Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева: инновационный подход к оздоровлению дошкольников

Что представляет собой оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй». Как она помогает формировать здоровый образ жизни у детей. Какие методы и приемы использует автор для оздоровления дошкольников. Почему музыка играет ключевую роль в данной программе.

Основные цели и задачи программы «Здравствуй!»

Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» была разработана доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она направлена на формирование у дошкольников мотивации и навыков здорового образа жизни.

Ключевые задачи программы:

  • Создание условий для системного оздоровления детей как в детском саду, так и в семье
  • Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью
  • Обучение детей навыкам здорового образа жизни
  • Выявление и развитие индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка

Важно отметить, что программа «Здравствуй!» учитывает возрастные особенности дошкольников и может применяться как для здоровых детей, так и для детей с ослабленным здоровьем.


Уникальная методология и структура программы

Программа «Здравствуй!» имеет необычную структуру и методологию, что выделяет ее среди других оздоровительных программ для дошкольников. Какие же особенности делают ее уникальной?

  • Использование сказочного материала, отражающего потребности физиологического и психического развития детей
  • Применение музыки как интегральной основы всего курса
  • Организация занятий в форме путешествия по планете Здоровья
  • Персонификация различных аспектов оздоровления через сказочных персонажей — здоровячков
  • Комплексный подход, охватывающий различные сферы развития ребенка

Такая методология позволяет в игровой и доступной форме знакомить детей с основами здорового образа жизни, развивать их творческие способности и формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Роль музыки в программе «Здравствуй!»

Музыка является ключевым элементом программы «Здравствуй!». Но почему М.Л. Лазарев придает ей такое большое значение в процессе оздоровления дошкольников?

Автор программы рассматривает музыку как:


  • Эффективное средство психорегуляции
  • Инструмент для развития эмоциональной сферы ребенка
  • Способ формирования внутреннего музыкального слуха и мышления
  • Метод активизации различных зон мозга (слуховой, зрительной, речевой)

В рамках программы разработан специальный метод музыкальной психорегуляции дыхания. Он предполагает постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг ребенка в течение всего года.

Для реализации этого метода автором написаны специальные песни на тематическом материале уроков здоровья. Каждая песня представляет собой своеобразную цветоинтонационную гимнастику.

Игровые пособия как важный элемент программы

Для эффективной реализации программы «Здравствуй!» М.Л. Лазарев разработал ряд уникальных игровых пособий. Какие же пособия предлагает автор и как они помогают в оздоровлении детей?

Пособие «Цветные нотки»

Это пособие знакомит детей с основными цветами радуги и нотами. Каждой ноте соответствует определенный цвет:

  • ДО — красный
  • РЕ — оранжевый
  • МИ — желтый
  • ФА — зеленый
  • СОЛЬ — голубой
  • ЛЯ — синий
  • СИ — фиолетовый

Пособие «Музыкальный клубок»

Представляет собой клубок ниток мулине разных цветов. С его помощью дети учатся создавать мелодии и гармонические образы.


Пособие «Цветостан»

Играет важную роль в нейротонике. Перед исполнением каждой песни на цветостане выкладывается нотный ряд. Ребенок двигается, совершая рукой движения, соответствующие высоте пропеваемых нот.

Использование этих пособий помогает развивать важнейшие функциональные сферы жизнедеятельности ребенка, знакомить с музыкальной грамотой, развивать эмоциональную сферу.

Сказочные персонажи программы и их роль в оздоровлении

Программа «Здравствуй!» использует сказочных персонажей — здоровячков для персонификации различных аспектов оздоровления. Кто же эти персонажи и какую роль они играют?

  • Здравик — главный герой, персонифицирует общее здоровье
  • Фырка — подруга Здравика, олицетворяет эмоциональное здоровье
  • Огник — спортсмен, учит движениям и достижению целей
  • Орси — психолог, обучает играм на общение
  • Яник — ученый, развивает образное и логическое мышление
  • Ростик — диетолог, знакомит с правильным питанием и режимом дня
  • Йоник — медик, обучает правильному дыханию и оказанию первой помощи
  • Капелия — эколог, знакомит с экологией и правилами гигиены
  • Вита — музыкант, обучает пению и речи

Такой подход позволяет в игровой форме знакомить детей с различными аспектами здорового образа жизни, делая процесс обучения увлекательным и эффективным.


Диагностика эффективности программы

Как оценивается эффективность программы «Здравствуй!»? М.Л. Лазарев предлагает два основных метода диагностики:

  1. Интегральная диагностика по паспорту здоровья — проводится дважды в год, в сентябре и мае
  2. Индивидуальная диагностика в рабочей тетради «Моя книга здоровья» — осуществляется ежемесячно

Такой подход позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка и при необходимости корректировать программу.

Преимущества и уникальность программы «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» М.Л. Лазарева имеет ряд существенных преимуществ перед другими оздоровительными программами для дошкольников. В чем же ее уникальность?

  • Комплексный подход к оздоровлению, охватывающий физическое, психическое и эмоциональное здоровье ребенка
  • Использование музыки как ключевого элемента оздоровления
  • Игровая форма подачи материала, адаптированная для восприятия дошкольников
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Вовлечение родителей в процесс оздоровления детей
  • Возможность применения как в детском саду, так и в семье

Эти особенности делают программу «Здравствуй!» эффективным инструментом для формирования здорового образа жизни у дошкольников и профилактики различных заболеваний.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *