Учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему: План-конспект урока по литературе Святогор и Микула Селянинович
Конспект урока по теме: Былина «Святогор и Микула Селянинович».
Цель:
выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;
развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса по программе Г.С. Меркина, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
Ход урока.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Беседа.
— Назовите литературные роды. Какие жанры соответствуют этим родам?
— Дайте понятие термину «фольклор».
— С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?
— Как вы думаете, к какому жанру относятся былины?
2.Обращение к домашнему заданию.
Рассказ о художественном мире былин по тезисному плану, предложенному в учебнике.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
1. Слово учителя. Беседа.
— Прочитайте определение былины в учебнике. (Былина — эпическое произведение русского фольклора; название русских эпических песен.)
Вывод: В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.
Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.
— Назовите героев былин. Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.
2.Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».
— Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?
— Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.
— Какой облик принимают в былинах обычные слова?
3. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о Т.Г. Рябинине.
Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 — 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 — 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».
Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.—дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».
В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.
В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.
4.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
Лексическая работа: Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.
5. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».
— Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?
-Слово учителя:
Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.
Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.
— Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?
-. Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.
— Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?
-Сообщение учащихся об образе Микулы Селяниновича в живописи. Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Святогору и Микуле Селяниновичу. (А.Рябушкин «Микула Селянинович», Н.Рерих «Микула Селянинович», «Святогор», Врубель «Микула Селянинович», В.М.Васнецов «Микула Селянинович», А.Синякин «Святогор», К.Васильев «Дар Святогора Илье Муромцу»).
-Сообщение учащегося о Святогоре.
Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.
В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.
— Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.
6. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».
— Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?
Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.
Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).
— Найдите в тексте такие формулы.
Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.
— Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?
В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.
Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.
IV. Подведение итогов урока.
— В чём глубокий иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»?
Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.
Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.
Письменный ответ на вопросы:
— К какому роду литературы можно отнести былины?
-Чем былина отличается от сказки?
— Чем похожа на сказку?
— Почему Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича и поднять его сумочку?
— Какова роль гиперболы, какую мысль хотел передать народ?
V. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
2. Прочитать статью учебника «В поэтическом мире былины».
3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).
ГДЗ литература 7 класс, Коровина В.Я., ищу ответ на вопрос. В чем «тайна всевластия» былин?
Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.
Былины (от слова «быль») — произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах.
Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах.
Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов.
На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи.
Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги?
Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки.
Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю.
Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить.
Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге.
Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия.
Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций.
В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях.
В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.
Составьте тезисный план текста, заранее
былинные герои главная мысль былин высокая ценность крестьянского труда. однако неверно представлять слагателей былин людьми, которых интересовали лишь земледельческие
былинами о труде пахарей и торговых делах предваряются поэтические повествования о воинской доблести и ратных под- вигах. главные герои былин тич и алёша попович. илья муромец, вставший на ноги только в зрелом возрасте, старается наверстать упушенное и покида- ет родное село карачарово, чтобы стать воином и служить ру- си. дело, за которое взялся илья, доброе: отец с матерью бла- гословили его. первый подвиг ильи соловьём-разбойником. загородил соловей нужную народу илья муромец, добрыня ники- победа над чудовищем руси прямую дорогу очистил прямоезжую дорогу илья-богатырь. принятый службу грозного калина-царя платить дань руси. нет в киеве богатыря сильнее ильи муромца.
достойный сподвижник ильи убил тугарина змеевича за то, что тот оскорбил приходится ездить окольной, долгой. ен к великому киевскому князю владимиру, илья заставил алёша попович. на поедин- ке он честь вели- кого киевского князя и посягнул на независимость руси. алёша порой бывает нетвёрд в своих обещаниях, пускается на обман так случилось в о неудавшейся его женитьбе на добры- ниной жене, но в воинских делах он отважен, предан долгу.
пример верности воинскому и патриотическому долгу явил добрыня никитич: он побил огненного змея, свершил труд- и ное дело, требовавшее много отваги и мужества. опорой и под- держкой добрыне служило материнское слово она благосло- вила сына на воинский подвиг. добрыня освободил огромный полон», многих царей, королей, захваченных чудови- щем. вышли на свободу томившиеся в змеиных норах люди, княжеская племянница забава потятична.
герои былин койствия и благополучия руси, они защищают родную землю от всех, кто посягает на её свободу певцы подняли воинский подвиг на высоту самого богатыри бьются с врагами во имя спо- и самостоятельность. народные благородного деяния, но захват чужих земель, чужих богатств они осудили.
богатыри-воины выходцы из разных сословий крестьянский сын, добрыня сын попа. но при всём различии богатыри едины в любви к своей земле. певцы знали, что ша борьба за независимость и це- лостность земли, когда угрожает жестокий неумоли- мый враг, должна отодвинуть в сторону все споры и различия между
таков круг главных идей былин. поэтическое понятие о «бо- гатырской воинскому долгу, служения родине во имя её мирного труда, заставе» стало синонимом мужественной верности счастья и благополучия.
Как создать тезисный 📍 план по теме былинные герои
почему в жизни так важно понимать друг друга?
в жизни действительно важно понимать друг друга, потому что это необходимо для нас самих. мы часто не понимаем друг друга, хотя разговариваем на одном и том же языке, хотя люди, разговаривая на разных языках, возможно, понимают друг друга гораздо два человека, десять обьединяются в группу, коллектив, чтобы сделать одно дело, но ведь нельзя это сделать, не понимая друг друга, и останутся отдельно взятые два или десять человек, так и не ставшие
для чего же так важно стать чтобы одно общее дело было сделано идеально, потому что каждый внесёт в него свою лепту и при этом не мешая другим вносить свою, понимая как это для другого важно поучаствовать в общем понимать окружающих- это, значит, быть к ним не равнодушным, сопереживать с ними, жить их радостями или например, если у человека случается какое-то страшное горе и в этот момент надо словами, отношением, лаской показать, что тебе небезразлично, что ты понимаешь, как ему плохо и стараешься и человек видит, что его пытаются поддержать морально, и это значит, что ты понимаешь, что надо поддержать человека и он это даже не на каком-то моральном уровне нужно понимать людей, но и просто
однажды мне рассказали один случай 90-х годов, как женщина в годах уже пришла к себе домой и с ней жила пожилая мама, пришла и рассказывает, что ельцин приехал в пермь, а она видимо была на его выступлении, видела, что он говорил, куда ездил и под конец рассказа вдруг её мама ей говорит: а ты знаешь, ксюша, а ведь ельцин в пермь а про что ей дочь полтора часа рассказывала, вот что значит даже слушать человека не понимать, что он говорит, зарывшись в свои проблемы, есть только я ,я сам себя понимаю и
нужно понимать друг друга, чтобы знать, что человеку хочется в данный момент и сделать как будет лучше, ведь даже без слов можно всё сделать правильно и договориться со всеми, если вы их понимаете, хорошо знаете, как говорится, вы с ними на одной почему возникают войны потому что нет у людей понимания, не могут договориться они, вот и решили, как будто после войны что-то это ложно воспринимается, что вроде кулаками и поняли друг друга ,а ведь просто то кто победил в битве, тот просто становится главнее ,а другой подчиняться будет ему, но понимание не придёт, а если поговорить, всё выяснить, то возможно и мир лучше будет и все будут равны в этом
важно понимать, чтобы было комфортно другим, чтобы ты был кем-то в глазах других, чтобы ваши мнения совпадали и так легче будет доказать свою правоту всем остальным, если есть люди, которые понимают