Режим наложения screen: Режимы наложения. Multiply и Screen

Режимы наложения. Multiply и Screen

В первой части мы говорили о методике анализа и алгоритме работы режима Normal. Во второй части рассмотрели работу режимов Darken и Lighten. Сегодня мы рассмотрим вторую пару режимов: Multiply и Screen.

На русский язык эти названия переводятся как «Умножение» и «Экран». И если первый трактуется однозначно, то второй имеет несколько значений и часто воспринимается неверно. В данном случае это не экран для проекционного показа, а ширма или прикрытие. То есть, нечто прикрывающее или экранирующее. Давайте разбираться, что на что перемножается и что чем экранируется.

Как всегда, желающие одновременно с чтением «покрутить файлы» могут скачать послойные psd (52 мб) всех разбираемых примеров.

Multiply

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная слева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Multiply. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска: схема изменения яркостей — чем больше изменилась яркость, тем светлее соответствующая клетка. Числа в клетках показывают, насколько изменилась яркость. Их отрицательные значения указывают на ее уменьшение.

Левая шкала: отнормированная (выраженная в долях от максимальной) яркость накладываемой плашки.

Семейство кривых, оказывающих на исходную картинку воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 255, 192, 128, 64, 0.

Формула для отнормированной яркости.
S — яркость исходного изображения; C — яркость корректирующего изображения; R — яркость финального изображения.

Формула для 8-битного режима.
s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

Описание и ответы на общие вопросы

В режиме Multiply отнормированная (выраженная в долях от максимальной) яркость финального изображения равна произведению отнормированных яркостей исходного и корректирующего изображений. Если в качестве изображения рассматривать слайд (или его проекцию на экран), то максимальной является яркость подсветки просмотрового стола, а отнормированная яркость изображения в определенной точке — это не что иное, как коэффициент пропускания слайда в данной точке.

В терминах кривых Multiply — это сдвиг вниз белой точки до яркости накладываемого изображения.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Как и для всех затемняющих режимов, нейтральным для Multiply является белый (255).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Максимальное воздействие приходится на белую точку, линейно убывая до нуля в черной точке. По мере затемнения корректирующего изображения воздействие усиливается пропорционально по всему тоновому диапазону.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Контраст равномерно падает по всему тоновому диапазону.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Multiply — единственный затемняющий режим, для которого уменьшение непрозрачности корректирующего изображения равносильно ослаблению воздействия. Справа показано ослабление воздействия наложения плашки яркости 64 за счет уменьшения непрозрачности, слева — аналогичное уменьшение воздействия за счет осветления плашки.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Для этого режима можно привести несколько аналогий как из фотопроцессов, так и из повседневной жизни. Перемножение коэффициентов пропускания двух образцов происходит при последовательном прохождении света через них. Поэтому наложение двух изображений друг на друга в режиме Multiply соответствует просмотру двух сложенных вместе слайдов.

Для однотонной плашки наиболее близким аналогом будет просмотр слайда через наложенный на него светофильтр. Или проекция слайда на экран через светофильтр на объективе проектора. При условии, что вокруг изображения осталось незакрытое светофильтром поле для сохранения адаптации зрения по свету проектора.

Если в светах все элементы сцены попадают в динамический диапазон камеры, то Multiply-наложение однотонной плашки можно считать аналогичным съемке через соответствующий светофильтр без изменения установок экспопары камеры.

Применение такого светофильтра аналогично падению освещенности сцены, а если фильтр неравномерный — падению освещенности отдельных ее участков. В повседневной жизни мы встречаем это, когда сталкиваемся с тенями. Поэтому с бытовой точки зрения Multiply — это не что иное, как упавшая на объект тень.

Про оговорки о степени применимости таких аналогий я уже писал в первой статье цикла.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Изображение затемняется так же, как при гамма-коррекции со значением гамма 2.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

При изменении порядка наложения результат сохраняется. Это легко понять как из описания — от перемены мест множителей произведение не меняется, так и из фотоаналогии — при просмотре двух сложенных вместе слайдов их порядок не имеет значения.
Наконец, можно посмотреть на доску абсолютных яркостей. Ее симметрия относительно диагонали A(0)-K(255) говорит о том, что результат не зависит от порядка наложения слоев.

Для чего может использоваться режим Multiply

Для наложения теней

Такое применение лежит на поверхности, но давайте отложим его рассмотрение до знакомства с режимом Screen, а пока скажем пару слов о другом. Multiply используют очень часто. Во-первых, потому что алгоритм его работы прост и «интуитивно понятен» и его применяют даже там, где стоило бы обратиться к другим режимам. Во-вторых, потому что задача создать или локально усилить уже имеющиеся тени — одна из самых часто возникающих при обработке отдельной фотографии и просто неизбежная при фотомонтаже.

Однако применение Multiply непосредственно к отдельному изображению на этом приеме и заканчивается. Связано это с тем, что Multiply-наложение вызывает падение контраста в области своего применения. А в условиях жестких ограничений, порожденных несовершенством технологий отображения реальности на искусственных носителях, локальный контраст является слишком ценным фактором, чтобы можно было себе позволить разбрасываться им направо и налево.

Звучит тяжеловато, но проблема не только и не столько в красителях, матрицах мониторов и т.п., сколько в особенностях нашего восприятия.

Для имитации рисования красками с низкой кроющей способностью

Падающий свет не отражается от поверхности таких красителей (не считая небольшого паразитного отражения), а проходит через красочный слой, отражается от основы (бумаги), еще раз проходит через красочный слой и только после этого попадает к нам в глаз. Фактически такая краска является наложенным на основу цветным светофильтром, и их взаимодействие можно сымитировать, наложив красочное изображение на изображение основы в режиме Multiply.

К таким красителям относятся цветные фотоэмульсии, офсетные (полиграфические) краски, акварельные краски, тушь, фломастеры, маркеры. Чтобы сделать пометку цветным маркером в документе достаточно на его «чистую» копию наложить картинку со штрихом маркера на белом фоне в режиме Multiply.

В «технологических» целях такой прием используют, чтобы проверить, как будет выглядеть картинка при печати на крашеной в массе (цветной) бумаге. Просто наложите на изображение плашку цвета бумаги в режиме Multiply. Такой прием можно порекомендовать и желающим напечатать фотографии на бумаге «металлик».

Внедренный в ее основу металлизированный слой не только добавляет перламутровое свечение, но и снижает белизну бумаги. На насыщенных или относительно темных объектах это заметно слабо, но на светлых участках «серость» бумаги проявляется достаточно сильно. Наложив на картинку светло-серую плашку (яркость придется подбирать самостоятельно экспериментальным путем) в режиме Multiply можно получить общее представление о финальном виде снимка.

Для создания масок из нескольких заготовок

Создание маски на основе цветовых каналов изображения — очень распространенный и достаточно эффективный прием. К сожалению, далеко не всегда выпадает удача найти цельную завершенную заготовку для маски в одном из них. Приходится комбинировать несколько предварительно обработанных цветовых каналов, забирая необходимые затемнения из каждого.

Вернемся к фотографии девушки в красном. В прошлый раз мы затемнили стену, но осталась проблема плоского бесформенного платья.

В красном канале уже есть вся необходимая детализация, никаких шаманских танцев со смешиванием каналов не требуется, надо просто поработать кривыми.

Затемняем красный канал, поднимая контраст в светах и четверть тонах. Зеленый и синий каналы затемняем в тенях, чтобы максимально сохранить цветовой тон платья. Оно явно улучшилось, чего нельзя сказать об остальных элементах: фон посинел, стена и прическа чрезмерно затемнились, а смотреть на получившиеся «телесные тона» без содрогания сможет только патологоанатом.

Вывод простой: раз мы строили коррекцию, ориентируясь только на платье, значит, только на него она и должна воздействовать. Нам нужна маска, на которой платье будет светлым, а все остальное — черным. Временно отключим корректирующий слой Dress_Curves и посмотрим, что могут дать цветовые каналы для создания маски.

В красном канале светлое платье хорошо отделяется от темной стены, но сливается с кожей модели. Отделить кожу поможет зеленый канал. Инвертировав его, получаем светлое платье и достаточно темные телесные участки. С помощью корректирующего слоя кривых (Mask_Curves_1) подготовим каналы к созданию маски: инвертируем зеленый и поднимем контраст в красном и зеленом. Не пугайтесь, увидев композитное изображение. Пока что оно нас не интересует.

Для получения маски необходимо сложить темные поля из красного и зеленого каналов, то есть наложить один из них на другой в затемняющем режиме. Почему из всех затемняющих выбирается Multiply, я скажу позже, а сейчас непосредственно о процессе.
Все можно сделать в деструктивной манере: смешать каналы при помощи Calculations, доработать получившийся альфа-канал, загрузить его в маску слоя, а сам альфа-канал выкинуть. С мелкой текучкой я так и поступаю. Но при серьезной обработке предпочитаю собирать маску на слоях основного файла и сохранять ее до конца коррекции. Это делает настройки более гибкими, а при необходимости изменить маску позволяет быстро откатиться к любому этапу ее создания.

Первый шаг на пути недеструктивного создания маски мы сделали, подготовив каналы при помощи корректирующего слоя кривых (Mask_Curves_1). Теперь надо наложить зеленый канал на красный в режиме Multiply. Я буду делать смешение в красном канале. Чтобы не прыгать в палитру Channels, раз за разом отключая «глаз» на остальных каналах, организуем вывод на экран только красного.

Для этого ставим корректирующий слой Channel Mixer (Gray_from_Red), устанавливаем галочку Monochrome и задаем рецептуру смешивания: Red +100%, Green 0%, Blue 0%. Теперь на композитной картинке мы видим красный канал, а ниже корректирующего слоя имеем все три исходных канала.

Чтобы подмешать зеленый канал в красный, ставим под слоем Gray_from_Red еще один корректирующий слой Channel Mixer (Green_to_Red) и для красного канала (Output Channel: Red) задаем рецептуру смешивания: Red 0%, Green +100%, Blue 0%. Зеленый канал наложен на красный. В палитре Layers выбираем для этого слоя режим наложения, Multiply.

Получилась очень гибкая структура. Можете поэкспериментировать: выбрать другой режим наложения, уменьшить непрозрачность наложения зеленого канала, вернуться к кривым и подстроить заготовки. Можно даже отретушировать исходную картинку, все изменения автоматически появятся на заготовке маски.

Дорабатываем получившуюся заготовку кривыми (Mask_Curves_2), чтобы окончательно избавиться от следов кожи и сделать платье более светлым.

Чтобы убрать шум и сделать переход на границе платья более плавным, размываем заготовку по гауссу. Для этого делаем сведенную на отдельный слой (Gaussian_Blur_R=4) текущую версию изображения (команда Merge Visible при зажатой клавише Alt), конвертируем ее в смарт-объект (чтобы можно было в дальнейшем менять настройки фильтра) и применяем фильтр Gaussian Blur. Я задал немного избыточный радиус в 4 пикселя. Для чего? Смотрите дальше.

Еще один корректирующий слой кривых (Mask_Curves_3) не только осветляет платье, но и позволяет аккуратно управлять его границами. Выгнув кривую вверх, можно расширить светлую область, прогнув вниз — сузить, изменяя крутизну кривой — регулировать ширину перехода. Для этого и делалось избыточное размытие на предыдущем шаге. Но будьте осторожны: такой прием приводит к сглаживанию острых углов на маске.

Делаем слитый слой с финальной версией маски (Dress_Mask), объединяем все использованные при ее подготовке слои в группу (Dress_Mask_Group), отключаем ее и возвращаемся к коррекции платья.

Корректирующий слой для этого (Dress_Curves) у нас уже есть. Встаем на его маску и при помощи команды Apply Image забрасываем в нее изображения со слоя Dress_Mask. Именно для этого я и сливал финальную версию маски на отдельный слой, иначе Apply Image не смог бы подхватить эту картинку.

Почему в данном случае использовался Multiply, а не Darken, Color Burn или Linear Burn? Мы складываем темные поля из предобработанных красного и зеленого каналов. При наложении одного канала нам надо затемнить прежде всего светлые области другого канала и постараться получить как можно меньше остаточного мусора на темных участках. Multiply вносит основное затемнение в светлые тона и оказывает дополнительное затемняющее воздействие на более темные тона (см. семейство кривых в начале статьи).

Darken затемняет только области светлее накладываемой, никак не воздействуя на более темные. В результате на темных участках заготовки остается слишком много серого «мусора». А поскольку при подготовке каналов к наложению мы не стремимся согласовать их, нередко вылезают и неприятные драные границы.

Color Burn основное воздействие оказывает на темные тона, поэтому не всегда может достаточно эффективно затемнять самые светлые области. Кроме того, границы на финальной картинке получаются более жесткие. Справедливости ради надо сказать, что на этой картинке Color Burn выдает неплохой результат, но подробнее мы поговорим об этом в следующий раз.

Linear Burn вносит самое сильное затемнение. Оно похоже на одновременную работу Multiply в светах и Color Burn в тенях. В результате: жесткие границы, как у Color Burn, и паразитное затемнение светлых участков, как у Multiply. А вообще, откройте файл Lady_in_Red.psd из архива по ссылке в начале статьи и сами попробуйте разные режимы.

Кстати, в прошлый раз я обещал разобраться с платьем при помощи режима Difference. Обещание остается в силе, мы еще вернемся к этому примеру при рассмотрении разностных режимов.

В каком случае не стоит обращаться к Multiply при создании маски? Когда надо затемнить уже достаточно темный объект. Посмотрите на семейство кривых. Multiply слабо воздействует на темные тона, поэтому распространенный рецепт «возьмите два канала, в которых объект достаточно темный, а фон светлый, и наложите друг на друга в режиме Multiply» малоэффективен — дополнительное затемнение объекта будет слабым.

При подстановке темных объектов на светлый фон

Когда снятый на белом фоне объект надо пересадить на другой достаточно светлый фон, вместо вырезания можно поступить следующим образом. При помощи предварительной коррекции выбить фон вокруг объекта до чисто-белого (255; 255; 255) и наложить получившуюся картинку на новый фон в режиме Multiply. Белый является нейтральным для данного режима, поэтому старый фон «магическим» образом исчезнет. Чаще всего так поступают с волосами, когда не хватает времени или умения для честной обтравки.

В более продвинутом варианте в режиме Multiply накладывается пограничная область (слой Hair).

Поверх нее в режиме Normal накладывается грубо обтравленый объект с обрезанной лохматостью (слой Girl). Плюс такого метода — скорость и простота. Минус — низкая универсальность.

Даже светлый фон затемняет наложенные на него в Multiply объекты. Приходится дополнительно корректировать их, чтобы компенсировать это затемнение (корректирующий слой кривых Matching_Curves). Чем темнее фон, тем сильнее затемнение, тем труднее сделать такую компенсирующую коррекцию. Изменение фона (сдвиг объекта в новую область неоднородного фона) требует новой настройки компенсирующей коррекции. Неоднородности фона проступают через наложенный объект.
Одним словом, прием такой есть, но это «слегка халтура». Все «прелести» можно посмотреть в файле Transfer.psd.

Screen

Материалы для анализа

Левая доска: результат наложения на исходную картинку (9 вертикальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная cлева, белая справа) корректирующей (9 горизонтальных полос с шагом 32 тоновых уровня, черная внизу, белая вверху) в режиме Screen. Числа в клетках показывают яркость после наложения.

Правая доска: схема изменения яркостей — чем больше изменилась яркость, тем светлее соответствующая клетка. Числа в клетках показывают, насколько изменилась яркость. Их положительные значения указывают на ее увеличение.

Левая шкала: отнормированная (выраженная в долях от максимальной) затемненность (отклонение яркости от белого) накладываемой плашки.

Семейство кривых, оказывающих на исходную картинку воздействие, аналогичное наложению однотонных плашек с яркостями 0, 64, 128, 192, 255.

Формула для отнормированной яркости.
S — яркость исходного изображения; C — яркость корректирующего изображения; R — яркость финального изображения.

Формула для 8-битного режима.
s — яркость исходного изображения; с — яркость корректирующего изображения; r — яркость финального изображения.

Описание и ответы на общие вопросы

В режиме Screen отнормированная (выраженная в долях от максимальной) затемненность (отклонение яркости от белого) финального изображения равна произведению отнормированных затемненностей исходного и корректирующего изображений. Если в качестве изображения рассматривать слайд, то его затемненность в некоторой области будет равна яркости «идеализированного» негатива в соответствующей области.

В терминах кривых Screen — это сдвиг вверх черной точки до яркости накладываемого изображения.

1. Существует ли для данного режима наложения нейтральный цвет и, если да, то какой?

Как и для всех осветляющих режимов, нейтральным для Screen является черный (0).

2. Как изменяется степень воздействия по полному тоновому диапазону?

Максимальное воздействие приходится на черную точку, линейно убывая до нуля в белой точке. По мере осветления корректирующего изображения воздействие усиливается пропорционально по всему тоновому диапазону.

3. Как изменяется контраст в различных тоновых диапазонах?

Контраст равномерно падает по всему тоновому диапазону.

4. Соответствует ли уменьшение непрозрачности ослаблению воздействия?

Screen — единственный осветляющий режим, для которого уменьшение непрозрачности корректирующего изображения равносильно ослаблению воздействия. Справа показано ослабление воздействия наложения плашки яркости 192 за счет уменьшения непрозрачности, слева — аналогичное уменьшение воздействия за счет затемнения плашки.

5. Каким реальным фотопроцессам соответствует режим наложения?

Полагаю, вы уже заметили, что, заменив «яркость» на «затемненность» (как говорят математики — перейдя к инверсной логике), мы получили описание, в точности совпадающее с режимом Multiply. То есть, чтобы получить результат наложения двух картинок друг на друга, нам опять надо складывать пленки. Только работать надо с негативами (прямой переход к инверсной логике), а полученный результат вновь обратить (обратный переход).

Таким образом, наложение двух изображений друг на друга в режиме Screen соответствует печати фотографии с двух сложенных вместе негативов. Вот где появляется термин «экран» или, если угодно, «маска». Использовав в качестве накладываемого изображения специально созданную заготовку, можно осветлить отдельные участки исходной картинки так же, как это делали фотографы в темной комнате, прикрывая их руками при экспозиции фотографии.

В жизни осветление черной точки возникает при наличии паразитной подсветки. Чаще всего она встречается, когда в среде между наблюдателем и объектом происходит значительное рассеяние света. Проще говоря, в воздухе висит туман, гарь, смог, дымка и т.п., или сам слой воздуха достаточно велик (воздушная перспектива).

Наконец, наиболее часто встречающийся случай осветления черной точки — это блик на поверхности объекта. Если поверхность глянцевая — блик будет жестким, если матовая, с диффузным рассеянием — мягким. Но во всех случаях блик — это осветление отдельного участка изображения в режиме Screen, только с разной степенью размытия границ зоны осветления.

6. Что происходит при наложении картинки самой на себя?

Изображение осветляется так же, как при гамма-коррекции со значением гамма 2, примененной к его инвертированной версии.

7. Как меняется результат, если поменять местами исходное и корректирующее изображение?

При изменении порядка наложения результат сохраняется. Обоснования аналогичны приведенным для режима Multiply.

Для чего может использоваться режим Screen

Для наложения бликов

Поскольку блики и тени — это две составляющие светотеневого рисунка, давайте рассмотрим работу Screen и Multiply в паре. Я не имею права приводить в качестве иллюстраций изображения, которые делаю на работе, а заниматься такими фокусами дома нет ни времени, ни желания. Поэтому воспользуюсь добротой и отзывчивостью своего коллеги по фотошколе Антона Мартынова и приведу пример, который сделал он.

Имеется предварительно обработанное фото девушки. Чтобы усилить визуальный объем лица и подчеркнуть детали, необходимо наложить на него дополнительные блики и тени.

Тени рисуются на новом пустом слое Shadow и накладываются на фотографию в режиме Multiply. Блики рисуются на новом пустом слое Highlight и накладываются в режиме Screen. Общую степень воздействия можно отрегулировать, изменяя непрозрачность (Opacity) слоев. Описание процесса рисования, предварительной и последующей обработки можно найти у Антона. Кстати, посмотрите по тэгу tutorial, там вообще много интересного.

Где рисовать тени и блики, вам подскажут художники, а сейчас давайте разберемся, на чем их рисовать. Для Multiply и Screen уменьшение непрозрачности равносильно ослаблению воздействия, поэтому существует три равнозначных (с точки зрения результата) способа нарисовать тени и блики. Рассмотрим на примере теней, для бликов все аналогично.

Способ первый: рисовать на пустом слое с малой непрозрачность кисти (палитра Layers показана на предыдущей иллюстрации). Плюс его только в том, что не надо задумываться: сделал новый слой и маши кисточкой, сколько душе угодно. Минусов больше.

Во-первых, трудно быстро проверить, каким цветом рисовались тени. Чтобы пипетка захватила цвет нарисованного с малой непрозрачностью штриха, необходимо отключить видимость всех остальных слоев.

Во-вторых, трудно исправить цвет уже нарисованных теней. Для этого придется применять коррекцию непосредственно к слою теней. Из-за низкой непрозрачности штрихов процесс становится крайне неудобным и малонаглядным.

В-третьих, неудобно оценивать форму нарисованной тени и убирать лишние участки. Для этого приходится переключаться с кисти на ластик и обратно. Операция сама по себе не сложная, но скорость работы уменьшает.

В-четвертых, если тень оказалась обрезана, ее очень непросто нарастить. Такая ситуация часто возникает при рисовании теней «в край» и последующем изменении кадрирования в сторону увеличения отображаемой области исходного фото. Для плавного продолжения тени на новую область придется согласовывать непрозрачность закрашенных участков, а делать это крайне сложно.

Способ второй: создать корректирующий слой-заливку (Solid Color) необходимого цвета, полностью замаскировать его и рисовать белым цветом по маске. Результат совпадает с предыдущим методом, поэтому приведу только внешний вид палитры Layers. Считаем плюсы.

Во-первых, легко проверить, а при необходимости изменить цвет накладываемой тени: двойной клик по иконке слоя-заливки в палитре Layers показывает и позволяет менять заданный для него цвет.

Во-вторых, легко оценить форму нарисованной тени: клик по иконке маски с зажатой клавишей Alt переводит изображение в режим отображения маски, где тень предстает просто светлым объектом на черном фоне.

В-третьих, легко убирать лишние участки и локально ослаблять чрезмерное воздействие: установите в качестве основных цветов белый и черный, рисуя кистью по маске, просто переключайтесь между ними (клавиша X). Рисуем белым — добавляем тень, черным — убираем.

В четвертых, легко нарастить обрезанную тень. Форма тени задается маской, а сгладить границу с дорисованным участком на черно-белой картинке труда не составляет.

Минусы: один слой — один цвет тени, невозможность создать тень с плавным переходом цвета. Из своей практики могу сказать, что мне редко приходилось использовать больше трех-четырех оттенков тени, а плавный переход цвета тени не потребовался ни разу. Но если для вас это важно, смотрите следующий способ.

Способ третий: создать обычный слой, залитый нейтральным для Multiply (белым) цветом, и рисовать на нем. Из минусов можно указать только более сложное по сравнению со вторым способом изменение цвета тени. Вычисление плюсов оставляю вам в качестве домашнего задания. После всего написанного выше это не должно вызвать трудностей. Походить по послойной структуре для всех вариантов можно, открыв файл Highlight_and_Shadow.psd с прилагающегося к журналу диска.

Для внедрения в картинку различных световых эффектов

Воздушная перспектива, дымка, туман, подсвеченный дым, засветка от попадания прямого света в объектив (Lens Flare), источники света на ночных сценах и т. п. Все эффекты, связанные с дополнительной подсветкой — это вотчина Screen. Имея картинку такого объекта на черном фоне (фотографию или искусственно созданную с помощью специальных программ и плагинов), можно просто наложить ее на рабочее изображение в режиме Screen.

Для создания масок из нескольких заготовок

Screen хорошо подходит, когда из нескольких заготовок надо собрать на маску светлые области. Если бы в примере с красным платьем мы решили делать маску с темным платьем на белом фоне, инвертировать пришлось бы красный канал, а для наложения на него зеленого канала использовать Screen. Все приемы работы аналогичны Multiply.

При подстановке светлых объектов на темный фон

Для этого требуется фотография объекта на черном (0;0;0) фоне. Танцы с бубном, плюсы и минусы такие же, как при пересадке объекта на светлый фон с использованием Multiply.

А в следующий раз мы поговорим о самых интересных, но редко используемых режимах — Color Burn и Color Dodge.

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте [email protected]

© Андрей Журавлев (aka zhur74), январь 2011 г.
Первая публикация http://zhur74.livejournal.com/8181.html

Режим наложения Экран (Screen)

Автор Дмитрий Евсеенков На чтение 5 мин Просмотров 1.2к. Обновлено

Вторым по важности и популярности после режима наложения «Умножение» (Multiply) является режим «Экран» (Screen). Если режим «Умножение» входит в группу Затемнение (Darken Modes), то «Экран» относится к группе Осветление (Lighten Modes).

Примечание. Подробнее о классификации и англо-русский перевод режимов наложения смотрите здесь.

Режим «Экран» получил свое название от реальной аналогии. Представьте, что наши фотографии на находятся слайдах. Возьмём два слайда и поместим каждый слайд в отдельный проектор, и направим эти проекторы на один и тот же экран. Получившееся скомбинированное из двух изображений картинка будет светлее, чем картинка, создаваемая одним проектором.

Давайте рассмотрим то, как этот режим наложения работает в Photoshop. Для примера мы возьмём тот же двухслойной документ, который мы использовали при разборе режима «Умножение» (Multiply). Нижний фоновый слой в документе залит сплошным синим цветом, а слой над ним состоит из горизонтального чёрно-белого градиента и трёх расположенных под ним квадратов, чёрного, белого и серого, фон этого слоя — прозрачный:

В Панели слоёв документ выглядит таким образом, обратите внимание, что в настоящее время режим наложения слоя с градиентом и квадратами установлен «Обычные» (Normal):

Когда мы изменили режим наложения верхнего слоя на «Умножение» (Multiply), белый квадрат, наряду с белой областью градиента справа, полностью исчезли из видимости, черный квадрат, наряду с черной области градиента слева, остался неизменным, а серый квадрат, наряду с остальной частью градиента, смешался со сплошным синим цветом слоя под ним и стал темнее.

Режим наложения «Экран» работает с точностью до наоборот. При его применении, все области слоя, имеющие чисто черный цвет, исчезнут из поля зрения. Всё, что имеет чисто белый цвет, останется неизменным. А любой оттенок серого между чисто черным до чисто белым станет ярче.

Рассчитать яркость цветов финального изображения для 8-битного режима можно по следующей формуле, где i — яркость нижнего (корректируемого) слоя, k — яркость корректирующего слоя, S — яркость финального изображения:

Итак, давайте изменим режим наложения верхнего слоя на «Экран»:

Рабочий документ в Photoshop изменился точно так, как мы и ожидали, чисто чёрные области исчезли, белые не изменились, а серые смешались с фоновым синим цветом, давая нам осветлённый результат:

Практический пример применения режима наложения Экран (Screen) для исправления фото

Режим «Экран» прекрасно осветляет светлые участки изображения, при этом не затрагивая тёмные, поэтому его использование — один из самых распространенных методов для ретуши, восстановления и реставрации старых и недоэкпонированных фотографий.

Давайте продолжим восстановление старой фотографии, тёмные детали которой мы затемнили с помощью режима «Умножение» в предыдущем материале:

А Панель слоёв этого документа показывает, что мы сделали ранее. Оригинальное, выцветшие изображения находится на фоновом слое. Мы добавили корректирующий слой «Уровни» и установили его режим смешивания на «Умножение», который и затемнил тёмные участки изображения. Чтобы улучшить эффект затемнения тёмных областей, мы дублировали корректирующий слой «Уровни», убедившись, что он также был установлен в режим «Умножение», а затем уменьшили количество затемнения за счет снижения непрозрачности слоя до 50%:

Сейчас выбран слой «Уровни 1 копия», я дублирую его, нажав комбинацию клавиш Ctrl+J и переименую новый слой в «Screen», затем увеличу его непрозрачность до 100% и изменю режим наложения на «Экран»:

А теперь посмотрите, что произошло с нашим изображением. Просто, добавив еще один слой корректирующий слой «Уровни» и изменив его режим наложения на «Экран», нам удалось осветлить светлые участки изображения без осветления теней, этим придав фотографии значительно лучшую контрастность:

Если бы я хотел ещё сильнее осветлить изображение, что изображение, я мог бы легко дублировать корректирующий слой «Screen» еще раз, а затем подстроить яркость, снижая значение непрозрачности, также, как мы это делали при затемнении режимом «Умножение».

Но в этом случае я считаю, что дополнительное осветление сделает изображение хуже. Я вижу, что некоторые детали чрезмерно высветились, особенно верхний правый угол фотографии и лицо женщины, так что я собираюсь понизить непрозрачность слоя «Screen» примерно до 70%.

Это восстанавливает детали, которые были высвечены минуту назад. Теперь, после снижения непрозрачности слоя «Screen», изображение приобрело свой окончательный вид. Для сравнения, наведите мышку на фотографию и сравните вид фото до и после коррекции режимами наложения:

Как я упоминал ранее, «Экран» также очень полезен для быстрого осветления недоэкспонированных изображений, используя методы, которые мы только что рассмотрели. Просто добавьте корректирующий слой «Уровни» и измените его режим наложения на «Экран». Чтобы сильнее осветлить фото, дублируйте корректирующий слой, либо для уменьшения эффекта, понизьте его непрозрачность.

До сих пор мы рассмотрели два из пяти основных режимов наложения для редактирования фотографий в Photoshop. Мы видели, как режим «Умножение» (Multiply) затемняет изображение, и как режим «Экран» (Screen) осветляет их. Далее мы рассмотрим третий важный режим наложения, «Перекрытие» (Overlay), который выполняет функции первых двух режимов.

Режим наложения экрана в Photoshop

Автор сценария Стив Паттерсон.

До сих пор в нашем путешествии по основным режимам наложения для редактирования, ретуши и восстановления фотографий в Photoshop мы узнали, что все режимы наложения Photoshop, за исключением «Обычный» и «Растворение», хорошо подходят к одному из пяти. основные категории — затемнение, осветление, контрастность, сравнение и композит, и что в этих пяти категориях мы находим пять режимов наложения слоев, которые абсолютно необходимы для работы в Photoshop.

На предыдущей странице мы рассмотрели первый из пяти, «Умножение», который затемняет изображение и очень полезен для восстановления темных областей, выцветших со временем, а также для восстановления деталей на переэкспонированных изображениях. На этот раз мы рассмотрим наш второй важный режим наложения, Экран.

Если вы помните с первой страницы, режим наложения Screen находится в группе Lighten вместе с режимами наложения Lighten, Color Dodge и Linear Dodge, поэтому мы знаем, что он каким-то образом осветляет изображение. Screen на самом деле является полной противоположностью Multiply, и хотя режим наложения Multiply получил свое название от математики, которая происходит за кулисами, когда мы устанавливаем слой в режим Multiply, Screen получает свое название от аналогии с реальным миром. Представьте еще раз, что ваши фотографии находятся на слайдах. Если вы возьмете два из них, поместите каждый слайд в отдельный проектор и посветите обоими проекторами на один и тот же экран, объединенные изображения на экране будут казаться светлее, чем любое изображение по отдельности.

Давайте посмотрим, как работает режим наложения «Экран» в Photoshop. Опять же, мы начнем с моего двухслойного документа, который мы впервые использовали на предыдущей странице, когда мы рассмотрели, как работает режим «Умножение».

На нижнем фоновом слое у нас есть сплошной синий цвет, а на слое над ним у нас есть градиент, идущий от чистого черного слева к чистому белому справа, а также черный квадрат, белый квадрат и квадрат. заполнено 50% серым цветом:

Снова наш простой двухслойный документ Photoshop.

Опять же, если мы посмотрим на мою палитру «Слои», мы сможем увидеть вещи более четко: фоновый слой заполнен сплошным синим цветом, а градиент и квадраты на слое над ним. Верхний слой с умным названием «Градиент и квадраты» в настоящее время установлен в режим наложения «Нормальный», что означает, что мы видим все именно так, как обычно ожидаем. Градиент и квадраты полностью перекрывают сплошной синий цвет под ними:

Палитра «Слои», показывающая оба слоя, причем для верхнего слоя установлен режим наложения «Нормальный».

Если вы помните из нашего взгляда на режим наложения «Умножение», когда мы изменили слой «Градиент и квадраты» на «Умножение», что произошло? Белый квадрат вместе с белой областью градиента справа полностью исчез из поля зрения, черный квадрат вместе с черной областью градиента слева остался без изменений, а 50% серый квадрат вместе с остальная часть градиента, смешанная со сплошным синим цветом под ними, чтобы дать нам более темный результат.

Режим наложения «Экран» работает с точностью до наоборот. С помощью Screen все чисто черное на слое исчезнет из поля зрения. Все чисто белое останется неизменным, а любой оттенок серого между чисто черным и чисто белым станет светлее.

Что должно произойти, если я изменю слой «Градиент и квадраты» на Экран? Исходя из того, что мы только что узнали, черный квадрат слева вместе с черной областью градиента слева должен полностью исчезнуть. Белый квадрат справа вместе с белой областью градиента справа должен оставаться неизменным, а 50% серый квадрат вместе с остальной частью градиента должен сливаться со сплошным синим цветом под ними и давать нам более легкий результат. Давай посмотрим что происходит. Во-первых, я изменю режим наложения слоя «Градиент и квадраты» с нормального на экранный:

Изменение режима наложения слоя «Градиент и квадраты» на Экран.

А теперь, если мы посмотрим на мой документ Photoshop, мы увидим, что все произошло именно так, как мы ожидали, и прямо противоположно режиму наложения Multiply. Черный квадрат и черная область градиента теперь скрыты от глаз, белый квадрат и белая область градиента остаются неизменными, а серый квадрат 50% и остальная часть градиента смешиваются с синим цветом на фоновом слое. под ними, что дает нам более светлый результат:

Документ Photoshop после изменения режима наложения слоя «Градиент и квадраты» на Экран.

Реальный пример режима наложения экрана

Поскольку режим наложения «Экран» так хорош для осветления изображений без осветления самых темных областей (областей чистого черного цвета или близких к нему), одно из наиболее распространенных применений его при редактировании, ретушировании и восстановлении фотографий — это осветление изображений, на которых были засветки. выцветают со временем или изображения, которые страдают от недодержки. Давайте еще раз посмотрим на мое антикварное фото, как мы его оставили на предыдущей странице. Если вы помните, мы использовали режим наложения «Умножение», чтобы затемнить тени на изображении, но в результате мы получили фотографию, на которой не было светлых участков:

Изображение выглядит слишком темным.

А вот наша палитра слоев, показывающая, что мы уже сделали. Исходное выцветшее изображение находится на фоновом слое. Мы добавили над ним корректирующий слой «Уровни» и установили его режим наложения на «Умножение», что мгновенно затемнило тени на изображении. Чтобы затемнить их еще больше, мы продублировали корректирующий слой «Уровни», убедившись, что он также установлен в режим наложения «Умножение», а затем точно настроили степень затемнения, снизив непрозрачность дубликата слоя до 50%:

Палитра слоев, показывающая проделанную нами работу по восстановлению теней на изображении.

Мы можем использовать режим наложения «Экран» вместе с еще одним корректирующим слоем «Уровни», чтобы легко восстановить светлые участки изображения, не затрагивая тени. С выбранным в данный момент слоем «Копия уровней 1» я нажму Ctrl+J (Win)/Command+J (Mac), чтобы продублировать его. Это даст мне еще одну копию корректирующего слоя «Уровни», на этот раз названную «Уровни 1, копия 2». Конечно, такие названия, как «Уровни 1, копия 2», на самом деле нам не очень помогают, поэтому я собираюсь переименовать новый слой в «Экран». Пока я этим занимаюсь, я также собираюсь переименовать исходный корректирующий слой «Уровни» в «Умножение», а слой над ним я переименую в «Умножение на 50%», так как мы уменьшили непрозрачность этого слоя до 50%. . Благодаря этому нам намного легче увидеть и запомнить, что мы делаем во время работы:

Повторное дублирование корректирующего слоя «Уровни» и переименование его в «Экран». Два предыдущих корректирующих слоя также были переименованы.

Всякий раз, когда мы дублируем слой, настройки режима наложения и непрозрачности из исходного слоя автоматически копируются в дубликат, и если мы посмотрим на палитру «Слои» выше, то увидим, что даже несмотря на то, что я переименовал новый слой в « Экран», он по-прежнему установлен в режиме наложения «Умножение», а уровень непрозрачности равен 50%. Это потому, что слой, который я скопировал, был установлен на Умножение на 50%.

Я собираюсь увеличить непрозрачность обратно до 100%, и, поскольку мы хотим использовать этот слой, чтобы осветлить изображение и выделить блики, я собираюсь изменить режим наложения на Экран:

Изменение режима наложения верхнего корректирующего слоя на Экран и повышение непрозрачности до 100%.

А теперь посмотрите, что случилось с нашим изображением. Просто добавив еще один корректирующий слой «Уровни» и изменив его режим наложения на «Экран», нам удалось осветлить блики на изображении, не осветляя тени, придав ему гораздо лучший контраст:

Изображение теперь отображается с более яркими бликами после изменения режима наложения корректирующего слоя на Экран.

Если бы я думал, что изображение можно еще больше осветлить, я мог бы легко продублировать корректирующий слой еще раз, убедившись, что дубликат также установлен в режим наложения «Экран», а затем я мог бы точно настроить осветление, уменьшив значение непрозрачности, так же, как мы делали затемнение теней в режиме Multiply. Однако в этом случае я думаю, что изображение уже может быть слишком ярким. Я вижу, что некоторые светлые детали были размыты, особенно в правом верхнем углу фотографии и на лице женщины, поэтому я собираюсь снизить непрозрачность слоя «Экран» примерно до 70%:

Регулировка яркости изображения путем снижения непрозрачности слоя «Экран».

Восстанавливает детали подсветки, которые мгновение назад были размыты. Вот финальное изображение после снижения непрозрачности слоя «Экран», теперь с гораздо более яркими и визуально приятными бликами благодаря режиму наложения «Экран»:

Изображение после восстановления некоторых светлых деталей путем снижения непрозрачности слоя «Экран».

Как я упоминал ранее, режим наложения «Экран» также очень полезен для мгновенного осветления недоэкспонированных изображений с использованием тех же методов, которые мы только что рассмотрели. Просто добавьте корректирующий слой «Уровни» и измените его режим наложения на «Экран». Чтобы еще больше осветлить фотографию, продублируйте корректирующий слой или, чтобы точно настроить степень осветления, просто уменьшите значение непрозрачности корректирующего слоя.

До сих пор мы рассмотрели два из пяти основных режимов наложения для редактирования фотографий в Photoshop. Мы видели, как режим «Умножение» затемняет изображения, а режим «Экран» их осветляет. Далее мы рассмотрим наш третий важный режим наложения, режим наложения Overlay , который одновременно умножает и экранирует изображения! Или вернитесь на главную страницу, чтобы выбрать другой режим наложения!

Получите все наши уроки Photoshop в формате PDF! Загрузите их сегодня!


Первые 3 режима наложения Photoshop, которые вам нужно понять

Photoshop может быть чрезвычайно сложным в освоении, но как только вы начнете разбираться в некоторых из предлагаемых им инструментов, вы удивитесь, как раньше вы обрабатывали фотографии без Это. Если есть одна область Photoshop, которая одновременно чрезвычайно запутана и, тем не менее, чрезвычайно эффективна при правильном использовании, это должна быть коллекция режимов наложения. Хотя в этой статье не рассматриваются все параметры, доступные в Photoshop, она должна дать вам хорошее представление о том, как начать использовать режимы наложения Photoshop.

Режимы наложения Photoshop: несколько основ для начала работы

  • Режимы наложения Photoshop находятся в раскрывающемся меню в верхней части панели слоев (по умолчанию «Обычный»)
  • На выбор предлагается 27 различных вариантов, включая режим наложения по умолчанию «Нормальный».
  • Adobe организовала эти 27 режимов наложения в шесть разных категорий.
    • Нормальный — Содержит режимы наложения, которые фактически не смешивают выбранный слой. (Обычный показывает слой, а слой растворения по сути просто удаляет пиксели из верхнего слоя, когда вы уменьшаете непрозрачность, этот эффект увеличивается).
    • Затемнение — эти режимы наложения используют 100% белый цвет в качестве нейтрального, они имеют общий эффект затемнения изображений.
    • Lighten — Здесь Photoshop использует 100% черный цвет в качестве нейтрального, они имеют общий эффект осветления изображений.
    • Наложение — в режиме наложения Photoshop смешивает верхний и нижний слои таким образом, чтобы добавить контраста. Эффект от этого меняется в зависимости от непрозрачности слоя и выбранного типа режима наложения.
    • Разность . Набор различий можно назвать группой инверсии, поскольку эти параметры режима наложения часто используются для отмены цветов слоя под ним или для их инвертирования.
    • Оттенок  – Здесь Photoshop позволяет вам проявить творческий подход к HSL рассматриваемых слоев.
  • Когда вы применяете режим наложения к слою, он получает эффект данного режима наложения и применяется к слою непосредственно под ним в Photoshop.

Чтобы упростить процесс одновременного изучения всех 27 режимов наложения, приведенных ниже, давайте узнаем о трех самых универсальных режимах наложения, которые предлагает Photoshop.

Первые три режима наложения, которые вам нужно изучить

Во всех приведенных ниже примерах фотографий я буду использовать два слоя, чтобы продемонстрировать различные эффекты каждого из трех режимов наложения. Верхний слой — это просто белый, серый и черный слои, а нижний слой — это то же самое изображение, помещенное под этими тремя цветами.

Белый, серый, черный слой.

Режим наложения «Умножение»

Этот режим наложения относится к группе «Затемнение», поэтому 100% белый считается нейтральным. Основная математика, стоящая за тем, как работает этот режим наложения, заключается в том, что темные пиксели фонового слоя умножаются на пиксели переднего слоя и объединяются. Таким образом, в результате получается общее затемнение изображения, поскольку темные пиксели в обоих слоях становятся более заметными, а светлые пиксели практически удаляются.

 

Как вы можете видеть на слое 50% серого, более темные пиксели из серого слоя переднего плана помогают затемнить слой под ним.

Этот режим наложения отлично подходит для создания теней или удаления ярких пикселей из нижележащего слоя. Его можно использовать в сочетании с корректирующим слоем кривых, чтобы добавить дополнительную темноту слою. Воздействуя на темный конец кривой, это может оказаться очень удобным при попытке подчеркнуть тени или затемнить изображение.

Режим наложения экрана

Как упоминалось выше, группа lighten устанавливает черный цвет как нейтральный, и поэтому, когда мы используем режим наложения экрана, черный слой не действует, 100% белого остается белым, а 50% серого находится где-то посередине.

 

В математическом методе, аналогичном режиму наложения «Умножение», режим наложения экрана умножает светлые пиксели как переднего плана, так и фонового слоя для достижения окончательного наложения. Как вы можете видеть в приведенном выше примере, при 50% серого светлые пиксели становятся еще светлее, поскольку яркие пиксели серого слоя умножаются на пиксели нижнего слоя.

Таким образом, режим наложения «Экран» отлично подходит для удаления темноты с изображения или даже может использоваться для создания эффектов мягкого свечения вокруг объекта.

Режим наложения «Мягкий свет»

Здесь формула, используемая Photoshop, по сути является формулой режимов наложения «Умножение» и «Экран», тогда этот эффект делится на два. Это означает, что вы будете затемнять темные пиксели и осветлять светлые пиксели, а затем делить конечный результат на два (или 50% полной силы). В итоге происходит общее увеличение контрастности изображения 9.0003

Таким образом, режим наложения «Мягкий свет» — отличный способ добавить контрастности изображению. Для еще более сильного эффекта используйте режим наложения Overlay.

 

Один из лучших способов использования этой техники – создать дубликат слоя и применить к нему режим наложения «Мягкий свет». Вы заметите мгновенное увеличение контраста, которое затем можно настроить с помощью ползунка непрозрачности дублированного слоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *