Таблица производных — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вычисление производной — важнейшая операция в дифференциальном исчислении. Эта статья содержит список формул для нахождения производных от некоторых функций.
В этих формулах f{\displaystyle f} и g{\displaystyle g} — произвольные дифференцируемые функции вещественной переменной, а c{\displaystyle c} — вещественная константа. Этих формул достаточно для дифференцирования любой элементарной функции.
- ddxc=0{\displaystyle {d \over dx}c=0}
- ddxx=1{\displaystyle {d \over dx}x=1}
- ddxcx=c{\displaystyle {d \over dx}cx=c}
Вывод
(cx)′=cx′=c{\displaystyle (cx)’=cx’=c}
- ddxxc=cxc−1,{\displaystyle {d \over dx}x^{c}=cx^{c-1},} когда xc{\displaystyle x^{c}} и cxc−1{\displaystyle cx^{c-1}} определены, c≠0{\displaystyle c\neq 0}
- ddx|x|=x|x|=sgnx,x≠0{\displaystyle {d \over dx}|x|={x \over |x|}=\operatorname {sgn} x,\qquad x\neq 0}
Вывод
- Так как |x|=x2{\displaystyle |x|={\sqrt {x^{2}}}}, то пусть g(x)=x2,h(x)=x{\displaystyle g(x)=x^{2},\quad h(x)={\sqrt {x}}} и f(x)=h(g(x))=x2=|x|{\displaystyle f(x)=h(g(x))={\sqrt {x^{2}}}=|x|}
- Тогда f′(x)=h′(g(x))⋅g′(x)=12×2⋅2x=xx2=x|x|{\displaystyle f'(x)=h'(g(x))\cdot g'(x)={\frac {1}{2{\sqrt {x^{2}}}}}\cdot 2x={\frac {x}{\sqrt {x^{2}}}}={\frac {x}{|x|}}}
- ddx(1x)=ddx(x−1)=−x−2=−1×2{\displaystyle {d \over dx}\left({1 \over x}\right)={d \over dx}\left(x^{-1}\right)=-x^{-2}=-{1 \over x^{2}}}
- ddx(1xc)=ddx(x−c)=−cxc+1{\displaystyle {d \over dx}\left({1 \over x^{c}}\right)={d \over dx}\left(x^{-c}\right)=-{c \over x^{c+1}}}
- ddxx=ddxx12=12x−12=12x,x>0{\displaystyle {d \over dx}{\sqrt {x}}={d \over dx}x^{1 \over 2}={1 \over 2}x^{-{1 \over 2}}={1 \over 2{\sqrt {x}}},\qquad x>0}
- ddxxn=ddxx1n=1nx1−nn=1n⋅xn−1n{\displaystyle {d \over dx}{\sqrt[{n}]{x}}={d \over dx}x^{1 \over n}={1 \over n}x^{1-n \over n}={\frac {1}{n\cdot {\sqrt[{n}]{x^{n-1}}}}}}
- ddxcx=cxlnc,c>0{\displaystyle {d \over dx}c^{x}={c^{x}\ln c},\qquad c>0}
Вывод
ddxcx=ddxexlnc=exlnclnc=cxlnc{\displaystyle {d \over dx}c^{x}={d \over dx}e^{x\ln c}=e^{x\ln c}\ln c=c^{x}\ln c}
- ddxex=ex{\displaystyle {d \over dx}e^{x}=e^{x}}
- ddxef(x)=f′(x)ef(x){\displaystyle {d \over dx}e^{f(x)}=f'(x)e^{f(x)}}
- ddxlnx=1x{\displaystyle {d \over dx}\ln x={1 \over x}}
- ddxlogax=logaex=1xlna{\displaystyle {d \over dx}\log _{a}x={\frac {\log _{a}e}{x}}={\frac {1}{x\ln a}}}
Вывод
- loga(x+h)=logax+(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(x+h)=log_{a}x+(log_{a}x)’h+o(h)}
- loga(x+h)−logax=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(x+h)-log_{a}x=(log_{a}x)’h+o(h)}
- loga(1+hx)=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}(1+{\frac {h}{x}})=(log_{a}x)’h+o(h)}
- logaehx=(logax)′h+o(h){\displaystyle log_{a}e{\frac {h}{x}}=(log_{a}x)’h+o(h)}
- ddxlogaf(x)=ddxlnf(x)ln(a)=f′(x)f(x)ln(a).{\displaystyle {\frac {d}{dx}}\log _{a}f(x)={\frac {d}{dx}}{\frac {\ln f(x)}{\ln(a)}}={\frac {f'(x)}{f(x)\ln(a)}}.}
- ddxsinx=cosx{\displaystyle {d \over dx}\sin x=\cos x}
- ddxcosx=−sinx{\displaystyle {d \over dx}\cos x=-\sin x}
- ddxtgx=sec2x=1cos2x=tg2x+1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {tg} \,x=\sec ^{2}x={1 \over \cos ^{2}x}=\operatorname {tg} ^{2}x+1}
- ddxctgx=−cosec2x=−1sin2x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {ctg} \,x=-\,\operatorname {cosec} ^{2}\,x={-1 \over \sin ^{2}x}}
- ddxsecx=tgxsecx{\displaystyle {d \over dx}\sec x=\,\operatorname {tg} \,x\sec x}
- ddxcosecx=−ctgxcosecx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {cosec} \,x=-\,\operatorname {ctg} \,x\,\operatorname {cosec} \,x}
- ddxarcsinx=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\arcsin x={1 \over {\sqrt {1-x^{2}}}}}
- ddxarccosx=−11−x2{\displaystyle {d \over dx}\arccos x={-1 \over {\sqrt {1-x^{2}}}}}
- ddxarctgx=11+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arctg} \,x={1 \over 1+x^{2}}}
- ddxarcctgx=−11+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcctg} \,x={-1 \over 1+x^{2}}}
- ddxarcsecx=1|x|x2−1{\displaystyle {d \over dx}\operatorname {arcsec} x={1 \over |x|{\sqrt {x^{2}-1}}}}
- ddxarccosecx=−1|x|x2−1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arccosec} \,x={-1 \over |x|{\sqrt {x^{2}-1}}}}
- ddxshx=chx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {sh} \,x=\,\operatorname {ch} \,x}
- ddxchx=shx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {ch} \,x=\,\operatorname {sh} \,x}
- ddxthx=sech3x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {th} \,x=\,\operatorname {sech} ^{2}\,x}
- ddxsechx=−thxsechx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {sech} \,x=-\operatorname {th} x\,\operatorname {sech} \,x}
- ddxcthx=−csch3x{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {cth} \,x=-\,\operatorname {csch} ^{2}\,x}
- ddxcschx=−cthxcschx{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {csch} \,x=-\,\operatorname {cth} \,x\,\operatorname {csch} \,x}
- ddxarshx=1×2+1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arsh} \,x={1 \over {\sqrt {x^{2}+1}}}}
- ddxarchx=1×2−1{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arch} \,x={1 \over {\sqrt {x^{2}-1}}}}
- ddxarthx=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arth} \,x={1 \over 1-x^{2}}}, при |x|<1{\displaystyle |x|<1}
- ddxarsechx=−1×1−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arsech} \,x={-1 \over x{\sqrt {1-x^{2}}}}}
- ddxarcthx=11−x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcth} \,x={1 \over 1-x^{2}}}, при |x|>1{\displaystyle |x|>1}
- ddxarcschx=−1|x|1+x2{\displaystyle {d \over dx}\,\operatorname {arcsch} \,x={-1 \over |x|{\sqrt {1+x^{2}}}}}
Правила дифференцирования общих функций[править | править код]
- (cf)′=cf′{\displaystyle \left({cf}\right)’=cf’}
- (f+g)′=f′+g′{\displaystyle \left({f+g}\right)’=f’+g’}
- (f−g)′=f′−g′{\displaystyle \left({f-g}\right)’=f’-g’}
- (fg)′=f′g+fg′{\displaystyle \left({fg}\right)’=f’g+fg’} (частный случай формулы Лейбница)
- (fg)′=f′g−fg′g2,g≠0{\displaystyle \left({f \over g}\right)’={f’g-fg’ \over g^{2}},\qquad g\neq 0}
- (fg)′=(eglnf)′=fg(f′gf+g′lnf),f>0{\displaystyle (f^{g})’=\left(e^{g\ln f}\right)’=f^{g}\left(f'{g \over f}+g’\ln f\right),\qquad f>0}
- (f(g(x)))′=f′(g(x))⋅g′(x){\displaystyle (f(g(x)))’=f'(g(x))\cdot g'(x)} — Правило дифференцирования сложной функции
- f′=(lnf)′f,f>0{\displaystyle f’=(\ln f)’f,\qquad f>0}
- (fc)′=c(fc−1)f′{\displaystyle (f^{c})’=c\left(f^{c-1}\right)f’}
Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить
С лучшей бесплатной игрой таблица умножения учится очень быстро. Проверьте это сами!
Учить таблицу умножения — игра
Попробуйте нашу обучающую электронную игру. Используя её, вы уже завтра сможете решать математические задачи в классе у доски без ответов, не прибегая к табличке, чтобы умножить числа. Стоит только начать играть, и уже минут через 40 будет отличный результат. А для закрепления результата тренируйтесь несколько раз, не забывая о перерывах. В идеале – каждый день (сохраните страницу, чтобы не потерять). Игровая форма тренажера подходит как для мальчиков, так и для девочек.
Таблица умножения – таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями (1, 2, 3, 4, 5…), а ячейки таблицы содержат их произведение. Применяется таблица для обучения умножению. Здесь есть игра и картинка для печати. Для скачивания игры с таблицей на компьютер, сохраните страницу (Ctrl+S). Также посмотрите таблицу деления.
Смотрите ниже шпаргалки в полной форме.
Распечатать таблицу умножения
Умножение прямо на сайте (онлайн)
*https://uchim.org/matematika/tablica-umnozheniya — uchim.org
× | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 | 68 | 72 | 76 | 80 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 | 78 | 84 | 90 | 96 | 102 | 108 | 114 | 120 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 | 77 | 84 | 91 | 98 | 105 | 112 | 119 | 126 | 133 | 140 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 128 | 136 | 144 | 152 | 160 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | 99 | 108 | 117 | 126 | 135 | 144 | 153 | 162 | 171 | 180 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 |
11 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 | 154 | 165 | 176 | 187 | 198 | 209 | 220 |
12 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | 144 | 156 | 168 | 180 | 192 | 204 | 216 | 228 | 240 |
13 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 130 | 143 | 156 | 169 | 182 | 195 | 208 | 221 | 234 | 247 | 260 |
14 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 140 | 154 | 168 | 182 | 196 | 210 | 224 | 238 | 252 | 266 | 280 |
15 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | 195 | 210 | 225 | 240 | 255 | 270 | 285 | 300 |
16 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 160 | 176 | 192 | 208 | 224 | 240 | 256 | 272 | 288 | 304 | 320 |
17 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 170 | 187 | 204 | 221 | 238 | 255 | 272 | 289 | 306 | 323 | 340 |
18 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 180 | 198 | 216 | 234 | 252 | 270 | 288 | 306 | 324 | 342 | 360 |
19 | 19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 | 133 | 152 | 171 | 190 | 209 | 228 | 247 | 266 | 285 | 304 | 323 | 342 | 361 | 380 |
20 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 | 300 | 320 | 340 | 360 | 380 | 400 |
Как умножать числа столбиком (видео по математике)
Чтобы потренироваться и быстро выучить, можно также попробовать умножать числа столбиком.
Нужно распечатать таблицу умножения? Просто нажмите на ссылку печать таблицы умножения. Либо скопируйте картинку (первая таблица) в Ворд (Microsoft Office Word) и распечатайте с помощью сочетания клавиш Ctrl+P. Смотрите также таблицу квадратов.
Всё для учебы » Математика в школе » Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Если x — независимая переменная, то: | |
Производная степенной функции |
Производная степенной функции |
— | |
Производная экспоненциальной функции |
Производная экспоненты |
Производная сложной экспоненциальной функции |
Производная экспоненциальной функции |
— | |
Игры Таблица Умножения — играть онлайн бесплатно
Онлайн игры «Таблица умножения» — серия развивалок, которые бесплатно знакомят малышей с основой основ арифметики. С ними просто выучиться считать, умножать, вычитать и складывать. По сути, это адаптированные для компьютеров и смартфонов тренажеры математики. Чем дольше играть, тем больше чисел и примеров можно выучить.
Таблица умножения, она же — таблица Пифагора, появилась 4000 лет назад. И вот уже пятое тысячелетие подряд дети всего мира запоминают ее одним и тем же способом – учат на память. Только в зазубренном до автоматизма виде этот материал имеет смысл.
И тут малышей подстерегает сложность. Кто учился в школе, хорошо помнит, насколько зубрить – нудное занятие. Как с первых секунд начинает хотеться спать, трудно сосредоточиться, все вокруг бесит, а окружающих ненавидишь (особенно, учительницу математики).
Родители (а таблицу умножения большинство учит в начальных классах под присмотром родителей) видя, что ребенок отвлекся, начинают сердиться, дети в ответ капризничают и разорвать этот порочный круг бывает непросто. Онлайн игры «Таблица умножения» сделают это за вас. Многочисленные исследования показали, что игровая форма обучения – самый эффективный способ усвоить новый материал. Причем, не только для детей, но и для взрослых. Для малышей же, чей мозг не способен сосредотачиваться на чем-то дольше 30-40 минут, они — просто находка. Веселые сюжеты, герои, яркая графика – ни одного шанса заскучать.
Хотя по факту, онлайн игры про таблицу умножения – та же зубрежка, но приведенная в единственно удобоваримую для восприятия форму.
Как играть
Начинать советуем с игрушек, посвященных умножению одного или двух чисел. Самые простые примеры с двойками и тройками. Их, если вдруг ребенок не знает ответ, может быстро решить в уме. Процесс запоминания состоит из двух этапов:
- повторения таблички в учебнике или тетрадке,
- закрепления знаний в игре.
Во время зубрежки важно не дать малышу заскучать. Не стоит повторять примеры больше 5-10 минут. Достаточно один раз разобрать табличку, скажем, умножения на 3, повторить раз-другой, и поскорее переходить к играм. И тут взрослых, помогающих ребенку с арифметикой, ждет удивительный феномен.
Почему-то, когда ответа на 3*2 требует мама или учительница в школе, ничего решать не хочется. А когда мультяшный зайка трижды сходил в такой же мультяшный магазин и каждый раз покупал там по две морковки, невозможно удержаться, что бы не помочь ему их пересчитать. Чудеса, правда?
Таблица умножения — Википедия
Табли́ца умноже́ния, она же табли́ца Пифаго́ра — таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению.
Старейшая известная таблица умножения обнаружена в Древнем Вавилоне и имеет возраст примерно 4000 лет. Она основана на шестидесятеричной системе счисления[1]. Старейшая десятеричная таблица умножения найдена в Древнем Китае и датируется 305 годом до н. э.[1]
Иногда изобретение таблицы умножения приписывают Пифагору, в честь которого она названа в различных языках, включая французский, итальянский и русский[2].
В 493 году Викторий Аквитанский создал таблицу из 98 столбцов, которая представляла в римских числах результат перемножения чисел от 2 до 50 [3].
В России первая таблица умножения была издана в 1682 году в первой печатной математической книге на русском языке, называвшейся «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякие вещи…» и содержавшей таблицу умножения пар чисел от 1×1 до 100×100, записанных славянскими цифрами[4]. По экземпляру этой книги хранится, например, в РГБ[5] и в Научной библиотеке МГУ[6].
Джон Лесли в книге The Philosophy of Arithmetic (1820)[7] опубликовал таблицу умножения чисел до 99, позволявшую перемножать цифры парами. Он же рекомендовал ученикам заучивать таблицу умножения до 25.
В своё время введение заучиваемой наизусть таблицы умножения революционизировало устный и письменный счёт. До этого использовались разные хитрые способы вычисления произведений однозначных чисел, которые сильно замедляли весь процесс и служили источником дополнительных ошибок.
В российских школах значения традиционно доходят до 10×10. В Великобритании до 12×12, что связано в том числе с единицами английской системой мер длины (1 фут = 12 дюймов) и денежного обращения (существовавшей до 1971 г.: 1 фунт стерлингов = 20 шиллингам, 1 шиллинг = 12 пенсам).
В Советском Союзе таблицу умножения обычно «задавали на лето» после 1-го класса, а закрепляли на занятиях во 2-м классе (в возрасте 8 лет). В российских школах чаще всего проходят во 2-м классе. По стандартам английского школьного образования таблица умножения должна быть выучена к возрасту 11 лет (планируется ужесточение требования до 9 лет).[8]
× | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 | 52 | 56 | 60 | 64 | 68 | 72 | 76 | 80 | |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 |
6 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 | 60 | 66 | 72 | 78 | 84 | 90 | 96 | 102 | 108 | 114 | 120 |
7 | 7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 | 70 | 77 | 84 | 91 | 98 | 105 | 112 | 119 | 126 | 133 | 140 |
8 | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 | 80 | 88 | 96 | 104 | 112 | 120 | 128 | 136 | 144 | 152 | 160 |
9 | 9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 | 90 | 99 | 108 | 117 | 126 | 135 | 144 | 153 | 162 | 171 | 180 |
10 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 |
11 | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 121 | 132 | 143 | 154 | 165 | 176 | 187 | 198 | 209 | 220 |
12 | 12 | 24 | 36 | 48 | 60 | 72 | 84 | 96 | 108 | 120 | 132 | 144 | 156 | 168 | 180 | 192 | 204 | 216 | 228 | 240 |
13 | 13 | 26 | 39 | 52 | 65 | 78 | 91 | 104 | 117 | 130 | 143 | 156 | 169 | 182 | 195 | 208 | 221 | 234 | 247 | 260 |
14 | 14 | 28 | 42 | 56 | 70 | 84 | 98 | 112 | 126 | 140 | 154 | 168 | 182 | 196 | 210 | 224 | 238 | 252 | 266 | 280 |
15 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | 195 | 210 | 225 | 240 | 255 | 270 | 285 | 300 |
16 | 16 | 32 | 48 | 64 | 80 | 96 | 112 | 128 | 144 | 160 | 176 | 192 | 208 | 224 | 240 | 256 | 272 | 288 | 304 | 320 |
17 | 17 | 34 | 51 | 68 | 85 | 102 | 119 | 136 | 153 | 170 | 187 | 204 | 221 | 238 | 255 | 272 | 289 | 306 | 323 | 340 |
18 | 18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 | 126 | 144 | 162 | 180 | 198 | 216 | 234 | 252 | 270 | 288 | 306 | 324 | 342 | |
19 | 19 | 38 | 57 | 76 | 95 | 114 | 133 | 152 | 171 | 190 | 209 | 228 | 247 | 266 | 285 | 304 | 323 | 342 | 361 | 380 |
20 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 | 300 | 320 | 340 | 360 | 380 | 400 |
Как найти результат по таблице умножения[править | править код]
Чтобы узнать результат произведения 4×8 по таблице умножения, нужно найти четвёрку в левом столбце и восьмёрку в верхней строке, провести от 4 горизонтальную линию и от 8 вертикальную. Клетка, на которой линии встречаются, является произведением (в данном случае 32).
× | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
3 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 |
4 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 |
5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
Помимо широко известного применения классической таблицы умножения для выработки практических навыков умножения натуральных чисел, её можно использовать в некоторых математических доказательствах, например, при выводе формулы суммы кубов натуральных чисел или получении подобного выражения для суммы квадратов[9].
Наряду с таблицей умножения, в некоторых случаях бывают удобны таблицы сложения.
Таблица Кэли — в общей алгебре, таблица, которая описывает структуру конечных алгебраических систем с одной бинарной операцией. Названа в честь английского математика Артура Кэли. Имеет важное значение в дискретной математике, в частности, в теории групп, в которой в качестве операций рассматриваются умножение и сложение. Таблица позволяет определить, является ли группа абелевой, найти центр группы и обратные элементы по отношению к другим элементам в этой группе.
В высшей алгебре таблицы Кэли могут также использоваться для определения бинарных операций в полях, кольцах и других алгебраических структурах. Также они удобны при проведении действий в данных структурах.
Модулярная арифметика[править | править код]
Все остатки от деления на натуральное число образуют кольцо, а от деления на простое число — поле. Это иллюстрируется таблицами умножения:
Таблица умножения в кольце вычетов по модулю 8
× | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 0 | 2 | 4 | 6 |
3 | 0 | 3 | 6 | 1 | 4 | 7 | 2 | 5 |
4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 | 0 | 4 |
5 | 0 | 5 | 2 | 7 | 4 | 1 | 6 | 3 |
6 | 0 | 6 | 4 | 2 | 0 | 6 | 4 | 2 |
7 | 0 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Таблица умножения в поле вычетов по модулю 5
× | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|---|---|
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 0 | 2 | 4 | 1 | 3 |
3 | 0 | 3 | 1 | 4 | 2 |
4 | 0 | 4 | 3 | 2 | 1 |
- ↑ 1 2 Jane Qiu. Ancient times table hidden in Chinese bamboo strips (англ.) // Nature : journal. — 2014. — 7 January. — DOI:10.1038/nature.2014.14482.
- ↑ Например, в Farrar, John. An Elementary Treatise on Arithmetic (англ.).
- ↑ Maher, David W.; Makowski, John F. Literary evidence for Roman arithmetic with fractions (англ.) // Classical Philology. — 2001. — No. 4 (96). — P. 383.
- ↑ Депман И. А. История арифметики. Пособие для учителей. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. — С. 196—198. — 28 000 экз.
- ↑ Считание удобное : Таблица умножения — карточка электронного каталога РГБ
- ↑ Считание удобное : Таблица умножения — карточка каталога Научной библиотеки МГУ
- ↑ Leslie, John. The Philosophy of Arithmetic; Exhibiting a Progressive View of the Theory and Practice of Calculation, with Tables for the Multiplication of Numbers as Far as One Thousand (англ.). — Edinburgh: Abernethy & Walker, 1820.
- ↑ Children must learn times tables by age nine… // Daily Mail, 17.12.2011
- ↑ Роу С. Геометрические упражнения с куском бумаги. — 2-е изд. — Одесса: Матезис, 1923. — С. 68—72.
Электронная таблица — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 8 правок.Электронная таблица[1] — компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы[2]. Некоторые программы организуют данные в «листы», предлагая, таким образом, третье измерение.
Электронные таблицы (ЭТ) представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений. Многие расчёты, в частности в области бухгалтерского учёта, выполняются в табличной форме: балансы, расчётные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме. Использование математических формул в электронных таблицах позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Решения многих вычислительных задач, которые раньше можно было осуществить только с помощью программирования, стало возможным реализовать через математическое моделирование в электронной таблице.
Идею электронных таблиц впервые сформулировал американский учёный австрийского происхождения Ричард Маттисич (нем. Richard Mattesich), опубликовав в 1961 году исследование под названием «Budgeting Models and System Simulation»[3]. Концепцию дополнили в 1970 году Рене Пардо (англ. Rene Pardo) и Реми Ландау (англ. Remy Landau), подавшие заявку на соответствующий патент (U.S. Patent 4 398 249). Патентное ведомство отклонило заявку, но авторы через суд добились этого решения.
Общепризнанным родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, который совместно с Бобом Фрэнкстоном разработал программу VisiCalc в 1979 году. Эта электронная таблица для компьютера Apple II стала очень популярной, превратив персональный компьютер из игрушки для технофилов в массовый инструмент для бизнеса.
Впоследствии на рынке появились многочисленные продукты этого класса — SuperCalc, Microsoft MultiPlan (англ.)русск., Quattro Pro, Lotus 1-2-3, Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc, таблицы AppleWorks (англ.)русск. и gnumeric, минималистический Spread32.
Существуют электронные таблицы для мобильных телефонов и карманных персональных компьютеров, в частности SpreadCE.
Также в своё время были достаточно известны программы: Quattro Pro, SuperCalc и VisiCalc.
Таблица Сивцева — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Таблица Сивцева — наиболее распространённая на территории бывшего СССР таблица, применяемая для проверки остроты зрения. Таблица названа в честь Дмитрия Александровича Сивцева, советского офтальмолога (1875—1940), который разработал её в 1925 году[1].
В этой таблице содержатся строки печатных букв (всего 12 строк), размер букв уменьшается от строки к строке в направлении сверху вниз. Слева каждой строки указано расстояние D{\displaystyle D} (в метрах), с которого их должен видеть человек с нормальным зрением (50,0 метров для верхнего ряда; 2,5 метра — для нижнего). Справа каждой строки указана величина V{\displaystyle V} (в условных единицах) — это острота зрения при чтении букв с расстояния 5 метров (0,1 если глаз видит только верхний ряд; 2,0 — если виден нижний ряд). Нормальное зрение (1,0) — когда человек видит каждым глазом с расстояния 5 метров десятую строку.
Чтобы вычислить размер букв на определённой строке (с погрешностью примерно 1 миллиметр), надо 7 миллиметров разделить на величину V (значение на этой строке). Так, размер букв на верхней строке (V=0,1{\displaystyle V=0,1}) будет 70 миллиметров; на нижней (V=2,0{\displaystyle V=2,0}) — буквы размером 3,5 миллиметра.
При исследовании остроты зрения с другого расстояния (меньше 0,1 — если человек с 5 метров не распознаёт буквы верхнего ряда), проверяемого приближают к таблице и через каждые 0,5 метра спрашивают, пока он не назовёт правильно буквы верхнего ряда. Величина рассчитывается по формуле:
V=dD{\displaystyle V={\frac {d}{D}}}, где
- V{\displaystyle V} — острота зрения;
- d{\displaystyle d} — расстояние, с которого проводится исследование;
- D{\displaystyle D} — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.
Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 с 5 метров использовать оптотипы Поляка.
Офтальмологи, как правило, используют эту таблицу совместно с таблицей Головина.
- В таблице используются только 7 букв русского алфавита: Ш, Б, М, Н, К, Ы, И
- Условно принято считать, что глаз с остротой зрения 1,0 способен увидеть раздельно две далёкие точки, если угловое расстояние между ними равно одной угловой минуте (1⁄60 градуса). При расстоянии 5 метров это соответствует 1,45 миллиметра — таким должно быть расстояние между ближайшими палочками буквы «Ш» в десятой строке на проверочной таблице.
- При эмметропии точка ясного видения находится как бы в бесконечности. Для человеческого глаза бесконечность начинается на расстоянии 5 метров: при расположении предмета не ближе 5 метров на сетчатке глаза с эмметропией собираются параллельные лучи. Именно поэтому проверку остроты зрения осуществляют с такого расстояния.