О цвете с самого начала
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Теория Цвета
Если вы совсем новичок в вопросах цвета, и его представления в компьютерах, статья послужит вам введением в эту тему.
Почему так много цветовых схем?
На самом деле их не так уж и много. В целом их все можно поделить на два типа: схемы представления цвета от излучаемого, и от отражённого света. Все объекты видимы для нас потому, что они сами являются источником света, либо светят отражённым светом. Чтобы более ясно понять это, взгляните на небо. Перед вами предстанут два вида объектов: те, которые светят (солнце, звезды, кометы, метеориты) и те, которые светят отражённым светом (планеты, спутники, космонавты и станция «Мир»).
В нашем случае излучающим объектом является экран монитора, а отражающим объектом является бумага, краска, пигмент, которые сами не излучают света, а светят светом, который идёт либо от солнца, либо от искусственного источника освещения.
Человеческий глаз не способен отличить цвет «определённого цвета», от цвета, полученного путём смешивания других цветов. Издавна люди подметили эту особенность, и вместо того чтобы создавать миллионы красок различных оттенков, традиционно используется лишь небольшое ограниченное их число (от сотни до трёх), а все остальные краски получаются путём смешивания исходных. Эти исходные цвета называются «первичными» — primary colors.
Человеческий глаз способен различить не более миллиона цветов. То есть фактически изображения с большим количеством цветов делать не имеет смысла, так как для человека они будут выглядеть одинаково.
В связи с этим определяются цветовые схемы (color schemes) — набор первичных цветов, используемых для получения всех остальных цветов.
В данной статье мы поведём речь о цифровом представлении цвета, с которым мы непосредственно связаны, создавая изображения с помощью компьютера и компьютерных печатных машин.
Система RGB
Экран (как и всякое другое неизлучающее свет тело) — изначально тёмный. Его исходным цветом является чёрный. Все остальные цвета на нем получаются путём использования комбинации таких трёх цветов (традиционно в цветных кинескопах используются три «пушки»), которые в своей смеси должны образовать белый цвет. Опытным путём была выведена комбинация «красный, зелёный, синий» — RGB — red/green/blue. Чёрный цвет в схеме отсутствует, так как мы его и так имеем — это цвет «чёрного» экрана. Значит отсутствие цвета в схеме RGB соответствует чёрному цвету.
Эта система цветов называется аддитивной (additive), что в грубом переводе означает «складывающая/дополняющая». Иными словами, мы берём чёрный цвет (отсутствие цвета) и добавляем к нему первичные цвета, складывая их друг с другом до белого цвета.
Качество изображения на экране зависит от таких факторов, как: качество монитора (насколько хорошо он даёт «чёрный» цвет, насколько мелки точки, составляющие изображение на экране), качество видеосистемы (насколько хорошо она составляет все цвета из комбинации трёх цветов), иногда от окружающего освещения (в тёмной комнате или на ярком солнце).
Система CMYK
Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов света, который на неё попадает. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем её серой. Сравните качество бумаги журнала «Плейбой» и газеты «Конотопский вестник», и почувствуйте разницу.
Противоположный пример — асфальт. Только что положенный хороший асфальт (без примесей гальки) — идеально чёрный. То есть на самом деле цвет его нам не известен, но он таков, что поглощает все цвета света, который на него падает и потому он нам кажется чёрным. Со временем, когда по асфальту начинают ходить пешеходы или ездить машины, он становится «грязным» — то есть на его поверхность попадают вещества, которые начинают отражать видимый свет (песок, пыль, галька). Асфальт перестаёт быть чёрным и становится «серым». Если бы нам удалось «отмыть» асфальт от грязи — он снова стал бы чёрным.
Красители представляют собой вещества, которые поглощают определённый цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то при солнечном свете, мы увидим «красный» краситель и будем считать его «красной краской». Если мы посмотрим на это краситель при свете синей лампы, он станет чёрным, и мы ошибочно примем его за «чёрную краску».
Путём нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Покрасив бумагу определённой краской мы можем сделать так, что все цвета падающего света будут поглощаться красителем, кроме одного — синего. И тогда бумага нам будет казаться выкрашенной в синий цвет. И так далее.
Соответственно, существуют комбинации цветов, смешивая которые мы можем полностью поглотить все цвета, отражаемые бумагой, и сделать её чёрной. Опытным путём была выведена комбинация «циан-маджента-жёлтый» (CMY) — cyan/magenta/yellow.
В идеале, смешивая эти цвета, мы должны были бы получить чёрный цвет. Однако на практике так не получается из-за технических качеств красителя. В лучшем случае, что мы можем получить, — это темно-бурый цвет, который лишь отдалённо напоминает чёрный. Более того весьма неразумно было бы использовать все три дорогие краски только для того, чтобы получить элементарный чёрный цвет. Поэтому в тех местах, где нужен чёрный, вместо комбинации трёх красок наносится обычный более дешёвый чёрный краситель. И потому к комбинации CMY обычно добавляется буква K (Key — «ключевой», или blacK) — обозначающая чёрный цвет.
Белый цвет в схеме отсутствует, так как его мы и так имеем — это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.
Эта система цветов называется субтрактивной (subtractive), что в грубом переводе означает «вычитающая/исключающая». Иными словами, мы берём белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определённые цвета вплоть до полного удаления всех цветов — то есть получаем чёрный.
Качество изображения на бумаге зависит от многих факторов: качества бумаги (насколько она бела), качества красителей (насколько они чисты), качества полиграфической машины (насколько точно и мелко она наносит краски), качества разделения цветов (насколько точно сложное сочетание цветов разложено на три цвета), качества освещения (насколько полон спектр цветов в источнике света — если он искусственный).
Переход из одной системы в другую
Главная трудность при переходе из системы RGB в CMYK заключается в том, что на бумаге (в системе CMYK) не могут быть представлены некоторые цвета, которые с лёгкостью можно представить на экране. Если на экране запросто можно сделать оттенок цвета с точностью до бита (#CF8E12), то в смешивании красителей (при их неидеальном качестве) такой точности добиться просто невозможно. Поэтому часто то, что на экране выглядит ошеломляюще, на бумаге выглядит блекло и некрасиво.
Потому-то так много труда тратится при переводе картинки, сделанной художником на компьютере, в вид, который достойно будет выглядеть при печати. В некоторых программах можно заранее переключиться в режим CMYK и создавать изображение в этой схеме. Тогда при попытке выбрать невоспроизводимый цвет программа выдаст сообщение типа такого:
Если вы создаёте изображение только для просмотра на экране (то, что мы имеем в случае Web-дизайна), и которое не планируется представлять в цвете на бумаге, забудьте о схеме CMYK, работайте в схеме RGB и не морочьте себе голову.
Photoshop — программа изначально предназначенная для полиграфии — обработки изображений и подготовки их для печати. Потому она укомплектована полным набором средств: от CMYK схемы до подпрограммы разделения цветов. Для Web-дизайнера эти функции Photoshop-а — мёртвый груз. Поэтому, несмотря на все достоинства и мощь Photoshop-а, стоит обратить внимание и на другие графические программы, которые специально заточены для создания «экранных» изображений или конкретно под Web. Они легче, так как не несут лишних полиграфических функций, либо вместо них укомплектованы дополнительными вкусностями, облегчающими жизнь Web-мастеру/Web-дизайнеру.
Выбор цвета
В программах работы с графикой, инструмент выбора цвета является неотъемлемым элементом. Однако, не каждый такой инструмент удобен для работы и отражает реальные свойства цвета. Здесь возникает та же проблема, что и при попытке изобразить на плоской бумаге шарообразную карту Земли.
На данных иллюстрациях представлены панели выбора цвета программ Paint, Photoshop, и Fireworks:
MS Paint: стандартная панель цветов Windows.
Adobe Photoshop CC: уже лучше, но представление цветового пространства по-прежнему плоское.
Adobe Fireworks CS6: цветовой круг, свойства цвета, широкие возможности по подбору палитры цветовых сочетаний.
В следующих статьях, посвящённых теории цвета, представлена кубическая модель цвета. Она более удобна для работы, так как во-первых даёт чёткое понятие места (координат) каждого цифрового цвета, и во-вторых наглядно показывает взаимодействие двух систем цифрового представления цвета (RGB и CMYK).
Цветовые схемы, Яндекс цвета, обман зрения и парочка онлайн сервисов
Приветствую всех читателей блога scriptcoding.ru. Данная статья будет объемной и познавательной, поскольку в ней мы рассмотрим несколько связанных между собой тем. Так что. Запасайтесь чаем и печеньем, и в путь….
В этой статье мы рассмотрим:
Цветовые схемы RGB, CMYK, Lab и HSB
Сложно представить лучшего художника, чем природа. Человек, со всеми своими технологиями является лишь плагиатором, который пытается воспроизвести ту красоту и разнообразие цветов, которыми природа радует нас каждый день. Однако, за всю историю, человечество увидело, что невозможно создать единую схему, или набор правил, для воспроизведения того или иного цвета. Это и неудивительно, так как разнообразие цветов и оттенков столь огромно, что даже ни одно количество терабайт не сможет их запомнить, или угадать. Дело в том, что наш разум по своей природе примитивный, так, мы по-разному воспринимаем цвет объекта в зависимости от освещения, кроме того – наш глаз просто физически не в силах отличить все оттенки многолепия природы
Однако, может возникнуть вопрос: но как же, ведь есть такие цветовые схемы как RGB или CMYK, кроме того, глянцевые журналы и дорогие мониторы тоже могут порадовать наш глаз, значит, мы все же разгадали загадку цвета, или нет? Возможно, а возможно и нет. Еще из школьной скамьи известно, что в природе есть объекты, которые излучают свет – Солнце, звезды, галактики, элементы освещения, и объекты, которые видны только за счет способности отражать световые лучи – Луна, Земля, бумажный лист, дома и так далее. Исходя из этого, светлые умы человечества решили придумать две схемы для представления цвета:
- Аддитивные схемы – тут все основывается на световых лучах, освещающих белый объект. Так, если листок бумаги белого цвета осветить зеленым цветом, то он представится нам зеленым, если осветить красным цветом – то мы подумаем, что лист бумаги красного цвета.
- Субтрактивные схемы – данный тип схем подходит для красок. Смешивая тот или иной набор красок в заданном количестве, мы получаем новый цвет.
Цветовая схема RGB
Цветовая схема RGB является аддитивной, так как применяется в электронных устройства вывода данных, таких как монитор, телевизор и так далее. В ее составе лежат три цвета: красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue). Может возникнуть логический вопрос: а почему именно эти три цвета? Дело в том, что видимый спектр света при попадании на сетчатку человеческого глаза, происходит обработку нашим мозгом, который, в свою очередь, разбивает видимый спектр на три части: зеленую, красную и синюю, и уже основываясь на эти цвета, происходит вычитание общей информации о цвете. Поэтому, условно можно сказать, что цветовая схема RGB отражает модель, по которой наш глаз воспринимает окружающий мир.
Цветовая схема CMYK
Полагаю, многие знают, что цветовая схема CMYK применяется в полиграфии, однако, своей жизнью она обязана такой субтрактивной цветовой схеме как CMY, в основе которой лежат такие цвета как бирюзовый (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Схема по своей природе идеальна, если бы не одно маленькое но. Дело в том, что в идеальном случае при смешивании данных цветов, должен получиться черный цвет, но практика показывает, что на выходе получается некий темно-бурый оттенок, который лишь отдаленно напоминает черный. Исходя из этого, к схеме добавили черный цвет — буква K (blacK),обозначающая черный цвет.
Как и в случае с цветовой схемой RGB, может возникнуть логический вопрос: а почему именно эти цвета? Мы знаем, что бумага, в отличии от экранов или мониторов, не способна излучить свет, она может только отразить световые лучи. В зависимости от количества поглощенной и отраженной краски, мы можем видеть различные цвета. Исходя из этого, решили, что намного удобнее рассчитывать, какое количество света было отражено от заданной поверхности, чем считать, сколько света поглотилось. В результате, если мы вычтем три первичных цвета (RGB) из белого, то мы получим дополнительные три цвета, на которых основана цветовая схема CMY.
Цветовая схема Lab
Исходя из вышесказанного, мы видим, что цветовая схема RGB ориентирована на свойства излучаемого света, а CMYK – на свойства поглощаемого света. Однако, стоит отметить, что цветовые диапазоны в обеих цветовых схем не совпадают. Так, RGB позволяет прекрасно воспроизводить цвета в диапазоне от синего до зеленого, и несколько хуже — оттенки желтого и оранжевого, а в модель CMYK – скудна на многие оттенки
В основе модели Lab лежат три параметра: L — яркость, а — цвета от темно-зеленого через серый до ярко-розового и b — цвета от светло-синего через серый до ярко-желтого. По своей природе цветовая модель Lab независима, например, Фотошоп при переходе от RGB к CMYK использует Lab как промежуточный этап.
Цветовая схема HSB или HSV
По своей природе, цветовая схема HSB является практически той же RGB. Для определения цвета в схеме HSB используются три параметра:
- Hue — цветовой тон или оттенок, например, зеленый, красный или сине-голубой. Тут значение задается в градусах от 0 до 360.
- Saturation – насыщенность, значение от 0 до 100, фактически, процент добавленной к цвету белой краски.
- Value (значение цвета) или Brightness — яркость. Значение определяется в процентах от 0 до 100.
Стоит обратить внимание на то, что цветовая схема HSB не соответствует тем цветам, которые воспринимает человеческий глаз. Человеческий орган зрения воспринимает цвета, как такие, что имеют разное значение яркости. Однако, для примера, спектральный синий имеет меньшую яркость, чем спектральный зеленый. А модель HSB основывается на том, что все цвета основного спектра обладают 100%-й яркостью, хотя в реальности это не так.
Онлайн сервисы для работы с цветовыми схемами
Kuler — kuler.adobe.com
Данный онлайн сервис от компании Adobe уже давно считается лучшим помощником профессионального веб-дизайнера. После регистрации появляется возможность использовать цветовые схемы, созданные другими пользователями, сохранять собственные цветовые схемы и многое другое. При желании можно выбрать тип цветовой схемы — RGB, CMYK, LAB или HSV.
Важно отметить, что вы можете загрузить собственное изображение, на основе которого будет создана цветовая схема, можно использовать такие графические форматы как TIFF, JPEG, GIF, PNG и BMP. Кроме того, Kuler поддерживает экспорт палитры в формат *.ASE, это позволяет импортировать созданные цвета в графический редактор Фотошоп через палитру SWATCHES. Кроме того, с Кулером можно взаимодействовать через меню Фотошоп: Окна /Расширения /Kuler.
Color Palette Generator — www.degraeve.com/color-palette/ и ColorHunter — www.colorhunter.com
Данный сервис по своей природе очень простой, сразу после перехода, у вас будет возможность создать цветовую схему для любого понравившегося изображения. Для этого справа есть окно «URL of image», вставляем туда ссылку на рисунок и нажимаем на кнопку «Color-Palette-ify!» В итоге, слева мы увидим цветовую схему для заданного рисунка. Все гениально просто.
На этом же сервисе есть ссылка на ColorHunter, перейдя по ней, мы попадаем на похожий сервис для составления схем, но тут уже можно не только указывать URL адрес к картинке, но и загрузить собственный рисунок, подде5рживаемые форматы – jpg, png и gif. Обратите внимание, что внизу под строкой ввода есть список уже готовых цветовых схем, которые созданы другими пользователями сервиса.
Contrast-A — dasplankton.de/ContrastA/
При переходе на сервис, на первый взгляд все кажется непонятным, но это не так… Как написано на главной странице: Приложение позволяет пользователям экспериментировать с цветовыми комбинациями, изучить их в аспекте принципов доступности и создавать собственные цветовые палитры. Contrast-A проверяет сочетания цветов для достаточной контрастности и показывает информацию в соответствии с WCAG 2.0 (Коэффициент яркости), а также в соответствии со старыми правилами WCAG 1.0 (Разница в яркости и цвете).
По сути, все сводится к тому, что мы можем выбрать два цвета, и сразу увидеть, как они между собой сосчитаются.
Colorotate — www.colorotate.org
Colorotate чем-то похож на Kuler, о котором мы упомянули выше, тут тоже можно загружать собственные изображения или выбирать готовые цветовые схемы. Однако тут, генератор цветовых схем представлен не в виде цветового колеса, а в виде трехмерного конуса. На главной странице можно скачать приложение для мобильных устройств, кроме того, используя плагин ColoRotate, можно работать с цветовой схемой непосредственно в Фотошоп и Fireworks.
Colour Lovers — www.colourlovers.com
В отличии от предыдущих сервисов, тут можно создавать не только цветовые схемы, или использовать уже созданные, но и создавать различные шаблоны. Ресурс постоянно обновляется – всегда свежие новости, обзоры, есть сообщества и группы. Естественно, для использования всех функций, придется зарегистрироваться.
Color Scheme Designer — colorschemedesigner.com
Тут все гениально просто: вы выбираете нужный тип цветовой схемы — моно, комплиментарная, триада, тетрада или аналоговая. Далее, выбираем нужные цвета, удобство заключается в том, что тут сразу можно посмотреть, как будет выглядеть страница сайта с заданной цветовой палитрой.
ColorSchemer Gallery — www.colorschemer.com/schemes/
Название говорит само за себя – галерея цветовых схем. Кроме выбора готовых схем, созданных пользователями сервиса, можно скачать различные приложения для работы с цветом.
Color Spire — www.colorspire.com
Очень простой сервис. Вам нужно только выбрать заданный цвет, а сервис автоматически предложит цветовую схему. Справа будет находиться небольшой пример, содержащий шапку, подвал, боковую панель и основу макета сайта с выбранными цветами.
ColorExplorer — www.colorexplorer.com
Тут содержится не один, а сразу несколько инструментов для работы с цветом. Кроме того, можно просмотреть готовую библиотеку цветов. Функций у сервиса много, так что есть что изучать.
Sphere — mudcu.be/sphere/
Очень интересный сервис, слева находится цветовой круг, на котором находятся шесть связанных между собой точек, точки можно отдалять от центра круга или приближать к центру. Справа находятся шесть ползунков, по три на каждую цветовую схему – RGB или HSL. По сути, достаточно выбрать один цвет, а все остальные будут задаваться автоматически.
Pictaculous — www.pictaculous.com и ColourGrab — colourgrab.com
Оба сервиса позволяют создать цветовую схему на основе заданного изображения – в одном случае вы задаете ссылку на рисунок в сети, а в другом – загружаете с компьютера.
Куда пропал колдунщик цветов Яндекса
Многие пользователи, которые ищут информацию в поисковой системе яндекс, привыкли, что довольно часто помимо стандартной выдачи с сайтами, нам могут, в зависимости от поискового запроса, выводиться картинки, карты, калькулятор и так далее. Такие дополнительные элементы в Яндекс называются колдунщиками. Что бы не затягивать материал, я коротко опишу, как происходит вызов нужного колдунщика…
Помимо текстовой информации, содержащейся на сайтах, человек может искать и то, что по определению просто нет смысла описывать специально в статье. Например:
- Человек ищет информацию о Евровидении, которое недавно прошло – в таком случае пользователю есть смысл показать последние новости.
- Пользователь вводит в строке поиска «число пи» – скорее всего он хочет увидеть числовое значение.
- В строке поиска вводится слово серобуромалиновый – тут логично предложить код цвета
И таких примеров много…
По сути, вывод результатов по вебу и вывод информации из сервисов Яндекса, это так называемый параллельный поиск, а результаты, которые показываются вместе со стандартной выдачей – колдунщиками. Многие заметили, что колдунщиков может появиться несколько. Конечно, внутренние алгоритмы поиска проверяют, насколько запрос популярен в плане того, что бы выводить для него кроме поисковой выдачи еще и нужный колдунщик.
Однако, в последнее время я заметил, что колдунщик Яндекс цветов пропал из выдачи. Данный колдунщик появляется, когда мы вводим название цвета, его код, ну или просто фразу Цвет Яндекса – вариантов много. Побродив по просторам интернета я узнал, что не только у меня пропали из выдачи Яндекс цвета, как оказалось, Яндекс любит проводить различный эксперименты, для которых выборочно выбирает пользователей, скорое всего, я тоже попал под раздачу.>
Что бы убедится, что яндекс цвета полностью не пропали, я зашел через анонимайзер на Яндекс и ввел фразу Яндекс цвета, и… удача, колдунщик цветов появился. Давайте разберемся, что из себя представляет колдунщик Яндекс цветов.
Смотрите, суть сервиса заключается в том, что бы показать, как выглядит заданный цвет, и какой у него код. Слева находится небольшой блок, который состоит из цветных полос с названиями цвета, рядом с блоком находятся стрелки, которые позволяют делать прокрутку в заданном направлении. Весь юмор заключается в том, что можно увидеть цвет не только для стандартного набора вида красный, зеленый, но и для:
- Серобуромалиновый
- Цвет блошиного брюшка
- Медвежье ушко
- Морская пена
Справа находится кольцо для выбора цвета, рядом с ним можно ввести вручную нужный код цвета. Поддерживаются две цветовые схемы: RGB и HSV.
Игры с цветом, или обман зрения
На этом рисунке, на самом деле, нет оттенков розового и красного цветов, в этом легко убедиться, если загрузить изображение в графический редактор, например, Фотошоп, и увеличить нужную область с якобы красными цветами до максимума.
Иллюзия шахматной доски – в данных примерах, точки А и В содержат одинаковый цвет. Это легко проверить в любом графическом редакторе. Аналогично, можно увидеть обман, если смотреть на изображение под определенным углом.
Иллюзия с градиентом – данный тип иллюзии легко создать самому, достаточно открыть Фотошоп и создать два слоя. На переднем слое рисуем две или одну фигуру заданного цвета, а на заднем фоне используем заливку в виде градиента, сам градиент должен содержать два цвета – один светлее, другой темнее фигуры, которая на переднем плане.
Во всех случаях фигуры на переднем плане одинакового цвета.
В следующих примерах иллюзия с цветами тоже связана с задним планом, точнее с областью, на которой находится цветовая область.
Тут все спиральки одного цвета.
Все кубики одного цвета
Оба круга одного цвета.
Квадратики в центре на обоих картинках одного цвета.
Тут как и в предыдущем примере области в центре одного цвета.
Может показаться, что на рисунке чередуются цветные полосы розового, оранжевого, синего и зеленые полосы, на самом деле, синий и зеленый это один и тот же цвет. Если присмотреться, то будет видно, что «сине-зеленые» полосы идут через весь рисунок, не меняя своего цвета.
Тут тоже действует эффект заднего плана – шахматы вверху и внизу одного цвета.
Данный пример мне больше всего нравится, поскольку, тут, как говорится, все ясно – поверхность А и поверхность В разного цвета, но это иллюзия! Обман легко раскрыть, если разделить рисунок на две части по видимой границе, и просто переместить нижнюю часть наверх или наоборот.
В данном примере квадраты А, В и С одно цвета.
Все серые прямоугольники одного цвета.
Из-за разного окружающего цвета, кажется будто квадратики содержат различные розовые тона, но на самом деле розовый цвет у всех квадратиков одинаковый.
RGB, CMYK, XYZ и другие цветовые схемы изображений | [iPic]
Наверняка многие слышали о таких цветовых моделях как RGB и CMYK, но на самом деле таких схем не 2 и не 5, а больше.
Цветовые модели бывают разные и о них пойдет сегодня речь.
RGB — Red Green Blue, как известно, что почти любой цвет можно задать комбинацией трех цветов — красный+зеленый+синий.
Вот из википедии пример такой модельки:
Данная модель называется аддитивной, так как для указания любого из цветов, используется добавление одного из цветовых каналов к черному. Что прекрасно видно на рисунке
Принцип RGB основан на восприятии цвета сетчаткой глаза человека:
Как видно из рисунка и описания, если ни один из цветовых каналов не задан — изображение будет черным. Если же задать все цветовые каналы по-максимуму, то получится белый цвет.
В отличии от CMYK, RGB-модель охватывает гораздо большое число цветовых тонов и нашла свое широкое применение в телевизорах и мониторах. В телевизорах (ЭЛТ) как раз стоят 3 «пушки», которые бомбардируют пучки цвета на экран. В LCD экранах жидкие-кристаллы также состоят из RGB составляющих.
В компьютерах RGB модель так и задается в виде чисел от 0 до 255 для каждого цвета. Если брать html, то черный цвет будет #000000, красный #FF0000, зеленый #00FF00, синий #0000FF, а белый как #FFFFFF. Серый цвет буде что-то вроде #d3d3d3.
Те, кто знаком с полиграфией, знают, что там используется другая цветовая модель — CMYK. C — Cyan, M — magenta, Y — yellow, K — blacK (насчет K много споров, многие считают его производным от key plate — ключевая поверхность, кто-то от kontur — контурная пленка, а кто-то от kobalt — темно-серый цвет). По-русски это Голубой, Пурпурный, Желтый и Черный цвета.
Так же, как и в RGB, используется задание цвета путем указания процентного содержания одного из цветовых каналов.
Причем г+п+ж = черный цвет, но эстетам полиграфии этого мало. Они имеют дело с различным оборудованием и с различным материалом, на котором печатается изображение. Для полиграфии важно насколько изображение итоговое копирует оригинал. Ведь при использовании RGB модели, печать на черном и на белом фоне (а также, например, на кремовом) — будет отличаться. А вот CMYK модель позволяет нивелировать (свести к минимуму) подобные косяки. Причем для конкретного оборудования и конкретного материала рекомендуется создавать свою схему CMYK, что приводит к расходам на настройщика. Прям пианино, а не принтер =)
В разных странах свои стандарты CMYK также. В Америке одни, в Европе другие и тд.
Черный цвет (а в CMYK-принтера, например, лазерных цветных, 4 картриджа), который задается смешиванием 100%-но насыщенных г+п+ж приводит также к излишнему намоканию бумаги (поверхности), что
схемы формирования цвета на мониторе и на печати
Смотри какая классная статья
Давайте поговорим что такое CMYK и RGB, и в чем заключается разница между ними. Что же это за звери дивные?
CMYK — этот аббревиатура от Cyan (Голубой), Magenta (Фуксия), Yellow (Желтый) и Key (Черный) — цвета чернил, которые используются в процессе обычной четырехцветной печати. RGB — это сокращение от Red (Красный), Green (Зеленый) и Blue (Голубой) — цвета света, используемых на экране цифрового дисплея.
CMYK — это широко используемый термин в сфере графического дизайна, который также называют «полноцветным». Этот метод печати использует процесс, при котором каждый цвет чернил печатается с определенным рисунком, каждый из которых накладывается друг на друга для создания субтрактивной (разностной) цветовой гаммы. Это есть, в субтрактивной цветовой гамме, чем больше цветов вы перекрываете, тем темнее получается цвет в результате. Наши глаза воспринимают эту печатную цветовую гамму как изображения и слова на бумаге или печатных поверхностях.
То, что вы видите на мониторе компьютера, может искажаьтся при четырехцветной печати.
Диаграмма CMYK против RGB
Работа в CMYK похожа на рисование на бумаге. Вы начинаете с белого листа, и любые цвета, которые вы добавляете, делают бумагу темнее.
Если смешать голубой и фуксию (пурпурный), то получится синий.
Если смешать голубой и желтый, получится зеленый.
Если смешать желтый и пурпурный, то получится красный.
Если вы объедините все три цвета — голубой, пурпурный и желтый — вы получите черный. Но на самом деле- нет; вместо этого вы получите темно-коричневый. Вот почему коммерческая печать добавляет четвертый цвет, черный, чтобы сделать тени и оттенки богаче.
Работа в RGB с точностью до наоборот. Вы начинаете с черного, и любые цвета, которые вы добавляете, делают “черноту” ярче. Вот круги красного, зеленого и синего цветов.
RGB — это дополнительная цветовая гамма. Как правило, любое изображение, отображаемое на мониторе или цифровом экране, будет в формате RGB. В этом цветовом пространстве чем больше перекрывающихся цветов вы добавляете, тем светлее получается изображение. По этой причине почти каждая цифровая камера сохраняет свои изображения в цветовом спектре RGB.
Зеленый RGB против CMYK
Цветовой спектр RGB больше, чем у CMYK. CMYK подходит для печати, а RGB — для цифровых экранов. Но следует помнить, что цветовой спектр RGB больше, чем у CMYK, поэтому то, что вы видите на мониторе компьютера, может оказаться невозможным при четырехцветной печати. Например, когда готовят художественные работы для клиентов, при преобразовании этих художественных работ из RGB в CMYK уделяется особое внимание. В приведенном выше примере вы можете видеть, как в изображении RGB, имеющие очень яркие цвета, могут сместиться непреднамеренно цвета при преобразовании в CMYK.
Как понять, когда что использовать?
Если вы собираетесь печатать что-то, например, визитную карточку, канцелярские товары или новостную рассылку, используйте CMYK. CMYK не включает белый цвет, потому что предполагается, что он будет напечатан на белой бумаге, и в зависимости от процентного содержания каждого используемого цвета, белый с бумаги будет использоваться для заполнения пространства.
Если проект будет использоваться (и рассматриваться) только в цифровом виде, используйте RGB. Интернет настроен на работу исключительно с цветами RGB, и этому есть простое объяснение. Цифровой монитор состоит из крошечных блоков, называемых пикселями. Эти пиксели состоят из трех световых блоков, один для красного, один для зеленого и один для синего. Значения RGB применяются к этим пикселям, тем самым устанавливая яркость для каждого из световых блоков в каждом пикселе.
Следует знать, что нет идеальной корреляции между двумя типами цветов, но при преобразовании можно достичь очень близкого соответствия.
https://youtu.be/YQM5hSdwYoo
Читайте также:
RGB светодиод — принцип работы и виды цветных LED. Многоцветные RGBW
В основе идеи создания трехцветного светодиода лежит оптический эффект получения разнообразных оттенков путем смешивания 3-х базовых цветов. В качестве базовых цветов обычно используются красный (R), зеленый (G) и синий (B). Поэтому был создан именно rgb светодиод.
Как устроены 3 цветные led диоды
Конструктивно трехцветный светодиод представляет собой 3 цветных светодиода, смонтированных в общем корпусе, а если быть более точным, 3 кристалла, интегрированных на одной матрице. На рис.1 представлена микрофотография интегрального rgb светодиода. Цветные квадраты на фото – это кристаллы основных цветов.
Рис. 1
Виды
Для адаптации к разным вариантам схемы управления, ргб диоды производятся в нескольких модификациях:
- Исполнение с общим катодом
- Исполнение с общим анодом
- Без общего анода или катода, с шестью выводами
В первом случае светодиод управляется сигналами положительной полярности, поступающими на аноды, во втором – отрицательными импульсами, подаваемыми на катоды. Третья модификация исполнения допускает любые варианты коммутации и выпускается обычно в виде SMD компонента.
Подключение
В качестве примера приведем схему подключения ргб диодов к универсальному блоку автоматики Arduino, созданному на базе микроконтроллера ATMEGA. На рис. 2 показана схема подключения rgb led с общим катодом.
Рис. 2
Ниже схема с общим анодом:
Рис. 3
Выводы RGB в обоих случаях подключаются к цифровым выходам (9, 10,12). Общий катод на Рис.2 соединен с минусом (GND), общий анод на Рис.3 – с плюсом питания (5V).
Arduino — простой контроллер для начинающих роботехников, позволяющий создавать на своей базы различные устройства, от обычной цветомузыки на светодиодах до интеллектуальных роботов.
Управление
Включение светодиода происходит при прохождении прямого тока, когда анод подключен к плюсу, катод к минусу. Многоцветный спектр излучения можно получить, изменяя интенсивность свечения каналов (RGB). Результирующий оттенок определяется соотношением яркостей отдельных цветов. Если все 3 цвета одинаковы по интенсивности свечения, результирующий цвет получается белым.
На цифровых выходах платы Arduino формируются периодические прямоугольные импульсы напряжения, как на рисунке 4., с изменяемой скважностью.
Рис. 4
Для тех, кто забыл. Скважностью называется отношение длительности периода следования импульсов к длительности импульса.
Чем ниже скважность импульсов канала, тем ярче свечение соответствующего led диода. Программа управления скважностью импульсов цветовых каналов зашита в микросхеме контроллера. Такое изменение скважности импульсов, осуществляемое в целях управления процессом, называется ШИМ (широтно – импульсной модуляцией).
На Рис.4 приведены примеры диаграмм прямоугольных импульсов различной скважности.
Управление цветом и интенсивностью свечения rgb диода может осуществляться и без ШИМ. На приведенной ниже схеме применено аналоговое управление трехцветными светодиодами. Суть его заключается в регулировании постоянного тока диодов определенного цвета.
Рис. 5
На схеме (Рис.5) rgb диоды (led1- led10) имеют общий анод. Катоды одного цвета всех диодов объединены, и через резисторы R4.1, R4.2, R4.3 соединяются с эмиттером соответствующего транзистора. Таким образом, все светодиоды красного цвета подключены к транзистору VT1.1, зеленые светодиоды – к VT1.2, синие – к VT1.3. При перемещении движков потенциометров R1.1, R1.2, R1.3 изменяется ток базы соответствующего транзистора. Величина тока базы определяет степень открытия перехода «эмиттер – коллектор», и, в конечном счете, яркость свечения соответствующего цвета. Перед подключением нужно правильно определить полярность светодиода, иначе он не будет светиться.
Применение цифровых программируемых контроллеров предоставляет практически безграничные возможности управления цветом. В тех же случаях, когда не требуется создание цветовых динамических образов, может быть применен аналоговый способ управления. Это могут быть наружные или интерьерные светильники для статической подсветки с выбором цвета.
Кстати. Применение такого регулирования в системах подсветки панелей приборов транспортных средств позволяет водителю выбирать любой оттенок и яркость.
RGBW светодиоды
Для того чтобы получить чисто белый цвет, используя разноцветный rgb светодиод, необходима точная балансировка яркости свечения по кристаллу каждого цвета. На практике это бывает затруднительно. Поэтому, для воспроизведения белого цвета и увеличения разнообразия цветовых эффектов, rgb диод стали дополнять четвертым кристаллом белого свечения. Чаще всего, RGBW светодиоды используются в светодиодных лентах RGBW SMD. Для питания таких светодиодных лент созданы специальные RGBW контроллеры, как правило, управляемые пультами дистанционного управления на инфракрасных лучах.
На фотографии представлен мощный четырехцветный светодиодный модуль SBM-160-RGBW-h51-RF100 производства Luminus Devices Ink.
Рис. 6
Применение
Основной сферой применения rgb светодиодов является создание световых эффектов для рекламы, сценическое оформление концертных площадок, развлекательных мероприятий, праздничное декорирование зданий, подсветка фонтанов, мостов, памятников. Интересные результаты получаются при использовании rgb led диодов для дизайнерского светового оформления интерьеров. Для этих целей налажен выпуск разнообразной светотехники на основе rgb и rgbw – диодной технологии, номенклатура которой продолжает расширяться и завоевывать новые области применения.
Видео
Для закрепления рассмотренного материала рекомендуем посмотреть видео, автор которого очень доходчиво и интересно рассказывает про многоцветные RGB светодиоды.
Вывод
Многоцветный RGB светодиод — это разновидность обычного LED. Его конструктивная особенность позволяет получить любой спектр излучаемого цвета радуги. Это одновременно увеличивает его стоимость и усложняет схему подключения. Поэтому перед выбором, задайтесь вопросом, действительно ли Вам нужен RGB светодиод или достаточно воспользоваться обычным LED нужного цвета?