С монтажом или с монтажем – монтаж кронштейнов под телевизоры или монтаж кронштейнов для телевизоров? в множественном числе…» – Яндекс.Знатоки

Содержание

монтаж — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.монта́жмонтажи́
Р.монтажа́монтаже́й
Д.монтажу́монтажа́м
В.монта́жмонтажи́
Тв.монтажо́ммонтажа́ми
Пр.монтаже́монтажа́х

мон-та́ж

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -монт-; суффикс: -аж [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. действие по значению гл. монтировать; установка, закрепление чего-либо в назначенном месте ◆ Монтаж оборудования начался на следующий день.
  2. спец. этап создания кино- или видеофильма, заключающийся в отборе и соединении фрагментов исходного материала ◆ После записи восьми монтажных кадров исходная лента может быть размечена ещё столько раз, сколько вам понадобится для монтажа всего фильма.
  3. разг. то же, что фотомонтаж ◆ Оказалось, например, что большинство фотографий, иллюстрирующих ужасы голодного времени в Украине, относились на самом деле к голоду в Поволжье 1921 года, а некоторые и вовсе оказались монтажом.
  4. техн. совокупность радиодеталей и всех соединений между ними ◆ Разглядывая монтаж, я пришёл к выводу, что по сигналу с процессора открывается транзистор в транзисторной сборке ULN2803A и замыкает на корпус плюс питания.
Синонимы[править]
  1. сборка, установка
Антонимы[править]
  1. демонтаж
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. видеомонтаж

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: гидромонтаж, демонтаж, киномонтаж, литмонтаж, монтажёр, монтажник, монтажница, радиомонтаж, фотомонтаж, шиномонтаж, электромонтаж
  • прилагательные: монтажный
  • глаголы: монтировать, демонтировать, размонтировать

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

мон-таж

Существительное, мужской род.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. монтаж (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

мон-таж

Существительное, мужской род.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. монтаж (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от франц. montage «поднимание, подъём; монтаж», далее из monter «подниматься», далее из вульг. лат. montare «поднимать, подниматься», далее из класс. лат. лат. mons (montis) «гора», далее из праиндоевр. *men- «выдаваться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

монтаж — это… Что такое монтаж?

  • монтажёр — монтажёр …   Русское словесное ударение

  • монтажёр — монтажёр, а …   Русский орфографический словарь

  • монтажёр — монтажёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • монтажёр — монтажёр, монтажёры, монтажёра, монтажёров, монтажёру, монтажёрам, монтажёра, монтажёров, монтажёром, монтажёрами, монтажёре, монтажёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Монтажёр — монтажёр, работник цеха монтажа фильма, входящий в постановочную группу и осуществляющий под руководством режиссёра монтаж фильма. Монтажёр отвечает за художественно техническое качество монтажа, располагает позитивами будущего фильма и всеми… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • МОНТАЖ — МОНТАЖ, монтажа, муж. (франц. montage). 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, монтажёра, муж. (спец.). Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • монтаж — сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование. Ant. разборка Словарь русских синонимов. монтаж см. сборка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан …   Словарь синонимов

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, а, муж. Специалист по монтажу (в кинематографии, фотографии). М. кинофильма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МОНТАЖ — (Assembling, mounting) сборка отдельных частей машины и установка ее. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Монтаж сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования… …   Морской словарь

  • монтажёр — а, м. montage m. Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Уш. 1938. Есть художники кашировщики и монтажеры визуальных эффектов. ИК 1999 5 91. Монтажер Полиграфической промышленности. Сл. зан. 2002. Соседка работала монтажером и клеила пленки… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • монтаж — это… Что такое монтаж?

  • монтажёр — монтажёр …   Русское словесное ударение

  • монтажёр — монтажёр, а …   Русский орфографический словарь

  • монтажёр — монтажёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • монтажёр — монтажёр, монтажёры, монтажёра, монтажёров, монтажёру, монтажёрам, монтажёра, монтажёров, монтажёром, монтажёрами, монтажёре, монтажёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Монтажёр — монтажёр, работник цеха монтажа фильма, входящий в постановочную группу и осуществляющий под руководством режиссёра монтаж фильма. Монтажёр отвечает за художественно техническое качество монтажа, располагает позитивами будущего фильма и всеми… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • МОНТАЖ — МОНТАЖ, монтажа, муж. (франц. montage). 1. Сборка и установка машин (тех.). 2. Подбор и соединение различных частей в одно целое (иск.). Литературный монтаж. Музыкальный монтаж. || Фильм, картина, литературное произведение, составленное путем… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, монтажёра, муж. (спец.). Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • монтаж

    — сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование. Ant. разборка Словарь русских синонимов. монтаж см. сборка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алексан …   Словарь синонимов

  • МОНТАЖЁР — МОНТАЖЁР, а, муж. Специалист по монтажу (в кинематографии, фотографии). М. кинофильма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МОНТАЖ — (Assembling, mounting) сборка отдельных частей машины и установка ее. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Монтаж сборка вооружения, механизмов, систем, устройств и оборудования… …   Морской словарь

  • монтажёр — а, м. montage m. Специалист по монтажу (в кино, фотографии). Уш. 1938. Есть художники кашировщики и монтажеры визуальных эффектов. ИК 1999 5 91. Монтажер Полиграфической промышленности. Сл. зан. 2002. Соседка работала монтажером и клеила пленки… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • монтаж — это… Что такое монтаж?

    3.7 монтаж : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов).

    3.10 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.

    3.11 монтаж : Комплекс производственных операций, обеспечивающих установку заранее подготовленных элементов конструкций, оборудования, машин и т.д. и их крепление соединениями и связями в соответствии с рабочей документацией.

    [ title=»СТО НОСТРОЙ 2.15.8-2011 Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем локального управления. Монтаж, испытания и наладка. Требования, правила и методы контроля», пункт 3.10]

    3.10 монтаж : Сборка, установка в проектное положение с последующим постоянным закреплением конструкций или конструктивных элементов здания, сооружения, технологического оборудования.

    1.42. МОНТАЖ

    Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление конструкций (конструктивных элементов) инженерного или технологического оборудования с присоединением к нему средств контроля и автоматики, а также коммуникаций, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара, энергии и т.д. и удаление отходов производства

    ²

    3.36 монтаж (installation (activity)): Операции, связанные с монтажом оборудования, трубопровода или конструкции, например укладка трубопровода, стыковка плетей трубопровода, устройство свайных (шпунтовых) конструкций и т.п., включая заключительное испытание и подготовку к эксплуатации.

    16.3. Монтаж

    Процедуры монтажных работ, включая предостережения, должны быть документированы. Документы должны содержать положения, исключающие неправильный монтаж или факторы, отрицательно влияющие на качество, надежность, безопасность и эксплуатационные характеристики любой продукции или любого материала.

    5.2. Монтаж

    Монтаж реле должен осуществляться в соответствии с пп. 3.1.6 и 5.1.1.

    Электрические провода должны присоединяться в соответствии с табл. 6.

    4.1 Монтаж

    4.1.1 Монтаж электроустановок должен производиться квалифицированным персоналом.

    Безопасность при производстве монтажных работ должна быть обеспечена в соответствии с ГОСТ 12.0.004, ГОСТ 12.3.003, ГОСТ 12.3.032, «Правилами устройства электроустановок ( title=»Правила устройства электроустановок»)», утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР, title=»СНиП III-4-80* Техника безопасности в строительстве», утвержденными Госстроем СССР, «Правилами пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ title=»ППБ 05-86 Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ»», утвержденными МВД СССР 26.02.1986 г., и эксплуатационной документацией на электрооборудование.

    4.1.2 Характеристики электрооборудования, устанавливаемые согласно разд. 3 (ч. 2), не должны ухудшаться в процессе монтажа.

    4.1.3 Защитные и нулевой рабочий проводники должны иметь соответствующую цветовую или иную маркировку зажимов. Эти же проводники в гибких шнурах и кабелях должны иметь цветовую или цифровую маркировку.

    4.1.4 Соединения между самими проводниками, а также между проводниками и другим электрооборудованием должны выполняться таким образом, чтобы обеспечивался безопасный и надежный контакт.

    4.1.5 Условия охлаждения должны быть запроектированы таким образом, чтобы была обеспечена нормальная работа электрооборудования.

    4.1.6 Все электрооборудование, создающее высокие температуры или электрическую дугу, должно быть установлено или защищено таким образом, чтобы исключить опасность воспламенения горючих материалов. Если температура любых доступных частей электрооборудования может быть причиной травматизма людей, эти части должны быть так расположены, чтобы предупредить случайный контакт с ними.

    Смотри также родственные термины:

    355 монтаж (видеофонограмм) по видеоряду:

    Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого звукового сигнала находится в соответствии с ранее сформированным видеорядом программ изображения

    356 монтаж (видеофонограмм) по звукоряду:

    Технологический прием монтажа видеофонограмм, при котором очередность фрагментов записываемого изображения находится в соответствии с ранее сформированным звукорядом звуковой программы

    301 монтаж (фонограммы [видеограммы, видеофонограммы]):

    Объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм [видеограмм, видеофонограмм] путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов

    3.5 монтаж «чистый» : Монтаж ТМО, требующий чистоты монтируемого оборудования и помещений, в которых он производится.

    Примечания

    1 «Чистый» монтаж производится в помещениях, в которых выполнены строительные работы, сделана окончательная отделка и осуществлены организационные и технические мероприятия по обеспечению режима, охраны помещений и пожарной безопасности.

    2 Для «чистого» монтажа ТМО используются монтажные грузоподъемные механизмы.

    6.3.1. Монтаж аппаратов в одно крепежное отверстие

    Нажимные кнопки и световые индикаторы, предназначенные для монтажа в одно крепежное отверстие, устанавливают в отверстие круглой формы, имеющее вырез прямоугольной формы для выступа.

    Размеры крепежного отверстия указаны в таблице 2.

    Таблица 2. — Диаметр крепежного отверстия и размеры выреза под имеющийся выступ

    Размер элемента

    Диаметр крепежного отверстия d

    Размер выреза под выступ

    Высота h

    Ширина b

    Номин.

    Пред. откл.

    Номин.

    Пред. откл.

    Номин.

    Пред. откл.

    D30

    30,5

    +0,5

    0

    33,0

    +0,5

    0

    4,8

    +0,2

    0

    D22

    22,3

    +0,4

    0

    24,1

    +0,4

    0

    3,2

    D16

    16,2

    +0,2

    0

    17,9

    +0,2

    0

    1,7

    D12

    12,1

    13,0

    6.3.1.1. Положение выреза под имеющийся выступ.

    Стандартным считают положение выреза сверху (положение 12 ч, соответствующее 12-часовой отметке циферблата), связанное с размером b в таблице 3.

    6.3.1.2. Толщина панели.

    Аппарат, снабженный герметической прокладкой, предусмотренной изготовителем, или без нее, должен допускать возможность монтажа на панели толщиной от 1 до 6 мм, при необходимости, с помощью одной или нескольких поставляемых для этой цели деталей.

    Примечание — Герметизирующая прокладка — по документам изготовителя.

    6.3.1.3. Группировка аппаратов.

    Если несколько аппаратов с установочными размерами, приведенными в 6.3.1, устанавливают в ряд на одной панели, межосевые расстояния а в одном ряду и расстояния b между осевыми линиями рядов не должны быть менее значений, указанных в таблице 3, если нет иных указаний со стороны изготовителя.

    Таблица 3. — Предпочтительные минимальные расстояния между центрами установочных отверстий в миллиметpах

    Размер элемента

    a

    b

    D30

    50

    65

    D22

    30

    50

    D16

    25

    25

    D12

    20

    20

    Расстояния а и b могут быть взаимозаменяемыми.

    Эти значения служат основой для модернизации аппаратов, однако когда аппараты, разные по конструкции, должны быть установлены в одной системе, заказчику необходимо проверить взаимозаменяемость этих аппаратов и убедиться в выполнении требований к расстояниям по изоляции и путям утечки, установленным для соединенных аппаратов в технической документации.

    Примечание — Вследствие особенностей конструкции, соединений и т.д. некоторые аппараты допускают установку с расстояниями менее приведенных в таблице 4 по согласованию с изготовителем. С другой стороны, некоторые типы аппаратов могут устанавливаться на больших расстояниях, чем указано в таблице 3.

    3.5. Монтаж аппаратов для цепей управления

    Аппараты для цепей управления по способу монтажа допускается классифицировать в зависимости от размеров отверстий (например, D12, D16, D22, D30) (см. 6.3.1).

    19 монтаж блоками

    Монтаж опалубки, осуществляемый с помощью предварительно собранных блоков

    3.13 монтаж испарительных и компрессорно-конденсаторных блоков (монтаж) : Процесс установки оборудования в местах, предназначенных для инженерных сетей в зданиях и сооружениях.

    113 монтаж кабеля местной связи: Комплекс работ, проводимых при соединении кабелей местной связи между собой, ремонте и постановке их под воздушное давление

    3.1. Монтаж крана — комплекс операций, необходимых для перевода крана из транспортного положения в рабочее с проведением необходимых пусконаладочных работ и испытаний.

    3.1 монтаж лифта : Операции по установке и сборке лифта из его составных частей (оборудования) на объекте капитального строительства.

    30. Монтаж мобильного (инвентарного) здания, сооружения или комплекса

    Сборка и соединение плоских, линейных и объемных элементов, а также инженерных сетей здания, сооружения или комплекса, установка в рабочее (для зданий и сооружений контейнерного типа) или проектное (для зданий и сооружений сборно-разборного типа) положение с закреплением конструкций и различного рода оборудования, мебели, размещение здания или сооружения на опорах (основании) с подключением к зданию или сооружению инженерного технологического оборудования, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара и энергии, устройство заземления и выполнение других работ, обеспечивающих подготовку и эксплуатацию мобильного (инвентарного) здания, сооружения или комплекса

    Монтаж мобильного здания контейнерного типа — установка здания в проектное положение с подключением к нему инженерных сетей, с выполнением заземления и других работ, обеспечивающих использование здания по назначению.

    3.26 монтаж НФС : Сборка, установка в проектное положение и крепление элементов НФС к строительному основанию.

    Определения термина из разных документов: монтаж НФС

    309 Монтаж оборудования

    Документ, составляемый в случаях, когда дефекты оборудования выявлены в процессе монтажа, наладки и испытаний

    18 монтаж опалубки

    Сборка и установка в рабочее положение опалубки и ее элементов

    3.4 монтаж основной : Этап монтажа ТМО, на котором производится монтаж большей части ТМО.

    Примечания

    1 Основной монтаж ТМО выполняется в помещениях, принятых от строительной организации «под монтаж», в которых выполнены, при необходимости, проемы для подачи оборудования и сделана предварительная отделка.

    2 Для монтажа ТМО на этом этапе используются строительные и монтажные грузоподъемные механизмы.

    20 монтаж отдельными элементами (щитами)

    Монтаж опалубки, осуществляемый поэлементно (щиты, схватки, подкосы и др.) вручную или с помощью подъемного механизма

    21 монтаж панелями

    Монтаж опалубки, осуществляемый с помощью предварительно собранных панелей, состоящих из щитов, несущих, соединительных и других элементов

    монтаж натяжного двухэтажного полка

    3.2 монтаж с ограниченной подвижностью проводов и кабелей: Прокладка провода или кабеля свободно в трубах, желобах, коробах, металлорукавах и т. п., при этом на концах проводов и кабелей или другом месте по длине может быть свободная петля, периодически изгибаемая на угол 180° с радиусом изгиба не менее пяти диаметров кабеля или провода с одновременным закручиванием.

    6.1.1. МОНТАЖ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

    Выполнение работ по монтажу (см. п. 1.42) технических средств систем автоматизации

    3.3 монтаж совмещенный : Строительные работы и монтаж ТМО, выполняемые на одном объекте строительной площадки, в одном помещении одновременно.

    3.4 монтаж технологического трубопровода (монтаж трубопровода) : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление технологического трубопровода, подсоединение его к оборудованию или коммуникациям.

    3.2 монтаж ТМО : Сборка, установка в проектное положение и постоянное крепление ТМО.

    Примечание — После установки и закрепления ТМО в проектное положение к нему подсоединяются средства контроля и автоматики, а также технологические трубопроводы, обеспечивающие транспортировку различных сред, необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

    Определения термина из разных документов: монтаж ТМО

    1.43. МОНТАЖ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Метод монтажа конструкций заводского изготовления, при котором они доставляются в рабочую зону строительной площадки в определенное время и непосредственно с транспортных средств устанавливаются в проектное положение

    ²

    Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

    МОНТАЖ — это… Что такое МОНТАЖ?

    (франц. montage — подъём, установка, сборка, от monter — поднимать) — сборка и установка сооружений, конструкций, технологич. оборудования, агрегатов, машин, приборов и их узлов из готовых деталей.

    1)М. строительных конструкций — осн. процесс возведения зданий и сооружений из сборных конструктивных элементов и деталей заводского изготовления; выполняется с помощью строит.-монтажных кранов (см. Грузоподъёмный кран) и монтажных приспособлений. М. включает ряд последовательно выполняемых операций: соединение монтируемых элементов с рабочими органами монтажных средств, подъём, перемещение к месту установки, наведение, ориентирование и установка элементов в проектное положение. Эффективность М. значительно повышается применением т. н. укрупнительной сборки (блочного монтажа). См. также Полносборное строительство.

    2) М. технологического оборудования — монтажные работы, выполняемые в процессе стр-ва новых и реконструкции действующих пром. пр-тий. М. включает установку в проектное положение и закрепление технологич. оборудования, присоединение к нему средств контроля и автоматики, а также коммуникаций, обеспечивающих подачу сырья, воды, пара, сжатого воздуха, электроэнергии и т. д. и удаление отходов произ-ва; доведение технологич. оборудования до эксплуатац. состояния. В СССР М., как правило, выполняют спец. монтажные орг-ции, а в отд. случаях — заводы — поставщики оборудования. Работы по М. на каждом объекте согласовываются с орг-цией общестроит. и спец. работ (сооружение фундаментов, осн. конструкций, эстакад и т. д.). Важнейшее условие повышения эффективности работ, связанных с М., — комплексная механизация процессов в сочетании с укрупнит. сборкой оборудования.

    3) М. электронной аппаратуры — осн. процесс сборки аппаратуры из отд. электро- и радиоэлементов (ЭРЭ), электроизолирующих деталей, несущих конструкции и соединит. электрич. проводов (ЭП). В качестве несущих конструкций применяют шасси и печатные платы (см. Печатный монтаж). Применение печатных плат позволило автоматизировать проектирование электрич. соединений между ЭРЭ и технологич. процесс соединения ЭРЭ посредством ЭП. См. также Сборка машин, Электромонтажные работы.

    Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

    Монтаж — это… Что такое Монтаж?

    Монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтажно-тонировочный период в кинопроизводстве не менее важен, чем съемочный: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу. Различают внутрикадровый и межкадровый монтаж.

    Линейный монтаж и нелинейный монтаж

    Линейный монтаж на телевидении.

    Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (видеомагнитофонов, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.

    При нелинейном монтаже видео или кинопленка (которая может быть отсканирована и переведена в цифровой вариант) разделяется на фрагменты, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.

    В случае киноплёнки процесс[1] нелинейного монтажа происходит вручную: монтажёр с применением монтажного стола под руководством кинорежиссёра режет плёнку в нужных местах, а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссёром последовательности.

    Гибридный видеомонтаж имеет достоинства первых двух (нелинейная видеомонтажная система играет роль видеоисточника). Недостаток — более высокая цена.

    В 1917 году Лев Кулешов написал о монтаже: «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».

    Программное обеспечение для монтажа

    Видеомонтаж

    Проприетарное программное обеспечение:

    • Final Cut Pro — профессиональный видеоредактор от Apple для OS X
    • iMovie — программа для любительского видеомонтажа от Apple, входящая в состав OS X
    • The Fondry Nuke — профессиональный видеоредактор для Windows, Linux и OS X
    • Adobe Premiere Pro — профессиональный видеоредактор для Windows и OS X
    • Windows Movie Maker — программа, входящая в Windows, рассчитанная на непрофессиональный монтаж
    • Avid Liquid — профессиональный видеоредактор для Windows
    • Avid Studio — видеоредактор для Windows
    • Avid Media Composer — профессиональный видеоредактор для Windows и OS X
    • Sony Vegas — профессиональный видеоредактор для Windows
    • Canopus Edius — профессиональный видеоредактор для Windows
    • Pinnacle Studio — видеоредактор для Windows
    • Lightworks — система нелинейного видеомонтажа компании EditShare

    Свободное программное обеспечение:

    Аудиомонтаж

    Проприетарное программное обеспечение:

    Свободное программное обеспечение:

    Литература

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    Искусство сборки: как работают киномонтажеры

    Вопреки расхожему мнению, работа монтажера начинается не тогда, когда фильм уже снят, декорации демонтированы и все актеры разъехались по другим проектам. Еще перед началом активного производства монтажер садится за стол с режиссером и изучает финальную версию сценария, вникая в общую концепцию будущего фильма. Комедии монтируются не так, как хорроры, а драмы отличаются от экшенов. Чтобы четко понимать, с чем ему предстоит работать, монтажер часто наблюдает и за самим съемочным процессом, прикидывая, как будет лучше всего смонтировать ту или иную сцену. А сам монтажный процесс для ускорения производства нередко стартует еще в процессе съемок, благо цифровые технологии и Интернет позволяют пересылать отснятый за день материал в расположенную где угодно монтажную за считаные часы.

    До того как технология дигитализировалась, работа монтажера была сущим адом. Работать приходилось с целлулоидной (а позже – лавсановой) пленкой, что сильно тормозило процесс. Первоначально куски для будущего фильма нарезались прямо с оригинальных негативов, что никак не способствовало их сохранности – в процессе проб и ошибок, включающих то разрезание пленки на части, то склеивание их обратно, негативы превращались в лапшу и покрывались царапинами. Позже с негативов придумали печатать рабочий позитив и уже с ним экспериментировали.

    «Позитивные» фильмокопии собирались «на живую нитку», они нужны были лишь для вытесывания общей формы киноленты, а на такие частности, как плохой звук, отсутствие музыки, разница в яркости и контрастности разных кусков, никто не обращал внимания – все это исправлялось позже: проводилась цветокоррекция в нужных местах, накладывались спецэффекты или вставлялась мультипликация, а в цехе звукозаписи параллельно делалась фонограмма – переозвучивались диалоги, добавлялись шумовые эффекты и т.д.

    Зак Стейнберг

    Зак Стейнберг

    Когда черновая сборка, отвечающая вкусам авторов и заказчиков, была готова и утверждена, по т.н. футажным номерам, пропечатанным на пленке, составлялся список всех необходимых разрезов и склеек. Далее, оперируя этими заметками при работе с исходными материалами, монтажер бережно воссоздавал точно такой же фильм, но в негативе – и уже с этой монтажной копии потом печатался высококачественный совмещенный интерпозитив (он же мастер-позитив: изображение плюс перезаписанная звуковая дорожка и наложенные титры), а с него – прокатные фильмокопии или DVD. Склейка производилась на специальном монтажном столе, с помощью скотча (или, в случае с пленкой на лавсановой основе, которая со временем вытеснила слишком пожароопасный и недолговечный целлулоид, с помощью сварки ультразвуком). Элементом монтажного стола под названием «склеечный пресс» пользовались в своих будках и киномеханики, если посреди сеанса у них рвалась пленка, – технология была та же.

    Имея на руках ворох разрезанной пленки и всего один монтажный стол, работать одновременно над несколькими сценами, не путаясь в материале, было затруднительно, потому куски фильма сводились последовательно, нанизываясь как бусины на нить. Если режиссеру не нравился результат, все приходилось переделывать: пленку – разрезать обратно, менять ее куски местами и т.д.

    Монтажеру (а до него – сценаристу) требовалось думать еще и о том, чтобы ключевые сцены не длились более 10-15 минут, поскольку технические особенности старых кинопроекторов не позволяли заряжать в них катушки большого размера. Грубый «скачок», который обычно наблюдается при переключении с одной катушки на другую (заранее установленную в соседний киноаппарат), был бы очень заметен посреди сцены и мог «выкусить» часть важного диалога. Впрочем, даже с учетом этих тонкостей плоды нелегкого монтажерского труда все равно часто доходили до зрителя с искажениями, поскольку многие киномеханики желали вырезать для своей коллекции особо красивые кадры из имеющейся в их распоряжении фильмокопии, в результате чего некоторые сцены заметно укорачивались, разрушая тщательно продуманный ритм всего фильма (а эротические сцены в результате путешествия фильмокопии по кинотеатрам могли испариться вовсе).

    Кевин Гротерт

    Кевин Гротерт

    Когда монтажеры стали работать с магнитной пленкой, это тоже было непросто: чтобы понять, какого рода материал записан на ленту, одного поверхностного взгляда «на просвет» уже было недостаточно – требовалось как минимум засунуть кассету в проигрыватель. Если одну и ту же сцену снимали одновременно разными камерами, материал попадал в руки монтажера на нескольких кассетах. И чтобы обеспечить смену ракурсов внутри одной сцены, специалист должен был бесконечно проматывать ленты туда-сюда, отыскивая лучшие дубли, после чего записывать выбранные клипы в нужной последовательности на мастер-кассету. Если же режиссеру не нравился какой-то кадр, прямо поверх него записывался другой – и если новый клип оказывался неподходящей длины и не вмещался в отведенные ему временные рамки, то просто затирал собой кусок следующего кадра или, наоборот, оставлял после себя торчать «хвост» прежнего, забракованного постановщиком клипа. Чем больше требовалось перезаписей, тем сильней страдало качество картинки. Все эти сложности с редактированием заставляли режиссеров-аматоров типа молодого Родригеса снимать сцены своего кино в такой последовательности, чтобы впоследствии свести обработку материала к минимуму, – по сути, они делали первый грубый монтаж прямо в камере. Профессионалам же, работающим на крупные студии, где подобные полумеры не допускались, оставалось только сцепить зубы и тянуть свою лямку.

    Как монтажеры работают сегодня? Общие требования к ним остались прежними, как и основные принципы работы, но сам процесс монтажа заметно упростился с компьютеризацией кинопроизводства. Теперь отснятый материал, представляющий собой набор видеофайлов, попадает не на монтажный стол, а в компьютер. Программы типа Final Cut Pro и Avid позволяют монтажеру располагать эти клипы на мониторе и просматривать в любом порядке, нанизывая на дорожку таймлайна и подрезая парой щелчков мыши все ненужное; при желании он даже может монтировать несколько сцен одновременно. Монтажер трилогии «Матрица» Зак Стейнберг – тот вообще делал два последних фильма «в один присест». Хотя, конечно, Зак не справился бы с этой задачей без семерых помощников, половина которых занималась сугубо компоновкой кадров со спецэффектами (в первой «Матрице» таких кадров было 440, во второй – 1100, а в третьей – 750).

    Ассистент есть у каждого монтажера, он делает всю «грязную» работу, как то: просматривает все файлы и дает им названия а-ля «сцена такая-то, дубль такой-то», отбирает лучшие дубли и готовит первую грубую сборку, с которой уже и начинает работать главный монтажер. Поработав несколько лет ассистентом, молодой специалист может дорасти до должности ассоциированного монтажера, а затем и главного монтажера. Набрав необходимое количество рабочих часов, он может пробиться в профессиональную гильдию (в ней состоит половина американских монтажеров), а хороший мастер в перспективе может получить и «Оскар» за свои труды, и даже дорасти до режиссера (например, Кевин Гротерт пришел на франшизу «Пила» как монтажер, а закончил постановщиком ее финальных частей).

    Лев Кулешов

    Лев Кулешов

    Но такая удача, конечно, улыбается немногим. В основном выпускники киношкол не раздают интервью и не получают призов, а проводят свои дни в тесной комнате, накачиваясь кофе и питаясь едой навынос, бесконечно пересылая фильм на разных стадиях готовности то режиссеру, то продюсеру, то мастерам по компьютерным эффектам, которые непременно захотят внести какие-нибудь очередные изменения, а то и целиком переделать какую-нибудь давшуюся немалой кровью сцену. Монтажер обязан разбираться во всех этапах кинопроизводства, знать законы о копирайте, уметь работать с музыкой и вообще, что называется, лепить конфеты из навоза, поскольку далеко не всегда ему достается в начальники талантливый режиссер.

    Рабочий лень монтажера начинается с отсмотра смонтированного накануне материала в компании постановщика, которому всегда больно видеть, как режут его детище. От обоих требуется предельная концентрация и внимание к каждой детали, дабы в кадре в итоге не засветился микрофон на «удочке» или какой-нибудь зевака, глядящий из толпы статистов прямо в камеру. В конечном итоге именно монтажер решает, какие факты и в какой момент следует сообщить зрителю, чтобы сюжет не стал предсказуемым, а интерес аудитории к нему сохранялся до самых финальных титров. Это очень нелегкий труд, если учесть, что ты уже знаешь всю историю до мелочей, а от тебя требуется каждый раз смотреть на нее незамыленным взглядом – то есть таким, какой будет у зрителя, когда он купит билет и усядется в зале с пакетом попкорна.

    Монтажер должен дисциплинированно придерживаться сценария, но может и отходить от него, когда чувствует, что материалом можно распорядиться лучше. Если режиссеру нравятся его советы и он соглашается усилить сцену за счет непредусмотренных изменений, это часто влияет на конечный результат – здесь уже нужно тщательно следить, чтобы из-за инициативы монтажера не рассыпалась вся дальнейшая сюжетная конструкция. Сценаристы, как и режиссеры, редко бывают довольны чужим «креативом», но в конечном итоге кромсание их задумок – это неизбежность: если черновой монтаж (на подготовку которого уходит не меньше трех месяцев) более-менее следует сценарию, то финальный может отличаться от него весьма сильно. Чтобы фильм смотрелся бодро и живо, из него часто приходится выбрасывать длинноты и прочие необязательные, но утяжеляющие рассказ элементы, часто повторяющие то, о чем зритель и так уже догадался из предыдущих сцен; ради втискивания в полуторачасовой формат иной раз под нож идут целые сюжетные линии.

    Понимая, какая ответственность на них лежит, усталые монтажер с режиссером гоняют фильм туда-сюда почти до самого релиза (весь процесс монтажа обычно занимает 5-6 месяцев), по возможности пытаясь выловить оттуда оставшихся «блох», не развалив основную постройку: например, если сцены с какой-то актрисой были вырезаны в угоду хронометражу, то любое ее изображение надо выкорчевать и из всех прочих кадров. Но из-за того, что актриса может участвовать в каких-то ключевых сценах, которые никак не удалишь без ущерба для прочих персонажей, провести полную «зачистку» порой оказывается невозможно – и тогда зрителям на премьере остается лишь скрести затылки, увидев на заднем плане мелькнувшее на несколько секунд знакомое лицо, носителя которого нет даже в титрах. Другой случай неудачного монтажа – когда актер, действующий в первой половине фильма, в какой-то момент испаряется, оставляя зрителей гадать, что же стало с его персонажем.

    Сергей Эйзенштейн

    Сергей Эйзенштейн

    Иногда черновые склейки воруются с монтажного стола и ходят по рукам в виде пиратских копий, до которых охочи любители «бонусов» (так, например, случилось с бутлегом фильма «Четыре комнаты», заметно отличавшимся от прокатной версии). Если этого не случилось, выброшенные сцены могут быть позже помещены в раздел «дополнительных материалов» на DVD или Blu-Ray.

    Фильм собирается из сцен, как башня из кубиков, порой совсем не в той последовательности, в какой эти сцены прописаны в сценарии. Но каждая маленькая сцена в отдельности – это набор кадров, подчиненный жестким закономерностям. Пасьянс из сменяющих друг друга кадров монтажер раскладывает, разумеется, не «от балды» – он точно знает, какие приемы «работают» на экране, а какие нет. Основополагающие правила монтажа были выработаны или интуитивно нащупаны режиссерами еще сто лет назад, в эпоху немого кино, и первооткрывателями многих из них стали русские кинематографисты, такие как Лев Кулешов, придумавший «эффект Кулешова» (грамотное совмещение кадров, снятых в совершенно разных местах, создает у зрителя ощущение единой сцены), или его ученик Сергей Эйзенштейн, сформулировавший пять основополагающих принципов киномонтажа (монтаж метрический, ритмический, тональный, обертонный, интеллектуальный).

    В отличие от голливудских авторов, действовавших больше по наитию, русская киношкола вывела киномонтаж в отдельный вид искусства с мощной теоретической базой, проиллюстрированной яркими кинопримерами, которые теперь разбираются на занятиях в киношколах. Несмотря на перегруженность фильмов Эйзенштейна коммунистической идеологией, они демонстрировали революционные для того времени приемы (в «Броненосце “Потемкин”», например, было более 1300 монтажных склеек, что втрое превышало стандарт того времени). Выводы Эйзенштейна по сей день не утратили своего значения – пользоваться ими в работе никогда не гнушались ни Хичкок, ни Скорсезе с Копполой.

    Еще одним известным принципом, которому обязаны подчиняться все монтажеры, является «правило 180 градусов», запрещающее актерам резко менять свое местоположение либо смотреть в последовательных кадрах в разные стороны – считается, что кадры должны органично продолжать, надстраивать друг друга, а не конфликтовать по смыслу, иначе это сбивает зрителя с толку. Если же кратко суммировать все то, чем занимаются монтажеры, то лучше того же Кулешова не скажешь: «Чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности».

    Имен и лиц монтажеров никто не знает и не помнит (хотя некоторые шутят, что в Голливуде это редкая удача – быть оскаровском лауреатом и продолжать ходить по улицам неузнанным), а выходные им только снятся, особенно когда подступает дедлайн. Среди монтажеров много женщин, и вечные переработки мало радуют их семьи, хотя за выход на работу в субботний день они получают надбавку, а в воскресенье – двойную плату.

    Тельма Шунмейкер

    Тельма Шунмейкер

    Зарплата монтажеров мало отличается от операторской – в среднем около $50 000 в год (для сравнения: члены гильдии получают $2500 в неделю). И этот довольно средний по американским меркам доход еще надо себе обеспечить, наработав на резюме в виде видеоролика с примерами красивых склеек, обзаведясь связями и сработавшись с хорошим режиссером (поскольку режиссеры предпочитают работать с одними и теми же монтажерами, это обеспечивает последним стабильный доход). Благодаря общению с «правильными» людьми некоторые спецы делают головокружительную карьеру как по профессиональным наградам, так и по заработкам: например, почтенная дама Тельма Шунмейкер, более трех десятилетий проработавшая с Мартином Скорсезе, уже получила за это три «Оскара». А у ее коллеги Уильяма Голденберга, с которым любит сотрудничать Майкл Манн, выигранный «Оскар» пока один, зато есть еще много номинаций на эту и другие кинопремии, а его услуги стоят $15 тысяч в неделю (то есть за 5 месяцев работы на «Операции “Арго”» он получил около 300 тысяч). Таких мегауспешных профессионалов в Голливуде, конечно, немного, и все же их пример не может не вдохновлять. Не говоря о том, что процесс обучения монтажеров интересен уже сам по себе: чтобы молодые студенты киношкол набирались уверенности в себе, им дают поиграть с неиспользованными дублями знаменитых фильмов – ведь кому не хочется побыть на месте монтажера, например, «Крестного отца»?

    Но даже если в сорок лет человека все еще не подпускают к крупным голливудским проектам, есть еще реклама, телевидение, музыкальные видеоклипы (топовые музыканты платят монтажеру $8-10 тыс. за каждый клип), кинотрейлеры и другие точки приложения профессиональных талантов. В XXI веке люди все реже читают книги и все больше ценят движущиеся картинки, и пока так будет продолжаться, без работы монтажеры не останутся. Тем не менее профессия эта весьма нервная, связанная со многими издержками: карьерный рост монтажера сопровождают перенапряжение глаз, проблемы с лишним весом из-за постоянного сидения в кресле, стрессы из-за необходимости успеть в срок, по возможности не конфликтуя с режиссерами, сценаристами, звукооператорами, разработчиками спецэффектов и прочими вовлеченными в постпродакшен людьми. Как метко заметил оскароносный монтажер Уолтер Мерч («Крестный отец 1-2-3»), его работа – это «что-то среднее между обслуживанием ресторана быстрого питания и нейрохирургией».

    Уильям Голденберг

    Уильям Голденберг

    Однако есть и приятные моменты: во-первых, понимание того, что огромное количество людей работало для того, чтобы ты соткал из результата их трудов красивое кино. Во-вторых, монтажеры получают массу позитивных эмоций, посещая киносеансы и наблюдая за поведением зрителей. Когда те смеются или плачут именно в тех местах, где монтажер оставил паузы для «реакции зала», для монтажера это лучшее доказательство того, что горбатился он не зря. Сам фильм при этом монтажеру смотреть неинтересно, поскольку он уже видел его сотни раз в огромном количестве вариантов, с разными спецэффектами и несколькими альтернативными концовками.

    «Всего сразу не увидишь, – рассказывает Уолтер Мерч, получивший сразу два “Оскара” за сведение видео и звука для “Английского пациента”. – Секреты открываются постепенно. Смотреть на черновую сборку – все равно что смотреть на запущенный сад, половину которого предстоит вырезать. Этого нельзя делать газонокосилкой – ведь вместе с сорняком можно срезать и прекрасные цветы. Поэтому надо терпеливо все перебрать вручную и отделить цветы от сорняков. Потом смотришь на сад издалека и понимаешь, что вон те цветы слева росли бы лучше, если бы их пересадить поближе к солнцу. Начинаешь менять что-то местами – и становится все интересней и интересней. При этом в корзину летят части, которые раньше казались неотъемлемыми элементами сценария. Нет безвыходных ситуаций, просто на все нужно время и риск, которому вы подвергаете пациента (фильм). На этапе финальной сборки бывает очень трудно избежать депрессии». 

    Уолтер Мерч

    Этот человек, вылепивший из 230 часов сырого видеоматериала ленту «Апокалипсис сегодня» (работа по изображению и звуку заняла у него целых два года!), знает о чем говорит: на каждую минуту экранного времени знаменитого киношедевра Фрэнсиса Форда Копполы приходится 94 минуты, туда не вошедших. Нужно было поистине сломать голову, чтобы отобрать только лучшие моменты и при этом не расстроить режиссера, выбрасывая в урну все остальное. При этом Мерч настаивает на том, что каждый новый фильм в идеале должен помимо классических методов содержать еще и революционные подходы, помогающие всей профессии развиваться. Сумеете придумать нечто новое в монтаже? Считайте, «Оскар» у вас в кармане. Но даже если нет – у всех членов американской гильдии киномонтажеров отличные пенсии и медицинские страховки. Есть за что бороться, даже если ваше имя не Уолтер Мерч.

    В конце концов, даже если вы вовсе не профессионал, играть с монтажом – это просто весело. Кто видел собравший миллионы просмотров на YouTube шуточный трейлер несуществующего «Титаника 2», нарезанный фанатами из разных фильмов с участием Леонардо Ди Каприо, тот знает: чтобы прославиться в этой сфере, не обязательно иметь связи в Голливуде, порой достаточно наличия таланта, фантазии и чувства юмора. Ну, и программы Final Cut, конечно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *