автономию журналистики — критика, связанная с самим профессионализмом. В то время как некоторые рассматривают профессионализм как противоположность предвзятости, другие обвиняют профессионализм в том, что он служит методом контроля со стороны руководства над репортерами и редакторами (кооптация трудовых волнений), который в конечном итоге стандартизирует новостной контент и защищает статус-кво. С этой точки зрения Дуглас Биркхед (1984) утверждает, что профессионализация журналистики настолько противоречит независимости в пользу деловых интересов, что является «извращением идеала».

Несколько парадоксально, но другие критики профессионализма и объективности, которые также придерживаются «силового подхода», утверждают, что автономия журналистов функционирует как средство погони за прибылью и престижем, что делает журналистов оторванными от общества и социально безответственными. Они обвиняют объективность в понижении статуса журналиста от критика до простого репортера фактов, «специалиста по коммуникациям». Эта критика нашла отражение в теории социальной ответственности прессы в начале двадцатого века; теория, лучше всего выраженная в отчете Комиссии Хатчинса в 1947, считает, что нет никакой свободы, кроме ответственности, поэтому свободная пресса должна оказывать определенную услугу обществу и некое учреждение (правительство) должно заставить ее это делать. Нападая на объективность, эта теория утверждает, что публике служат не только факты, но и контекст, который может указывать на выводы (то есть интерпретацию). В то время как журналисты сыграли важную роль в развитии социально ответственной прессы, чтобы повысить доверие к своей профессии, большинство отвергло отчет Хатчинса из-за намека на государственную цензуру и пренебрежения преобладающим либертарианским взглядом на свободу прессы. (Некоторые считают признаком профессионализма активное участие журналистов в «политической агитации» по поводу свободы прессы.) Современный продукт этой теории — публичную журналистику — также можно рассматривать как развитие и угрозу профессионализму. Если профессионалы ставят своей конечной целью служение и улучшение общества, то публичная журналистика вполне естественно следует за ней. Но некоторые видят в этом противоположность профессионализму и объективности, которые они критикуют за ограждение журналистов от истинной государственной службы. Другие критики профессионализма утверждают, что он душит разнообразие и даже что порождаемый им «институционализированный менталитет» ограничивает свободу прессы.

Наконец, остается вопрос, считают ли журналисты себя профессионалами; некоторые ученые склонны соглашаться с тем, что журналисты действительно это делают. Пенн Кимбалл в определяющей статье «Журналистика: искусство, ремесло или профессия?» (1965) утверждал, что журналисты являются «профессионалами» из-за их высшего призвания, их особой роли в обществе и потребности, которую они испытывают как в школах, так и в ассоциациях, чтобы развивать профессиональную этику вне формального кодекса. Хотя журналистика не может быть классической профессией в организационном смысле, журналисты, как выяснилось, поддерживают профессиональные ценности, такие как приверженность государственной службе, автономия и чувство «призвания». В своем первоначальном исследовании «Профессионализация журналистов» (1964), Джек Маклеод и Сирл Хоули-младший пришли к выводу, что профессиональные журналисты придают большое значение объективности и ответственности в газетах. Славко Спличаль и Колин Спаркс (1994) отметили общее положительное отношение к профессионализации (особенно как профессиональной автономии) у начинающих журналистов в двадцати двух странах мира. Вопрос о том, приведет ли эта глобальная тенденция к созданию корпуса независимых, социально ответственных и полезных профессиональных журналистов, или же она станет признаком культурного империализма в интересах крупного бизнеса, остается открытым.

См. также: Культурология; Культура Индустрия, СМИ как; Демократия и СМИ; Первая поправка и СМИ; Функции СМИ; Глобализация медиаиндустрии; Журналистика, история; теории производства новостей; Пулитцер, Джозеф; Социальные изменения и СМИ; Общество и СМИ.

Эллисон, Марианна. (1986). «Литературный обзор подходов к профессионализму журналистов». Журнал этики СМИ 1(2):5-19.

Баннинг, Стивен А. (1998). «Профессионализация журналистики: начало девятнадцатого века». История журналистики 24(4):157-164.

Беркхед, Дуглас. (1984). «Сила в образе: профессионализм и коммуникационная революция». Американская журналистика 1(2):1-4.

Johnstone, John W.C.; Славски, Эдвард Дж.; и Боуман, Уильям В. (1976). Люди новостей: социологический портрет американских журналистов и их работы. Урбана: Издательство Иллинойского университета.

Кимбалл, Пенсильвания. (1965). «Журналистика: искусство, ремесло или профессия?» В «Профессии в Америке », изд. Кеннет Линн. Бостон: Хоутон Миффлин.

Маклеод, Джек М., и Хоули, Сирл Э., младший (1964). «Профессионализация среди журналистов». Журналистика Ежеквартально 41:529-538.

Миндич, Дэвид Т. З. (1998). Только факты: как «объективность» стала определять американскую журналистику. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

Шиллер, Дэн. (1979). «Исторический подход к объективности и профессионализму в американских новостях». Журнал связи 29 (4): 46-57.

Шудсон, Майкл. (1978). Знакомство с новостями: социальная история американских газет. Нью-Йорк: Базовые книги.

Солоски, Джон. (1989). «Репортаж новостей и профессионализм: некоторые ограничения в освещении новостей». СМИ, культура и общество 2:207-228.

Спличаль, Славко, и Спаркс, Колин. (1994). Журналисты XXI века . Норвуд, Нью-Джерси: Ablex.

Уивер, Дэвид Х., и Уилхойт, Г. Кливленд. (1996). Американский журналист в 1990-х. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Нэнси Л. Робертс

Джованна Дель’Орто

Журналистика как профессия | MorungExpress

S Ghose
Evershine School, Dimapur

Человек должен выбрать ту профессию, которая лучше всего соответствует его вкусу, обстоятельствам и темпераменту для процветания всей жизни. Для молодого человека нет ничего труднее, чем выбор профессии: неправильный выбор омрачит карьеру, а правильный ее созидает.

Есть различные профессии, которые открыты для молодого человека после того, как он закончит учебу. Преподавание одно из того же. Это благородная профессия. Кроме того, эта профессия дает нам много свободного времени, в котором можно с пользой заниматься определенными увлечениями, которые доставляют радость в жизни. Но жребию учителя едва ли можно позавидовать. Ему так мало платят, что трудно жить комфортной жизнью. Присоединиться к этой профессии означает принять жизнь добровольной бедности. Высокие заработки и другие привилегии могут побудить молодого человека выбрать ту или иную профессию, не задумываясь о том, есть ли у него необходимые для этого способности. Отец-врач может навязать своему нежелающему сыну карьеру врача, хотя он создан только для преподавательской деятельности. Результат в таких случаях не может не быть плачевным. Бар также переполнен. Лишь очень немногие достигают высот в адвокатуре даже после пятнадцати или двадцати лет ожидания. Большинство юристов, не имеющих других средств, вынуждены либо связывать себя с другими занятиями, либо жить самой незавидной жизнью. Каким бы богатым ни был фермер, он не пользуется никаким положением в обществе.

Журналистика — одна из самых познавательных профессий современности. Журналистика представляет собой литературный бизнес по публикации и редактированию газет и периодических изданий. Есть также журналы о спорте, науке, литературе и так далее. Лица, которые занимаются написанием, редактированием и изданием газет и периодических изданий, называются журналистами, а их профессия называется журналистикой. Когда говорят, что газеты формируют общественное мнение, обычно говорят о журналистах, работающих в газете. На самом деле газета дает нам представление о том огромном влиянии, которое оказывают журналисты на общественное сознание. Любой, кто желает принять журналистику как профессию, должен иметь всестороннее представление о текущих делах, жизненно важных событиях и партийной политике страны. Журналист должен был бы широко изучить всю панораму истории, политики, географии, экономики и литературы. Во время движения за свободу Индии журналисты играли очень важную роль. Мы до сих пор с чувством восхищения вспоминаем имена таких журналистов, как Бархмабандхаб Упадхьяй, Сатьен Маджумдер, Вивекананда Мукхопадхья. Джек Андресон из Америки был одним из всемирно известных журналистов.

Журналистика, без сомнения, рискованная профессия. Во время войны журналист идет на большой риск, выступая против автократического правительства. Но это также очаровательная работа. Репортеру разрешено передвигаться куда угодно, чтобы собирать новости. Ему не запрещено входить в любое место, будь то Рахстрапти Бхаван или здание парламента. Редактирование газеты — самая ответственная работа в журналистике. Ясность мысли, правильное понимание предмета, хладнокровие, острый как бритва интеллект, глубокое понимание, расчетливость, быстрота, а также беспристрастность и взвешенность суждений являются необходимыми требованиями в профессии журналиста. На журналиста ложится большая ответственность. Ему поручено мобилизовать и просвещать общественное мнение по различным национальным и международным вопросам. Журналист является хранителем и стражем свободы мысли и выражения. Журналист, который прибегает ко лжи, предвзятому информированию, пишущим статьи, чтобы ввести в заблуждение и направить массы в ложное русло просто в попытке нажиться, есть не что иное, как своего рода грубое предательство общественного доверия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *