Типы шрифта: Шрифт — Википедия – Что такое шрифты — их виды и классификация с примерами

Содержание

Типы шрифтов

Выяснение различных типов шрифтов может привести к путанице. Может показаться, что есть множество различных типов шрифтов, но ключевые из них: serif, sans-serif, script, monospace и display (плюс несколько подкатегорий).

Типография - это творческая дисциплина, ориентированная на дизайн символов для алфавитов по всему миру – латиница, кириллица, арабский... список можно продолжать.

Будучи такой технической дисциплиной, она, по-видимому, разработала свой собственный язык. Кроме того, с развитием программного обеспечения, позволяющего любому человеку создавать свой собственный шрифт, число доступных шрифтов растет, как никогда раньше.

Не все они идеальны, многие могут никогда не найти применения. Но здесь мы вернемся к основам и рассмотрим основные типы шрифтов, которые вам нужно знать.

Типы шрифтов:

  • С Засечками (serif)
  • Без засечек (sans-serif)
  • Рукописные (script)
  • Моноширинные (monospace)
  • Экранные (display)

С засечками (Serif)

Определяющая особенность: расширения в конце штрихов символов

Основное применение: печать

Классические примеры: Bodoni, Caslon, Trajan, Eames Century Modern

У классического шрифта есть засечки – элементы, которые находятся на концах штрихов, составляющих буквы.

Шрифты с засечками

Шрифты с засечками имеют расширения в конце штрихов символов

Хотя засечки наводят на мысль о штрихах, соединяющих рукописный почерк, на самом деле они восходят к выгравированным буквам римского периода. Таким образом, засечки неразрывно связаны с самим латинским алфавитом.

Шрифты с засечками в римских надписях

Шрифты с засечками имеют свои корни в римских надписях

Наборщики и типографы со временем обнаружили, что хорошо продуманный шрифт с засечками может иметь большое значение для удобочитаемости и экономии пространства. Засечки помогают глазу переходить от одного символа к другому, от одного слога к другому, придавая печатным словам мгновенно узнаваемую форму.

Они считаются превосходными для написания текста в книгах и журналах. Сложнее был переход на цифровой формат, где разборчивость засечек зависит от качества дисплея.

Шрифт с засечками Rockwell

Не все засечки кажутся классическими - монотипия Rockwell одновременно сильна и несентиментальна

Наряду с X-высотой, пропорциями, контрастностью (толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов), засечки предлагают типографам фантастический способ придать своим творениям... характер. Рапиро-тонкие засечки Bodoni, особенность которых нравится многим дизайнерам. Засечки Copperplate являются острыми, короткими и отличительными, в то время как Rockwell – это архетипическая засечка плита, в которой очень мало контраста между толщиной засечек и основными штрихами.

Помимо Bodoni, классика включает в себя шрифт 18-го века Caslon; Trajan, который берет вдохновение непосредственно от римских буквенных сокращений; и Eames Century Modern для дизайна 20-го века - информированное чувство.

Без засечек (Sans-serif)

Определяющая особенность: никаких расширений в конце буквенных штрихов

Основное применение: экранный тип

Классические примеры: Helvetica, Gotham, Akzidenz Grotesk, Futura

Первоначально разработанные для отображения, шрифты без засечек были доработаны так, чтобы они хорошо работали в качестве основного текста и других элементов макета, таких как подписи и аннотации. Отсутствие узких и неудобных засечек означает, что они лучше работают на экранах, что делает их превосходными для веб-сайтов и приложений.

Они популярны в корпоративном контексте, часто рассматриваются как гарнитуры «большой технологии». Дизайнеры считают их особенно полезными для постеров, вывесок и цифровых экранов.

Шрифт Sans-Serif Futura

Sans-Serif Futura сегодня является шрифтом Dolce & Gabbana, Calvin Klein и Absolut Vodka

На самом деле политика - актуальная тема в разработке шрифтов без засечек. Первые из них, такие как

Akzidenz Grotesk, были разработаны в конце 19-го века с рациональной целью создания четких вывесок и разборчивых заголовков. Это может показаться не революционным, но идея улучшения читабельности наряду с грамотностью была идеалом утопических и социалистических движений по всей Европе.

Отказ от засечек как от регалий прошлого не только создавал проблемы в дизайне для типографов начала 20-го века, но и приводил к конфликту с правом. Например, Пол Реннер, который разработал шрифт Futura, был арестован третьим рейхом в 1933 году. Его модернистская философия не приветствовалась при режиме, поддерживающем жесткие старые шрифты Blackletter.

Шрифт Johnston

Sans-serif Johnston полон гениальных штрихов

Реннер и позже Ян Чичольд полагали, что чистые, эффективные шрифты могут быть разработаны с использованием основных строительных блоков геометрии – кругов, треугольников и квадратов. Гуманистические типографы, такие как Эдвард Джонстон, смягчили этот подход, введя вариацию ширины и признав, что, например, О не обязательно должна быть совершенным кругом и может быть более читаемым и эффективным, как более узкий овал.

После ареста Реннер бежал в Швейцарию, где он оказал влияние на швейцарский модернизм, движение, которое произвело самый могущественный из всех шрифт без засечек: Helvetica.

Рукописные (Script)

Определяющая особенность: подражание почерку или каллиграфии

Основное применение: Различный

Примеры: Shelley, Bickham

Рукописные шрифты имитируют функции, которые вы найдете в рукописном тексте. В результате есть много разных стилей. В некоторых современных шрифтах прослеживается попытка изящно воспроизвести естественный поток письма с помощью концевых штрихов, которые для акцента отбрасываются назад под буквы.

Другие берут подлинность в другом направлении, изображая более чистые стили рукописного текста - нацарапанный, неуклюжий и практичный. Между тем, более старые шрифты отражают рукописный стиль обученных писцов или каллиграфов.

Стоит подчеркнуть, что не все шрифты имитируют рукописное написание. Например, многие старомодные или готические шрифты состоят из каллиграфических букв, не соединяющихся вместе.

Шрифт Bellissima для этикеток и свадебных приглашений

Легкая и воздушная Bellissima - это фаворит для роскошных этикеток и свадебных приглашений

В эпоху машин - механические, а затем и цифровые - рукописные шрифты предлагают противоядие от геометрического совершенства и массового внешнего вида шрифтов без засечек. По иронии судьбы именно интеллектуальный и адаптивный компьютерный код цифровой эпохи позволил создавать шрифты, которые показывают слабые места в потоке рукописного текста.

Старомодный готический шрифт Osgard Pro

Многие старомодные готические шрифты (такие как Osgard Pro) имитируют каллиграфические надписи

При поиске скриптовых шрифтов дизайнеры обычно ищут уникальный внешний вид. Ни один рукописный шрифт не имеет профиль Times New Roman или

DIN, например.

Однако Shelley и Bickham входят в число классических и оба очень элегантны. Bellissima светла и воздушна, и была хитом для студии Sudtipos. Для более мужественных надписей попробуйте Christopher Hand или Black Jack.

Большинство рукописных шрифтов попадают в категорию экранных шрифтов и обычно используются для обложек книг и проектов, где требуется уникальный и аутентичный внешний вид.

Моноширинный, или непропорциональный шрифт (Monospace)

Определяющая особенность: каждый символ занимает одно и то же горизонтальное пространство

Основное применение: кодирование

Примеры: FF Trixie, Incomeolata

Подавляющее большинство шрифтов пропорциональны и обеспечивают различное количество горизонтального пространства для каждой буквы. Строчная буква L является самой узкой, O занимает больше места, а W еще шире. Аналогично, прописная буква обычно требует больше места, чем строчная. Тем не менее, Моноширинные шрифты дают каждому символу одинаковое количество пространства.

Моноширинные шрифты

Моноширинные шрифты, такие как Inconsolata, являются фаворитом для компьютерного программирования

Первоначально эти шрифты разрабатывались для пишущих машинок и других печатных машин. Courier, разработанный Говардом Кеттлером для типографских машин IBM, является самым известным шрифтом в этой категории и представляет собой печатный шрифт. Как и IBM, Olivetti создала целый ряд различных типов букв для своих машин. Когда были изобретены пишущие машинки, способные к пропорциональным буквам, моноширинные шрифты стали аномалией по ностальгическим и эстетическим причинам.

Однако они возродились с появлением ранних компьютеров. Ограничения памяти и кода означали, что на каждую букву вновь выделялось определенное количество места. По сей день многие программисты работают в монопространственной среде.

Альбом Аланиса Мориссетта  Jagged Little Pill  моноширинный шрифт печатной машинки Harting

В альбоме Аланиса Мориссетта 1995 года Jagged Little Pill использовался моноширинный шрифт печатной машинки Harting

С другой стороны, дизайнеры выбирают моноширинные шрифты, когда хотят придать тексту или надписи ретро-образ. Такие шрифты, как FF Trixie и Chapter 11, имитируют грубый результат нажатия клавиши пишущей машинки на ленту, когда остается отпечаток на бумаге. Более чистые и элегантные варианты включают Inconsolata, GT Pressura Mono и Nitti. Кроме того, доступны моноширинные версии многих популярных шрифтов, таких как Helvetica и DIN.

Экранные шрифты (Display)

Определяющая особенность: не предназначен для основного текста

Главная польза: заголовки и реклама

Примеры: Bella, Karloff, Neu Alphabet, Impact

Экранные шрифты специально разработаны для вывесок, рекламы и заголовков, а не для основного текста. Это может быть serif, sans, script, monospace или одна из многих специализированных подкатегорий.

Большинство экранных шрифтов предназначены для максимальной удобочитаемости при больших размерах. Все чаще экранные шрифты создаются для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Для бескомпромиссной элегантности есть

Bella, которая щеголяет своим крайним контрастом. Попробуйте Karloff, с его обратным контрастом. Neu Alphabet говорит о классическом футуризме. Impact - это постмодернистский Sans, который был настолько острым, когда он был представлен в 1965 году, что он просто убил свое собственное влияние на будущих дизайнеров.

Шрифт Neo Deco, разработанный Алексом Трочутом

Разработанный Алексом Трочутом, Neo Deco выиграл премию D&AD и все еще выглядит современно

Оцифровка типографики показала, как дизайнеры раздвигают границы – смотрите Neo Deco, например, который включает огромные, толстые вертикальные штрихи с десятками тонких линий. Шрифты, которые имеют пробелы внутри каждой буквы, стали популярными в своем разнообразии и привлекательности и больше не выглядят как анахронизм 1970-х годов. Трехмерные шрифты предлагают целый ряд новых возможностей не только с выдавливаниями и тенями, но и литерность которых выглядит архитектурно построенной.

Трафаретный шрифт Eames Century Modern

Трафаретные шрифты – такие как эта версия Eames Century Modern - это одна из подкатегорий экранных шрифтов

Конечно, есть множество традиционных экранных шрифтов для распространения сообщений, от Cooper Black и Avant Garde до Metropolis и Old English Text.

Источник

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

10 советов по выбору идеального шрифта для презентации

Ежедневно PowerPoint или другое программное обеспечение используют по всему миру для создания тысяч презентаций. И текстовое наполнение является важной частью удачной презентации.

Почему бы не сделать использование шрифтов более эффективным, чтобы текст в презентации воспринимался правильно?

Эти десять советов по работе с текстом и наша коллекция шрифтов помогут вам сделать успешную презентацию.

1-34

Совет 1 — Резкий контраст между шрифтом и фоном

Первая и самое главное правило использования шрифтов в презентации — это убедиться, что есть резкий контраст между цветом шрифтов на слайде и цветом фона слайда. Маленький контраст = Плохая читаемость.

Совет 2 — Использование стандартных шрифтов

21ff3ddc-b2dc-11e3-a1f4-14dae9b62a82-e1440991112938

Придерживайтесь шрифтов, которые являются общими для каждого компьютера. Независимо от того, как бы сказочно, по вашему мнению, не выглядит ваш шрифт, если на другом компьютере он не установлен, то будет заменен на другой шрифт — часто при этом искажая внешний вид текста на слайде. Выберите шрифт, который подходит для тона вашей презентации. К примеру, для группы стоматологов, выберите простые шрифты.

Если ваша презентация нацелена на маленьких детей, то в этом случае вы можете использовать шрифт из категории » funky». Однако, если этот шрифт не установлен на компьютере представляющего, убедитесь, что нужный шрифт внедрен в вашу презентации. Это увеличит размер файла презентации, но, по крайней мере, ваши шрифты будут выглядеть, так как вы хотели.

Совет 3 – Согласованность шрифтов

Будьте последовательными. Придерживайтесь двух, максимум, трех шрифтов для всей презентации. Используйте режим образца слайдов, прежде чем начать ввод текста, чтобы установить выбранные шрифты на слайдах. Это позволит избежать необходимости редактировать каждый слайд по отдельности.

Совет 4 — Типы шрифтов

Шрифты бывают с засечками, то есть с хвостиками, прикрепленными к каждой букве. Times New Roman является примером шрифта с засечками. Эти типы шрифтов облегчают чтение большого объема текста на слайдах (но, по возможности, делая презентацию, надо избегать больших объемов). Газеты и журналы используют шрифты с засечками в статьях для лучшего восприятия текста.

Шрифты без засечек (или рубленые) — шрифты, у которых основные и соединительные штрихи практически одной толщины. Эти шрифты отлично подходят для заголовков на слайдах. Примерами служит коллекция шрифтов: Arial, Tahoma или Verdana.

44f773d4-4e36-11e4-ae9b-14dae9b62a82-e1440991090300

Совет 5 — Не используйте все заглавные буквы

Избегайте использования всех заглавных букв — даже для заголовков. Все «Капсы» воспринимаются как КРИК, и слова становятся более трудными для восприятия.

Совет 6 — использовать разные шрифты для заголовков и элементов маркированного списка

Выберите другой шрифт для заголовков и пунктов маркированного списка. Это делает текст более интересным. Выделяйте текст жирным, когда это возможно, это позволит презентации быть легко читаемой и в конце комнаты.

Совет 7 — Избегайте скриптовых шрифтов

Избегайте скриптовых шрифтов всегда. Эти шрифты трудно воспринимаются при чтении. В затемненной комнате, и особенно в конце помещения их почти невозможно расшифровать. К скриптовым шрифтам относятся следующая коллекция шрифтов — каллиграфические, рукописные или готические.

3a42c80a-7f5d-11e3-bd01-14dae9b62a82-e1440991046753

Cовет 8 — Использование курсива в умеренных дозах

Избегайте выделения всего текста в презентации курсивом. Используйте курсив только в некоторых местах для акцента или цитаты, при этом убедитесь, что этот фрагмент текста также выделен жирным шрифтом. Курсив имеет такую же проблему, что и скриптовые шрифты — его часто трудно читать, и в больших объемах он делает текст сложным для восприятия.

Совет 9 — Делать шрифт большого размера для лучшей читаемости

Не используйте в презентации размер шрифта менее чем 18 пп. А вообще предпочтительнее выбирать шрифт в 24 точки в качестве минимального размера. Это не только позволит заполнить слайд, так что не останется много пустого пространства, но и позволит также ограничивать ваш текст на слайде. Слишком много текста на слайде служит доказательством того, что вы новичок в создании презентации.

Примечание: не все размеры шрифтов одинаковы. Например, визуально текст написанный Times New Roman с размером в 24 пп. будет меньше, чем текст того же размера при использовании шрифта Arial.

Совет 10 — Сделайте использование анимации «тусклый текст» для списков

Используйте возможности анимации для создания функции » тусклый текст» для маркированных списков. Это сделает акцент на текущем пункте доклада и вынесет его на передний план. Функция «тусклый текст» создается при помощи эффекта «Растворение», который вы можете добавить к маркированному списку в презентации PowerPoint. Это позволяет эффективно отвести текст предыдущих пунктов на второй план, но в то же время оставляя его видным для прочтения.

А текущий пункт, о котором вы рассказываете, выходит на первый план, что позволит слушателям сконцентрировать на нем все внимание.

234633-font-e1440991126902

5 популярных шрифтов для оформления презентаций

Каждый компьютер поставляется с определённой коллекцией шрифтов, предварительно установленных в качестве стандартных. Вполне вероятно, вы не знаете, того, что некоторые из этих шрифтов фундаментальны для использования их в презентациях!

Я перечислю свою любимую подборку, пройдясь по коллекции шрифтов, которую использую в презентациях в первую очередь. Я использую эти шрифты также и из соображений совместимости с другими компьютерами.

Конечно же, вы спросите, что это за шрифты такие?

Без дальнейших проволочек, представляю вам мою пятёрку классических шрифтов, которые будут хорошо выглядеть в любой презентации, если вы знаете, как правильно их использовать!

#1 Helvetica

helv-e1440991138123

Скорее всего, вы 100 раз уже слышали рекомендации по использованию этого шрифта. И что Helvetica стар как этот мир. Но, тем не менее, это гибкий, разнообразный и действительно надежный шрифт. Красота Helvetica в своей нейтральности. Это шрифт, который можно применить для любого стиля презентации, почти как шрифт Chameleon. Если охарактеризовать Helvetica в одном предложении, это прозвучит так: «Четкость и простота» Helvetica был разработан и создан Максом Mидингером и Эдуардом Гофманом в конце 1950-х годов.

Интересно, что Helvetica, первоначально был назван Die Neue Haas Гротеск. Helvetica был чрезвычайно популярен у корпораций. К примеру, корпорация «America Apparel» использует его для своего логотипа. В презентации Helvetica является одним из самых мощных инструментов в коллекции шрифтов и хорошо воспринимается, но при этом не заостряет на себя все внимание, что позволяет сосредоточиться на содержании теста. Его также очень легко читать при любых размерах.

#2 Garamond

garamond-e1440991009217

Этот шрифт, определенно выделяется из многообразия коллекции шрифтов, но подойдет не для всех вариантов оформления презентации, но он обладает многими положительными качествами. Этот шрифт любят профессиональные дизайнеры за чистоту и резкость линий. Garamond имеет очень богатую историю. Клод Гарамонд, французский издатель из Парижа, первоначально создал шрифт и был одним из ведущих дизайнеров шрифтов своего времени.

Оригинальный шрифт был создан для французского короля Франциска I в 1540-х годах. Конечно, было создано много и более поздних версии Garamond, в том числе многочисленные вариации (в попытках улучшить оригинал), такие как индивидуальный вариант шрифта ITC Garamond, под названием Apple Garamond.

#3 Futura

Print

Futura является рубленым шрифтом (что означает, что он не имеет засечки), он был разработан между 1924 и 1926 годами дизайнером шрифта Паулем Реннером. Интересным фактом является то, что для написания текста на памятной доске, оставленной на Луне в 1969 году, использовался именно этот шрифт. Futura как никакой другой из немалой коллекции шрифтов удобен для чтения, и это одна из причин, использовать его в презентации. Это элегантный шрифт, обладающий реальными отличительными особенностями. Особенно хорошо он подходит для заголовков презентации.

#4 GillSans

gill sans

Как никакой другой из коллекции шрифтов Sans Serif, Gill Sans выглядит наиболее дружественным и теплым, не будучи слишком вычурным. Некоторые даже приравнивают его по качеству и свойствам к «британской Helvetica». Gill Sans создан британским художником-графиком и скульптором Эриком Гиллом, вдохновленным шрифтом Джонстона, который использовался для надписей на вагонах в лондонском метро.

Gill Sans был весьма популярен на плакатах и рекламных материалах в конце 1920-х годов. В логотипе BBC по-прежнему используется этот шрифт и по сей день. Gill Sans до сих пор популярен и используется многими дизайнерами по всему миру.

#5 Rockwell

rockwell-poster-51-wo-grids-e1440991031777

Последний, из представленной коллекции шрифтов, но не менее любимый дизайнерами всех времен. Шрифт был разработан в дизайн-студии в 1934 году. Rockwell отличается смелым и сильным начертанием, что придаст вашей презентации особый уверенный внешний вид. Rockwell в основном используется для отображения или выделения особо важных моментов в презентации, например, ключевых тезисов или заголовков.

Правильное использование этого шрифта поможет улучшить восприятие вашей презентации, и усилить влияние на аудиторию.

Источник: slidesign

Психология восприятия шрифтов

Будучи частью фирменного стиля, шрифт ассоциируется с продукцией бренда и является одним из важнейших средств коммуникации компании с потребителями.

Согласно последним исследованиям психологов, правильно подобранный шрифт задает человеку настроение во время чтения текста. В действительности, одно и то же слово, набранное разными шрифтами, будет совершенно по-разному восприниматься. К тому же, необходимо помнить о целевой аудитории, для которой создается рекламное сообщение.

Например, деловые партнеры вряд ли оценят легкий игривый шрифт, а дети не будут в восторге от строгой прямой надписи.

b_5a0fef6f5831f

Влияние шрифта на эмоциональное восприятие потребителем бренда

Психологи выделяют несколько следующих типов шрифтов по их влиянию на настроение потребителей.

Прямые вытянутые шрифты

Сообщают деловое настроение и являются практически универсальными шрифтами. Тем не менее, следует учитывать, что прямой шрифт будет неуместен для немассовой и оригинальной продукции, которую необходимо выделить среди конкурентов. Здесь он может показаться скучным и безликим, если не обыграть его необычным цветовым решением.

b_5a0feff538dd5

Строгие квадратные шрифты

Преимущественно используются в дизайне рекламы промышленных продуктов, технологий и социальной рекламы. Здесь неуместна легкость и простота, эти шрифты призваны настроить человека на серьезность предоставленной информации. Они создают впечатление важности и авторитетности, поэтому рассчитаны на привлечение партнеров по бизнесу и инвесторов.

b_5a0feff56dfe5

Округлые шрифты

Передают чувство комфорта и уюта. В то время как квадратные шрифты выглядят суровыми, округлые положительно воспринимаются как доброе отношение бренда к потребителям.

b_5a0feff5d42eb

Наклонные шрифты с виньетками

Чаще всего используются для рекламы товаров, у которых целевая аудитория девушки и женщины. Наклонные шрифты вызывают чувство легкости и красоты. Так рекламируют салоны красоты, магазины одежды и косметики. Курсив облегчает восприятие информации, и она выглядит менее важной. Поэтому курсивом выделяют примечания и авторские отступления.

b_5a0feff63c22b

Рукописные шрифты

Не подходят для наружной рекламы так же, как и наклонные шрифты – их сложно читать, если выбран большой размер букв. В то же время, они отлично подходят для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность товара или услуги. Рукописные шрифты используют при рекламе адвокатских и консалтинговых услуг, врачебной практики, для написания пригласительных, при проведении политических пиар-акций. Они вызывают чувство доверия и придают большую достоверность информации.

b_5a0feff67e624

Стилизованные декоративные шрифты

Шрифты, выглядящие как граффити или готические надписи, стоит использовать только там, где они будут нести соответствующую смысловую нагрузку. Например, совершенно неуместно использовать готический шрифт для рекламы парикмахерской или детского магазина. В то же время, он будет хорошо смотреться на вывеске тематического бара.

b_5a0feff6af07e

Самые популярные шрифты

1. С засечками: Baskerville, Didot, Garamond, Georgia, Times. Ассоциации: традиционный, утонченный, практичный, формальный.

2. Без засечек: Avenir, Futura, Gill Sans, Helvetica, Verdana. Ассоциации: современный, чистый, геометрический, универсальный.

3. Рукописные: Buttermilk, Edwardian, Isabella, Snell Roundhand, Zapfino. Ассоциации: элегантный, классический, утонченный, стильный.

4. Брусковые: Clarendon, Copse, Josefin, Museo, Silverfake. Ассоциации: современный, модный, дружественный, цельный.

b_5a0feff70b89f

Отличие восприятия шрифта с засечками и без них

Шрифты с засечками (serif) читаются легче в печатных работах. Засечки увеличивают контраст между буквами и делают их отличительными. Так нашему мозгу легче распознать букву. Читая шрифт без засечек, мозг тратит больше времени на то, чтобы опознать букву, потому что ее форма не такая отличительная.

Шрифты без засечек (sans serif) лучше использовать для интернета. Также sans serif шрифт хорошо смотрится в наружной рекламе, так как не теряет своих свойств при увеличении. Его часто используют для того, чтобы привлечь внимание. Шрифт без засечек хорошо смотрится и в маленьком размере, но для основного текста лучше использовать с засечками – он не вызывает быстрой усталости.

40% заголовков интернет-изданий написаны с использованием шрифтов с засечками. 66% сайтов используют шрифт без засечек для основного текста.

Существует мнение, что примером удачно выбранного шрифта является такой шрифт, на который читатель не обращает внимания.

b_5a0feff77d68eb_5a0feff7cf2c7

Восприятие шрифта в составе логотипа

Всего 6% интернациональных брендов используют в качестве логотипа картинку. 56% используют комбинацию текста и изображения, а логотипы оставшихся 37% брендов – это надписи. Таким образом, подавляющее большинство компаний используют текст при создании логотипа. Нельзя пренебрегать значением шрифта и необходимо уделять достаточно времени созданию логотипа с таким шрифтом, который будет лучше всего сообщать человеку философию бренда.

Логотип, где текст помещен в квадрат или круг, ассоциируется с уверенностью, в эллипсе – с творческим подходом. Перевернутый треугольник выглядит как призыв к действию, а диагональное расположение текста ассоциируется со скоростью и стремительностью.

b_5a0feff82ab86

Лучший шрифт для восприятия

63% используемых шрифтов в логотипах компаний – без засечек. Самый популярный среди них – Helvetica. Этот шрифт используется в 21% лого-надписей. Среди них такие крупные компании как Saint Laurent, Comme des Garsons, HBA, colette.

Helvetica считается лучшим шрифтом для восприятия. Мы тоже «примерили» его к нашему логотипу.

b_5a0feff86f762

О чем стоит помнить при выборе шрифта: несколько рекомендаций

  1. Для наружной рекламы подходят жирные крупные шрифты, которые легко читаются и контрастируют с фоном. Если рекламу будут читать с расстояния 5 метров, то буквы должны быть не менее 5 см в высоту.
  2. В одном рекламном сообщении не стоит использовать более трех разных шрифтов. У читателя может возникнуть ощущение разрозненности идей, и он будет плохо воспринимать материал.
  3. Для общей целевой аудитории идеальный размер кегля – 11-12 пунктов. Если целевая аудитория люди 60+ лет, им больше подойдет шрифт 18 кегля и больше. Для рекламного заголовка лучше использовать кегль от 14 до 30.
  4. Текст рекламного сообщения, набранный заглавными буквами, тяжело воспринимается, т.к. читается буква за буквой. Также плохо читается витиеватый шрифт на пестром фоне.
  5. Важную роль играет тот факт, что человек читает не отдельные буквы, а группы букв или все слово целиком. Поэтому шрифты с засечками легче читаются в печатных рекламных материалах – буквы выглядят более раздельно.
  6. Разная длина строк может ускорять или замедлять чтение. Необходимо обращать внимание не только на тип шрифта, но и на расстояние между буквами, строчками и т.д.
b_5a0feff8e2874

Источник: spark.ru

22 правила сочетания шрифтов

Для того, чтобы создать правильную и гармоничную комбинацию шрифтов, есть несколько принципов и методов, которые могут вам помочь.

Указанные ниже способы не являются панацеей, их не обязательно использовать все сразу, просто внимательно прочтите этот список идей и обратите внимание на самые интересные для вас, а затем продолжайте создавать свои собственные сочетания.

На самом деле, здесь нет порядка важности…

1905_1_cover

  1. Комбинируйте шрифт с засечками и шрифт без засечек, чтобы создать контраст. Чем больше стили шрифтов не похожи друг на друга, тем больше у вас шансов создать удачную пару. Шрифты, которые слишком одинаково выглядят,  плохо смотрятся вместе. (Попробуйте совместить Helvetica и Univers, чтобы убедиться на примере, что это плохой вариант). Можно выбрать два шрифта с засечками или два без засечек для создания комбинации только в том случае, если они радикально отличаются друг от друга.
  2.  

  3. Избегайте выбора шрифтов из одной категории, например, рукописные шрифты или брусковые. (Шрифты Clarendon  и Rockwell смотрятся вместе не очень хорошо).
  4.  

  5. Определите каждому шрифту его задачу и придерживайтесь её.
  6.  

  7. Попробуйте шрифты из различных категорий, которые имеют одинаковую высоту строчных знаков и ширину глифов. (Например, Futura вместе с Times New Roman смотрятся плохо, потому что у них большая разница между х-высотой и шириной. )
  8.  

  9. Найдите какие-либо отношения между основными формами. Например, посмотрите на букву «О» в верхнем и нижнем регистре. Круглые и овальные буквы «О» не любят друг друга, поэтому их лучше не сочетать.
  10.  

  11. Сравните начертание шрифтов: оно должно быть разным. (Например, Didot и Rockwell выглядеть очень плохо вместе по многим причинам, но одна из главных — потому что они оба имеют жирное начертание).
  12.  

  13. Используйте разную цветность. Простой способ проверить цветность—это прищурившись посмотреть на блок со шрифтами: главное, чтобы ваш дизайн не превращался в одно размытое пятно, а сохранял визуальную иерархию. Если оба ваши образца шрифтов примерно одинакового цвета, попробуйте поиграть с размером шрифта, межстрочным интервалом, кернингом или замените начертание.
  14.  

  15. Найдите умный способ для создания контраста. Увеличьте трекинг  для одного шрифта и проверьте, как смотрится сочетание.
  16.  

  17. Не пренебрегайте тем, чтобы использовать различные шрифты из одного семейства.  Например, можно выбрать Helvetica Black для заголовка и Helvetica normal для основного текста.
  18.  

  19. Попробуйте сочетать шрифты из одного исторического периода. Это займет немного времени, но оно того стоит.
  20.  

  21. Не забудьте проверить, как смотрится курсивное начертание каждой гарнитуры. Вы можете получить хорошую комбинацию, а затем обнаружить, что курсивы не сочетаются. Не забывайте об этом!
  22.  

  23. Попробуйте свои вариации с большим и меньшим количеством текста. Измените количество текста, чтобы проверить, как шрифты смотрятся вместе.
  24.  

  25. Учите классические шрифты. Распечатайте их и смотрите на них во время обеда. После того как вы выучите все популярные шрифты, подумайте о том, как комбинировать их с другими шрифтами. Так вы сможете быстрее и проще создавать различные пары.
  26.  

  27. Используйте контраст выразительных и нейтральных шрифтов. Если один шрифт обладает выразительным характером (например, жирным начертанием), сочетайте его с нейтральным шрифтом.
  28.  

  29. Найдите любую удачную комбинацию, созданную не вами, обратите внимание на то, что вам нравится и попробуйте понять, почему это работает.  Весь интернет в вашем распоряжении для этого исследования.
  30.  

  31. Бесплатные шрифты — это палка с двумя концами. Многие бесплатные или дешевые гарнитуры часто пропускают важные символы, проблемы начнутся позже, если вы не позаботитесь об этом заранее.
  32.  

  33. Используйте не больше 2 гарнитур. Это даст вам до 8 шрифтов для работы: нормальный, полужирный, курсив и полужирный курсив. Можно добавить третий уникальный шрифт в очень ограниченном количестве, например, в заголовке журнала или в логотипе сайта.
  34.  

  35. Измените размер кегля. Сочетание шрифтов может не согласоваться, но если вы измените размер одного из шрифтов, всё станет на свои места.
  36.  

  37. Избегайте смешивания моноширинных шрифтов с пропорциональными шрифтами. Вы можете попробовать это сделать, но не говорите, что мы вас не предупреждали.
  38.  

  39. Не смешивайте настроение шрифтов. Беззаботный Gill Sans не захочет стоять рядом с деловым Didot, по крайней мере, смотреться вместе они будут плохо. Сочетайте два шрифта с одинаковым или похожим настроением.
  40.  

  41. Следите за удобочитаемостью шрифта. Комбинации шрифтов должны иметь четкие различия для того, чтобы документ мог хорошо читаться. Если не хватает контраста, визуальная иерархия нарушается, и роли, которые вы назначили различным шрифтам не будут ясны.
  42.  

  43. Нарушайте правила. Найдите свой уникальный способ. Не бойтесь экспериментировать, но делайте это разумно!
  44.  

Источник: dejurka

10 практических советов по сочетанию шрифтов

Перевод статьи “Best Practices of Combining Typefaces” от американского дизайнера Douglas Bonneville о том как правильно комбинировать шрифты и на что в первую очередь стоит обращать внимание при подборе шрифтовой пары.


Используйте разную цветность набора

5

Цветность в терминах типографики означает общий вид набора в зависимости от разного размера шрифта, его насыщенности, ширины строки, интерлиньяжа, кернинга и некоторых других факторов. Наиболее простой способ увидеть цветность — прищуриваться, глядя на дизайн, до тех пор, пока вы не сможете уже ничего прочесть, но будете в состоянии воспринимать общую тональность текста.

Если вы будете смотреть, прищурившись, на примеры внизу, вы заметите, что левый вариант сливается в одно неразличимое пятно текста, хотя и немного более плотное внизу. Вариант справа сохраняет свою визуальную иерархию, даже если вы не в состоянии его прочесть. Не имеет значения, как далеко вы находитесь от текста, здесь нет сомнений в том, где расположен заголовок, и куда ваш глаз переместится дальше.

Разумное использование цветности набора усиливает визуальную иерархию страницы, что всегда напрямую связано с восприятием текста и желаемым намерением послания.

Избегайте несопостовимых комбинаций шрифтов

8

Когда в определенных случаях возникает слишком большой контраст из-за абсолютно непохожих шрифтов, это может вызвать визуальный дисбаланс, который будет работать против дизайна в целом.
В левом примере у нас Antique Olive Nord — сверхжирный шрифт — поставлен вместе с Garamond Narrow. Излишне усердный контраст и его эффект очевиден. Во многих случаях этот чрезмерный контраст уже не просто привлекает внимание, а становится прямо-таки нелепым. Он также не помогает хорошему восприятию содержания текста.

Справа Antique Olive Nord был заменен не таким выдающимся Antique Olive Bold. Garamond Narrow можно было бы тоже заменить Garamond нормальной насыщенности, но лучшим выбором после некоторого размышления стал шрифт Chaparral. Chaparral имеет более высокое очко шрифта, чем Garamond, и в целом, более современный и, следовательно, более нейтральный по сравнению со специфическим своеобразием Antique Olive Bold.

Контраст выразительных и нейтральных шрифтов

7

Чистый и читаемый типографический дизайн требует заботливого внимания к намеренно и ненамеренно создаваемому напряжению. Искать нежелательное напряжение необходимо в противоречиях характеров ваших шрифтов. Если один из ваших основных шрифтов обладает сильным характером, то ему в пару может потребоваться дополнительный нейтральный.

В нашем примере в левой колонке Dax Bold стоит в паре с Bernhard Modern. Это плохой выбор, по крайней мере, по двум очевидным причинам, которые мы проанализируем дальше.
Во-первых, у Dax узкие и высокие строчные знаки, в то время как Bernhard Modern обладает одними из самых широких знаков и одну из самых малых высот литер среди популярных классических гарнитур. Во-вторых, Dax — неформальный, современный и яркий шрифт. Это отличный выбор для технических, экспертных, современных текстов. Bernhard Modern, наоборот, классический, спокойный и изысканный шрифт, даже немного интимный. Соедините недостаток взаимосвязи между этими атрибутами и
очень разный характер каждого шрифта, и вы получите плохо функционирующий фрагмент типографического дизайна.

Давайте взглянем на более удачный выбор. В правой колонке Dax Bold соседствует с Caslon. Caslon относится к антиквам старого стиля, но он был усовершенствован и сделан более приемлемым для сочетаний с другими шрифтами. Он удовлетворительно работает с Dax в данном случае. Заметили, как выделяется характер Dax в заголовке, а Caslon отступает и направляет читателя к содержанию текста? В данном контексте Caslon работает хорошо как нейтральный шрифт, поддерживая более пышный Dax.

Как создать шрифтовой контраст?

4

Верный путь запутать вашу типографическую структуру — сделать неявными отличия между ее элементами. К разнице в размере обязательно добавляйте разницу в насыщенности шрифтов для того, чтобы помочь читательскому глазу сориентироваться в вашем дизайне.
В примере слева у нас имеется значительный контраст размеров, но недостаточный контраст в насыщенности шрифтов. Набранный вместе с Minion Bold Myriad Light стремится отступить и теряет визуальный авторитет. Но мы же хотим, чтобы глаз читателя обратился к заголовку, а не к основному тексту, по крайней мере, в самом начале.

Справа для заголовка был взят Myriad Black, а для текста нормальное начертание Minion. Возможно, заголовок немного тяжеловат, но здесь нет путаницы в том, куда читатель должен посмотреть в первую очередь.

У кажого шрифта своя задача

3

Еще один простой способ сочетать несколько шрифтов из различных шрифтовых семейств — придумать систему, в которой каждый шрифт или гарнитура будут играть определенную роль, и придерживаться ее. В следующем примере для имени автора вверху статьи мы использовали жирный Akzidenz Grotesk, набранный прописными. Затем мы взяли жирное начертание Rockwell для заголовка статьи. Шрифт для вступления и основного текста — Bembo разных размеров. Ну и наконец, мы набрали подзаголовок Akzidenz Grotesk Medium.

Мы отдали заголовки, которые требуют внимания, наиболее выразительному шрифту Rockwell и отодвинули на задний план консервативное сочетание гротеска в подзаголовке и антиквы в основном тексте, о котором мы говорили ранее. Но даже в этом случае, у нас присутствует большое разнообразие размеров, начертаний и задач среди выбранных шрифтов.

В целом было использовано 4 начертания из 3 гарнитур, и все они составили хорошо работающую связную систему, потому что каждому шрифту была присвоена и очень четко определена своя роль в типографической иерархии. Когда сомневаетесь, определяйте задачу!

Избегайте сочетания шрифтов, принадлежащих одной группе

2

Шрифты из одной группы, но различных шрифтовых семейств, могут легко создать диссонанс, если их поставить рядом. Их яркая индивидуальность не позволит им мирно ужиться и создаст типографическую грязь, если не уделить этому соседству достаточного внимания.
В первом примере слева заголовок набран жирным начертанием Clarendon, который является брусковым рубленым (или египетским). Основной текст набран Officina Serif, который тоже брусковый рубленый шрифт. Шрифты этой группы обладают яркой индивидуальностью, и они занимают доминантную позицию везде, где их применяют. Ставить их рядом значит создавать ненужное и некрасивое напряжение.

Теперь посмотрим на пример справа. Тот же заголовок с жирным Clarendon теперь стоит вместе с нейтральным New Baskerville в основном тексте. New Baskerville, очень гибкая переходная антиква с большой шириной строчного знака, отлично сочетается с тяжелым Clarendon. В то же время он отходит на задний план и позволяет Clarendon проявить весь свой индивидуальный характер. В результате мы получаем отлично работающую комбинацию.
Вначале лучше выбирать шрифты из разных групп, чтобы избежать ненужного напряжения в дизайне и типографике в дальнейшем.

Как сочетать шрифты? Гротеск плюс антиква

1

Вне всякого сомнения, это самый популярный прием шрифтового сочетания — антиква в заголовке и гротеск в качестве наборного текстового шрифта. Это классическое сочетание, и здесь практически невозможно ошибиться.

В примере внизу слева — это стандартный газетный макет — Trade Gothic Bold No.2 поставлен вместе с Bell Gothic. Это два гротеска. Тем не менее, у них очень разный характер. Когда мы сталкиваемся с проблемами между заголовком и основным текстом, тут можно вспомнить хороший прием, который заключается в том, чтобы не привлекать излишнего внимания к индивидуальному характеру каждого шрифта. Trade Gothic, пожалуй, строгий шрифт. Bell Gothic, наоборот, гораздо более динамичный и выразительный.

Ставить эти два шрифта рядом значит создавать ненужный конфликт в дизайне. Trade Gothic хочет обратиться к фактам, а Bell Gothic желает развлечься. Это напряжение вряд ли было целью дизайнера, и его лучше избегать.

Теперь посмотрим на пример справа. Мы заменили Bell Gothic представительным Sabon. Sabon — это антиква, и он очень хорошо работает рядом с Trade Gothic. Этим шрифтам присуща мощная чистота и отлично читаемые благодаря большой высоте строчных литер знаки. Оба шрифта служат одной и той же задаче и поэтому представляют собой прекрасную комбинацию.

Не сочетайте шрифты с разным настроением

6

Одной часто допускаемой типографической ошибкой является отсутствие понимания настроения, присущего шрифту. У шрифтов есть индивидуальный характер. Он может немного меняться в зависимости от контекста, но несильно. Одна ошибка в распознавании характера шрифта может стать двойной, если добавить к одному плохо выбранному шрифту такой же другой!

В левом примере мы соединили Franklin Gothic Bold с Souvenir. Общее впечатление от Franklin Gothic — мужественный, крепкий, мощный, но с тонким ощущением элегантности и значительности. Он не привлекательный, а функциональный. С другой стороны, Souvenir — живой, немного легкомысленный и отстраненный, и очень красивый. Эти два шрифта подходят друг другу как гвардеец Букингемского дворца, который с сознанием долга равнодушно взирает на маленькую шаловливую девочку, которая у его ног пытается вызвать его улыбку. Это смешение двух разных настроений просто недостаточно хорошо работает. Оно привлекает внимание к самой типографике, а не смыслу текста, в результате чего получается плохой дизайн.

Справа мы нашли для Souvenir более дружелюбного соседа. У Futura Bold много разных характеров, но он более подходит Souvenir по нескольким причинам. Во-первых, у обоих шрифтов одинаковая высота строчных. У них широкие знаки и очень округлые буквенные формы. Оба шрифта выглядят немного, но не чересчур причудливо. Ни один не доминирует над другим. Оба в данном примере создают веселое и приподнятое настроение. Нет ощущения излишнего напряжения.

Будьте проще — используйте только две гарнитуры

9

После всех попыток найти среди огромной шрифтовой библиотеки «самую лучшую комбинацию» часто можно легко забыть о более очевидном и простом решении: остановиться на классическом сочетании антиквы и гротеска.
В примере, приведенном ниже, мы построили четкую визуальную иерархию, добились большого разнообразия и достигли стойкого ощущения интересного типографического цвета и в то же время повысили читабельность текста. Но все это было достигнуто с помощью лишь двух гарнитур. Между тем, мы использовали в итоге пять шрифтов: три Helvetica Neues и два Garamond.

Почему это так легко работает? Здесь имеют значение несколько факторов. Во-первых, используя разные начертания одной гарнитуры, мы достигаем высокого уровня визуальной совместимости, даже не задумываясь над ней. Во-вторых, мы выбрали проверенные комбинации, используя классический нейтральный заголовочный шрифт и классический нейтральный шрифт для основного текста.

И Helvetica Neue, и Garamond обладают выразительной, но нейтральной индивидуальностью, и они могут связать воедино сложные макеты, поскольку мы создали четкую визуальную иерархию. Великолепных результатов с минимумом усилий можно достичь, если установить правила и четко следовать им, используя правильные шрифты.

Используйте разные размеры кегля

10

Мы оставили один из самых простых принципов напоследок: используйте разные размеры кегля, чтобы добиться контраста и выразительности.
В примере слева заголовок и основной текст сливаются друг с другом в одно неясное пятно текста. Используйте метод прищуривания, о котором мы писали выше, и посмотрите на левый образец, а потом так же, прищурившись, посмотрите на правый и заметьте явную разницу, несмотря на то, что картинка остается размытой.

Справа у нас два тех же самых шрифта, но разных размеров.TheMix Italic был сильно увеличен, в то время как New Century Schoolbook был уменьшен до читаемого и более вспомогательного размера.

Использование разных размеров помогает выстроить типографическую иерархию, а также добиться разнообразия типографической цветности.

классификация шрифтов - это... Что такое классификация шрифтов?

 

    В настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, поэтому любая схема отражает личное мнение ее составителей. Наша классификация - не исключение; не удивляйтесь, если обнаружите, что она отличается от тех классификационных таблиц, которые дают другие источники.

    Классификация шрифтов ParaType основана на классическом подходе, совмещающем морфологические, функциональные и исторические аспекты. Поэтому разделы "Антиква" (морфологическая характеристика), "Акцидентные" (функциональная характеристика) и "Старославянские" (историческая характеристика) располагаются на одном уровне. Такой подход не совсем научен, однако для пользователей шрифтов он является традиционным и привычным.

 

Антиква

    Антиквенные шрифты. Это шрифты с засечками. Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. В дальнейшем форма латинской антиквы развивалась: на смену антикве старого стиля (конец XV – начало XVIII в.в.) пришла переходная антиква (начало XVIII – конец XVIII в.в.), которая сменилась антиквой нового стиля (конец XVIII – начало XIX в.в.), кроме того, в начале XIX в.появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.

Антиква старого стиля (Ренессансная)

    Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов. Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.

Переходная антиква

    Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. Антиква барокко и современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы.

Антиква нового стиля (Классицистическая)

    Эти шрифты появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо-шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.

Шрифты в латинском стиле

    Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.

Брусковая антиква

    Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон. Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

 

Гротески или Рубленые шрифты

    Шрифты без засечек. Называются также рубленые шрифты, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески

    Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески

    Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Геометрические гротески

    Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические гротески

    Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Антиква-гротеск

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Другие шрифты без засечек

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

Акцидентные и декоративные шрифты

    К этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например, Модерн, Ар Деко, оп-арт [optical art — оптическое искусство], контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

Исторические стили

    Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

Декоративные

    Сюда относятся декоративные шрифты, предназначенные для акциденции, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративности. Кроме того, сюда относятся специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящихся к другим группам классификации.

Машинописные и моноширинные шрифты

    Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковыми ширинами знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные для имитации машинописного текста и для акциденции.

Компьютерные и экранные шрифты

    Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.

Экспериментальные шрифты

    Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» шрифты и др.

 

Рукописные и каллиграфические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи).

Ширококонечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером. Получили распространение с конца XIX века, когда английский художник и каллиграф Эдуард Джонстон (Edward Johnston) возродил средневековую технику письма ширококонечным пером, на основе которой был выработан почерк итальянских гуманистов, легший в основу печатной антиквы.

Остроконечное перо

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо остроконечным стальным пером. Получили распространение с XVIII века в Англии после изобретения гравюры на металле и литографской печати, поэтому также называются «английская каллиграфия». Первоначально контрастный связный почерк с нажимами, росчерками и тонкими волосными штрихами, затем появились полусвязные и несвязные варианты. До середины ХХ века этому почерку в России обучали в начальной школе.

Кисть

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо мягкой кистью. Существует множество связных и несвязных вариантов, обычно контрастных.

Монолинейные рукописные шрифты

    Акцидентные шрифты, имитирующие письмо инструментом без нажима, например, круглоконечное перо, жесткая кисть, карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д. Существует множество связных и несвязных вариантов.

Имитации почерка

    Акцидентные шрифты, имитирующие почерк конкретного человека, в том числе знаменитых писателей, художников, рок-звезд или других деятелей.

 

Готические шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Текстура

    Хронологически первый вид готического письма (с XIII века) и первый наборный шрифт Гутенберга (середина XV века). Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. Строчные узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы короткие. Прописные достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных.

Швабахер

    Промежуточные между текстурой и ротундой формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии швабахер (швабское письмо), известны с XV века. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и бастарда. Строчные относительно широкие с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. Прописные обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов.

Ротунда, или круглоготическое письмо

    Вид готического письма, появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами. Строчные часто разноширинные – узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре, с большим количеством круглых элементов.

Фрактура

    Вид готического письма, появившийся в Германии в начале XVI века и широко применявшийся до середины ХХ века. Строчные узкие с двумя изломами, относительно крупные, множество каллиграфических форм с росчерками и завитками. Круглые строчные обычно имеют с одной стороны вертикальный штрих с двумя изломами, а с другой криволинейный штрих с одним изломом. Верхние выносные элементы часто имеют раздвоенный конец, нижние выносные элементы острые. Прописные широкие и очень сложные по форме, с большим количеством круглых элементов, каллиграфических росчерков, точек и завитков.

Унциал

    Шрифты, основанные на рукописном унциале. Этот почерк впервые появился в Риме в V веке и получил широкое распространение в раннем средневековье по всей Западной Европе, включая Англию и Ирландию. Начиная с Х века, применялся в торжественных случаях как вид прописного письма в комбинации сначала с каролингским минускулом, а затем с разными видами готических почерков. Декоративные формы унциала, применявшиеся как прописные для заголовков и инициалов в средневековых рукописях и печатных изданиях, назывались ломбардские версалы, поскольку появились в северной Италии (Ломбардии) в XI веке. Прописные знаки широких пропорций, часто с заменой части вертикальных штрихов дугами и кривыми. Для позднего унциала характерны также значительный контраст, тонкие острые засечки, а также многочисленные каллиграфические окончания и росчерки.

Другие готические шрифты

    Другие шрифты и их варианты, основанные на готических почерках и наборных шрифтах, а также их поздние акцидентные и декоративные стилизации.

 

Старославянские шрифты

    К этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV-XVI века повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Устав

    Ранняя форма кириллического письма, известная с XI века. Крупный медленный торжественный маюскульный шрифт. Имеет почти квадратные пропорции, значительный контраст, основные штрихи вертикальные с небольшими засечками, длинные выносные элементы. Прямые буквы достаточно широкие, а круглые узкие, остроконечные с двойным изломом. Строчные отсутствуют. Поздние формы устава (XIV-XV века) имеют более угловатые формы, а сам почерк становится менее разноширинным и более мелким. Начинают применяться сокращения, лигатуры и надстрочные знаки.

Полуустав

    Более скорописная форма устава, известная с XIV века. На основе рукописного полуустава в XV-XVI веках были разработаны первые наборные кириллические шрифты, форма которых с небольшими изменениями сохранилась в употреблении до сегодняшнего времени. В полууставе начинают применяться прописные и строчные буквы. Знаки более мелкие и узкие, менее контрастные, основные штрихи слегка изогнутые, много лигатур, сокращений и надстрочных знаков. В строчных практически отсутствуют засечки, очко мелкое, длинные выносные элементы. Прописные крупные и узкие, в наборных шрифтах, как правило, стоят ниже линии шрифта строчных.

Скоропись

    Более быстрый почерк, появившийся в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур.

Вязь

    Рукописная вязь – декоративное письмо для книжных заголовков. Появилась в византийской книге в XI веке, в русской книге с конца XIV века, но расцвета достигла на Руси в XVI веке. Один из основных приемов построения вязи – мачтовая лигатура, когда соседние вертикальные штрихи расположенных рядом букв сливаются в один штрих. Часто соседние буквы помещаются одна над другой и связываются общим штрихом, также меньшая буква помещается внутри большей, в результате буквы сливаются в непрерывную орнаментальную ленту. Вязь с трудом поддается переработке в наборную форму из-за общего лигатурного характера.

Варианты старославянских шрифтов

    Поздние акцидентные и декоративные стилизации на основе исторических форм старославянских шрифтов.

 

Неалфавитные и символьные шрифты

    К этой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).

Наука и техника

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора научных и специальных изданий по различным отраслям человеческой деятельности.

Работа и отдых

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора журнальной и газетной рекламы, журнальных и газетных иллюстраций, путеводителей, справочников и популярных изданий.

Клавиатурные символы

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора клавиатурных схем.

Орнаменты и бордюры

    Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора орнаментов, рамок, бордюров, тангиров, виньеток и других наборных украшений.

Политипажи

    Комплекты изображений предметов, существ, растений, животных, пейзажей, ситуаций и т.д.

Другие неалфавитные шрифты

    Не попадающие в предыдущие группы.

 

• • •

 

Шрифтовая терминология. 2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *