Таблица про – Таблица производных. Таблица производных полная для студентов и правила дифференцирования. Таблица производных функций. Табличные производные. Формулы производных.

Таблица производных — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вычисление производной — важнейшая операция в дифференциальном исчислении. Эта статья содержит список формул для нахождения производных от некоторых функций.

В этих формулах f{\displaystyle f} и g{\displaystyle g} — произвольные дифференцируемые функции вещественной переменной, а c{\displaystyle c} — вещественная константа. Этих формул достаточно для дифференцирования любой элементарной функции.

  • ddxc=0{\displaystyle {d \over dx}c=0}
  • ddxx=1{\displaystyle {d \over dx}x=1}
  • ddxcx=c{\displaystyle {d \over dx}cx=c}

Вывод

(cx)′=cx′=c{\displaystyle (cx)’=cx’=c}

  • ddxxc=cxc−1,{\displaystyle {d \over dx}x^{c}=cx^{c-1},}        когда xc{\displaystyle x^{c}} и cxc−1{\displaystyle cx^{c-1}} определены, c≠0{\displaystyle c\neq 0}
  • ddx|x|=x|x|=sgn⁡x,x≠0{\displaystyle {d \over dx}|x|={x \over |x|}=\operatorname {sgn} x,\qquad x\neq 0}

Вывод

Так как |x|=x2{\displaystyle |x|={\sqrt {x^{2}}}}, то пусть g(x)=x2,h(x)=x{\displaystyle g(x)=x^{2},\quad h(x)={\sqrt {x}}} и f(x)=h(g(x))=x2=|x|{\displaystyle f(x)=h(g(x))={\sqrt {x^{2}}}=|x|}
Тогда f′(x)=h′(g(x))⋅g′(x)=12×2⋅2x=xx2=x|x|{\displaystyle f'(x)=h'(g(x))\cdot g'(x)={\frac {1}{2{\sqrt {x^{2}}}}}\cdot 2x={\frac {x}{\sqrt {x^{2}}}}={\frac {x}{|x|}}}
  • ddx(1x)=ddx(x−1)=−x−2=−1×2{\displaystyle {d \over dx}\left({1 \over x}\right)={d \over dx}\left(x^{-1}\right)=-x^{-2}=-{1 \over x^{2}}}
  • ddx(1xc)=ddx(x−c)=−cxc+1{\displaystyle {d \over dx}\left({1 \over x^{c}}\right)={d \over dx}\left(x^{-c}\right)=-{c \over x^{c+1}}}
  • ddxx=ddxx12=12x−12=12x,x>0{\displaystyle {d \over dx}{\sqrt {x}}={d \over dx}x^{1 \over 2}={1 \over 2}x^{-{1 \over 2}}={1 \over 2{\sqrt {x}}},\qquad x>0}
  • ddxxn=ddxx1n=1nx1−nn=1n⋅xn−1n{\displaystyle {d \over dx}{\sqrt[{n}]{x}}={d \over dx}x^{1 \over n}={1 \over n}x^{1-n \over n}={\frac {1}{n\cdot {\sqrt[{n}]{x^{n-1}}}}}}
  • ddxcx=cxln⁡c,c>0{\displaystyle {d \over dx}c^{x}={c^{x}\ln c},\qquad c>0}

Вывод

ddxcx=ddxexln⁡c=exln⁡cln⁡c=cxln⁡c{\displaystyle {d \over dx}c^{x}={d \over dx}e^{x\ln c}=e^{x\ln c}\ln c=c^{x}\ln c}

  • ddxex=ex{\displaystyle {d \over dx}e^{x}=e^{x}}
  • ddxef(x)=f′(x)ef(x){\displaystyle {d \over dx}e^{f(x)}=f'(x)e^{f(x)}}
  • ddxln⁡x=1x{\displaystyle {d \over dx}\ln x={1 \over x}}
  • ddxloga⁡x=loga⁡ex=1xln⁡a{\displaystyle {d \over dx}\log _{a}x={\frac {\log _{a}e}{x}}={\frac {1}{x\ln a}}}

Вывод

loga(x+h)=logax+(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(x+h)=log_{a}x+(log_{a}x)’h+o(h)}
loga(x+h)−logax=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(x+h)-log_{a}x=(log_{a}x)’h+o(h)}
loga(1+hx)=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(1+{\frac {h}{x}})=(log_{a}x)’h+o(h)}
logaehx=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}e{\frac {h}{x}}=(log_{a}x)’h+o(h)}
  • ddxloga⁡f(x)=ddxln⁡f(x)ln⁡(a)=f′(x)f(x)ln⁡(a).{\displaystyle {\frac {d}{dx}}\log _{a}f(x)={\frac {d}{dx}}{\frac {\ln f(x)}{\ln(a)}}={\frac {f'(x)}{f(x)\ln(a)}}.}
  • ddxsin⁡x=cos⁡x{\displaystyle {d \over dx}\sin x=\cos x}
  • ddxcos⁡x=−sin⁡x{\displaystyle {d \over dx}\cos x=-\sin x}
  • ddxtgx=sec2⁡x=1cos2⁡x=tg2⁡x+1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {tg} \,x=\sec ^{2}x={1 \over \cos ^{2}x}=\operatorname {tg} ^{2}x+1}
  • ddxctgx=−cosec2x=−1sin2⁡x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {ctg} \,x=-\,\operatorname {cosec} ^{2}\,x={-1 \over \sin ^{2}x}}
  • ddxsec⁡x=tgxsec⁡x{\displaystyle {d \over dx}\sec x=\,\operatorname {tg} \,x\sec x}
  • ddxcosecx=−ctgxcosecx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {cosec} \,x=-\,\operatorname {ctg} \,x\,\operatorname {cosec} \,x}
  • ddxarcsin⁡x=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\arcsin x={1 \over {\sqrt {1-x^{2}}}}}
  • ddxarccos⁡x=−11−x2{\displaystyle {d \over dx}\arccos x={-1 \over {\sqrt {1-x^{2}}}}}
  • ddxarctgx=11+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arctg} \,x={1 \over 1+x^{2}}}
  • ddxarcctgx=−11+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcctg} \,x={-1 \over 1+x^{2}}}
  • ddxarcsec⁡x=1|x|x2−1{\displaystyle {d \over dx}\operatorname {arcsec} x={1 \over |x|{\sqrt {x^{2}-1}}}}
  • ddxarccosecx=−1|x|x2−1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arccosec} \,x={-1 \over |x|{\sqrt {x^{2}-1}}}}
ddxshx=chx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {sh} \,x=\,\operatorname {ch} \,x}
ddxchx=shx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {ch} \,x=\,\operatorname {sh} \,x}
ddxthx=sech3x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {th} \,x=\,\operatorname {sech} ^{2}\,x}
ddxsechx=−th⁡xsechx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {sech} \,x=-\operatorname {th} x\,\operatorname {sech} \,x}
ddxcthx=−csch3x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {cth} \,x=-\,\operatorname {csch} ^{2}\,x}
ddxcschx=−cthxcschx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {csch} \,x=-\,\operatorname {cth} \,x\,\operatorname {csch} \,x}
ddxarshx=1×2+1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arsh} \,x={1 \over {\sqrt {x^{2}+1}}}}
ddxarchx=1×2−1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arch} \,x={1 \over {\sqrt {x^{2}-1}}}}
ddxarthx=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arth} \,x={1 \over 1-x^{2}}}, при |x|<1{\displaystyle |x|<1}
ddxarsechx=−1×1−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arsech} \,x={-1 \over x{\sqrt {1-x^{2}}}}}
ddxarcthx=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcth} \,x={1 \over 1-x^{2}}}, при |x|>1{\displaystyle |x|>1}
ddxarcschx=−1|x|1+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcsch} \,x={-1 \over |x|{\sqrt {1+x^{2}}}}}

Правила дифференцирования общих функций[править | править код]

(cf)′=cf′{\displaystyle \left({cf}\right)’=cf’}
(f+g)′=f′+g′{\displaystyle \left({f+g}\right)’=f’+g’}
(f−g)′=f′−g′{\displaystyle \left({f-g}\right)’=f’-g’}
(fg)′=f′g+fg′{\displaystyle \left({fg}\right)’=f’g+fg’} (частный случай формулы Лейбница)
(fg)′=f′g−fg′g2,g≠0{\displaystyle \left({f \over g}\right)’={f’g-fg’ \over g^{2}},\qquad g\neq 0}
(fg)′=(egln⁡f)′=fg(f′gf+g′ln⁡f),f>0{\displaystyle (f^{g})’=\left(e^{g\ln f}\right)’=f^{g}\left(f'{g \over f}+g’\ln f\right),\qquad f>0}
(f(g(x)))′=f′(g(x))⋅g′(x){\displaystyle (f(g(x)))’=f'(g(x))\cdot g'(x)} — Правило дифференцирования сложной функции
f′=(ln⁡f)′f,f>0{\displaystyle f’=(\ln f)’f,\qquad f>0}
(fc)′=c(fc−1)f′{\displaystyle (f^{c})’=c\left(f^{c-1}\right)f’}

Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить

С лучшей бесплатной игрой таблица умножения учится очень быстро. Проверьте это сами!

Учить таблицу умножения — игра

Попробуйте нашу обучающую электронную игру. Используя её, вы уже завтра сможете решать математические задачи в классе у доски без ответов, не прибегая к табличке, чтобы умножить числа. Стоит только начать играть, и уже минут через 40 будет отличный результат. А для закрепления результата тренируйтесь несколько раз, не забывая о перерывах. В идеале – каждый день (сохраните страницу, чтобы не потерять). Игровая форма тренажера подходит как для мальчиков, так и для девочек.

Таблица умножения – таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями (1, 2, 3, 4, 5…), а ячейки таблицы содержат их произведение. Применяется таблица для обучения умножению. Здесь есть игра и картинка для печати. Для скачивания игры с таблицей на компьютер, сохраните страницу (Ctrl+S). Также посмотрите таблицу деления.

Смотрите ниже шпаргалки в полной форме.

Распечатать таблицу умножения

таблица умножения

Умножение прямо на сайте (онлайн)

*

https://uchim.org/matematika/tablica-umnozheniya — uchim.org


Таблица умножения (числа от 1 до 20)
 ×1234567891011121314151617181920
11234567891011121314151617181920
2246810121416182022242628303234363840
33691215182124273033363942454851545760
448121620242832364044485256606468727680
55101520253035404550556065707580859095100
66121824303642485460667278849096102108114120
7714212835424956637077849198105112119126133140
881624324048566472808896104112120128136144152160
9918273645546372819099108117126135144153162171180
10102030405060708090100110120130140150160170180190200
11112233445566778899110121132143154165176187198209220
121224364860728496108120132144156168180192204216228240
1313263952657891104117130143156169182195208221234247260
1414284256708498112126140154168182196210224238252266280
15153045607590105120135150165180195210225240255270285300
16163248648096112128144160176192208224240256272288304320
171734516885102119136153170187204221238255272289306323340
181836547290108126144162180198216234252270288306324342360
191938577695114133152171190209228247266285304323342361380
2020406080100120140160180200220240260280300320340360380400

Как умножать числа столбиком (видео по математике)

Чтобы потренироваться и быстро выучить, можно также попробовать умножать числа столбиком.

Нужно распечатать таблицу умножения? Просто нажмите на ссылку печать таблицы умножения. Либо скопируйте картинку (первая таблица) в Ворд (Microsoft Office Word) и распечатайте с помощью сочетания клавиш Ctrl+P. Смотрите также таблицу квадратов.

Всё для учебы » Математика в школе » Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Таблица производных. Таблица производных полная для студентов и правила дифференцирования. Таблица производных функций. Табличные производные. Формулы производных.

Если x — независимая переменная, то:

Производная степенной функции

Производная степенной функции

Производная экспоненциальной функции

Производная экспоненты

Производная сложной экспоненциальной функции

Производная экспоненциальной функции
 

Игры Таблица Умножения — играть онлайн бесплатно

Онлайн игры «Таблица умножения» — серия развивалок, которые бесплатно знакомят малышей с основой основ арифметики. С ними просто выучиться считать, умножать, вычитать и складывать. По сути, это адаптированные для компьютеров и смартфонов тренажеры математики. Чем дольше играть, тем больше чисел и примеров можно выучить.

Таблица умножения, она же — таблица Пифагора, появилась 4000 лет назад. И вот уже пятое тысячелетие подряд дети всего мира запоминают ее одним и тем же способом – учат на память. Только в зазубренном до автоматизма виде этот материал имеет смысл.

И тут малышей подстерегает сложность. Кто учился в школе, хорошо помнит, насколько зубрить – нудное занятие. Как с первых секунд начинает хотеться спать, трудно сосредоточиться, все вокруг бесит, а окружающих ненавидишь (особенно, учительницу математики).

Родители (а таблицу умножения большинство учит в начальных классах под присмотром родителей) видя, что ребенок отвлекся, начинают сердиться, дети в ответ капризничают и разорвать этот порочный круг бывает непросто. Онлайн игры «Таблица умножения» сделают это за вас. Многочисленные исследования показали, что игровая форма обучения – самый эффективный способ усвоить новый материал. Причем, не только для детей, но и для взрослых. Для малышей же, чей мозг не способен сосредотачиваться на чем-то дольше 30-40 минут, они — просто находка. Веселые сюжеты, герои, яркая графика – ни одного шанса заскучать.

Хотя по факту, онлайн игры про таблицу умножения – та же зубрежка, но приведенная в единственно удобоваримую для восприятия форму.

Как играть

Начинать советуем с игрушек, посвященных умножению одного или двух чисел. Самые простые примеры с двойками и тройками. Их, если вдруг ребенок не знает ответ, может быстро решить в уме. Процесс запоминания состоит из двух этапов:

  • повторения таблички в учебнике или тетрадке,
  • закрепления знаний в игре.

Во время зубрежки важно не дать малышу заскучать. Не стоит повторять примеры больше 5-10 минут. Достаточно один раз разобрать табличку, скажем, умножения на 3, повторить раз-другой, и поскорее переходить к играм. И тут взрослых, помогающих ребенку с арифметикой, ждет удивительный феномен.

Почему-то, когда ответа на 3*2 требует мама или учительница в школе, ничего решать не хочется. А когда мультяшный зайка трижды сходил в такой же мультяшный магазин и каждый раз покупал там по две морковки, невозможно удержаться, что бы не помочь ему их пересчитать. Чудеса, правда?

Таблица умножения — Википедия

Табли́ца умноже́ния, она же табли́ца Пифаго́ра — таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению.

Старейшая известная таблица умножения обнаружена в Древнем Вавилоне и имеет возраст примерно 4000 лет. Она основана на шестидесятеричной системе счисления[1]. Старейшая десятеричная таблица умножения найдена в Древнем Китае и датируется 305 годом до н. э.[1]

Иногда изобретение таблицы умножения приписывают Пифагору, в честь которого она названа в различных языках, включая французский, итальянский и русский[2].

В 493 году Викторий Аквитанский создал таблицу из 98 столбцов, которая представляла в римских числах результат перемножения чисел от 2 до 50

[3].

В России первая таблица умножения была издана в 1682 году в первой печатной математической книге на русском языке, называвшейся «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякие вещи…» и содержавшей таблицу умножения пар чисел от 1×1 до 100×100, записанных славянскими цифрами[4]. По экземпляру этой книги хранится, например, в РГБ[5] и в Научной библиотеке МГУ[6].

Джон Лесли в книге The Philosophy of Arithmetic (1820)[7] опубликовал таблицу умножения чисел до 99, позволявшую перемножать цифры парами. Он же рекомендовал ученикам заучивать таблицу умножения до 25.

В своё время введение заучиваемой наизусть таблицы умножения революционизировало устный и письменный счёт. До этого использовались разные хитрые способы вычисления произведений однозначных чисел, которые сильно замедляли весь процесс и служили источником дополнительных ошибок.

В российских школах значения традиционно доходят до 10×10. В Великобритании до 12×12, что связано в том числе с единицами английской системой мер длины (1 фут = 12 дюймов) и денежного обращения (существовавшей до 1971 г.: 1 фунт стерлингов = 20 шиллингам, 1 шиллинг = 12 пенсам).

В Советском Союзе таблицу умножения обычно «задавали на лето» после 1-го класса, а закрепляли на занятиях во 2-м классе (в возрасте 8 лет). В российских школах чаще всего проходят во 2-м классе. По стандартам английского школьного образования таблица умножения должна быть выучена к возрасту 11 лет (планируется ужесточение требования до 9 лет).[8]

Таблица умножения в десятичной системе
×12345678910111213141516 17181920
11234567891011121314151617181920
2246810121416182022242628303234363840
33691215182124273033363942454851545760
448121620242832364044
48
5256606468727680
55101520253035404550556065707580859095100
66121824303642485460667278849096102108114120
7714212835424956637077849198105112119126133140
8816243240
48
566472808896104112120128136144152160
9918273645546372819099108117126135144153162171180
10102030405060708090100110120130140150160170180190200
11112233445566778899110121132143154165176187198209220
121224364860728496108120132144156168180192204216228240
1313263952657891104117130143156169182195208221234247260
1414284256708498112126140154168182196210224238252266280
15153045607590105120
135
150165180195210225240255270285300
16163248648096112128144160176192208224240256272288304320
171734516885102119136153170187204221238255272289306323340
181836547290108126144162180198216234252270288306324342
360
191938577695114133152171190209228247266285304323342361380
2020406080100120140160180200220240260280300320340360380400

Как найти результат по таблице умножения[править | править код]

Чтобы узнать результат произведения 4×8 по таблице умножения, нужно найти четвёрку в левом столбце и восьмёрку в верхней строке, провести от 4 горизонтальную линию и от 8 вертикальную. Клетка, на которой линии встречаются, является произведением (в данном случае 32).

 × 12345678910
112345678910
22468101214161820
336912151821242730
4481216202428323640
55101520253035404550

Помимо широко известного применения классической таблицы умножения для выработки практических навыков умножения натуральных чисел, её можно использовать в некоторых математических доказательствах, например, при выводе формулы суммы кубов натуральных чисел или получении подобного выражения для суммы квадратов[9].

Наряду с таблицей умножения, в некоторых случаях бывают удобны таблицы сложения.

Таблица Кэли — в общей алгебре, таблица, которая описывает структуру конечных алгебраических систем с одной бинарной операцией. Названа в честь английского математика Артура Кэли. Имеет важное значение в дискретной математике, в частности, в теории групп, в которой в качестве операций рассматриваются умножение и сложение. Таблица позволяет определить, является ли группа абелевой, найти центр группы и обратные элементы по отношению к другим элементам в этой группе.

В высшей алгебре таблицы Кэли могут также использоваться для определения бинарных операций в полях, кольцах и других алгебраических структурах. Также они удобны при проведении действий в данных структурах.

Модулярная арифметика[править | править код]

Все остатки от деления на натуральное число образуют кольцо, а от деления на простое число — поле. Это иллюстрируется таблицами умножения:

Таблица умножения в кольце вычетов по модулю 8

×01234567
000000000
101234567
202460246
303614725
404040404
505274163
606420642
707654321

Таблица умножения в поле вычетов по модулю 5

×01234
000000
101234
202413
303142
404321
  1. 1 2 Jane Qiu. Ancient times table hidden in Chinese bamboo strips (англ.) // Nature : journal. — 2014. — 7 January. — DOI:10.1038/nature.2014.14482.
  2. ↑ Например, в Farrar, John. An Elementary Treatise on Arithmetic (англ.).
  3. Maher, David W.; Makowski, John F. Literary evidence for Roman arithmetic with fractions (англ.) // Classical Philology. — 2001. — No. 4 (96). — P. 383.
  4. Депман И. А. История арифметики. Пособие для учителей. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. — С. 196—198. — 28 000 экз.
  5. ↑ Считание удобное : Таблица умножения — карточка электронного каталога РГБ
  6. ↑ Считание удобное : Таблица умножения — карточка каталога Научной библиотеки МГУ
  7. Leslie, John. The Philosophy of Arithmetic; Exhibiting a Progressive View of the Theory and Practice of Calculation, with Tables for the Multiplication of Numbers as Far as One Thousand (англ.). — Edinburgh: Abernethy & Walker, 1820.
  8. ↑ Children must learn times tables by age nine… // Daily Mail, 17.12.2011
  9. Роу С. Геометрические упражнения с куском бумаги. — 2-е изд. — Одесса: Матезис, 1923. — С. 68—72.

Электронная таблица — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 8 правок.

Электронная таблица[1] — компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы[2]. Некоторые программы организуют данные в «листы», предлагая, таким образом, третье измерение.

Электронные таблицы (ЭТ) представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений. Многие расчёты, в частности в области бухгалтерского учёта, выполняются в табличной форме: балансы, расчётные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме. Использование математических формул в электронных таблицах позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Решения многих вычислительных задач, которые раньше можно было осуществить только с помощью программирования, стало возможным реализовать через математическое моделирование в электронной таблице.

Идею электронных таблиц впервые сформулировал американский учёный австрийского происхождения Ричард Маттисич (нем. Richard Mattesich), опубликовав в 1961 году исследование под названием «Budgeting Models and System Simulation»[3]. Концепцию дополнили в 1970 году Рене Пардо (англ. Rene Pardo) и Реми Ландау (англ. Remy Landau), подавшие заявку на соответствующий патент (U.S. Patent 4 398 249). Патентное ведомство отклонило заявку, но авторы через суд добились этого решения.

Общепризнанным родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, который совместно с Бобом Фрэнкстоном разработал программу VisiCalc в 1979 году. Эта электронная таблица для компьютера Apple II стала очень популярной, превратив персональный компьютер из игрушки для технофилов в массовый инструмент для бизнеса.

Впоследствии на рынке появились многочисленные продукты этого класса — SuperCalc, Microsoft MultiPlan (англ.)русск., Quattro Pro, Lotus 1-2-3, Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc, таблицы AppleWorks (англ.)русск. и gnumeric, минималистический Spread32.

Существуют электронные таблицы для мобильных телефонов и карманных персональных компьютеров, в частности SpreadCE.

Также в своё время были достаточно известны программы: Quattro Pro, SuperCalc и VisiCalc.

Таблица Сивцева — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

(!)

Таблица Сивцева — наиболее распространённая на территории бывшего СССР таблица, применяемая для проверки остроты зрения. Таблица названа в честь Дмитрия Александровича Сивцева, советского офтальмолога (1875—1940), который разработал её в 1925 году[1].

В этой таблице содержатся строки печатных букв (всего 12 строк), размер букв уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. Слева каждой строки указано расстояние D{\displaystyle D} (в метрах), с которого их должен видеть человек с нормальным зрением (50,0 метров для верхнего ряда; 2,5 метра — для нижнего). Справа каждой строки указана величина V{\displaystyle V} (в условных единицах) — это острота зрения при чтении букв с расстояния 5 метров (0,1 если глаз видит только верхний ряд; 2,0 — если виден нижний ряд). Нормальное зрение (1,0) — когда человек видит каждым глазом с расстояния 5 метров десятую строку.

Чтобы вычислить размер букв на определённой строке (с погрешностью примерно 1 миллиметр), надо 7 миллиметров разделить на величину V (значение на этой строке). Так, размер букв на верхней строке (V=0,1{\displaystyle V=0,1}) будет 70 миллиметров; на нижней (V=2,0{\displaystyle V=2,0}) — буквы размером 3,5 миллиметра.

При исследовании остроты зрения с другого расстояния (меньше 0,1 — если человек с 5 метров не распознаёт буквы верхнего ряда), проверяемого приближают к таблице и через каждые 0,5 метра спрашивают, пока он не назовёт правильно буквы верхнего ряда. Величина рассчитывается по формуле:

V=dD{\displaystyle V={\frac {d}{D}}}, где

  • V{\displaystyle V} — острота зрения;
  • d{\displaystyle d} — расстояние, с которого проводится исследование;
  • D{\displaystyle D} — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.

Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 с 5 метров использовать оптотипы Поляка.

Офтальмологи, как правило, используют эту таблицу совместно с таблицей Головина.

  • В таблице используются только 7 букв русского алфавита: Ш, Б, М, Н, К, Ы, И
  • Условно принято считать, что глаз с остротой зрения 1,0 способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (160 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра — таким должно быть расстояние между ближайшими палочками буквы «Ш» в десятой строке на проверочной таблице.
  • При эмметропии точка ясного видения находится как бы в бесконечности. Для человеческого глаза бесконечность начинается на расстоянии 5 метров: при расположении предмета не ближе 5 метров на сетчатке глаза с эмметропией собираются параллельные лучи. Именно поэтому проверку остроты зрения осуществляют с такого расстояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *