Минфин России :: Исполнение судебных актов
Узнать информацию о результатах исполнения судебных актов
- по номеру и дате выдачи исполнительного листа
- по регистрационным данным Минфина России
- по реквизитам судебного акта
Дата регистрации
Ответы на вопросы
В разделПорядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 главы 24.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Какие судебные акты исполняет непосредственно Министерство финансов Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 БК РФ на Минфин России возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований, судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, относится к компетенции иных органов и Минфином России не осуществляется.
Вступление судебного акта в законную силу и выдача судом исполнительного документа
Судебные акты, если они не были обжалованы, вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. Сроки на апелляционное обжалование судебного акта установлены процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае подачи апелляционной жалобы судебные постановления вступают в законную силу после рассмотрения жалобы судом.
По общему правилу исполнительный документ выдается судом после вступления судебного акта в законную силу.
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, является ничтожным, за исключением исполнительных листов, выданных на основании судебных актов, подлежащих немедленному исполнению либо обращенных судом к немедленному исполнению.
После вступления в законную силу судебного акта взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа либо с заявлением о направлении исполнительного документа на исполнение судом.
Отмечается, что исполнительные документы, выданные на основании судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляются судами для исполнения независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.
-
Сроки предъявления исполнительных документов (исполнительных листов) к исполнению
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие сроки предъявления исполнительных документов к исполнению:
— исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу;
— исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
— если федеральным законом или судебным актом должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Если исполнение судебного акта отсрочено или приостановлено судом, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта.
Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению
Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
По причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению может быть восстановлен.
Отмечается, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
Оспаривание решений Минфина России
Оспаривание нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минфина России и его должностных лиц осуществляется в судебном порядке. Досудебный порядок (подача жалобы в порядке подчиненности) оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минфина России его должностных лиц не предусмотрен.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Вопросы обжалования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минфина России, регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В силу пунктов 1, 1.1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», пунктов 1 и 1.1 статьи 21 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Лица, имеющие право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, указаны в статье 208 КАС РФ.
В частности, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Минфина России, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
При этом частью 2 статьи 27, статьей 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены АПК РФ или федеральным законом.
Одним из критериев отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов наряду с экономическим характером требования является субъектный состав участников спора.
Гражданин, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности в порядке, установленном КАС РФ.
Нормативные документы
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 239, глава 24.1 — статьи 242.1, 242.2) pravo.gov.ru Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Раздел VII) pravo.gov.ru Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Раздел VII) pravo. gov.ru Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 38 Раздела VIII) pravo.gov.ru Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (статьи 1, 13, 21, 22) pravo.gov.ru Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (статья 5) pravo.gov.ru Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2008 № 579 «О бланках исполнительных листов» pravo.gov.ru Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2006 № 271 «Об организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации» /RU/DOCUMENT
Проверка контрагентов.
Судебная практика, новости, советы экспертов Проверка контрагентов. Судебная практика, новости, советы экспертов-30% на VIP-тариф: всего за 50 900 35 990 ₽
Получить
8 800 511-86-79
Проверка контрагентов с рекомендациями для руководителя
ГД. Контрагенты — единственный сервис для руководителя, который готовит сводку по компаниям с выводами специалистов. Вы получаете пошаговые действия, а не «голые цифры».
Запросите полные данные о компании и консультацию нашего эксперта:
ЗапроситьСервис дает готовые выводы для руководителя
Сервис сэкономит ваше время. Мы проанализируем все источники, а наши эксперты напишут готовые выводы и порекомендуют конкретные действия.
2 мин, чтобы получить полную картину по контрагенту
51 официальный
реестр
50 профессиональных экспертов
56 процессов
Попробовать бесплатноНад сервисом работают эксперты и специалисты крупнейшего профессионального холдинга РФ — Группа Актион
25лет на рынке
Именно мы выпускаем главные издания, справочные системы и сервисы для бухгалтеров, юристов, финансистов. Мы ежегодно обучаем и аттестуем специалистов, задаем стандарты и создаем горячие линии поддержки.
122 печатных
и электронных изданий
20 дистанционных курсов
17 справочных систем
5 онлайн-сервисов
Попробовать бесплатно
Возможности сервиса
Анализируем по 51 реестру
Данные ЕГРЮЛ и ЕГРИП Обновление ежедневно
Госконтракты по 44, 223-ФЗ Обновление ежедневно
Бухгалтерская отчетность Обновление ежегодно
Арбитражные дела Обновление ежедневно
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
Ежедневно
Реестр исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов
Ежедневно
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (Федресурс)
Ежедневно
Единый реестр проверок Генпрокуратуры РФ
Ежедневно
Список недействительных российских паспортов из базы данных Главного Управления по вопросам миграции МВД РФ.
Ежедневно
Реестр бухгалтерской отчетности Росстата
Раз в год
База данных Росстата по контактным данным организаций
Раз в квартал
Реестр дисквалифицированных лиц
Ежедневно
Реестр массовых учредителей
Ежедневно
Реестр массовых руководителей
Ежедневно
Реестр уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Ежедневно
Реестр массовых адресов
Ежедневно
Сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками
Раз в год
Сведения о среднесписочной численности работников организации
Раз в год
Сведения об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов
Раз в год
Информация о намерении контрагента провести реорганизацию или ликвидацию, сменить адрес или руководителя, уменьшить уставный капитал
Ежедневно
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации
Ежедневно
Пени, штрафы и недоимки по налогам и сборам
Раз в год
Реестр малого и среднего предпринимательства
Ежедневно
Картотека арбитражного суда
Ежедневно
Реестр отозванных лицензий ЦБ РФ
Ежедневно
Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц
Ежедневно
Реестр Госзакупок gov. ru
Ежедневно
Реестр недобросовестных поставщиков
Ежедневно
Реестр товарных знаков ФИПС
Ежедневно
Государственный сводный реестр лицензий (Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка)
Ежедневно
Реестр недвижимости
Ежедневно
Данные о налоговых долгах из ФНС
Раз в год
Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности
Раз в год
Сведения о залогах движимого имущества из Федресурса
Ежедневно
Сведения о договорах лизинга из Федресурса
Ежедневно
Санкционный список США (Федеральное казначейство США)
Ежедневно
Санкционный список ЕС (Официальный сайт ЕС)
Ежедневно
Показать ещё. .. Скрыть… Попробовать бесплатноТарифы
Тарифы
Оплата раз в месяц
Первый месяц всего 199 ₽
6
месяцев
21 490 ₽
-30%
12
месяцев
25 490 ₽ 35 900 ₽
-30%
VIP
35 990 ₽ 50 900 ₽
Подробное досье на контрагента из 50+ официальных реестров
+
+
+
+
Персональные советы и рекомендации от экспертов
+
+
+
+
Связи. Проверка аффилированности компаний
+
+
+
+
Прогноз снижения платежеспособности и банкротства
+
+
+
+
Льготы и меры поддержки от государства
+
+
+
+
Блокировка счетов
+
+
+
+
Финустойчивость
+
+
+
+
Залоги и лизинги
+
+
+
+
Финансы и арбитраж
+
+
+
+
Исполнительные производства и Госконтракты
+
+
+
+
Лицензии и Проверки
+
+
+
+
История изменений
+
+
+
+
Документы
+
+
+
+
Юридически значимые отчеты с ЭЦП
+
+
+
+
Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с электронной подписью ФНС
+
+
+
+
Оценка договоров
+
+
+
+
Шаблоны документов
+
+
+
+
Готовый регламент проверки контрагента
+
+
+
+
Запрос документов
+
+
+
+
Проверка налогоплательщика
+
+
+
+
Резюме руководителя
+
+
+
+
Проверка налогоплательщика
+
+
+
+
Проверка паспорта
+
+
+
+
Дополнительные возможности
+
+
+
+
Подбор контрагента по параметрам, импортозамещение
+
+
+
+
Отслеживание изменений
+
+
+
+
Сравнение контрагентов
+
+
+
+
Личный помощник
+
+
+
+
Массовая проверка
+
+
+
+
Бесплатные консультации от бизнес-экспертов
—
+
+
+
Экспертные заключения
—
—
—
+
Консультация на досье контрагента
—
—
—
+
Выездные проверки
—
—
—
+
Интеграция с 1С
—
—
—
+
Попробовать бесплатно
Нам доверяют:
API Актион Контрагенты
Удобный инструмент, который позволяет проводить оценку надежности контрагентов в вашей информационной среде: 1С, MS Dynamics, SAP и любую другую.
Узнать подробнее
Привилегии подписчиков
Отзывы клиентов
Сергей Быков
Генеральный директор ООО «Техногрупп»
Сервис уберег меня от потери денег и возможных штрафов. Контрагент был в красной зоне у налоговой: не было отчетности за последний год, стояли блокировки счетов и риски исключения из ЕГРЮЛ. Я не стал сотрудничать. Лучше подстраховать себя и компанию от возможных рисков с помощью сервиса, чем потерять сотни тысяч за неосторожность.
Сергей Кисляков
Генеральный директор ООО «СТРИВЕР»
Часто смотрю своих конкурентов, оценивая их по динамике выручки, это один из основных показателей торговых компаний. По нему можно понять, какая у компании стратегия и как она ее воплощает в жизнь.
Для компаний клиента важный показатель – наличие судебных дел по договорам поставки, говорит о том, платежеспособен ли клиент в настоящее время и не грозит ли ему банкротство.
Николай Елизаров
Генеральный директор компании «Опта»
Моя компания занимается оптовыми поставками непродовольственных товаров для нужд госкорпораций. Сервис “Генеральный Директор. Контрагенты” помогает снизить риски при работе с новыми партнерами. Крайне полезная функция — отслеживание изменений информации о своей компании.
С помощью сервиса я принимаю решения о том, стоит ли работать с контрагентом, начинать переговоры о работе с поставщиками. Легко отсеивать нежелательных заказчиков. Сразу смотрю дату создания компании — большинство однодневок редко живут дольше 1,5-2 лет. Далее обращаю внимание на размер оборотных средств — тоже важный показатель.
Александр Донькин
Генеральный директор компании «Глобал транс Логистик»
Мы предоставляем услуги мультимодальных перевозок специального оборудования, запасных частей и материалов на объекты ПАО «Газпром». Репутация компании для нас превыше всего. В этом незаменимым помощником является сервис «Генеральный директор. Контрагенты». Он предоставляет актуальную информацию о контрагентах в удобном виде для пользователей.
Когда я готовлюсь к переговорам или заключаю договор, то для меня критично понимать, кто передо мной. Какова его история? В каких проектах участвовал? Каких результатов достиг? Какая у него репутация на рынке? Финансовое состояние компании? Взаимодействие с налоговыми и административными органами? На многие из этих вопросов я отвечаю с помощью сервиса « Генеральный директор. Контрагенты».
Андрей Грачев
Генеральный директор ООО «Фирма Вакс»
Сервис «Генеральный Директор Контрагенты» экономит мое время и деньги. Сервис предупредит о возможных рисках сотрудничество быстро и понятно. За 2 минуты я узнаю, работать мне с организацией или нет
Борис Бабенчик
Генеральный директор ООО «1 НЬЮ»
Постоянно смотрю в Сервисе ключевых клиентов и контролирую ситуацию. Мне реально нравится сервис, некоторые клиенты стоят на контроле, и если что, я аккуратненько корректирую своё поведение. Сервис помогает оперативно узнавать об изменениях у партнеров и страхует от ошибок.
Наши гарантии
100% гарантия официальных данных
100% гарантия на защиту от рисков сотрудничества
100% гарантия на возврат денег за подписку
Заявка на демодоступ
Оставьте свой телефон — мы Вам перезвоним
Самые часто задаваемые вопросы
- Зачем мне сервис, если у меня мало контрагентов и все проверены?
Даже у самых надежных партнеров могут произойти изменения. Сервис заранее оповестит вас по электронной почте, если у ваших текущих подрядчиков поменяется статус или он близок к банкротству. К тому же, в нашем сервисе Вы сможете следить за изменениями в своей компании, за результатами работы компаний конкурентов, а также находить новых клиентов с контактами.
Ко всем возможностям Сервиса>> - Я пользуюсь другим сервисом по проверке контрагентов. Чем вы лучше?
В аналогичных сервисах вы получаете «голые цифры». Мы же даем готовые рекомендации для руководителя. Наши эксперты в сфере налогов и права проанализируют более 40 официальных источников и подготовят пошаговые инструкции, как действовать именно директору. Вам останется просто последовать их совету. Вы всегда будете знать, что вам как директору стоит учесть при работе с бизнес-партнерами — в этом наше главное отличие от других аналогичных сервисов.Заказать презентацию функционала
- Кто готовит рекомендации в Сервисе?
Эксперты сервиса “ГД Контрагенты” — ведущие специалисты с многолетним практическим опытом в различных сферах: юридической, бухгалтерской, финансовой. Анализируются более 500 показателей и публикуются советы, применимые к конкретной компании.
- Чем отличается данная версия от других версий Проверки контрагентов Актиона?
Версия ГД. Контрагенты создана для руководителя. Здесь вы получаете советы и выводы экспертов с учетом риска для директора. Например, для юриста такой фактор, как реорганизации контрагента не будет являться риском сотрудничества. А для руководителя — это сигнал, что партнёр может не выполнить обязательства и компания потеряет деньги. Сервис ГД. Контрагенты предупредит о возможных негативных последствиях для директора.
- Какие ещё задачи может решать директор в Сервисе ГД. Контрагенты?
Сервис ГД.Контрагенты разработан с учетом потребностей руководителя.
Кроме проверки контрагентов руководитель сможет:- — находить новых платёжеспособных клиентов с контактами
- — проводить конкурентную разведку
- — получать оповещения об изменениях у своей компании
- — проходить дополнительное обучение по курсам на ключевые темы
- — пользоваться сервисами для решения ежедневных задач
- — Участвовать в бизнес-мероприятиях
Ко всем привилегиям>>
О Верховном суде | Суды США
История Верховного суда
Статья III Конституции устанавливает федеральную судебную власть. Статья III, раздел I гласит, что «Судебная власть Соединенных Штатов принадлежит одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, которые Конгресс может время от времени издавать и учреждать». Хотя Конституция учреждает Верховный суд, она позволяет Конгрессу решать, как его организовать. Конгресс впервые применил это право в Законе о судебной власти 1789 г.. Этот закон создал Верховный суд с шестью судьями. Он также установил нижестоящую федеральную судебную систему.
Судьи
За прошедшие годы различные акты Конгресса изменили количество мест в Верховном суде с пяти до десяти. Вскоре после Гражданской войны количество мест в суде было зафиксировано на уровне девяти. Сегодня в Верховном суде США есть один главный судья и восемь помощников судей. Как и все федеральные судьи, судьи назначаются президентом и утверждаются Сенатом. Как правило, они занимают эту должность пожизненно. Заработная плата судей не может быть уменьшена в течение срока их полномочий. Эти ограничения призваны защитить независимость судебной власти от политических ветвей власти.
Юрисдикция суда
Статья III, раздел II Конституции устанавливает юрисдикцию (правоспособность рассматривать дело) Верховного суда. Суд обладает юрисдикцией первой инстанции (дело рассматривается в Суде) в отношении определенных дел, например, исков между двумя или более государствами и/или дел с участием послов и других государственных министров. Суд обладает апелляционной юрисдикцией (Суд может рассматривать дело в апелляционном порядке) почти по любому другому делу, затрагивающему положения конституционного и/или федерального закона. Некоторые примеры включают дела, стороной которых являются Соединенные Штаты, дела, связанные с договорами, и дела, касающиеся судов в открытом море и судоходных путях (адмиралтейские дела).
Случаи
При осуществлении своей апелляционной юрисдикции Суд, за некоторыми исключениями, не обязан рассматривать дело. Закон Certiorari 1925 года дает Суду право по своему усмотрению решать, делать это или нет. В ходатайстве о судебном иске сторона просит суд пересмотреть ее дело. Верховный суд соглашается заслушать около 100-150 из более чем 7000 дел, которые его просят рассмотреть каждый год.
Судебный пересмотр
Наиболее известной властью Верховного суда является судебный надзор, или способность суда объявить законодательный или исполнительный акт нарушением Конституции не содержится в тексте самой Конституции. Суд установил эту доктрину в деле Марбери против Мэдисона (1803 г.).
В этом случае Суд должен был решить, является ли Акт Конгресса или Конституция высшим законом страны. Закон о судебной власти 1789 года предоставил Верховному суду первоначальную юрисдикцию по выдаче мандамус (законных приказов, обязывающих государственных чиновников действовать в соответствии с законом). В соответствии с этим Законом был подан иск, но Верховный суд отметил, что Конституция не позволяет Суду иметь первоначальную юрисдикцию в этом вопросе. Поскольку статья VI Конституции провозглашает Конституцию высшим законом страны, Суд постановил, что акт Конгресса, противоречащий Конституции, не может иметь силы. В последующих делах Суд также установил свои полномочия отменять законы штатов, признанные нарушающими Конституцию.
До принятия Четырнадцатой поправки (1869 г.) положения Билля о правах применялись только к федеральному правительству. После принятия поправки Верховный суд начал постановлять, что большинство ее положений применимы и к штатам. Таким образом, суд имеет последнее слово в том, когда право защищено Конституцией или когда конституционное право нарушено.
Роль
Верховный суд играет очень важную роль в нашей конституционной системе правления. Во-первых, как высший суд страны, это суд последней инстанции для тех, кто ищет справедливости. Во-вторых, благодаря своим полномочиям судебного надзора он играет важную роль в обеспечении того, чтобы каждая ветвь власти признавала пределы своей собственной власти. В-третьих, он защищает гражданские права и свободы, отменяя законы, нарушающие Конституцию. Наконец, он устанавливает соответствующие ограничения для демократического правления, гарантируя, что народное большинство не может принимать законы, которые наносят ущерб непопулярным меньшинствам и/или используют их неправомерно. По сути, он служит для того, чтобы меняющиеся взгляды большинства не подрывали фундаментальные ценности, общие для всех американцев, т. е. свободу слова, свободу вероисповедания и надлежащую правовую процедуру.
Влияние
Решения Верховного суда оказывают большое влияние на общество в целом, а не только на юристов и судей. Решения суда оказывают глубокое влияние на старшеклассников. На самом деле, в нескольких знаковых делах, рассмотренных судом, участвовали учащиеся, например, в деле Тинкер против Независимого школьного округа Де-Мойна (1969 г.) постановлялось, что учащиеся не могут быть наказаны за ношение черных повязок в школе в знак протеста против войны во Вьетнаме. В деле Тинкера суд постановил, что «учащиеся не теряют своих прав у ворот школы».
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти ресурсы созданы Административным управлением судов США только в образовательных целях. Они могут не отражать текущее состояние законодательства и не предназначены для предоставления юридических консультаций, рекомендаций по судебным разбирательствам или комментариев по любому незавершенному делу или законодательству.
Судебный пересмотр | Определение, формы и факты
Маршалл, Джон
См. все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Маршалл Харлан Фиск Стоун Джордж Уайт Джеймс Иределл Джон Блэр
- Похожие темы:
- конституционное право судебная активность судебное ограничение резиденция
Просмотреть весь связанный контент →
судебный пересмотр , полномочия судов страны рассматривать действия законодательной, исполнительной и административной ветвей власти и определять, соответствуют ли такие действия конституции. Действия, признанные несовместимыми, объявляются неконституционными и, следовательно, недействительными. Институт судебного надзора в этом смысле зависит от наличия писаной конституции.
Общепринятое использование термина судебный контроль может быть более точно описано как «конституционный контроль», потому что также существует длительная практика судебного контроля действий административных органов, которые не требуют, чтобы суды не имели права объявлять такие действия неконституционны, ни что в стране есть писаная конституция. Такая «административная проверка» оценивает предположительно сомнительные действия администраторов в соответствии со стандартами разумности и злоупотреблением полномочиями. Когда суды определяют оспариваемые административные действия как необоснованные или связанные со злоупотреблением полномочиями, такие действия объявляются недействительными, как и действия, признанные несоответствующими конституционным требованиям, когда суды осуществляют судебный надзор в обычном или конституционном смысле.
Еще из Britannica
конституционное право: судебный пересмотр
Независимо от того, имеет ли суд полномочия объявлять действия государственных органов неконституционными, он может добиться того же эффекта, осуществляя «косвенный» судебный надзор. В таких случаях суд объявляет, что оспариваемое правило или действие не могли быть предусмотрены законодательным органом, поскольку оно несовместимо с некоторыми другими законами или установленными правовыми принципами.
Обычно считается, что конституционный судебный надзор начался с заявления Джона Маршалла, четвертого главного судьи Соединенных Штатов (1801–1835 гг.), в Marbury против Madison (1803) о том, что Верховный суд Соединенных Штатов имеет право признать недействительным закон, принятый Конгрессом. Однако не было явных оснований для утверждения Маршаллом права судебного надзора в фактическом тексте Конституции Соединенных Штатов; его успех, в конечном счете, зависел от собственного решения Верховного суда, а также от отсутствия эффективного политического возражения против него.
Конституционный судебный надзор существует в нескольких формах. В странах, которые следуют американской практике (например, Кения и Новая Зеландия), судебный надзор может осуществляться только по конкретным делам или спорам и только постфактум, т. е. могут быть признаны применимыми только действующие законы или уже совершенные действия. быть неконституционными, и только тогда, когда они связаны с конкретным спором между тяжущимися сторонами. Во Франции судебный пересмотр должен осуществляться абстрактно (т. е. при отсутствии фактического дела или разногласий) и до обнародования (т. е. до вступления оспариваемого закона в силу). В других странах (например, в Австрии, Германии, Южной Корее и Испании) суды могут осуществлять судебный надзор только после вступления закона в силу, хотя они могут делать это либо в абстрактных, либо в конкретных случаях. Системы конституционного судебного надзора также различаются по степени, в которой они позволяют судам осуществлять его. Например, в Соединенных Штатах все суды имеют право рассматривать иски о неконституционности, но в некоторых странах (например, во Франции, Германии, Новой Зеландии и Южной Африке) такие иски могут рассматривать только специализированные конституционные суды.
Ряд конституций, разработанных в Европе и Азии после Второй мировой войны, включал судебный надзор в различных формах. Например, во Франции, где Cour de Cassation (высшая апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам) не имеет права судебного надзора, был создан конституционный совет (ConseilConseilConstructionnel) смешанного судебно-законодательного характера; Германия, Италия и Южная Корея создали специальные конституционные суды; а Индия, Япония и Пакистан учредили верховные суды для осуществления судебного надзора в порядке, обычно используемом в Соединенных Штатах и Британском Содружестве.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
После Второй мировой войны многие страны почувствовали сильное давление с целью введения судебного надзора в результате влияния конституционных идей США, в частности идеи о том, что система конституционных сдержек и противовесов является важным элементом демократического правления. Некоторые наблюдатели пришли к выводу, что концентрация государственной власти в руках исполнительной власти, практически не контролируемая другими государственными органами, способствовала возникновению тоталитарных режимов в Германии и Японии в эпоху между Первой и Второй мировыми войнами. Хотя судебный надзор был относительно редкостью до Второй мировой войны, к началу 21 века более 100 стран специально включили судебный надзор в свои конституции. (Это число не включает Соединенные Штаты, конституция которых до сих пор не содержит упоминания об этой практике.